Подписаться на обновления
5 декабряПонедельник

usd цб 64.1528

eur цб 68.4703

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
  среда, 11 ноября 2009 года, 10.29

Рустам Рахматуллин: «Проект реконструкции музея противоречит российским законам»
Расширение Государственного музея изобразительных искусств грозит потерей нескольких памятников архитектуры


Рустам Рахматуллин // Фотографии: Николай Кириллов
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





К вековому юбилею ГМИИ им. Пушкина предполагается серьёзное строительство. Краеведы обеспокоены планами музейщиков: ряд зданий, намеченных к перестройке, являются важными культурно-историческими памятниками. Что приведёт к утрате связи с огромным пластом культурных контекстов.

В ближайшее время Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина грозит серьёзными изменениями всему окружающему культурно-архитектурному пространству.

Зачем же нужна философия? И почему она не является просто одним из многочисленных разделов «культуры», которые можно перетасовывать так, как удобнее с точки зрения оптимизации государственного культурного хозяйства? Мне представляется, что отвечать на этот вопрос можно в рамках двух основных стратегий, каждую из которых я здесь опишу понятием-метафорой.

Ещё два года назад общественности было заявлено, что музею предстоит реконструкция, приуроченная к его 100-летнему юбилею. Займётся ею известный британский архитектор Норман Фостер.

Проект реконструкции был представлен тогдашнему руководителю попечительского совета фонда ГМИИ, первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву. К концу ноября 2009 года, по словам директора музея Ирины Антоновой, в верхах предстоит презентация доработанного проекта (его адаптировал институт «Моспроект-5» во главе с Сергеем Ткаченко).

До того как проект будет представлен на высшем уровне, Антонова не даёт интервью, однако в преддверии презентации мы пообщались с краеведом, автором книги «Две Москвы, или Метафизика столицы», координатором общественного движения «Архнадзор» Рустамом Рахматуллиным, который отслеживает ситуацию с проектом.

— Как вы оцениваете проект реконструкции ГМИИ?
— Думаю, надо сначала всё изложить по порядку. В прошлом году председатель правительства страны В. Путин подписал постановление, в котором проект разделён на три очереди.

Некоторое отступление: согласно этому постановлению, здание Института философии (Волхонка, 14) передаётся ГМИИ.

В силу чего нынешняя шумиха вокруг судьбы Института философии порядком запоздавшая, выступать надо было в июле 2008, когда постановление только появилось.

Первую очередь предполагается завершить к 2012 году.

В первую очередь входит реставрация дома Ринкевича (Волхонка, 8), реконструкция усадьбы Глебовых — Пастухова (Колымажный переулок, д.4 и 6), реконструкция усадьбы Вяземских — Карамзина, расположенной во владении № 5 по Малому Знаменскому переулку. С этими адресами музей предполагает «разобраться» до 2012 года, то есть к 100-летнему юбилею со времени своего открытия.

Ул. Волхонка, 8 (дом Ринкевича)

Далее в планах — приспособление под музейные нужды палат князей Волконских, снос довоенной бензоколонки напротив храма Христа Спасителя на Волхонке и ещё целый ряд вмешательств в существующий архитектурный ландшафт.

По многим параметрам проект прямо противоречит законам России и Москвы.

— В чём его незаконность, неужели плохо, что Пушкинский музей будет развиваться?
— Там, где производится или предполагается реставрация, ничего плохого нет. К примеру, реставрация дома Ринкевича (Волхонка, 8) давно необходима.

Он сейчас очень неприглядно выглядит, скрыт за сеткой, ветшает и разрушается. Остаётся надеяться, что реставрация будет качественной.

Но позади этого дома находятся древние палаты князей Волконских — первоначально главный дом усадьбы. Их реставрация отнесена к третьей очереди (после 2015 года). Там пока не решён имущественный спор.

Дом Ринкевича (Волхонка, 8). Вид со двора, со стороны Музея личных коллекций ГМИИ

Палаты Волконских найдены лет пятьдесят назад, до сих пор не реставрированы, и неискушённому взгляду трудно опознать в них XVII век. Поверьте, это великолепная вещь — очень пышные узорочные палаты.

Третья очередь, согласно известным вариантам проекта, предполагает перекрытие усадебного двора и создание зимнего сада между домом Ринкевича и палатами Волконских. То есть исключение палат XVII века, их фасада из городского пространства.

