Подписаться на обновления
24 январяПонедельник

usd цб 76.6903

eur цб 86.9054

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека  Вселенная Пелевина  Мир Ясен 
  среда, 3 июня 2009 года, 09:46

Борис Иванов: «Которые тут временные?»
Против кружковщины и келейности. Интервью с Борисом Ивановым, учредителем премии Андрея Белого, решившим прервать молчание и расставляющим точки


Борис Иванов на церемонии вручения Премии Андрея Белого в Европейском университете в декабре 2006 // Фото: Алексей Балакин, gallery.vavilon.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Эпилог к конфликту. Один из учредителей премии Андрея Белого в эксклюзивном интервью «Часкору» объясняет свою позицию: отцы-основатели «Белочки» выступают против кружковщины и келейности, считая необходимым введение новой критической номинации.

У тех, кто интересуется новейшими веяниями в современной русской литературе, есть ориентир — премия Андрея Белого. И вот эта уникальная и влиятельная литературная институция только что пережила серьёзный кризис, когда портал OpenSpace опубликовал заявление членов комитета премии Андрея Белого.

Подписавшие его главред издательства «Академический проект» Анатолий Барзах, социолог и переводчик Борис Дубин, литератор-организатор Дмитрий Кузьмин, переводчик Виктор Лапицкий и редактор отдела «Медиа» «ОС» Глеб Морев отмежёвывались от основателей премии Бориса Иванова и Бориса Останина. В качестве основания для раскола указывались расхождения во мнениях по «вопросам тактики и стратегии премии».

Ситуацию с премией Андрея Белого до перевода конфликта в публичную стадию следовало бы назвать по-другому: «обоюдный цугцванг». Что значит обоюдный цугцванг? Это значит: кто начинает, тот и проигрывает. Начала (то есть вынесла сор из избы) «Клара»! Она и в проигрыше. Надо было мириться (или, наоборот, окончательно ссориться) втихаря. Сто раз может быть прав Суворов-Резун относительно замыслов и поползновений Сталина, а напал всё равно Третий рейх на СССР. А не наоборот.

Скандальный конфликт вызвал бурную полемику в интернете. Редактор петербургского журнала «Прочтение» писатель Вячеслав Курицын назвал действие членов комитета «рейдерским захватом», имея в виду символический капитал награды первой в истории России негосударственной премии: победитель премиального конкурса вознаграждался почётным дипломом и… рублём.

Раньше это подчёркивало независимость, нелицеприятность и бескорыстие всех участников действа — от авторов инновационной литературы, их номинаторов и комитета премии, не располагавших ничем, кроме авторитета самой награды и её патрона.

Награду спас переговорный процесс: на том же портале OpenSpace опубликовано примирительное коммюнике — в 2009 году премия продолжит своё существование на изложенных в этом документе принципах.

В чём заключалась сущность конфликта, какие перемены в деятельности премии мы можем ожидать в ближайшем будущем — на эти темы Ольга Серебряная беседовала с Борисом Ивановым, хранившим во время длившегося конфликта достоинство и молчание.

— Борис Иванович, что послужило основанием премии — ведь вы с Борисом Останиным учредили её в глухую пору брежневского застоя?
— К середине 1970-х годов культурное сопротивление идеологическому режиму в стране усилилось. Не только Андрей Сахаров, Александр Солженицын и не только ещё один лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский, гуманитарии тартуской школы создавали предпосылки перестройки — самой массовой, подвижной, экспансивной была неофициальная культура.

Сотни поэтов, прозаиков, критиков, художников, искусствоведов, философов, историков, рок-музыкантов принимали участие в независимом культурном движении.

После «бульдозерной выставки» в Москве питерский андеграунд активизировался. Право на свободное творчество стали отстаивать явочным порядком.

Мы запустили журнал «Часы», который превзошёл объёмом, разнообразием публикуемых в нём материалов, числом публикуемых авторов все самиздатские журналы.

Вышло 80 номеров, обычно издатели журналов редко доводили их выпуск до 15—20 номеров. «Часы» выходили до публикации указа «О свободе печати».

Наш успех объяснялся тем, что с самого начала был преодолён кружковой самозамкнутый характер издания. Кружки дробятся, дружбы распадаются, вкусы трансформируются.

Пример — журнал «37». Мы рассматривали «Часы» как издание, представляющее культурное движение в своей цельности, независимо от места жительства авторов, от жанров произведений и эстетических вкусов. В результате это привело к консолидации участников культурного движения.

