Подписаться на обновления
23 ноябряЧетверг

usd цб 59.0061

eur цб 69.4030

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Право автора  Открытая библиотека 
  четверг, 19 мая 2011 года, 09:00

Зоя Киреева: «Провинция закаляет характер…»
Автор «Девочки-дуры» уральский режиссёр-мультипликатор о разных точках зрения на мультяшки


Кадр из анимационного фильма "Девочка-дура"
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Я ненавижу сюсюканье, заигрывание со зрителем. Мы обошлись и без длинных ресничек, и без кукольных лиц. Герои «Девочки-дуры» действительно не похожи на пупсов. Честные, неприкрытые. Неприличные в своих проявлениях.

Фильм Зои Киреевой «Девочка-дура» — один из наиболее ярких анимационных дебютов последних лет.

Советскую детскую культуру несло: ей вообще не нужны никакие дети. Тут взрослые зарабатывают «на теме», транслируют невинным душам всё своё взрослое, подлое, извращённое кодексом строителя коммунизма дерьмо. Вам повезло — вы не видели, как делили «Союзмультфильм» и его коллекцию чиновники и бывшие актёры. Как продавали права в Америку, как требовали роялти за то, что давно оплачено государством. Это всё были люди, которые промывали мозги детям СССР своими подчёркнуто добренькими мультиками. Но всё логично. Логично.

Он принёс автору множество весомых наград: призы киносмотров в Выборге и Санкт-Петербурге, в португальском Эшпинью и во французском городе Аннеси. Более десятка фестивальных трофеев.

Зоя Киреева — новичок в режиссуре, но с «искусством одушевления» она связана с середины 90-х годов. Получив диплом оператора (профессия по традиции признаётся мужской), девушка стала сотрудничать с молодыми постановщиками, ведущими представителями «второй волны» уральской анимации.

Её имя стоит в титрах фильмов Андрея Золотухина — «Бабушка» (1996) и «Джон Генри — человек из стали» (2001), Валентина Ольшванга — «Про раков» (2003), Дмитрия Геллера — «Ремесло» (2004).

Киреева утверждалась в профессии в тот самый момент, когда в уральской мультипликации происходила ротация творческих поколений.

Впервые о рукотворных фильмах свердловских авторов заговорили в середине 80-х. На местную студию пришли недавние выпускники ВГИКа и Высших режиссёрских курсов, люди одного поколения.

Эстетика авторов «первой волны» колебалась между двумя полюсами: одни фильмы тяготели к социальной аллегории, другие — к магическому реализму.

Александр Петров экранизировал Платонова и Достоевского, Владимир Петкевич — Андреева и Мамина-Сибиряка, Алексей Караев — детские книжки Доктора Сьюза, Оксана Черкасова — сибирский фольклор.

Для фильмов изобретались новые техники: подвижная живопись — маслом по стеклу, перекладка из фольги, песочная графика.

В 90-е уральская анимация пережила отток творческих сил: Петкевич перебрался в Минск, Петров вернулся на малую родину, в Ярославль, Алексей Харитиди, автор оскароносного «Гагарина», эмигрировал в Канаду.

Но преемственность не прервалась. На смену выбывшим пришли даровитые новички, в режиссуре дебютировали художники-постановщики.

Фильмы режиссёров «второй волны» — Валентина Ольшванга, Андрея Золотухина, Дмитрия Геллера — парадоксальным образом соединяли в себе тягу к фантасмагории и честную исповедальность.

Делались по оригинальным сценариям, вырастали из сокровенных воспоминаний детской поры. Уральская анимация вновь была на подъёме.

Но в середине нулевых повторилась коллизия 90-х: ведущих уральских режиссёров опять одолела тяга к перемене мест. Они потянулись из Екатеринбурга в столицу. Возникли предпосылки для рождения «третьей волны», для прихода новой генерации дебютантов.

«Девочка-дура» — кино о детсадовской крохе. Без ноты сюсюканья, без патоки умиления. Малышке нравится карапуз. Любовь без взаимности.

«Дуру» не принимают сверстники, не понимают взрослые («большие» в кадре — фигуры без лиц). Ребёнок упрямо противится нивелировке, отстаивает свою самобытность: частные ценности, приоритеты, личностный взгляд на мир.

