Подписаться на обновления
21 ноябряВторник

usd цб 59.2746

eur цб 69.6654

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Право автора  Открытая библиотека 
  пятница, 21 января 2011 года, 09:00

Маркус Хинтерхойзер: «Предложения дирижёров? Не моя работа»
Руководитель Зальцбургского фестиваля: «Интересно показать музыкальный процесс в его непрерывности…»


Маркус Хинтерхойзер // salzburgerfestspiele.at
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





«В этом году фестиваль посвящён теме власти и её связи с музыкой. Какое отношение эта тема имеет к Шостаковичу, вы, вероятно, знаете лучше меня, так что о предполагаемом «музыкальном портрете Сталина» в Десятой симфонии я говорить не буду…»

В Зальцбурге открывается летний фестиваль — один из крупнейших культурных форумов мира, где представлены опера, музыка и драматический театр. В последние годы именно концерты становятся наиболее интересной частью фестиваля, оттесняя оперу и драму на второй план.

В этом заслуга пианиста и просветителя Маркуса Хинтерхойзера: в команде, которая руководит фестивалем последние три года, он отвечает за концертные программы.

По инициативе Хинтерхойзера в Зальцбург приезжали Венесуэльский молодёжный оркестр имени Симона Боливара, «Западно-Восточный диван» Даниэля Баренбойма и Кливлендский оркестр.

По приглашению Хинтерхойзера на фестивале стал ежегодно выступать Григорий Соколов, один из лучших пианистов мира. Спектакль Кристофа Марталера «Молодое вино из Италии», крупнейшее зальцбургское событие последних лет, также не появился бы без участия Хинтерхойзера.

Человек, в чьих руках музыкальные программы одного из крупнейших фестивалей мира, готов бесконечно рассказывать «Часкору» о том, что, как и почему исполняется в Зальцбурге.

— На какие страницы концертной программы фестиваля-2009 вы бы посоветовали обратить особенное внимание?
— Я бы выделил три серии концертов, которые кажутся мне особенно интересными: «Континент Вареза», «Сцены из Листа» и гайдновский цикл, который представят Марк Минковский и «Музыканты Лувра — Гренобля».

Я очень оптимистично смотрю на будущее оперы. Опера ведь искусство ритуальное, старинное, оно не может просто взять и исчезнуть или выйти из моды. Я скорее сомневаюсь в будущем театра — посмотрите на театр после Гротовского. Люди в театре всё больше поют, а не играют, поэтому мне кажется, что уж чьё-чьё, а будущее оперы не стоит волнений…

Начну с Листа, одного из главных композиторов предстоящего фестиваля. По-моему, это столь же значительная фигура, сколь и недооценённая.

Лист продолжал линию Баха, Бетховена — и в то же время оказал невероятное влияние на всё развитие музыки следующих эпох. Это слышно и у Шёнберга, и у Бартока, и у Лигети — его этюды имеют много общего с «Трансцендентными этюдами» Листа, обогнавшими своё время: я отнёс бы их уже к фортепианной музыке ХХ века, и мы покажем эту связь в одной из программ.

Лист занимает уникальное место в истории музыки, и восемь концертов листовской серии — наша попытка найти его место между Бахом и Уствольской. Надеюсь, публике это будет так же интересно, как мне.

— Лист и Бах, Лист и Уствольская — эти два сопоставления не противоречат друг другу?
— Что касается Баха, то Лист много изучал его сочинения, в том числе органные, и знал их в совершенстве, создал ряд транскрипций. Он написал фортепианные вариации на тему его кантаты Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen («Слёзы, вздохи, трепет, горе»).

Не менее важен для него был Бетховен — Лист первым сыграл на публике сонату «Хаммерклавир», позже сделал фортепианные транскрипции всех его симфоний. Поэтому с Листом как с наследником великой традиции всё более или менее очевидно.

Теперь по поводу связей между Листом и музыкой ХХ века, в том числе сочинениями Галины Уствольской. Если вы послушаете самые поздние сочинения Листа, в том числе Via crucis для солистов, хора и фортепиано (или органа), вы просто не узнаете Листа.