Музейное пространство не является городским. Городское пространство должно быть доступно в любое время и без платы. Кроме экскурсий по музеям существуют экскурсии по городу, и поле таких экскурсий никто не вправе сокращать.

Против перекрытия двора — сам закон. В числе работ, разрешённых на памятниках культуры, федеральный закон называет реставрацию, консервацию, ремонт, приспособление (это всё касается зданий со статусом памятников).

По умолчанию капитальные работы тут исключены. А московский закон не по умолчанию, а прямо исключает реконструкцию и капитальное строительство.

Кроме того, есть городской закон о регулировании градостроительной деятельности на исторических территориях, он запрещает капитальное строительство не только на территории памятников, но даже в их охранной зоне, если это не регенерация, то есть не воссоздание чего-то бывшего. Перекрытие усадебного двора квалифицируется как капитальное строительство.

Увы, мы знаем, что Москомнаследие и Росохранкультура преодолевают законодательные запреты ссылкой на другую норму закона, разрешающую приспособление памятников. Между тем сосуществование в законе запрета на капстроительство и разрешения на приспособление означают, что приспособление разрешено, пока не превращается в капстроительство. Это понятно первокурснику юрфака. Закон — не карточная игра, чтобы одна статья побивала другую.

Сегодня критику той части проекта, которая относится ко второй и третьей очередям, заказчик и архитекторы отводят ссылкой на неактуальность.

Однако концепция должна оцениваться целиком, поскольку все её части связаны. Помимо прочего, они связаны проектом подземного пространства.

— Проект хоть как-то корректируется, исходя из российских законодательных реалий?
— Отчасти. Давайте осмотрим другие владения того же квартала.

Дом № 10 по Волхонке — дом Шуваловой — уже стал музеем частных коллекций ГМИИ. В этом же квартале находится храм Мученика Антипы, что у Колымажного двора, возвращённый Пушкинским музеем общине верующих. Первая очередь проекта распространяется на внутреннюю часть квартала (Колымажный переулок, 4 и 6).

В центре владения № 6 до 1990-х годов сохранялся главный дом древней усадьбы Глебовых. Деревянный, он был снесён и заменён кирпичным новоделом. Сейчас это детский центр «Мусейон» Пушкинского музея. Под предлогом того, что дом новодельный, вся усадьба пока не является памятником.

Между тем каменная купольная пристройка к дому и неоклассическая ограда усадьбы — подлинные сооружения начала XX века. В те годы домом владел известный ярославский промышленник Пастухов.

На первоначальном макете Фостера отчётливо виден торговый павильон, заменяющий собой ограду по Колымажному переулку. Теперь нас уверяют, что павильона не будет, причём соавтор Фостера Сергей Ткаченко, не стесняясь, выражает сожаление по этому поводу.

— Какие здания в рамках данного проекта подвергаются наибольшей опасности?
— Опасение вызывают те объекты, которые не имеют охранного статуса.

Во владении № 4 по красной линии Колымажного переулка стоит другой дом Глебовых, начала XIX века. Там сейчас отдел графики Пушкинского музея.

В Серебряном веке он принадлежал купцу Павлу Бурышкину, меценату, автору мемуаров «Москва купеческая», автору идеи Музея Москвы.

Дом Глебовых (Колымажный, 4)

Главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований, член президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы (ЭКОС) Борис Пастернак рассказывает о своём видении проблемы реконструкции города в её социальном и культурном аспекте.

Он даже завещал свой дом и коллекцию будущему музею, но случилась революция. Нынешний музей Москвы имеет другую историю, в основе его фондов — другие коллекции.

Дом Глебовых — Бурышкина является памятником, но позади расположены два флигеля, не имеющие охранного статуса. Один из них перестроен при Бурышкине мастером модерна Сергеем Воскресенским. На месте этих флигелей и позади них, на уже расчищенной площадке, проектируется депозитарий Пушкинского музея.

В последнее время Ткаченко говорит, что предложит сохранить фасад работы Воскресенского. Почему только фасад, а не весь объём флигелей? В первоначальном проекте изменена даже красная линия застройки на месте флигелей, то есть частично «съеден» двор особняка Глебовых — Бурышкина.

Кирпичный новодел на территории усадьбы Глебовых, на месте которого до 1990-х стоял деревянный особняк, главный в усадьбе

Кроме того, мы настаиваем, чтобы при строительстве депозитария сохранился тупик у задней стены палат Волконских. Во-первых, некорректно пристраиваться к памятнику по всей длине его фасада, а во-вторых, это остаток древнего переулка — памятник исторической планировки Москвы. Ткаченко дал нам устные заверения, что тупик сохранится.

