Подписаться на обновления
30 маяПонедельник

usd цб 66.0413

eur цб 73.8474

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте 
Кори Доктороу   понедельник, 24 ноября 2008 года, 16.05

Кори Доктороу: «Почему я борюсь с копирайтом?»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Проблемы авторского права — одни из самых острых для развития современных информационных технологий и, в сущности, всей современной культуры. Для одних копирайт — это основа высокотехнологичного бизнеса и культурной индустрии, для других — главное препятствие развития высоких технологий и существования культуры. Статья известного канадского писателя и журналиста, опубликованная в журнале Locus в ноябре 2008 года и уже получившая большой резонанс, пытается расставить всё на свои места.

Проблемы авторского права — одни из самых острых для развития современных информационных технологий и, в сущности, всей современной культуры. Для одних копирайт — это основа высокотехнологичного бизнеса, для других — главное препятствие развития высоких технологий.

Кори Доктороу — известный канадский блогер, журналист и писатель. Его бабушка родилась в Ленинграде (блокада Ленинграда стала темой его рассказа и комикса «После осады»). Книги Кори Доктороу расходятся приличными тиражами по всему миру (на русском языке публиковались онлайн его повесть «Земля сисадминов» и рассказ «Выгуглен», скоро выходит перевод его романа «Little Brother»). Коллективный блог boingboing, где он один из ведущих авторов и редактор, — один из самых посещаемых в интернете. Он пишет для New York Times, Wired и многих других онлайновых и офлайновых изданий. Он работал директором европейского отделения Electronic Frontier Foundation и до сих пор участвует в работе EFF и других общественных организаций, а также входит в состав советов директоров таких фирм, как Technorati, Inc. При этом свои книги он размещает онлайн для бесплатного скачивания. Почему?

Почему вообще имеет смысл говорить о реформе защиты авторских прав? Что на кону?

Всё.

Кори Доктороу по большому счету писатель одного жанра. Киберпанк, научная фантастика. Но в этом и вся прелесть его книг. Любой, самый привычный сюжет, например крушение цивилизации из-за атаки террористов, становится новым и увлекательным, если единственными выжившими оказываются сисадмины. Повесть «Земля сисадминов».

До последнего времени вопросы авторского права относились исключительно к сфере промышленности. Если вы попадали под юрисдикцию закона о копирайте, это означало использование особых технических средств — печатного станка, кинокамеры, копира. Имела значение и стоимость этой аппаратуры: если что, вы просто добавляли от себя пару сотен баксов юристу, занимающемуся авторскими правами, и проблема решалась. Затраты на весь бизнес при этом увеличивались на пару процентов, не больше.

Когда непроизводственные субъекты (например, обычные люди, школы, группы прихожан и т.п.) имели дело с работами, защищенными авторским правом, не происходило ничего противозаконного: они читали книги, слушали музыку, пели под фортепиано или смотрели фильмы. Они все это обсуждали. Напевали в душе. Пересказывали (с вариациями) детям в качестве сказок на ночь. Цитировали. Разрисовывали стены в детских по мотивам этих сюжетов.

Затем наступили времена «ранней борьбы с копирайтом», период, когда появились двухкассетные магнитофоны, ксероксы и другая копировальная техника. Стало возможным заниматься тем, что уже подпадало под закон об авторском праве (копирование, воспроизведение, демонстрация, адаптация), — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дилеры жульничали, торгуя жестоко перевранными «фанфиками», подростки козыряли друг перед другом собственными записями, можно было записать для соседа передачи с кабельного телевидения и устроить вечерком совместный просмотр.

На тот момент все эти развлечения практически ничем не грозили. Да, легальность их была крайне сомнительной (само собой, крупный держатель авторских прав считал эти действия технологической «ядерной бомбой», сравнивая видеомагнитофон с Бостонским душителем и провозглашая, что «домашняя запись убивает музыку»), но соблазн был тоже велик. Издатели и звукозаписывающие компании никак не могли отследить, чем вы занимаетесь дома, на работе и на вечеринках, в магазинчиках, без дорогостоящих средств слежения или услуг частных детективов, чья зарплата в любом случае превысила бы выгоды от пресечения незаконных действий.

