Подписаться на обновления
21 июляВоскресенье

usd цб 62.8666

eur цб 70.7941

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Павел Руднев   четверг, 23 апреля 2009 года, 12:59

«Золотая маска» как геополитическая проблема
«Золотая маска»: Драматический театр. Результаты награждения: кризис геополитики


Спектакль "Ленинградка" санкт-петербургского театра-студии Karlsson Haus // Дмитрий Лекай, Коммерсантъ
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



И вновь прошедшая «Золотая маска», разросшаяся до мегаразмеров, ставит серьезные вопросы о путях развития национального театра. Точнее, о проблемах его восприятия. Как же, ну как можно достойно представить в Москве провинциальные труппы?

Хотя именно «Маска» 2009 года удалась как никогда. Хорошо, грамотно распределились премии, и ярко, насыщенно, событийно прошел фестиваль, который на 15-м году своей жизни стал наконец осмыслять себя и исправляться.

«Маска» никогда не стояла на месте, это фестиваль неутомимый. Многие видят в консерватизме и устойчивости формы особую прелесть, а «Маска» — нет.

Фестиваль всегда реагировал на состояние театрального рынка. Появилась в России мода на мюзикл и заговорили о необходимости возрождать традиции советской оперетты — номинация «Музыкальный театр» отделилась от серьезной оперы.

Стали в России появляться начатки национального модерн-танца — современную хореографию тут же выделили в отдельный раздел. Есть проблема консервации оперного жанра, недостаток современных опер — «Маска» вводит номинацию оперного композитора для живых авторов как поддержку не слишком востребуемого косными театрами таланта.

Возникает ощущение того, что современный русский театр не слишком известен за рубежом, — появляется совершенно чудесный проект Russian Case, куда съезжается сотня театральных продюсеров с крупнейших фестивалей мира и смотрит по пять российских спектаклей в день, отбирая самое интересное для своих театральных форумов.

Исправление и повторение

В этом году «Золотая маска» победила свой главный недостаток — избавилась от строгих, почти иезуитских критериев отбора; она стала шире смотреть на вещи.

Появление дополнительной программы «Маска Плюс» раскрепостило и укрепило фестиваль, увеличив бюджет, но и сделав «Маску» фестивалем-праздником, а не фестивалем-соревнованием.

Вот и раздали «Золотые маски», в том числе и по всем музыкальным номинациям. Несмотря на юбилей премии, итог выглядит вполне буднично. Прошлый сезон не был богат на удачи. Хотя интересные работы всё же встречались.

В программе «Маска Плюс» фестиваль преодолел границы России. Программа театров СНГ и Балтии — это весомый вклад в утверждение России как столицы мирового театра.

Мы снова чувствуем себя культурной империей, на поле которой созревают и крепнут театральные плоды близлежащих земель. В Москве укрепляется их слава.

Программа фестиваля театров СНГ отбиралась московскими экспертами и выявила любопытную и неочевидную для нетеатрального человека тенденцию: при почти нулевом участии Украины и Беларуси программу лучших спектаклей из экс-советских республик составили прибалты (что очевидно) и театры Средней Азии (что почти что сенсационно).

Азиатские театры, которые сегодня пребывают в колоссальной культурной изоляции, существующие, как правило, не на государственные деньги и в оппозиции к традиционному обществу, составили весомую часть столичного фестиваля и укрепились, приободрились за счет московской славы.

Вирус сценического искусства в Среднюю Азию, как правило, заносили только благодаря экспансии советской культуры, и, по сути, он оказался почти что невостребованным традиционной культурой, к которой республики пытаются сегодня вернуться.

Именно в Средней Азии сегодня многие задают смертоубийственный вопрос: «А нужен ли моей стране театр?» Театры в Средней Азии остались островками европейской культуры, возникшими с приходом русских, и, как оказывается, не могут сегодня существовать без поддержки культурной метрополии.

Сообщающиеся сосуды

Второй важный итог «Золотой маски» и один из важнейших факторов раскрепощения фестиваля — это программа off. Спектакли, которые эксперты назвали претендентами на звание лучших, но оставшиеся за пределами списка, но близкими к нему.

Теперь конкурсная программа и off-программа — как сообщающиеся сосуды. Можно сравнивать, можно рассуждать о нормативах.

Слишком привычным и навязчивым стало обвинение экспертов «Золотой маски» в предвзятости и однообразии выбора, в узости охвата и двойных стандартах.

Теперь картина стабилизировалась: вот вам, пожалуйста, лучшее и вот — хорошее. Кто-то скажет: «Размылись критерии». Но дело в том, что строгость критериев и вечная гонка «Маски» за хитами приносили довольно странные плоды.

