Индия, кажется, избежала рецессии. Но темпы роста резко упали и, что ещё печальнее, правительство притормозило экономические реформы. Последние 18 лет были временем медленной, но последовательной либерализации, которая стала для страны глотком свежего воздуха, потеснив прежнюю «национальную модель социализма». В период кризиса этот курс сменился маневрированием: новое правительство не хочет ссориться с влиятельными лобби.
В этом году экономический рост в Индии составит 4,5%. Но правительство рассчитывало на 9%. Увы, об этом пока сложно мечтать. Фондовый рынок страны рухнул на 40%. Экспортёры тоже чувствуют на себе последствия глобального кризиса. По планам правительства, экспорт страны в этом году должен был составить 200 млрд долларов (в прошлом году — 162 млрд). В реальности по итогам года, судя по всему, получится 170 или 175 млрд .
Казалось бы, на нынешнем безрыбье и 4% рыба. Но инвесторы кривят губы: по их мнению, экономика могла бы даже сейчас расти гораздо быстрее, если бы правительство не медлило со структурными реформами.
Текущие и прогнозируемые экономические показатели, по данным МВФ
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012
| |
Рост/падение ВВП, % | 9,3 | 7,3 | 4,5 | 5,6 | 6,9 | 7,6
|
Доля в мировом ВВП, % | 4,6 | 4,8 | 5,0 | 5,1 | 5,3 | 5,4
|
Инфляция, 2000=100 | 137 | 149 | 158 | 164 | 171 | 178
|
Инфляция, % | 6,4 | 8,3 | 6,3 | 4,0 | 4,0 | 4,0
|
Сальдо платёжного баланса, % ВВП | -1,0 | -2,8 | -2,5 | -2,7 | -2,8 | -2,8 |
Социализм накрылся пальмовым листом
После того как в 1947 году Индия стала независимой и до конца 1980-х годов там практиковали национальный, сильно смягчённый оставшимися от колониальных времён британскими демократическими институтами и здравым смыслом жителей вариант социализма. Государство лезло в каждую щёлку; бумажка требовалась на каждый чих. Поскольку Индия должна была идти своим путём и развиваться самостоятельно, границу обнесли непроходимым таможенным барьером, чтобы импортёрам неповадно было.
В 1991 году индийцы довели страну до банкротства и одумались. Правительство Нарасимхи Рао начало рыночные реформы. Курс на либерализацию рынка продолжили и все последующие кабинеты. К сожалению, за 40 лет строительства самобытной экономической модели разрослись такие бюрократические, протекционистские и госмонополистические джунгли, что расчистить их до конца пока не удаётся. Например, в Дели до сих пор очередь на стационарный телефон в среднем 10 лет. Не потому, что это бесплатно, а потому, что провайдер один и в силу отсутствия конкурентов разленился донельзя. Почему нет конкурентов? Правительство всё никак не демонополизирует этот сектор. Есть в Индии и другие бытовые странности. Например, за скутером надо становиться в очередь на месяцы. В стране имеется один — благоденствующий — местный производитель, бережно защищённый от внутренней и внешней конкуренции. Исторически так сложилось, а поменять руки не доходят, да и уважаемых людей трогать не особо хочется.
Несмотря на массу бюрократических пережитков, даже от частичного ухода государства из экономики стране резко получшало. В послереформенный период ВВП Индии рос со средней скоростью 5,8%. Это очень приличные темпы. Экономика страны приоткрылась: в 2006 году оборот внешней торговли составил 24% ВВП (в 1985 году было 6%). Индия всё ещё бедна: ВВП на душу населения чуть выше 1000 долларов. Но при сохранении темпов роста, набранных в предкризисное время, — выше семи — за 10 лет ВВП удвоился бы.
Спасённые либерализацией
Ничего необыкновенного индийские реформаторы не делали. Немного приватизации, политика сдерживания инфляции, чуть больше свободы торговли с внешним миром. Но и этого оказалось достаточно, чтобы 300 млн человек смогли вырваться из нищеты. Это много: население США «всего» 304 млн, но в Индии живёт 1,2 млрд человек, и большинство из них бедны.
