Подписаться на обновления
10 декабряПонедельник

usd цб 66.9227

eur цб 76.0777

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Милана Захарова, Мария Сёмина   суббота, 5 мая 2012 года, 08:00

Защита индустрии культуры в цифровую эпоху
Французский опыт


Фото: anw.fr/ Flickr.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В 2010 г. во Франции начал свою деятельность Высший орган по распространению произведений и защите авторских прав в интернете (АДОПИ). В статье рассматриваются основные направления работы административной службы в 2010-2011 гг.: развитие легального предложения цифровой культурной продукции и пресечение ее нелегального потребления в Сети. Особое внимание уделяется изучению феномена интернет-пиратства.

«Мадам, Месье,

Внимание! Ваше интернет-соединение было использовано для совершения действий, которые могут образовывать состав уголовно наказуемого преступления.

Ваше интернет-соединение было использовано для выставления в Сеть, копирования или получения доступа к культурной продукции, защищенной авторским правом. В этой ситуации ее могут запрашивать и копировать без согласия обладателей авторских прав. Подобные запросы и копии, обычно называемые “пиратство”, представляют собой правонарушение, рассматриваемое в суде, налагающем на нарушителя специальные санкции…».

Именно так начинаются письма-предупреждения, которые с 1 октября 2010 г. провайдеры доступа в интернет от имени АДОПИ, французской «антипиратской» службы, отправляют злоумышленникам. Через год более полумиллиона интернет-пользователей во Франции получили такие послания. Эта цифра в разы меньше той, что была запланирована на начальном этапе работы: тогда речь шла о ежедневной рассылке 10 тыс. предупреждений. На практике же отправляется 1-2 тыс. писем, хотя провайдеры предоставляют контролирующему органу 50 тыс. IP-адресов нарушителей в день.

Борьба с пиратством в интернете во Франции

Во Франции остро стоит вопрос защиты индустрии культуры в цифровую эпоху, когда в результате так называемой дематериализации культурной продукции – стоимость создания копии (к примеру, новые цифровые форматы MP3, PDF, BDRip) стала практически нулевой – доля ее «пиратского» потребления растет, а доходы легальных производителей сокращаются. Так, за пять лет (2002−2007 гг.) продажи одних только звукозаписей в стране сократились на 52%, что составляет в эквиваленте 348 млн евро.

Согласно принятому в марте 2012 г. Национальным собранием и одобренному Сенатом закону «Закон о недоступных книгах ХХ века» ( «La loi sur les livres indisponibles du XXème siècle»), французское государство решило приступить к оцифровке сотен тысяч книг французских писателей, не спрашивая на то их разрешения. Принудительной оцифровке для начала будут подвергнуты около полумиллиона книг, изданных до начала ХХ в.

В 2007 г. представителям индустрии культуры удалось привлечь внимание правительства к данной проблеме. Президент Николя Саркози заявил о начале новой эры, «эры цивилизованного интернета». И в 2009 г. во Франции были приняты законы о соблюдении и защите интеллектуальной собственности в интернете (сокращенно, по названию создававшейся для их реализации административной службы, АДОПИ 1 и АДОПИ 2). В соответствии с новыми законами создан Высший орган по распространению произведений и защите авторских прав в интернете – АДОПИ ( Haute autorité pour la diffusion des oeuvres et la protection des droits sur Internet, HADOPI), который берет на себя функцию «полиции» интернета.

Миссия АДОПИ – способствовать развитию легального предложения цифровой культурной продукции и пресечению ее нелегального потребления в интернете. Служба состоит из Коллегии и Комиссии по защите прав, а также может привлекать к рассмотрению досье специальных агентов.

Система штрафных санкций получила название «дифференцированные ответные действия». Она состоит из трех уровней. При первом нарушении на e-mail владельца интернет-соединения приходит предупреждение. После второго, совершенного менее чем через шесть месяцев, – повторное предупреждение и заказное письмо (для подтверждения даты получения абонентом извещения). В случае рецидива доступ в Сеть с данного IP-адреса может быть заблокирован на срок до одного года. Все это время владелец продолжает платить абонентскую плату интернет-провайдеру и не имеет права заключать договор с другим поставщиком услуг (в случае нарушения запрета на него налагается штраф до 3 750 евро). В дальнейшем нарушитель уже попадает под действие законодательства о борьбе с контрафактной продукцией (штраф до 300 тыс. евро и три года тюремного заключения).

Решение о приостановке соединения с интернетом, как и о сумме штрафа, принимает судья по упрощенной процедуре (нет предварительных слушаний и выяснения причин правонарушения). К окончанию срока наказания (отключения доступа в интернет) Комиссия по защите прав обязана уничтожить все персональные данные о владельце интернет-соединения, находящиеся в ее распоряжении.

В дополнение к этому владелец IP-адреса лично несет ответственность за все незаконные действия, совершенные с его компьютера (даже если им воспользовалась третья сторона) и обязан обеспечить безопасность своего подключения в Сеть. В тексте закона для таких нарушений предусмотрено определение «явная небрежность» (фр. negligence caractérisée). Если владелец не принял мер по обеспечению безопасности своего интернет-соединения после получения первого предупреждения, ему грозит отключение доступа на срок до 1 месяца и штраф до 1 500 евро.

