Подписаться на обновления
4 декабряСуббота

usd цб 73.7426

eur цб 83.2406

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Новости | Драматический театр | четверг, 22 декабря 2011 года, 13:06

Политехнический. Новый век

В Политехническом музее откроется Политеатр.

Большая аудитория. Начало

После грандиозной Политехнической выставки 1872 года, которая заняла все пространства вокруг Кремля, и которую посмотрели 750 тысяч человек, власти Москвы принимают решение! Успех закрепить созданием соответствующего Музея. Он строится по-российски долго, в несколько этапов. Наконец к 1907 году возводится последний, Северный корпус Политехнического музея – с Большой аудиторией, предназначенной для публичных лекций.

Скамьи Аудитории, уходящие амфитеатром вверх, сделаны из березы. На сцене, за трибуной лектора, инсталлирована стеклянная камера с вытяжкой для химических опытов, которые производятся прямо тут, на глазах у публики. Над шкафом висит огромная таблица – Периодическая система элементов Менделеева. В потолке зала сконструирован “выход в небо” – застекленный четырехугольник размером 8 на 4 метра и стеклянный же купол над ним. Аудиторию не сразу электрифицировали, и естественное освещение было нелишним.

Тема одной из первых лекций, звучащих здесь, – «Принципы электронной системы воспроизведения изображения с помощью электронно-лучевой трубки». По сути – рассказ о телевидении, хотя самого такого понятия не будет еще лет двадцать. Тема для другой лекции: «Семейный вопрос в свете научного социализма». Выступает Александра Коллонтай, будущий ленинский нарком. Политех сразу обозначает свою роль магической линзы, сквозь которую можно в деталях созерцать манящее Будущее.

Большая аудитория становится полифонической площадкой, готовой к любым внятным и значимым высказываниям. Ее миссия – артикулировать новые смыслы, далеко не только научные. Иного было бы странно ожидать в период между двумя русскими революциями, накануне Первой мировой войны, в период глубоких социальных тектонических сдвигов. Вслед за научным на сцену Аудитории ступают герои художественного авангарда – поэты, художники, музыканты.

1912

Этот год становится экстремумом, точкой максимума в исторической функции Политеха и Большой аудитории. В феврале «Бубновый валет», группа художников-авангардистов, устраивает диспуты о кубизме и новых направлениях живописи. На втором диспуте один из докладчиков, мэтр Максимилан Волошин, вдруг выводит на сцену 19-летнего поэта и художника, никогда не выступавшего ранее в Москве Владимира Маяковского, которому отныне предстоит много лет «взрывать» этот зал своими стихами. Вторым дебютантом того же вечера становится поэт Алексей Крученых. В том же году оба оказываются главными героями скандального манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу».

Диспуты становятся любимым жанром Аудитории. Любая лекция, любое чтение стихов влечет за собой стихийную реакцию зала, нередко доходящую до скандала. Происходит полная социальная и профессиональная диффузия. На лекции биолога и нобелевского лауреата Ильи Мечникова сидят студенты-гуманитарии, на поэтическом диспуте громче всех шумят молодые физики.

Молодой поэт из Калуги Александр Чижевский, будущий всемирно известный ученый биофизик, побывав на вечерах в Политехе, предлагает создать в Москве Академию поэзии – «центр поэтической, художественной и культурной жизни России». Поэт Маяковский и композитор Рахманинов буквально помешаны на технике и научных инновациях. Научные открытия влекут художников, также как ученых – новое искусство. Взаимное притяжение на площадке Политеха вызывает мощную «экзотермическую» реакцию, за которой наблюдают тысячи зрителей. Сюда вторгаются даже личные коллизии: экзальтированная студентка пытается стрелять в своего бывшего возлюбленного Валерия Брюсова. К счастью, револьвер дает осечку.

После того, как в 1913 году безумец порезал картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», в Аудитории немедленно созывается диспут о современной живописи. В первом ряду, кроме самого Репина, можно увидеть художников Петра Кончаловского, Илью Машкова, Роберта Фалька, и по соседству поэтов– Давида Бурлюка, Алексея Крученых, и, конечно, Владимира Маяковского. В 1915 году после смерти композитора Александра Скрябина концерт его памяти в Аудитории дает Сергей Рахманинов.

