Подписаться на обновления
18 ноябряВоскресенье

usd цб 65.9931

eur цб 74.9022

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Николай Кириллов   понедельник, 22 декабря 2008 года, 11:12

Вырастет ли на месте ЦДХ «Апельсин»?
В Общественной палате прошли слушания, посвященные обсуждению ситуации, сложившейся вокруг возможного сноса Центрального дома художника


Проект центра "Апельсин" // stroyolimp.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



Культурная общественность думала, что защитила ЦДХ от сноса? Как же! Всё еще только начинается! Апельсиновому соку даже кризис не помеха.

Инициировал слушания Общественный совет по культурным центрам, созданный после того, как возникла угроза сноса ЦДХ и постройки на его месте дома по проекту английского архитектора лорда Нормана Фостера «Апельсин». Многие думали, что кризис станет помехой строительству, но, как оказалось, это не так.

«Апельсин» с историей

Для большинства горожан нынешняя архитектура ЦДХ не представляет никакого интереса, проект Николая Сукояна и Юрия Шевердяева горожане воспринимают однозначно.

Вероятно, свою роль в судьбе Крымского Вала играет его местоположение — оно, с одной стороны, самое центральное, но, с другой, изначально ущербное. До революции и последующей за ней индустриализации на месте ЦДХ располагались жилые дома, которые были снесены еще в 1920-е.

В 1923 году там была организована первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Временные конструкции павильонов делали Мельников, Жолтовский и др.

В 1931 году был проведен конкурс на Дворец Советов. Жолтовский выбрал эту территорию для размещения части проектируемого им комплекса. Это проектное предложение принято не было. В конце 1930-х место планировали отвести под Дворец культуры рабочей молодежи. С 1935 года под руководством Щусева начались проектные разработки строительства комплекса зданий Академии наук СССР, имеющие целью разместить комплекс на данной территории. Строительство зданий Академии наук началось в 1941 году с музейного корпуса, граничащего с Крымским Валом. Однако во время войны оно было остановлено и больше к нему не возвращались, хотя вплоть до начала 1950-х годов создавались новые варианты комплекса Академии наук.

В начале 1960-х годов были сделаны предложения по застройке домами кварталов между Мароновским и 2-м Бабьегородским переулками, основанные на террасном построении композиции, спускающейся к Москве-реке. Было даже начато строительство, но оно было остановлено в связи с появлением идеи размещения здесь парка искусств.

Тем не менее уже после этого был сделан ряд других проектных предложений. Рассматривалась застройка территории крупными комплексами: Международным банком, Министерством внешней торговли. Однако выбор был сделан на проекте ЦДХ.

Здание ЦДХ (введено в эксплуатацию в 1979 году) воплотило в себе модернизм советского образца — геометричный, функционалистский, максимально обезличенный. Уже спустя десятилетие после открытия ЦДХ у архитекторов появились соблазны что-либо с этим зданием сделать: различные варианты предлагались на протяжении всех 1990-х, закончились эти архитектурные фантазии конкурсом, который провела Москомархитектура в 2000 году.

По итогам конкурса были отобраны проекты мастерской № 3 Моспроекта-2, Международной академии архитектуры, Московского научно-исследовательского института по проектированию объектов культуры, отдыха, здравоохранения и спорта и МАРХИ. Жюри под председательством президента Российской академии архитектуры Александра Кудрявцева выбрало работы, которые либо полностью сохраняли вид здания, либо привносили в него некоторые элементы, дополняющие структуру. Но это было в 2000-м, всё еще голодном году. Финал текущего года тоже не самый благополучный, но, вероятно, у кого-то деньги, достаточные для освоения Крымского Вала, всё же остались. Это можно назвать работой на перспективу — кризис тоже не вечен. Территория, вероятно, будет освоена по полной программе, то, что предлагалось сохранить в 2000 году, — парк искусств — сейчас можно куда-то и переселить, ведь речь идет о лакомом куске столичной земли, тут не до искусства

В конце августа первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин подписал распоряжение о создании рабочей группы по вопросу строительства нового здания Третьяковской галереи.

Поручил это Ресину первый зампредседателя правительства РФ Игорь Шувалов — вопрос ЦДХ на правительственном уровне курирует именно он. Когда в апреле этого года разгорелся скандал из-за проекта Нормана Фостера «Апельсин», который, по мысли московских властей, должен был заменить здание на Крымском Валу, Шувалов выпустил распоряжение о проработке вопроса путем создания специальной комиссии, куда вошли в том числе и оппоненты проекта. К началу осени, казалось, вопрос был уже достаточно проработан и неминуемо приближалась реализация проекта.

