Подписаться на обновления
22 декабряПонедельник

usd цб 60.6825

eur цб 74.5727

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияСоциальное
предпринимательство
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сеть 
Зинаида Троицкая   вторник, 27 октября 2009 года, 09.46

Как собрать деньги на строительство дорог?
Российские автомобилисты возмущены предложением министерства экономического развития


// PhotoXPress.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





На прошлой неделе заместитель министра по экономическому развитию Андрей Клепач выступил с предложением, которое иначе как революционным в очень жирных кавычках назвать нельзя, — сделать платные дороги в России безальтернативными. А если посмотреть в будущее смелее, то новые дороги вообще можно не строить — достаточно отремонтировать старые и сразу брать плату. Фиксировать плату ни к чему.

Привыкший читать между строк житель России узрел в предложении г-на Клепача подвох. И не напрасно! Выходит, принятый два года назад закон о строительстве платных высокоскоростных автобанов, к которому многие отнеслись с большим пониманием, сегодня выглядит, не то чтобы упразднённым, но как минимум размытым.

Для сравнения: железнодорожный билет из Москвы в Петербург стоит от 400 до 2000 рублей (в зависимости от уровня комфорта), а авиабилет — от 2240 до 3350 рублей. Таким образом, автомобильное путешествие между двумя городами в новых условиях может стоить для водителя дороже авиаперелёта. Что при этом будет с бесплатными трассами, откуда «Автодор» возьмёт деньги на строительство платных дорог и на какие нужды пойдут деньги плательщиков транспортного налога, обсудили посетителя форума «Авторамблер».

С другой стороны, ну посудите сами, а как ещё г-н Клепач мог бы сообщить публике, что инвесторов, готовых вложить деньги в предприятие, которое принесёт прибыль лет через двадцать, а то и больше, в России нет? Вне зависимости от этого прибыли хочется. Россия одна из немногих стран, где потребительский интерес стимулируется не столько рекламными фокусами, сколько законодательными актами. И примеров масса.

Если попытаться сформулировать самый популярный вопрос к чиновникам на эту тему, то он звучит примерно так: «Когда же они нажрутся…» Вопросительный знак не нужен, ибо это не вопрос даже — это такой глубокомысленный вздох, внутреннее размышление, это вопрос, на который не существует ответа. Это как «почему люди не летают… как птицы…».

sherr_khann:
«Типа, ах мы такие добрые. Всего-то сделаем по рублю за километр. Социяльного взрыва не будет. Ага, щаз!

Если уж заговорили про безальтернативные трассы, то не надо п****ь про то, что у нас будет очень дёшево.

Для сравнения, Белоруссия. Трасса M1-Минск, на участке от Минска до Орши стоит один пропускной пункт со шлагбаумами. А этот участок за 200 километров длиной. Оплата за проезд этого участка около 25 рублей (российских) была летом. Или эквивалент в евро, долларах, белорусских рублях. Качество трассы, не сравнимо с российской (очень хорошее покрытие). Трасса НЕ проходит через населённые пункты. А если проходит, то либо по эстакаде, либо на территории населёнки идёт закрытая отбойниками и оградой, а переход через неё по эстакаде. Т.е. не надо понижать скорость при проезде. Все выезды на все населённые пункты и другие трассы, через развязки. Другое дело, что развязки там непонтовые и несложные, соответственно, дешёвые. Но это-то как раз разумно. Ибо нет смысла городить сложную развязку для выезда в какое-нибудь село. Ограничение скорости 100 — для грузовиков, 120 — для легковых.

Смотрим на наш участок M1, ну к примеру от Москвы до Смоленска. В направлении от Смоленска до Москвы на трассе уже колея, хотя её активно чинят. Трасса проходит через несколько «населёнок» (4-6 штук, кажется). Соответственно ограничение на ней вне «населёнок» — 90 км/ч. Развязки на выезд — есть только на Смоленск и на Рудню, ну и сколько-то в Подмосковье. Все остальные — перекрёстки и повороты. Проезды по «населёнкам» — обычные, с пешеходными переходами. По большим «населёнкам», типа Ярцево, ещё и с серьёзными ограничениями.