Из наблюдений за буднями детсадовской детворы рождается не хохма, а притча. За эксцентрикой прячется нежность. За «наивностью» — парадокс.

— Обычно режиссёрами анимационного кино становятся художники. А ты по первой профессии оператор. Как надумала поменять ремесло?
— Я дочь оператора. В детстве увлекалась фотографией, много времени проводила на Свердловской киностудии. И профессию выбрала… по инерции.

Анимацией заниматься не собиралась. Когда училась в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения, попала на практику в цех художественной мультипликации, к Оксане Черкасовой. Для галочки, чтобы поставили зачёт.

Но случилось непредвиденное: я влюбилась. В мультипликатора. Как чеховская Душечка, я с головой погрузилась в то дело, которым занимался любимый человек.

Стала вникать не только в операторские задачи, но и в обязанности художников — фазовку, прорисовку, анимацию. Тогда у меня ещё не было режиссёрских амбиций.

Но годы шли, прирастал опыт, росли и амбиции. Я наблюдала, как работают разные режиссёры, и не всегда соглашалась с их творческими решениями. Недовольство копилось, превращаясь в неотступную боль: я знаю, как сделать иначе. Интереснее, нестандартней.

Мне намекали: не зарывайся. Люди к режиссуре годами идут, учатся во ВГИКе, десятилетиями работают художниками-постановщиками. Долго завоёвывают право сделать свой первый фильм.

Шанс представился неожиданно. Был запущен «детский» проект: альманах, который должен был состоять из четырёх трёхминутных фильмов, сделанных новичками.

Денег было немного, времени — в обрез. Я понимала, что в три коротких минуты задумки мои не впихнуть никак. Но судьба распорядилась так, что один из четырёх дебютантов внезапно сошёл с дистанции.

Мне передали время, отмеренное коллеге. Хронометраж «Девочки-дуры» разросся до семи минут.

— Что помогло настоять на своём — интуиция или вредность?
— Когда точно знаешь, чего хочешь, ничто не может тебя с дороги свернуть. Я всё равно сделала бы по-своему. Нарушила бы обязательства, поссорилась бы с продюсером. Но в этом не было необходимости. Продюсер Валентина Хижнякова достаточно гибкий человек. Препон не ставила.

— Дети в твоём фильме совсем не похожи на открыточных карапузов, на благостных и бесполых ангелоподобных существ…
— Деньги были выделены под фильм о детях и для детей. Задача поначалу поставила меня в тупик. Что я могу знать о детях? И повзрослела ли я сама?

Мне-то хотелось сделать фильм о первой любви. О себе. О собственном опыте. И я решила замыслу не изменять: спрятать задуманных персонажей в тела малышей, в детские аватары.

«Детскость» — всего лишь форма, определённая мера условности. Я ненавижу сюсюканье, заигрывание со зрителем. Мы обошлись и без длинных ресничек, и без кукольных лиц. Герои «Девочки-дуры» действительно не похожи на пупсов. Честные, неприкрытые. Неприличные в своих проявлениях.

Когда человек влюблён, он впадает в крайности. Дети способны чувствовать так же остро, как и мы, взрослые. Только они свободней в своих эмоциях и безоглядней в поступках.

— Малыши познают своё тело…
— Человек познаёт своё тело всю жизнь. Он ведь меняется до старости и в каждом возрасте открывает новые ощущения. У ребёнка эти открытия происходят впервые: он изучает свою сексуальную идентичность, свою физиологию.

— В кадр не попадают взрослые лица — только ноги и задницы. У «больших» свой горизонт, у карапузов — свой. Как ты пришла к такому пространственному решению?
— Мы живём в чётко расчерченном мире. У каждого своя горизонталь. Кто-то выше тебя, кто-то ниже. Не только во властной иерархии, но и в профессии, в ремесле. Даже в человеческих отношениях.

Взрослый для ребёнка — колосс. То ли страж, то ли бог. До него высоко, далеко. Рукой не дотянешься. Нестыковка пространств — метафора. Взрослые и дети живут в несходных измерениях. В разных мирах. Им друг до друга и дела-то нет.

Пересекаются изредка, когда «большим» нужно показать свою власть. Добиться чего-то от малышей при помощи наказаний или запретов.

