Подписаться на обновления
17 ноябряВоскресенье

usd цб 63.8881

eur цб 70.4111

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество    Экономика    В мире    Культура    Медиа    Технологии    Здоровье    Экзотика    Корреспонденция    Книги   
  вторник, 14 сентября 2010 года, 16:32

Гамлет


// Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог


Трагическая история о Гамлете, принце датском (англ. The Tragical Historie of Hamlet, Prince of Denmarke), самая важная в истории мирового искусства пьеса. Написана английским драматургом Уильямом Шекспиром в 1600—1602 годах.

Переведена на все языки мира (на русский в 1748 году). Неоднократно экранизировалась (последняя российская экранизация сделана Юрием Кара в этом, 2010 году).

Сюжет «Гамлета»

Датский принц, возвращающийся из университета, где проходил обучение, на похороны отца, но попадает на свадьбу матери, королевы Гертруды. В самом начале пьесы ему является призрак умершего (точнее, отравленного отца), после чего Гамлет начинает проводить своё собственное расследование смерти отца и выясняет, что, скорее всего, отца отравил Клавдий, его ныне коронованный брат, взявший в жёны безутешную вдову. Гамлет начинает мстить. Хотя в первую очередь жертвами его становится «простое мирное население» — камердинер Полоний и его дочь Офелия, некоторое время считавшаяся невестой Гамлета. Для того чтобы производить «следственные мероприятия», Гамлет прикидывается слегка сумасшедшим и в конечном счёте, пройдя через чреду неприятных событий, выводит преступников на чистую воду.

Постановки «Гамлета» в России

Первым исполнителем роли Гамлета был Р. Бербедж, тогда как сам Шекспир играл роль призрака. С тех пор все актёры мира (в том числе и женщины, как, например, Сара Бернар) мечтают об исполнении роли Гамлета, считающейся пиком творческой карьеры.

Первое переложение пьесы на русский язык сделал ещё А. Сумароков (1748). Наиболее известными исполнителями роли Гамлета в России были: Дмитревский, самый первый русский Гамлет (1750); Яковлев (1810); Мочалов (1837, известный спектакль в Малом театре); Каратыгин (1837); Качалов (1911, МХТ, известный спектакль Г. Крега); Ходотов (1919); Горюнов (1932); Фрейндлих (1954); Самойлов (1954); Высоцкий (1971, известный спектакль Театра на Таганке); Солоницын (1977); Авилов (1984); Янковский (1986).

Смысл «Гамлета»

Пьеса, основанная на средневековой легенде, становится главным сюжетом мирового репертуара в силу двух важных причин. Во-первых, Шекспир устроил «Гамлета» таким образом, что смысл пьесы можно разворачивать в любую сторону, интерпретируя её совершенно по-разному и вкладывая в сюжетные коллизии пьесы совершенно разное содержание.

Из-за чего (в том числе) «Гамлет» становится драматическим произведением, которым поверяют каждое новое поколение людей. Считается, что каждый новый «Гамлет» характеризует общественно-исторические изменения, происходящие с «родиной и нами».

Во-вторых, «Гамлет» даёт универсальную картину мира, универсума каждого отдельно взятого человека, из-за чего образ Гамлета вырастает до значения «всечеловека», вмещая в себе весь набор антропологических качеств, свойственных человеку в любые времена и в любых странах.

Именно это и позволяет стать «Гамлету» Шекспира главным драматическим произведением, которое постоянно ставят, трактуют и перетолковывают.



Одновременно

Итоговый обзор фестивальной программы «Нового европейского театра»

NET — фестиваль «авторский», его афиша знакомит нас не только с определёнными тенденциями, но и с взглядом конкретных людей, отбирающих названия в афишу, на эти тенденции.

01.12.2009 09:48, Вячеслав Шадронов


Голый король

На фестивале NET показали спектакль Явора Гырдева «Калигула» по пьесе Камю

Калигула, красавец с точёным римским профилем, появляется, неся за ногу, как зверя, добычу, умершую Друзиллу — женщину, которую любил. Он долго милуется с ней, как с живой, прежде чем бросить в деревянный ящик.

21.11.2009 09:04, Алиса Никольская


О свойствах страсти

Рейтинг постановок Шекспира в сегодняшней Москве: от самого адекватного до самого попсового

Весь Шекспир в одном обзоре. Он есть везде. И всегда. В крупных театрах, в антрепризе. Традиционный и осовремененный. Шекспир если и не наше всё, то весьма многое. И для творцов, и для зрителей.

