Подписаться на обновления
15 ноябряЧетверг

usd цб 67.9975

eur цб 76.7556

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Екатерина Сальникова   суббота, 4 апреля 2009 года, 09:57

Смерть крупным планом
«Тарас Бульба». Есть еще порох в российских блокбастерах


Кадр из фильма "Тарас Бульба" // tarasbulbafilm.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






От героизма человеческого сообщества к трагедии неповторимой личности до катастрофы одинокой земной твари — по такой траектории движется «Тарас Бульба», блокбастер Владимира Бортко по Гоголю.

Фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба» успел надоесть еще до выхода, столько было о нем разговоров, прогнозов и промоушена. Теперь фильм наконец вышел в прокат — и все-таки застает нас врасплох. Очень непросто для себя решить, как к нему относиться и вообще что же это за кино.

«Тараса Бульбу» практически все ждали с предубеждением. Одни — чтобы получить свежую пищу для непреодолимого скепсиса, который касается экранизаций вообще, а особливо современных экранизаций отечественной классики. Опять блокбастер средней руки вместо великой литературы. Опять кони, массовки, грим и гам в кадре. Ни те концепции, ни те эстетики...

Другие нервно верили в успех, несмотря на все очевидные и подводные рифы на пути режиссера. С нами — наша культурная память, наша киношкола и человечья интуиция. Может, Бортко и не Эйзенштейн, так ведь, к счастью, и не Бондарчук. И потом выдающиеся актеры, они всегда вывезут...

Таковы были примерные доводы и рассуждения обеих сторон. И в какой-то степени все эти прогнозы сбылись. Но фильм им не равен, не они характеризуют его штучную специфику, а нечто иное, третье.

Третий путь

Да, собраны в одном проекте наши замечательные актеры. Один казак Шило Михаила Боярского чего стоит. А еще Владимир Вдовиченков, Юрий Беляев, и Петр Зайченко, и Владимир Ильин, каждый со своим человеческим колоритом.

Да, художественности в понимании авторского кинематографа тут не густо. Да, панорама наступления казаков в виде постскриптума к гибели Бульбы есть мертвая цитата из советского кино и эстетический позор. Впрочем, такие сцены не способны убить шедевр — не только в заурядных картинах, но и в «Чапаеве» тоже есть такая сцена.

Еще до официального выхода в широкий прокат на просторах Рунета появился видеоролик с нарезкой батальных сцен из нового фильма В. Бортко. После чего стало понятно — картина не для слабонервных. Своими противоречивыми впечатлениями от очередного продукта российской киноиндустрии поспешили поделиться первые зрители.

К тому же надо отдавать себе отчет в том, что если не Тарковский, не Сокуров, не Абдрашитов, а художник среднего масштаба делает очень уж авторскую вещь, то она как раз может акцентировать его слабые стороны. «Собачье сердце» у Бортко, конечно, было очень даже авторское. Но разве от этого легче?..

Все признаки неавторского блокбастера в «Тарасе Бульбе» явлены весомо, грубо, зримо. Богатая материальная фактура, боевой экшен, поэзия любовной темы. Кольчуги и всяческое оружие, крепостные стены и крахмальные воротники, чубы и чарки, вышитые рубахи и постановочные сражения, долгие зачарованные взгляды и прекрасная полуобнаженная натура, брызжущая из ран кровь и жирная, мастеровитого замеса грязь. Всё, что полагается в историческом боевике с ярким этнографическим колоритом.

Однако Голливуд или голливудского типа кинематографии уже давно свыклись с этими качествами исторического боевика как с вечной жанровостью. Там она служит отключению от проблем современности, тусклых, прозаических и не на каждом шагу опасных для жизни.

У нас в России всякий блокбастерный опыт сегодня дается особыми потом и финансами. Позади голливудских правил маячат тени и установки русского реализма.

