Подписаться на обновления
25 маяСуббота

usd цб 64.6106

eur цб 72.3186

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Екатерина Друцкая   вторник, 20 сентября 2011 года, 11:05

Зимний взят, или Полное «Полнолуние»
Как это было. Репортаж из Сочи с самой загадочной и странной музыкально-театральной акции фестиваля «Территория»


"Полнолуние" Такетеру Кудо // Фотографии: Сергей Лисицын
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




«Полнолуние», мультимедийная экспозиция (или же тотальная инсталляция) на трёх этажах фойе Зимнего театра, помимо самоценности, подготавливает зрителя к главному действию — двухактному музыкальному спектаклю. Плюс сам спектакль.

              Дух формует среду. И формует — дугой.
              Распрямится — узнаешь, кто был ты такой!

              Например, если вынуть дугу из быка,
              соскользнёт он в линейную мглу червяка.
                  Алексей Парщиков

Проект «Полнолуние» (продюсер Е. Шерменёва, куратор П. Васильева) — сборное представление под эгидой Культурной олимпиады «Сочи 2014», показанное в сочинском Зимнем театре.

"Над лунами". Наталья Пшеничникова (меццо-сопрано), Федер Леднев (дирижер), видео Антон Яхонтов // Фото: Сергей Лисицын

Для эстетики спектаклей Кирилла Серебренникова очень важна живая музыка, написанная современными композиторами, — ей, степенью её настоящести, Кирилл проверяет правду происходящего на сцене. Музыка почти никогда не врёт (настоящая музыка), поэтому рядом с ней в театре образуется территория, на которой можно быть только правдивым. Первая часть беседы посвящена экспериментам Серебренникова с актуальными композиторами, вторая — прошлогоднему фестивалю «Территория», проходившему в Перми.

Один из учредителей и арт-директор «Территории» режиссёр Кирилл Серебренников говорил о большом риске эксперимента. Режиссёр Филипп Григорьян и композитор Алексей Сысоев — о том, что одной из задач проекта было именно стирание границ между жанрами.

Синтез новых искусств был брошен к ногам сочинцев. Теперь «Полнолуние» едет в Казань. Дальше — покорение Европы.

Солисты и исполнители произведений композитора Алексея Сысоева в постановке режиссёра Филиппа Григорьяна «Над лунами» и «Полнолуние»: вокалистка Наталья Пшеничникова и перкуссионист Владимир Тарасов. Московский ансамбль современной музыки под управлением дирижёра Фёдора Леднёва.

Танцор Такетеро Кудо. Саунд-артистка Sachiko М. Импропроект Error 404. Группа «До танца» театра «Школа драматического искусства» под руководством Андрея Андрианова.


Город и музыка

Сочи — город дихотомический. Здесь люди не делятся на тех, кто знает, что такое перформанс, и не знает.

Город не структурирован, и можно находиться внутри перформанса, но слова такого в Сочи просто нет. Те, кто оставляет интеллигентные комментарии под заметками кубанской прессы о спецпроекте «Полнолуние», — кажется, они там живут случайно.

Взаимоотношение с прошлым здесь, на юге, гораздо сильнее, чем представление о каком-то будущем. Обращение к прошлому естественно, потому что будущее или не слишком ясно, или кажется скучным.

Из какого архива вызываются новые герои? Шансон, например, в Сочи вечен. Певцы в чёрных пиджаках стоят практически друг напротив друга, каждый ревёт про «наколочку» или «шалаву царскую» для своего ресторана на променаде шириной четыре метра…

Говорится об этносе, об исторической переселенческой составляющей города, мол, утешьтесь тем, что на премьере проекта не побили никого, не сломали ничего.


Но ведь сидит на камнях под пальмами армянский еврей Марк, настукивающий гоа-транс на барабане так (то есть никак не сравнимо с пальцы-веером-шансоном), что Владимир Тарасов подошёл к нему, чтобы поиграть на его самодельном инструменте и превратить этот горный звук совсем уже в горний.

Это связанные друг с другом части сочинского этноса, но в глобальных войнах победит шансон.

Всегда ведь нужно что-то предлагать. Вот и фестиваль «Территория» пошёл на эксперимент, и это было очень отважно.

То есть, когда режиссёр Филипп Григорьян принял условия поставить музыкальный спектакль в рамках Культурной олимпиады «Сочи 2014», он не оглянулся на бэкграунд поддерживаемых ею проектов. Тех, что ближе народу, который не расстраивается от того, что живёт в мире шансона и не ведает греха перформанса.