Затем настала эра интернета и персональных компьютеров. Всеобщее использование сделало эти технологии тем самым «идеальным штормом», который помог подвести обычные действия простых граждан под законодательные ограничения: в каждом доме появился аппарат, с помощью которого можно было осуществлять «массовые нарушения нормы закона об авторском праве» (то есть компьютер), которые осуществлялись в «общественной сети» (интернете), отслеживание которых практически не требовало затрат, позволяя дешево и эффективно оказать давление на тех самых простых людей, злостно нарушавших закон.

Более того, операции такого рода в интернете еще лучше соответствуют «нарушению авторских прав», чем аналогичные действия в реальности. Дело в том, что любая операция в интернете технологически требует создания копии. Получается, что интернет — самая эффективная копировальная система, соединяющая компьютеры. Если разговор на кухне только сотрясает воздух, такой же разговор в интернете влечет за собой создание тысяч копий. Каждый раз, когда вы нажимаете на кнопку, это нажатие несколько раз копируется в вашем компьютере, затем передается в модем, потом на роутеры, затем (чаще всего) на сервер, который тоже создает несколько тысяч копий (как временных, так и хранящихся довольно долго), и только потом — собеседнику (или собеседникам), и так по кругу.

Знаете, кто враг № 1 индустрии развлечений? Правильно, пираты. Но не те мрачные персонажи за лотками, продающие болванки с четырьмя, а то и с восемью фильмами на одной. Главные враги развлекательной индустрии — мы с вами. Те, кто смотрят кино, слушают музыку, играют в компьютерные игры. Дело в том, что большинство из нас или уже обмениваются файлами, или скоро познакомятся с файлообменными сетями.

Закон о копирайте представляет копирование как редкий и значительный акт. В интернете же оно совершается автоматически, моментально, бесплатно и постоянно. В том, что вы распечатали кадр из мультфильма и повесили на двери своего офиса, нарушения закона нет. Но когда вы сфотографировали эту дверь и повесили фотографию на своей странице в Сети, чтобы ваши коллеги могли ее там видеть, — это уже подлежит наказанию. А поскольку соответствующий закон рассматривает копирование как действие уникальное, ущерб от каждого нарушения оценивается тысячами долларов.

На самом деле для всего, что мы делаем с творческими работами, — всех этих интерпретаций, пересказов, пения, инсценировок, рисования и обдумывания — определение уже давно есть: это называется культурой.

Культура появилась давно. Она старше авторского права.

Именно существование культуры придает этому праву ценность. У нас просто ненасытный аппетит на песни для совместного исполнения, истории для пересказа, произведения искусства — чтобы смотреть и добавлять в коллекцию наших визуальных образов. Только по этой причине люди готовы за это платить деньги.

Позвольте мне еще раз повторить: причиной существования копирайта как такового является культура, точнее, то, что культура создает рынок для творческих работ. Если бы такого рынка не было, заботиться об авторских правах было бы бессмысленно.

Дело не в содержании, дело в культуре. Мы идем смотреть кино именно для того, чтобы было, что обсудить. Если бы вам предложили отправиться на необитаемый остров и выбрать, что взять с собой — записи кино и музыки или друзей, — и если бы вы выбрали первое, вас сочли бы социопатом.

Главный культурный императив — делиться информацией: культура как таковая является совместно используемой информацией. Любители научной фантастики знают это лучше всех: парень, сидящий напротив вас в метро с безвкусно раскрашенной фантастической книжкой, явно принадлежит к той же группе, что и вы. Можно быть практически полностью уверенным, что вы читали одни и те же книги, у вас ряд общих культурных «якорей», есть о чем поговорить.

Когда вы слышите любимую песню, вы стараетесь сделать так, чтобы ваши близкие тоже ее услышали. Книгу, которая вам понравилась, вы впихиваете в руки друзьям, чтобы они ее прочитали. Посмотрев отличное шоу, вы тащите на него друзей или находите людей, которые тоже на нем побывали, и завязываете с ними оживленную беседу.

Таким образом, естественным стремлением каждого, кто находится под впечатлением какого-то творчества, является желание поделиться. Но, поскольку «совместное пользование» в интернете — это то же самое, что «копирование», это желание помещает вас под прицел закона о копирайте. Копируют все. Дэн Гликман, бывший конгрессмен, ныне возглавляющий Американскую ассоциацию кино (самый настоящий максималист от копирайта, таких больше не встретишь), признал себя виновным в копировании документального фильма Кирби Дика «Этот фильм пока вне рейтингов» (жесткая критика в адрес рейтинговой системы ассоциации), но счел свой поступок простительным, поскольку фильм находился «в (его) хранилище». Притворяться, будто вы не занимаетесь копированием, — значит следовать фарисейской логике викторианцев, которые клялись, что никогда и ни за что не мастурбировали. Каждый знает про себя, что он лжет, и большинство из нас знают, что другие тоже лгут.