То, как в этом сочинении изображено распятие Христа, напоминает мне скорее Уствольскую — никакой виртуозности, никакой пышности, во главу угла поставлен ритуал. Мои объяснения могут звучать не очень убедительно, но публика, уверен, легко расслышит все эти связи, музыка скажет сама за себя.

— В этом году герой цикла «Континент» — Эдгар Варез, в прошлом — Сальваторе Шаррино, в позапрошлом — Джачинто Шелси. Кульминацией «Континента Шелси» был спектакль Кристофа Марталера, а «Континент Шаррино» открывался постановкой его оперы Luci mie traditrici. Ожидать ли подобного события в рамках цикла «Континент Вареза»?
— Нет, спектакля на музыку Вареза у нас не будет. Я даже затрудняюсь выделить какую-либо из восьми программ как ключевую, слишком уж важной фигурой для музыки ХХ века был Варез.

Первый раз я побывал в России в 1965—1966 годах. Эта поездка оказала на меня колоссальное влияние, я познакомился со многими великими музыкантами: с Шостаковичем, Рихтером, с Ростроповичем — со всеми величайшими представителями той эпохи.
В России появилось много новых имён. Та великая культура, которая существовала всегда, получила новое развитие в последние два десятилетия прошлого века…

С ним так или иначе связаны и Штраус, и Стравинский, и Шёнберг, и Даллапиккола, и Ксенакис, и Вольфганг Рим — необыкновенно широкий круг композиторов.

Знаете ли вы, что первое оркестровое сочинение Вареза, симфоническая поэма Bourgogne — он её со временем уничтожил, — было исполнено в 1910 году в Берлине по инициативе Рихарда Штрауса?

Более того, Варез начинал писать оперу «Эдип и сфинкс» на либретто Гуго фон Гофмансталя, с которым они были друзьями. Жаль, что этих сочинений не услышать — это, несомненно, был бы другой Варез, чем более поздний, которого мы хорошо знаем.

Однако мы можем сопоставить в рамках одной программы Вареза и Штрауса.

— Безусловно, но как в этот цикл попали сочинения Клаудио Монтеверди, умершего почти четыре столетия назад?
— У Монтеверди и Вареза больше общего, чем вы думаете, хотя, разумеется, речь не о каком-либо сходстве их музыки.

Музыка пишется, как правило, в силу частной необходимости как-то разнообразить то, с чем сталкивается её автор. Если автору повезёт, это занятие выводит его на некий новый уровень осмысления реальности, причём у этого выхода тем больше шансов, чем меньше автор задаётся подобной целью. Если ему повезёт ещё больше, это осмысление окажется созвучным опыту слушателя и сможет расширить этот опыт.
Это расширение опыта — не собственно расширения ради, а ради того, чтобы соотнести свой опыт с чем-то большим, — и есть задача современной музыки. Я не знаю, почему некоторые слушатели не могут удовлетворить свои потребности в расширении опыта классикой. Может быть, из-за возможности отождествить себя с автором, а может быть, из-за общности культурного контекста у автора и слушателя…

Был период, когда Варез необыкновенно увлекался музыкой Средневековья и Возрождения, он участвовал в создании хоров, которые пели под его управлением Шютца, Монтеверди, Габриели.

А его дирижёрским дебютом в Америке был Реквием Берлиоза — вот и ещё один композитор, так или иначе принадлежащий к кругу Вареза! В то время в Америке до Монтеверди никому не было дела, так что Варез отнюдь не искал лёгких путей. Поэтому Монтеверди — тоже часть мира Вареза, и одну из программ мы почти полностью посвящаем ему.

С другой стороны, Штраус — современник Вареза, но что общего между их музыкой? Казалось бы, ничего. Однако Пьер Булез, знающий музыку Вареза досконально, утверждает, что в сочинении «Америки» Варез цитирует Штрауса.

В некотором роде «Америки» — не что иное, как симфоническая поэма, образцом которой для Вареза были сочинения Штрауса, а для Штрауса — сочинения Листа.

Кстати, сочинениями Листа Варез дирижировал тоже. Я не анализирую музыку как музыковед, мне интересно показать музыкальный процесс в его непрерывности, расставить всё по местам.