В 1978 году возник вопрос: почему бы нам не учредить премию для тех, кто достиг наилучших результатов в течение года? Эту идею предложил мой товарищ Борис Останин. Он человек, который любит праздник, и именно он предложил её учредить.

Сперва думали назвать премию именем Альбера Камю — это универсальная в европейской литературе и культуре фигура, а нам с самого начала было ясно, что премию заслуживают не только поэты и прозаики, но и критики. Камю нам подходил, но тут же возникла удачная альтернатива — Андрей Белый.

— Имя Камю появилось не в связи ли со знаменитым коньяком Camus, который в СССР трудно было достать?
— Борис так и говорил: если вручить этот редкий и безумно дорогой напиток хорошим авторам, то всё будет в порядке. Уже этим успех премии будет обеспечен.

Я был удивлён реакцией нашей писательской братии на премию. Она задумывалась в каком-то смысле как пародия на государственные премии, но воспринята была очень серьёзно: люди, её получившие, сразу же задали премии высокую планку.

Борис Гройс, первый написавший о московском концептуализме; Виктор Кривулин, ярко продолживший петербуржскую литературную традицию; Аркадий Драгомощенко, который получил премию за прозу — роман «Расположение среди домов и деревьев» с героем из неофициальной среды.

С этого момента вручение премии проходило ежегодно. В числе лауреатов премии Андрея Белого появились такие авторы, как Ольга Седакова, Саша Соколов, который в это время жил в Америке, но получил там премиальный рубль, Иван Жданов, недавно умерший Алексей Парщиков…

— Премия вручалась до перестройки каждый год?
— Да. Но когда в стране начались большие перемены, а они больше всего затронули неофициальную культуру, смысл закачался: стоит ли продолжать премиальную деятельность, если люди, ранее сплочённые с нами какой-то солидарностью, могли теперь свободно печататься?

Нужно ещё упомянуть, что помимо премии «часовщики» создали ещё и Клуб-81, уникальную в Советском Союзе организацию. С началом эпохи гласности клуб стал местом встреч политических и общественных оппозиционных групп. Я участвовал в создании Ленинградского народного фронта, потому что было понятно, что вся наша сложная, напряжённая борьба за свободу слова и печати, которую мы вели в течение многих лет, — закончилась.

В 90-е годы премия присуждалась далеко не каждый год. Если прежде произведения наших авторов оседали в публикациях нескольких самиздатских журналов, то теперь они были рассыпаны по всему полю российских издательств. У меня не было твёрдого убеждения, что в новых условиях премию следует продолжать. Но молодёжь, которая вошла в литературу уже в 90-е годы, думала иначе.

— И премия возродилась?
— У меня произошёл памятный разговор с женой Василия Кондратьева Миленой, из которого я понял, что все наши старые постройки (журнал, клуб, премия) огораживали, защищали и поддерживали творческую деятельность «неофициалов».

Но к концу 90-х годов сложилась новая конфигурация: в положении «плохих парней» и «лишенцев» оказалась творческая молодёжь нового поколения.

В рыночных условиях, когда успех жёстко связан с товарностью произведения, инновационная литература никогда не становится продуктом массового потребления.

Я понял, что премию надо восстанавливать, и ставить её на ноги следует уже в другом виде. До этого мы назывались «тайным жюри» (хотя все, конечно, знали, кто в это жюри входит).

Теперь надо было отказаться от пережитков прошлого. Год-два прошли в дискуссиях, в которых принимали участие Лариса Берёзовчук, Виктор Кривулин, Михаил Берг, Сергей Стратановский и другие.

Вначале хотелось сделать всё по принятым стандартам: экспертный совет, голосование, жюри и пр. Но оказалось, что в нашей среде это невозможно.

Думаю, это связано с тем, что мы сами принадлежали этой среде, то есть не были представителями какого-то фонда или журнала, имеющего свой регулярный образ жизни, финансовую поддержку, издательские планы, собственное помещение...

Мы решили создать комитет премии, одновременно выполняющий две задачи: организационную и оценочную, решили, что нас будет семь человек и что в комитет будут входить постоянные и временные члены.

— Чем вызвано такое разделение членов комитета?
— Любой комитет, из года в год включающий в себя одних и тех же людей, неизбежно спекается, приобретает кружковой характер. А мы с Борисом Останиным всегда были против кружка как мировоззрения.

