20 маяПонедельник

ЗОЖ  Диета  Медицина  Народная медицина  Психология  Духовность  Практики  Экология  Хобби  Проблемы
старения

Аптекарский огород
  среда, 20 июля 2016 года, 13:00

Здоровье по Дарвину
Почему медицина развивается, а мы болеем все чаще

© Alma Haser

Недавнее исследование показало, что разница в уровне смертности между современными жителями развитых стран и первобытными охотниками-собирателями больше, чем между охотниками-собирателями и дикими шимпанзе. Эти значительные изменения главным образом были достигнуты всего за четыре последних поколения, притом что на Земле в общей сложности жило около 8 тысяч поколений людей. Но эта оптимистичная статистика скрывает один вызывающий недоумение и беспокойство факт: сегодня мы наблюдаем не снижение, а, наоборот, рост заболеваемости.

T&P опубликовали главу из книги научного журналиста Джереми Тейлора «Здоровье по Дарвину: Почему мы болеем и как это связано с эволюцией», которая выйдет в издательстве «Альпина Паблишер» в конце лета.

Эволюцию вовсе не интересуют наше здоровье, счастье или долголетие. Если говорить дарвиновским языком, ее интересует только максимизация репродуктивности индивидов. Это означает, что она продвигает только такие изменения в живых организмах, которые позволяют им адаптироваться к изменениям окружающей среды и размножаться. Если некое генетическое изменение у определенных представителей вида обеспечивает их репродуктивное преимущество, ответственные за него гены распространятся внутри популяции. Другими словами, эволюция озабочена бессмертием генов, но не бессмертием тел. Если она и позволяет индивидам выживать за пределами репродуктивного возраста, то оставляет им только такие качества и способности, которые повышают шансы на выживание генов, переданных ими детям и внукам. Эволюция не разрабатывает предварительных проектов и планов, она не способна заглядывать в будущее, видеть истинную причину проблемы и находить идеальное решение для ее устранения. Другими словами, когда какое-либо изменение окружающих условий требует соответствующего изменения в конструкции или функции организма, эволюция не пытается решить проблему успешного выживания представителей данного вида путем фундаментального усовершенствования «проекта», а ищет самое быстрое и легкое решение.

Из всех аутоиммунных заболеваний диабет 1-го типа (и его все более раннее диагностирование) стремительно становится главным бичом нынешнего одержимого гигиеной западного мира. По прогнозам, уровень заболеваемости среди европейских детей в возрасте до пяти лет в течение следующего десятилетия должен удвоиться. Печальным рекордсменом здесь является Финляндия с самым большим процентом диабетиков 1-го типа в мире. В попытке выяснить причины такого положения дел Микаэль Книп и его коллеги из Университета Хельсинки провели широкомасштабное исследование, чтобы определить, какую роль играют генетические, а какую — внешние факторы в развитии этого серьезного заболевания, при котором иммунная система организма атакует бета-клетки поджелудочной железы, ответственные за производство инсулина, что приводит к хронически высокому уровню сахара в крови. Несмотря на то что инсулиновая терапия позволяет стабилизировать состояние и устранить угрозу жизни, у многих больных со временем развивается слепота и поражение почек.

Карелия — территория на севере Европы, где традиционно проживает карельская народность. Эта территория разделена на две части: одна находится в Финляндии, а другая во время Второй мировой войны была присоединена к России. Таким образом, с тех пор существует финская и российская Карелия. Несмотря на то что российские и финские карелы имеют одинаковый генетический профиль, включая одинаковую предрасположенность к диабету, их социально-экономическое положение и состояние здоровья существенно разнятся. Согласно Книпу, один из самых резких в мире перепадов в уровне жизни существует на границе между российской и финской Карелией, поскольку по объему ВНП последняя опережает первую в восемь раз. Это даже больше, чем разница между Мексикой и Соединенными Штатами. Тем не менее распространенность диабета 1-го типа, а также множества других аутоиммунных заболеваний на финской стороне гораздо выше. Среди финских карелов диабет встречается в шесть раз чаще, целиакия — в пять раз чаще, аутоиммунные заболевания щитовидной железы — в шесть раз чаще, а также наблюдается более высокий уровень заболеваемости различными аллергиями, чем среди российских карелов.