— В программе этого года рекордное для Зальцбурга количество сочинений Шостаковича — целых шесть; даже в канун его столетия их здесь было меньше. Это, вероятно, не случайность?
— Конечно, нет, ведь в этом году фестиваль посвящён теме власти и её связи с музыкой. Какое отношение эта тема имеет к Шостаковичу, вы, вероятно, знаете лучше меня, так что о предполагаемом «музыкальном портрете Сталина» в Десятой симфонии я говорить не буду.

Другое дело — Четырнадцатая симфония, которую мы включили в одну из листовских программ. В ней Шостакович размышляет о смерти, и мне показалось естественным объединить её с поздней симфонической поэмой Листа «От колыбели до могилы» и с его же «Пляской смерти».

Что касается двух программ, где звучат струнные квартеты Шостаковича и Гайдна, то мне хотелось сопоставить двух величайших мастеров этого жанра за всю историю его существования — не считая Моцарта и Бетховена.

А затем Гайдн и Шостакович ещё раз встретятся в программе, которую представят Марис Янсонс и оркестр «Консертгебау». Так образуется ещё один мини-цикл из трёх программ, где один композитор отражается в другом.

— Одной из своих задач вы называли приглашение тех или иных оркестров на длительный период: в этом случае они могут подготовить ряд программ специально для Зальцбурга, а не привозить сюда то, что играют и на других фестивалях. В прошлом году таких оркестров было два — Кливлендский и Венесуэльский молодёжный; в этом — лишь «Западно-Восточный диван», который уже был гостем фестиваля...
— Верно, зато в этом году среди наших гостей два камерных оркестра: «Музыканты Лувра — Гренобля», которые подготовили три гайдновские программы специально для фестиваля, и бременский оркестр Deutsche Kammerphilharmonie с полным циклом симфоний Бетховена.

Поверьте — лучший Бетховен, которого мне доводилось слышать в последние годы. В их исполнении он особенно близок к Гайдну, чьё 200-летие со дня смерти мы отмечаем в этом году, так что бетховенский цикл важен для меня именно как приношение Гайдну.

Ведь Бетховен без Гайдна немыслим. И мы увидим, как Бетховен, отталкиваясь от Гайдна, изменил музыку своего времени.

Что касается «Западно-Восточного дивана», то почему бы не пригласить их ещё раз? Ведь никто не удивляется тому, что Венские и Берлинские филармоники играют здесь каждый год. (Смеётся.)

Полагаю, фигура Даниэля Баренбойма точно так же не вызывает ни у кого сомнения, тем более что два года назад они выступили здесь очень удачно.

Мне очень интересно услышать «Прелюды» Листа в их исполнении, не говоря уже о программе музыки Пьера Булеза, дирижировать которой будет сам автор.

«Западно-Восточный диван» также примет участие в концертном исполнении оперы «Фиделио», а Баренбойм будет аккомпанировать Анне Нетребко, которая споёт Чайковского и Римского-Корсакова. Они прежде не выступали вдвоём, это должно быть очень интересно.

— Есть ли у исполнителей возможность влиять на выбор программы?
— Я в этом смысле не диктатор — все мои идеи мы обсуждаем с музыкантами.

И то, как сложились программы листовского цикла или «Континента Вареза», — результат наших совместных размышлений. Мы долго советовались и по поводу симфонических концертов, хотя дирижёры, как правило, особенно настойчивы.

Музыка Баха и вообще его фигура для меня играют основополагающую роль. Но мне хотелось второй концерт сделать абсолютно непохожим на первый. В то же время это опять скрипка соло и симфонический оркестр, и я сразу решила исключить скрипки из оркестра — чтобы солирующая скрипка осталась в одиночестве и с другими скрипками не было у неё соревнования. Зато очень большой состав медных духовых, и ещё в одном месте — солирующий тамтам. На записи был использован тамтам громадного размера, настоящее чудовище!..

Но моя работа не в том, чтобы принимать предложения дирижёров, а в составлении цельных программ, поэтому я стараюсь быть убедительным. И если вы увидите, что программу Риккардо Мути открывает «Аркана» Вареза, то, наверное, удивитесь — это совсем не тот репертуар, которого можно ждать от Мути.

Но вы не представляете себе, насколько он открыт для любых предложений, и идея сопоставить сочинение Вареза и «Фауст-симфонию» Листа ему очень понравилась.

