Подписаться на обновления
23 июляПонедельник

usd цб 63.4888

eur цб 73.9327

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Павел Пересветов   вторник, 31 мая 2016 года, 19:00

Звуки весны
Путеводитель по фестивалю Primavera Sound 2016 (Барселона)


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В этом году у главного европейского инди-фестиваля Primavera Sound 2016 умопомрачительный, сногсшибательный, фантастический лайнап: Radiohead, Sigur Ros, Air, PJ Harvey, Tame Impala, Animal Collective, Dinosaur Jr, LCD Soundsystem, Suede, Beirut, Explosions in the Sky, Tortoise, Mudhoney, Thee Oh Sees, Lush, Boredoms, Current 93, Psychic TV и многие, многие, многие другие. Поскольку в этом списке много дорогих мне имён, я не мог не отложить все остальные дела и уже в январе купил билет в Барселону. Концерты в столице Каталонии начались уже вчера, продлятся они ровно неделю – до 5 июня. Из более чем 250 артистов, представленных на площадках Primavera Sound, я отобрал 60 заслуживающих вашего внимания – даже если вы не едете на фестиваль, а просто следите за положением дел в современной независимой музыке.

А

Начнём знакомство с лучшими музыкантами Примаверы 2016 по алфавиту. Встречайте - A. R. Kane, легендарный британский дуэт, основоположники стиля dream pop (да-да, они играли его не просто до того, как он стал модным – а до того, как он вообще появился). В этом году A. R. Kane отмечают своё тридцатилетие.

Первый сингл дуэта Алекс Аюли - Руди Тамбала "When You're Sad" вышел в 1986-м на лейбле One Little Indian – и сразу принёс славу и лейблу, и группе (впоследствии на "Индейце" выпускались Björk, Skunk Anansie, Sneaker Pimps, the Sugarcubes, Sigur Rós и сам Пол МакКартни). Последовавший за этим дебютный альбом A. R. Kane с эролаконичным названием "69" получил от журнала Spin 10 звёздочек из 10. Более экспериментальный "i", состоявший из 26 композиций, не снискал большой славы - и в начале 90-х карьера дуэта постепенно сошла на нет. Тем не менее, многие музыканты называли A. R. Kane в числе тех, кто был для них ориентиром при создании собственной музыки. Ну а в прошлом году Руди Тамбала объявил о реюнионе проекта в новом составе - и совсем скоро мы услышим их в Барселоне.

Аудиозаписи всех участников обзора можно послушать здесь. Видеозаписи всех участников обзора можно посмотреть здесь.

Список лучших имён Primavera Sound Festival 2016 продолжает ещё один культовый дуэт - это особо дорогие моему сердцу французы AIR. Где-то на стыке двух миллениумов их легкие, воздушные пьесы звучали как саундтрек времени, музыкальный zeitgeist, сохраняющий хрупкий баланс в раздираемом противоречиями мире. Сейчас время другое, другие песни - но можно вернуться обратно, просто послушав музыку AIR.

Знаковые работы Николя Годэна и Жана-Бенуа Дункеля - сингл Playground Love (2000) из фильма Софии Копполы "Девственницы-самоубийцы" и, пожалуй, альбомы целиком, как ныне почти забытая форма произведения искусства - Moon Safari (1998), 10 000 Hz Legend (2001), Talkie Walkie (2004).

В последние несколько лет музыканты сосредоточились на сольных и параллельных проектах, но в 2016-м в честь двадцатилетия группы объединились вновь, чтобы сделать слушателям два подарка. Это, во-первых, трёхдисковое коллекционное издание лучших хитов дуэта, ремиксов на Depeche Mode, Дэвида Боуи, Бека, Нене Черри и других, а также ранее не издававшихся раритетных и концертных записей - антология выйдет в свет 10 июня.

А во-вторых - уже 20 мая AIR отправятся в концертный тур по Европе, куда войдёт и Барселона (концерт в Parc Del Forum 2 июня). Россию дуэт вновь, к сожалению, обойдёт стороной. Ближайшие к нам локации - Латвия (фестиваль Positivus, 17 июля) и Грузия (Tbilisi Open Air Music Festival, 29 июля).

Продолжаем обзор участников Примаверы 2016 парочкой простых и молодых ребят - Alex G и Andy Shauf. Простых в смысле новейшей искренности, возродившейся в эру соцсетей в другом обличии. Молодых в смысле прямом - Алекс, к примеру, начал выкладывать в сеть свои экзерсисы ещё будучи школьником. Оба выросли в маленьких североамериканских городках. Оба в некотором смысле аутсайдеры, аутисты и вообще out of it. И обоих в музыкальном смысле без всяких авансов вполне можно сравнить с Эллиоттом Смитом.

Сегодня для новых артистов в сложившихся в музыкальной индустрии условиях есть два пути наверх - или вкладываться в продюсирование по готовым лекалам заточенного под определённую аудиторию продукта, или использовать интернет для перехода из любительской лиги в профессиональную. Родившийся в 93-м Алекс Джаннасколи, благоразумно сокративший сценическое имя до лаконичного Alex G (не путать с одноимённой поп-певичкой!) - один из тех, кто прошёл естественный отбор в происходящей на наших глазах эволюции. Родители покупают застенчивому подростку макбук, тот осваивает GarageBand и начинает оформлять свои первые опыты в полноценные песни. Когда число закинутых в Bandcamp треков превысило сотню, 17-летнему Алексу предложили выступить с концертом. И вот она, очередная локальная версия неожиданного успеха - Alex G дебютирует на легендарном лейбле Domino (основанном в год рождения Алекса) с альбомом Beach Music, его тур по Европе и Америке расписан на полгода вперёд, а в своём фейсбуке, где уже 17 тысяч подписчиков, Алекс с гордостью сообщает: "Мы будем на разогреве у Radiohead". Да-да, это он про Primavera Sound 2016.

У Энди Шеуфа, проведшего детство на ферме в канадском Саскичеване, схожий с Алексом опыт, схожий высокий вокал, цепляющие мелодии и экзистенциальная грусть лирики. Отличает его обильная христианская символика текстов - Энди вырос в религиозной семье - и забавный акцент a la американская-глубинка-50-е; всё это выводит его музыку за рамки bedroom pop и делает реверансы в сторону кантри и госпела. Да и выглядит он со своими длинными волосами как проповедник новых истин. 20 мая у Andy Shauf выходит первый "взрослый" диск The Party на лейбле Anti (Том Уэйтс, Kronos Quartet, Calexico, Wilco), а с 20 апреля - плотные европейские гастроли, которые завершатся выступлениями в Барселоне.

У нас на очереди одни из хэдлайнеров фестиваля Primavera Sound - коллектив, активно эксплуатирующий в своей музыке животное начало. Три весёлых друга - Панда, Геолог и Аватар - погоняют в хвост и в гриву изрядную коллекцию синтезаторов, сэмплеров, гитар и перкуссии, в качестве вокала добавляя "грустное мычание, бодрое рычание и дружеское ржание". Как вы догадались, речь идёт об Animal Collective. Зверики из Америки выступят в барселонском Parc Del Forum 3 июня.