После революции поэты уже воспринимают Аудиторию как сугубо свой клуб. В 1918 году именно тут в результате скандальных, но честных выборов титула «короля поэтов» удостаивается Игорь Северянин, обогнав на несколько голосов того же Маяковского.

Здесь устраивают «Суд над имажинистами», на который Сергей Есенин с соратниками отвечают «Судом имажинистов над литературой». Публику на улице приходится сдерживать с помощью конной милиции. Когда на одном из выступлений зрители освистывают Есенина, тот мгновенно реагирует: вкладывает два пальца в рот и отвечает убийственным свистом.

Здесь на Всероссийском электротехническом съезде демонстрирует свой новый музыкальный инструмент виолончелист и физик Лев Термен; здесь на одном из вечеров знакомятся Ильф и Петров; здесь свой фельетон «Похождения Чичикова» читает Михаил Булгаков; здесь устраивают «Суд над театральным сезоном» Немирович-Данченко и Мейерхольд. К концу 20-х активность Политехнического угасает. Сталинская эстетика отрицает любой авангард. Грядут совсем иные суды, и многие из героев Большой аудитории станут их жертвами.

1962

Этот беспокойный год – следующая точка на исторической шкале Политеха. Снова время исторического излома: хрущевская оттепель и романтическая революция на Кубе, полет Гагарина и вынос тела Сталина из Мавзолея. Наука переживает бум ядерной физики, свидетельством чему вышедший в 1962 фильм «Девять дней одного года». А за два года до этого в Политехническом музее выступает с лекцией Норберт Винер, отец новой науки – кибернетики.

В середине 1962 года молодой режиссер Марлен Хуциев снимает фильм «Застава Ильича», который много позже назовут манифестом поколения шестидесятников. Режиссер хочет включить в свой фильм большой эпизод, эффектный документ эпохи, – поэтический вечер в Политехническом. Съемки идут на протяжении пяти дней, публика в зале – не актеры, а самая настоящая, с улицы. На сцене поэты – Андрей Вознесенский, Борис Слуцкий, Белла Ахмадуллина, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко. Булат Окуджава поет «Сентиментальный марш». Возбужденные зрители пытаются отогнать подальше киношников с их досадной аппаратурой: мешают слушать стихи.

По следам тех дней Андрей Вознесенский пишет знаменитое стихотворение «Прощание с Политехническим»:
Ура, галёрка! Как шашлыки,
Дымятся джемперы, пиджаки.
Тысячерукий, как бог языческий,
Твое Величество – Политехнический!

После фильма поэтические вечера возвращаются в Большую аудиторию, она снова становится культурным эпицентром, площадкой актуальных высказываний. Сюда устремляются барды – как окрестили новую генерацию – поэтов с гитарами. На улице, как и за полвека до этого, милиция сдерживает натиск молодежи, которая готова любыми силами прорваться в Аудиторию.Несколько раз здесь выступает Владимир Высоцкий. В один из вечеров вместе с Вениамином Смеховым они показывают отрывок из спектакля только открывшегося Театра на Таганке «Антимиры» – по стихам Андрея Вознесенского. Интенсивные колебания Политеха 60-х затухают с утверждением брежневского режима «стабильности».

2012

Мы надеемся, рождение Политеатра станет удачной рифмой к событиям 1912 и 1962 годов.

Расшифровка генома, нанотехнологии и окончательное становление мировой компьютерной империи стремительно меняют реальность Третьего тысячелетия, и даже самый отчаянный футуролог не способен предсказать развитие цивилизации на смехотворный срок лет в двадцать.

В России десятилетие неумеренного потребления сменяется новой социальной фазой. Наступает пора постгламурного похмелья, время поиска новых смыслов, интеллектуальных и духовных лидеров. Градус политических дискуссий в Рунете достигает точки социального кипения.