И правильно сделал.

То, что «Полнолуние» осталось недооценённым в Сочи, — так сказать нельзя. Можно равно сказать, что постановка была оценена, а четверть зала ушла, чтобы дихотомично не смешиваться.

Помните у Парщикова: «Ёж прошёл через сито — так разобщена его множественная спина»…

Хореограф Андрей Андрианов, руководитель группы «До танца» театра «Школа драматического искусства» (наследующей одноимённой лаборатории Мина Танаки), заметил: «Я видел, как просвещённый народ на фестивале Wiener Festwochen 2011 валил с потрясающего спектакля Марталера. Только делали они это тише. В этом вся разница…»


Музыка и видео. Музыка и танец

Спецпроект «Территории» «Полнолуние» делился на мультимедийную и сценическую части.

Теодор Курентзис показал на фестивале «Территория» необычную и оригинальную музыкальную программу. Столичной публике были предъявлены две мировые премьеры опер Андреаса Мустукиса и Алексея Сюмака, дописанный московскими композиторами «Реквием» Моцарта и концерт, состоящий из радикально авангардных опусов Бориса Филановского и Антона Батагова. Один из самых молодых и самых известных современных русских — да и вообще! — дирижёров рассуждает о будущем классической музыки.

В мультимедийной были представлены произведения художников, актёров и музыкантов, не только поймавших Zeitgeist, но вперёд смотрящих: Владимира Тарасова, арт-групп «Синий суп» и Recycle, Смахтина & Хаймана & kasich, проект Валерия Васюкова (aka THE HET) в коллаборации с Леонидом Студеникиным и Дмитрием Булныгиным.

Медиахудожники Patrick K.-H. & Олег Макаров и Инженерный театр «АХЕ» представляли сразу несколько работ, но искусительно воздействовали на коллективного сочинца интерактивный перформанс первых — «CINESTETIKA, вариации» и «Планета X», фрагмент спектакля «Депо гениальных заблуждений», — вторых.

Красный перформанс, на который Patrick K.-H. & Олег Макаров пригласили актрису группы «До танца» Анну Гарафееву, в течение сорока минут перетекавшую по ступеням роскошной лестницы между этажами Зимнего театра, а на экране превращавшуюся то в знаки осциллографа, то в анаморфозы из мюнхенской Пинакотеки, — это чудо искусства было живым, а зритель совершенно очевидно впечатлился, без разговоров застыв и активизируя только камеры.


Инженерный театр «АХЕ» собирает цикл «Депо гениальных заблуждений», посвящённый исторически несбывшимся научным идеям или кажущимся сейчас смешными прогнозам учёных.

Поиски гипотетической планеты Х, прячущейся за Плутоном, начатые ещё в 1909 году Персивалем Лоуэллом, и позже возобновлялись другими исследователями.

В процессе, безусловно, находилось — но какое-нибудь другое небесное тело…

Под музыку Ника Судника, отсылающую ухо к Глассу, Ван Тирсену и Пьяццолле, мужчина и женщина (актёры Максим Исаев и Алиса Олейник) состояли в странных отношениях планеты и спутника.

В пространственной архитектуре видеомаппинга рисовались образы хищных и острых предметов. Тела обгоняли свои тени, без сознания заигрывали с опасностями, герои то были незрячими, то менялись силой характера и рук.

Но их не только притягивало, их что-то разрушало, какая-нибудь Меланхолия. Хеппи-энда не было.

Две девушки после этого фрагмента спектакля плакали, я видела…


А как девушки в самых заветных нарядах трогали рабочие поверхности не очень застрахованных мультимедийных объектов в фойе!

Да и вообще, дико энергетические работы арт-группы Recycle — изгой, прорывающийся через прозрачные слои инсталляций «Сквозь 1» и «Сквозь 2», — и разрезанное «Море» «Синего супа» служили лучшими задниками для фотографий: публика снималась без перерыва, но неужели только оттого, что около них было просто светлее?

В то же время экспериментальному музыканту Валерию Васюкову (THE НET), на цокольном этаже наполнявшему инфернальным инфразвуком слепых беспозвоночных Дмитрия Булныгина (его «Подушки» были смяты спяще позирующими на них красавицами) и слепые же пятна молекулярного видео Леонида Студеникина, зрители пытались сдать одежду.

