Подписаться на обновления
16 июняВоскресенье

usd цб 64.4326

eur цб 72.6993

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Павел Руднев   среда, 5 августа 2009 года, 10:28

Междуречье
Итоги театрального сезона — 2008/2009 по версии Павла Руднева. Министр культуры как антиперсона


Сцена из спектакля в постановке режиссера Римаса Туминаса "Троил и Крессида" // Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Грешащий против театра и тут же кающийся, но ни разу не объяснивший, не аргументировавший своих поступков министр культуры России Авдеев — антифигура года. Случайный человек не на своём месте, допускающий случайные поступки, манипулируемый всеми ветрами.

Кризисный сезон в жизни страны породил и кризисные явления в московском театре — в остервенелых и неловких взаимоотношениях между театральными структурами и государственной властью, желающей контролировать искусство.

Но делающей это столь неумело и неумно, что любое телодвижение вызывает неправильные реакции. Скандальный воздух вокруг театра искусству явно не помогает — сезон был бледный, тяжёлый.

Но всё же и в нём было что-то интересное, заметное, яркое, взрывное.

Спектакль-событие: «Троил и Крессида» в Театре имени Вахтангова

Главные события в театральной Москве формируют иностранцы — и работающие в столице, и прибывшие в неё с визитом, гастролями и фестивалями.

Режиссёр Римас Туминас пришёл в Вахтанговский театр побеждать, хотя, очевидно, заранее знал, что проиграет. Собственно говоря, этим предвосхищением близкого фиаско и встречали большинство газет весть о назначении литовца главою статусного академического театра федерального подчинения. Римас Туминас принимал Вахтанговский театр (чего уж там стыдиться формулировок) в разбитом состоянии: длительные годы художественного безвластия, отсутствие авторской режиссуры, актёрский организм, парализованный враждою кланов, и наследие, обязывающее привязываться к вахтанговскому канону как к священной пустоте, значащей нечто до такой степени расплывчатое, что из рук выскальзывает.

Само по себе — повод к раздумьям, почему да отчего варяги в Москве становятся самыми главными ньюсмейкерами. Возглавивший статусный Вахтанговский театр, отчего открытый критике и травле рискованный литовец Римас Туминас идёт к трудной, ответственной победе, поскольку понимает, что радикал в стане унылого традиционализма не выживает.

И первый свой спектакль ставит — о войне , о самой знаменитой войне Вселенной — Троянской. Но ставит спектакль не о геройстве и бравых солдатиках, а вместе с автором пьесы Уильямом Шекспиром высмеивает дух и смысл кровавой резни.

Мы видим героев Троянской войны в быту — занятых в основном собственным имиджем, диалогами с «пиарщиками» и «визажистами» или волочением за женщинами.

Именно о трудной и во многом пирровой победе сегодня ставит Римас Туминас спектакль — о Троянской войне, где победа и проигрыш иллюзорны, как призрачен и сам повод к войне.

Это очень красивый, живописный спектакль, полный злого сарказма и доброго юмора, естественной красоты и красоты перевёрнутой, перверсивной.

На сцене — не только полноценные актёрские работы (с десяток приличных, серьёзных ролей), но ожившие картины: спектакль хорош прежде всего пиршеством для глаз.

Долгое время Вахтанговский театр, полный самых уважаемых актёров-мэтров, попросту терял свою молодёжь — из театра уходили и не возвращались, а те, кто оставались, реализовывались на других площадках.

Но и тут Туминас побеждает: на сцене молодая часть труппы. Им наконец-то дали работу. Нам надо беречь людей, пусть варягов, которые твёрдо знают, что делать с репертуарным театром, как его выводить из кризиса.

Режиссёр сезона: Алвис Херманис, «Рассказы Шукшина», Театр наций

В шумном проекте Театра наций с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой именно режиссёр, автор идеи, идеолог, оказался наиболее сильной частью.

Молодой рижанин Алвис Херманис, к творчеству которого сегодня привлечены пристальные взгляды мирового театрального сообщества, каждый спектакль которого становится событием в программах лучших всемирных фестивалей, поразил Россию ею же самой.

На такое способен только варяг: вытащить из закромов что-то до такой степени известное и, возможно, даже затёртое и показать феномен в новом свете.