— Среди тех, кто этим летом выступает в Зальцбурге, есть дебютанты?
— Я бы отметил молодого, но необыкновенно яркого дирижёра Андриса Нелсонса — это ученик Мариса Янсонса, он будет дирижировать сочинениями Листа и Шостаковича.

Это фантастический музыкант, среди сегодняшних дирижёров он становится всё более заметной фигурой. Пианист Фазиль Сай выступал в Зальцбурге несколько лет назад, но с тех пор, как концертами фестиваля занимаюсь я, мне лишь теперь удалось его пригласить, чему я очень рад.

Он даст концерт вместе с блестящей скрипачкой Патрицией Копачинской — она играла на Зальцбургском фестивале первый и единственный раз в 2004 году.

Дирижёр Густаво Дудамель здесь также не впервые, зато это будет его дебют за пультом Венского филармонического оркестра — они сыграют сочинения Чайковского и Стравинского. В общем, этим летом дебютант номер один — Андрис Нелсонс.

— Возглавив музыкальную программу фестиваля, вы сетовали на то, что у вас не остаётся времени играть на фортепиано. Тем не менее год назад вы приняли участие в одной из программ как пианист и в этом году также собираетесь выйти на сцену.
— Да, это будут три сочинения Уствольской, которую я необыкновенно люблю, я записал все её фортепианные сонаты, много играл их и продолжаю играть.

Правда, в этой программе участвует также пианист Пьер-Лоран Эмар, и я надеялся на него. Но в одной программе физически невозможно играть и Листа, и Уствольскую, поэтому её мне придётся взять на себя. Хотя я сделаю это с огромным удовольствием. А в новом сезоне дам несколько концертов, где будут и Уствольская, и Шуберт, и Ноно.

Беседовал Илья Овчинников




ОТПРАВИТЬ:       



 






«Семирамида» – одно из чудес света

В рамках Большого фестиваля РНО прозвучала опера Дж. Россини «Семирамида» в концертном исполнении Российского национального оркестра, хора Академии хорового искусства им. Виктора Попова и солистов. Дирижер Альберто Дзедда (Италия). Художественный руководитель фестиваля Михаил Плетнев.

28.09.2015 16:00, Лилия Ященко


Смеюца морщинки на синем сене

В Электротеатре Станиславский завершились премьерные показы пятиактного оперного триллера “Сверлийцы”

Художник Герман Виноградов сравнил спектакль с волшебной пилюлей, погружающей практически в психоделический трип, но изготовленнной при этом разрешенным законодательством способом. Опера действительно напоминают сон, сладкий обморок, во время которого попеременно оживает прошлое и будущее, играет атональная музыка, текст застревает в памяти поэтическими всполохами и окончаниями “ца” вместо “тся” и “ться”, а смыслы то и дело ускользают, ибо “Сверлийцы” - не предъявление смыслов, а скольжение по ним.

20.07.2015 09:30, Артур Гранд


Пышный праздник эпохи барокко

«Сон в летнюю ночь», новая постановка Музыкального театра республики Карелия, баррокальный балет-феерия на музыку Ф. Мендельсона подробно разбирает природу человеческого конфликта. Рассказывает о том, как важен в отношениях каждый пустяк, ведь из мелочей и рождается большая ссора. Запутанная шекспировская история кажется очень современной – ведь в ней ощущается иронический, пресыщенный, усталый внутренний разлад нашей эпохи.

09.06.2015 16:00, Ольга Погодина-Кузмина


«В натуре безупречный»

«Титий безупречный» А.Маноцкова в Камерном театре им. Б.Покровского, реж. В.Мирзоев, дир. А.Кашаев

В основе либретто - пьеса Максима Курочкина, а полноформатная двухактная опера на современный постмодернистский текст по определению не может не отдавать пародией. К тому же «Титий безупречный» - это еще и «спектакль в спектакле».

07.04.2015 13:00, Вячеслав Шадронов


При участии солдат и мирного населения

Европейское в параллель с национальным: две оперные премьеры в Мадриде. «Театро Реаль» и «Театр Сарсуэлы»

Известные мадридские музыкальные театры привлекают постановщиков, хорошо известных в Москве. Именно поэтому последние испанские премьеры интересно смотреть на фоне московских спектаклей.