23.02.2009 23:12, Алиса Никольская


Распевочная

Музыкальный театр — 2008: несколько опер и один балет

«Град Китеж» и «Кармен» в Большом. «Гамлет» и «Каменный цветок» в Станиславского. «Женитьба и другие ужасы» в Центре оперного пения Галины Вишневской. «Времена… года» в Театре Елены Камбуровой.

25.12.2008 14:26, Алиса Никольская


Итоги театрального года

Условия финансового кризиса быстренько скрутят свиток театральных праздников

2008 год для московского драматического театра нельзя назвать утешительным. Напротив, результаты удручающи и опасны. Этот год был рекордным на гастроли и фестивали, которые занимали умы и сердца театралов и профессионалов и оттягивали их от того, что творится в будничной жизни театральной Москвы, на ее рядовых сценах.

25.12.2008 14:25, Павел Руднев


«Гамлет» как неудача

Самая интересная статья в томе «Лекций о Шекспире» Уистена Хью Одена посвящена "Гамлету"

«Лекции о Шекспире» Уистена Хью Одена, составившие превосходно оформленный и изданный том, были прочитаны поэтом в нью-йоркской Новой школе социальных наук при большом стечении народа в 1946/1947 году. Все пьесы Шекспира расположены здесь в порядке написания, так что выходит вполне себе биография, рассмотренная через произведения. Для Одена нет сомнений в том, что Шекспир существовал, пьесы разбираются насквозь, с постоянными, можно сказать, интерактивными отсылками.

28.11.2008 12:37, Уистен Хью Оден


Новый Гамлет явился!

Опера «Гамлет» Владимира Кобекина в Музыкальном театре им. Станиславского: «Быть иль не быть — вопросец-то непрост…»

Если «Дети Розенталя» в Большом театре — проект амбициозный и скандальный, то камерный «Гамлет» на многое не претендует. Зато свои скромные претензии отрабатывает вполне.

24.11.2008 12:14, Валентин Колесников






 

Мнения по теме «Гамлет»

Павел Руднев

Конец героической эпохи

«Воццек» Д. Чернякова в Большом театре: убийство без культурных метафор оказывается непритязательно голым

В культуре царят двойные стандарты: одним убивать дозволено, другим нет. Одним, как Клавдию, убийство вменяется в безусловную вину, другим, как Гамлету или Раскольникову, всё прощается за раскаяние и сомнение. Может ли убийца быть литературным героем?

Виктор Топоров

Конформизм подлинный и мнимый

Нарви в огороде раннего пастернака, сорви пару ягод молодого мандельштама с можжевелового куста позднего заболоцкого

В Москве в первый раз присудили литературную премию «Нонконформизм», тогда как в Питере в те же самые дни в рамках традиционного фестиваля «Петербургские мосты» завершился прошедший в три этапа поэтический конкурс «Заблудившийся трамвай».

Павел Руднев

Посол шекспирова королевства

Как зовут отца Гамлета?

Сегодня празднуется 70-летие Алексея Бартошевича — одного из самых знатных, авторитетнейших театральных критиков и главного шекспироведа страны

Павел Руднев

Театр — смерть

Фестиваль NET открылся «Гамлетом» Оскара Коршуноваса

Мир заигрался. Миру пора умирать. Таков основной посыл литовского «Гамлета», показанного в рамках фестиваля «Новый европейский театр» в подобающем для этого спектакля чёрном зале МТЮЗа.

Павел Руднев

Кто победил — не помню

Как Римас Туминас Вахтанговский театр взял

Ироничным спектаклем о Троянской войне началась карьера Римаса Туминаса в Театре им. Евгения Вахтангова. Его «Троил и Крессида» — пока самое интересное свершение нового театрального сезона в Москве.

Интервью по теме «Гамлет»

Юрий Любимов: «Легенда — она и есть легенда»

Артисты — перелётные птицы, главное в театре — репертуар

Легендарной Таганке уже 46. Как сделать так, чтобы театр не превратился в музей самого себя, что должен уметь режиссёр и как правильно разговаривать с актёрами, Юрий Любимов рассказал корреспонденту «Частного корреспондента» Ксении Щербино.