Марина Бувайло. Игры. М.: НЛО, 2009.
Новый сборник Марины Бувайло озаглавлен «Игры» по названию одной из повестей, и сама её проза как будто вырастает из игры — из той сложной, многоходовой самозабвенной игры, какой со страстью предаются дети. А также некоторые писатели, умеющие смастерить из подручных средств коробочку, зажечь внутри оранжевый абажур и посадить под ним мужчину и женщину, которым никогда не наскучит рассказывать свою бесконечную историю.
Без такого самозабвенного погружения в придуманную жизнь это была бы качественная женская проза, что тоже совсем неплохо, ведь в лучших её образцах очень много достоинств. Однако, увы, читательская аудитория подобной литературы, скажем так, не универсальна. В случае же Марины Бувайло — при всех родовых признаках упомянутой женской прозы — мы имеем дело с феноменом, объединяющим взыскательных читателей независимо от пола и возраста. Речь идёт о языке, который, стоит лишь прислушаться к ритму повествования, к строю фразы, вглядеться в прихотливые узоры сюжета, точно интонирует свою собственную мелодию.
Марина Бувайло, конечно, «женский» автор, но посмотрите на её выбор героев: это всё сплошь «не такие, как все» люди, маргиналы, изгои, подростки, так называемые люди искусства, навсегда или на время оказавшиеся на обочине, навсегда или на время уязвлённые своим талантом, бедой и неумением встроиться в мейнстрим. Собственно говоря, если иметь в виду историю России XX века, такие персонажи заведомо интересней всех прочих, и уж во всяком случае очевидно, что автор если и не принадлежит к их числу, то, безусловно, из их ближнего круга.
В сборнике две новые повести и одна довольно уже старая, опубликованная в 1995 году в журнале «Звезда» (Stille Nacht). «Игры» — вторая настоящая, то есть бумажная, книжка Бувайло. Считается, что именно по второй книге можно судить, состоялся ли молодой автор как писатель или нет. В нашем случае все эти ориентиры — сплошные обманки. Во-первых, повести не новые, просто их прежде не публиковали. Во-вторых, дебютно-литературная молодость этого автора позади: в Сети давно уже лежат её превосходные тексты, ничуть не хуже тех, что опубликовало сейчас издательство «НЛО». Да и вообще, у Марины Бувайло, наверное, пока не так много читателей, но зато все они — её преданные и верные почитатели, способные по достоинству оценить класс писателя.
Критика:
Кирилл Анкудинов («Бельские просторы»): «Лучшая проза мартовского «Знамени» — рассказ «Улика» Марины Бувайло. Вот его сюжет: повествовательница, живущая в Вене, знакомится с семейством новоиспечённых эмигрантов, следующих в США; подросток из этого семейства — «творческая натура»: пишет стихи, ищет себя, критичен к родителям и не намерен ехать с ними, даже поговаривает о намерении вернуться в Советский Союз. Через некоторое время он сбегает из семьи, сердобольная рассказчица пускает его к себе — и тут начинаются сюрпризы. Мальчишка исчезает, затем обнаруживаются свидетельства, что он похищен мафией, его знакомые (включая рассказчицу) мечутся по всей Австрии, наталкиваясь на новые и новые неясные «улики». В итоге выясняется: малолетний паршивец эдак развлекался, манипулируя взрослыми. Вообще-то сразу можно было догадаться. Надеюсь, что текст Марины Бувайло не основан на реальных событиях — будет обидно усомниться в уме автора».
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Смертельная жажда жизни.
«Нежность к мертвым», дебютный роман Ильи Данишевского, изданный «Опустошителем», предъявляет едва ли не самого странного автора, пишущего сегодня по-русски. - Неопознанный религиозный объект.
Как разные конфессии относятся к инопланетянам. - Разомкнуть характеристики человека.
- Эраст Фандорин русской критики.
Александр Чанцев: когда рыбы встречают птиц. - Впереди вечность.
В воскресенье, 25 октября в возрасте 83-х лет после продолжительной болезни скончался в больнице писатель Юрий Витальевич Мамлеев. - Нина Садур: нервная система бравых пьес.
- Алексей А. Шепелёв: О новом романе "Москва-bad" и будущем литературы.
- «Наше вам с кисточкой».
- Как найти и не потерять своё счастье.
Рецепты от Светланы Храмовой. - Мой неправильный ты.
Фрагмент из романа.