И это собираются сделать платным. Причём, платным настолько, что белорусы, за такие деньги построили бы трассу с совершенно с другими характеристиками. Причём платным безальтернативно. Меня больше всего убило про сравнение цены проезда с ж.д. билетом. Типа, оно же дешевле ж.д. билета будет всего-то 1000р. за 1000км. Б*я!..

А вот бензин, дизтопливо, газ, почему-то они приплюсовать не удосужились (это не считая затрат на обслуживание автомобиля, авто налоги, авто страхование). А в этом разе цена получается неподъёмной. Даже на 500 км. становится выгодней ехать уже на поезде.

Вот только не стоит мне говорить в приложении к сравниваемому, что «мы сделаем участок до Смоленска идеальным, с развязками, лучше чем аналогичный у белорусов». Простите, в сказки не верю. Сделайте альтернативную трассу, в параллель бесплатной и заманивайте ценами. Разумеется, надо будет сопоставлять разумность цен. По рублю за километр, мало кто согласится ездить до Смоленска, пусть и со скоростным лимитом в 150 км/ч. Значит, надо будет снижать цены. А не хочется, бабок мало не бывает. И вот тут начинаются игры с требованием превращения бесплатных трасс в платные. Альтернатив не будет. А значит поедут как миленькие. Это не считая того, что не придётся строить трассу с нуля. Уже будет готовое.

Но я с этим не согласен. Если безальтернативно, то делайте как Белоруссии. Трассы — госсобственность. Они поддерживаются за государственный счёт. Никаких концессий.

Шлагбаумы ставятся, ну, к примеру, через каждые 300 км. На них взимается фиксированная разумная сумма. Ну, к примеру, при проезде, мне не жалко отдать 50 рублей. Чёс-слово. Эти деньги должны пойти строго на специальный счёт, который будет расходоваться для ремонта именно этой дороги. Причём, платной должна стать трасса только после того, как начнёт удовлетворять требованиям автострады.

Т.е. при выезде на неё должен стоять всем знакомый зелёный знак. Трасса не должна заходить в города и населённые пункты. Т.е., к примеру, та же M7 не должна идти по деревням, либо должна идти, но по эстакаде или жёстко огороженная отбойниками. К примеру, та же M7 не должна заходить в Нижний и Чебоксары. Т.е. перед этими городами она должна упираться в окружную дорогу, которая обводит поток мимо городских улиц и позволяет объехать город и выехать на другие трассы и дороги, НЕ заезжая в город. Сделают так, я не против.

Но сделают, как написано — буду резко против. Я скорее от тарантаса избавлюсь, чем буду такое платить».

В своём заявлении г-н Клепач сослался на опыт зарубежных стран, что само по себе неудивительно. Однако то ли он с этим опытом знаком поверхностно, то ли сотрудники его департамента напрасно едят свой хлеб — в Германии действительно проезд по автобану стоит денег, но только для тяжёлого грузового транспорта. Люди, совершившие путешествие на легковых авто по Европе, это могли пропустить, но заместитель министра по экономическому развитию обязан знать такие подробности.

Bortan:
«В Германии дороги бесплатные, но эта едва ли не единственная страна в Европе, где по автобану можно на халяву покататься (ещё Голандия, но это почти одно и тоже).

В Основной части Европы дороги платные, но всегда есть альтернатива другого проезда. Кроме того, платные только автострады, все федеральные дороги бесплатны. Тут вопрос времени, если вы готовы потратить лишних часов 5 на пересечение Франции, тогда можно и по федеральным. Нам выкладку делали по маршруту (мы из Германии в Испанию ехали), 2 варианта. Автобан — 1700 км, 15 часов пути, и сколько-то денег (сейчас не помню), федералка — 1570 км пути (даже меньше получается), но 21 час по времени и бесплатно.

А если качество наших дорого будет на уровне, я готов за них платить. Только есть сомнение, что хорошего покрытия хватит больше чем на год...»

arseny_tsaplev:
«Во многих зарубежных странах» эти самые платные дороги такие, какие этот Клепач и не построит никогда. При этом «во многих зарубежных странах» присутствует это самое правило обязательной бесплатной альтернативы. Об этом, конечно, г-н Клепач предпочитает не вспоминать.