Animal Collective


Нет смысла заострять внимание на биографии коллектива - они действительно входят в десятку главных имён Примаверы, да и в России их хорошо знают и любят - особенно после незабываемого концерта в московском клубе "Апельсин" ровно 10 лет назад. В феврале этого года у Animal Collective вышел десятый студийный альбом Painting With на вышеупомянутом лейбле Domino (на одном из треков, к слову, засветился легендарный Джон Кейл, один из основателей The Velvet Underground). Давайте посмотрим последнее на данный момент вменяемое видео Monkey Riches (2013) о верёвочном человечке (жуть! - радиохэдовский плетёный человечек из Burn the Witch нервно перегрызает прутики на локтях).

Список участников Primavera Sound 2016 продолжает группа, чьё название лучше бы подошло для провинциального автосервиса (сход, развал, вот это всё). Трио Autolux существует с 2001 года в режиме нехватания звёзд, на бэкграунде андерграунда - но при этом они регулярно записываются и играют с такими персонажами, как Том Йорк, Трент Резнор, Джек Уайт и ПиДжей Харви (последняя, к слова, привозила в 2008-м Autolux в Россию в качестве разогревающего состава).

У них есть всё, за что мы любим инди - раздолбанное жужжание гитар, чёткая, как пацанчик, ритм-секция и обескровленный, субтильный вокал. Но всё же душа, сердце и изюминка группы - Карла Азар, девушка за барабанами и у микрофона, умудряющаяся выбивать конечностями почти краут-роковую машинерию и параллельно петь милейшим голоском видавшей виды троечницы. И главное: Карла - та самая дикая французская барабанщица из незабываемой кинокартины о безумном музыканте "Фрэнк" с Майклом Фассбендером в главной роли.

Осталось добавить, что только что у Autolux после шестилетнего перерыва вышел студийный альбом Pussy's Dead, записанный на импринте Danger Mouse под крышей Columbia. В Барселоне трио выступит 4 июня в Park del Forum.

За месяц до начала фестиваля список хэдлайнеров пополнился ещё одними ветеранами из нулевых – австралийскими электронщиками The Avalanches. Они вполне подходят под определение «группа одного хита», ибо после взорвавшего чарты альбома Since I Left You (2000), представляющего собой жизнерадостнейший салат из сэмплов и лупов, ничего равного по вау-эффекту музыканты не выпустили. Зажигательное одноимённое видео было признано лучшим на MTV Europe Music Award в 2001 году.

После этого музыканты неоднократно появлялись с DJ-сетами, микстейпами и ремиксами на такие группы, как Franz Ferdinand, Belle & Sebastian и Manic Street Preachers. The Avalanches неоднократно обещали выпустить новый альбом, но только в этом году после внезапного объявления об участии в нескольких фестивалях в Европе, Австралии и Японии появилась надежда, что новый материал сведён и готов к выпуску – впрочем, официальной информации об этом пока нет.

У Примаверы наконец-то появилось расписание. Обычно это повод посыпать пеплом укушенные локти - частенько нужные тебе артисты играют параллельно на разных площадках, но на этот раз вроде совсем уж смертельных совпадений нет. Ну разве что AIR vs A.R.Kane vs Suuns; LCD Soundsystem vs Thee Oh Sees; Radiohead vs Dinosaur Jr. vs Tortoise.

В-С

Продолжаем обзор участников фестиваля Primavera Sound 2016. Если сказал "Эй", нужно говорить "Би" - и у нас на очереди коллективы, чьё название начинается с этой двусмысленной литеры. Начнём с ветеранов лизергиновой сцены, апологетов нечёсаного гитарного звука и двадцатиминутных медитаций на оном - филадельфийцев Bardo Pond. Вот уже четверть века эти отважные исследователи пограничных состояний сознания, позаимствовавшие название из тибетской "Книги Мёртвых", делают своё нехитрое, в общем-то, дело психоделического шугейзинга. Путь в чарты и горячие радиоротации таким коллективам, как правило, заказан - зато у Bardo Pond на счету десяток студийных альбомов на таких уважаемых лейблах, как Matador, ATP и Fire Records. К сожалению, за неделю до фестиваля было объявлено, что Bardo Pond не приедут в этом году.

Как обычно, на Примавере выступит много местных молодых музыкантов - для многих это шанс заявить о себе и вписать в резюме строчку типа "мы были на разогреве у ...!". Для кого-то это будет вершина карьеры, а кто-то вернётся через несколько лет в качестве хэдлайнера. Отмечу симпатичную столичную команду Baywaves, играющую, по собственному утверждению, "гипнопоп". На сегодня мадридцы могут рассчитывать лишь на звание эпигонов истинных гипножаб Tame Impala, но кое-какое достижение у них уже есть - в апреле их трек Time Is Passing U By попал в десятку самых виральных композиций онлайн-радио Spotify.

Дуэт Beach House нельзя обойти вниманием хотя бы потому, что у него 585 тысяч подписчиков на Facebook. Обладательница низкого унисекс-голоса Виктория Легран и гитарист Алекс Скалли делают достаточно примитивную музыку - в основном их треки состоят из четырёх аккордов, сыгранных на атмосферных клавишах под драм-машину, и незатейливых мелодий. Но эти пьески очень чётко попадают в аудиторию - тинейджеров (преимущественно женского пола), творческих, романтичных, странных, непонятых родителями и сверстниками, скучающих и ожидающих Чуда, которое вот-вот наступит и изменит мир вокруг... Посмотрите клип Lazuli - он вполне передаёт эти ощущения. У Beach House есть в активе парочка вошедших в Billboard ТОР10 альбомов, изданных на Sub Pop (лейбл, начинавший с Nirvana и Soundgarden). Увы, если ты не девственница-самоубийца, слушать эти меланхоличные опусы решительно невозможно. Впрочем, у Beach House есть удивительная вещица под названием Myth - она звучит как кавер какого-то прекрасного хита 80-х, но какого именно, память-распутница отказывается признаться.

Бен Уотт, половинка некогда успешного семейного дуэта Everything but the Girl, пару лет назад он решил тряхнуть стариной и выпустить сольный альбома. В отличие от Beach House, Уотт совершенно не в теме и не в тренде - его композиции лиричны, но до зевоты старомодны и пафосны. Месяц назад у него поспела ещё одна пластинка, но увы - это тот случай, когда старый конь только портит бороздки на поверхности диска. Из уважения к сединам смотрим трогательный клип Бена Уотта Gradually.

А вот сайд-проект одного из основателей Portishead - зуб даю, что он порвёт барселонскую публику на сэмплы. Речь о BEAK> - детище Джеффа Бэрроу. Описать это чудо довольно сложно - что-то вроде "Бристоль встречает Кёльн" или, проще говоря, трип-хоп встречает краут-рок. И это вовсе не восстание живых мертвецов - музыка, популярная в 70-е и в 90-е, естественным образом снова стала актуальной в 10-е. Всё правильно: музыка - это волны.

