В ближайший год-два интернет-рынок существенно изменится, табели о рангах будут пересматриваться, а на рынке будут появляться совершенно новые игроки. Ситуация, которую мы имеем в 2008—2009 годах, напоминает надувание интернет-пузыря в 1998—1999 годах и крах доткомов 2000 года.
Игорь Ашманов, управляющий партнер компании «Ашманов и партнеры», рассказал «Часкору» о самых важных тенденциях Рунета 2008 года и о том, что нас ожидает в году наступающем.
— Что существенным образом изменилось в Рунете за прошедший год?
— Год — большой срок. Ко многому привыкаешь и забываешь, что оно новое и появилось недавно. Основное и очевидное — это взрыв социальных сетей, скачок «Одноклассников» и «Вконтакте». Потеря «Рамблером» сначала второй, а потом и третьей позиции поисковика. Явно обозначившийся интерес властей к Рунету. Первая блогерская война в августе 2008-го. Развал новых пузырей типа Top4top. Бурные покупки интернет-собственности крупными игроками (DST, Усманов). Неудача с покупками Google. Неудачи РБК. Начало влияния кризиса на Сеть.
Если обозначить эти тенденции в целом, то это резкое усиление влияния интернета на жизнь страны и, соответственно, приход в него сильных игроков и больших денег извне, из офлайна.
— Что нас ожидает в области интернет-рекламы?
— Изменение паттерна поведения клиента (снижение среднего чека, остатков на счетах). Умеренный рост общих доходов от контекста. А также введение социально-демографического таргетинга основными игроками. Рекламные сети расширятся и охватят 15—20% всех сайтов Рунета. Контекстная реклама начнет размещаться на «Одноклассниках» и «Вконтакте», при этом будет запущено несколько новых систем контекстной рекламы. Возможно, в наступающем году «Бегун» все-таки будет куплен крупным игроком.
Помимо этого, в 2009 году торговля трафиком в Рунете продолжит бурно развиваться.
— Мы уже как минимум три месяца живем в ситуации финансового кризиса. Поначалу эксперты говорили, что реклама в интернете не просядет, сегодня прогнозы стали пессимистичнее. Что вы об этом думаете? И в целом, даже если реклама просядет, так ли серьезно это отразится на развитии Рунета?
— Предсказывать дальнейшую судьбу кризиса трудно: полгода назад его не предвидело 99% экономистов мира. Могу сделать прогноз на ближайшие два месяца. Первую половину января страна будет пить, чтобы наконец отдохнуть душой от всего этого ужаса, вторую половину января будет отходить, а в феврале начнут верстать бюджеты на новый год, потому что в ноябре-декабре этого многие не делали. А вот начнет ли вся страна работать в марте — посмотрим. Мне кажется, долго жить в состоянии ужаса нельзя, тренд должен смениться.
Мне кажется очевидным, что сильнее всего реклама в Рунете просядет в медийной части, имиджевой, там, куда вбухиваются бюджеты крупных компаний. Потому что зачастую сейчас увольняют персонал и срезают рекламные бюджеты чисто механически, даже если доходы еще не упали. Многие, как я говорил выше, вообще не утвердили рекламные бюджеты на 2009 год — будут утверждать их в первом квартале, когда что-то прояснится. Лев Глейзер на одной тусовке сказал, что в худшем случае мы откатимся на уровень рекламного рынка 2005/2006 года, а тогда тоже была жизнь и деньги.
А вот средний и малый бизнес будет себя вести, как сейчас принято говорить, разнонаправленно. Кто-то срежет бюджеты или разорится вовсе, а кто-то усилит рекламу и маркетинг, чтобы удержаться на прежнем уровне. В этом смысле контекстная реклама является спасательным кругом: она позволяет платить не вообще за показы с неясным имиджевым результатом, а только за потенциальных клиентов, точно контролировать расход денег, моментально остановиться и настроиться по-новому и так далее. Пока контекст, я думаю, будет расти, но, конечно, помедленнее.