Правообладатели, обнаружившие нарушения, сообщают о них в Комиссию по защите прав. После этого она обращается к провайдерам доступа в интернет, чтобы они по интернет-адресу (номеру IP) определили имя интернет-пирата. Согласно тексту закона, провайдеры по запросу Высшего органа по защите авторских прав в интернете должны предоставлять информацию о пользователе: личность, почтовый адрес, электронный адрес и телефон. Кроме того, в контракты со своими абонентами провайдеры обязаны включить пункты об ответственности за нелегальное потребление цифрового культурного продукта; о легальных способах потребления; о средствах защиты интернет-соединения. Как только злоумышленник будет установлен, провайдер направляет ему первое письмо, затем второе. В случае рецидива в дело вступает судья.

При принятии судом обвинительного вердикта провайдер обязан отключить доступ в течение двух недель и проинформировать об этом соответствующее подразделение административной службы. Если он этого не сделает, на него может быть наложен штраф в размере до 5 тыс. евро.

Независимая административная служба АДОПИ начала свою деятельность в январе 2010 г., но вплоть до осени шла работа над проектом, прорабатывалась его структура. Введение закона в действие потребовало внести коррективы, сделать его более практичным. Как уже отмечалось, первые письма-предупреждения провайдеры доступа в интернет отправили от имени АДОПИ лишь 1 октября 2010 г., а заявленные темпы и объемы работ так и остались таковыми только на бумаге. В конце сентября 2011 г., подводя итоги первого года работы, Высший орган огласил некоторые цифры. Согласно этим данным, было отправлено 650 тыс. писем-предупреждений, повторное предупреждение получили 44 тыс. интернет-пользователей, досье 60 рецидивистов находятся на рассмотрении для передачи в суд. «Дифференцированные ответные действия – это реальность, и система работает», – заявила президент АДОПИ Мари-Франсуаз Марэ.

Французский интернет и пиратство в Сети

Когда ежедневно рассматривается не более 3-4% поступивших в распоряжение административной службы IP-адресов предполагаемых злоумышленников, сложно оценивать эффективность этих мер, и еще сложнее судить о том, какое влияние оказала новая система на феномен интернет-пиратства во Франции. Высший орган проводит опросы, результаты которых подтверждают, что с вступлением законов в силу объемы нелегальных скачиваний сокращаются. Но многие эксперты ставят под сомнение саму возможность получения и анализа таких данных. На ежегодном Международном форуме по культуре, экономике и СМИ, традиционно проводящемся в Авиньоне, в ноябре 2011 г. Н. Саркози заявил, что «благодаря АДОПИ индивидуальное пиратство в интернете сократилось на 35%». «Цифры, оглашенные Президентом Республики, – писала «Монд» ( Le Monde), – неизбежно ошибочные… Их невозможно подсчитать». А «Юманите» ( L’ Humanité) иронизировала: «Президент не сослался на свои источники, так как ни одно из исследований или хотя бы опросов, заказываемых Елисейским дворцом, не содержит таких или хоть немного похожих данных. Даже АДОПИ не осмелилась заявить нечто подобное. А ведь если бы это было правдой, закон был бы настоящим успехом».

Франция находится на 4-м месте в рейтинге 10-ти европейских стран-лидеров по количеству пользователей интернета (1-е место в Европе занимает Германия – 65,1 млн пользователей, 2-е место – Россия с 59,7 млн, 3-е место – Великобритания с 51,4 млн). Из 65 млн французов 45,2 млн человек пользуются интернетом. Считается, что половина пользователей Сети во Франции более или менее регулярно совершают нелегальные скачивания. Готовность платить за использование культурной продукции в интернете у этой аудитории невысока.

Действительно, практика бесплатного скачивания основательно прижилась среди французов. Это подтверждают данные исследования, проведенного «БВА-Оранж» (BVA-Orange) для Международного форума в Авиньоне в ноябре 2010 г. Практически половина опрошенных (44%) не хотят оплачивать какое-либо культурное произведение в интернете. В то же время 74% респондентов утверждают, что благодаря интернету их доступ к культуре значительно расширился. Подобного мнения придерживается и молодое поколение (82% среди подростков до 25 лет). Но необходимость платить за содержание (до этого являвшегося бесплатным легально или нет) встречает сильный отпор у интернет-пользователей.

Французы готовы платить лишь за полнометражные фильмы (27%) и музыкальные произведения (26%). Они не желают тратить деньги на книги (лишь 19% из них готовы оплачивать этот вид культурной продукции), прессу (14%), компьютерные игры (12%). Самый низкий процент у телесериалов – только 8% опрошенных согласны платить за них в интернете. В среднем цена за просмотр одной серии достаточно высокая – 2-3 евро, а весь сезон стоит дороже, чем DVD-диск. К тому же чаще всего оплаченный фильм можно смотреть только в ограниченное время, как правило, в течение 48 часов. Не выдерживает конкуренции и объем предлагаемых платных серий, который менее разнообразен, чем предложения нелегальных сайтов. Результаты опросов показали, что 6 из 10 опрошенных (как правых, так и левых взглядов) полагают, что материально культуру должно поддерживать государство. И только 25% считают, что для поддержки индустрии культуры государство должно объединить свои усилия с частными предприятиями.

Если обратиться к результатам этих исследований, сложно поверить, что за год (а ровно через год на ежегодном форуме в Авиньоне Саркози озвучил «знаменитые» 35%) ситуация резко изменилась, особенно с учетом того, насколько медленно работает «антипиратская» служба.