Неавторское кино

Главная установка заключается в том, что искусство обязательно должно иметь какое-то отношение к окружающей зрителя действительности. Нельзя так просто, абсолютно безнаказанно создать художественную форму и получить всего-навсего помпезно-бюджетное развлечение.

Непременно появятся некие смысловые поля, связанные именно с этой формой, с этим единичным произведением. А поскольку смыслу все равно возникать, то лучше этим смыслом управлять сознательно и заблаговременно, с помощью авторской воли. Не то эпоха управится со смыслом сама и такого навысказывает...

Отчасти эпоха и режиссирует посредством Владимира Бортко. Думается, именно эпохе мы обязаны таким обилием дождя и такой толщей грязи, которую так плотоядно преподносит зрителю камера.

Современность борется с грязью, пылью, микробами, известковым налетом, ржавчиной и прочим мусором. Но от растиражированных идеалов стерильности современный человек тоже устает.

Усиление грязевой фактурности кадра на несколько порядков — это наше коллективное признание того, что мы на несколько порядков продвинулись в освоении цивилизованного быта, но счастливее с ним не стали.

Именно нашей эпохе мы обязаны и резким повышением градуса экранного насилия. Во-первых, его слишком много по ТВ и в жизни. Значит, чтобы оно брало за живое, его необходимо утрировать и развернуть принципиально страшнее, чем принято в средней руки блокбастере.

Получилось? Получилось.

Во-вторых, человечество вступило в эру дистанционных войн. Ответом на них будет виртуальная ностальгия по традиционным формам войны. Россия же устала от локальных войн, в которых невозможно победить окончательно и наверняка. И России нужны образы войн, в которых «наши» не побеждают, но и не устают от поражений.

В-третьих, Россия прожила почти два десятилетия при капитализме — народу надо как-то компенсировать нерастраченные деструктивные инстинкты, где-то отдыхать душой после стерильности своих кухонь, после дистанционного общения со школьными друзьями, после искусственного позитивизма офисно-делового типа.

И во-вторых, и в-третьих в «Тарасе Бульбе» хоть отбавляй. Казни и пытки Гоголь обозначает, но подробно, подетально не описывает: «Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса...»

Фильм же подает пытки и казни живописно, некраткими крупными планами. Бортко добавляет казнь в Сечи казака, по пьяни убившего товарища. И убитую жену Бульбы. Гоголевские герои у Бортко терпят физические муки за душевные страдания современных россиян, утомленных своим образом жизни и признающих свою слабость перед лицом испытаний, выпадающих в сегодняшней повседневности.

Современным людям отрадно убеждаться, что кому-то когда-то приходилось еще тяжелее. Но когда-то силы не иссякали от поражений и не было вырождения и упадка нации, несмотря на массовую гибель. Мечта о почти магической неисчерпаемости сил нации читается в этой картине...

Между эпосом и боевиком

Во многом содержание фильма слагается из парадоксального жанрового симбиоза и современного к нему отношения. Ведь надо признать, что «Тарас Бульба» — уникальное в нашей культуре произведение.

В нем действительно очень сильны элементы эпоса. Но Европа писала свой героический эпос в Средние века, а Гоголь — в начале XIX века. И мог он это сделать гениально, видимо, благодаря генетическим связям с общеевропейской культурной традицией.

Наугад из «Песни о Роланде»:

Язычнику нанес удар копьем,
Щит раздробил, доспехи расколол,
Прорезал ребра, грудь пронзил насквозь,
От тела отделил хребет спинной,
Из сарацина вышиб душу вон.
Качнулся и на землю рухнул тот.
В груди торчало древко у него:
Копье его до шеи рассекло.
Воскликнул граф Роланд над мертвецом:
«Знай, не глупец и не предатель он (король — Е.С).
Не зря он нам велел прикрыть отход.
Да не постигнет Францию позор!
Друзья, за нами первый бой! Вперед!
Мы правы, враг не прав — за нас Господь».
Аой!