BEAK>


Пока Бет Гиббонс отдыхает, изредка перепевая старые хиты и обнадёживая фанатов обмолвками о возможном выходе нового альбома Portishead или хотя бы своего сольника, Джефф Бэрроу работает. У него свой лейбл Invada Records, он продюсирует различные проекты и пишет музыку к фильмам, например, к оскароносному Ex Machina Алекса Гарлэнда. (Насчёт Гиббонс, конечно, шутка - Portishead активно существует в фестивальном пространстве, в прошлом году они выступили на одной сцене с Томом Йорком, а в этом попали на саундтрек к "Высотке" с кавером на хит ABBA - S.O.S.)

Что касается BEAK>, то он создан Джеффом в 2009-м - и первый же альбом стал в какой-то степени вызовом самому себе. Если самые известные вещи Portishead были созданы на основе чужих сэмплов и неизменных пластиночных скрэтчей, то здесь Бэрроу устраивает себе маленькую "Догму" и записывает музыку исключительно живьём, с импровизациями и без наложения дорожек. На сегодня вершина творчества BEAK> - концептуальный сплит с Безусловные must see на Primavera Sound 2016 - полумифические японцы Boredoms. Лет тридцать назад, справедливо заметив, что на музыкальной сцене творится "скучища анафемская" (вольный перевод названия коллектива), эти звуковые камикадзе закатали рукава и взялись за дело. Первая инкарнация называлась Hanatarash и больше запомнилась тотальным беспределом на сцене - уничтожением инструментов, унижением публики, расчленением дохлых кошек с помощью мачете и, как апофеоз, снесением клуба бульдозером (к счастью для нас, харакири не стало фирменным знаком участников группы).

Затем экстрим поведенческий у Boredoms плавно перекочевал в экстрим музыкальный и текстовый (не будем здесь приводить название их первого релиза). Брутальная смесь нойза, панка и хардкора быстро выкипела за пределы Японии, и уже с конца 80-х самураи начинают сотрудничать с Sonic Youth, Nirvana, Стивом Альбини и, конечно, падким на подобные вещи Джоном Зорном. К чести группы, они не зацикливаются на одном стиле; каждый новый альбом - эксперимент в новом направлении. Эта особенность вкупе со страстью к нарушению различных табу ставит Boredoms в один ряд с Merzbow, Майком Паттоном и Naked City того же Зорна. Вообще на японской авангардной сцене подобные коллективы возникают регулярно. В некоторой степени все они олицетворяют собой коллективное подсознательное Страны восходящего Солнца, старательно демонстрирующей миру совсем другое лицо - аниме, тамагочи и J-Pop.

Боб Маулд уже не похож на рок-героя – благородная седина окладистой бородки, клерковы очочки, многомудрая лысина – но он из тех крепких стариков, которые не теряют с возрастом напор и драйв. Его карьера началась в 80-е в составе Hüsker Dü, продолжилась в 90-е с командой Sugar, но настоящую популярность ему принёс вышедший двадцать лет назад альбом под скромным названием Bob Mould, добравшийся до первого места в хит-параде новых имён Биллборда (Top Heatseekers). Музыкальный стиль Боба постепенно трансформировался из панковского хардкора в пауэр-поп и мелодичную альтернативу - и это не худший вариант для действующего рокера на шестом десятке жизни.

А вот с Заком Кондоном, лидером проекта Beirut, история прямо противоположная. Он дебютировал как музыкант ещё в тинейджерском возрасте, в одиночку записав гениальную пластинку Gulag Orkestar (2006), вдохновлённую путешествием по Европе. Её основа, балканский фолк, пропущена через мясорубку американского инди-мышления, явив миру один из самых причудливых и запоминающихся альбомов нулевых. Кстати, Кондон, у которого предки были с Балканского полуострова, отлично играет на тромбоне, трубе и ещё дюжине инструментов.

Дальше всё пошло по накатанной - банда профессиональных музыкантов под боком, попадание последующих релизов во все мировые чарты и, конечно, нескончаемые гастроли. В 2013-м Зак сломался, не выдержав испытания славой - развёлся с женой, прекратил сочинять новую музыку и, в конце концов, попал в больницу.

У этой истории счастливое продолжение - Кондону помогла новая любовь. Он осел в Нью-Йорке, собрался с духом и через не могу стал писать новые композиции. Формально это ему удалось - новый диск No No No (2015), выпущенный на авторитетном лейбле 4AD, вернул молодого человека в строй. Но на деле - увы; обезжиренные, обезжизненные песни с последнего релиза лишь отдалённо напоминают былой Beirut (посему предлагаю послушать треки с его первого альбома). В свои тридцать Зак звучит как видавший виды дедуля. Как жертва собственных медных труб.

В этом году на Примаверу заявится прелюбопытная компания из Атланты, штат Джорджия, США. Рулит в ней похожий на вытянутого по вертикали Энди Уорхола харизматичный двухметровый доходяга - возможно, кто-то из вас помнит его по эпизодической роли дружка умирающего от СПИДа героя Джареда Лето в "Далласком клубе покупателей". Речь о Брэдфорде Коксе, бонвиане и недоиконе стиля инди, обладателе высокого хрупкого голоса и недюжинного мелодического таланта. Кокс выступит в Барселоне и сольно, и с самым известным из своих проектов - Deerhunter.

"Охотники на оленей" начинали с грязного панковского звука, но после того, как их заприметил и отчего-то дико полюбил Pitchfork, остепенились, подписали контракт с уже упоминавшимся мегалейблом 4AD и стали играть приятный на слух шугейз с червоточинкой.

Из этой же тусовки друзья Кокса по Атланте, городская банда Black Lips. Они делают довольно провинциальный пост-гараж, выросший, в свою очередь, из блюза южных штатов и панка - и известны в большей степени бесчинствами на сцене и клипами 18+. На Primavera Sound 2016 музыканты, помимо обычного электрического выступления, устроят DJ-set.

Косвенное отношение Брэдфорд Кокс имеет и к новому берлинскому образованию Cavern Of Anti-Matter, производящему самый натуральный space-kraut-rock. Это новое детище Тима Гейна, основателя ныне, увы, не существующих Stereolab. Ну а Кокс засветился как приглашённый вокалист на их первой пластинке “Void Beats / Invocation Trex”.

Ещё один инди-герой, на сей раз из северных штатов Америки, запустил свою карьеру, как и Alex G, с помощью сервиса Bandcamp. Стеснительный 17-летний очкарик Уилл Толедо (на фото с улыбкой) записывал вокал к своим первым песням на заднем сиденьи своего авто - потому и назвал проект Car Seat Headrest. Всего лишь дюжина альбомов и сотня треков за ударную творческую пятилетку - и вот уже услужливые клерки из Matador Records стоят у порога, протягивая для подписи контракт. А 20 мая у новой звезды лоу-фая выходит новый, 15-й (!) по счёту релиз Teens Of Denial. Посмотрим миленькое видео с убийством лидера коллектива.