Любопытно, что в январе 2011 г. АДОПИ попыталась выявить профиль среднестатистического интернет-пирата во Франции. Согласно специальному исследованию административной службы, самыми злостными нарушителями являются подростки и мужчины в возрасте 25−39 лет. Что касается подростков, то тут все понятно – это феномен поколения, растущего в бесплатной культуре интернета. К тому же они в силу своего возраста могут просто не понимать, что совершают что-то незаконное. Взрослые интернет-пираты гораздо более серьезный противник: как правило, они обладают самым современным оборудованием, имеют хороший доход и… совершают гораздо больше законных покупок в интернете, чем все остальные категории пользователей Сети в стране. «Эта элита часто ведет себя воинственно, – писала «Либерасьон» ( Libé ration). – Она отрицает любую форму контроля, которую воспринимает как ретроградную».

Важно подчеркнуть, что само понятие «пират» используется АДОПИ чрезвычайно осторожно. Человек обвиняется лишь на основе IP-адреса, с которого произошло незаконное скачивание, которое, в свою очередь, мог совершить кто угодно (член семьи, ребенок, гости, сосед или просто недобросовестный человек, подключившийся к вашему WiFi). Кроме того, к данному рецидиву может быть причастен, например, специальный вирус, «пользующийся» жестким диском компьютера. Поэтому пока владельцу IP-адреса вменяется в вину только «явная небрежность». Более того, планировалось, что АДОПИ будет создавать и постоянно обновлять перечень технических средств защиты интернет-соединений, но этого так до сих пор и не произошло. Возможно, это именно тот шаг, который следовало бы сделать в первую очередь.

Грозит ли Франции следующий «антипиратский» закон?

Что касается технической стороны работы «антипиратской» службы, то многие способы нелегальных скачиваний просто не принимаются в расчет. К примеру, скачивания с использованием мобильных телефонов не учитываются (по мнению АДОПИ, этот способ пиратства не популярен во Франции); использование WiFi в общественных местах (т.е. пиратство за счет государства) игнорируется и пр. На практике АДОПИ отслеживает лишь сети P2 P (фр. peer to peer), такие как BitTorrent. А ресурсы, работающие в режиме streaming, ему неподвластны.

Этот факт вдохновил Н. Саркози объявить на Форуме в Авиньоне в ноябре 2011 г. о том, что он не исключает появление следующего закона, АДОПИ 3, действие которого будет распространяться и на такие ресурсы. «На сайтах, работающих на основе технологии streaming, идеология распределения [фр. l’ idé ologie du partage. – М.З., М.С.], извините меня, это – идеология денег: в одном месте я краду, в другом – продаю. Никто не хочет это поддерживать… Я сказал, что готов к АДОПИ 3. Я сознаю, что технология эволюционирует. Что имеет значение, так это защита авторских прав. Если технологии выходят на новый этап развития, то нужно соответственно адаптировать законодательство», – говорил он. Однако, когда речь идет о таких сайтах, необходимо отдавать себе отчет в том, что, во-первых, далеко не все из них коммерческие, во-вторых, многие (как, например, YouTube, Dailymotion, Deezer) сами ставят специальные барьеры для того, чтобы продукты, защищенные авторским правом, не попадали к аудитории. Кроме того, если речь идет о сайте с нелегальным предложением, важно, что действия человека, который просто подключается к ресурсу и в режиме реального времени смотрит / слушает интересующее его произведение, вовсе не попадают под определения «пиратство» (он ничего не скачивает) или «контрафакт» (он не делает копии и не перепродает их). По мнению газеты «Монд», в речи президента есть некоторая двусмысленность, вполне вероятно, что он намекал на эволюцию технологий блокировки и отслеживания данных в Сети.

К слову, блокировка незаконных сайтов во Франции – уже реальность, правда, пока лишь в определенных областях. Так, Регулирующий орган онлайн-игр ( Autorité de regulation des jeux en ligne, Arjel), независимая административная служба, созданная в мае 2010 г. для осуществления контроля за азартными играми в Сети (онлайн-покер, букмекерские конторы, принимающие ставки на различные виды спорта в интернете), стала первой организацией, которая имеет право требовать от интернет-провайдеров блокировку сайтов, не имеющих разрешения на ведение такой деятельности.

В январе 2012 г. интернет был взбудоражен новостью о том, что ФБР закрыло MegaUpload и все ее 18 сайтов по обвинению в широкомасштабном пиратстве культурной продукции, защищенной авторским правом, а также в отмывании денег. Был арестован создатель и владелец компании Ким Шмитц (по американским законам ему грозит до 20 лет тюрьмы). Сеть MegaUpload является одним из самых популярных в мире ресурсов, с огромной базой фильмов, музыкальных произведений, сериалов и пр. Ежедневно на ее сайты заходило более 50 млн человек, компания зарабатывала за счет рекламы и абонемента (чистая прибыль составила от 150 до 175 млн долл. за пять лет, по разным источникам). АДОПИ с удовлетворением встретила эту новость, приветствовав решение американских властей. В интервью газете «Монд» М.-Ф. Марэ на вопрос о том, возможно ли такое во Франции, ответила: «Мы [АДОПИ. – М.З., М.С.] не имеем таких полномочий. Однако, не следует забывать, что к нам обращаются сами правообладатели, обнаружившие нарушения авторского права. Таким образом, ничто не мешает им пойти в другие инстанции… использовать уголовно-процессуальный кодекс. Не следует забывать, что во Франции наказанием за контрафактную продукцию являются три года тюремного заключения и штраф до 300 тыс. евро».