Правильно, электронный пульт за гардеробной стойкой не виден, но хотели сдать повторно, сделав круг по зданию, одни и те же люди: место гардероба ведь не изменилось.

«Полнолуние» вызвало ливень и сбои электричества, проект «Черви» — запахи низин и труд уборщиц, отжимающих сочащиеся тряпки.

Да и смысл соседней инсталляции в цоколе резко получал девиации, когда на вращающихся каблуках (руками не трогать, а ногами?) девицы переходили вброд шевелящуюся «Реку» шлангов, ещё одну работу группы Recycle.

У экрана «Стихийного смирения» Вадима Смахтина, Эдуарда Хаймана и Сергея Касича (aka kasich), переработавших космические сигналы о цунами и создавших интерактивную видеоинсталляцию, реагирующую на движения, шли опыты с человеческим материалом.

После того как Хайман рассказал, как можно телом плавно остановить цунами, этот флигель Зимнего театра был заполнен, а инсталляция превращалась в спонтанный перформанс, о котором в Сочи, как известно, не знают.

Но не чудо ли гуманизма было сотворено!

"Полнолуние" Такетеру Кудо, видео Александр Лобанов // Фото: Сергей Лисицын

У Владимира Тарасова, помимо соло в сценическо-музыкальном действии, в мультимедийном фойе экспонировались два видео, которые в идеале, в других пространствах, надо показывать не на плазме, а всё-таки на больших экранах.

Посвящены видео его излюбленным барабану и джазу. Триптих IN BETWEEN: на контрабасе — руки Марка Дрессера (с которым Тарасов выступал и в Москве), крутящееся колесо старого парохода «Гоголь» на Северной Двине, передающее ритмику рукам, касающимся барабанов щёточками.

Видео «Третья река» (в нём барабан-гигант служит перпетуум-мобиле жизни) периодически вырубалось из-за перепадов электричества, и на экране появлялась заставка — море.

Морская тема — и сочинский зритель подходил фотографировать трафаретные волны. Инициаций новыми имиджами было слишком много, поди разбери…

Музыка и музыка

Во втором отделении, когда заполнился зал и люди ждали, как рассказывали распространители билетов, «музыки, песен, танцев» (а они были, безусловно, никто не соврал), с первых же тактов неподвижной, медленно накатывающей музыки Алексея Сысоева, парализующей простые человеческие взыскания, эмоции зала выражались поскрипыванием кресел, покашливанием, нервным смехом, голосами и хлопками в не санкционированных либретто местах.

В искусство новой академической музыки снова вкраплялся аборигенский перформанс. Наверное, не все купили буклет, чтобы прочесть о Георгии Крутикове, архитекторе-визионере, увлёкшемся воздухоплаванием и видевшем гондолу дирижабля вполне себе домом над землёй.

Крутиков написал в 1928 году проект «Новый (летающий) город», в котором убеждал сделать архитектуру пластичной и поднять в небеса жилую часть мегаполисов.

На эскизах его проекта это выглядело не «мёртво», каково он расценивал толпящиеся на планете дома.

Представить воздушные замки, собирающиеся в стаи, смог визионер Сысоев: он ещё в 2009 году описал «Летающий город» в музыке, назвав свою пьесу «Над лунами».

Произведение целиком исполнялось четыре раза и было взято фестивалем «Территория» в проект «Полнолуние», из концертной версии превратившись в сценическую.

Режиссёр Филипп Григорьян и художник Галя Солодовникова придумали минималистические урбанистические детали, строился город мечты, сценография была дополнена анимацией, которую сделал Patrick K.-H. на основе работ Эля Лисицкого. Супрематические кирпичики-дома летели по 20-метровой циклораме и должны были скучиться в плеяды, чтобы подняться в небо, но…


Ливень вырубил электричество на сцене, слетело видео, экран почернел, художник по свету Сергей Васильев поседел, сидя в рубке.

Певицу, знаменитую меццо-сопрано Наталью Пшеничникову, фирменно исполнявшую трактат Крутикова, подбросило взрывом звука.

Дирижёр Фёдор Леднёв застыл в контражуре с раскинутыми руками, музыканты Московского ансамбля современной музыки с самообладанием продолжали. Всё вместе тем не менее было эпически красиво.

Сочинец в зале присвистнул и прибалдел совсем.