Наугад из «Тараса Бульбы»:

«Хотел было поворотить вдруг своего коня лях и стать ему в лицо; но не послушался конь: испуганный страшным криком, метнулся на сторону, и достал его ружейною пулею Кукубенко. Вошла в спинные лопатки ему горячая пуля, и свалился он с коня. Но и тут не поддался лях, все еще силился нанести врагу удар, но ослабела упавшая вместе с саблею рука. А Кукубенко, взяв в обе руки свой тяжелый палаш, вогнал его ему в самые побледневшие уста. Вышиб два сахарные зуба палаш, рассек надвое язык, разбил горловой позвонок и вошел далеко в землю. Так и пригвоздил он его там навеки к сырой земле. Ключом хлынула вверх алая, как надречная калина, высокая дворянская кровь и выкрасила весь обшитый золотом желтый кафтан его».

И в «Роланде», и в «Бульбе» есть рефрены, только в одном взывают к французам-христианам, королю Карлу и Франции, а в другом к казачеству, православной вере и многострадальному от избыточного цитирования «пороху в пороховницах». В обоих произведениях душу доблестного воина, павшего в честном бою, принимает небесное воинство.

Батальные сцены с подробностями расчленения тел — высокая поэзия эпоса. Воплотить — и получатся ремесленно безукоризненные сцены блокбастера со сверхкрупными планами и замедленными съемками. Эпос — героика, высокий пафос и формирование нации. Блокбастер — липовая героика, несерьезное искусство, сплошная бездуховность и насилие.

Режиссер «Тараса Бульбы» рассказывает в интервью, что завел себе тайный ЖЖ, где отслеживает реакцию на свои фильмы. К критике своих фильмов он относится с юмором: «Мыши кололись, но продолжали жрать кактус».

Гоголь на две трети написал эпос. Ни Гоголь, ни даже Владимир Бортко не виноваты, что при переводе на язык другого искусства другого времени высокая художественная форма неумолимо деформируется. И эту деформацию усугубляет низкий имидж жанра кинобоевика. Прошлому мы всегда верим. Современности мы не склонны доверять.

Высокие образы далекого прошлого святы. Высокая образность в современности скомпрометирована столетиями эпигонства и разочарованием в возможностях человечества. Это не проблема отдельного режиссера, это проблема нашей жизни. Проблема, рожденная неверием в то, что открытые, демонстративные формы героического не есть блеф и симуляция.

Проблема, рожденная исчерпанностью риторической традиции. Проблема, связанная с реальным кризисом высоких идеалов в повседневности. Круг того, что мы готовы признать правдоподобным, правдивым, типичным и настоящим, резко сужается. Критический реализм XIX века уже формировался как ответ на этот кризис.

При экранизации «Тараса Бульбы» есть объективная опасность сделать фильм жертвой и массового обожания боевика, и интеллектуально-интеллигентского презрения к нему. Боюсь, отчасти так и произойдет на этот раз.

Шекспиризация

Но дело в том, что и Гоголь написал не абсолютный эпос, и Бортко сочинил сценарий, который выводит экранизируемого «Тараса Бульбу» в иные эстетические координаты.

Никаких особых визуальных образов я не заметила. Никаких особо ярких и семантически емких монтажных решений тем более. Режиссерская коррекция сюжета и некоторые опорные моменты актерской игры — вот прибежище авторского видения и авторского смысла.

Зачем Тарас Бульба затевает военный поход и даже хитро меняет предводителя воинства? Погулять, мол, казакам пора? Ничего более внятного не говорится на эту тему. И такая мотивация в современном мире как-то не звучит. Вослед рвению Бульбы приходит и реальный повод для начала военных действий. Но личная потребность героя в гульбе и войне первоначальны и лишены прозаизма — и у Гоголя, и у Бортко.

У Богдана Ступки есть особый, его неповторимый прищур, с каким его Бульба наблюдает за сыновьями, которых давно не видел.