— Ты ограничилась средствами графики. Фоны и фигуры выполнены в эскизной манере. В стиле беглых карандашных набросков. Обошлись без тонкой проработки фактур, без ярких цветовых пятен...
— Художником-постановщиком был мой друг Миша Дворянкин. Как и я, дебютант. Когда мы приступали к работе, он только заканчивал архитектурный институт.

С серьёзностью неофитов мы задумались о визуальном решении. Детей ведь изображали бессчётное количество раз. Нужно было нарисовать их так, чтобы это выглядело не пошло.

Каждый год на экраны выходят десятки фантастических и фэнтезийных постановок, поражающих удивительными существами, невероятными приключениями и головокружительными трюками. Чем больше их выходит, тем сильнее хочется увидеть в кино старую добрую сказку. Особенно на Рождество. А потому не может не радовать, что в эти зимние дни на экраны выходит экранизация рождественской сказки Гофмана «Щелкунчик», снятая Андреем Кончаловским.

«Не пошло» — до сих пор мой главный критерий. А ещё мы хотели добиться эффекта узнавания: чтобы каждый, чьё детство выпало на советские годы, смог совершить флешбэк в собственные воспоминания.

В кадре — стёртая, выцветшая реальность, без неоновых вывесок, без броских реклам. Мы долго искали ключ к изобразительной стилистике фильма. Шли от ума. Поначалу рисовали героев в духе детских каляк-маляк.

А потом пришли к более реалистичной манере, сплавив в облике персонажей наивность и натурализм. Картинка условна, но половые органы у ребятишек есть (в отличие от ангелочков и пупсов).

Имиджи и фоны — «живой» карандашный рисунок. А вот наложение изображений (композинг) происходило уже в компьютере.

— Новые технологии облегчают труд аниматора. Но, может быть, работая по старинке, можно добиться более изощрённых эффектов?
— Есть разные точки зрения. Юрий Борисович Норштейн считает, что работа с плёнкой дисциплинирует художника. Приходится ответственней относиться к каждому кадру.

И я отчасти согласна с ним. Но, будучи оператором, я убеждалась не раз, как дорого стоит ошибка. Сколько было пролито слёз над запоротой плёнкой!

Цифра ограждает от подобных эксцессов. Новые технологии позволяют аниматору целиком сосредоточиться на воплощении своей идеи.

На компьютере при помощи специальной программы я моделирую мультипликационный станок. Со множеством стеклянных ярусов.

Работаю с виртуальным станком так, как работала бы с настоящим. Знаю, где положить зеркальце, как лучик пустить через фон. На компьютере это сделать гораздо проще. Сразу виден результат.

— Картинки теперь может считывать сканер. Означает ли это, что профессия оператора в рисованной анимации на наших глазах отомрёт?
— Мне кажется, что вопрос поставлен не совсем корректно. И камера, и сканер — всего лишь инструменты. Средства для решения художественных задач.

Раньше в ходу были одни приспособления, теперь появились другие, более совершенные технически. Осваивать возможности цифры безумно интересно. Но переход с одной технологии на другую не может поколебать первооснов, изменить природу творческого процесса.

Норштейн продолжает снимать «Шинель» по старинке. Камера, плёнка. Он обходится без компьютера не потому, что не может в технике разобраться. Просто для этого фильма «ручная работа» нужна. Таков его режиссёрский выбор.

Автору важно понять, чего он хочешь добиться. И тогда станет ясно, какой инструмент взять.

— Что ты ценишь и чего не терпишь в современной анимации?
— Я не люблю «форматное» кино: детское, воспитательное, учебное. Фильмы, скроенные по стандартам заказчика. Мне интересны авторские работы. Те, что можно увидеть лишь на международных кинофестивалях.

Подкупают смелость идей, виртуозная техника, стремление к эксперименту. Мне нравится свободное творчество свободных людей. С неотформатированными мозгами. У нас таких выскочек до обидного мало.

Проблема — в дефиците внутренней свободы. Зашоренный автор всегда зажат. Он сам себя загоняет в жёсткие рамки, даже если разрешено всё. За творчество у нас принимают порой усидчивость и усердие: мелкие чёрточки на каждом листе, в каждой фазе. А этих фаз — миллион!