В любом случае закрытие MegaUpload, который был очень популярен среди французов, вновь подняло еще один важный вопрос. Как можно избавиться от пиратства, если не существует удобных, простых в использовании, недорогих легальных ресурсов с богатой базой данных? Успех MegaUpload, работавшего на основе подписки, – наглядное подтверждение спроса на такое предложение. Во Франции в большей степени это проблема фильмов и телесериалов: скудное и по большей части слишком дорогое предложение заставляет интернет-пользователей обращаться к другим источникам. Предложение же по музыкальным произведениям развито лучше, более того, в последние годы «музыкальные» сайты (к примеру, Deezer- Orange и Sportify- SFR) ведут активную работу для того, чтобы быть более привлекательными, конкурентоспособными.

Развитие легального предложения – ключевая задача АДОПИ

Как утверждает правительство и само руководство «антипиратской» службы, в роли полиции интернета АДОПИ выполняет лишь «превентивную» и «педагогическую» функции. Одно из важнейших направлений ее деятельности – развитие легального предложения культурной продукции в Сети.

В 2010 г. был создан специальный сайт hadopi.fr, где интернет-пользователи могут познакомиться с деятельностью административной службы, получить дополнительную информацию о том, как вести себя в случае получения уведомления-предупреждения и пр. В конце 2010 г. было также объявлено о создании пяти стратегических лабораторий – экспертных групп, действующих под эгидой АДОПИ, руководство которыми поручено внешним экспертам, каждый из них является профессионалом своего дела. Лаборатории «Сеть и технологии», «Цифровая экономика и творчество», «Интеллектуальная собственность и интернет», «Интернет и общество» и «Онлайн-потребление» занимаются исследованиями своей области с целью выработки оптимальных решений. Бюджет каждой из них – 1-2 млн евро.

Много внимания АДОПИ уделяет введению особой системы маркировки, которая позволит лучше ориентироваться на рынке электронной коммерции (фр. e-commerce). «Законопослушным» сайтам было решено присваивать специальный лейбл PUR, право на который нужно будет подтверждать ежегодно, что позволит пользователям Сети сразу же их узнавать. Слово «PUR» часто используется подростками в значении «настоящий» и одновременно является акронимом словосочетания «За Ответственное Использование» (фр. Promotion des Usages Responsables, PUR).

С марта 2011 г. в разделе сайта «АДОПИ: легальное предложение» ( Hadopi offre lé gale) можно узнать, какие интернет-ресурсы подали заявку на присвоение им лейбла. В этой процедуре предусмотрено, что досье (а также каталоги предлагаемых произведений) компаний-кандидатов остаются открытыми для всех желающих в течение месяца. Если за это время не появится ни одного возражения (прежде всего от правообладателей), то ресурсу автоматически присваивается лейбл. К началу 2012 г. его получил 41 ресурс. На специальном сайте pur. fr опубликован список сайтов, успешно прошедших сертификацию, т.е. у пользователей появляется надежная, проверенная информация о легальных способах покупки культурной продукции в цифровую эпоху. В будущем планируется запустить сайт offreslegales. fr, который будет и базой данных, и поисковиком, позволяющем найти и выбрать наиболее приемлемое для конкретного интернет-пользователя предложение.

Важно подчеркнуть, что в настоящий момент с АДОПИ активно сотрудничают представители музыкальной индустрии и киноиндустрии. Ожидается, что в проекте примут участие заинтересованные лица из издательского бизнеса и производители компьютерных игр.

Первые письма-предупреждения от имени АДОПИ были разосланы провайдерскими компаниями 1 октября 2010 года. Был создан специальный сайт — hadopi.fr, где интернет-пользователи могут получить дополнительную информацию о том, как вести себя в случае получения уведомления-предупреждения. Сейчас с АДОПИ активно сотрудничают представители музыкальной индустрии и киноиндустрии. Ожидается, что в проекте примут участие также заинтересованные лица из издательского бизнеса и производители компьютерных игр.

По данным Национального профсоюза производителей фонографической продукции ( Syndicat national de l’é dition phonographique, Snep), рынок музыкальных произведений в цифровом формате вырос на 25% в 2011 г., его торговый оборот достиг 110 млн евро (учитывались платные скачивания, бесплатный streaming в обмен на просмотр рекламного ролика и подписка). Объем платной подписки (как у Deezer и Sportify) увеличился на 89% и составил в эквиваленте 26 млн евро. Рынок же музыкальных произведений на физической платформе (CD и DVD) снова функционировал в русле негативных тенденций, его торговый оборот составил всего 412 млн. евро (- 11,5% по сравнению с 2010 г.). Успех «цифровых» продаж представители индустрии объясняют в первую очередь целенаправленными действиями основных игроков рынка, направленными на создание «современного» предложения. Кроме того, они подчеркивают «эффект» АДОПИ, благодаря которому часть интернет-пользователей стали обращаться к легальным ресурсам. А президент профсоюза Дени Ладежейери (Denis Ladegaillerie) даже заявил: «АДОПИ – это очень эффективный механизм. Если его отменить, мы вновь вернемся в Средние века цифрового мира».