Самый важный итог — избавление Шукшина от клейма писателя советской эпохи, Херманис пытается утвердить его вневременное значение. У артистов Театра наций есть стремление узнать в бытовом, будничном национальное — дух отечества нам не чужой, далёкий и враждебный, а свойский, родной.

И эта очень простая мысль, которая в последние годы вызывала стойкое сомнение, вдруг заиграла в театре с внятной очевидностью. В «Рассказах Шукшина» есть не только узнавание России, но и её признание, утверждение.

Актёры не играют в натуральной атмосфере алтайской деревни — жизнеподобие было бы слишком простой задачей. Фон для театральной игры в Шукшина — это фотографические щиты художника Моники Пормале, и это не унылые бытовые алкогольные чёрно-белые снимки, транслирующие пафос, гамму и интонацию социального пейзажа.

Это фотографии яркой, сочной, цветастой, пышущей жизнью деревни — одной абсолютно счастливой деревни в России. Взгляд художника любит, лелеет Россию, её людей, её простоту, её гуманитарность.

В такую Россию заставляет нас поверить чужак Херманис.

Лучшая мужская роль: Игорь Лизенгевич в спектаклях курса Сергея Женовача в РАТИ

В этом сезоне все большие театры переплюнул дипломный курс Сергея Женовача, который показывал крайне интересные выпускные спектакли в Российской академии театрального искусства (ГИТИСе). На очень крепком, цельном курсе выделяется Игорь Лизенгевич — актёр, изумительным образом сочетающий в себе неврастеничность и сарказм, трепетную человечность и зацикленность мономаньяка.

Зеркально отражая географически и исторически далёкий от нас мир, Херманис утверждает духовную близость. Предлагает узнать себя в героях Шукшина и слиться с ними, восстановить единство нации, если угодно. На радикально оранжевых стенах Рижского молодёжного театра у себя на родине Алвис Херманис радикально начертал различные воззвания, среди которых есть и такое: «Life, not life style», то есть «Жизнь, но не стиль жизни». И эта формула более всего подходит к спектаклю «Рассказы Шукшина»: торжество жизни, человеческой природы как таковой и едва ли не приказ освободиться от условностей, манерностей, одежд, разделяющих нас и искусственно делающих Россию и Москву антагонистами. Полюбить Россию в себе призывает нас Херманис, и вроде как этот лозунг, который мы привыкли считать фальшивым, идеологическим, из уст радикального латыша почему-то кажется точным.

Его Алексей Каренин и его Кириллов в «Бесах», наверное, лучшее, что предложил московский сезон. На этих спектаклях потихонечку скапливалась неленивая театральная Москва, спешащая раньше всех протрубить об обнаружении молодого таланта.

В спектакле «Лев Толстой. Сцены» студенты дают фору любому крупному театру в умении показать сложность жизни, сложность человеческого контакта.

Актёр вечера — Игорь Лизенгевич, который играет Алексея Каренина в совершенно изумительном стиле, когда артист сперва превращает своего героя в тупую самоходную машину, а затем постепенно показывает нам, как вочеловечивается, обретает плоть и кровь человек-машина вследствие эмоционального удара, нанесённого самолюбию чиновника женой Анной и её связями.

А его Кириллов в «Бесах» из больного русского мальчика, униженного нищетой и бездеятельностью, потерянностью и безбожием, обретает суровую философичность, убеждённость и особую праведность своих дичайших, невоспитанных мыслей. Лизенгевич вызывает жалость к самоубийце, жалость к мощнейшему самосознанию, не способному выбраться из противоречий своей крутой и бесплодной мысли.

Не менее интересны были Евгений Редько в «Портрете» (Российский молодёжный театр, режиссёр Алексей Бородин) и Сергей Сосновский в роли Сарафанова («Старший сын», режиссёр Константин Богомолов, Театр п/р О. Табакова).

И обе эти роли — с серьёзным религиозным звучанием. Редько играет гоголевскую тему сопротивления злу в личном творческом посыле, тему святости художника и искусства, его соблазняющего. Сергей Сосновский играет Сарафанова идеалистом-неудачником, не способным удержать детей в руках своих и убедить их в правильности пути.

Актёр выходит не только на тему советского прошлого, к которому должны прийти блудные сыны из настоящей действительности, но и на тему Отца небесного, у которого закончились аргументы.

Лучшая женская роль: Мария Аронова — Елена, «Троил и Крессида»

Ничего лучше пятнадцатиминутного выхода Марии Ароновой в «Троиле и Крессиде» назвать невозможно.