Критерии истончились, соревновательный раж сформировал формат «Москва примет этот спектакль или нет», страх провалиться парализовал волю и экспертов, и театров.

Спортивный интерес заменил эстетическую целесообразность. Давайте все-таки определимся, что важнее: лучшее или новое, своеобразное, характерное, определяющее, экспериментальное.

В принципах отбора спектаклей для фестиваля стали преобладать такие «неправильные» аргументы, как товарный вид продукта, наличие бренда. Появилось разделение на спектакли «удобные для Москвы» и «неудобные». Качество спектакля затирается, возникает мотив «продаваемости».

Вот и эстетического риска стали бояться в «Золотой маске» как экономического, не желая идти напролом, на взрыв театрального мышления. «Золотая маска» страдала от критериев престижа, заранее установленных и якобы проверенных, а философия выставки стала преобладать над философией театрального дела, театрального процесса, работы.

Существование off-программы подействовала точно так же, как свободная конкуренция уничтожает недостатки и коррупцию монополизма. Основный конфликт сместился в сторону обсуждения грани между off-программой и конкурсом.

Скажем, спектакли off-программы «Черный тополь» Алексея Песегова (Минусинский театр драмы) и «Король Лир» Николая Коляды («Коляда-театр», Екатеринбург) могли бы смело поменяться местами с совершенно лишними, на общий взгляд, спектаклями конкурса — «Полковником-птицей» Вячеслава Гвоздкова (Самарский театр драмы) или «Русским вареньем» Анджея Бубеня (Театр сатиры на Васильевском, Санкт-Петербург).

С off-программой премия становится более прозрачной, явственной — теперь ясно, из чего выбирали. Есть пространство для спора, детальных аргументов и наглядных апелляций.

Но вот еще есть серьезная проблема, которая не разрешена до сих пор и остается слишком болезненной всякий раз, когда ее касаются.

Дело в том, что «Золотая маска» всё равно так или иначе делится на московскую афишу и привозную.

Московской афишей в моменты фестиваля особо не занимаются, так как и пресса, и жюри отсмотрели и отработали эти спектакли в течение сезона, а принцип раздачи премий все-таки не так принципиален, когда понимаешь, что надо выбирать между Фоменко и Гинкасом, Фокиным и Додиным, между теми, у кого уже есть восемь «Масок», и теми, у кого их пять. Не суть дела.

Москва и немосквичи

Другое дело, привозная афиша — это вечный цейтнот, проблема, напряжение. Театры, вступающие на территорию равного соревнования, оказываются в заранее неравных позициях.

Как есть в футболе проблема «команда играет не на своем поле», так есть в театре и проблема гастролей.

«Золотая маска» сегодня проводится по принципу, как если бы в первенстве по российскому футболу все команды страны играли на площадке «Спартака», а «Спартак» играл бы только на своем поле, где футболистам известна каждая травинка, каждый бугорок, а стадион ревет от фанатов, готовых любому перегрызть горло.

Кто бы выиграл в таком первенстве?

Учредители фестиваля «Новая драма» объявили о закрытии фестиваля. Эдуард Бояков и Михаил Угаров объяснили «Часкору», что было, поделились планами и показали, что расставание прошло без взаимных упреков и обид.

В фестивале 2009 года с привозной афишей сложилось всё более-менее адекватно: премии распределились довольно точно и справедливо, хотя справедливость — термин субъективный.

Но так или иначе, три действительно выдающихся события привозной афиши были вознаграждены.

«Маску» получила «Ленинградка» — проект молодых питерских кукольников, которые сближают видеоарт, суровую кинодокументалистику о ленинградской блокаде и марионетки доморощенной народной мифологии, жителей междуквартирных перекрытий и теплых кладовок, вступающих в свои особые отношения с гуманитарной катастрофой Второй мировой войны.

Не без премии уехал в Красноярский театр кукол новая звезда российской театральной анимации художник и режиссер Сергей Иванников, поставивший в Абакане чудных «Соседей» — кукольный триллер, боевик про то, как добрый Медвежонок с подлой воровкой Лисой не могут ужиться.

И про то, что жизнь — борьба, а если не борьба, то любовь, скрывающая в борьбе острое желание сблизиться.

Наконец, «Войцек» Владимира Золотаря — спектакль Барнаульского театра драмы, приехавший на «Маску» в тот момент, когда режиссера из театра уже выжили, а его эксперимент, который теперь так удачно оценивают в Москве, ни город, ни администрация не сумели принять по достоинству.

Барнаульская драма показала спектакль с энергетикой, невиданной в провинциальном театре, со смелостью и радикализмом художественных решений.