Проблема копирайта в том, что большинство копирующих охотно признают, что они это делают. Большинство пользователей интернета в США вовлечены в незаконный обмен файлами. Если бы завтра такой обмен был уничтожен, они бы делали то же самое, торгуя жесткими дисками, флешками, картами памяти (еще больше информации переходило бы из рук в руки, просто медленнее).

Те, кто копирует, прекрасно осведомлены, что нарушают закон, — но им либо все равно, либо они убеждены, что счесть незаконными их поступки проблематично и что наказанию подвергаются более вопиющие формы копирования, например уличная торговля пиратскими DVD. На самом деле, согласно законодательству, за это установлено гораздо меньшее наказание, чем за распространение тех же фильмов бесплатно в интернете, и риск при покупке пиратского DVD намного меньше (спасибо высоким штрафам за такие операции в реальности), чем при их онлайновой передаче.

На самом деле копирующие постоянно конструируют и разрабатывают своего рода кодекс того, что может и не может распространяться, с кем и при каких условиях можно проводить обмен. Они вступают в закрытые сообщества, вырабатывают свои нормы и принципы, словом и делом создают некий «паракопирайт», который отражает культурное понимание того, что, как считается, они делают.

Проблема в том, что этот паракопирайт не имеет практически ничего общего с настоящим законодательством об авторских правах. Не важно, насколько твердо вы придерживаетесь этого кодекса, все равно сохраняется вероятность, что вы нарушаете закон. Поэтому, если вы создаете аниме-клипы (клипы на популярные песни, составленные из нарезок из мультфильмов-аниме, — так называемые amv, от anime music video), даже подчиняясь всем правилам своего сообщества (например, «не показывать видео тем, кто не принадлежит к сообществу» или «использовать для создания клипов строго определенные музыкальные и видеоресурсы»), все равно каждый раз, садясь за клавиатуру, вы совершаете преступление на миллионы долларов.

Неудивительно, что паракопирайт и обычный копирайт вряд ли могут работать в одной упряжке. В конце концов, обычный закон о копирайте регулирует отношения крупных компаний. А паракопирайт — то, что делают индивиды, когда передают что-то друг другу в рамках культурного контекста. Ничего нет странного в том, что эти установки настолько не совпадают.

Единственная возможность разрядить напряженность между копирующими и держателями авторских прав состоит в выработке правил, регулирующих исключительно «культуру», а не «производство». Однако усадить копирующих за стол переговоров может только прекращение криков о том, что любое неавторизованное копирование — это воровство, преступление и вообще плохо. Люди, привыкшие считать, что копирование — это просто, хорошо и выгодно, слыша такие речи, полагают, что вы либо несете полнейшую чушь, либо просто говорите о ком-то другом, а не о них.

Если копирование в интернете завтра закончится, это станет и концом культуры в глобальной сети. YouTube бы не существовал без своего хранилища незаконных роликов. «Живой журнал» умер бы без всех этих интересных картинок-аватаров, замечательных и шокирующих цитат из книг, новостей и блогов. Flickr просто исчез бы без фотографий всех этих защищенных авторским правом, торговыми марками и другими способами объектов, работ и событий.

Вот почему мы хотим развивать все то, что пытаются запретить. «Фанфики» пишут те, кто любит книги. Клипы в YouTube создаются теми, кто хочет поделиться понравившимися записями и обсудить их. Аватары в LJ демонстрируют общность творческих работ.

Если культура проиграет войну с копирайтом, смысл копирайта умрет вместе с ней.

Перевод статьи «Why I Copyfight?» — Анастасии Кривошановой. Публикуется с разрешения обоих авторов :)

Лекция Кори Доктороу о копирайте (англ.)




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:




Семейные фотоальбомы — объект авторского права?

Проекты по истории отечественной компьютерной техники, которыми мне случилось заниматься в последнее время, опираются как на официальные архивы, так и на огромное количество воспоминаний, свидетельств, документов, опубликованных в бумажных изданиях или в Сети. Авторы таких публикаций — как правило, это ветераны отрасли, находящиеся в достаточно преклонном возрасте, — к вопросу авторских прав обычно относятся наплевательски, чаще всего, видимо, вовсе не подозревая о существовании проблемы.