Но судьба — известная злодейка, а временами, кажется, кудесница: когда всё пошло прахом нынешней осенью, многие из тех, кто радеет за судьбу Москвы, вздохнули с облегчением — гнет денег уже перестал быть столь непосильным и решения власть имущих перестали быть столь решительны.

Застройщики робко начали снижать цены на квартиры в строящихся домах, растянутые поперек фасадов объявления «Аренда, продажа» сиротливы и несчастны — спроса больше нет.

Однако не тут-то было. То ли слухи о смерти московских девелоперов сильно преувеличены, то ли это будет длительная агония, но факт в том, что процесс идет и никакие кризисы ему не помеха.

Страсти вокруг ЦДХ закипели в апреле этого года, когда жена московского мэра и по совместительству президент строительной компании «Интеко» Елена Батурина на международной выставке-ярмарке недвижимости MIPIM-2008 в Каннах сообщила прессе о планах по освоению территории ЦДХ.

«Во всем мире есть несколько знаковых объектов, которые выделяются на фоне других зданий. Среди них — здание оперы в Австралии, отель «Парус» в Дубае и здание, выдержанное в храмовом стиле, в Индии. Мы решили, что такое здание должно быть и в Москве», — рассказала г-жа Батурина.

Поведала Батурина и о том, что к продукту творческой мысли Фостера и она приложила руки — идея с апельсином пришла именно ей, произошло это во время поездки в Дубай, где главная московская строительница даже поработала руками — слепила макет из пластилина.

Знаковым зданием в Москве должен был стать 15-этажный дом в виде разрезанного фрукта. Каждая из пяти оранжевых «долек» «Апельсина» является отдельным функциональным сегментом, расположенным под наклоном к сердцевине.

Проект предусматривал строительство «Апельсина» на месте ЦДХ и по сути был коммерческим. Помимо музея на первых этажах он включал гостиницу, офисы и жилые апартаменты. Общая проектная площадь здания составила 80 тыс. кв. м, что на 30% больше нынешней площади ЦДХ (она равна 54 тыс. кв. м).

Противостоять Батуриной и Фостеру решились нынешние обитатели ЦДХ — Третьяковка в лице ее директора Валентина Родионова и Конфедерация творческих союзов стран СНГ под председательством Масута Фаткулина. Было выпущено открытое письмо, за которым последовал вал публикаций, где ситуация называлась беззаконной и недопустимой.

Центральный дом художника является уникальным выставочным комплексом, укомплектованным самым современным оборудованием, что позволяет разворачивать экспозиции любых направлений и видов современного и классического изобразительного искусства.

По авторитетным оценкам экспертов, здание ЦДХ находится в отличном состоянии, не требует реконструкции и капитального ремонта и может успешно эксплуатироваться в течение многих десятилетий. За последние 10 лет МКСХ вложила в ремонт и реконструкцию ЦДХ сотни миллионов рублей собственных средств, писали в тот момент г-да Родионов и Фаткулин.

«Апельсин» произвел шок, и за разговорами о его скором появлении на месте ЦДХ быстро забылось, что авторы представили «Апельсин» лишь в качестве одного из проектов (пусть, очевидно, и фаворита) для участия в конкурсе-тендере.

Проект сделал свое дело — праведный гнев вылился на Фостера и Батурину, при этом против самого факта, что будет проведен конкурс и решится судьба нынешнего ЦДХ, уже никто и не возразил.

Планы развития территории в районе Крымского Вала продолжают разрабатываются, несмотря на кризис. Например, Институт Генплана по поручению правительства РФ о развитии комплекса Государственной Третьяковской галереи определяет градостроительный потенциал территории ЦДХ.

Вместе с тем в умы противников нововведений был привнесен разброд, который в итоге привел к их размежеванию. По истечении менее чем года готовность подписантов отстаивать здание от атак коммерсантов изрядно поутихла. Заместитель директора Третьяковской галереи Ирина Лебедева заявила еще в конце лета, что соседство с Центральным домом художника в одном большом здании не устраивает галерею, так как занижает ее статус, что можно трактовать не только как готовность к смене местообитания, но и желание потопить соседа.

Но понять это стремление можно: по словам госпожи Лебедевой, Третьяковке, чья коллекция существенно выросла за последние четверть века, в существующем здании не хватает запасных помещений.

На сегодняшний день существует предварительный проект, который не удовлетворяет ни одну из сторон. По словам директора ЦДХ Василия Бычкова, улучшение условий для Третьяковки — лишь предлог, поскольку зданиям ЦДХ и Третьяковки (или даже общему для обеих структур зданию, против чего категорически против руководство Третьяковки) отводится защитная функция — рядом Садовое кольцо, соседство с которым культура, по мысли разработчиков, стерпит. А вот что расположится за этим щитом, не очень понятно.