Книпу удалось наладить сотрудничество с российской стороной и собрать медицинские данные, образцы стула, пробы крови и мазки с кожи и из носа у нескольких тысяч детей по обе стороны границы. Исследователи обнаружили, что к 12 годам российские карелы подвергаются более высокой микробной нагрузке и имеют более разнообразные по своему составу колонии микробов в кишечнике: шире представлены полезные виды бактерий, которые играют серьезную роль в защите и поддержании состояния оболочки кишечника. Исследователи также нашли биохимические свидетельства более точной работы иммунной системы. Кроме того, хотя дефицит витамина D часто указывается как важный фактор развития диабета 1-го типа, исследователи обнаружили на российской и эстонской сторонах более низкие уровни витамина D, чем на финской. Грубо говоря, российские карелы живут беднее, чем их финские собратья, но с точки зрения иммунозависимых заболеваний они гораздо здоровее.

Может ли раннее знакомство с широким кругом бактерий, грибков и гельминтов (которые в прошлом атаковали детей с самого рождения) действовать так же, как детские прививки — например, как тройная вакцина против кори, краснухи и паротита, — то есть стимулировать иммунитет? Гигиеническая гипотеза в ее первоначальном варианте утверждает, что так оно и есть. Эта гипотеза впервые появилась в XIX веке в контексте изучения аллергии. В 1873 году Чарльз Харрисон Блэкли заметил, что сенная лихорадка, или поллиноз, причиной которой является аллергическая реакция на пыльцу, крайне редко встречается у фермеров. Чуть позже, в 1980-х, Дэвид Стрэкен из госпиталя Святого Георгия в Лондоне установил, что наличие в семье нескольких старших братьев и сестер также ассоциируется с более низким риском развития сенной лихорадки. Он предположил, что от развития аллергии младших детей защищает так называемый «синдром грязного брата», то есть большое количество постнатальных инфекций в многодетных семьях. Таким образом, гипотеза Стрэкена гласила, что в результате таких ранних инфекционных атак дети приобретают иммунитет к этим заболеваниям (точно так же, как это происходит при детской вакцинации) и что наша почти патологическая одержимость гигиеной лишает нашу иммунную систему столь важного стимулирования. Между тем за последние десять лет был обнаружен ряд важных свидетельств того, что здесь могут существовать куда более глубинные взаимосвязи.

Примерно через неделю после рождения изначально стерильный кишечник ребенка заселяется колонией микроорганизмов, насчитывающей до 90 триллионов бактерий. Вот несколько удивительных фактов: общее количество бактерий в нашем кишечнике на порядок превышает общее количество клеток в нашем теле; вся микрофлора кишечника весит намного больше, чем наш мозг или печень, а совокупное количество бактериальных генов в сто раз превосходит количество генов в геноме человека. Эти микробы — вовсе не туристы, а местные жители в нашем организме. Хотя ученые уже давно признали, что большая часть микробиоты является безвредной и даже полезной, считалось, что мы позволяем им забирать часть питательных веществ, проходящих через наш кишечник, и обеспечиваем их теплой и бескислородной средой обитания. Взамен они снабжают нас отходами своего пищеварения, такими как витамины B, H и K, которые мы не можем производить сами, а также расщепляют сахара и жирные кислоты наподобие бутирата, способствуя метаболизму. Но теперь стало ясно, что наши отношения со «старыми друзьями» выходят далеко за рамки такого симбиоза. Мы эволюционировали в столь тесной взаимозависимости с нашей микробиотой, что разделять наши с ней геномы больше нет смысла. Отныне ученые говорят о метагеноме, представляющем собой совокупность геномов человека и его микробиоты, — суперорганизме, в котором мы, люди, являемся младшими партнерами и без которого мы уже не можем существовать. Ученые задают два фундаментальных связанных между собой вопроса. Во-первых, каким образом наш организм отличает «старых друзей» (синантропные бактерии, грибки и кишечные гельминты) от опасных патогенов, чтобы мирно уживаться с первыми и атаковать вторых? Во-вторых, что происходит со здоровьем человека, когда эти «старые друзья» ослабевают или полностью исчезают? Ответы на эти вопросы позволяют нам лучше понять процессы, протекающие в нашем организме, и получить более точное представление о работе нашей иммунной системы, что, в свою очередь, поможет разработке нового поколения фармакологических средств, которые помогут побороть масштабные эпидемии аллергических и аутоиммунных заболеваний, терзающие сегодня развитые страны.