Декорация повернулась на 180 градусов — появился люк, из которого должен был выкарабкаться танцор буто Такетеру Кудо для исполнения экспрессионистского соло…

Уже изготовился для игры импропроект Алексея Сысоева Error 404 (препарированный рояль, перкуссия, электроника, девайс и шланги).

Уже раздался рокот барабанов Владимира Тарасова.

Уже начала своё соло саунд-артистка Sachiko M, её чистый семпл незамутнённых синусоид предвосхищали должные вот-вот возникнуть (или нет уже?) ЛЭПы на видео Александра Лобанова (художника из группы «Синий суп»), во втором, японском акте — одноимённом «Полнолунии»…

Как потом вспоминали коллеги режиссёра, пластика ворвавшегося на сцену Филиппа Григорьяна говорила не о ливне, но о грозе.

Показалось, что он ускоряет угрожающую походку, чтобы прыгнуть в зал, подобно рок-звезде. Но режиссёр остановился на краю и тихо объяснил, что придётся начать эту часть сначала…


    Тут я хотела бы сказать снова об Алексее Сысоеве.

    Когда Теодор Курентзис, куратор музыкальной программы «Территории», предложил написать произведение для фестиваля, Сысоев, восхищённый японской культурой и, естественно, музыкой — от гагаку до саунд-арта Сачико М и мультиинструменталистики Отомо Йошихиде, решил создать посвящение этой великой стране.

    И про визионерство Сысоева иллюстрация нашлась вот какая. Когда он писал кульминацию «Полнолуния» — о мире и о человеке, о катастрофе, о знаках мироздания, о смещении ракурса приятия смерти как переходе в поле нового рождения, — на Японию обрушилось цунами…

…И родившийся из люка в подлунный мир (видео Лобанова, на котором сияющая луна проходит свой цикл, в спектакле всё же не пострадало) Такетеру Кудо, внутренней мускулатурой переносивший центр тяжести тела в мизинец, к финалу агонизировавший в макабрической пляске, — камланиями «танца темноты» остановил возню в зале, так что было слышно шуршание опавшей листвы под его затихающим телом.

Если зрители уловили некий символ, в линейке ассоциаций как-то совпавший с когда-то виденным, то, скорее всего, перформанс Кудо был считан как танец восставшего из ада или зловещего мертвеца. Что, по идее, не совсем то, что замышлял Григорьян…

Певица Наталья Пшеничникова, на соло которой проверялся зал в первом акте, а Зимний театр за семьдесят пять почти лет и вместить в себя не думал этот, лавинной энергии, голос, делилась впечатлениями:

«А мне первобытный сочинский зритель ближе. К тому же реакции были самые разные. Что-то изменилось, какие-то процессы сдвинулись — и я думаю, что не ошибаюсь. Нельзя обвинять людей, что они не так реагируют на то, о существовании чего не знали до того, как увидели. Так получилось, что я люблю публику, которой трудно, особенно пронзительно…»


Танцор Такетеру Кудо резюмировал более лаконично: «People here are very simple».

Кудо понравилась искренность, вольная витальность зрителей и жителей города в целом.

На вторые сутки репетиций «Полнолуния» в Сочи он оказался в полиции.

Его выручили армяне, поручившиеся за его нравственность, а чуть раньше — пригласившие японскую звезду осветить их компанию в темноте набережной.

Они говорили с ним по-английски и предлагали распивать недозволенное.

Недозволенное становится дозволенным, если его задрапировать в пакетик, который нужно купить там же, на набережной. Иными словами, если ты пьёшь недозволенное из пакетика, все знают, что ты пьёшь недозволенное. Но оно же в пакетике! Пакетиков не было? Есть дихотомия…

Однако ощущение после премьеры осталось такое, что в Сочи — революция, Зимний взят!




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Тяжёлое ремесло невесомых танцовщиц

Чего стоит успех балерины

Редкий человек не слышал о том, как тяжело стать профессиональной балериной: выносить многочасовые репетиции, жёсткий режим, постоянную конкуренцию. Тем более трудно справляться с этим начинающим балеринам. Бывшие ученицы балетных студий и хореографических школ вспоминают, с какими трудностями им пришлось столкнуться в училищах.

