Подписаться на обновления
21 августаСреда

usd цб 66.7840

eur цб 73.9766

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Андрей Фоменко   среда, 10 октября 2018 года, 16:00

Здесь вечной зиме не смениться весной
О расхождениях в законе, авторском праве в России и музейных страданиях


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Принято считать, что охрана авторских прав создаёт проблемы для музеев. Однако при детальном анализе оказывается, что проблемы эти надуманные и решать их незачем, так как достоинства и недостатки находятся в равновесии. Чего не скажешь об авторском праве, затрагивающем пользователей.

Для примера в этой статье мы обсудим фотографии, хотя аналогичная проблема возникает с рукописями, фильмами и другими произведениями.

Ретроактивная охрана фотоснимков

Есть две модели охраны авторских прав: запретительная и разрешительная.

С 1964 по 1993 год в СССР работала разрешительная модель. Если фотограф хотел создать свои авторские права, он должен был подписать каждую фотографию. Если же такой записи не было, согласно 475 статье ГК РСФСР разрешалось ее свободное использование.

Собирая фотографии, музеи не заботились о письменной передаче прав и не заключали договор с фотографами, поскольку сделали логичный выводом о том, что если фотографии не охраняются авторскими правами, значит, и договор не нужен. Договора не было даже тогда, когда был известен автор неподписанных отпечатков.

В 1993 году был принят Закон об авторском праве (его установки сохранились в Гражданском кодексе). Ситуация изменилась: возникли авторские права на все фотоснимки, и анонимные, и с известными авторами. Закон запретил использовать их без разрешения. Если раньше владелец анонимного отпечатка мог считать его перешедшим в общественное достояние и свободно использовать, то после 1993 года он таких прав лишился. Теперь для использования фотографий нужно было иметь договор с автором или наследником снимка, хотя его почти нигде не заключали.

Получается, что сейчас музеи располагают бумажными экземплярами фотоснимков, однако не владеют никакими правами на сами фотографии (произведения). Закон запрещает их использовать — копировать, воспроизводить, распространять, показывать экземпляры в публичном месте (в том числе на выставке), передавать их по интернету и телевидению, перерабатывать и доводить до всеобщего сведения.

Неопределённый статус служебных произведений

В музеях есть фотоснимки, которые были сделаны по музейному заданию. Узнать об этом можно из газетных статей, в которых сам фотограф говорит об этом, или по отчётам об экспедициях. Нередко фотограф оставлял музею свои негативы.

В подобных случаях сложилась традиция считать музей правообладателем. Однако такие работы не могут считаться служебными произведениями, потому что их автор не был сотрудником музея, а передача негативов и отпечатков не означает передачу прав. Таким образом, юридически доказать права на эти снимки музеи не могут.

Ещё интереснее ситуация с новыми произведениями. Гражданский кодекс гласит, что «исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю» (статья 1295). Однако исключительное право — это имущественное право (статья 1226). Музей является государственным учреждением, всё имущество музея принадлежит учредителю. Наверное, исключительное право тоже принадлежит учредителю? Нет, учредитель не является работодателем и не входит в 1295 статью. Здесь мы видим противоречие.

Публикация и начало охраны авторских прав

Охрана авторских прав продолжается при жизни автора и в течение 70 лет после его смерти, а для анонимных работ — 70 лет с года публикации произведения.

Понятие «публикация» определено как в ГК РФ, так и в Законе о музейном фонде. И они ничуть не совпадают. Какое же определение стоит выбрать?

Закон о музейном фонде гласит, что публикация включает «все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путём публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей». Тем самым предполагается, что если перед нами музейный экспонат, тогда его публичный показ и воспроизведение будут законны.

Гражданский кодекс гласит, что публикацией будет «выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения». Право на публикацию принадлежит автору, а передача в музей вовсе не означает согласия на публикацию произведения.