Здесь действует один общий принцип. Иммунной системе человека пришлось научиться быть толерантной к широкому спектру микробов и грибов, которые присутствовали в пище и воде — и, следовательно, инфицировали людей — на протяжении миллионов лет. То же самое касается и гельминтов: как только они поселялись в организме, избавиться от них было почти невозможно, поэтому иммунная атака на них принесла бы непропорционально больше вреда, чем пользы. Например, упорные попытки иммунной системы уничтожить личинки нитевидного гельминта Brugia malayi могут приводить к развитию воспалительных уплотнений в стенках лимфатических сосудов и их закупорке, что вызывает слоновую болезнь. Тысячелетия совместного существования привели к развитию состояния взаимозависимости. Этим синантропным организмам нужно было научиться манипулировать нашей иммунной системой таким образом, чтобы иметь возможность спокойно существовать внутри нас, не подвергаясь постоянным атакам, а нашей иммунной системе нужно было научиться не реагировать чересчур интенсивно на этих долгосрочных резидентов, чтобы не причинять вреда своему же организму. Это означает, что в определенном смысле мы передали контроль над нашей собственной иммунной системой обитающей внутри нас микробиоте. Но тут есть одна опасность: дело в том, что подобная схема иммунной регуляции прекрасно работает при наличии в нашем кишечнике богатого ассортимента дружественных бактерий, грибов и гельминтов, но как только «старые друзья» исчезают, эта схема быстро дает сбой. Наша мощная иммунная система, привыкшая функционировать в присутствии относительно безвредных эндопаразитов, выходит из-под контроля и лишается тормозов, вызывая хронические воспалительные процессы, что и является причиной сегодняшних эпидемий аллергических и аутоиммунных заболеваний.

Как могут бактерии в нашем кишечнике общаться с нашим головным мозгом и наоборот? Что служит каналом коммуникации между ними? Недавно исследователи Эмеран Майер и Кирстен Тиллиш провели интересное исследование: они попытались определить влияние пробиотических бактерий на настроение и мозговую активность людей. Исследование было проведено на группе здоровых женщин-добровольцев с использованием функциональной МРТ. Одна группа женщин принимала ферментированный пробиотический питьевой йогурт два раза в день в течение четырех недель, вторая группа была контрольной. Женщин обследовали при помощи функциональной МРТ до и после курса терапии: в состоянии покоя и во время просмотра изображений лиц, выражающих различные эмоции. Исследователям удалось идентифицировать тот самый коммуникативный канал между кишечником и мозгом: им оказался пучок нервных волокон в стволе головного мозга, известный как ядро одиночного пути (или ядро ​​солитарного тракта). Это ядро получает сигналы от блуждающего нерва, который иннервирует кишечник, и, в свою очередь, активирует нейронные контуры, которые проходят через высшие мозговые центры, включая миндалину (отвечает за страх и другие эмоции), островковую долю и переднюю поясную кору, то есть все те зоны, которые участвуют в обработке эмоциональной информации. У добровольцев, принимавших пробиотический йогурт, наблюдалось снижение активности в данных нейронных контурах, что свидетельствует о более низких уровнях возбуждения и тревоги. Эти женщины демонстрировали более спокойные эмоциональные реакции. И хотя результаты данного исследования следует интерпретировать с осторожностью, разумно предположить, что пробиотические бактерии в кишечнике способны посылать сигналы в головной мозг через посредничество блуждающего нерва, в буквальном смысле слова позволяя нам чувствовать нутром.