По данным Всемирного банка, в 2005 году более 42% граждан Индии располагали в день менее чем 1,25 доллара. Это 400 млн человек, две трети из них живут в сельской местности. В 2007 году 46% индийских детей недоедали. Конечно, по сравнению с 1980-ми прогресс велик: в 1981 году ниже уровня бедности в 1,25 доллара находилось 60% индийцев. Уже несколько десятилетий — слава современным сельхозтехнологиям! — в Индии не умирают от голода. Но бедность остаётся главной проблемой страны: социалистические эксперименты даром не проходят.
В 2007 году, когда темпы экономического роста достигли 9%, аналитики Goldman Sachs предсказывали, что к 2020 году ВВП Индии вырастет в 4 раза, а к 2050 году её экономика обгонит по размерам экономику США. Тем не менее, полагали в банке, в ближайшие десятилетия Индия всё равно останется страной с низкими душевыми доходами и будет отставать по этому показателю от сравнимых развивающихся экономик: России, Бразилии и Китая. Проблема Индии, в частности, в том, что ни одно правительство не посмело посягнуть на «исторически сложившиеся» привилегии профсоюзов и сельскохозяйственного лобби. О мощи профсоюзов говорит, например, то, что учителя в индийских государственных школах получают больше тех, кто работает в частных школах. При этом каждый четвёртый учитель государственной школы вообще не ходит на работу. А зачем? Ведь денежки всё равно идут.
Торможение
Когда Goldman Sachs давал Индии свою кисло-сладкую оценку, там не знали, что грянет мировой кризис. Не знали в банке и о том, что в ответ на глобальный кризис правительство Индии начнёт сворачивать реформы. Наоборот, от нового кабинета, сформированного в июле, в частности от министра финансов Пранаба Мукерджи , ждали радикальных шагов.
Ожидания не оправдались. Бюджет на ближайший год предусматривает субсидии для погрязших в долгах фермеров, мелкие подачки налогоплательщикам из среднего класса и кое-какие инфраструктурные проекты. Реформы? Очень вялая частичная приватизация и косметические улучшения вместо остро необходимого пересмотра налоговой системы. Правда, Мукерджи обещает навести порядок в государственных финансах. Это очень актуально, потому что в результате принятия трёх «стимулирующих» пакетов расходы правительства в этом году увеличились на 36%, а дефицит по итогам года ожидается на уровне примерно 12%.
Оппортунистическое поведение министра особенно задело инвесторов, потому что совсем недавно специалисты из министерства финансов предложили несколько разумных мер по стимулированию экономического роста. Они призвали сделать несколько банальных, но необходимых вещей: реформировать трудовое законодательство, облегчить условия для прямых иностранных инвестиций, резко сократить субсидии (то есть персональные привилегии) для производителей, снять барьеры для конкуренции. Проект плана приватизации предусматривал продажу пакетов акций государственных предприятий в общей сложности на 5 млрд долларов (250 млрд рупий). К сожалению, от всех этих благопожеланий ничего не осталось. На фоне замедления роста свежесформированное правительство ИНК (Индийского национального конгресса) не хочет ни с кем ссориться, даже если ради этого придётся пожертвовать ростом.
Человек, только что вставший во главе правительства, — Манмохан Сингх — в 1991 году осмелился начать либеральные реформы. Но тогда страна стояла на краю пропасти. Правительство заложило золотой запас страны, а резервов хватало на поддержку критического импорта в течение двух недель. Деваться было некуда. Сейчас ситуация другая. Лидер правящей партии Соня Ганди — никак не фанат либеральных реформ. Индийские избиратели не любят нового.
Утешаться остаётся тем, что Мукерджи, если судить по его старым выступлениям, безусловно, понимает, что нужно делать, хоть и ведёт себя робко. Например, он не решился отменить субсидирование минеральных удобрений, хотя и собирается в будущем выплачивать субсидии крестьянам (= потребителям удобрений), а не заплывшим жиром местным производителям. Удовольствие субсидировать производителей удобрений не из дешёвых. На это тратится в год 758 млрд рупий, или 1,5% ВВП. Понятно, что при таких приоритетах дети недоедают.
Читать @chaskor |