05.03.2014 16:00, Вячеслав Шадронов


Слово о любви Игоревой

Самая громкая оперная премьера сезона в Большом театре продемонстрировала торжество мультикультурности

Нынешний «Князь Игорь» не менее авангарден, чем «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова, звучавшего на открытии исторической сцены, продолжая линию на модернизацию русских классических опер.

21.06.2013 11:05, Дмитрий Бавильский


Лондон. Февраль тринадцатого. Балет

Впечатления

Рассказом о Королевском национальном театре Англии я начал публиковать заметки о недавних лондонских театральных впечатлениях. Сегодня драматический театр уступает место Его Величеству Балету. Я приглашаю вас в Королевский оперный театр Англии (Ковент-гарден), где вот-вот поднимется ярко-красный занавес и начнется вечер одноактных балетов в исполнении артистов Королевского балета (The Royal Ballet).

13.03.2013 11:25, Сергей Элькин


Наталья Осипова: «Идти вперед и развиваться!»

Самая необычная балерина нашего времени о любимых партиях и любимых театрах

О том, как начиналась карьера, о романтизме и выносливости, Большом и Михайловском театрах, Ратманском и многом другом – в эксклюзивном интервью, записанном в США.

23.01.2012 12:52, Сергей Элькин, Чикаго


Жизнь не за царя

На обновлённой исторической сцене Большого театра состоялась премьера оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Дирижёр В. Юровский. Постановщик Д. Черняков

Черняков поступил с оперной классикой точно так же, как строители и реставраторы поступили с самим Большим театром – вычистили начинку, инсталлировав внутрь новейшее, модернизированное содержание.

07.11.2011 09:43, Дмитрий Бавильский


Как это по-русски?

Новая «Пиковая дама» из Барселонского театра «Лисео» на ДВД: очень правильно, но почему-то немного скучно

Великий наш Петр Ильич был порядочным постмодернистом, легко и непринужденно играя с музыкальными и культурными штампами. А брат его, Модест Ильич, столь серьезно переработал для либретто пушкинский текст, что от него буквально камня на камне не осталось.

18.10.2011 11:24, Андрей Ковалев






 

Новости

«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Йошкар-Оле
7 ноября проект НП «Викимедиа РУ» РЦ «Открытая библиотека» был представлен в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Мероприятие для сотрудников библиотек провели директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и активист «Википедии» Дмитрий Рожков. Участники мероприятия не только узнали о новых правовых и технологических инструментах открытого доступа и проектах партнерства, обеспечивающих открытую публикацию произведений науки и культуры, но также получили экземпляры пособия, специально подготовленного в рамках ресурсного центра.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Тюмени
2 ноября в информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета состоялся мастер-класс для представителей вузовских библиотек, который провели президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» Наталия Трищенко. Основными темами мероприятия стали: использование открытых лицензий в библиотечной деятельности, особенности текущей системы авторского права в России, опыт открытия доступа к библиотечным коллекциям, повышение видимости оцифрованных массивов в интернете, а также возможность участия в проекте «Открытая библиотека».
НП «Викимедиа РУ» издало пособие для библиотекарей

Издание содержит рекомендации по использованию открытых лицензий и публикации произведений в режиме открытого доступа
Пособие подготовлено в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», основная цель которого состоит в организации правовой и методологической поддержки библиотек для открытия доступа к общественному достоянию. В настоящий момент множество произведений науки и культуры нельзя найти в интернете, однако издания, срок охраны авторских прав на которые уже закончился, можно и нужно оцифровывать, и библиотеки могут сыграть ведущую роль в этом процессе.

НП «Викимедиа РУ» запустило сайт проекта «Открытая библиотека»
Ресурсный центр для библиотечных работников Открытаябиблиотека.рф создан в рамках одноименного проекта партнёрства. Он предназначен для организации правовой и методологической поддержки библиотек по вопросам размещения в открытом доступе произведений, перешедших в правовой режим общественного достояния, а также использованию открытых лицензий. Сайт разработан командой проекта на основе вики-движка, его функционирование могут поддерживать любые участники проектов «Викимедиа».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.