И научные, и социальные дискуссии возвращаются на сцену Большой аудитории - ключевой площадки созданного в Политехническом музее Лектория. Здесь выступают лауреаты Нобелевской премии в области физики Жорес Алферов и Дэвид Гросс. Публичные лекции организует Российская экономическая школа, а сам музей дает старт международному Фестивалю актуального научного кино.

2012 – это год 140-летнего юбилея Политеха. Это год, когда стартует проект реконструкции исторического здания в рамках масштабной модернизации музея и его преобразования в Центр науки и техники, который откроется к 2018 году. И это год открытия Политеатра.

В качестве арт-директора Политеатра выступит Эдуард Бояков, худрук «Практики».

Юлия Шахновская, генеральный директор Фонда развития Политехнического музея: «Театр «Практика» можно отнести к тем самостоятельным интеллектуально-творческим центрам последнего времени, где происходит синтез науки, музыки, драмы и медиа-искусства. Другое важное для нас отличие «Практики» - ее злободневность и способность отражать современные проблемы. Эту особенность мы хотели бы привнести и в будущий Политеатр».

Действительно, на сцене «Практики» за шесть лет существования, помимо современной драмы, можно было увидеть самых актуальных поэтов (Дмитрий Пригов, Лев Рубиштейн, Сергей Гандлевский, Дмитрий Быков, Илья Кормильцев, Елена Фанайлова, ария Степанова, Вера Полозкова, Андрей Родионов и др), композиторов и музыкантов (Владимир Мартынов, Алексей Гариболь, Ираида Юсуфова) и совершенно новых героев, которые олицетворяют нынешнюю контркультуру, таких как рэппер Смоки Мо, Le Truck (Децл).

Эдуард Бояков, художественный руководитель «Практики»: «О театре в этой аудитории мечтали еще Маяковский и Мейерхольд, но не могли осуществить из-за технической неподготовленности сцены. Теперь, когда наука и искусство вступили в алхимическую связь, невозможное становится возможным. Мы хотим построить театр нового поколения и в технологическом и в социальном и в творческом смыслах. Для меня огромная честь и творческий вызов оказаться в этой аудитории, в этих стенах. Я верю в нашу команду, в людей, вместе с которыми мы строим этот театр: художники Галина Солодовникова, Алиса Меликова, Маргарита Аблаева, Филипп Григорьян, Федор Аптекарев, музыканты Гермес Зайготт, Владимир Мартынов, ди-джей Taras 3000, и, конечно, потрясающая команда режиссёров, актеров и драматургов».

Открытие Политеатра состоится 29 февраля 2012 года.

Первыми спектаклями «Политеатра» станут «Волны» и «Выбор героя».

Спектакль «Волны» по двум рассказам Владимира Сорокина: «Волны» и «Черная лошадь с белым глазом». С участием Вениамина Смехова и Алисы Хазановой.

Первый рассказ «Черная лошадь с белым глазом». Сталинская Россия. Большая семья колхозников отдыхает во время покоса. И каждая деталь, как написали бы советские же литературоведы, «дышит покоем» – и лежащие рядом натруженные косы, и ломти ржаного хлеба, и махотка с молоком. Счастливый ритм на солнечном лугу сбивается лишь видением десятилетней Даши, убежавшей в лес и встретившей там странную Черную лошадь с белым глазом. Девочка в испуге бежит обратно, но на лугу все по-прежнему размеренно и мирно. А вечером дома Даша оторвет лист календаря и прочитает вслух завтрашнюю дату – 22 июня, воскресенье. Второй рассказ «Волны». Начало 60-х… Он - гениальный советский физик-ядерщик, она - его преданная жена. Место действия - дачный коттедж ученого на Рублевке, с охраной и колючей проволокой. У них все хорошо, спокойно, стабильно. Полный штиль, Большой стиль. Но у него и у нее есть свои тайные волны. Для физика волна - эффективная разрушительная сила, которой можно уничтожить Америку. Для нее - кошмар из повторяющегося детского сна.