Как стало ясно в результате слушаний, решение вопроса с территориями ЦДХ может появиться в начале 2009 года, когда будет утвержден проект планировки. После этого начнутся предписанные Градостроительным кодексом публичные слушания.

Апельсиновый сок

Предположим, что на архитектурном конкурсе победит проект «Апельсин». В этом случае Третьяковке снова не избежать занижения статуса — по той простой причине, что соседствовать она будет с предусмотренными проектом коммерческими площадями и квартирами (пофантазируем и представим, как какой-то из жильцов «Апельсина» заливает расположенную под ним галерею).

Неужели такое соседство не будет занижать музейный статус? Да и вроде бы предполагается, что и Конфедерация творческих союзов без крыши над головой не остается, поэтому от соседства с ней Третьяковке никуда не деться.

Сильно ли в этом случае увеличатся музейные площади? На 80 тыс. кв. м всё хозяйство, как ныне существующее, так и пока отсутствующий коммерческий довесок, разместить будет ох как непросто. Быть может, Третьяковка останется на Крымском Валу одна?

Рассчитывать на торжество искусства не стоит также и горожанам: Москва получит очередное здание, не вписывающееся в городской контекст в силу своей крупногабаритности (между прочим, представители мэрии, мотивируя необходимость сноса ЦДХ, кивают на его несоответствие таким «красотам», как храм Христа Спасителя и памятник Петру, известным своей несоразмерностью окружающему пространству).

Представительный состав комиссии, сформированной Владимиром Ресиным, говорит, что, скорее всего, дело не ограничится строительством одного здания либо это будет очень масштабный проект (вероятнее всего, куда более масштабный, чем изначально предполагали Фостер и Батурина).

Возглавить комиссию должен председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин, в нее войдут представители московского департамента природопользования и охраны окружающей среды, московского стройкомплекса, Москомнаследия и префектуры Центрального округа города.

Весьма вероятно, на месте ЦДХ появится многофункциональная структура, включающая жилье, офисы, гостиницы, не обойдется, вероятно, без очередного циклопического торгцентра, а также подземных парковок в опасном соседстве с главной водной артерией города.

И тогда нынешние пробки на Садовом кольце в районе станций метро «Парк культуры» и «Октябрьская» покажутся горожанам легкими затруднениями по сравнению с тем, чем наверняка обернется новая техногенная нагрузка.

Кроме того, не совсем понятно, куда приткнутся хотя бы на момент строительства все те выставки, которые сегодня проходят в ЦДХ: «Антикварный салон», «Дизайн и реклама», «Архитектура и дизайн», «Шоп Дизайн», «Амбьенте Россия», non/fiction и др. Между тем, это в условиях острого дефицита выставочных площадей в Москве серьезная проблема.

Между прочим, соседства, «занижающего статус», могло бы и не быть. В один из моментов проектирования — в далекие 1970-е — предполагалось, что на территории нынешнего ЦДХ будут два отдельных здания: одно для Третьяковки, другое — для Центрального дома художника. И тогда нынешнее положение ЦДХ было бы иным и угрозы его существованию не было бы.

Из рядов сторонников сохранения памятника звучат речи о том, что ЦДХ — московский аналог парижского Центра Помпиду и хотя бы поэтому его нельзя трогать. Насколько обоснованно такое сравнение?

Центр Помпиду интересен тем, что все коммуникации у него вынесены за пределы здания. Произведением искусства там является сама архитектура. Может ли этим похвастаться ЦДХ? Навряд ли. Коробка ЦДХ — слишком уж явное недоразумение, чтобы даже вести разговор о сравнении двух проектов.

Правда, в столице нет ничего более функционально сходного с парижским Национальным центром искусства и культуры, чем ЦДХ. А еще беда в том, что нынешняя власть далека от адекватного понимания того, что такое социальные проекты, потому опасения за то, что будет только хуже, кажутся весьма обоснованными.

Наследники по прямой

Если рассматривать ситуацию в культурологическом аспекте, то уместно задаться вопросом — почему Лужков так активно борется с хрущевским наследием?

Дело ли тут только в моральном и физическом износе гостиниц «Россия» (строительство — 1964—1969), «Минск» (постройка 1965 года), «Интурист» (1970 год)? Понятно, что сталинские постройки более монументальны и сносить их совсем уж неоправданно. Меж тем, как выразился некогда Юрий Михайлович, «а строить очень хочется» Но так ли всё просто?