Car Seat Headrest


Девушки поют

На Primavera Sound 2016 будет много девчачьего дрим-попа - не всё ж суровые мужские гитарные запилы слушать. Лидирует в рейтинге "Девушки поют" прекрасная половина дуэта Chairlift Каролина Полачек, американка со славянскими корнями, огромными синими глазами, косой до пояса и, судя по клипам, великолепной хореографической подготовкой.

История возникновения Chairlift необычна: Каролина с друзьями сочиняла музыку для домов с привидениями - завывания в микрофон, первые эксперименты со звуком, вот это всё. Но почему-то в результате получались довольно мелодичные песни, на которых группа в итоге и сосредоточилась. Первое видео Chairlift "Evident Utensil" на MTV номинировали как "Прорыв года", а первый альбом заметил и перевыпустил легендарный лейбл Columbia Records. Там же вышли и последующие релизы Chairlift, в том числе свеженький январский Moth. У Каролины есть и другие проекты - Girl Crisis (подружки-хохотушки перепевают Nirvana, Ace Of Base и проч.) и сольный Ramona Lisa ("пасторальная электроника" по самоопределению).

Chairlift


Рэйчел Зеффира из дуэта Cat's Eye - оперная певица и классический композитор, заболевшая инди-музыкой после встречи с Фэрисом Бэдуоном из The Horrors. В юности Рэйчел пела пред очами самого папы Римского Иоанна Павла II, а свой первый концерт "Кошачий глаз" дал в Ватикане. Любовь к классике помогла Рэйчел стать лучшим европейским композитором 2015 года за саундтрек к лесбийской артхаусной драме "Герцог Бургундии".

Джулия Холтер - девушка с характером из Лос-Анджелеса. Её первые два диска были вдохновлены искусством Древней Греции и назывались "Трагедия" и "Экстаз". В целом её творчество, конечно, не ограничивается заявленными рамками dream pop и местами граничит с арт-роком, что доказал последний её релиз Have You in My Wilderness.

Daughter - лондонский проект, состоящий из вокалистки Елены Тонры, гитариста Игоря Хаэфели и ударника Реми Агилельи. Трио выпускается на уже упоминавшемся мной солидном инди-лейбле 4AD - их новый альбом Not to Disappear вышел совсем недавно, в январе. Дополнительную популярность группе принёс исполненный в прямом эфире на BBC Radio One кавер на знаменитую Get Lucky - послушаем и его. Умница, дочка.

Самая юная и многообещающая в этой компании - NAO, чей дебютный лонгплей For All We Know пощекочет чарты только в июле сего года. У Нао незаурядные вокальные данные, что выгодно отличает её от прочих инди-исполнителиц. Посмотрим запоминающийся клип Bad Blood, отсылающий, да простите мне такое сравнение, к великому "Сталкеру" Тарковского.

Также в женском хит-параде Примаверы:

- Лорли Родригес, девушка из LA с предками из Гондураса и нехилым эго: её личный проект называется Empress Of, а дебютный лонгплей гордо именуется "Me";

- Джесси Ланца, романтичная учительница музыки из канадской глубинки, внезапно взявшаяся за макбук, откуда вдруг полился синти-поп розлива 80-х; второй её альбом "Oh No" вышел буквально на днях, 13 мая;

- Энджел Дерадурян, она же Deradoorian, загадочная подружка Аватара из Animal Collective, производящая наиболее экспериментальные среди всех героинь этого поста треки, по стилистике иногда определяемые как краут-поп.

Аутсайдеры и хэдлайнеры

Особое внимание уделю команде, которая не относится ни к хэдлайнерам, ни к звёздам второй величины - название это скромно вписано мелким шрифтом среди прочих равных. Но если вам скажут - эй, чувак, в музыке 7 нот, из которых уже слеплено всё, что только можно, ничего нового никто никогда не придумает - швырните в него этой ссылкой, да чтоб искры из глаз. Минимализм родил краутрок, краутрок встретил психоделию и родил пост-рок, а пост-рок родил SUUNS.

В канадских чащобах появилось нечто дикое, странное, необъяснимое в привычных околомузыкальных терминах, жутковатое в своей необъяснимости, а потому необыкновенно притягательное. Чем дальше продираешься через эти дебри, тем сложнее остановиться - да и пути назад уже нет. Suuns нарушают все законы - поджигают хорошо темперированный клавир, запускают параллельно несовместимые ритмы и звуки, а про вокал Бена Шеми хорошо сказала журналист Смирнова Маша: "Напоминает звуки, которые издает какой-нибудь маленький дикий зверек надеясь отпугнуть врага, значительно превосходящего его в размерах. В голосе Шеми есть все, что для этого нужно: угроза, истерика, ужас".

Если всё же попытаться лаконично оформить музыку Suuns терминами, получится примерно так: "медитация на структурированном хаосе, с помощью контролируемой глупости оформленная в виде инди-рока". Эээ, ну да, лаконично не получилось, попытка не засчитана. Так или иначе, предлагаю помедитировать за компанию.

Если SUUNS условно можно назвать аутсайдерами, то Tame Impala, напротив, одно из главных имён фестиваля Primavera Sound 2016. В отличие от Suuns, они готовят музыку по любимым бабушкиным рецептам - причём в блюде отчётливо чувствуется пикантная кислинка. Людям нравится - более миллиона подписчиков на Facebook как главный современный показатель мирового успеха. Итак, Tame Impala - они в ответе за тех, кого приручили.

Tame Impala


Признаюсь честно - я сам чуть ли не в первую очередь еду в Барселону для того, чтобы послушать австралийцев живьём. Даже не припомню другого коллектива из числа полноценно дебютировавших в десятые (а первый лонгплей Tame Impala - Innerspeaker - вышел как раз в 2010-м), который бы меня так зацепил.

Когда пытаешься анализировать, в чём секрет опусов Кевина Паркера и компании, приходишь к вышесказанному выводу - секрет в бабушке. Старой хипушке, которая помнит Вудсток и Монтерей, которая расширила свои познания о мире с помощью музыки и, эээ, чтения с фонариком под одеялом книг Хофмана, Грофа и Лири. Истина, которую напомнила музыка 60-70-х, была очень простой - мир есть любовь.

Считается, что хиппи-движение стало в некоторой степени противовесом и противоядием войне - вьетнамской, холодной, неважно, какой - войне в умах и сердцах. Так вот, есть предположение, что музыка Tame Impala, воспевающая любовь во всех её проявлениях, поэтому и стала востребована именно сейчас - когда мир снова разделяют искусственно созданные противоречия и границы, проторенные пропагандой в сознании миллионов. Вот он, бабушкин рецепт: Make love, not war!

Продолжаем разговор о лидерах и аутсайдерах современной музыки. Нет смысла напоминать, что с развитием интернета в индустрии произошли существенные изменения - перераспределились финансовые потоки, изменилось понятие авторского права, сократилась дистанция между слушателем и исполнителем. Но кое-что осталось неизменным: есть коммерческий продукт, который невозможно слушать, но который достанет тебя из каждого чайника, - и есть музыка как творчество, которую можно и нужно искать, те шесть соток, которые окучивают независимые лейблы и музыканты.