Одна школа учит, что надо следовать Гражданскому кодексу, потому что это более поздний закон и кодифицированная норма, а кодексы имеют приоритет. Другая школа учит, что надо следовать музейному праву, потому что это специальная норма, которая уточняет общую. При этом ГК разрешает воспроизводить фотокопии произведений в каталогах выставок и в изданиях, посвященных музейной коллекции. Похоже, что это — публикация, и с неё начинается срок охраны авторского права анонимных работ.

Авторская охрана экспонатов

В одном музее мне довелось увидеть экспонат — модель избы. Эта модель была исполнена в 1920-е годы, известно имя автора модели и известен год поступления модели в музей.

А вот год смерти автора неизвестен. С равной вероятностью может случиться так, что автор умер в тридцатые или в семидесятые годы. В одном случае авторские права на этот макет уже прекратились, а в другом продолжаются ещё сорок лет (или даже больше, если автор работал или воевал во время Великой Отечественной войны, или если автор был реабилитирован). Ситуация здесь очень запутанная. Непонятно, кто и как может распоряжаться правами на такое авторское произведение.

А это значит, что фотокопию такого экспоната использовать нельзя.

Национализированное имущество КПСС

Указ Президента № 90 от 25.08.1991 «Об имуществе КПСС и КП РСФСР» говорит, что имущество КПСС и КП РСФСР объявлено государственной собственностью, а право пользования таким имуществом в РСФСР передаётся территориальным органам власти.

В музеях собраны фотографии, которые были исполнены фотографами партийных органов по служебному заданию. На таких фотографиях обычно есть запись об авторе и правообладателе. Например, на иллюстрации — подпись фотографа Бориса Аркадьевича Саранцева, который был фотографом Ярославского областного комитета КПСС.


Что стало с имущественными авторскими правами на такие произведения? Кто теперь является правообладателем? Это государственная собственность? Или права переданы правительству Ярославской области? Всё это — тайна!

Как решаются эти проблемы

Теперь, когда проблемы, которые встречаются в музейной работе из-за нелогичных и противоречивых законов по авторским правам, известны, давайте посмотрим, как эти проблемы решаются.

На первый взгляд, при платном копировании авторских произведений музей нарушает 1270 статью ГК РФ. Однако по уставу музей является некоммерческим учреждением, а значит, согласно статье 1274, законно копирует и продаёт копию опубликованного снимка в учебных или культурных целях. Нарушать закон будет тот, кто решится использовать эту копию. Для музея проблемы такого посетителя не имеют значения.

Надежда Браккер,

член президиума некоммерческого партнерства «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии»

Действительно, у музеев есть проблемы с правомочным использованием произведений. Необходимо гармонизировать музейное законодательство с Гражданским кодексом, обновить кодекс, привести его в соответствие с цифровой эпохой.

К сожалению, учредители музеев и сами музеи почти не разбираются в правовых вопросах, а юридическая служба есть только у нескольких крупных музеев. Неграмотны в правовом отношении и фондообразователи. Здесь необходимо обучение и переподготовка. Пока этого не случилось, я рекомендую музеям заключать договоры с фондообразователями, используя формулировки из Гражданского кодекса, а не из музейного закона.

А что же с неопубликованными снимками? Действительно, здесь музей не имеет никакой льготы и нарушает закон. Однако нарушение в гражданском праве возникает не само по себе, а только если правообладатель заметил его и решил обратиться в суд. Понятное дело, что судиться с музеем невыгодно. Бедность, как правило, позволяет ему выскользнуть из цепких силков разбирательства по авторским правам.

Впрочем, не всё так просто. Зная, что музейные коллекции нельзя использовать законным путём, люди отказываются покупать фотокопии в музее. В результате изрядный объём материалов выведен из гражданского оборота и лежит безо всякой пользы.

Серьёзная проблема возникнет в том случае, если музей желает помочь людям в использовании произведений (например, передавая копию фотографии с правами на её использование). Как мы видели, у музея таких прав нет, поэтому закон запрещает оказывать такую помощь. Однако музеи с лёгкостью избегают проблемы, просто не связываясь с этим вопросом.