Временами кажется, что в Хрущеве Лужков видит своего брата-близнеца, с которым надо бороться, как с порочным подсознанием. Не так ли ныне Лужков застраивает Москву муляжами, как некогда засаживал Хрущев страну кукурузой?

Стилистика лужковской Москвы барочная. Это один сплошной «ледяной дворец», выполненный, правда, из стекла и бетона, но столь же игрушечный, конфликтующий с архитектурными архетипами проект. Игрушечность есть и в доме-апельсине.

Хрущевско-брежневская архитектура лаконична и невыразительна, функциональна, Лужкову ближе изыски. По духу Лужков подобен Хрущеву, действовавшему тоже точно из духа противоречия с предшествующей эпохой.

Почему Москве нужен «Апельсин»? Потому что эта геометрия противоречит всему московскому архитектурному бэкграунду (да и мировому опыту тоже). Но такого противоречия нам сегодня мало, и шар надо раздробить.

Близко к такому мироощущению подбирался авангард 1920-х годов, правда не в архитектуре, а в живописи (вспомним, к примеру, супрематическую композицию Эль Лисицкого «Клином красным бей белых» 1919 года).

В трактовке искусствоведов, тогда искусство атаковало гармонию, что связано как с новым тогда периодом развития самого искусства, решившего было себя упразднить, так и с тяжелым психосоциальным состоянием российского общества и культуры.

Нет гармонии и сегодня. Циклопический храм Христа Спасителя, гулливерообразный Петр, а в будущем, возможно, дом «Апельсин» выстроены по фэн-шуй очень верно — на реке. Эти памятники современности смотрят на вечность воды, текущую мимо, и этой вечности, мировой гармонии всеми силами противостоят.

Зато, как мантра, вопреки всей ситуации в экономике (вроде это состояние недавно разрешили называть кризисом, а не временными трудностями?), вопреки промышленному спаду, который уже успел отбросить страну по ряду параметров на уровень 1998—1999 годов, будет проговариваться посредством создания «Апельсина»: «У нас всё хорошо, у нас всё хорошо».

Крамольно хотелось бы, чтобы у тех, у кого всё хорошо, стало бы как у всех. Но, как говорится, мечтать не так вредно, как протестовать против политики властей, что градостроительной, что любой другой.

ТК Вести: нелегкая судьба дома-апельсина




ОТПРАВИТЬ:       



 






Чему на самом деле учат на курсах пикапа

И кто платит за уроки соблазнения в эпоху секс-скандалов

Многие думают, что пикаперы вымерли еще в нулевых. Это не так. Тренинги, на которых мужчины учатся соблазнять женщин, до сих пор существуют, и люди ежегодно тратят на них миллионы долларов. К сожалению, их проблемы от этого никуда не уходят.

18.11.2018 13:00, Олег Матфатов, knife.media


Средневековый ланч

Как питался простой люд Старой Европы

Богатые трапезы королей и герцогов – типичный сюжет, который с детства знаком всем читателям романтической литературы о Средневековье. Светские и церковные хроники подробно рассказывают о питании высокого сословия и духовных лиц. А что ел простой крестьянин?

18.11.2018 09:00, Алексей Медведь, diletant.media


«Все сама!»

Почему мужья не помогают по дому

Я провела этот опрос в женском интернет-сообществе. Ведь должны же мужчины как-то это объяснять? В современном мире уже не так просто закатиться вальяжной колбаской на диван и покрикивать оттуда «яжемальчик». В детской поликлинике отцы радуют глаз. То один знаменитый актер говорит, что хозяйство полностью на нем, то другой участвует в кулинарном шоу «а этот суп я часто варю жене». Теперь уклоняться от домашних обязанностей надо с чувством, с толком, с расстановкой.

17.11.2018 09:00, Анна Уткина, matrony.ru


На что способен человек

«Это просто удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое пещерное состояние, если ему это позволить»

Художницу Марину Абрамович называют «бабушкой искусства перформанса». Уже более четырёх десятилетий при помощи этого искусства она исследует отношения между художником и аудиторией, пределами тела и возможностями ума.

16.11.2018 13:00, izbrannoe.com


Десять способов стать счастливым

Краткая выжимка из сотен научных экспериментов

Наука всерьёз интересуется счастьем. Благодаря исследованиям психологов, социологов, физиологов и даже экономистов мы можем немного рассказать, что нужно человеку, чтобы радоваться жизни.

