Подписаться на обновления
27 июляСреда

usd цб 65.7408

eur цб 72.3478

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние 
  понедельник, 4 января 2010 года, 09.00

Василий Эсманов: «Единственный способ развлечь себя — сделать что-то самому»
О молодёжи, социальных сетях и ужинах с главными редакторами


Василий Эсманов // vasilyesmanov
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





9 июля состоялась Церемония вручения IX Национальной Премии «Медиа-Менеджер России - 2009», одной из главных отечественных премий в области медиабизнеса. Лауреатом премии в номинации «Новые медиа» по единогласному решению жюри стал Василий Эсманов, 25-летний создатель молодёжного веб-проекта Look At Me, — «За создание единственного в России медийного молодежного интернета».

9 июля состоялась Церемония вручения IX Национальной Премии «Медиа-Менеджер России - 2009», одной из главных отечественных премий в области медиабизнеса. Гран-при получил Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала. Лауреатом премии в номинации «Новые медиа» по единогласному решению жюри стал Василий Эсманов, 25-летний создатель молодёжного веб-проекта Look At Me, — «За создание единственного в России медийного молодежного интернета».

«Часкор» поговорил с Василием о его проектах, современной молодёжи и взглядах на жизнь.

— С чего началась история Look At Me?
— До Look At Me я успел поработать в разных журналах, интернет-газетах и телекомпаниях. Придумывал какие-то новые мобильные сервисы почти год. Потом в какой-то момент устал и решил заняться чем-то принципиально новым. Я уволился, образовалось много свободного времени. Чтобы развлечь свою бывшую девушку, я придумал сайт про интересно одетых людей на улицах Москвы. Она ходила по улицам сначала с фотографом, а потом со мной. Для нее это был фан, а я как раз после увольнения года полтора занимался фотографией. Наш проект рос, стали прорисовываться его перспективы. Поэтому вместе с моими друзьям Лёшей Аметовым и Катей Базилевской мы решили сделать из сайта большую историю. Уже вместе мы обратились к Антону Гладкобородову и Кириллу Тену — ребятам из дизайн-студии Nimbler. И в октябре 2007 года сделали проект в том виде, в каком вы видите его сейчас. Сначала нас было 7 человек, потом стало 10, 15, а сейчас почти 40.

— Чем занимаются сотрудники компании: поддерживают ресурс или создают для него контент?
— Контент создают пользователи — не мы. Мы управляем проектом: менеджеры, разработчики, дизайнеры, реклама, бухгалтерия.

— Расскажите подробнее, как это всё работает.
— Есть довольно значительная группа людей, сообщество. Часть из них знает друг друга в офлайне, часть связывают между собой общие интересы в онлайне. На Look At Me есть и те и другие. Люди должны между собой о чём-то разговаривать, и они сами прекрасно знают о чём. Им это не нужно подсказывать.

Я следил за развитием социальных сетей с того момента, как начался их бум. Я хорошо знаю рынок как российских, так и западных сетей, я пользовался всеми новыми сервисами, которые появились за последние 3—4 года. И примерно раз в полгода я задавал в пустоту один и тот же вопрос: товарищи, а зачем вообще нужны эти социальные сети? Прекрасно понимая, что создателям они нужны для зарабатывания денег, но пользователям от них никакого толка.

На ресурс ходят ежемесячно 600 тыс. пользователей, а зарегистрировано порядка 60 тысяч. Они пишут, фотографируют. В день выходит порядка 40 материалов. Событий публикуется около ста в день. Большая часть событий из крупных городов — Москва (50%), Питер, Киев, потом идут Новосибирск, Екатеринбург и т.д. А задача редакции – задать некий средний уровень контента, чтобы участники видели, на что им ориентироваться.

Наш ресурс — комплексная штука. Сообщество пользователей при помощи сервисов, которые мы предоставили, собирает всю повестку дня, как это делает обычный журнал, — от новой музыки, одежды и календаря культурных мероприятий до серьёзных общественных проблем.