Но что если музей вместе с издательством напечатает книгу, чтобы продавать её ради доходов? Конечно, это будет незаконно. Однако уже через три года закончится исковая давность по таким делам, и использование фотографии окажется легальным. Через механизм исковой давности закон признаёт, что правообладателю было всё равно, кто и как пользуется его интеллектуальной собственностью.

Получается, что музей нисколько не страдает от проблемы авторских прав. Зато страдают от неё все остальные.

Впервые материал был опубликован 17.02.2017.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Не сразу строится

История проекта «Ноосфера» и глобальные перспективы открытого доступа

Ассоциация интернет-издателей была создана в 2010 году объединением единомышленников, которые считали важным обеспечить русскоязычным пользователям доступ к культуре и знаниям. Ключевыми направлениями работы стали поддержка в России открытых лицензий Creative Commons и привлечение внимания к вопросам общественного достояния и сохранения культурного наследия. Опыт и результаты исследований привели к «Ноосфере» — проекту, вобравшему в себя все теоретические наработки в области авторского права и новомедийных практик.

31.05.2019 21:50


Библиотека по-новому

Современное учреждение культуры — это не только книги, но и мероприятия

Алексей Емельянов, директор Костромской областной универсальной научной библиотеки, рассказал «Частному корреспонденту» о важности цифровизации и модернизации библиотек.

31.05.2019 16:00, Татьяна Струкова



Открытый – значит, нужный

О музеях и библиотеках, открывших доступ к своим архивам для широкой общественности

Все больше организаций культуры предоставляют пользователям возможность безвозмездно использовать материалы своих архивов и экспозиций. Политика открытости помогает музеям и библиотекам интегрироваться в цифровое общество и привлекать новых пользователей. Видимость коллекций при таком раскладе только растет, как и известность организаций культуры.

30.05.2019 16:37


«Главная цель библиотеки — продвижение книг и чтения»

О развитии современных библиотек и оцифровке библиотечных архивов

Заместитель директора по внедрению новых информационных технологий Магаданской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина Николай Бабиченко рассказал «Частному корреспонденту» о сложностях оцифровки произведений, защищённых авторским правом, и о важности присутствия библиотеки в медиа-пространстве.

28.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Исходный код

Как работают сервисы открытого доступа?

Сегодня стала очевидной потребность в открытости не только в области результатов деятельности исследователей и разработчиков, но и в области исходных данных. «Частный корреспондент» рассказывает о десяти успешных сервисах открытого доступа и о моделях их монетизации.

27.05.2019 16:00


«Библиотека должна использовать любые площадки, которые могут повысить эффективность её деятельности»

Какой должна быть современная библиотека

Заместитель директора по библиотечной работе Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова Татьяна Москвитина считает, что современная библиотека должна быть удобной, мультиплатформенной и доступной любому пользователю вне зависимости от его географического положения. Но для достижения этого библиотекам еще многому предстоит научиться.

26.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Оцифровка культуры

Как работают национальные проекты по оцифровке культурного наследия в России и за рубежом

С начала года в России должна была развернуться обширная работа государственных структур по цифровизации культурной среды. В планах развития до 2024 года — строительство новых центров культуры, виртуальных концертных залов, улучшение качества культурной среды, проведение фестивалей детского творчества и многое другое.

25.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


«Государство должно вывести учреждения культуры из сферы услуг»

О важности библиотек как культурно-просветительских учреждений и их трансформации в современном мире

«Частный корреспондент» поговорил с директором МБУК Иркутская «Централизованная библиотечная система», заслуженным работником культуры РФ Натальей Кустовой и узнал, каким будет будущее библиотечного дела и как на него повлияют государственные реформы.

24.05.2019 14:15, Татьяна Струкова


Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор проекта электронной библиотеки, заведующий сектором Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова






 

Самое читаемое



 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.