А ещё не терплю лукавых игр разума. Интеллектуального насилия над зрителем. Вместо того чтобы получать новый чувственный и эмоциональный опыт, человек вынужден разгадывать замысловатые ребусы. И что ему это даёт?

— Твой фильм имел фестивальный успех. А с неудачей ты могла бы смириться?
— Мне довелось пережить репетицию поражения. На фестивале российской анимации в Суздале, где его показали впервые, фильм остался в тени.

В конкурсе участвовали работы признанных режиссёров — Александра Петрова, Константина Бронзита, Олега Ужинова. Мой фильм занимал четвёртую позицию в рейтингах. Коллеги и мэтры жали мне руку, говорили слова похвалы. Но ни наград, ни грамот «Девочке-дуре» так и не досталось.

Я огорчилась, не буду скрывать. Но относительный неуспех не стал для меня трагедией. Живой отклик публики — важней фестивальных наград.

Люди подходили, спешили поделиться своими ощущениями. Удовлетворение я находила в общении со зрителями, у меня появилось много новых друзей.

Фильм «Девочка-дура» в Суздале не взял ничего. Зато за рубежом его завалили призами.

— Круг наших аниматоров — замкнутое и структурированное профессиональное сообщество. Не тянет ли затхлостью из-за закрытых дверей?
— Есть ощущение клановости, междусобоя. Так бывает в любом закрытом клубе, куда не допускают чужаков. Центр тусовки — Москва. Провинция считается мёртвой зоной.

Если мы сделаем что-то хорошее, да ещё привезём урожай фестивальных призов… тусовке это не в радость. Но эта ситуация характерна не только для анимации. И не только для кино. Так было всегда. Так устроена жизнь в России.

— Можно ли говорить о свердловской анимации как о творческой школе, где существует преемственность поколений? Или это эфемерный союз штучных авторов, оказавшихся на Урале в свой срок по счастливому стечению обстоятельств?
— Мы сами часто рассуждаем об этом. Вышло так, что в конце 80-х годов в Свердловске собралась целая когорта талантливых людей. Кто-то родился и вырос здесь, кого-то распределили на студию после окончания ВГИКа или Высших режиссёрских курсов. Потом стали появляться новые авторы-дебютанты...

Сближали всех «обстоятельства места», тип личности, сформированный уральской провинцией. Сходные мутации характера. Талант, который проявился вдали от культурных столиц, проходит жёсткую закалку.

Здесь, в отличие от Москвы, невозможно расслабленное существование. Либо ты прёшь к своей цели, идёшь напролом, вопреки всему, либо сходишь с дистанции.

— Почему же наиболее яркие авторы переместились из Екатеринбурга в Москву?
— Нам тут не хватает «большого контекста»: постоянного круговорота идей, того культурного бульона, в котором хочется вариться художнику.

Провинция, как её ни хвали, всё равно остаётся периферией. В Москву перебрались Валентин Ольшванг и Дмитрий Геллер. Андрей Золотухин давно обосновался в Швейцарии.

Из «классиков» в Екатеринбурге остались только Оксана Черкасова и Алексей Караев. Преподают анимацию в архитектурном институте, я у них на курсе читаю операторское мастерство.

— Кто из наших режиссёров-аниматоров оказал на тебя наибольшее влияние?
— Своим гуру я считаю Валентина Ольшванга. Необычный художник, удивительный режиссёр. Мыслитель, трудяга, отшельник. Для меня Ольшванг — пример того, какими качествами должен обладать настоящий профессионал. Как нужно растворяться в работе, погружаться в материал.

По сравнению с ним я просто халявщица. Когда Ольшванг делает фильм, в съёмочной нет свободного места. Пространство рядом с анимационным станком заполнено книгами: от художественных альбомов до научных монографий.

Он изучает всё, что связано с сюжетом, стремится вскрыть различные его пласты. Перекапывает поле смыслов, унавоживает мозг — и на окультуренной почве взращивает своё кино, уникальную художественную реальность.

Глубже Ольшванга в бездны фольклора из нынешних аниматоров не погружался никто. (Фильмы Валентина Ольшванга имеют фольклорные первоисточники: «Розовая кукла» — адаптация детсадовских страшилок, сказка «Про раков» — старорусский инвариант сюжета «Красавицы и чудовища». — С.А.)