Золотарь показывал нам мир страшный, некомфортный, отвратительный, мир на военном положении, мир, где земля покрыта останками тлеющих шинелей погибших солдат, ставших удобрением для роста новых жертв.

Здесь роли сделаны как трагический танец, а массовые сцены вкупе с монументальной эпической сценографией впечатляют и трогают своей наглядной и бесцельной агрессией.

И всё равно именно на барнаульском спектакле было видно — у артистов глаза навыкате, играют и боятся Москвы, испытывая тяжелейший стресс и дискомфорт, лицедействуя в непривычных условиях, с пылу с жару обязанные во что бы то ни стало «покорить, взять Москву».

Городок «Россия»

Возвращаясь к теме недостатков привозной афиши, надо сказать, что дело совсем не в том, что нужно всем играть в одинаковых условиях: и москвичам, и приезжим.

Для этого надо, очевидно, перевозить фестиваль в какой-то отдельно стоящий фестивальный городок, равноудаленный от всех театров России. Это проект неосуществим, как коммунизм для всей Вселенной.

Дело тут в восприятии, точнее, в смещении восприятия. После «Маски» и в этом году, и в предыдущих пресса пестрит сетованиями: «Маски розданы, а результаты слабы», «Провинциальному театру нечего предложить столице» или «Навезли нам любительского театра».

После прочтения итоговых статей по результатам «Золотой маски» обычно складывается ложное ощущение: фестиваль и его эксперты работают только на то, чтобы доказать тем, кто из Москвы на восток выезжает редко, что хороший театр есть только на запад от столицы.

Парадоксальным образом «Маска» только усугубляет это преступное предубеждение, хотя, казалось бы, создана, чтобы его разрушить.

Кому-то очень выгодно считать, что российский провинциальный театр не воспроизводит события. Другие крупные столичные фестивали, Чеховский или NET, совсем сократили, сжали до невозможности провинциальный сегмент своей афиши.

Но для того чтобы разрушить это ложное мнение, достаточно поездить по Уралу и Сибири, Поволжью или, к примеру, Якутии, чтобы увидеть театры на своей территории, играющие на своем поле.

Пресловутый соревновательный раж, установленный «Золотой маской», равняет между собой провинцию и столицу, заставляет последнюю гордиться за себя, а первую гордиться за последнюю.

«Золотая маска» пытается восстановить баланс между провинциальной культурой и столичным истеблишментом, предлагая возможность (или хотя бы мечту) пешке выйти в королевы.

Структурируя театральное пространство, «Золотая маска» принуждает поверить в то, что провинциальность — не географическое понятие, а мозговое, сугубо эстетическое.

Но это в идеале.

А реальность более сурова, и та ситуация, в которой провинциальные театры с их муниципальными, областными бюджетами и гораздо меньшими возможностями, в условиях культурной изоляции вынуждены соревноваться со столичными мэтрами, которые к тому же выступают на своей собственной территории со своей столичной клакой.

Что такое гастроли в Москве для провинциального театра? Редкость, выпадающая раз в десятилетие, скорее всего. Тот же барнаульский театр не выезжал длительное время даже за пределы своей области.

Гастроли в Москве — стресс, связанный с разницей часовых поясов, экстренностью выезда (прилетел, в тот же день сыграл, назавтра улетел, или как театр Николая Коляды, едущий в Москву за свои деньги в плацкартном вагоне проходящего поезда) или присутствием в зале VIP-публики.

Это высокая ответственность даже не столько перед столичной публикой, сколько перед городом — как известно, местная власть неудач в Москве не прощает, а при случае пеняет и злорадствует.

И так далее и тому подобное.

Речь не о том, что надо что-то менять в структуре фестиваля, в процедуре и переменять место действия, город или страну. Вопрос — как изменить восприятие, как изменить интонацию, как настроить публику и прессу, как сменить пренебрежение на милость, как разбить предубеждение, как выстроить баланс между завышенными требованиями и пониманием процесса, как духовно поддержать эту привозную афишу?

Соревновательные принципы и дух звездности, гламура, светскости, сияние вершин театрального истеблишмента, безусловно, нужны, так как в конечном итоге это повышает престиж профессии и театра как института в глазах общественности.

Но вместе с тем именно эти факторы и мешают состояться. Театр для самих работников театра — не праздник и не соревнование, а труд, пот и кровь.

Делать театр в России крайне трудно.

В провинции — почти что невыносимо.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев






 

Новости

Умер лидер группы «Високосный год»
Лидер и вокалист группы «Високосный год» Илья Калинников умер во вторник в одной из московских больниц, сообщил в четверг директор группы Алексей Кан.
Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.