Про продукт мы не говорим в принципе - да его и не будет на Primavera Sound. А вот в инди-культуре (где I значит Independence) наметилась интересная тенденция. Когда музыки стало слишком много, когда одновременно стало доступно всё, записанное за всю историю звукозаписи, вдруг выяснилось, что "давно забытое старое" доставляет куда сильнее, чем вымученное новое. И технологии стали работать в обратном направлении - звук обрабатывается "ухудшайзерами", видео выглядит так, будто его сняли на VHS-камеру и т. д. Человечество вдруг не на шутку принялось ностальгировать по доцифровым временам.

В чём тут причина? Может быть, действительно аналоговое восприятие мира, не перегруженного информацией и не раздербаненного на нули и единицы, было ближе к сердцу, к человеческому естеству? А может, дело просто в возрасте сегодняшней аудитории, которая ассоциирует музыку своего детства и юности с лучшим временем своей жизни? Видимо, и то, и другое не лишено основания.

К чему я веду: отслушав две с половиной сотни музыкантов Примаверы, я обнаружил, что как минимум четверть из них в той или иной мере стремится звучать НЕсовременно, пародируя или всерьёз переосмысляя музыку 70-80-90-х. И это не может быть простым совпадением. Поколение YouTube, к которому относятся и музыканты, и слушатели, сделало свой выбор.

Последний альбом героя этого поста неофициально называется "Greatest Hits of Har Mar Superstar from 1950-1985" - при том, что родился он в 78-м. Соответственно, на диске собрано всё лучшее, что могло бы быть написано им за эти годы. Har Mar - сокращение от Харольд Мартин. Так зовут воображаемого брата-близнеца Шона Мэтью Тильмана, стеснительного лысеющего пухляка метр с кепкой. Har Mar Superstar, в отличие от реального брата, лишён комплексов, у него гипертрофированное эго, необузданная сексуальность и роскошный голос, на который, как бабочки на фонарь, слетаются женщины. В общем, история, достойная пера Чарли Кауфмана (см. «Адаптация»).

Har Mar Superstar


Тильман занимается музыкой давно, ещё с конца девяностых, но долгое время его персонаж воспринимался публикой как обычный фрик - какой цирк без карлика? - впрочем, эпатажное поведение Хар Мара к этому располагало. На самом деле, просто его время ещё не пришло. Поворотным в судьбе Har Mar Superstar стал пятый альбом Bye Bye 17 (2013), записанный на студии Джулиана Касабланкаса Cult Records. Именно тогда - не без помощи тонко улавливающего дух времени лидера The Strokes - всё стало становиться на свои места. Тильман стал превращаться в настоящую звезду - существующую, как и его песни, вне времени.

Альбом Best Summer Ever (2016), спродюсированный всё тем же Касабланкасом, словно подтверждает предположение физиков и эзотериков о том, что пространственно-временной континуум, в котором мы вечно вынуждены двигаться в одном направлении - всего лишь иллюзия. Har Mar Superstar - наш с вами современник, творчество которого вполне могло бы быть - а может быть, и является! - классикой ХХ века в параллельном мире...

Довольно странно заканчивать абзац о забавном коротышке лекцией о вселенной Мультиверса - поэтому любопытный факт напоследок. Шон Тильман родился в Миннесоте. Как и лиловый карлик (если что, это Стив Альбини так называет Принса, я здесь нt при чём).

Вперёд в прошлое

Вот ещё один персонаж, который должен был быть популярным лет тридцать назад - Алан Паломо, он же Vega, он же Neon Indian, исполняющий ночной искрящийся неоновый диско-поп. Но тут дело скорее в генетике: мексиканский папа музыканта Хорхе Паломо был популярным певцом в восьмидесятые. Яблочко укатилось от яблони в психоделические бездны, записало совместный альбом с The Flaming Lips и даже побывало в Москве (эксплуатирует советские игровые автоматы на фото).

Только мы вспомнили артиста, ранее известного, как Принс - и как раз на днях Neon Indian с друзьями записал для Pitchfork кавер на его песню "Pop Life". Ну и как доказательство того, что всё в мире закрючковано - лиловые штаны в клипе Slumlord Rising с последнего альбома Алана Паломо "Vega Intl. Night School" (2015). Кстати, неоновый индеец в последнем интервью признался, что подумывает уйти из музыки в кино - он уже успел сняться в сцене с Руни Марой в новом фильме Терренса Малика "Невесомость". В добрый путь!

Хит-парад 80-х на Primavera Sound 2016 продолжают Шурочка Якунина, дикое ничто, последний сосед и Рузвельт.

Shura - единственный представитель России на фестивале. Не пугайтесь: это не восставший из ада лихих девяностых певец - его летние дожди давно отшумели. Эта Шура из новой генерации и выросла в Англии. Её мать - актриса Валентина Якунина, игравшая в картинах "Жизнь Клима Самгина", "Васса" и даже в эпизоде Mission Impossible (Том Круз говорит про её героиню что-то вроде "Ох уж эти вечно пьяные русские!"). Отец - британский режиссёр-документалист Ричард Дентон, в 80-е снявший для BBC нашумевший сериал Comrades о простых советских людях (именно тогда он встретил Якунину и женился на ней), а в 2006-м вернувшийся на экраны с фильмом "Дворец Путина: Секреты Кремля".

Дочка тоже стала творческой личностью - и, несмотря на отсутствие в списке любимых артистов русских музыкантов (зато там есть Принс!), в её треках и вокале нет-нет да проскользнут щемящие нотки, напоминающие группы "Мираж" и "Электроклуб". На сегодня главное достижение Шуры - незатейливый клип на песню "Touch", набравший 27 миллионов просмотров. В июле у девушки выйдет дебютный лонгплей.

Shura


Wild Nothing - американский коллектив под руководством Джека Татума, также успешно возделывающий восьмидесятническую ниву. Их образцовый дрим-поп альбом Nocturne (2012) возглавил чарты US Billboard Top Heatseekers. А в этом году Wild Nothing вернулись с пластинкой Life of Pause.

El Último Vecino - одни из немногих малоизвестных испанцев, широко представленных в Барсе, умудрившихся просочиться в этот обзор. Им доверено разогревать Suede в первый день фестиваля, 1 июня (кстати, вход в Parc del Forum будет бесплатным).

Roosevelt - юноша из Кёльна по имени Мариус Лаубер. Его первый "взрослый" диск также выйдет этим летом, в августе - и сразу на солидном лейбле City Slang, в компании таких монстров, как Tindersticks, Nada Surf, Caribou, Hauschka, Arcade Fire, Broken Social Scene, CocoRosie... Somebody stop me please!!!

Наша машина времени, заправленная топливом Primavera Sound, отправляется вперёд в прошлое, в 70-е. Вот несколько коллективов, которые будто бы прибыли оттуда, из доцифровой эры, когда даже синтезаторы звучали тепло и благородно. Впрочем, эти герои легко обходятся и без них, отдавая предпочтение грязному гитарному звуку.