Отдельная проблема — этажность депозитария. Рядом существует шестиэтажный доходный дом Стуловой, и была опасность «привязки» нового объекта к его высотности.

По словам Ткаченко, проект будет «привязан» к низкой усадебной застройке, однако история последних лет показывает, что повышение этажности для нынешних архитекторов — вопрос первостепенной важности.

Ограда усадьбы Глебовых. При строительстве подземных переходов закрытым способом ей ничего не угрожает

И ещё. По проекту во все стороны от музея идут подземные переходы. Один из них ведёт под усадьбой Глебовых к депозитарию. Нам обещают, что строительство перехода будет вестись закрытым способом. Если так, то ограде ничего не угрожает.

Но я не уверен, что так и будет.

— Что из ныне сохранившейся застройки, которую предполагается модернизировать, на ваш взгляд, необходимо оставить в неизменном виде?
— В первую очередь проектирования входит и владение № 5 по Малому Знаменскому переулку. Это усадьба Вяземских — Карамзина с главным домом середины XVIII века. Был такой губернатор Москвы — князь Сергей Алексеевич Голицын. Голицыных много, губернаторов тоже, но при Сергее Алексеевиче открылся Московский университет.

Один из флигелей усадьбы Вяземских. Вид со стороны Колымажного переулка

После Голицыных дом принадлежал князьям Вяземским. Здесь в 1792 году родился поэт Пётр Андреевич Вяземский. На его сводной сестре женился Карамзин. Самому Вяземскому Карамзин был вместо отца. Не имея собственного дома в Москве, писатель переехал к Вяземским. Переехал в 1804 году, с набросками первого тома «Истории государства Российского», а съехал в 1811 году, когда Пётр Андреевич вступил в совершеннолетие.

Словом, «История…» писалась в этом доме так же, как в Остафьеве Вяземских. Это — городской аналог Остафьева. И единственный мемориал Карамзина в Москве. Дом на углу Тверской и Брюсова переулка, где он писал «Бедную Лизу», давно не существует. Другие адреса сохранились фрагментарно либо не сохранились вовсе.

Крылья дома, стилизованные под старину, — это, как ни странно, 1920-е годы. В глубине сада стоит загадочный коттедж. Это копия какого-то дома Энгельса, возведённая в те годы, когда здесь располагался музей Маркса и Энгельса. Частью памятника является ограда с воротами, окружающая усадьбу с трёх сторон.

Копия дома Энгельса, построенная на территории усадьбы в то время, когда здесь располагался музей Маркса и Энгельса

Пушкинский музей уже получил усадьбу Вяземских. Здесь несколько проблем. Во-первых, есть спорный участок с соседним Музеем Рериха — бывшей усадьба Лопухиных (Малый Знаменский, 3). К счастью, в задание, выданное архитекторам, этот участок не входит.

Во-вторых, к дому Вяземских из главного здания Пушкинского музея проектируется не просто подземный переход. Это огромная трёхэтажная полость под всем передним двором.

Насколько можно понять, предполагается вынести сюда те функции, которые сегодня размещаются в цоколе главного здания: гардеробы, кафе и прочее. Плюс автомобильная парковка.

Такое строительство не может вестись закрытым способом, и архитекторы признают это. В эскизе Фостер предлагал снос ограды, закрытие переулка и «натягивание» усадебного сада на переулок. Ясно, что сад не просто расширяется — он сносится и высаживается заново. Всё это чистый вандализм.

Достаточно факта капитального строительства на памятнике, чтобы, по закону, даже не принимать такой проект к рассмотрению. Но поражают масштабы строительства.

Ткаченко говорит, что предложит заказчику вариант с сохранением ограды, читай: со сносом и воссозданием. Это всё равно вандализм. На вопрос, как можно сохранить сад, нам отвечают, что это сад советского времени.

Думаю, отчасти это всё же сад Серебряного века — лиственница, к примеру, характерна для того периода. Тогда усадьбой владели князья Долгоруковы.

Здесь в 1905 году был съезд кадетской партии, в основании которой участвовали братья Долгоруковы. Нам говорят, что некоторые деревья можно обойти, некоторые — пересадить. Но это слова.

Теперь представим, как будет выглядеть двор после строительства подземного уровня. В курдонере, на месте центральной клумбы делается большой световой фонарь, а вокруг — ещё восемь.