15.11.2018 13:00, Евгения Береснева, kot.sh


Вишлист вместо мужчины

Конечно, я хочу замуж. Да, мне нравится быть современной женщиной со всеми ее преимуществами перед женщиной 80-х, 50-х, 20-х, etc. Я горжусь достижениями феминизма — мы, женщины, сейчас живем в другом мире, толерантном и комфортном. Я работаю, зарабатываю деньги, не считаю себя обязанной выглядеть как жертва ретуши из рекламы косметики, у меня есть свое мнение (очень много). Но — надо это признать или смириться, как угодно — нет ничего ненормального или несовременного в том, чтобы хотеть замуж. И нет ничего стыдного в том, что для женщины нормально хотеть замуж не за определенного человека, а хотеть вообще, абстрактно, иметь такую заветную, ну, или какой ее ни назови, мечту.

15.11.2018 09:00, Арина Холина для журнала «Сноб»


Что делать тем, кто не хочет секса?

Не смейтесь. Это серьезная проблема. Не хотеть секса – это нормально. Но наше общество так ориентированно на секс, что это создает дискомфорт для тех, кто не может разделять повальную страсть окружающих к обсуждению секс-повестки.

14.11.2018 03:18, Никита Подгорнов, snob.ru


Кража в доме Романовых

Как князь Николай Константинович украл бриллианты для своей возлюбленной

Николай Константинович, племянник Александра II, дарил любовнице Фанни Лир роскошные подарки. Однажды он тайком пробрался в спальню к своей матери и забрал драгоценности с оклада иконы, подаренной Николаем I. Скандал вышел невероятный. У великого князя обнаружили «расстройство умственных способностей», его отправили в ссылку. Лишь спустя 43 года, после Февральской революции, изгнанник смог вернуться в Петербург.

12.11.2018 19:00, Елена Бухтеева, diletant.media


Живые принципы

«У них вкус присохшего кирпичика, приторных батончиков, детских слез, бабушкиной малины»

Утром, забегая с приятельницей в метро, я на лету выхватила у промоутера листовку. Спрятала ее в сумку, буркнула спасибо. «О, ты тоже читала пост Леши Д. о том, что нельзя сразу выбрасывать эти бумажки?» — спросила подруга. На секунду зависла. К уличным промоутерам у меня давняя эмпатия. Зародилась она, когда я день простояла на холоде, тыкая флаерами в прохожих. Память об окоченевшей попе — вот, что заставляло меня всякий раз доставать руку из кармана. И я подумала: а ведь все мои стойкие привычки и принципы — о пережитом.

12.11.2018 09:00, Вика Козинец, thedevochki.com


Как жили москвичи в XIX веке

Быт дворян, купцов и мещан

Москва в XIX веке — столица отставных и пожилых. Она была консервативнее Санкт-Петербурга, куда уезжали за карьерой и модой. В московских домах царили семейная иерархия, свойское родство и много других бытовых условностей.

11.11.2018 19:00, storyfiles.blogspot.com






 

Новости

Nintendo отсудила у владельцев пиратских сайтов 12 миллионов долларов
Минувшим летом компания Nintendo подала иск против нелегальных сайтов с ROM-образами классических игр. И, судя по последним данным, выиграла дело. На самом же сайте опубликовано извинение и совет перейти на официальный сайт Nintendo, если пользователям нужны легальные копии игр.
НОРА вернулась в Сибирь
7-8 ноября в Тюменском государственном университете прошла серия семинаров в рамках проекта Национальный агрегатор открытых репозиториев российских университетов. Представители НЭИКОН рассказали студентам, сотрудникам университета и библиотекарям об открытой науке, новых тенденциях в научной коммуникации, а также о проекте НОРА.
В России зафиксировали рост социального неравенства
Несмотря на то, что в 2017 году в России зафиксировали самый низкий с 2006 года уровень социальной дифференциации, с 2018 года неравенство опять начало расти, сообщается в отчете института «Центр развития НИУ Высшая школа экономики».
Петербургские ученые запустили первое исследование, которое определит распространенность аутизма у детей и подростков
Исследование проводит лаборатория Междисциплинарных исследований детства СПбГУ. Она собирается выяснить на примере одного района Санкт-Петербурга, сколько детей, живущих там, имеет расстройство аутистического спектра (РАС). Это позволит сделать прогноз по распространению аутизма во всей стране.
НОРА представлена в Твери
22-23 октября в Тверском государственном университете прошла серия семинаров в рамках проекта Национальный агрегатор открытых репозиториев российских университетов, в рамках которой представители НЭИКОН рассказали студентам, сотрудникам университета и библиотекарям об открытой науке, новых тенденциях в научной коммуникации, а также проекте НОРА.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.