За этикеткой White Fence скрывается калифорнийский гитарист Тим Пресли, начинавший как сессионный музыкант у легендарных The Fall. Собственную музыку Тим принципиально решил играть и записывать на простейшем оборудовании в своей спальне – поэтому большинство его записей звучит предельно минималистично, но чрезвычайно психоделично.

А вот так выглядит план-схема Primavera Sound 2016 - десяток сцен, субтропические кустики барселонского Parc del Forum и море, море, тёплое летнее море...

В 2012 году Пресли XXI века выпустил с собратом по калифорнийской рок-сцене Таем Сигалом совместную пластинку “Hair”. Рыжий Тай, в отличие от скромняги Тима, натуральный человек-оркестр, массовик-затейник и вагон-ресторан. Несмотря на сравнительно юный возраст, у Сигала уже есть на счету дюжина студийных альбомов плюс полсотни синглов и различных коллабораций. Также Тай большой любитель покуражиться перед камерой и потроллить публику. Например, последняя его пластинка Emotional Mugger (2016) сопровождалась необычной PR-компанией – в Pitchfork и другие музыкальные редакции по почте прислали странные VHS-кассеты, на которых кроме наполовину затёртых старых фильмов содержалась собственно звуковая дорожка альбома (отличный способ избавиться от ненужного в цифровой век хлама!). На видеоклипах и концертах в поддержку альбома музыканты группы Ty Segall and The Muggers выступают в огромных масках, напоминающих то ли Фантомаса, то ли Фрэнка в младенчестве (см. одноимённый фильм про рок-группу с Майклом Фассбендером в главной роли). А вышедший позавчера видеоклип Тая Candy Sam я просто не решился поставить в этот обзор.

Ty Segall and The Muggers


Ну а группа Sheer Mag из Филадельфии играет совсем уж неразбавленные гаражно-лоуфайные 70-е. Коллектив существует всего два года и запоминается в первую очередь благодаря пронзительному вокалу десятипудовой вокалистки Тины Холлодэй. Пожелаем же Тине успешного стейдж-дайвинга в Барселоне!

Закрывая тему, разбавим эту американскую компанию британцами Younghusband, исполняющими весьма недурственный мелодичный шугейз – опять же с оглядкой на 70-е. Ах да, ещё у их вокалиста самая дурацкая причёска среди участников фестиваля.

Инди-герои

Продолжаем педалировать тему прифуззованных гитар – героев дисторшна и овердрайва на Primavera Sound 2016 будет предостаточно. Рассказать про всех в этом обзоре – непосильная задача, поэтому ограничусь перечислением названий групп, исполняющих чуть более чем тяжёлую музыку: Drive Like Jehu, Downtown Boys, Parquet Courts, Savages, Titus Andronicus, Unsane. А вот те, о ком стоит сказать подробнее.

Thee Oh Sees – самая известная и местами даже культовая команда из калифорнийской гаражно-психоделической тусовки, к которой также относятся Ty Segall и White Fence из прошлого поста. Thee Oh Sees существуют с 1997 года в самых разных составах, но лидер, вокалист и сонграйтер всё тот же – Джон Дуайер. На концерте в 2013 году Джон заявил о прекращении существования группы, но это была, видимо, минутная слабость – Thee Oh Sees продолжили ежегодно выпускать по альбому, к тому же Дуайер умудрился выпустить ещё и два сольника под псевдонимом Damaged Bug. И только что было объявлено, что 12 августа выйдет новый, 17-й (!) по счёту студийник группы под названием "A Weird Exits".

Ли Ранальдо, одна из вершин культового треугольника Sonic Youth, в феврале разменял седьмой десяток. К сожалению, две другие вершины, Ким Гордон и Тёрстон Мур, расстались после 27 лет совместной жизни, и по этой причине "Соники" не существуют с 2011 года. Зато седовласый Ли полон жизненной энергии, анонсировал новый сольник Electric Trim (должен выйти осенью) и именно в Барселоне 2 июня начнёт своё небольшое европейское турне, куда, кстати, войдёт и Россия. 11 июня трио Lee Ranaldo & El Rayo выступит в Москве на фестивале Stop the Silence! (на разогреве - отечественные инди-герои: чёткие мат-рокеры Weary Eyes, зачётные панкушки "Фанни Каплан" и вернувшиеся uSSSy, обещающие устроить на Винзаводе "noise-punk-ethno"), а 12 июня - в питерском клубе The Place.

Другие легендарные ребята, родоначальники сиэттлского саунда и предтечи Курта нашего Кобейна, группа Mudhoney стартует на Primavera Sound с гастролями в поддержку грядущего релиза после трёхлетнего молчания. Пока не совсем понятно, чего от них ждать, но вряд ли здесь произойдёт отход от канонов прото-гранджа.

Mudhoney


Есть, однако, ещё один коллектив, который вместе с Mudhoney и Sonic Youth раскачивал американскую инди-сцену ещё в 80-е - Dinosaur Jr. И, должен признать, из всей этой могучей тройки он на сегодняшний день звучит наиболее свежо и актуально. По крайней мере, их лонгплей I Bet on Sky (2012) давал фору любой молодой и задорной рок-банде. Кстати, уже можно оценить запущенный в эфир считанные часы назад первый трек Tiny с будущего альбома динозавров Give a Glimpse of What Yer Not (выйдет 5 августа).

White Reaper – совсем молодая, но дико интересная команда из штата Кентукки, существующая с 2014 года. Рассказывать о них особо нечего, музыка скажет сама за себя – слушаем пару треков с их последнего релиза White Reaper Does It Again (2015) и достойнейший кавер на нирвановскую Territorial Pissings.

Австралийский ансамбль Royal Headache образовался в 2008 году, но успел за это время записать только два лонгплея – Royal Headache (2012) and High (2015). Их инди ближе всего к простецким мелодиям пост-панка и того, что когда-то называлось «альтернативой».

Ну и легенда фестиваля Primavera Sound, регулярно выступающая в Барселоне, своего рода живой талисман инди-музыки – трио Shellac, возглавляемое великим звукоинженером Стивом Альбини. Это тот самый парень, что выстраивал саунд на альбомах Nirvana, PJ Harvey, Mogwai, Bush, Cheap Trick и многих-многих других, всего около 1000 релизов.

Честно говоря, Shellac, отмечающий четвертьвековой юбилей, играют довольно странную музыку - нечто среднее между мат-роком и корпоративным капустником, где в роли корпорации - содружество лучших независимых студий звукозаписи США. Поёт Альбини тоже неважно, да и вообще этот не в меру умный очкарик не похож на рок-героя. Но вот этот его прогон про прошлое и будущее музыкальной индустрии прочитать обязан каждый. Именно в нём он упоминает дырявые штанишки Принса, который лиловой нитью проходит через всё наше повествование. Да разверзнутся хляби небесные и обрушится пурпурный дождь на его седеющую голову!..

Без слов

Далее у нас в обзоре крупнейшие поставщики самой постной музыки на фестивале Primavera Sound 2016, апостолы пост-рока Explosions In The Sky и Tortoise, а также 67-летний патриарх неоклассики Любомир Мельник.