Вот, к примеру, во Франции. Платная автострада в восемь полос, ровная и гладкая как стол. Дави сколько тапки хватит. И бесплатная дорога — как обычное хорошее наше шоссе; по одной полосе в каждом направлении, проходит через городки и деревни, с грузовиками и тракторами...»

О дублёре Минки на самом деле говорят давно. Не то чтобы эту пробочную и довольно аварийную трассу продублируют полностью и где-то там на всём её протяжении будет параллельная Минка, нет, этого в ближайшем будущем не планируется. Речь идёт всего лишь об одном участке, а точнее — о новом выходе этой трассы на МКАД. В официальных документах строящийся участок так и назван — «Новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь». То есть в МКАД должна будет воткнуться такая рогатина из двух Минок, а между собой они соединятся на 33-м километре около подмосковного посёлка Лесной городок.

Платные дороги нужны как раз для того, чтобы любой желающий, вне зависимости от грузоподъёмности транспорта, которым он управляет, мог пересекать страну максимально быстро, с максимальным комфортом и максимальной же безопасностью движения. Не сбрасывая скорость в населённых пунктах, не стоя на светофорах при въездах в города или деревни. У такого движения, как говорят опытные путешественники-автомобилисты, есть только один недостаток — не успеваешь хорошенько разглядеть пейзаж за окном. Любители пейзажа настраивают свои GPRS-навигаторы «избегать платных дорог» и наслаждаются красотами.

Но когда первичен комфорт потребителя — это одно, когда первичен доход от предприятия — совсем другое дело.

Предложение замминистра воздержаться от строительства новых дорог ввиду того, что наличествуют старые, которые — всего дел-то — отремонтировать, и вперёд, испугало публику в основном тем, что она с этими старыми дорогами очень хорошо знакома и платить за двухполосные, пусть и отремонтированные, трассы просто не хочет. Лидер Движения автомобилистов России Вячеслав Лысаков вообще заявил, что возможны акции массового протеста и перекрытие федеральных трасс.

Но стоит отметить, что далеко не все в Сети верят в реализацию «смелого» проекта, предложенного министерством экономического развития.

toplawyer:
«Всем известно, что в России две напасти — дороги и дураки. Когда на днях замминистра Минэкономразвития РФ Андрей Клепач высказался об одной из них: сообщил, что его ведомство намерено отказаться от непременного наличия альтернативного бесплатного объезда платной автодороги, почему-то сразу вспомнилось о второй.

Но оказалось, что не всё так плохо. Председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарёв заявил, что он категорически против данной инициативы Минэкономразвития РФ, поскольку отказ от принципа альтернативности при строительстве платных автомобильных дорог нарушает статью Конституции РФ о свободе передвижения граждан, а также противоречит закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».

Со временем узнаем, что является для государства важней — экономическая выгода или соблюдение прав человека».

chujoy_veter:
«Лично я считаю такой сценарий маловероятным. Да, в нашей стране возможно всё, но сама мысль является бредовой. Почитал я доводы Клепача, это который заместитель ведомства, так вот чушь он несёт.

И вообще, до тех пор, пока в России дороги (платные) будут строиться по принципу «давайте сделаем платной, соберём денег, а потом, наверное, положим асфальт новый»- ничего не получится. Наверху, думаю, это понимают. Интересно только, начнут ли, когда-нибудь, действовать? Ведь инвестиции в инфраструктуру одни из важнейших».

Banderlog:
«Не парьтесь господа! Очередная утопия Росавтодора, замазать глаза правительству. Денег у Росавтодора нет, все деньги пойдут на Сочи — Олимпиаду. Какой чудак на букву М вложит инвестиции в платную дорогу, если отдача от неё будет через 60 лет, нету у нас в стране таких буржуев меценатов. Основной-то упор у этих придурков на частные инвестиции, а наши «папеги» богатенькие знают как растаскиваются деньги Левитиным и Белозёровым, пишу вам не от фонаря, сам строитель, строю мосты, дак вот!