— 2008 год, особенно осень, запомнится нам как бум стартапов, социальных сетей и информационных ресурсов деловой направленности. На ваш взгляд, чем был обусловлен этот бум и как такие сайты переживут кризис?
— Всё повторяется в том или ином виде. Сейчас мы заново проживаем ситуацию с надуванием интернет-пузыря в 1998—1999 годах и крахом доткомов 2000 года.
Я еще год назад говорил, что в Рунете в январе 2007-го на самом деле начался 1999 год, а в январе 2008-го — соответственно 2000 год. Ситуация очень похожая — громкие истории удач в интернете, много денег за его пределами.
Поэтому и возникло много пузырчатых стартапов, в которые вложились прибежавшие в Рунет инвесторы из финансового и реального сектора, наслышанные о чудесах в Рунете. Как раз к весне — осени условного 2000 года таким стартапам и положено лопаться. Сейчас эти непрофессиональные инвесторы остыли, испугались. Будут перекрываться денежные краны в стартапах, свежеиспеченные фонды и инкубаторы будут закрываться. Останутся хладнокровные профессиональные игроки.
Так что в 2009—2010 годах (аналоге 2001—2002) мы увидим инвестиционную зиму в Сети. Часть новых непрофессиональных проектов умрет. Но тот, кто не дрогнул (и у кого есть денежный поток или инвестиционные деньги), — вырастет. Помните, в то время «Яндекс» обогнал «Рамблер», Mail.Ru стал вторым игроком, появились «Бегун», «Мамба», LiveInternet и многие другие, буквально взорвалась контекстная реклама, взлетели блоги.
То есть в ближайший год-два рынок будет довольно резко меняться, табели о рангах — пересматриваться, будут выпрыгивать на рынок совершенно новые игроки, как в 2002—2003 годах.
— Как бы вы определили, какой сегмент Рунета с точки зрения контента имеет наибольшие перспективы роста в следующем году? Это деловая информация, развлекательная или социальная?
— Во-первых, неясно, как правильно ставить вопрос: перспективы роста или сохранения объемов или вообще перспективы наименьшего падения?
Во-вторых, мне кажется, точно лидером будет не деловая информация. Да, известно, что РБК поднялся именно в кризис 98 года. Но сейчас есть кому отработать этот социальный заказ. Узнать очередные плохие новости с биржи можно где угодно, включая «Ленту.Ру», «Яндекс.Новости», тот же РБК, и никто, по-моему, в них не вчитывается.
Социальные сети тоже почти подошли к пределу насыщения. Если раньше была регистрация новых пользователей по миллиону в месяц (часть из которых, конечно, спамерские роботы), то откуда возьмутся еще 12 миллионов за следующий год? Вероятно, темп регистраций заметно снизится (особенно ввиду начавшейся борьбы с роботами).
А вот энергично монетизировать социальные сети придется. Пока они либо убыточны, либо балансируют на грани рентабельности. Нагрузка растет, программисты, серверы и трафик требуют денег каждый месяц. Да, у инвесторов есть деньги, но в 2009 году они устанут вкладываться и спросят с менеджмента.
Просто сделать всё платным — рискованно и не сработает. Имиджевая, медийная реклама может дать сколько-то денег, но ведь кризис… Контекстная реклама в социальных сетях имеет низкую кликабельность (люди туда приходят общаться, отдыхать, а не покупать). Она даст соцсетям какие-то деньги за счет массовости аудитории, но всех проблем социальных сетей не решит.
Значит, им (особенно самым массовым, горизонтальным — «Одноклассникам», «Вконтакте») нужно будет предложить своим пользователям либо сервисы, либо развлечения. Сервисы типа почты и поиска быстро не сделаешь, хотя тренд портализации в социальных сетях точно возникнет. Значит, в краткосрочной перспективе аудитории будут предлагаться развлечения — игры, видео, интернет-ТВ и прочее. Ну и отдельные игровые и развлекательные сервисы будут расти. Подростки и студенты кризис почувствуют гораздо меньше, деньги в их жизни значат мало, развлекаться они всё равно будут.