Мы считали, что должны быть открытыми. А чтобы быть открытыми и не погрязнуть в кружковщине, требуется постоянное кровообращение, то есть ротация.

Для такой маленькой организации необходимо, с одной стороны, постоянное ядро, которое поддерживает дух и идеологию премии, а с другой стороны, следует придать ей гибкость и подвижность, то и дело включать людей, имеющих другой опыт, представителей другой литературной среды, разных литературных течений. Это очень важно, это предохраняет от спекания. На этом мы остановились и стали работать.

— Так в чём, собственно, состоял конфликт? Что за расхождения «в стратегии и тактике премии»? Неужели сердцем конфликта стал вопрос о введении новой номинации за литературную критику?
— Читая заявление, можно подумать: в комитете сидят какие-то старики, они уже покрылись плесенью, а вот авторы письма — молодые, бодрые, но на деле всё оказывается как раз наоборот.

Мы с Останиным три года настаивали на том, чтобы в реестр премии была включена номинация критики, потому что критика выполняет важную для нас квалификационную работу: что-то подчёркивает, что-то отвергает, провоцирует динамику взглядов — это живое дело.

Критика — это связь между литературой и обществом, и мы сами с нашей премией работаем в сфере связи литературы с обществом.

После трёх лет дискуссии о новой номинации возник ещё один момент: временные члены комитета захотели стать «бессрочными».

— Горячность дискуссии действительно казалась странной. По тону, с которым написано заявление членов комитета, можно решить, что люди спорят как минимум за кусок государственной нефтяной трубы. Хотя очевидно, что премия состоит исключительно из своей истории.
— Премия состоит из ничего. Если не считать её традиционной, идейной и моральной связи с инновационным творчеством во всех его проявлениях.

— Почему же несогласным не пришло в голову взять и учредить свою собственную премию — скажем, премию Саши Чёрного? Как вы себе объясняете такую цепкость: почему члены комитета держатся за ваше детище, вас же отвергая?
— Наши оппоненты, как можно было видеть из всей этой истории, тяготеют к кружковому, замкнутому типу общения. Отсюда, вероятно, проистекает их недоверие к ротации комитета и к новым номинациям, то есть к расширению компетенции премии.

Марио Бьяджоли, историк, профессор Гарварда, специалист по авторскому праву и истории Ренессанса, ответил на вопросы о том, что можно, а что нельзя говорить в интернете и как распространяется юридическое право на интеллектуальную собственность, с которой сталкивается каждый из нас, покупая в палатке у метро музыку или новые CD.

Вместе с тем наши оппоненты — люди неординарные, как правило, не связанные с деньгами. То, что делает, например, Дмитрий Кузьмин, не связано с коммерческими расчётами, и это невозможно не ценить. Я сам приглашал его в комитет, потому что видел, с каким размахом он ведёт свою деятельность.

То же касается и остальных: Бориса Дубина, которого мы пригласили в комитет, потому что он глубоко понимает социально-культурные подтексты литературы. Для нас важно, чтобы такой человек был в составе комитета.

Глеб Морев — профессионал, филолог, умный, с хорошими литературными связями — всё это нам тоже очень полезно. Но вместе с тем ротация была и остаётся необходимой.

В число временных членов попали два человека: Дмитрий Кузьмин и Анатолий Барзах.

Но временные уходить не захотели, а поскольку мы и с другими постоянными спорили, вводить ли критику, то получился союз временных и тех, кто настроен против всяких перемен. Против ротации, против критики.

Разрешить конфликт с номинациями критики и переводов мы решили следующим образом: возложить на нас, учредителей, ответственность за них. Наша позиция заключалась не в том, чтобы утвердить свою «стопроцентную правоту», а в том, чтобы на опыте проверить, кто из нас прав.

Если, как пытались убедить нас некоторые члены комитета, «критики нет», кто нам помешает отменить эту номинацию? Мы свободны, свободны как никто.

Вместо такого решения мы оказались перед угрозой развала премии. И мы удовлетворены тем, что в коммюнике наши предложения наконец-то получили поддержку.