Недавний пример, начальник Читаавтодор не дал взятку Белозёрову в Москву и контракт не продлили с ним, уволили! Кто работает в строительном бизнесе — всё это знает. Бизнесмены не дураки и не дадут свои деньги воровать, а государственных инвестиций на платные дороги не хватит. Так что спите спокойно, други, ещё минимум лет 10!»

Если вдуматься, то дороги России, стань они платными, — лучший кусок пирога. Мы все хорошо себе представляем их протяжённость. Многие из этих дорог безальтернативны изначально. А если посмотреть на проект ещё смелее, то можно и ремонт опустить. Ну правда, какой смысл ремонтировать так, как у нас принято ремонтировать, скажем, трассу М18 — её всё равно разобьют автофуры, и с этим ничего не поделаешь. На этой дороге из каждого десятка автомобилей восемь штук — грузовики. Причём автофуры и автопоезда примерно один к одному. С 2000 года её постепенно ремонтируют, и к сегодняшнему дню есть хорошие участки — от Сясьстроя до объезда Лодейного Поля, возле Олонца и от Кондопоги на север почти до Медвежьегорска. Всё, остальное без травм переживёт только внедорожник. При переезде через тамошние мосты «Отче наш» читают вслух даже самые крепкие атеисты. И это всего лишь один-единственный пример. А дорога уже есть в программе платных.

Georgiy:
«Под Воронежем 17 км платной дороги. Проезжал в 2001 году по ней — 10 р. стоило. Она ничем не отличается от дороги до этого участка и после него. В качестве альтернативы предлагается проехать через близлежащий населённый пункт под названием Хлевное.

Уже много лет есть платные дороги в Псковской области, но там никакой альтернативы вообще нет. Но вы бы видели эти дороги: 50 км сплошного бездорожья за 180 рублей.

Есть ещё одна платная дорога в Белоруссии: там 4 раза платишь по полбакса за 600 км пути, но это за почти европейский автобан с ограничением скорости в 120 км.

Так что даже не сомневайтесь, у нас всё через з*****у сделают (собственно уже и делают)».

leader_2008:
«Правительство Российской Федерации упорно убеждает нас в том, что у каждого его члена Конституция висит в туалете, длинная, узкая и с дырочками. Каждое утро по исправлении нужды они вытирают ей свою задницу. А через несколько часов уже солидно стоят перед зрителями и говорят о ней с серьёзным видом».




ОТПРАВИТЬ:       



 






Отчаянный шопинг

По всей стране люди бросились в магазины, чтобы скупить товары по старым ценам. Очереди не уменьшаются даже по ночам. Блогеры разделились на стремящихся избавиться от рублей и советующих не истерить.

18.12.2014 12:00


Мое поколение рулит...

Как будем отвечать на вопросы «Во имя чего?» и «С каким результатом?»

Наши дети, которые выросли без пресса социалистических догматов о вреде частного предпринимательства, категорически не хотят иметь своё дело и предпочитают офис бюрократа лаборатории инженера. Лозунг “Работать будут другие” уже можно смело объявлять национальной идеей большинства элит, возглавляемых нашим поколением.

17.12.2014 11:00, seva_riga


Спасти Пирата

Пёс больше недели полз по обочине с перебитыми лапами

Животное, попавшее в беду, заметил дальнобойщик. Собака с перебитыми задними лапами уже более недели пыталась вернуться в Благовещенск. Пес полз вдоль Новотроицкого шоссе, оставляя за собой кровавый след.

16.12.2014 15:00


Он пел о евреях, о Сталине

15 декабря 1977 года умер Александр Галич

Креатура своеобразного мира московского писательского «гетто» у метро «Аэропорт», Александр Галич существует как политико-художественный факт прежде всего в сознании его обитателей. Ибо никто лучше и точнее, чем он, не выразил их коллективное бессознательное, особенно красочно взыгравшее в 1960-е годы. Но жизнь его на самом деле куда интереснее и разнообразнее, нежели компании, в которых он царил.