Теперь нам говорят, что их будет не девять, а три. Остаётся открытым вопрос, будут они сферическими или плоскими. Технологически эти фонари вообще не нужны, для освещения подземелий достаточно электричества.

Но архитекторам дорога следующая мысль: «Как красиво будет из подземелья смотреть на главный дом». Каково будет смотреть на главный дом с улицы и со двора, их интересует меньше.

Представить себе Карамзина гуляющим вокруг стеклянной клумбы так же трудно, как представить его гуляющим вокруг стеклянного купола.

Или вокруг вентиляционных коробов, без которых такое строительство не обойдётся. Словом, что ни делай, усадебный двор погибает, как и образ усадьбы, не говоря уже о физическом уничтожении ограды с воротами.

Трёхуровневый котлован в усадьбе Вяземских — Карамзина станет главным скандалом первой очереди строительства. Это явное нарушение закона, которое нельзя обойти ссылками на приспособление памятника.

Приспособление памятника — это именно приспособление, а не лепка из пластилина. Памятник не сырец, а законченная форма.

— Есть ли альтернатива этому проекту?
— Конечно, есть. Спокойный, экономичный (на фоне кризиса это немаловажно) вариант.

Музей западной живописи Нового времени в доме Вяземских — это замечательно. Подобная коллекция очень подходит усадьбе, легко представить её в доме Вяземских.

Но подземные этажи недопустимы. Нельзя ссылаться на опыт других стран — там другое законодательство и, наверное, другие способы его нарушения.

Нельзя решать свои проблемы за счёт памятника. Нужно просто, без мудрствований, сохранить усадьбу, её замкнутый характер (Карамзин, создатель сентименталистского культа дружбы, стал здесь отшельником, ограничил общение, писал свой труд, как монах, в сводчатой комнате).

Что мешает нам выйти из одного здания музея и пройти в другой? Если музейщикам кажется, что это долго, можно сделать выход поближе (собственно, он существует).

Проектировщики предполагают, что человек способен в один день обойти экспозицию главного здания и нескольких соседних усадеб. Но есть пределы восприятия. Нормальный человек пойдёт в дом Вяземских отдельно.

То же самое можно сказать и о других объектах, которые предлагается реконструировать в рамках музейного проекта. Формула оптимального решения проста: делая необходимое, не делать лишнего.

Беседовал Николай Кириллов




ОТПРАВИТЬ:       



 






Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00


Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

05.06.2015 14:30, Александр Чанцев


Арбат замолчал

Борьба правительства Москвы за тишину на Арбате идет давно: в 2010 году на улице запретили музыку и аудорекламу, в 2013 речь зашла уже о ярмарках и массовых мероприятиях. Сейчас ограничения касаются всех представителей уличной культуры, однако музыканты не готовы так просто сдавать позиции. Предлагаем вниманию читателей хронику местных боев неместного значения за право на существование российской уличной культуры.

02.06.2015 14:30


Семь кругов травли Бориса Пастернака

55 лет назад, 30 мая 1960 года, умер Борис Пастернак

Вручение Пастернаку Нобелевской премии привело к беспрецедентной травле писателя в советской печати, включавшей в себя самые разные эпизоды — от сравнения с лягушкой до требований выслать «клеветника» и «предателя» из страны.

30.05.2015 09:30, Подготовила Надежда Бирюкова, arzamas.academy






 
 

Новости

Музыкальная современность в экстракте
XX Ежегодный Фестиваль камерной музыки «Возвращение» пройдёт в Московской консерватории с 9 по 15 января 2017 года.
В Мариинском театре прозвучит «Музыка Земли» пианиста Бориса Березовского
15 сентября завершается прием заявок на участие во II Всероссийском фестивале-конкурсе «Музыка Земли». Сыграть и спеть музыку своего родного края на фестивале могут все профессиональные и любительские фольклорные коллективы России
19 августа стартует фестиваль короткометражек "Короче"
В Калининграде 19 августа стартует фестиваль короткометражного кино "Короче"
Третьяковская галерея открывает выставку Айвазовского
Выставка "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" открывается для широкого зрителя в Третьяковской галерее 29 июля
Новая книга о Гарри Поттере побила рекорды по предзаказам в США
Новая книга "Гарри Поттер и Проклятое дитя" побило рекорды предыдущей части "Дары Смерти" по количеству предзаказов

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.