В недавно опубликованной статье Джо Элкок, Карло Мейли и Афина Актипис приводят множество свидетельств того, что обитающие в нашем кишечнике бактерии способны влиять на наше питание, порождая тягу к тем продуктам, которые дают им конкурентное преимущество в толстой кишке. При этом они вызывают состояние неудовлетворенности и беспокойства, пока мы не съедим нужные им продукты, например шоколад, который не только доставляет удовольствие через стимулирование центра вознаграждения в нашем мозге, но и удовлетворяет питательные потребности бактерий. Через блуждающий нерв кишечные бактерии манипулируют нашим поведением. Это открывает перед нами фантастические возможности — путем изменения видового состава кишечной микрофлоры менять наши привычки в питании и даже предотвращать ожирение.

Возможно, мы вступаем в эпоху, когда микробиология и иммунология (и, в частности, гипотеза «старых друзей») начнут оказывать реальное влияние на политику общественного здравоохранения. Так, микробиолог Мартин Блейзер выражает глубокую обеспокоенность в связи с чрезмерным использованием антибиотиков. Все мы знаем об опасностях распространяющейся сегодня множественной устойчивости к антибиотикам, которая ведет к появлению супермикробов, практически не поддающихся уничтожению. Но стандартная практика лечения антибиотиками широкого спектра действия также уничтожает дружественные и полезные синантропные бактерии в нашем организме, приводя к катастрофическим последствиям. К 18 годам, отмечает Блейзер, американские дети в среднем проходят от десяти до двадцати курсов лечения антибиотиками, которые убивают не только врагов, но и «старых друзей». В некоторых случаях кишечная микробиота так никогда и не восстанавливается, поэтому нынешние эпидемии диабета 1-го типа, ожирения, воспалительных заболеваний кишечника, аллергии и астмы в значительной степени вызваны нами самими. Так, риск развития воспалительных заболеваний кишечника возрастает вместе с количеством курсов антибиотиков. Еще хуже, что антибиотики используются в промышленных масштабах при выращивании сельскохозяйственных животных — только лишь для того, чтобы стимулировать быстрый набор веса. Антибиотики стандартно назначаются почти половине беременных женщин в Соединенных Штатах, а поскольку дети получают кишечную микрофлору от своих матерей, каждое следующее поколение начинает жизнь с более бедным наследством в виде дружественных микробов, чем предыдущее.

Источник: theoryandpractice.ru

Хотите жить дольше?

Отложите телефон

Возможно, вы, как и большинство людей, уже задумывались о том, что нужно меньше времени проводить с телефоном. Это неплохая идея. Все больше исследований доказывают, что чрезмерное использование смартфонов нарушает сон, опускает самооценку, разрушает отношения, портит память, снижает концентрацию внимания, подрывает продуктивность, творческие способности, навыки решения проблем и принятия решений. Но это еще не все.

20.05.2019 09:00, Жанна Омельяненко, megaplan.ru

Почему нам сложно просить и принимать помощь

И стоит ли об этом просить

— Давайте я вам помогу? У входа в подъезд вижу молодую женщину и коляску с маленьким ребенком, ребенок побольше держит дверь, пока его мама носит вверх по лестнице большие сумки-пакеты. Нет, я не хочу быть «добренькой», не думаю в этот момент о «европейской» и «неевропейской» вежливости, не вспоминаю множество статей и постов в интернете о том, как правильно помогать, — как толерантных, так и не очень, как злобных, так и жалобных, как со стороны тех, кто «принципиально не помогает», так и со стороны тех, кому «неправильно помогли». Я просто предлагаю помощь машинально, ведь я сама мама и знаю, как непросто бывает куда-то выйти/войти с двумя детьми сразу (впрочем, и с одним ребенком и пакетами тоже).

19.05.2019 09:00, Анна Ершова, matrony.ru

Психологи познали добро и зло

Нужно ли поступать с ближним так, как хотел бы, чтобы он поступал с тобой?

Мало того, что у людей есть несколько разновидностей совести — мы еще и способны выбирать, какой из них воспользоваться в каждый конкретный момент.

18.05.2019 09:00, Алексей Алексенко для журнала «Сноб»

В помощь худеющим к лету: принципы растительной диеты

Как овощи и фрукты помогают очистить организм и снизить вес

По данным исследователей Daily Mail, от болезней сердца, ожирения и высокого давления, вызванных чрезмерным употреблением соли и недостаточным потреблением овощей, в 2016 году Европе умерло 2,1 млн человек. Россия входит в десятку стран, где люди умирают от болезней, связанных с питанием. Рассказываем о принципах растительной диеты, основанной на употреблении большого количества клетчатки.