«Выбор героя» по пьесе Игоря Симонова с участием Алисы Гребенщиковой, Игоря Верника и Павла Артемьева. 2015 год. Москва. Зал суда. Режиссер Андрей Денисов обвиняется в том, что, израсходовав деньги государства и спонсора на фильм <Выбор героя>, снял его не по утвержденному свыше сценарию, а свою <социально опасную> версию, которую к тому же уничтожил после первого же просмотра. На сцене - судья, прокурор, свидетели, а также спонсор - крупный бизнесмен, обдумывающий новую цену компромисса. Зрители невольно становятся присяжными в процессе о творческой свободе. Приговор неизбежен.

Здесь же будет продолжен проект «Практики» ЧЕЛОВЕК.DOC, действующими лицами которого станут лидеры интернет-индустрии (Артемий Лебедев, Антон Носик, Дэвид Ян, Брэд Фитцпатрик) И здесь, конечно, будут выступать поэты. Более того – откроет Политеатр Олег Груз, человек, лучше всего выражающий кредо нового места: время – не физическое измерение, а герой.




Драматический театр | 27.06.2016 21:00

"Голоса Истории"

Театральный фестиваль открылся в Вологодской области


Драматический театр | 07.06.2016 15:00

"Председатели земного шара"

Москвичи привезут в Петербург спектакль о Маяковском и Хлебникове


Драматический театр | 18.05.2016 14:00

Бенуа де ла Данс–2016

В Москве назвали лауреатов балетного приза "Бенуа де ла Данс"


Драматический театр | 16.05.2016 12:00

Юбилейный "Современник"

Евтушенко прочел стихи на Триумфальной площади в честь 60-летия "Современника"


Драматический театр | 29.03.2016 19:00

Сон во время спектакля

В Кирове Евгений Гришковец выгнал со спектакля уснувшего зрителя


Драматический театр | 23.03.2016 17:00

Ночь театров

"Ночь театров" пройдет в рамках Московского культурного форума


Драматический театр | 08.02.2016 14:30

Опера во Владивостоке

Ален Маратра поставит оперу Прокофьева на Приморской сцене Мариинки


Драматический театр | 20.01.2016 15:15

Гамбургский балет в Большом

Гастроли Гамбургского балета пройдут 20-24 января на Исторической сцене Большого театра


Драматический театр | 07.12.2015 15:00

"Золотой витязь" для "Тихого Дона"

Спектакль Ростовского театра завоевал главный приз фестиваля


Драматический театр | 06.12.2015 13:35

Таганка открывается после ремонта

Две премьеры покажут в декабре на обновленной малой сцене театра


Драматический театр | 23.11.2015 15:00

Ave Майя!

В Большом театре прошли вечера памяти Майи Плисецкой


Драматический театр | 04.11.2015 17:30

Объявлены списки номинантов премии «Золотая маска»

Номинантов премии объявил экспертный совет


Драматический театр | 29.10.2015 18:00

Таганка открывает вторую сессию «Репетиций»

С 5 по 8 ноября Театр на Таганке открывает вторую сессию проекта «Репетиции» по адресу Поварская, 20.


Драматический театр | 23.10.2015 14:00

Новая ассоциация театральных критиков

Решение создания новой ассоциации было принято из-за скандала вокруг "Золотой маски"


Драматический театр | 20.10.2015 16:00

Золотая маска

Театральные критики потребовали распустить экспертный совет фестиваля


Драматический театр | 05.10.2015 16:57

В Москве стартует театральный фестиваль «Я не один»

Цель проекта - дать возможность воспитанникам детских домов выйти за пределы их закрытого образа жизни, реализовать себя в творчестве, окунуться в мир Театра.


Драматический театр | 02.10.2015 12:00

Юбилейный сезон

Театр «Современник» открыл шестидесятый сезон


Драматический театр | 08.09.2015 16:30

Мы, цари, работаем без выходных

Депардье хочет сыграть Ивана Грозного


Драматический театр | 26.08.2015 15:30

Что ждет нас в "Золотом софите"?