— Повестку дня определяют тоже сами пользователи? Вы её никак не модерируете?
— Модерируем, но не сильно. У нас демократичная организация. У каждого материала на сайте есть рейтинг, участники ставят плюс и минус, таким образом сообщение передвигается на главную страницу, то есть это происходит автоматически. Ещё 20% материалов пишем мы, редакция, но это какие-то такие вещи, которые бы пользователи сами в силу разных причин не написали. Мы находим новые форматы, показываем, что можно так и так сделать.

— Кто ваши пользователи по сравнению с «Одноклассниками» и «Вконтакте»?
— Look At Me не социальная сеть.

— Я понимаю. Но всё-таки, если сравнить ваших пользователей, — они какие?
— Это молодёжь — в разные времена её называли по-разному, но сути это не меняет. Активная молодёжь. Если «Вконтакте» объединяет всех без разбора, то у нас — по интересам. Это молодые люди и девушки, которые живут в крупных городах и имеют нормальное образование. Я имею в виду не академическое образование, а, скорее, образованность — её можно получить альтернативными способами. Это самая сложная аудитория, с которой не знают, как работать, и рекламодатели, и медиа.

— Но ведь молодые люди сейчас одни из самых активных потребителей. Достаточно посмотреть на бренды, в которые они одеваются. Может быть, это не их деньги пока, а родительские. Но в данном случае это не важно.
— Рекламодателям молодёжь интересна, проблема не в этом: они не знают, как с ней работать. СМИ тоже не знают. Бизнес-прессу мы научились делать, этому учат. Глянец тоже. А молодёжной прессы нет. Есть «Афиша», но с каждым годом она всё дальше от народа.

Почему с молодёжью трудно работать? Потому что мы не знаем, что делается у неё в голове. Я тоже не знаю. Но на Look At Me есть возможность говорить — и не в формате ЖЖ, а в формате общественного высказывания. Так становится очевидным, что волнует молодых людей, — и это никогда не попадёт на страницы других журналов. А волнует их всё: от убийства дельфинов в Дании до новых кед, юбок и музыкальных дисков.

— В ЖЖ это всё тоже есть.
— Да, но там ты сам пытаешься определить, что тебе читать. ЖЖ — огромная штука. И там есть всё — и нюни 13-летней девочки, и серьёзные разговоры. ЖЖ, конечно, тоже новое медиа, но оно расплывчатое. Это скорее сервис. Мы более сфокусированы по определённым темам.

— Как ваш проект помогает рекламодателям найти подход к молодёжной аудитории?
— Никак не помогает. Но наш проект создаёт правильный контекст. Например, если говорить о моде, видно, что предпочитают молодые люди, что носят. Понятно, в каком контексте окажется реклама, кто её увидит. В ЖЖ реклама потому и не работает, что непонятно, кто её увидит и рядом с чем она окажется. Наши читатели, грубо говоря, — это, например, пикник «Афиши», умноженный на 10 раз.

— Вы делали рекламные спецпроекты для пива Miller и для Vovlo. Причём с Volvo проект оказался, насколько я знаю, более чем успешным, было продано 20 машин.
— Журналистика факта перешла в журналистику постфакта: нам важна не сама новость, а что мы можем сказать по этому поводу. Так же и с рекламой. Важен не сам товар, а флёр вокруг него. Это и есть контекст. Одно дело, если реклама Volvo разместится в журнале GQ, и другое — в газете «7 дней». Контекст будет совершенно разным. Массмаркету приходится перенастраивать свою систему десятками разных способов, искать качественный контакт с аудиторией. Мы не даём дикого охвата, но у нас внятные люди, с которыми можно разговаривать.

— Получается, Volvo нашёл на Look At Me свою аудиторию?
— Им надо было продать 50 машин. Через Look At Me они планировали продать пять, а получилось — 21. При этом реклама может быть рассчитана не на тысячи человек, а на сто: главное, чтобы они были потенциальным покупателями.

Летом прошлого года, ещё до кризиса, вполне молодёжная модель Volvo S30 стоила по нашей акции от 600 до 750 тысяч. На тот момент её обычно покупали странные люди, а автокомпании хотелось сориентировать модель именно на молодых людей. Но что такое 600 тысяч? Как понять, много это или мало? Средний молодой москвич пробухивает в клубах тысяч двенадцать в месяц. Мы придумали специальный тест — кредитно-алкогольный калькулятор: как можно сэкономить, если не пить, и на эти деньги купить автомобиль? Из всех участников нашего проекта нашёлся 21, который захотел купить Volvo.