Рекламные кампании: негативные оценки

Одновременно с запуском лейбла «PUR» АДОПИ начала рекламную кампанию со слоганом «Будущее творчество защитим сегодня». Спустя 18 месяцев после вступления в силу закона М.-Ф. Марэ объявила, что пришло время обратиться к широкой публике с помощью рекламы: «Не следует к нам приклеивать образ жандарма, мы не исполняем карательные функции. Даже рассылка предупредительных писем носит воспитательный характер. Прежде всего мы хотим привлечь внимание, проинформировать и научить пользователей быть ответственными». На рекламные цели в 2011 г. правительством было выделено 3,2 млн евро. Телевизионные ролики были сняты агентством Н (филиал рекламного агентства «Гавас» ( Havas), возглавляемого Вэнсаном Боллоре).

Хотя реклама была рассчитана на широкую публику, создатели хотели в первую очередь обратиться к подросткам, поэтому язык и стиль посланий были выдержаны в молодежной манере.

Слоган кампании – «Будущее творчество защитим сегодня» – присутствует на всех рекламных объявлениях АДОПИ. Героями афиш являются дети. Рядом с их фигурами располагается текст о том, как мир без АДОПИ помешает им в будущем реализовать свой творческий потенциал (кто-то из них снял бы фильм, клип, записал диск или написал роман). Например, на плакате изображен мальчик из пригорода и надпись гласит: «Без АДОПИ не будет Натана Молина, будущего режиссера фильма “Наемный убийца”, лучшего триллера 2021 года».

Всего было создано 6 типов рекламных образов для печати как национальной, так и региональной; в барах, ресторанах и кинотеатрах раздавались специальные открытки. Для показа по телевидению и для заставок в кинотеатрах было выпущено три видеоролика по 30 секунд; по радио также шла реклама.

В целом рекламные кампании АДОПИ подверглись беспощадной критике: афиши и телеролики достаточно низкопробны, к тому же не совсем понятно, на что пошли заявленные средства. Тем не менее главная идея – без АДОПИ «завтра» не будет творчества – в точности отвечает высказыванию Н. Саркози в октябре 2010 г.: «Если мы узаконим кражу, мы разрушим сам творческий процесс и тогда больше не будет магазинов, где артисты раздавали свои автографы…. Я не позволю уничтожить книгу, диск, кино. Они слишком важны для нашей страны».

Борьба с пиратами в других странах и опыт Франции

Пиратское потребление культурной продукции в интернете – это проблема мирового масштаба, в эпоху цифровых технологий оно не ограничивается территорией какой-либо одной страны или континента. Так что Франция здесь не одинока, но именно она первой среди западных стран попыталась решить эту проблему на законодательном уровне, начала реальную борьбу с эпидемией интернет-пиратства. Поэтому неудивительно, что внимание заинтересованных в решении этого вопроса стран, профессиональных организаций, объединяющих представителей индустрии культуры и отдельных компаний, задействованных в этой сфере, приковано к практической деятельности АДОПИ. Еще на стадии принятия законопроектов правительства ряда стран (к примеру, Великобритании, Италии, Испании) с интересом встретили инициативу французских властей.

В апреле 2011 г. Новая Зеландия приняла закон о защите авторского права, основные положения которого «перекликаются» с АДОПИ, он вступил в силу 1 сентября 2011 г. После трех предупреждений на нарушителя может быть наложен штраф до 15 тыс. австралийских долларов (около 8 200 евро). Больше года обсуждалось принятие соответствующего законодательства в Австралии, но в силу ряда причин проект не был реализован. В США в 2011 г. в центре внимания были два законопроекта о борьбе с пиратством в интернете (так называемые SOPA и PIPA), содержащие очень жесткие меры противодействия пиратству. В результате широкомасштабных акций протеста, организованных тысячами интернет-сайтов (в том числе такими, как Wikipedia, Google, Facebook), интернет-пользователями и другими неравнодушными лицами, их рассмотрение было отложено на неопределенный срок. Протестные настроения интернет-сообщества нашли поддержку у президента Обамы, заявившего, что он не подпишет законопроект, который способствует развитию цензуры, угрожает свободе слова или может разрушить архитектуру Сети.

Любопытно также и то, что опыт работы АДОПИ уже востребован в других странах, причем интерес вызывает не только непосредственно практика борьбы с пиратами, но и сертификация легальных сайтов и развитие легального предложения в Сети. Так, летом 2011 г. административную службу посетил министр культуры Великобритании, осенью – делегации из Южной Кореи и Японии.

Новые регулирующие органы цифрового пространства

Согласно указу Н. Саркози с 28 апреля 2011 г. начал свою деятельность Национальный совет по цифровым технологиям (Conseil national du numérique, CNN). По распоряжению президента были назначены 18 членов совета с учетом их влияния в «цифровой» сфере сроком на два года и с возможностью переизбираться один раз, возглавил совет Жиль Бабине ( Gilles Babinet).

Стоит отметить, что в период, когда создавался совет, в обществе и в интернет-сообществе возрастало недовольство реализацией закона АДОПИ и деятельностью одноименной организации. Появление дополнительного нового «цифрового» органа Саркози объяснил необходимостью найти симбиоз (государственных чиновников) с игроками интернета: «Создание нового пространства обмена мнениями между государством и представителями цифровой сферы позволит избежать непонимания и проблем в общении, как было с АДОПИ». В Совет вошли представители операторов связи, электронной торговли, создатели программ и социальных сетей.