— Откуда такая концентрация именно на премии? Ведь литературный процесс к премиальным делам не сводится. Катастрофически не хватает журнала, который можно было бы читать, чтобы понимать, что происходит, — читать отрывки, читать критику. Хотя издание журнала на интернет-платформе особых денег не стоит, вместо журнала мы имеем Литературную карту России, в которой сказано, кто где сидит, кто за что держится, какими регалиями обладает. И какая-нибудь жалкая ссылка. Почему никто не занимается собственно литературой, а не истеблишментом вокруг литературы?
— В том-то и дело. Я не знаю. У нас с Борисом Останиным инстинкт другого порядка: а что мы теряем? Ничего не теряем, мы ничего не боимся. Нам только важно понять, что ещё можно сделать.

Можно сделать номинацию критики — давайте сделаем, посмотрим, что из этого выйдет, потому что мы имели примеры, которые убеждали нас, насколько премия своими минимальными средствами переживается другими людьми как нечто важное.

— Премия в итоге отчасти даже заменила журнал, потому что, если я думаю, что бы мне почитать в современной литературе, я смотрю список лауреатов премии Андрея Белого.
— Бесспорно. В позапрошлом году на церемонии вручения был очень трогательный эпизод, когда один из известных филологов сказал: «Как нам нужна такая премия!» Академический мир не имеет такой премии!

— Почему вы сами не высказывались в процессе этого конфликта? К вам никто не обращался?
— Обращались, но нам было очень важно избежать раскола. Как к профессионалам я к своим коллегам испытываю огромное уважение, нужно было сохранить ситуацию, в которой можно было бы говорить с ними спокойно и здраво. Не должно быть обиженных и униженных.

— Как бы вы охарактеризовали в общих чертах процесс, совершающийся сейчас в литературе, попадающей в круг внимания премии Андрея Белого?
— Мне кажется, что мы находимся в ситуации какого-то нового движения и что к пониманию его мы ещё не готовы.

Уходящая литература, особенно поэтическая (поэзия всегда вернее выдаёт, что чувствует живущий в современном обществе индивид), была в большой мере связана с «новой телесностью».

Это важная задача: чтобы быть свободным, телесность должна быть твоя собственная, ты должен уметь идентифицировать себя, кто ты такой в этом мире. Однако всё это в итоге погружается в очень интимный мир.

Мне кажется, что сейчас всё, что составляло основу этого движения в интимный мир, уходит и в литературе всё более существенную роль занимает осмысление ситуации как реальности: что, где мы, кто я в этом всём, где моё место.

Проснулся новый реализм. Мне было приятно услышать Александра Скидана, который, прослушав одно литературное произведение, сказал: «Да здравствует реализм!»

Появляются новые темы, новые герои. Это тоже новизна, не формального поиска, а другого: другой человек, другой герой, другой социум.

— Давайте зададим этот же вопрос о литературе как общественном феномене — не в смысле её влияния на жизнь в нашей стране, а в смысле внутреннего устройства литературного процесса. Ощущается отсутствие общности литературной среды. Есть потребность встречаться и разговаривать.
— Я согласен. И это ещё один скрытый мотив нашей деятельности — хотя бы наше стремление расширить число номинаций премии. Есть ещё идея создания консультативного совета, который включал бы людей, профессионально занимающихся переводами, историей литературы, гуманитарными исследованиями, связанными с литературными процессами, — чтобы мы могли воспользоваться их компетенцией. Чтобы мы могли встречаться, обсуждать что-то и выносить решения в более широком коллективе. Это важно: так создаётся сообщество.

Но чтобы собирать людей, нам нужны деньги — приглашать их, печатать их произведения, обсуждать с ними те вопросы, которых мы отчасти здесь коснулись.

Мы сейчас в этом заинтересованы. Собственно, недавняя официальная регистрация премии призвана среди прочего заняться решением этих задач.

— Отсутствие сообщества связано не столько с отсутствием денег, сколько с отсутствием куража и желания что-то создать. Потому что начало любому делу кладёт простая инициатива — ведь и сама премия родилась как нечто задорное и пародийное. В 1978 году вам это не стоило ни копейки, за исключением денег, потраченных на бутылку водки. И я не вижу сейчас подобной душевной щедрости, открытости и желания что-то делать просто так, когда тебе ничего не предлагают взамен.
— Конечно, я как раз и считаю, что, когда главный вопрос, главная проблема и главная реальность, с которой автор имеет дело, связан только с его личностью, только с его телесностью, многие моменты принижаются и выход в более широкий план становится в принципе невозможным. Это и есть эгоизм в самом плохом виде. Но эгоизм скучен!

Самое главное то, что общество уже воспринимает премию как своё собственное достояние. Она и не наша, и не их: это премия, которая существует и есть часть нашей литературной жизни.