Актрисе, скажем прямо, редко везло на встречу с первоклассной режиссурой, хотя всё равно в каждом своём спектакле она становилась главным объектом интереса, переводя любую режиссёрскую мысль на свою сторону.

Аронова в спектакле Туминаса появляется на несколько минут в конце первого акта, и её королевское явление — явление Елены, зачинщицы военного конфликта, — повергает зрителя в священный трепет.

Какой должна быть античная красота, чтобы стать поводом к раздору? Исключительной, и эта исключительность — в теле Елены, радикально отличающемся от канона античной статуи.

Режиссёр Римас Туминас раздевает Аронову, но мы видим иллюзию обнажённости — костюм очаровательной розовой толстушки, бесстыдно демонстрирующей свои вызывающе округлые формы.

Огненно-рыжая воительница, пожароопасная, ядовитая, она знает твёрдо, что мужчины доведут себя до самоисступления из права просто лицезреть её аномальную красоту.

В этом уютном жарком теле ворочается вирус вражды, Ароновой удаётся блистательно сыграть бесстыдство женщины, уверенной, что её тело стоит любых жертв.

Лучший детский спектакль: «Папа всегда прав» по Андерсену, театр Credo (Болгария)

Спектакль знаменитого софийского театра «Кредо» был показан на фестивалях «Большая перемена» в Москве и «Я — мал, привет» в Новом Уренгое.

Болгары произвели и там, и там сенсацию: сказка Андерсена «Что скажет муженёк, то и ладно» сыграна намеренно просто — декорация из комьев ваты, напоминающей снежные заносы; остальные предметы, нужные артистам, составляются из пяти бамбуковых палочек.

Артисты Нина Димитрова и Васил Василев, умело имитируя стиль любительского театра, разыгрывают сценку о старике и старухе с небывалой, экстраординарной славянской нежностью.

Сказка о том, что нищета — не помеха для счастья, о том, что лепить любимого человека по своему образу и подобию не только можно, но и нужно, о том, что, наконец, всё будет в порядке, если два человека любят друг друга.

На фоне сверхусложнённого, аттракционного, техногенного современного театра эта незатейливая, простодушная история-безделица, сыгранная для ребёнка и во имя его, выглядит тёплым воспоминанием о театре самодеятельном, домашнем, дачном, уютном.

Открытие сезона: драматург Павел Пряжко

Пожалуй, впервые за многие годы современный драматург стал едва ли не самой обсуждаемой персоной сезона. Собственно говоря, Пряжко был открыт новодрамовским сообществом давным-давно — ещё с первой в его жизни премией «Евразия», когда белорусский феномен современной пьесы был впервые заявлен.

В этом году Пряжко признало театральное сообщество, широкое и разномастное. Пьеса сезона — его «Жизнь удалась», которая поставлена Михаилом Угаровым в Театре.doc при деликатном обхождении с текстом — жанр читки, в котором спектакль создан, предоставляет зрителю текст как текст с чтением ремарок и сохранением авторского смысла, словно бы это хрустальная ваза в скользких руках.

Пряжко, пишущий текст о намеренно приземлённой жизни, о гопоте, изучает язык «особей», как изучают повадки животных. Наблюдения за языком, умение услышать в нечленораздельном бормотании глубокие смыслы составляют главную прелесть и главный труд драматурга.

Это спектакль о зоне молчания и о потере языка, о редукции, экономии смыслов, о западании речи, о тупиках речи — то, что сегодня происходит на территории самосознания, реализующего себя в словесной игре.

Пьеса Пряжко — триумф неопозитивизма. Веер эмоций и полнота чувств, выраженные при минимуме слов, эта пьеса — в физиологических реакциях. В ремарках — издёвка над русской психологической актёрской школой, принуждающей мучиться, выделываться и изображать сложно и эффектно то, что можно описать в двух словах.

Спектакль о низах жизни, о «жизни одноклеточных» (по выражению критика) становится испытанием и для смотрящих: в этих простейших реакциях мы узнаём самих себя, и отличие — только лишь в усложнённости, в культурном слое, заставляющем нас действовать в тех же ситуациях более сложно, с бэкграундом.

Пряжко, как ни пытается оказаться бесстрастным хирургом и учёным, живописует вместе с тем и подлинность человеческой муки, в которой все равны, и своеобразный трагический любовный тупик, выраженный максимально физиологически.