Раньше Nike в Америке делал очень интересные вещи: выпускал товары для группы в тысячу человек, например. Nike создал миф: они придумали, что есть такая группа — люди, совершающие пробежки по утрам. И такая группа появилась: они её сами создали. Но создали благодаря массовому влиянию телевидения. Сейчас такой возможности уже нет. Раньше ТВ могло, к примеру, убедить человека в правомерности какой-нибудь абстрактной истины. Например, можно было заявить: «В России живут одни негры». И если человека поместить внутрь этой группы, то да, ему будет казаться, что это утверждение верно. Интернет позволяет увидеть, что это не так, т.к. там много разных контекстов.

Секрет «поискового» успеха, как и успех других веб 2.0 — проектов, почтового портала довольно прост и лежит на поверхности. За последние несколько лет интернет для гиков (продвинутых пользователей) сменился в России интернетом для начинающих пользователей, которые стали завсегдатаями Сети недавно. Кто захватил новую аудиторию — тот и выиграл. И Mail.Ru показывает нам, как это нужно делать. Читаем в презентации: «поиск для обычных людей», который советует, как лучше искать, — «подсказывает часто подаваемые запросы, исправляет опечатки». То есть создаёт среду, в которой было бы максимально комфортно и не надо было много думать.

Последнее время часто говорят: все поглупели, всё стало хуже. Нет, это не так, просто раньше мы не видели 95% тех, кому не надо было развиваться и заниматься интеллектуальным трудом. Мы видели своих друзей и думали, что таков и весь остальной мир. А сейчас мы вдруг увидели, что мир-то совсем не такой. Нам тяжело жить рядом с такими социальными группами, но отказываться от всего старого вообще всегда тяжело.

Тяжело это делать и рекламе. Раньше было достаточно показать по ТВ некую группу успешных, красивых, богатых людей, и все остальные сублимировали. Сегодня всё изменилось. Нужно делать или совсем массовый товар, на который будет повальный спрос, или товар, рассчитанный на совсем узкие группы потребителей. Средний сегмент нежизнеспособен.

— Это относится, по вашему мнению, и к СМИ?
— А вы посмотрите на СМИ. Жизнеспособны только два типа. Первый — редакция, которая спускает лучи добра на некую абстрактную аудиторию. Это газета «Жизнь» и Life.ru. Я считаю, это гениальный проект с точки зрения новой журналистики. Эти люди приучили так называемую жёлтую прессу «отвечать за базар». Это удивительная проверка фактов, согласование интервью и громадная юридическая служба. Напишешь лишнее — накажут деньгами. И поэтому они пишут правду.

— Правду-то правду, только читать это всё равно невозможно…
— Кому невозможно? Нам с вами? Белым молодым людям репродуктивного возраста, живущим в больших городах? Я недавно брал интервью у Линор Горалик, и это её слова, не мои — «мир состоит не из нас».

— Увы.
— Не увы, а слава богу. Мы занимаем в нём то место, которое должны занимать. Мы занимаемся своим трудом. Люди, которые анализируют и думают, всегда были, но их число ограниченно. Их и не должно быть много. Если все люди, которые умеют читать, вдруг начнут читать Джойса, а не Дарью Донцову, мне станет страшно жить в таком мире.

— А мне страшно оттого, что все читают Донцову, страшно представить, что у людей в голове.
— А зачем вам это представлять? У них в голове и не должно быть ничего особенного. Донцова призывает к экстремизму или ненависти? Нет. Хорошая литература. Читать серьёзные книги — это большой труд. Он делает человека недовольным, несчастным. Если такое происходит в массовом порядке, это вызывает в обществе негативные течения. Культура и искусство должны тревожить людей, как и СМИ. Они должны говорить им: «Эй, чувак, ты что-то не то делаешь!» Это функция СМИ.

— Газета «Жизнь» эту функцию не выполняет.
— Прекрасно выполняет! Она говорит: «Убивать — плохо. Дружба — хорошо».

