Накануне IPO «Яндекс» пытается снизить риски для зарубежных инвесторов, продав за 1 евро право «присматривать за компанией» Сбербанку. «Золотой ключик» даёт право вето на сделки, в результате которых в одних руках может оказаться свыше 25% акций, но не позволяет претендовать на место в совете директоров или участие в операционной деятельности «Яндекса».
Дружба за евро
После переговоров, которые шли с апреля 2009 года, Сбербанк наконец стал владельцем «золотой акции» крупнейшего российского интернет-холдинга — «Яндекса». Примечательно, что сделка состоялась накануне давно обсуждавшегося IPO и должна рассматриваться как гарантия безопасности размещения акций холдинга на зарубежном фондовом рынке.
Учредитель и основной акционер Сбербанка — ЦБ РФ: ему принадлежит 60% голосующих акций и почти 58% в уставном капитале банка. В активах Сбербанка — четверть банковской системы страны, а его доля на рынке частных вкладов — 50,5%.
О том, что «Яндекс» может быть взят под государственный контроль, начали говорить уже несколько месяцев назад. В апреле 2009 года «Ведомости» опубликовали утечку из российских госбанков о том, что интернет-холдинг ведёт переговоры со Сбербанком и собирается передать ему «золотую акцию». Она даёт право вето на заключаемые «Яндексом» сделки, если в одних руках может в результате оказаться более 25% акций. Никаких других прав по управлению компанией «золотой ключик» не даёт. Оценили «золото Рунета» в 1 евро.
Минувшей весной госорганы официально озвучили свою позицию по отношению к интернет-бизнесу: это стратегически важные активы и желающих купить их очень много. Избежать поглощения локальных игроков глобальными компаниями сложно. Поэтому приход иностранцев нужно контролировать. Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев подчеркнул в интервью «Ведомостям», что он хотел бы, чтобы интернет-компании «оставались российскими как с точки зрения собственности, так и интеллектуального потенциала».
Сперва 10% поисковика пытался купить Алишер Усманов (владеет 30% Digital Sky Technologies, которая имеет крупные доли в Mail.Ru, «Одноклассниках», «Вконтакте»), приближенный к власти олигарх, имеющий интересы в медиабизнесе, но сделка не состоялась. Позднее «Яндекс» перенёс и сроки IPO: официальная причина — из-за мирового финансового кризиса.
«Насколько я могу судить, это продолжение прошлогодней истории с Алишером Усмановым, который в некотором роде выступал тогда в интернете как представитель государства и хотел купить 10% «Яндекса». Тогда не договорились, потому что, видимо, было дорого (оценивали исходя из близкого IPO в 5 млрд долларов) и были какие-то идеологические разногласия. Но всё это время шли консультации, как успокоить государство в отношении такой системообразующей вещи, как «Яндекс». Волож молодец, что нашёл аккуратный компромисс. Похоже, что напряжённость в отношениях между государством и «Яндексом» снята, а никакого операционного контроля, по сути, не возникло», — уверен управляющий партнёр компании «Ашманов и партнёры» Игорь Ашманов.
«Яндекс» стал большим, а значит, стратегически важным активом для России», — признал в интервью «Коммерсанту» создатель поисковика Аркадий Волож. И далее: «Мы хотим по факту существующее неявное ограничение сделать понятным и прозрачным для рынка — для наших пользователей, для настоящих и будущих акционеров. Мы не можем не учитывать позицию государства и считаем необходимым разработать юридический механизм, учитывающий национальные интересы при проведении крупных сделок с акциями Yandex N.V.»
«Основная цель, которую преследует «Яндекс», передав «золотую акцию» Сбербанку, — демонстрация лояльности государству. «Яндекс» как лидер Рунета показывает, что появление крупного акционера возможно только с согласия государства. Механизм контроля через «золотую акцию» гораздо удобнее, чем через ФАС, потому что часто со стороны антимонопольного законодательства предъявить претензии нельзя. А так есть акционер, который может заблокировать сделку.
Во-вторых, Сбербанк — крупнейший российский кредитор, и «Яндекс» получает больше возможностей для привлечения долгового капитала, который можно использовать для слияний и поглощений. Пока непонятно, когда установится конъюнктура фондового рынка и можно будет провести IPO, а в данном случае уже есть доступ к ресурсам.
Ещё одна причина может находиться внутри самой компании: в IT-бизнесе временами возникают конфликты между акционерами, которые стремятся увеличить свои пакеты и получить место в совете директоров. А это мешает развитию бизнеса. Тут-то и пригодится Сбербанк: он поможет сохранить равновесие», — считает аналитик «Финама» Владислав Кочетков.
После IPO
Поговаривают, что «Яндекс» довольно долго пытался найти себе партнёра и вёл переговоры со всеми, с кем только можно, из числа игроков госсектора. По всей видимости, сделка со Сбербанком — самый оптимальный вариант контроля над возможностью поглощения компании в сочетании с серьёзной ценовой поддержкой при размещении на бирже. Нельзя исключить, что Сбербанк может претендовать на весь объём размещения (по крайней мере по разумной цене).
«Благодаря участию Сбербанка «Яндекс» обеспечит себе высокую стоимость размещения на IPO и гарантирует базовый спрос на акции. Нельзя исключать, что после размещения Сбербанк не захочет прикупить себе солидный пакет акций интернет-холдинга», — прокомментировал «Часкору» анонимный эксперт на медиарынке.