От взгляда-прищура Бульбы в начале действие развивается к страждущему, слезоточащему взгляду Бульбы, наблюдающему не за казнью Остапа, а за поведением казнимого Остапа. В кульминации — взгляд, искаженный судорогой изумления при виде Андрия, летящего впереди польского войска. И горестное созерцание — любование убитым собственной рукой сыном-предателем.

Бульба у Бортко ставит опыт над своими сыновьями, а заодно над всем казачеством, то есть лучшими из лучших. Бульба их проверяет, испытывает, «пытает».

Как в свое время замечательно показал Леонид Пинский, шекспировский король. Когда Лир требует от дочерей по очереди публично выражать свои чувства, он занимается именно испытанием, опытным дознанием, экспериментом, experimentum crucis — термин, как пишет Пинский, «восходящий к средневековым пыткам».

Из опыта короля Лира получилась трагедия, потому что мир оказался одновременно и сложнее былого внеличного канона человеческих взаимоотношений, и дисгармоничнее, чем король мог представить. Лир попал в сердцевину всех конфликтов.

Тарас Бульба наследует судьбу Лира. Вся гоголевская история у Бортко — мужской и российский парафраз на тему ренессансной трагедии с тремя героинями. И Янкель (Сергей Дрейден) при Бульбе — как Шут при Лире. И Андрий с прекрасной полячкой (Магдалена Мельцаж) — как Ромео и Джульетта, чья любовь изначально не слишком совместима с жизнью.

Установление истины о человеке, и по Лиру, и по Тарасу Бульбе, несомненно, стоит жизни всех испытуемых и многих прочих. Это трагический подход, презирающий панический страх смерти, культ долголетия, самосохранения и личной безопасности — все, чем переполнено современное отношение к жизни.

Эта истина о человеке, истина единая и целостная, принципиально недостижима в координатах гоголевской истории, что и акцентирует Бортко.

По системе оценок Бульбы, Андрий его испытание не выдерживает, а Остап выдерживает сполна. Остап — герой, Андрий — предатель. В режиссерском видении Андрий (Игорь Петренко) — полноценный герой, который достойно выдерживает свое испытание, потому что исповедует иные ценности.

Просто в отличие от старшего брата Андрий не эпический, а романный герой. Приватный мир — его жизнь и его погибель. В том, как Андрий у Бортко убежденно говорит о том, что любовь и любимая женщина для него настоящая родина, нет ничего разоблачительного для героя. Он просто вслух понимает себя. Он не отрекается от своих, а признает своей ношей страшный нравственный груз.

Наконец Игорь Петренко получил свою роль и сыграл ее по-настоящему сильно. Перейдя на сторону поляков и сражаясь на их стороне, Андрий рубит направо и налево, — но смотреть на тех, кого он рубит, герой не может. Это противоречие безошибочно действующей руки и вперед обращенных глаз Андрия, ни с кем не способных встретиться, сознающих всю суть своих деяний и ничем их не оправдывающих, — самый сильный момент фильма, когда боевик встречается с драмой.

Герой, желающий и способный жить лишь по законам частной неповторимой личности, герой-индивидуалист, которому его индивидуалистические ценности дороже, нежели надличные вера, отечество, нация и даже семья, согласен быть осужденным по законам и ценностям доиндивидуалистического мира, патриархального мира.

Чувствовать как приватный герой-индивидуалист Андрий у Игоря Петренко и Владимира Бортко уже созрел. А оценки и самооценки Андрия на уровне рефлексов, на уровне психофизики принадлежат миру Тараса Бульбы, миру самопожертвования ради надличных святынь.

Эта раздвоенность Андрия делает его подлинным драматическим героем, внутренне находящимся между разных миров, противоположных этик и устремлений. Нечто от подобной раздвоенности несет в себе современный российский человек. И раздвоенность эта лишь акцентируется медийным пространством, которое склонно абсолютизировать одновременно разные, если не взаимоисключающие, идеалы.