— Это же и так известные вещи.
— Нет, неизвестные. Всё время рождаются новые люди, и им нужно заново это объяснять. Мы подразумеваем, что, рождаясь, человек сразу оказывается в мировом культурном контексте, где есть Бетховен, Пушкин, Достоевский и Майкл Джексон. Да ладно! 20 лет назад о Джексоне никто не знал. А сейчас это эпоха, изменившая поп-музыку, ТВ, молодёжную культуру, музыку и т.д. Если мы начнём думать, что все должны быть поголовно думающими, и что мы находимся все одном контексте, то мы сильно ошибаемся.

— Вы сказали выше, что жизнеспособны только два вида СМИ. Один — газета «Жизнь», а какой второй?
— Твиттерообразный и фейсбукообразный ЖЖ. ЖЖ можно считать за СМИ, в котором нет единого центра. Если вы хотите понять, что волнует людей, посмотрите топ блогов на «Яндексе»: там те же темы, что и в жёлтой прессе.

— Давайте вернёмся к вашему проекту. Как вы планируете развивать его дальше?
— В рамках Look At Me я сейчас делаю один медийный проект: хожу с разными главными редакторами и журналистами на обед и разговариваю про новые медиа. Уже вышло интервью с Юрием Сапрыкиным, выйдет интервью с Антоном Носиком, Дмитрием Крючковым, Линор Горалик, Николаем Усковым. Журнал Voque, например, выходит тиражом 15 тыс. копий, а «Эсквайр» — 5 тысяч. Как оценить, много это или мало? На Lenta.ru ежедневно ходят 400 тысяч. Понимаете, мы живём в другом мире, там совсем другая ценность текста.

Современная молодёжь более безответственная, но мы не можем её за это винить. Те, кому сейчас 15—20 лет, выросли с мобильным телефоном. Когда я был в 11-м классе, я назначал встречи у выхода из метро, и мы могли минут пятнадцать ходить друг друга искать. Сейчас всё изменилось. Позвонил — договорился. Другой мир. Поэтому мы как создатели Look At Me подумали, что единственный способ дать новому миру возможность высказаться — это дать людям возможность делать что-то самим. Можно управлять этим процессом, ставить некие рамки, но не более.

Беседовала Анастасия Алексеева

Василий Эсманов - один из создателей Look At Me




ОТПРАВИТЬ:       



 






Интернет-СМИ через 10 лет: попытка прогноза

Будущее глазами экспертов

Конечно, все предугадать невозможно: ну кто, например, мог еще зимой 2010 года, когда только появился планшет Apple iPad, предвидеть, что подобные ему устройства всего несколько лет спустя станут одним из основных инструментов медиапотребления. Или вот другой пример – недавнее интервью главного редактора «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова газете «Московский комсомолец»: «Вы знаете, я ведь был первым, кто в 1997 году завел сайт “Эха Москвы”. У нас в интернете возник первый сайт традиционных медиа. Надо мной все смеялись и говорили: “Это игрушка Венедиктова”. Или: “Венедиктов сошел с ума. У него слетела крыша”. Какой сайт – мы великое радио! Я говорил: “Ребята, это будущее”».

13.07.2015 13:00, Денис Лавникевич


Журналисты под платформой

Еще раз об экономике внимания

Михаил Калашников, автор замечательного блога MediaSkunk, написал очень важный текст, совпавший по времени с новостями о найме журналистов в «ньюсрумы» Apple, Twitter и, судя по всему, еще и Facebook. Это короткий текст, «три абзаца», но его имеет смысл разобрать целиком. Не то, чтобы в нем все было правильно или все было ошибкой — но есть явные недоговоренности и недочеты, которые снижают ценность сказанного (а местами просто перечеркивают ее).

09.07.2015 18:30, Василий Гатов


Живущие в Паутине

Осознанный выбор или интернет-зависимость?

Аудитория Рунета достигла почти 80 млн человек, треть из них являются онлайн-покупателями. Особенно активно развиваются мобильные технологии: доля трафика за прошлый год выросла в полтора раза, а число пользователей удвоилось. Цифры красноречивы, но что происходит с человеком, которого затянула Глобальная паутина? Кто и кем управляет в ней? Что даёт, а что забирает Сеть? Какое влияние она оказывает на пользователя и как пользователь влияет на неё? Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе конференции «Интернет и социокультурные трансформации».