Беседовала Ольга Серебряная




ОТПРАВИТЬ:       



 







Культурные проекты к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского

В 2021 году в России отмечают 200-летие со дня рождения Федора Достоевского — одного из самых известных романистов мира. Рассказываем в новой подборке, какие тематические выставки, аудиоспектакли и проекты подготовили учреждения культуры и онлайн-платформы к памятной дате.

14.11.2021 19:00, www.culture.ru


Я пью до дна за тех, кто в море!

«Мальчик, люби революцию»

130 лет назад, 17 июля 1891 года родился Б. А. Лавренёв. Писатель-маринист. Прошедший долгий путь от декаданса Серебряного века — к вершинам соцреализма.

17.07.2021 19:00, Игорь Фунт


Экология для детей

5 полезных книг

Учиться бережному отношению к природе нужно сызмальства. Мы собрали 5 книг, которые расскажут детям об экологии, разовьют в них осознанность и любовь ко всему живому.

06.06.2021 16:00, recyclemag.ru



Диалектика историзма как онтология русского раскаяния

Право на жертву есть волеизъявление во имя?..

140 лет назад, 9 февраля 1881 года умер Ф. М. Достоевский. К этой дате — некая философическая реминисценция. От имени писателя, воплощённого во множестве лиц, живущего вечно...

09.02.2021 19:00, Игорь Фунт


Тотальное отчуждение Мандельштама

130 лет назад, 15 января 1891 года родился Осип Мандельштам

Исконная память еврейства, «память крови» крестившегося в 20 лет Мандельштама — у него довольно своеобразна (принял протестантизм в Выборге, — авт.): «Весь стройный мираж Петербурга был только сон... а кругом простирался хаос иудейства, не родина, не дом, не очаг, а именно хаос... откуда я вышел, которого я боялся и бежал».

15.01.2021 19:00, Игорь Фунт


Николай Рубцов: «Ты в Господа-то веришь?»

«Журавль — душа усопшего, его прощальный зов»

85 лет назад, 3 января 1936 года родился Николай Рубцов, русский национальный поэт. Также к 50-летию со дня смерти (умер 19 января 1971 г.).

03.01.2021 19:00, Игорь Фунт


Евгений Водолазкин: «Пока существует история, будут существовать и войны»

Интервью с известным писателем

В конце ноября в издательстве АСТ, в редакции Елены Шубиной, вышел новый роман Евгения Водолазкина «Оправдание Острова». Об этой книге можно говорить долго, если тщательно разобрать все по цитатам. Главным героем здесь является Время, а остров напоминает Византию с бессмертной столицей Константинополем. Сложные политические вопросы в романе решаются с истинно константинопольской жестокостью и коварством. И хотя изначально писатель Рубен Ишханян хотел поговорить с Евгением Водолазкиным о книге, они не могли обойти стороной и международные проблемы, включая угрозу третьей мировой войны, которая нависла над нами.

22.12.2020 19:00, Рубен Ишханян







 

Новости

Культовый фильм «GENERATION П» снова в кинотеатрах
7 июня в главном московском кинотеатре «Октябрь» пройдет специальный показ фильма Виктора Гинзбурга «Generation П» при участии режиссера и кинокритика Егора Беликова. Там же впервые покажут трейлер фильма «Ампир V» (прокат осенью 2021). В июне прокат «Generation П» по всей стране! Фильм можно будет увидеть в крупнейших кинотеатрах России. Расписание по ссылке.
Культура и COVID-19: на круглом столе раскроют данные о потерях культурных индустрий в 2020 году
Круглый стол «Культура и культурные индустрии в РФ – 2020», посвященный выходу одноименного трехтомного интерактивного исследования, подготовленного информационным агентством InterMedia, состоится 7 декабря 2020 года на онлайн-площадке медиацентра «Российской газеты».
Умер Михаил Жванецкий
Сатирик Михаил Жванецкий умер на 87-м году жизни. Об этом пишет телеканал «Дождь».
Вики-семинар по проекту «Выпускники и наставники» в Грозненском государственном нефтяном техническом университете
30 сентября 2020 года в Институте прикладных информационных технологий Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М. Д. Миллионщикова состоялись семинар и практикум, посвящённые конкурсу «Выпускники и наставники России 2020» — проекту, реализуемому при поддержке Фонда президентских грантов.

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.