Это катарсис, поданный телесно. Да, жизнь удалась, но без любви удача как проигрыш и тяжёлое похмелье.

Эйфория сезона: победа Ивана Вырыпаева и Василия Сигарёва на «Кинотавре»

Когда видишь портрет Василия Сигарёва и Яны Трояновой на главной полосе официозной газеты «Культура», понимаешь, что что-то меняется, что-то может в культуре измениться и на порог, на который раньше не пускали, челядь приходит сразу через парадный вход.

Завершающийся сезон наглядно иллюстрирует общую ситуацию столичного театрального процесса: редкие вспышки красоты и яркости на фоне рыхлости и монотонности.

Драматурги, люди театра, пришли в кино и сделали там революцию, отчасти перенеся навыки театрального эксперимента на новый технологический уровень.

Чем воздействуют драматурги? Новым представлением о естественности, свежестью, эстетическим радикализмом, нарушением законов жанра кино, которое позволяется только неофитам. Безоговорочная победа двух людей театра на смежной территории — это прежде всего триумф движения современной пьесы, но и горечь от миграции мозгов.

Полупризнанные в театре, не способные существовать на мизерные гонорары, которые приносит театр, драматурги ищут новые территории и находят их там, где внимание к молодым, к их голосу, к их слову, к их дерзновению более серьёзно.

Это дурной звоночек в сторону театра, глухого к переменам, новым идеям и людям.

Книга сезона: «Таиров» Михаила Левитина в серии «ЖЗЛ»

Глава Камерного театра Александр Таиров, один из пяти великих режиссёров первой половины XX века, сделавших русский театр мировой знаменитостью (ещё — Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Вахтангов), наименее изученная фигура.

Книг о Таирове ничтожно мало, если говорить честно — почти нет. Раз театроведы о Таирове не пишут, то пусть напишет действующий режиссёр, сказал сам себе Михаил Левитин, глава московского авторского театра «Эрмитаж», а также признанный прозаик.

Книга удалась. Это беллетризованная биография — насыщенная фактическим материалом, она проходит вскользь по знаменитым спектаклям Таирова, не слишком углубляясь в художественные достоинства и детали работ режиссёра-эстета, но довольно внятно и жестковато описывает путь мытарств уникального художника.

Таиров прошёл сложный путь, всё время теряя свои театры, начиная заново, с нуля. Судьба Таирова может подсказать алгоритм поведения в эпоху кризиса — как жить и работать под регулярной угрозой закрытия и уничтожения своего театра.

Прорыв сезона: режиссёрско-драматургическая лаборатория «On.Театр» в Санкт-Петербурге

Милена Авимская, Дмитрий Егоров и Гарольд Стрелков сделали революцию в своём городе под крышей Театра имени Ленсовета — большой театр решился на непростой и нехарактерный для Петербурга эксперимент: заявить о новом поколении режиссёров.

В Петербурге это чувствуется особенно остро — в городе отсутствует инфраструктура, приводящая театральную молодёжь к вершинам истеблишмента.

Большие театры большей частью представляют собой закрытые бронированные структуры. Лаборатория «On.Театр» — это попытка освоить на петербургской территории московские технологии, где при всех «но» молодому художнику, маргиналу есть куда податься.

Лаборатория собрала несколько десятков молодых безработных режиссёров. Каждый выбрал по современной пьесе и сделал эскиз спектакля, почти полноценную работу.

Спектакли показывали при переаншлагах, дальше были серьёзные многочасовые обсуждения и дискуссии, где выступали и критики, и зрители. Важно, что в Петербурге состоялось настоящее театральное событие — пассионарное, взрывное, качественное, страстное, неформальное, неминистерское.

Петербургский опыт — это прецедент для прочих городов и театров. Сегодня молодым крайне тяжело встроиться во взрослые игры — вакансий в театре почти нет. Обновление и омоложение сцены возможно с помощью подобных лабораторий.

Раскол сезона: смерть фестиваля «Новая драма»

Михаил Угаров, Елена Гремина, Эдуард Бояков — учредители «Новой драмы» — объявили о роспуске своего фестиваля, заранее предупредив, что это событие — не конец движения современной пьесы.