06.07.2015 09:00


Большой ребрендинг

Тонкий Facebook и особенности дружелюбного дизайна

Впервые за десять лет своего существования социальная сеть Facebook изменила логотип, спровоцировав поток сообщений в СМИ. Из них пользователи и узнали о переменах ― на сайте изменения найти не так просто. Подобный ребрендинг ― явление популярное: свои эмблемы неоднократно меняли практически все знаменитые торговые марки, структурные подразделения и даже целые города.

03.07.2015 11:20, Ангелина Горбунова


Длинные формы

Культура чтения в эру цифровой журналистики

Мы живем в мире постоянно увеличивающихся скоростей, и становление пресловутого клипового мышления — уже не просто миф из далекого будущего, а совершающийся на наших глазах процесс. Лонгриды — одна из возможностей противостоять этому процессу, новая цифровая реальность, объединившая текст и мультимедиа в единое целое.

02.07.2015 17:30, Надежда Ткачук, Ангелина Горбунова


Олдскульный интернет

12 сайтов и сервисов Рунета, способных вызвать ностальгическую слезу

В июне Mail.ru Group сообщила, что объединит мессенджеры «Агент Mail.Ru» и ICQ под брендом ICQ. Эта новость заставила редакцию TheRunet не только вспомнить о существовании таких мессенджеров, но и поностальгировать о том, какие еще сервисы и сайты когда-то были очень популярны, а теперь находятся в тени (или вообще прекратили свое существование).

30.06.2015 09:00


7 трендов новых медиа в 2015 году

Второй год подряд мы анализируем информационные технологии и изменения в поведении аудитории, которые наиболее сильно влияют на СМИ и коммуникацию в широком смысле. Что ждет новые медиа в 2015 году?

16.01.2015 10:00, Всеволод Пуля, управляющий редактор Russia Beyond the Headlines, проекта «Российской газеты»


Аргумент к Гитлеру и другие уловки

Почему вдруг Гитлер стал самым популярным персонажем в интернете? Можно ли, прикрываясь этим именем, ненавидеть другого?

Интернет дает голос каждому – и Вы можете использовать этот голос, чтобы разжигать или, напротив, успокаивать страсти, сеять ненависть, или, напротив, стремиться к умягчению злых сердец, выказывать злобу и бессердечие или, напротив, сочувствие к чужому горю.

11.12.2014 11:30, Сергей Худиев


Юрий Вировец: «Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло»

Сооснователь и президент HeadHunter о том, как убедить пользователя платить за информацию, почему сайт для людей лучше сайта для рекламодателей, и почему отсутствие госрегулирования было для Рунета благом

Почему русский интернет хороший? Потому что в него мало вмешивалось государство. До самого последнего времени государство не понимало важность интернета и вообще закрывало на него глаза. И это позволило развиться Рунету в прекрасную индустрию. К сожалению, в будущее я бы смотрел пессимистически, потому что сейчас государство опомнилось и стало интернет гнобить. В связи с этим я предвижу сложные времена. Практика показывает, что там, куда приходит государство, сразу становится все плохо. Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло.

22.08.2014 13:30


Раздраженные интернетом

Кто недоволен свободой интернета, как недовольство становится глобальным и когда интернет станет уютным

На заре, в девяностые, люди считали, что интернет — это каталог полезной информации. В нулевые интернет воспринимали как среду общения и самовыражения. В десятые интернет воспринимают как зло.

24.07.2014 14:45, Андрей Мирошниченко






 
 

Новости

Итоги конкурсов по авторскому праву
Ассоциация интернет-издателей и Российская государственная библиотека завершили конкурсы «Актуальные вопросы авторского права: общественное достояние» и «Библиотека в информационную эпоху: авторское право и оцифровка произведений»
Принудительный редизайн
«ВКонтакте» начала обновлять дизайн веб-версии у пользователей
Открытый доступ и инфраструктура чтения
На Форуме Вернадского обсудили проблемы открытой науки.
Плата за посты
Instagram и Facebook задумались над идеей выплаты вознаграждений популярным блогерам
Зеркало пиратов
«Зеркала» пиратских сайтов удалят из поисковой выдачи

 

 

Мнения

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.