Совет является консультативной инстанцией, гарантирующей разнообразие игроков на просторах интернета, и подчиняется министру промышленности, энергетики и «цифровой» экономики Эрику Бессону. В задачи организации входят:

• выработка и представление своего видения (по просьбе правительства) законодательных проектов и регламентов, касающихся «цифровой» экономики;

• формулирование рекомендаций с учетом развития и перспектив «цифровой» экономики.

В опубликованной декларации президент Совета Ж. Бабине уточняет, что в функции его ведомства входит отслеживание и ускорение роста потребления цифровой продукции во французском обществе, а также поддержка продукции, будь то художественная, торговая или технологическая, и инициатив граждан в интернете, сохраняя при этом общие интересы. Интересы рядовых пользователей интернета в организации не представлены.

Социалисты, критикуя работу АДОПИ, предлагали переложить полномочия на другую организацию – Национальную комиссию по информатизации и свободам ( Commission Nationale de l ’ Informatique et des Libert é s , Cnil ), которая существует с 1978 г. Комиссия является административным ведомством, действующим от имени государства, но при этом обладающим определенной независимостью. Она состоит из 17 членов, 12 из которых избираются различными ассамблеями и судебными органами. Задача организации заключается в защите частной жизни и свобод, информировании граждан об их правах и обязанностях в области информатики. В первый год своей деятельности (в 1978 г.) Комиссия получила от государства 7 млн франков (1 млн евро), и только к 2010 г. она смогла получить 14,7 млн евро, на АДОПИ же в 2011 г. сразу было выделено 12 млн евро.

В свое время АДОПИ хотели объединить с Высшим аудиовизуальным советом ( Conseil supérieur de l' audiovisuel, CSA). В парламентском докладе о независимых административных органах (декабрь 2010 г.) депутаты Рене Дозьер (Социалистическая партия – Parti socialiste, PS) и Кристиан Ваннест (Союз за народное движение – Union pour un Mouvement Populaire, UMP) предлагали совместить два института, таким образом решив «специфическую проблему», т.к. главной задачей АДОПИ, по их мнению, была борьба с пиратством ради максимального «визуального» присутствия артистов. Однако год спустя, в декабре 2011 г., премьер-министр Франсуа Фийон окончательно решил данный вопрос отказом объединять организации: «Задача АДОПИ состоит в воспитании и контроле за защитой авторских прав в интернете, в то время как Высший аудиовизуальный совет гарантирует свободу аудиовизуального вещания, так что слияние двух органов противоречит их натуре».

Еще одним новым институтом, связанным с «цифровой» областью, стала специальная Цифровая обсерватория ( Observatoire du numérique, OdN), созданная Министерством экономики, финансов и промышленности (Le Ministère de l'Économie, des Finances et de l'Industrie) в ноябре 2011 г. Работа обсерватории состоит в сборе имеющихся исследований по цифровым технологиям, а также в проведении своих собственных. В ее задачи входит регулярное предоставление в распоряжение правительства и общественности информации о состоянии и развитии цифровых секторов, о распространении цифровых технологий в экономике и в обществе. Информация публикуется 4 раза в год в издании «Синоптик» (Synoptic).

Обсерватория разделена на два комитета: стратегический и исполнительный. В первый комитет вошли представители цифровой индустрии (среди них: Французская федерация по телекоммуникациям, ФЕВАД, АКСЕЛЬ, МЕДЕФ – Fédération Française des Télécoms, FEVAD, Аcsel, Medef) и профсоюзов (СФДТ, СФТС, СЖТ, ФО – CFDT, CFTC, CGT, FO). Они собираются не больше двух раз в год для определения стратегии Обсерватории. Второй комитет собирается чаще и решает, какие исследования необходимо провести, какие стоит публиковать, а какие отложить. Однако снова в состав организации не вошли представители интересов простых пользователей.

АДОПИ в политической жизни Франции

Полемика вокруг «антипиратской» службы набирает новые обороты в ходе предвыборной президентской кампании в 2012 г.

Закон АДОПИ, действующий в течение двух лет, был принят в период президентства Н. Саркози и стал одной из центральных тем в программах кандидатов на пост президента. В политическом мире дискуссии о цифровых технологиях стали главной ставкой. С одной стороны, выступления на данную тему прибавляют к образу политика «современности», что, безусловно, привлекает молодой электорат, с другой – затрагивается сектор, который имеет большой экономический потенциал. Действующий президент четко обозначил свою позицию по АДОПИ в своем выступлении, адресованном миру культуры в Марселе в январе 2012 г.: «Я изумлен, когда слышу, что некоторые предлагают упростить закон АДОПИ…это будет одностороннее разоружение перед пиратством... нужно идти дальше, необходимо сотрудничество между государствами, т.к. под угрозой борьба с сайтами стриминга, обосновавшихся в цифровом рае».

Другие потенциальные претенденты на место президента предлагают новую реформу интернета или же полную отмену АДОПИ. Мнения разделились, что привело к расколу как среди правых, так и левых.

Более четкую позицию заняла представитель соцпартии Мартин Обри: за отмену АДОПИ; она согласна узаконить свободный обмен файлами и не облагать штрафами пользователей. Обри предлагает ввести абонентскую плату за интернет для всех пользователей (в качестве примера она привела сумму в один евро в месяц). Вопрос в том, насколько полученная сумма дохода будет возмещать затраты производителей музыкальных, литературных произведений: «Закон АДОПИ может отвернуть молодежь от мира культуры, однако автор произведения имеет право получать доход».

