Ажиотаж вокруг цен на золото значительно подогрел интерес инвесторов к бумагам золотодобывающих компаний. Логическая конструкция проста: если стоимость унции так стремительно увеличивается, значит и золотопромышленники должны буквально купаться в деньгах.
За последние две недели журналисты Коммерсанта дважды обращались ко мне с вопросами, связанными с деятельностью российских компаний (полюса, избавлявшегося от месторождений в Казахстане и Rusoro, пытающейся добиться от властей Венесуэлы увеличения экспортных квот, кстати, вполне успешно). Так не пора ли прикупить акций добывающих предприятий, ведь доходность может оказаться выше, чем при вложениях непосредственно в металл? Что же выясняется при детальном рассмотрении.
Золотодобывающая промышленность во всём мире находится, мягко говоря, в затруднительном положении, если не в кризисе. Крупнейший мировой добытчик канадский Barrick Gold отмечает, что падение производства идёт аж с 2001 года. Годовой уровень добычи упал за это время по грубым подсчётам на 10 млн унций (более 300 тонн), т.е. порядка 1 млн унций в год и эта тенденция продолжиться даже не смотря на ценовое ралли. Разведанные запасы истощены, а ввод новых месторождений не поспевает на замену старым. Мировая добыча в размере около 2 500 тонн в прошлом году отвечала только двум третям спроса на драг металл.
К великому сожалению держателей бумаг золотодобывающих компаний собственно цена за тройскую унцию имеет гораздо меньшее влияние на положение дел добытчика, нежели постоянное удорожание производственного процесса, опять же постоянный недостаток финансирования и абсолютно непредсказуемое поведение властей в регионе добычи. Для справки, стоимость добычи у 10% наиболее дорогих производителей на сегодня составляет чуть менее $1,000 за унцию.
За каждой новой унцией приходиться бурить всё глубже, а качество добытого металла падает. Проблема кроется с двух сторон: нужны как существенные вливания в развитие инженеринговых систем на действующих месторождениях, так и инвестиции в поиск новых. Бюджеты на геологоразведку даже сегодня на 20% меньше, чем были ещё десять лет назад. Всё это сопровождается вечной стройкой новой инфраструктуры, а также дополнительной социальной нагрузкой, которую на добытчиков возлагают местные власти: строительство дорог, школ, больниц и пр. Так из-за снижения качества металла и углубления шахт до уровней необходимых для попадания в Книгу рекордов Гиннеса, ЮАР утратило лидерство среди золотодобытчиков — уровень производство там упал вдвое (!) по отношению к 98 году.
Добавим к этому политические трудности, как например, «внезапную» национализацию крупнейшего месторождения на Фиджи, отзыв лицензий у Питер Хамбро Росприроднадзором (тогда, в 2006, акции компании в Лондоне подешевели сразу на 13% после первых же слов Олега Митволя).
Особо показательна как раз недавняя история с Полюсом и его казахским активом Казахголд: полюс сначала надули на стоимости сделки, оказалось что месторождение далеко не соответствует своей инвестиционной оценке, вслед за запутанной системой отчётности вскрылось и тотальное воровство на предприятии, а после этого Полюс «утратил поддержку» властей и вынужден был вернуть актив его прежним владельцам — семье Асаубаевых.
«Лёгкого» золота, лежащего на поверхности больше нет, новые крупные месторождения отсутствуют, растущие косты на добычу пожирают прибыли, а политики периодически раскачивают бумаги компаний. Пока золотопромышленники (в отсутствии бюджетов на геологоразведку) не знают, где искать новые запасы, дешевле и надёжнее добывать физическое золото на рынке.
Текст публикуется с сохранением авторской стилистики и орфографии. С другими материалами автора и с их обсуждением вы можете ознакомиться в его блоге.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- The Conversation (Австралия): вредна ли современная пшеница для здоровья и экологии?
- Три зеленых буквы.
Почему не стоит доверять приставке «эко» на упаковках продуктов. - Экотревожность: что это такое и как от неё избавиться.
- Экологические инициативы в России и в мире.
Как поддержать дистанционно и очно. - ИИ-стилист, виртуальный гардероб и зеленые технологии.
Какой будет индустрия моды будущего. - 6 фильмов об окружающей среде.
Экотерроризм, Детройт и соевые магнаты. - Почему частые серебристые облака в небе — это плохой признак? .
Отвечают австралийские ученые . - Индустрия моды, ты готова меняться?
Какие необходимы меры, чтобы потребление стало экологичным. - Как убраться после праздника .
3 рецепта экологичных чистящих средств. - Сколько стоит отметить Новый год экологично.
И почему это важно.