15.12.2014 08:00, Виктория Шохина


Нострадамус: человек эпохи Возрождения

14 декабря 1503 года родился Мишель Нострадамус

Один из самых серьёзных исследователей наследия Нострадамуса в России — кандидат исторических наук Алексей Пензенский, осуществивший полный перевод его пророчеств на русский язык и написавший о нём несколько книг. «Часкор» публикует фрагменты его книги «Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса».

14.12.2014 08:00, Алексей Пензенский


Добрые советы президенту (ДСП)

Мне важно, чтобы люди не умирали, не нищали и не бились в панике

Живётся нам всем, практически без исключения, всё хуже день ото дня. Полагаю, что объяснять и аргументировать этот тезис уже излишне; дело ясное. Про тех, кому не ясно, хорошо спел недавно Гребенщиков: "Нищие духом - блаженны; вопрос снят." Во мне соседствуют два сильных чувства: отвращение к нынешней власти и сострадание к опущенному ею народу. Причём второе чувство определённо сильнее - невероятно жалко страну и людей, точка.

12.12.2014 11:00, Артемий Троицкий


Разделяй и бл@дствуй

Секс — это просто секс, это круто и в нём не должно нуждаться

Да, есть люди, которым секс необходим каждый день, и те, кому хватает раза в неделю, в месяц, кому- то нужно много партнёров, в какой бы последовательности они ни чередовались, кому-то достаточно одного на всю жизнь. Среди моих друзей хватает людей, чьё либидо вообще обслуживает только влюблённость. Если искра не пробежала, можно с головой засыпать себя стимуляторами – ничего не сработает. Но блядство – это не о частоте секса, необходимого тебе для ощущения полноты жизни и не о предпочтительном количестве партнёров.

11.12.2014 18:00, Соня Янсон


Александр Исаевич, человек-архипелаг

11 декабря 1918 года родился Александр Солженицын, один из самых влиятельных русских писателей XX века

Кем был, каким был покойный Александр Исаевич? Вопрос этот тысячи раз ещё изучат на тёплых кафедрах и холодных кухнях. Для одних он так и останется фантомной болью словесности, косноязычным нобелевским генералом, морщинистым мешком с вечно пыльного иконостаса литературных классиков средней школы. Для других — рыцарем самоотверженной борьбы за русскую родину.

11.12.2014 08:00, Алексей Коленский


Культура для патриота

О кино, налогах и хозяйском отношении к российской культуре

Международный фестиваль «Артдокфест» остался в 2014 году без государственного финансирования. Причиной отказа в поддержке Министерство культуры называет «антигосударственную позицию» президента «Артдокфеста» Виталия Манского. Часть недостающих денег удалось собрать за счет неравнодушных зрителей, однако вопрос о том, кто и почему решает «быть или не быть», остается открытым.

09.12.2014 15:00, Антон Гуменский


Молот ведьм. Существует ли колдовство?

520 лет назад, 5 декабря 1484 года, началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

05.12.2014 09:00






 
 

Новости

Китайским компаниям запретили страховать болельщиков ЧМ от разочарования
В Поднебесной болельщикам предлагаются страховки от недосыпания, переедания, похмелья и фанатов-хулиганов.

 

 

Мнения

Евгений Кузнецов

«Все катаклизмы, депрессии, спады, революции – признак накопления критического количества ошибок в системе»

Страна в кризисе. Но если кто-то думает, что причина тому – санкции, упавшая нефть или там политика ЦБ – может не надеяться на быстрое улучшение в будущем. Потому что это следствие, а не причина.

Евгений Витишко

Тюремная каша

Зарисовки в стиле крохоток Солженицына, сделанные экологическим и политическим узником в Тамбовской колонии №2

Старая водонапорная башня. Из красного кирпича как чудовищный магнит притягивает к себе разбитые сердца, пустые желудки, жадные руки и нечистую совесть…

Борис Акунин

Спеша делать добро

На прекрасном благотворительном поле зарыта одна мина, на которой иногда подрываются люди, по праву заслужившие всеобщее уважение и даже славу. Некоторые из этих праведников начинают думать, что служение Хорошему Делу позволяет им не держаться общепринятых этических норм, ибо ведь не корысти ради.