Я многое переняла у него. Когда работала в рекламе, перед съёмками каждого ролика не ленилась посидеть в интернете, в библиотеку сходить. Нужно сначала материалом себя пропитать, а потом уже идею проращивать.

— В нулевые даже в провинции люди искусства стали меньше общаться между собой...
— Каждый сам по себе, и это печально. В 90-е представители творческих профессий тянулись друг к другу. Обменивались знаниями, идеями.

Во всяком случае, люди одного поколения — живописцы, аниматоры, режиссёры — тесно общались между собой. Интернет упразднил расстояния, но запер нас в стенах своих квартир.

Можно вовсе не выходить из дому, благо есть электронная почта. Житейские приоритеты диктует теперь материальный успех. Деньги. Ослабло взаимное притяжение даровитых людей. Художники становятся одиночками.

— Готовишь ли новый проект?
— Мой бурный роман с мультипликацией завершился. Тёплые чувства, конечно, остались. Не зарекаюсь: возможно, через какое-то время я снова вернусь в анимацию. Когда-нибудь, не сейчас.

Сделав «Девочку-дуру», я ощутила потребность начать всё с чистого листа. Попробовать себя в игровом кино, снять короткометражку. Мне всегда была интересна работа с подвижной камерой, с живыми актёрами. Идеи есть.

Вопросы задавал Сергей Анашкин (журнал «Татлин», Екатеринбург)




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Александр Молочников: «В светских мероприятиях мало человеческого – это чисто бал сатаны»

Режиссер фильма «Мифы» – о московском бомонде, неоднозначном юморе и артистах, которых знает вся страна

По количеству звезд на один экранный метр «Мифы» обходят все российские фильмы, вышедшие в этом году. Единственный актер, лицо которого окажется зрителям незнакомым, – это исполнитель главной роли Яннис Пападопулос. Он играет грека, которого судьба забрасывает в зимнюю Москву. По чистой случайности новоявленный Одиссей попадает на вечеринку с участием столичных небожителей и тут же находит для каждого из них аналог в древнегреческих мифах. В кадре мелькают Иван Ургант, Федор Бондарчук, Паулина Андреева, Милош Бикович, Максим Суханов, Виктория Исакова, Сергей Безруков и еще десяток знаменитостей. Эту впечатляющую актерскую команду собрал 25-летний Александр Молочников, актер и режиссер, на счету которого – три спектакля в МХТ им. Чехова. «Мифы» – его дебют в большом кино.

18.11.2017 19:00, Ксения Реутова


Эвтаназия страны и людей

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

17.11.2017 18:00, Александр Чанцев


Почему мои дети не любят советские мультики

В советских мультиках нет детей. Там — маленькие взрослые, решающие взрослые проблемы

Сценаристы и писатели заложили в мультфильмы вовсе не воспитательный оттенок «будьте собранными, ребята, а не как эти», а напротив — крик души детей, потерявших детство и радость. Какой образ семьи мы видим в советских мультиках? Часто это семьи «однодетные», где замотанные родители с утра до ночи трудятся на предприятии, а ребенок предоставлен сам себе и часто обслуживает дом, при этом без надежды получить хоть каплю внимания и теплоты от родителей.

13.11.2017 09:00, Алеся Лонская


Революция 2.0

Фильмы ММКФ-2017, на которые не жалко потратить время

В прокат вышел «Последний вальс» – удивительная документалка о гениальном композиторе Олеге Каравайчуке, на которой запечатлен последний год его жизни. Кроме того, сегодня в Москве к столетию революции покажут «Раскалённый хаос» Сергея Дебижева. В связи с этим подвожу запоздалые итоги ММКФ-2017. Очень коротко – хит-парад просмотренных фильмов, моя субъективная оценка и еще пара строк.

11.11.2017 16:00, Павел Пересветов


Синематека столетней выдержки с каспийской «дорогой жизни»

В подмосковном поселке Белые Столбы состоялся XХI фестиваль архивного кино Госфильмофонда Российской Федерации, посвященный двум тематическим событиям — 100-летию Февральской и Октябрьской Революций.

07.11.2017 16:00, Ульви Мехти


Все фильмы Кристофера Нолана

Умное кино для души и разума

Обычно искусство противопоставляют коммерции, но только не в случае Кристофера Нолана. Став одним из самых кассовых фильммейкеров современности, он сохраняет статус режиссёра авторского кино, воплощает в своих картинах личное художественное видение и восхищает миллионы зрителей.