14.05.2019 16:00, Еркнапешян Марианна

Ты красивая. Наши соболезнования

Почему красивые девушки часто одиноки?

Редакция Pics не рискнет утверждать, что красивая женщина, не глядя, махнулась бы местами с некрасивой. Мы лишь рискнем предположить, что дорога красивых женщин не усыпана лепестками фиалок, крупными купюрами и самоубившимися от несчастной любви поклонниками. Нет, ну правда:

14.05.2019 09:00, pics.ru

Как войти в незнакомую комнату

Генетика vs воспитание: что сильнее влияет на наше поведение в новой обстановке

Одна из основных потребностей человеческого мозга — потребность в классификации. Если уж не понять и не научиться управлять, так по крайней мере разложить все по полочкам. Так легче, так проще жить, так создается иллюзия понимания. Я сама, разумеется, не исключение и тоже люблю все классифицировать.

11.05.2019 09:00, Катерина Мурашова для журнала «Сноб»

«Не ори на меня»

Мужской и женский стресс: в чем разница и как нам понять друг друга

Женщина часто обижается на мужчину за то, что он не может ей дать все то, в чем она так нуждается, когда ей плохо. Но часто и сама женщина не понимает поведение мужчины в периоды, когда плохо уже ему, обижается на него и закатывает скандалы. Так между двумя любящими людьми вырастает стена.

10.05.2019 09:00, Татьяна Маркова, lady.tut.by

«Наш дом горит, но мы смотрим куда-то в сторону»

Биоразнообразие в мире стремительно сокращается

Эксперты Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам провели в Париже недельный семинар для привлечения внимания к ускорившемуся исчезновению видов. В отличие от исчезновения динозавров 65 миллионов лет назад, сейчас все происходит на протяжении всего нескольких десятилетий, а главная ответственность лежит на одном виде, человеке.

08.05.2019 16:00, Пьер Ле Ир (Pierre Le Hir)

Почти как зомби

Почему сознание — это не мозг и как это доказать

В научном сообществе не прекращаются споры о том, что такое сознание. Нейробиологи часто отождествляют его с процессами, протекающими в человеческом мозге. Философ Антон Кузнецов объясняет, почему это слабая позиция. О «слепом зрении», иллюзиях и «аргументе зомби» — в конспекте его лекции.

08.05.2019 13:00, theoryandpractice.ru

«Не будь эгоистом, подумай обо мне»

Может ли отстаивание личных границ быть токсичным

Слово 2018 года по версии Оксфордского словаря — «токсичный», и не в последнюю очередь благодаря поп-психологии, которая сделала его универсальным определением для всего, что доставляет нам дискомфорт. Другой популярный термин — «личные границы», которые мы наконец-то учимся отстаивать, несмотря на то что нашей культуре это не очень свойственно. Вместе они составляют беспроигрышное комбо, особенно в сетевых спорах, где на обвинения в нарушении границ отвечают обвинениями в токсичности. Но может ли психотерапия не только научить человека заботиться о себе, но и превратить в эгоиста?

04.05.2019 09:00, theoryandpractice.ru

В Шотландии ввели депозит за пластиковые бутылки и алюминиевые банки
Предполагается, что рост цен на напитки должен стимулировать шотландцев возвращать тару из-под них.
Минприроды предложило запретить одноразовую пластиковую посуду
Министерство природных ресурсов и экологии России готовит законопроект, запрещающий продажу одноразовой посуды из пластика, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на главу ведомства Дмитрий Кобылкина.
Разработана российская методика рейтинга «зеленых» вузов
Движение ЭКА в рамках программы «Зеленые вузы России» разработало авторскую методику рейтинга «зеленых» вузов. Сейчас она проходит апробацию, сообщает пресс-служба организации.
Эксперты ООН выяснили, что человечество довело до вымирания около миллиона видов растений и животных
Главной же угрозой биоразнообразию Земли они считают сельское хозяйство.
Противники вывоза московского мусора в Архангельск сожгли два моста к строящейся свалке
Неизвестные сожгли два моста, ведущих к станции Шиес, где строится полигон под московский мусор.