Михаил Эпштейн

Тезисы бедной веры

В 2005 году американский священник и теолог Мэтью Фокс (Matthew Fox) вывесил на двери церкви в Виттенберге (Германия) свои 95 тезисов, провозглашающие обновление христианства в XXI в. Тем самым он повторил поступок Мартина Лютера, чьи тезисы 1517 года, прибитые к двери той же Замковой церкви, положили начало европейской Реформации. Я обращаюсь к жанру тезисов, поскольку это самый лаконичный способ выразить идеи еще не оформившегося мировоззрения. В этих тезисах сведено воедино то, что я писал о бедной вере с начала 1980-х годов, когда признаки ее зарождения стали очевидны в духовной жизни позднесоветского, постатеистического общества.

Александр Чанцев

Никогда не плачьте в космосе!

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики. Свободный выбор нашего обозревателя.

Ирина Глущенко, доцент отделения культурологии НИУ ВШЭ, Москва

Советская повседневность через призму очуждения

Советскую повседневность, как и любую другую, можно изучать по разным источникам. Можно обратиться к архивам, прессе, документам, партийным постановлениям, работать с артефактами, фотографиями, фильмами, дневниковыми записями, мемуарами, частной и официальной перепиской, статистическими справочниками и телепередачами. Собственно, следы повседневности растворены во всей материальной культуре.

Марк Сандомирский

Кто валит рейтинг Путина?

Рейтинг президента как индикатор психологического состояния общества

Феноменальный взлет рейтинга Владимира Путина в 2014 году, а также его текущая динамика (в сторону снижения) с точки зрения социально-психологической имеют два источника - статический и динамический.

Сергей Митрофанов

Внутри вождя

Демократия в России?

Понятно, что харизматичен тот политик, с которым ассоциирует себя большинство. Тогда оно готово перенимать манеру его поведения, вешать его портреты в приемных (или стикеры на холодильник), шутить его плоскими шутками и копировать с него моду. Даже если лидер — маленький и кривенький. И вообще всячески с ним объединяться в рейтингах поддержки.
Менее изучено и понято обратное влияние фанатов на объект своего фанатизма. Ведь не только ведомые пластичны по отношению к своему лидеру, но и лидер находится в определенной и часто трагической зависимости от созданной ими легенды, под которой очень легко оказаться погребенным самому.

plushev

Вегетарианец поневоле

От некоторых привычных вещей вполне не страшно отказываться и жизнь от этого совсем не теряет в качестве, не говоря уж про смысл

Вот уже год я «рыбный вегетарианец» врачебным предписанием. У меня после месячного приступа артрита диагностировали подагру и врач, которому я доверяю, предложила не садиться популярные у не желающих себя ограничивать мужчин таблетки, а попробовать существенные ограничения в еде.

Владимир Путин

«Свобода СМИ, право граждан на получение и распространение информации – это базовые принципы любой демократической власти»

Владимир Путин провёл заседание Совета Безопасности, посвящённое вопросам противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере. Обсуждались меры по повышению уровня защищённости отечественных сетей связи и информационных ресурсов, обеспечению устойчивого функционирования российского сегмента интернета.

dolboeb

Запрет на кредитование и женитьбу

Как отрегулировать до 100% российских СМИ

На официальном сайте Госдумы сподобились выложить скан законопроекта №604509-6, вводящего в России запрет на журналистскую и издательскую деятельность для иностранных юрлиц и физлиц, а также для россиян, имеющих иное гражданство.

Умберто Эко

Умберто Эко: «Дорогой внук, учи наизусть»

Память подобна мускулам ног, если ее перестаешь упражнять, она становится дряблой

Наступит день, и ты состаришься, но ты будешь чувствовать, что прожил тысячу жизней, как если бы ты участвовал в битве при Ватерлоо, присутствовал при убийстве Юлия Цезаря, побывал в том месте, где Бертольд Шварц, смешивая в ступке различные вещества в попытке получить золото, случайно изобрел порох и взлетел на воздух (и так ему и надо!). А другие твои друзья, не стремящиеся обогатить свою память, проживут только одну собственную жизнь, монотонную и лишенную больших эмоций.

Николай Горькавый

«Моё время ещё придёт!»