Мартин Обри также выступает за расширение полномочий Национальной комиссии по информатизации и свободам, которую она предлагает переименовать в Национальную комиссию по вопросам «цифровой» свободы. Главной задачей данной организации должна стать защита свободы слова в интернете. Ее работу Обри предлагает финансировать за счет выделенных на АДОПИ 12 млн евро.

Франсуа Олланд – главный конкурент Саркози на выборах 2012 г. – менял свое мнение об АДОПИ несколько раз. За полное упразднение закона сначала, позже он выступал за пересмотр АДОПИ. Главную задачу он видит в смене источников финансирования творческих произведений в интернете (не за счет пользователей), а например, переориентировать доходы от налогов с провайдеров (сейчас деньги поступают для «Франс Телевизьон» – France Télévisions), что должно приносить до 1 млрд ежегодно. «Нынешний механизм регулирования и штрафных санкций не эффективен и предполагает возмутительное вторжение в частную жизнь пользователей интернета, к тому же он не обеспечивает должного финансирования авторских работ».

Хотя и есть некоторая неопределенность в высказываниях Олланда, можно отметить, что вопросы «цифровой» политики занимают не последнее место в его программе. Для избирательной кампании он специально назначил советника по цифровым технологиям – Флер Пеллеран. Тема регулирования интернета интересует прежде всего молодых избирателей, чьи голоса Олланд хочет получить на выборах 2012 г.

Партия «зеленых»-экологов (Europe Écologie Les Verts, EELV) выступает за отмену закона АДОПИ, на который бесполезно тратятся деньги, а приравнивание пользователей, обменивающихся файлами в интернете, к пиратам – ключевой ошибкой. Кандидат от партии на президентских выборах 2012 г. Ева Жоли предложила ввести выплату гонораров артистам соразмерно их популярности среди интернет-пользователей: «Мы хотим полной отмены АДОПИ, который является абсурдным. Экстра-законодательная инстанция не может лишать граждан такой свободы, как доступ в интернет, т.е. доступ в мир. Для нас эта идея неприемлема. Мы за выплату вознаграждений создателям, которым мы предложим систему оплаты творчества».

Марин Ле Пен, лидер Национального фронта (Front national, FN) высказывается резко против закона во имя свободы в интернете. Партия активно использовала возможности интернета для налаживания коммуникации со своими избирателями, противопоставляя его традиционным СМИ: «Пресса должна быть так же освобождена от диктатуры идеологической, от давления политических интересов и финансов. По этим причинам мы ревностно будем выступать за свободу в интернете». В качестве подтверждения особой роли интернета для кампании партии, Марин Ле Пен запустила в январе 2012 г. «волну морского цвета» (фр. vague bleu marine) в Сети: она попросила своих сторонников разместить на своих личных страничках в социальных сетях специальные баджи в поддержку Национального фронта.

Глава Демократического движения ( Le Mouvement démocrate, MoDem) Франсуа Байру в своем интервью газете «Трибюн» ( La Tribune), говоря об АДОПИ, заметил, что «контролировать деятельность пользователей интернета опасно и ни к чему не приведет, а будет означать постоянный контроль за личным общением».

Несмотря на серьезную критику в адрес АДОПИ, позицию нынешнего президента, отстаивающего законы о соблюдении и защите интеллектуальной собственности в интернете, некоторые эксперты считают наиболее выгодной: многие уважаемые деятели культуры поддержали Саркози. Так, президент кинокомпании «Гомон» ( Gaumont) и глава Ассоциации по борьбе с аудио-пиратством ( Association de lutte contre la

По сути, полемика вокруг «антипиратских» законов, не стихающая во Франции уже пятый год, затрагивает все те же темы. К примеру, нарушение основных демократических свобод, права на частную жизнь и доступ к информации или в какой мере именно пиратское потребление цифрового культурного продукта повлияло на падение продаж в сфере культуры. Закон называют неэффективным, уже устаревшим и бесполезным.

Кроме того, обозреватели с завидной регулярностью задаются вопросом, на что расходуются деньги из государственного бюджета? В 2011 г. на АДОПИ было выделено 12 млн евро, столько же запланировано на 2012 г. Эта сумма практически равна бюджету такой организации, как Национальная комиссия по информатизации и свободам.

Выдвигаются предложения перестать действовать старыми способами, которые не всегда совместимы с новым цифровым миром, а начать разработку решений, в большей степени соответствующих современным реалиям. Одним из таких методов может стать так называемая глобальная лицензия, когда с каждого интернет-пользователя будет взиматься определенная сумма денег, которую государство затем будет распределять на нужды сферы культуры. Своего рода абонентная плата, на подобие той, что позволяет общественному телевидению выполнять свою миссию.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



В Госдуму внесли законопроект о праве сжигать историю

Группой депутатов Госдумы РФ внесен законопроект под наименованием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 804132-6).

01.06.2015 09:30, Temych


Праздник весны и блокировок

Правообладатели приготовились заблокировать более 700 ресурсов с кино и музыкой 1 мая

1 мая в силу вступят поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», так называемый расширенный антипиратский закон. Если сейчас Мосгорсуд может вносить сайты в черный список Роскомнадзора только из-за пиратских фильмов, то новая версия закона распространяется и на другие виды контента — аудио, книги и софт. Кроме того правообладатели смогут навсегда блокировать ресурсы за неоднократные нарушения. На настоящий момент не ясно, будут ли учитываться нарушения, совершённые до 1 мая.