В Петербурге назвали номинантов на высшую театральную премию


Драматический театр | 15.06.2015 15:57

Государственный Театр Наций дает премьеру

"Сказки Пушкина" - первый оригинальный спектакль легендарного режиссёра Роберта Уилсона в России.



 


 


Голая на коне

Насыщенная жизнь забытой актрисы

Актрисе Аде Менкен сплетни были нипочем: она коротко стриглась, прославилась «голой» ролью гетмана Мазепы и крутила романы — в том числе с Чарльзом Диккенсом и Александром Дюма, который годился ей в отцы.

02.08.2020 19:00, Мария Крамм, jewish.ru


Конфетти над гробом

«Счастливые дни» в Мастерской Петра Фоменко

Безупречно. Описывать театральную постановку этим тяжеловесным, пафосным словом мне не хотелось и не приходилось очень давно. Но для «Счастливых дней» Мастерской Петра Фоменко трудно подобрать другое определение. Безупречность в данном случае не похвала, не констатация исключительных достоинств, а просто исчерпывающая характеристика.

15.03.2020 16:00, Татьяна Ратькина


Над пропастью во лжи

«Кошка на раскаленной крыше» в Московском театре юного зрителя

«В чем она — победа кошки на раскаленной крыше?» На этот вопрос герои пьесы Теннесси Уильямса отвечают по-разному. Для большинства из них залог успеха в том, чтобы держаться до последнего: за наследство умирающего отца, как Гупер (Дмитрий Супонин) и Мэй (Алена Стебунова). За иллюзию семейного благополучия, как Мама Поллитт (Виктория Верберг). За тлеющую обреченную страсть, как Мэгги (София Сливина), или за угасающую жизнь, как несгибаемый Папа (Валерий Баринов). О том, что победа может быть в отказе от добровольной пытки (а заодно от самой жгучей мечты), догадывается только Брик (Андрей Максимов), но это знание он предпочитает топить в виски.

07.01.2020 16:00, Татьяна Ратькина


Клоунесса

Актриса Евдокия Германова — о тех отчаянных моментах, которые подстёгивают менять жизнь к лучшему

Спрашиваю: «Первые воспоминания — какие?» Отвечает: «Мне нет и года. Самолёт. Летим с мамой к папе в экспедицию. Взлёт. Всех придавливает к земле. И вдруг в этот момент на глазах у изумлённых пассажиров из люльки появляется голова и тельце девочки! Вопреки закону притяжения я впервые встала на ноги! С тех пор это ощущение сопровождало меня всю жизнь. Чем хуже, тем я сильнее».

08.12.2019 19:00, Мария Сперанская, story.ru


Хозяйка красного дома

Гундареву боялись за острый язык

Наталья Гундарева производила впечатление человека, который может всё, и оно было недалеко от истины. Но как ей удавалось делать больше, чем другие?

04.11.2019 19:00, Ирина Кравченко, story.ru


Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина



Новости

Умер режиссер «Особенностей национальной охоты»

Александру Рогожкину было 72 года
Умер режиссер Александр Рогожкин, снявший такие фильмы, как «Особенности национальной охоты» и «Кукушка». Ему было 72 года, сообщает «Фонтанка» со ссылкой на киностудию «Ленфильм»

Умер выдающийся армянский музыкант и композитор Дживан Гаспарян
Умер армянский музыкант и композитор, выдающийся мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян. О смерти сообщил внук и полный тезка артиста в Facebook.
Культовый фильм «GENERATION П» снова в кинотеатрах
7 июня в главном московском кинотеатре «Октябрь» пройдет специальный показ фильма Виктора Гинзбурга «Generation П» при участии режиссера и кинокритика Егора Беликова. Там же впервые покажут трейлер фильма «Ампир V» (прокат осенью 2021). В июне прокат «Generation П» по всей стране! Фильм можно будет увидеть в крупнейших кинотеатрах России. Расписание по ссылке.
Поэт и художник Лоуренс Ферлингетти скончался на 101-м году жизни
Писатель Лоуренс Ферлингетти умер в возрасте 101 года. Об этом сообщает Associated Press.

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.