06.11.2017 19:00, cameralabs


«Бегущий по лезвию» Ридли Скотта

Как создавался один из шедевров XX века

Фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» вышел 35 лет назад, когда еще не было ни интернета, ни мобильных телефонов, а люди не задавались вопросом об этичности использования искусственного интеллекта на благо или во вред человечеству. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» – научно-фантастический роман Филипа Дика, легший в основу сценария будущего киношедевра, во многом отличается от оригинала.

02.11.2017 19:01, Мария Молчанова


Алиса Хазанова: «Энергия дебютантов может свернуть горы»

Актриса и режиссер фильма «Осколки» - об английском языке, зыбкой реальности, творческих амбициях и нестандартной внешности

«Осколки» — режиссерский дебют Алисы Хазановой, камерная англоязычная история о женщине и двух мужчинах, застрявших в дизайнерских интерьерах нью-йоркского отеля. Застрявших в буквальном смысле: петля времени постоянно сводит их друг с другом.

30.10.2017 19:00, Ксения Реутова


От Джима Керри до Юрия Никулина

10 актеров, преодолевших привычное амплуа

Карьера многих актеров порой складывается так, что они становятся «заложниками» однажды созданного образа. Вспоминаем несколько ярких примеров того, что бывает, когда исполнитель хочет изменить свое амплуа.

28.10.2017 18:00, Павел Орлов


Борис Хлебников: «Я не верю в идеального героя»

Режиссер фильма «Аритмия» — о юморе врачей, медицинской реформе и увеличении громкости в российском кино

«Аритмия» задумывалась как романтическая комедия о молодой паре, которая решает развестись, но не может разъехаться, потому что квартира проплачена на три месяца вперед. Однако когда у персонажей появилась профессия, замысел изменился. Герои стали врачами, а фильм из легкомысленного ромкома мутировал в драму — лучшую в этом киносезоне и, возможно, лучшую в году. Картина Бориса Хлебникова в июне завоевала гран-при на сочинском «Кинотавре», а исполнитель главной роли Александр Яценко был признан лучшим актером. Теперь дело за зрителями: «Аритмия» выходит в широкий прокат.

11.10.2017 19:00, Ксения Реутова






 

Новости

«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Йошкар-Оле
7 ноября проект НП «Викимедиа РУ» РЦ «Открытая библиотека» был представлен в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Мероприятие для сотрудников библиотек провели директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и активист «Википедии» Дмитрий Рожков. Участники мероприятия не только узнали о новых правовых и технологических инструментах открытого доступа и проектах партнерства, обеспечивающих открытую публикацию произведений науки и культуры, но также получили экземпляры пособия, специально подготовленного в рамках ресурсного центра.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Тюмени
2 ноября в информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета состоялся мастер-класс для представителей вузовских библиотек, который провели президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» Наталия Трищенко. Основными темами мероприятия стали: использование открытых лицензий в библиотечной деятельности, особенности текущей системы авторского права в России, опыт открытия доступа к библиотечным коллекциям, повышение видимости оцифрованных массивов в интернете, а также возможность участия в проекте «Открытая библиотека».
НП «Викимедиа РУ» издало пособие для библиотекарей

Издание содержит рекомендации по использованию открытых лицензий и публикации произведений в режиме открытого доступа
Пособие подготовлено в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», основная цель которого состоит в организации правовой и методологической поддержки библиотек для открытия доступа к общественному достоянию. В настоящий момент множество произведений науки и культуры нельзя найти в интернете, однако издания, срок охраны авторских прав на которые уже закончился, можно и нужно оцифровывать, и библиотеки могут сыграть ведущую роль в этом процессе.

НП «Викимедиа РУ» запустило сайт проекта «Открытая библиотека»
Ресурсный центр для библиотечных работников Открытаябиблиотека.рф создан в рамках одноименного проекта партнёрства. Он предназначен для организации правовой и методологической поддержки библиотек по вопросам размещения в открытом доступе произведений, перешедших в правовой режим общественного достояния, а также использованию открытых лицензий. Сайт разработан командой проекта на основе вики-движка, его функционирование могут поддерживать любые участники проектов «Викимедиа».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.