Сказка о монахе Менделе, который нашёл великий закон на грядке с горохом

Жужжали пчёлы, деловито облетая цветы в поисках нектара. Цветы не возражали и даже, наоборот, старались привлечь крылатых тружеников сладким запахом и яркими красками. В ту пору летнее кипение белых, синих, красных, жёлтых цветов было настолько привычным зрелищем, что люди редко замечали это разноцветье. Тем более равнодушны к таким пустякам были крестьяне, которые работали с утра до вечера не меньше озабоченных пчёл.

Владимир Познер

О мозгах

История тянет на притчу c глубинным философским смыслом

Так и хочется вспомнить моего любимого и неподражаемого Николая Васильевича: кто что ни говори, но такие случаи бывают. Редко, но бывают. Не ручаюсь за точность цитаты, тем более за пунктуацию, но за смысл ручаюсь, и это любимое мной гоголевское изречение пришло мне в голову в связи со следующей историей.

Лев Симкин

Гудел как улей родной завод

Вентиляторный завод как зеркало русской экономики

Решив быть в тренде и поддержать отечественного производителя (а в старое время отец мой был самым что ни на есть отечественным производителем), в прошлые выходные я привез его к родному заводу. Точнее, к тому месту, где завод был когда-то, сейчас там торговый пассаж и офисное здание. В этот самый момент из жилого дома напротив вышел прогуляться отцовский коллега. Ветераны труда обнялись, прослезились, так что мне не оставалось ничего иного как отвести их в соседний кабак, где они смогли предаться воспоминаниям.

 

Календарь

Константин Рылёв

Царь абстракционизма

16 декабря родился художник Василий Кандинский, который изобрёл абстрактную живопись

Василий Кандинский (1866—1944) сделал переворот в изобразительном искусстве. И сначала он сделал его буквально: вернувшись поздно из мастерской, он обнаружил в полумраке своего дома неизвестную чудесную картину.

Олег Давыдов

Философия потока

Андрей Первозванный как русский первопроходец

Мифология Андрея Первозванного, память которого церковь отмечает 13 декабря, связана с водой и дорогами. В этот день девушки гадали о суженом и он переводил их через мост. Серьёзные люди ночью ходили к реке слушать воду. Это теперь уже в прошлом, но архетипика, связывающая Андрея с водой и дорогами, действует. Вот, например, начальник железных дорог России Владимир Якунин одновременно является председателем попечительского совета Фонда Андрея Первозванного. Почему это так?

Василий Молодяков

Товарищ Брюсов

1 (13) декабря 1873 года родился Валерий Брюсов

Лидер русских символистов, поэт и прозаик, переводчик и критик Валерий Яковлевич Брюсов — одна из самых неоднозначных фигур в русской поэзии. В этом году в издательстве «Вита Нова» (Санкт-Петербург) вышла первая (как это ни странно) биография Брюсова. Превосходно оформленное, иллюстрированное исследование на 672 страницах, выполненное Василием Молодяковым. Издательство «Вита Нова» любезно предоставило нам для публикации фрагмент этой книги.

Георгий Осипов

Франциск

12 декабря 1915 года родился Фрэнк Синатра

Под Синатру не валяют дурака, с ним взрослеют, совершенствуя высшую форму лицедейства — умение скрывать свои чувства под маской лирического героя. Как ни странно, к этому гению модно относиться скептически. И чем выше градус невежества и чванства, тем сильней недоверие.

Андрей Мартынов

На флаг и гюйс — равняйсь!

315 лет назад, 11 декабря 1699 года, был учреждён Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военно-морского флота

Добровольно этот флаг спускался лишь два раза. Юридически обе сдачи осуждены, их виновники понесли наказание. А моряки считают их своим позором. Но так ли уж были виновны капитаны и команды?

Алексей Поликовский

Моррисон. Путешествие шамана

8 декабря 1943 года родился Джим Моррисон, поэт и шаман

В день рождения Моррисона издательская группа «Азбука-Аттикус» любезно предоставила «Частному корреспонденту» возможность опубликовать фрагмент книги Алексея Поликовского Моррисон. Путешествие шамана (М.: КоЛибри, 2008. – 304 с. – Жизнеописания). Книга представляет собой подробный рассказ о жизни поэта и музыканта.