21.04.2015 12:00


Цензура соцсетей для СМИ может быть пострашнее государственной

Почему Facebook страшнее Роскомнадзора

Когда говорят об угрозах для интернет-СМИ, как правило, имеют в виду угрозы со стороны государства. В первую очередь речь идет о законодательных ограничениях и практике правоприменения - проще сказать, о пресловутых блокировках. Однако есть еще одна серьезная опасность, и исходит она от кое-чего, никак не связанного с государством, вполне с нашей точки зрения прогрессивного и совершенно не воспринимающегося как угроза. Это кое-что, тем не менее, может гораздо быстрее, чем иные власти, незаметно уничтожить интернет-СМИ или существенно их видоизменить.

15.04.2015 09:00, Александр Плющев


Глубже, чем PRISM

Анализ технической реализации «налога на интернет»

«Гипросвязь», крупнейшая отраслевая проектная организация, представила заключение о возможности технической реализации концепции глобального лицензирования на сетях операторов связи, более известному как проект закона о налоге на интернет.

03.03.2015 14:00


Минкомсвязи обнародовало перечень сайтов, доступ к которым будет предоставляться бесплатно

Общественное обсуждение

Минкомсвязи вынесло на общественное обсуждение проект своего приказа под наименованием «Об утверждении Перечня сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступ к которым предоставляется бесплатно».

27.02.2015 11:30, Temych


Культурный абонемент не востребован

РСП предлагает налоги, Президент – общественное достояние

Расширение «антипиратского» законодательства не решает проблемы нелегального распространения контента в Сети, что подтверждает и новая инициатива Российского Союза Правообладателей, предлагающего ввести «налог на Интернет». Однако государство готово попробовать иной путь: Владимир Путин уже поручил кабмину обеспечить российским гражданам открытый доступ к советскому кино, а ведь с кино, как известно, и начиналась антипиратская кампания.

09.12.2014 09:00, Наталия Трищенко


Максимилиан Робеспьер: «Свобода печати должна быть полной и безграничной, или она не существует»

Речь о свободе печати

220 лет назад, 28 июля 1794 года, умер Максимилиан Робеспьер. Свою знаменитую речь он произнёс в Обществе друзей Конституции в мае 1791 года. Тогда же она была издана Национальной типографией. На русский язык брошюра Робеспьера была переведена в 1906 году.

05.08.2014 10:00


Расширение режима «общественного достояния»

Советское культурное и научное наследие освобождается от оков копирайта

И снова об авторском праве. Но уже с позитивом. После целой серии законодательных кнутов (законов, регулирующих гражданско-правовой оборот контента в сети, антипиратского закона, а также предложений на высшем уровне о его расширении и ужесточении) в Госдуме появился первый пряник для народа. Речь идет о законе, освобождающем все советское культурное и научное наследие из под оков копирайта.

26.05.2014 14:00


Регулирование интернета

Беседа журналиста Александра Плющева с вице-президентом ICANN Михаилом Якушевым и управляющим партнером агентства Notamedia Сергеем Оселедько в эфире радио «Эхо Москвы»

Если интернет должен был бы пережить атомную войну, то уж наверное какого-то рода ограничения на тип канала он переживет. Конечно, будет сначала неудобно, но потом все восстановится. Если разлилась река и затопила дорогу – построят мост, сделают обходную дорогу, если это реально нужно. Вот и с интернетом также - какое-то решение будет найдено. Главное, очень четко понимать, в каких целях вводится ограничение, какая общественная необходимость в этом существует, какие и чьи мы пытаемся защитить права.

07.05.2014 16:00


Локальный рунет

До такого не додумались даже в Китае

По данным СМИ, администрация президента намеревается ужесточить контроль над сетями связи. Заявленная цель реформ — обезопасить российский интернет от внешнего влияния. Эксперты считают, что предложенные меры, напротив, делают Рунет более уязвимым.

30.04.2014 14:00






 

Новости

В Берлине прошла конференция по открытому доступу
Советник ректора СПбГУ, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Иван Засурский выступил на 14-й Берлинской конференции по открытому доступу.
Екатеринбургское издательство начали судить за использование фото памятника Татищева и де Геннина
Если ассоциация правообладателей выиграет суд, все изображения памятника будут под запретом
В рамках VII Санкт-Петербургского международного форума прошла дискуссия о защите творческого контента в интернете
Участники форума обсудили актуальные вопросы нарушения интеллектуальных прав в интернете, предложения по законодательному регулированию сферы, в том числе по борьбе с пиратством.
Британское подразделение Bauer Media запускает уже третий новый печатный журнал за год
Команда, которая делает TV Choice, теперь выпускает ещё один журнал про ТВ, но на этот раз — про историю телевидения. Телегид в прошлое будет называется TV Years. Каждый номер будет посвящён своей эпохе в истории телевидения.
Россия вошла в ТОП-10 стран по приросту аудитории соцсетей, но рекламные инвестиции отстают от мировых
Агентство Initiative проанализировало главные цифры и тренды мирового и российского рынка социальных медиа, а также рекламную активность в них.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.