Где-то в первой половине нулевых в нашей околомузыкальной тусовке началось новое веяние: в закромах у меломанов в большом количестве стали появляться диски с незнакомыми и, как правило, с трудом помещающимися на обложке глубокомысленными названиями – например, Those Who Tell the Truth Shall Die, Those Who Tell the Truth Shall Live Forever, Lift Your Skinny Fists Like Antennas to Heaven, Goodbye Enemy Airship the Landlord Is Dead, He Has Left Us Alone but Shafts of Light Sometimes Grace the Corner of Our Rooms... или Walking Cloud and Deep Red Sky, Flag Fluttered and the Sun Shined (прошу прощения за столь длинное лирическое отступление).

Инструментальные композиции на этих альбомах были под стать – возвышенные гитарно-барабанные рок-симфонии, зачастую по десять и более минут, и, как правило, без слов. Думаю, меня поймут те, кому были небезразличны такие коллективы, как Cul de Sac, Do Make Say Think, Godspeed You! Black Emperor, Mogwai, Mono, Rothko, The Sea and Cake, Thee Silver Mt. Zion, To Rococo Rot и т. д.

Мода на "классический" пост-рок давно прошла, но большинство из этих проектов здравствуют и поныне. Explosions In The Sky, к примеру, последние несколько лет основательно погрузились в написание атмосферных саундтреков к таким фильмам, как, например, "Уцелевший" с Марком Уолбергом и "Манглхорн" с Аль Пачино. У Tortoise на счету звуковая дорожка к малоизвестному у нас хоррору "Крошка Молли". Как бы то ни было, оба коллектива давно не радовали поклонников новыми альбомами. И вот оба дружно возвращаются в этом году на сцену с концертными турами в поддержку оных.

Но, честно говоря, The Wilderness, вышедшие из под медиаторов Explosions In The Sky 1 апреля, далеко не так впечатляет, как их первые записи. А про январский "черепаший" The Catastrophist и говорить нечего – полная катастрофа для команды, некогда создавшей такие пост-роковые полотна, как TNT и Millions Now Living Will Never Die. В любом случае, обе группы будут в числе хэдлайнеров на Примавере-2016.

Также хочу обратить внимание любителей музыки без слов на канадского композитора и пианиста украинского происхождения Любомира Мельника. Его произведения, особенно последних лет, вполне укладываются в новое поветрие, пришедшее на смену пост-року – неоклассику. Мельник известен как самый быстрый пианист в мире – до 39 нот в секунду! – и основатель собственного исполнительского стиля "непрерывная музыка". Последняя его пластинка illirion вышла три недели назад - и не где-нибудь, а на Sony Classical.

Любомир Мельник


Танцуют все

На Примавере будет сцена, полностью выделенная под электронную и танцевальную музыку, а по ночам обещают мощные DJ-сеты. Я, к сожалению, не считаю себя достаточно подкованным в этой тонкой сфере, поэтому ограничусь упоминанием знаменитых LCD Soundsystem, а также человека по фамилии Чипсы.

Джеймс Мёрфи, вечно лохматый и небритый dude, пять лет назад объявил о прекращении деятельности своего мегапопулярного детища LCD Soundsystem, повергнув многочисленных поклонников в пучину депрессии. И вдруг в декабре прошлого года выходит чудеснейший Рождественский трек Christmas Will Break Your Heart, после которого слухи о возрождении проекта стали реальностью. LCD Soundsystem уже начали концертировать, причём афиши выступлений выполнены в чёрном цвете, музыканты группы похожи на зомби, а надпись гласит "BACK FROM THE DEAD".

Ну и к пиву, как я и обещал, чипсы. Ислам Чипсы родом из Египта, его дебютный лонгплей Kahraba вышел в прошлом году. Всё-таки восточная музыка с её не укладывающимся в европейскую темперацию ладами завораживает. Результат от скрещивания азиатских музыкальных традиций с современной танцевальной или рок-культурой иногда бывает весьма любопытным – послушайте хоты бы уже упомянутые мной uSSSy.

Дыхание Севера

Это глава обожания и любви к скандинавской музыке, которая сравнительно небольшим десантом высадится на побережье Балеарского моря, где под пальмами будет согревать сердца слушателей фестиваля Primavera Sound. В обзоре – Sigur Rós, Dungen, Kiasmos и Енню Вал.

Dungen


Рассказывать, кто такие Sigur Rós, полагаю, излишне – это, без преувеличения, одна из величайших групп в истории рок-музыки. В моём хит-параде лучших концертов, которые я когда либо посетил (а их уже накопилось где-то под тысячу), их выступления занимают 1 и 2 места. К сожалению, на последних альбомах, как это часто случается, исландцы потеряли львиную долю того волшебства, которое присутствовало на Ágætis byrjun и Takk…

В 2013 году из группы ушёл Кьяртан Свейссон, тогда же вышел и последний диск Kveikur. Концерт Sigur Rós в Барселоне 4 июня станет первым после трёхлетнего молчания – и уже известно, что будут сыграны новые композиции с грядущего альбома. Каким он будет? Бог знает – да и неважно, они уже в истории. А 3 июля ждём Sigur Rós в Санкт-Петербурге на фестивале Stereoleto.

Настоящим открытием стал для меня во время прослушивания всех 250 с лишним участников Примаверы шведский ансамбль Dungen, исполняющий небанальный психоделический фолк и прогрессив-рок с привкусом ягоды морошки. Изучая его биографию, я с удивлением обнаружил, что Кевин Паркер, лидер Tame Impala, называл шведов в числе тех, кто вдохновлял его на написание музыки. Как доказательство – Dungen будут на разогреве у австралийских психоделистов на концерте в Бруклине 14 июня.

К моменту появления на свет ручной импалы "Роща" (так переводится dungen с шведского) действительно шелестела вовсю, уже успела выпустить пять альбомов и даже выступить в Москве в 2006 году. Лидер группы Густав Эйстес беззаветно любит старое пластиночное звучание 60-70-х, снимает клипы какой-то допотопной камерой – в общем, ностальгирует по временам, которых сам не застал. И музыка его передаёт удивительно светлые ощущения – радости, беспечности, любви. И как тут не вспомнить обладающий схожими вибрациями фильм "Шведская история любви" (1970) Роя Андерсона... Обязательно послушаю Dungen в Барселоне!

Kiasmos – сайд-проект горячо любимого в России исландского музыканта Олавюра Арнальдса, автора редкостной красоты композиций с деликатными клавишами и богатыми струнными аранжировками. В Kiasmos компанию ему составляет Янус Расмуссен (Bloodgroup, Byrta), отвечающий за электронную и ритмическую составляющую.

Енню Вал (Jenny Hval) – загадочная женщина из Норвегии, провокаторша и феминистка с готически-металлическим прошлым и инди-авангардным настоящим. Общественность ещё не отошла от прошлогоднего диска Apocalypse, girl, а на сентябрь уже намечен новый, с ещё более красноречивым названием Blood Bitch (уже выпущен сингл Female Vampire). И этим всё сказано.