«Сбербанк вполне может выступить как портфельный инвестор, но вряд ли это будет очень большой пакет, — сомневается аналитик «Финама» Владислав Кочетков. — Кто помешает госбанку претендовать на увеличение пакета в «Яндексе»? Никто, потому что «золотая акция» как раз у него самого. Я думаю, Сбербанк не будет возражать и в том случае, если акции захочет приобрести какая-нибудь окологосударственная компания, скажем, «Газпром-медиа» или любой другой крупный холдинг, близкий к государству. Но надо понимать, что российские власти не заинтересованы в том, чтобы одна компания контролировала весь интернет-холдинг. Им нужно показать, что у нас развивается инновационная экономика.
Глобальный интернет контролируют американские компании. «Яндекс», по сути, один из немногих в мире поисковиков, который бросил вызов американцам. Российское правительство заинтересовано в том, чтобы отечественный поисковик знали, чтобы он котировался на бирже и стоил много миллиардов долларов. Так что, я думаю, Сбербанк будет проводить очень взвешенную политику и ограничится контролем над тем, чтобы «Яндексом» не достался недружественному западному инвестору, но не будет мешать вхождению в капитал портфельных инвесторов».
Игорь Ашманов придерживается другой точки зрения: «Золотая акция» может оказать в том числе и отрицательное влияние на IPO в Нью-Йорке или Лондоне. Одно дело — вы покупаете акции в частной лавке, которая ничем не ограничена, и другое — в компании, где есть какие-то не очень понятные американскому пенсионеру ограничения. Ведь российское государство постоянно подвергается давлению пропаганды в западных СМИ: бандиты, взятки, диктатура, наступление на свободу слова. Для западного обывателя наличие акции у нашего государства, наверное, минус при принятии решения об инвестировании. С другой стороны, для опытных инвесторов, которые берут большие пакеты, мне кажется, наоборот, это скорее плюс. Они понимают, как на самом деле устроена жизнь и где возникают реальные коммерческие риски: если у «Яндекса» не урегулированы отношения с государством, то могут быть проблемы, а если урегулированы, то этого риска нет».
Найдётся всё
Yandex N.V. владеет 100% российского ООО «Яндекс». Около 30% Yandex N.V. принадлежит основателям и менеджерам «Яндекса», 60% — инвестфондам, 10% — частным инвесторам и бывшим сотрудникам. Выручка в 2008 году — 319 млн долларов, чистая прибыль — 110 млн долларов. По темпам роста «Яндекс» обогнал конкурентов: его годовая выручка выросла на 84,4%, а чистая прибыль — на 71%. У Mail.Ru рост составил 44,9 и 29,4% соответственно, у Rambler выручка увеличилась на 59%, а чистая прибыль сократилась на 42%.
«Яндекс» — самый популярный ресурс Рунета, обогнавший своих ближайших конкурентов Mail.Ru и «Вконтакте», и действительно стратегический ресурс: количество поисковых запросов на ресурсе за год — с июня 2008-го по июнь 2009-го — выросло почти в два раза. Исследовательская компания ComScore назвала его самым быстрорастущим проектом интернета и переместила с 9-го на 7-е место в мировом топ-10 по числу поисковых запросов. И это не считая данных Mail.Ru, на котором также установлен поиск «Яндекса».
«Яндекс» и самый популярный поисковик Рунета: догнать его не получается даже у мирового лидера Google. И это исключительная ситуация для поисковиков: только в России и Китае на национальных рынках выигрывают локальные компании, а не американский интернет-гигант. В Чехии пока тоже лидирует местный Seznam, но уверенности, что он не отступит под натиском американцев, нет.
Именно то, что «Яндекс» всегда был чётко сфокусирован на поиске (кто не знает его лозунга «Найдётся всё»?), позволяло ему удерживать лидирующие позиции в Рунете, в отличие от того же «Рамблера», которой из-за смены позиционирования потерял аудиторию.
Успех «Яндекса» как корпорации во многом заложен в корпоративной структуре компании. В 2008 году акционеры Yandex N.V. приняли решение о разделении акций на два класса: А, обладающие одним голосом на акцию, и B — десятью. На момент разделения все акционеры стали держателями акций класса В, которые в случае продажи автоматически превратятся в акции класса А. Общее число выпущенных акций компании составляет свыше 300 млн, из них на сегодня более 270 млн — это акции класса B и около 30 млн — класса А.
Структура акционерного капитала компании Yandex N.V.:
Распределение экономической собственности по группам акционеров, %
Класс A | Класс B | Приоритет | Итого акций
| |
Менеджеры и сотрудники компании | 0% | 24% | 0% | 24%
|
Частные инвесторы и бывшие сотрудники компании | 0% | 10% | 0% | 10%
|
Инвестиционные фонды | 9% | 52% | 0% | 61%
|
Сбербанк РФ | 0% | 0% | менее 0,01% | менее 0,01%
|
Держатели опционов | 5% | 0% | 0% | 5%
|
Итого: | 14% | 86% | 0% | 100% |
Источник: сайт компании
Справедливости ради нужно отметить, что сегодня акции «Яндекса» можно купить со значительной «скидкой». Ещё год назад интернет-корпорацию оценивали в 3—5 млрд долларов. С момента наступления финансового кризиса стоимость компании упала почти в три раза.
Читать @chaskor |