19.05.2016 19:00, Юрий Ревич


Легальный путь

Журфак Крымского университета присоединился к проекту «Общественное достояние»

«Самое важное, что мы должны сделать – это освободить научную информацию, освободить культурное наследие, чтобы эти знания стали разделенными между людьми», – руководитель проекта «Общественное достояние» Иван Засурский.

10.05.2016 21:14, Агент Ноосферы для nooregistry.ru


Что читают на журфаке?

Итоги исследования учебных программ ведущих вузов России

Инфокультура и Ассоциация интернет-издателей провели исследование учебных программ факультетов журналистики МГУ, ТГУ, УРФУ, РАНХиГС, СГУ, ВШЭ, СПБГУ. В результате анализа был составлен список произведений, наиболее востребованных сейчас для медиа-образования в вузах. Подробнее о проекте можно узнать на сайте opensyllabus.ru.

31.03.2016 23:00, Агент Ноосферы


Экспертный консенсус

Наука и культура в открытом доступе: правовые и организационно-технические аспекты

24 марта 2016 г. в АЦ «Форум» состоялся круглый стол «Наука и культура в открытом доступе: правовые и организационно-технические аспекты», организованный Экспертным советом при Правительстве РФ совместно с Ассоциацией интернет-издателей, при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. "ЧасКор" публикует результаты экспертного обсуждения.

31.03.2016 13:00, Агент Ноосферы


Ты не пройдешь!

Крик души российского интернет-пользователя

Со времени принятия антипиратских законов почти каждый русскоязычный пользователь сети столкнулся с заглушкой на месте одного из его любимых сайтов. Фильмы, книги, музыка – свободные или защищенные авторским правом – постепенно покидают свободный интернет, что не всегда оправдано, т.к. за пару охраняемых произведений из сети пропадают тысячи произведений в статусе общественного достояния. «ЧасКор» составил топ-7 самых значимых блокировок.

30.03.2016 19:00, Анастасия Лещенко


Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы

Концептуальный анализ вторичного использования сиротских произведений в условиях информационного общества

Каждый второй пользователь соцсетей является автором, так как публикует свои заметки, посты и комментарии. Все эти произведения могут быть многократно перепощены без указания имени автора, года публикации и ссылки на источник. То есть, по сути, являются сиротскими. Чтобы представить более глубокий взгляд на эту проблему, «Частный Корреспондент» публикует отрывок исследования Ассоциации интернет-издателей «Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы».

29.03.2016 16:00, И. Левова, Д. Винник, А. Моисеева


«Общественное достояние» в Крыму

Мероприятие на тему «Открытый доступ к знаниям и культурным ценностям» состоялось в Таврическом национальном университете имени В.И. Вернадского 22 марта 2016 года. На встрече президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский рассказал об истории проекта «Общественное достояние», а также объяснил, какие шаги необходимо предпринять, чтобы открыть россиянам доступ к знаниям и культурным ценностям и дать российской науке импульс для интенсивного развития.

26.03.2016 16:53, Агент Ноосферы


Расширяя границы

Мировые ресурсы открытого доступа

Страницы российских изданий уже почти год полнятся сообщениями о блокировке тех или иных ресурсов. Интернет-пространство становится беднее на источники контента, а пользователи начинают чувствовать ограничения нового законодательства. Однако параллельно идет и противоположный процесс: крупнейшие мировые архивы и библиотеки выкладывают произведения в открытый доступ.

23.03.2016 16:00, Аса Сигурэ


А вдруг в Гаагский суд?

Основные положения международных соглашений в сфере охраны авторских прав

Изначально авторские права признавались только в отдельных странах. Более того, правовая охрана, как правило, не предоставлялась иностранным гражданам, поэтому территория действия авторских прав была ограничена территорией государства. Преодолеть это позволили лишь международные договоры, история которых началась в конце 19 века.

19.03.2016 13:00, Ирина Бентяева


Как божественное знание стало бизнесом

История возникновения и развития авторского права в России

В Средневековье предъявлять права на произведение считалось грехом, в царской России вся печать была монополизирована государством, появление СССР разом перевело все произведения в статус общественное достояние. 90-е годы познакомили российских граждан с понятием ретроактивной защиты произведений.

04.03.2016 16:00, Александра Маркина






 
 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.