Брит-поп форева

Наш обзор завершает старый добрый брит-поп, ещё с 90-х столь глубоко проросший корнями в нашу российскую действительность, что иногда кажется, будто всё вокруг происходящее – клип Paranoid Android группы Radiohead. Конечно, именно этот ВИА под руководством Томаса Эдварда Йорка – самодержавный хэдлайнер Примаверы. Как я уже говорил, сегодня популярность музыканта в мировом масштабе измеряется не количеством проданных альбомов, а числом подписчиков в фейсбуке. Так вот, у Radiohead их 12 (!) миллионов.

Ну и коротко о главном, потому что все и так всё знают – у Radiohead 8 мая вышел девятый студийный альбом A Moon Shaped Pool. Это всё, что нужно знать перед первым за последние несколько лет концертом группы, который состоится 2 июня в Барселоне.

Полли Джин Харви несколько дней назад завела Инстаграм. Это – её первое официальное селфи. Трудно поверить, но PJ Harvey 46 лет. 28 из них она выступает на сцене, и её пластинка The Hope Six Demolition Project (апрель 2016) – также девятая по счёту. Честно говоря, эта запись уже не совсем относится к музыке – это в некоторой степени общественное, политическое, журналистское высказывание. Видимо, по этой причине мне лично было сложно выбрать подходящий трек для обзора. Но чем хороши живые выступления музыкантов, за которыми тянется длинный шлейф творческой карьеры – на них практически всегда можно услышать старые любимые хиты. Спасибо, капитан Очевидность!

В отличие от коллег, английская группа Suede является, простите за потёртую замшу этого выражения, иконой стиля брит-поп. Оно ни разу не изменяла единожды выбранной подаче материала – это именно брит и именно поп. Так было на первом одноимённом диске 93-го года – так есть на Night Thoughts 2016-го. Глэм, романтика, вычурность и изысканность, неповторимый вокал настоящего джентльмена Бретта Андерсона – все ингредиенты добавлены по давно проверенному рецепту. И внимать его "Ночным мыслям" – одно удовольствие.

The Last Shadow Puppets – британский супердуэт, состоящий из парочки простых и молодых ребят: Алекса Тёрнера (Arctic Monkeys) и Майлза Кейна (The Rascals). Первый диск проекта был, по сути, безумным экспериментом – уединившись в провансальской глуши, питаясь исключительно французским сыром и вином, вдохновляясь музыкой 60-х в целом и творчеством Скотта Уокера в частности, друзья предались сочинительству без оглядки на продюсеров. Затем в Лондоне были дополнительно записаны оркестровые партии симфоническим оркестром Metropolitan. То, что результат – альбом The Age of the Understatement (2008) – тут же возглавил чарты UK Albums, стало полнейшей неожиданностью для всех.

The Last Shadow Puppets


Через восемь долгих лет Алекс и Майлз решились на повторение опыта. И с абсолютно таким же результатом – Everything You've Come to Expect (2016) оказалась на вершине британского хит-парада. Помимо упомянутого Уокера, в композициях The Last Shadow Puppets чувствуется влияние Сержа Гензбура и Эннио Морриконе – да и вообще они невероятно кинематографичны.

И последняя группа обзора – Lush, самое впечатляющее возвращение года. Лондонский бэнд, который в 90-е всё же был ближе к шугейзу и даже гранджу, нежели к брит-попу, свой последний альбом Lovelife выпустил ровно двадцать лет назад. Поэтому когда в сентябре 2015-го на fb-страничке появилось сообщение о воссоединении команды, среди старых фанатов началось форменное безумие. Билеты на первый за долгие годы концерт в Лондоне разлетелись за шесть часов – Мики Берений, Эмма Андерсон и Филип Кинг сами не ожидали такой реакции от публики. Кстати, рекомендую прочитать интервью Lush на тему эмоций после возвращения.

Итак, ещё раз отмечу, что в этом году состав фестиваля невероятно сильный, и не случайно один из официальных хэштегов Примаверы – #PrimaveraAllStars. Многие из этих звёзд по той или иной причине остались за кадром обзора – и я всё же перечислю несколько имён: Current 93, Psychic TV, Cabaret Voltaire, Брайан Уилсон (The Beach Boys), Джон Карпентер (да-да, тот самый режиссёр!), Джеймс Хантер, Сельда Багджан, Orchestra Baobab, Savages, Peaches, Destroyer… Я надеюсь, что смогу рассказать о них в своих отчётах из Барселоны.

Фото: primaverasound.es




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева


Медь дороже золота?

В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS

«Вчера в Туле был такой классный концерт! Открыли фестиваль BRASS DAYS под руководством дирижёра и трубача Владислава Лаврика, а солировал пианист Борис Березовский», – услышали мы с дочерью, стоило лишь переступить порог родной музыкальной школы. Вот так-то! Пока мы доехали от Тулы до Москвы на машине со скоростью 120 км/ч, «сарафанное радио» уже известило в первопрестольной о том, что открытие фестиваля BRASS DAYS прошло на ура!

10.10.2017 15:00, Лилия Ященко


Пока я помню, я – живу

Два концерта-реквиема – посвященный жертвам геноцида армянского народа и в память погибших в Чернобыльской катастрофе – дал в конце апреля Российский национальный оркестр. Прославленный коллектив преобразил великую музыку в хранилище кода человеческой памяти.

02.05.2017 11:31, Виктория Пешкова






 

Новости

Умерла переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак
Переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак умерла в пятницу, 20 июля, в возрасте 55 лет.
В Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России пройдет вечер «Корифеи сербских шахмат»
Вечер «Корифеи сербских шахмат», приуроченный к Международному дню шахмат, пройдет в Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России 19 июля. Среди почетных гостей мероприятия ожидаются 10-й чемпион мира по шахматам Б.В. Спасский, а также Чрезвычайный и полномочный посол Республики Сербии в России Терзич Славенко.
В Британии нашли сценарий Кубрика, потерянный 60 лет назад
В Британии обнаружили сценарий Стэнли Кубрика по новелле Стефана Цвейга «Жгучая тайна», считавшийся утерянным. Находку сделал Натан Абрамс, профессор кинематографии Бангорского университета в Уэльсе. Об этом пишет The Guardian.
Проект «Открытая библиотека» представлен на конференции «Петербургские коллегиальные чтения – 2018»
27 — 29 июня 2018 года в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялась 20-ая Научно-практическая конференция на тему: «Интеллектуальная собственность: теория и практика», которую проводила Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных. В ходе работы конференции были рассмотрены теоретические и практические вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности и защиты интеллектуальных прав.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» представлен в Центральной научной медицинской библиотеке МГМУ им. И.М. Сеченова
25 июня в Центральной научной медицинской библиотеке МГМУ им. И.М. Сеченова состоялось мероприятие НП «Викимедиа РУ», в рамках которого выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник вики-проектов Анатолий Цапенко. Докладчики рассказали о проекте Ресурсный центр «Открытая библиотека», представили информационные и методические материалы, созданные в процессе работы над проектом, а также объяснили принципы открытого доступа к научной информации и правовые аспекты использования открытых лицензий Creative Commons.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.