Теперь главные фигуранты делают дело порознь, в меру своего уже различающегося представления о том, как надо. Идеологи-драматурги и их продюсер не договорились, куда и как двигаться дальше, но вместе с тем создали удивительный прецедент, как можно бескровно и спокойно закрыть актуальный проект, не для дни его существования в бессмысленности.

Собственно говоря, последние несколько фестивалей уже свидетельствовали о кризисе его идеи, и подобный естественный распад, о котором очень честно и открыто заявили создатели, ознаменовал, наверное, самое важное в движении современной пьесы сегодня — смену революционного подхода на эволюционный.

Разочарование сезона: «Бог резни» Ясмины Реза, режиссёр Сергей Пускепалис, театр «Современник»

Во главе с парвеню Куснировичем и его дурновкусным фестивалем «Черешневый лес» театр «Современник» скатился к уровню антрепризы, провинциального чёса — зрелище попроще, потупее, поэлитнее.

Смешим любыми средствами. Только бы зритель не задумался, только бы не засомневался, только бы не заскучал, только бы не загрустил. Туалетный юмор, шутки про мёртвых хомячков, искромётная комедия, премьера как светское событие с порядком поднадоевшими лицами Первого канала, которые «Современник» привычно выставляет как щит против любой критики.

Тема сезона: другой театр

Театральная Москва живёт фестивалями. Москва последних лет — благодаря Чеховскому фестивалю, фестивалю NET, «Золотой маске» и множеству других — действительно стала столицей мирового театра: здесь можно увидеть всё то, что показывают на лучших сценах Европы.

Фестивали прививают вкус к другому театру, инаковому, отличному от русского психологического, исключительно словесного и логоцентрического, который доминирует на академических сценах.

Фестивали расширяют диапазон зрелищ и, безусловно, будут влиять на будущее нашего театра, на его раскрепощение. И первым номером тут — идущий сейчас в Москве Международный Чеховский фестиваль, посвящённый в основном синтетическому жанру — новому цирку, современной хореографии, театру-хеппенингу, театру художника.

Бесследно такая инъекция альтернативного театра пройти не может, а это означает, что театральную Россию скоро ждёт развитие подобных жанров: от энвайронмент-театра (театрального действа в нетеатральных помещения) до любых форм пластических невербальных зрелищ.

И это невероятно ценно: пусть расцветают все цветы.

Антиперсона сезона: Александр Авдеев

В этой номинации можно было бы подобрать множество имён, но всё меркнет перед глобальными провалами Министерства культуры РФ в деле Театра имени Вахтангова и Российской академии театрального искусства, а также во множестве других акций.

Грешащий против театра и тут же кающийся, но ни разу не объяснивший, не аргументировавший своих поступков министр культуры России Александр Авдеев — безусловно, фигура года в этой номинации. Случайный человек не на своём месте, допускающий случайные поступки, манипулируемый всеми ветрами.

Революция года: трёхдневный бунт в Российской академии театрального искусства

Если так можно выразиться, то персона года — это само театральное сообщество, показавшее невиданное доселе единение и единодушие, корпоративный патриотизм и умение самоорганизовываться, — трёхдневный бунт в ГИТИСе ещё долго будет значить что-то очень важное, если не самое важное, для всех нас, деятелей театра.

И что самое ценное — до сих пор нет никакой оторопи, нет ощущения горечи после победы. Всё сделано правильно.

Тенденция года: маргинализация театральной жизни

Что можно назвать творческими удачами этого московского сезона? Менее всего — спектакли больших репертуарных театров. И более всего — события на крошечных сценах неглавных театров, спектакли неглавных режиссёров, незнатных трупп.

Иностранцы и студенты, фестивали и гастроли делали этот сезон интересным. Большие театры просто стояли на своём месте — это в лучшем случае, в худшем — ввергались в вакханалию беззастенчивого гламура вроде фестиваля «Черешневый лес».

Ожидания сезона

В будущем сезоне Комитет по культуре города Москвы, скорее всего, не будет выделять средства театрам на постановочные расходы.

Неофициально так и было сказано: мы сохраняем ставки, зарплаты и коммунальные льготы, но на новые постановки зарабатывайте сами. Интересно будет узнать в будущем сезоне, что такое профессия театрального критика в кризис, без премьер.

Знающие люди говорят, что в будущем году бюджет культуры будет сокращён на 30%, через год — на 50%. На этой оптимистичной ноте мы и закрываем занавес сезона.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев






 

Новости

Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.