Фильм Бортко заставляет обратить внимание на наш идеологический хаос.

Сейчас у нас пытаются укрепить семью и одновременно возродить гражданственность, преданность человека нации, стране и государству. Экранизация «Тараса Бульбы» наглядно демонстрирует, что преданность семье не всегда легко совместима с преданностью нации. К счастью, нет у Бортко ни апологии эгоистического индивидуализма, ни агитации за гражданское самопожертвование.

Бортко показывает, что человеческое достоинство и самосохранение — тоже очень разные штуки.

А выживание на войне — еще не самое тяжкое выживание. Очень символично, что Бортко решил довести историю прекрасной панночки до абсолютной катастрофы. Ею становятся естественные роды, приводящие к смерти героини.

Рабская зависимость от своей телесной оболочки деморализует человека начала XXI века, потому он и показывает исторические пытки крупным планом, издали ужасаясь родам, имеющим место и в начале третьего тысячелетия.

Эпические герои у Бортко вызывают восхищение и зависть. Трагические и романные — понимание и уважение. А там, где прекрасный человек превращается в раба своей физиологии, у режиссера воцаряется священный ужас.

Естественное продолжение рода, чреватое бесславной мучительной гибелью, — вот что для современного человека теперь замещает казнь, наказание, пытку и проклятие. От героизма человеческого сообщества к трагедии неповторимой личности до катастрофы одинокой земной твари — по такой траектории движется блокбастер Владимира Бортко по Гоголю. Это гораздо содержательнее всех телесериалов по классическим произведениям. Снимайте блокбастеры, господа.

Пресс-конференция создателей "Тараса Бульбы"




ОТПРАВИТЬ:       



 






Киногид книголюба

7 документалок о писателях

Как рождаются великие книги? Через что проходят авторы, чтобы создать произведение, которым будут зачитываться поколения? T&P собрали документальные фильмы о писателях: Уильям Гибсон рассуждает о постлюдях, сидя в лимузине, больничный клерк Харви Пикар рисует комиксы, Джоан Дидион переживает потерю близких, а Роальд Даль мечтает о шоколадной фабрике.

10.11.2018 19:00, Sasha Pershakova, theoryandpractice.ru


Список 100 величайших фильмов из разных стран (по версии BBC)

Неголливудского производства

Редакция BBC Culture попросила 209 кинокритиков из 43 стран перечислить их любимые фильмы неголливудского производства. Это преимущественно европейское и азиатское кино. В итоге вышло 100 фильмов 67 режиссеров из 24 стран на 19 языках, включая совсем редкие (например, фильм Touki Bouki на сенегальском наречии волоф). Лидирует французский язык (27 фильмов), за ним следуют китайский (12) и итальянский (11). В списке есть несколько шедевров киноискусства и на русском языке.

03.11.2018 19:00, izbrannoe.com


Очаровательная «Ла Лолло»

Как-то она сказала: «Я изучала живопись и скульптуру, а актрисой стала по ошибке». Тем не менее, она вошла в историю мирового кинематографа и стала легендой итальянского кино.

24.10.2018 19:00


Необыкновенные истории

7 фильмов про особенных людей

Очень часто нас в жизни окружают люди, которые отличаются от нас. Порой они нам кажутся непонятными, замкнутыми, необычными... Но стоит узнать их поближе, попытаться понять их, заглянуть немного глубже, и у нас появляется шанс хоть немного сделать существование в этом мире для них комфортнее и полноценнее. А нам это общение дарит потрясающий опыт и открывает для нас огромные внутренние миры, а иногда и внешние... Эта подборка из 7 фильмов именно о таких необыкновенных людях.