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

3 декабря 1930 года родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

200 лет назад, 2 декабря 1814 года, скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Андрей Мартынов

Писатель-политик против абсурда

105 лет назад, 26 ноября 1909 года, родился Эжен Ионеско

Его друг писатель-эмигрант Владимир Максимов оставил следующий портрет драматурга: «Серые, чуть навыкате, с налётом неистребимого удивления глаза, мягкая детскость которых живёт, существует, излучается как бы самостоятельно, отдельно от лица — резко очерченного, тронутого возрастом. К такому бы лицу да белую тогу с малиновым подбоем, а не свитер, который, впрочем, тоже сидит на нём весьма царственно».


 

Интервью

Национальная премия нашла «Аптекарский огород»

Артем Паршин рассказал, каково быть первым ландшафтным архитектором МГУ

Проект ландшафтного архитектора Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» Артема Паршина «Сад лекарственных трав» был награжден золотым дипломом Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре в номинации «Лучший реализованный общественный проект до 1 га». Премия, учрежденная Союзом архитекторов и Ассоциацией ландшафтных архитекторов России, имеет статус высшей профессиональной награды. Возникновение подобной национальной премии – это важный шаг, символизирующий осознание обществом важности ландшафтного дизайна, ландшафтной архитектуры – организации среды, в которой мы живем.

Исторические «кризисы»: грани возможного

Беседа с философом и историком культуры Михаилом Ямпольским

Сегодняшняя медиасфера — это довольно сложная условная сфера, в которой есть много чего ориентированного на разных людей. Каждый потребляет то, что ему ближе и нужней. Кто-то смотрит каких-то так называемых политических экспертов, которые делают вид, что они что-то знают и могут предсказать. А кто-то слушает Киселева. То есть каждый находит себе тот сектор представления мира, который его устраивает и привлекает. Но это сложно организованная сфера, в которой каждый человек играет какую-то роль.

Ольга Новикова: «Пишу о других и сама становлюсь Другой»

Прозаик, филолог и редактор «Нового мира» Ольга Новикова, у которой недавно вышла новая книга «Каждый убивал» (М.: АСТ, 2014), об отсутствии детективной традиции в России, угрозе социального взрыва, тоталитарности книжного рынка, будущем толстых журналов и интеллигентных Штирлицах как единице измерения.

Владимир Савенок: «Учет доходов и расходов без какой-то определенной цели и без анализа отчетов – это обычные бухгалтерские операции, не имеющие большого смысла»

Беседа с лучшим российским специалистом по управлению личными финансами

О том, как взять собственные деньги под контроль рассказывает Владимир Савенок – генеральный директором Консалтинговой группы «Личный капитал», автор бестселлеров «Как составить и как реализовать личный финансовый план», «Инвестировать — это просто», «Миллион для моей дочери» и других. Статьи Владимира публиковали «Ведомости», «Форбс», «Генеральный директор», «Русский Newsweek», «Секрет фирмы», «Личный бюджет», «D’».

Пропала табличка

Директор «Аптекарского огорода» рассказал о том, как потерялся вход в Сад

В среду 5-го ноября между 2 и 3 часами ночи сотрудники Административно-технической инспекции сняли вывеску на Главном входе в Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород». Основанием для действий чиновников стало предписание Департамента СМИ и рекламы №43-О02-771 об организации «демонтажа и перемещения информационных конструкций, не соответствующих требованиям утвержденной Архитектурно-художественной концепции по ул. Проспект Мира». Новость о происшествии появилась во многих ведущих СМИ, однако прояснить ситуацию до конца пока не удалось. Чтобы разобраться в этой истории, «Частный Корреспондент» поговорил с директором «Аптекарского огорода» Алексеем Ретеюмом.

Мы имеем дело с непознанным

Интервью с Иваном Засурским, журналистом, заведующим кафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова

О трендах современной медиасреды, способах выживания интернет-проектов и о том, как не стать персонажем «Тошноты» Сартра, мы поговорили с человеком, который мечтает создать мир, где будут править накопленные знания.