11.11.2018 16:00, Татьяна Копенкина


Вацлав Нижинский

«Золотой век» русского балета

Вацлав Нижинский – великий танцовщик и хореограф начала XX века, слава и трагическая судьба которого тесно переплетена с золотым веком русского балета. Он стал одним из первых танцовщиков-мужчин в мире, чьи балетные партии смогли затмить славу многих прим того времени. Его пластичность и артистическая харизма, благодаря которым Нижинского называли человеком-птицей, принесли ему известность на всю Европу. О его жизненных коллизиях ходят целые легенды: снимают фильмы, пишут романы, ставят драматические и балетные спектакли и все это связано с разными периодами, безусловно, многогранного творчества.

14.01.2018 19:00, Мария Молчанова для «Дилетанта»


Родину себе не выбирают?

Вопреки всем предчувствиям и пророчествам, премьера балета «Нуреев» в Большом театре все-таки состоялась

Пусть и со второй попытки, уже в отсутствие режиссера. Ее отмена летом вызвала резонанс однозначно более мощный, чем если бы спектакль удалось выпустить в штатном режиме. Почему не удалось – вопрос отдельный, есть официальная версия (неготовность работы к показу на публике), есть множество альтернативных, по нынешней моде конспирологических, с углублением в тайны кремлевского двора и секреты патриаршего подворья.

09.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


«Семирамида» – одно из чудес света

В рамках Большого фестиваля РНО прозвучала опера Дж. Россини «Семирамида» в концертном исполнении Российского национального оркестра, хора Академии хорового искусства им. Виктора Попова и солистов. Дирижер Альберто Дзедда (Италия). Художественный руководитель фестиваля Михаил Плетнев.

28.09.2015 16:00, Лилия Ященко


Смеюца морщинки на синем сене

В Электротеатре Станиславский завершились премьерные показы пятиактного оперного триллера “Сверлийцы”

Художник Герман Виноградов сравнил спектакль с волшебной пилюлей, погружающей практически в психоделический трип, но изготовленнной при этом разрешенным законодательством способом. Опера действительно напоминают сон, сладкий обморок, во время которого попеременно оживает прошлое и будущее, играет атональная музыка, текст застревает в памяти поэтическими всполохами и окончаниями “ца” вместо “тся” и “ться”, а смыслы то и дело ускользают, ибо “Сверлийцы” - не предъявление смыслов, а скольжение по ним.

20.07.2015 09:30, Артур Гранд


Пышный праздник эпохи барокко

«Сон в летнюю ночь», новая постановка Музыкального театра республики Карелия, баррокальный балет-феерия на музыку Ф. Мендельсона подробно разбирает природу человеческого конфликта. Рассказывает о том, как важен в отношениях каждый пустяк, ведь из мелочей и рождается большая ссора. Запутанная шекспировская история кажется очень современной – ведь в ней ощущается иронический, пресыщенный, усталый внутренний разлад нашей эпохи.

09.06.2015 16:00, Ольга Погодина-Кузмина


«В натуре безупречный»

«Титий безупречный» А.Маноцкова в Камерном театре им. Б.Покровского, реж. В.Мирзоев, дир. А.Кашаев

В основе либретто - пьеса Максима Курочкина, а полноформатная двухактная опера на современный постмодернистский текст по определению не может не отдавать пародией. К тому же «Титий безупречный» - это еще и «спектакль в спектакле».

07.04.2015 13:00, Вячеслав Шадронов


При участии солдат и мирного населения

Европейское в параллель с национальным: две оперные премьеры в Мадриде. «Театро Реаль» и «Театр Сарсуэлы»

Известные мадридские музыкальные театры привлекают постановщиков, хорошо известных в Москве. Именно поэтому последние испанские премьеры интересно смотреть на фоне московских спектаклей.

05.03.2014 16:00, Вячеслав Шадронов


Слово о любви Игоревой

Самая громкая оперная премьера сезона в Большом театре продемонстрировала торжество мультикультурности

Нынешний «Князь Игорь» не менее авангарден, чем «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова, звучавшего на открытии исторической сцены, продолжая линию на модернизацию русских классических опер.

21.06.2013 11:05, Дмитрий Бавильский


Лондон. Февраль тринадцатого. Балет

Впечатления

Рассказом о Королевском национальном театре Англии я начал публиковать заметки о недавних лондонских театральных впечатлениях. Сегодня драматический театр уступает место Его Величеству Балету. Я приглашаю вас в Королевский оперный театр Англии (Ковент-гарден), где вот-вот поднимется ярко-красный занавес и начнется вечер одноактных балетов в исполнении артистов Королевского балета (The Royal Ballet).

13.03.2013 11:25, Сергей Элькин






 

Новости

Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.
Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.