13.10.2018 19:00, Мария Сусова, fraufluger.ru


Творческий тандем

Режиссер Альфред Хичкок и художник по костюмам Эдит Хэд

Многие режиссеры предпочитают работать с одними и теми же художниками: с теми, кто их устраивает, кому они доверяют. Как говорит режиссер Джон Лэндис: «Так они могут быть уверены, что не будут разочарованы». Такая привязанность рождает известные творческие тандемы и характерный кинематографический стиль.

06.10.2018 19:00, tvkinoradio.ru


Кинократия

«Осенний марафон» Георгия Данелии

Фильм под изначальным названием «Горестная жизнь плута» был снят на основе сценария Александра Володина – драматурга, прославившегося своей пьесой «Пять вечеров». Картина вышла на экраны в 1979 году на пике так называемого брежневского «застоя». Настроение фильма полностью отражает свою эпоху, а главный герой в исполнении Олега Басилашвили пополнил ряды типично данелиевских протагонистов, как и персонажи «Мимино» или «Афони».

29.09.2018 19:00, Мария Молчанова, diletant.media


Сильный характер

10 фильмов о женщинах, поднимающих действительно важные вопросы

Невеста, вдохновившая Тарантино, немецкие террористки, женская версия Уолтера Уайта и Кэтрин Хепберн против сексизма: кино с женщинами на переднем плане, каким мы хотим его видеть.

22.09.2018 19:00, Елена Кушнир, knife.media


Кинотур

Влюбиться в город с первого взгляда

Благодаря фильмам, действие которых происходит в разных городах мира, у зрителей часто появляется желание посмотреть на места приключений киногероев своими глазами. «Вокруг света» рассказывает о пяти кинокартинах, где интересен не только сюжет, но и «географический фон».

15.09.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Чтобы костюмчик сидел

Модное кинопутешествие

Всемирно известные модельеры нередко создавали костюмы для фильмов. Благодаря этому у зрителей есть возможность не только познакомиться с работой модных кутюрье, но и проследить на экране, как менялась мода с течением времени. «Вокруг света» приглашает в модное кинопутешествие по миру костюмов в фильмах 1950–1970-х годов.

08.09.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Амбивалентность, как и было сказано

Фильмы фестиваля «Окно в Европу»

Завершившийся в приграничном Выборге 26-й фестиваль «Окно в Европу» продемонстрировал, по выражению одного из членов жюри, «кардиограмму российского кино», и, судя по ней, кино очень даже живо, хотя по-прежнему, как и год назад, страдает аритмией. Едва ли не самыми ожидаемыми показами, пускай и не совсем премьерными, на фестивале стали «Кислота» дебютанта в режиссуре Александра Горчилина и «Ван Гоги», с которыми в профессию после перерыва в четверть века вернулся Сергей Ливнев.

04.09.2018 16:00, Вячеслав Шадронов






 

Новости

Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.
XXII ежегодный Фестиваль камерной музыки «Возвращение» проводит краудфандинговую кампанию
Концерты должны состояться в Московской консерватории 8, 10, 12 и 14 января.
Российский фильм «Ампир V» первым в мире выходит на криптобиржу, листинг подтвердила EXMO
Первым в мире кинопроектом, который прошел листинг на крупнейшей в Восточной Европе криптобирже EXMO, стал фильм Виктора Гинзбурга “Ампир V” (2019) по роману Виктора Пелевина. Об этом было официально объявлено сегодня, 8 ноября, на конференции по блокчейну и криптовалютам Blockchain Life 2018 в Санкт-Петербурге.
Умер создатель мультфильмов «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля» Давид Черкасский
В Киеве умер советский и украинский художник-мультипликатор, режиссер и сценарист Давид Черкасский. Об этом в фейсбуке сообщил его друг Александр Меламуд.
IPChain представила первую биржу интеллектуальной собственности IPEX и краудинвестинговую платформу CO-FI
Ассоциация IPChain (Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности) презентовала первую в мире биржу интеллектуальной собственности IPEX и первую в России цифровую краудинвестинговую платформу для кредитования под залог интеллектуальной собственности CO-FI.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.