Кроме того, втягивание нации в интернет должно идти поэтапно. Если нормальное проникновение интернета — 50—60%, значит в Сеть можно втянуть еще миллионов 20—30. Технически грамотные, культурные, обеспеченные люди 20—40 лет уже давно там. Слой более-менее культурных людей 40—50 лет уже практически втянут «Одноклассниками». «Вконтакте» втягивает студентов и старших школьников. Всё это происходит в центральных регионах и городах-миллионниках с хорошим доступом в интернет. Кто остался? Пенсионеры? Но для них это вряд ли хорошее время для прихода в Сеть.
Значит, остаются, дети. А также регионы и низшие социальные слои. А их проще всего втянуть развлечениями.
— Прошедший год отметился и большим количеством судов: пользователи подают на других пользователей за ложную информацию, медиакорпорации — за распространение бесплатного контента. Есть ли шансы урегулировать эти вопросы в будущем? И как — законодательно или полюбовно?
— В настоящее время бурно развиваются разные законодательные инициативы в отношении Рунета, в том числе в области интеллектуальной собственности. Какие-то изменения будут уже в 2009 году. Дай бог, чтобы не победила тенденция всё зарегулировать.
В отношении авторских прав и «плохого» контента (порно, клевета, разжигание розни и т.п.) законов и так достаточно. Опять-таки влияние интернета стало уже заметным для общества, и оно обязательно начнет вмешиваться в жизнь Сети. Уже начало.
Так что мы увидим еще много судебных исков. Должна выработаться практика и система правовых отношений, которой пока нет.
Что касается крупных сервисов, то они, конечно, договорятся с крупными правообладателями, как уже сделали Mail.Ru с ВГТРК.
— В целом стоит ли опасаться регулирования Сети в том или ином качестве, или регулирование интернета — перспектива весьма призрачная?
— В том или ином виде регулирование неизбежно будет усиливаться. Интернет — часть жизни и общества, а не волшебная астральная плоскость, где не действуют законы физики. В принципе в Сети законы должны действовать точно так же. Если кто-то кого-то оскорбил или пообещал убить в Сети, почему это не должно быть наказано так же, как и в обычной жизни?
Сейчас же в онлайне по-прежнему действует эта невесомость: что ни напиши, как ни изгаляйся, ничего тебе не будет. Это всё равно рано или поздно закончится. И заклинания любителей радикальной свободы в ЖЖ этому не помешают.
Раньше власть и общество по-настоящему не интересовались интернетом, а в этом году начали. И это только начало. Я уверен, что в 2009 году будет несколько попыток провести через Государственную думу единый Закон об Интернете. В том числе будут пытаться продвинуть и самый драконовский закон, по китайскому типу. Вы же читали про дурацкие «предложения снизу» построить Великий русский сетевой экран? Но общество и власть у нас уже довольно образованны и понимают, что регулировать надо взвешенно, что свободное развитие технологий и контента в интернете повышает конкурентоспособность страны. Так что я надеюсь, что партия жесткой руки не победит.
— Что бы вы назвали ключевыми трендами в наступающем году для Рунета?
— Самые очевидные вещи: борьбу основных игроков с влиянием кризиса на интернет-рекламу, замерзание инвестиций и стартапов, монетизацию и портализацию социальных сетей, усиление государственного регулирования Рунета, падение перегретых зарплат веб-программистов, появление работающего WiMAX в крупных городах (то есть усиление мобильной компоненты интернета, острая борьба среди провайдеров и мобильных операторов).
Добавлю еще то, что интересует лично меня: резкие изменения в составе первой десятки поисковиков Рунета.
А всякие неожиданности, новые тренды и революции я предсказать не берусь. Это пусть более умные люди делают.
Беседовала Анастасия Алексеева
Читать @chaskor |