Подписаться на обновления
17 ноябряПятница

usd цб 59.9898

eur цб 70.7040

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Екатерина Толкачева   понедельник, 10 августа 2015 года, 16:00

Запомнить все
Салман Хан о концепции полного усвоения материала


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Почему нас удовлетворяет 70% правильных ответов на экзамене и то, что наше образование похоже на швейцарский сыр с огромными дырами? В одной из глав своей книги «Весь мир — школа. Преобразованное образование» Салман Хан, основатель Академии Хана, говорит об исторических перипетиях концепции полного усвоения материала и об ответственности за собственные знания.

О концепции полного усвоения материала

«Новое возникает на периферии, там, где оно успевает распространиться и доказать свою полезность, прежде чем его поглотит инерция господствующей системы».

— Кевин Келли, основатель журнала Wired.

Прежде чем продолжить описание краеугольных принципов Академии, я хотел бы упомянуть ещё одно понятие, которое играет не последнюю роль в этой истории: полное усвоение материала (Mastery learning (англ.) — концепция полного усвоения материала, или мастерского обучения, учение до получения результата. — Прим. ред.)

Полное усвоение материала означает, что учащиеся правильно поняли тему, прежде чем перейти к другой, более сложной. И если вы находите такой подход очевидным, то вас может заинтересовать несколько неоднозначная история вопроса. Во-первых, потому, что она показывает, как в очередной раз система управления образованием отказалась принимать во внимание выводы и рекомендации своих же собственных, отраслевых исследований. Во-вторых, потому, что технический прогресс позволяет сегодня — через сто лет после того, как преимущества метода полного усвоения материала были впервые продемонстрированы и описаны, — широко применять его в реальных школах с реальными детьми.

Вот, к слову, история о том, как в 1919 году, до появления компьютеров, телевидения и антибиотиков, педагог с передовыми взглядами по имени Карлтон У. Уошберн был назначен на должность инспектора по делам школ в богатом пригороде Чикаго под названием Виннетка (Уиннетка), штат Иллинойс. Время и место как нельзя лучше подходили для инноваций. Победа в Первой мировой укрепила моральный дух нации и способствовала созданию специфического американского отношения «могу все». Экономика была на подъеме, Виннетка имела эффективно управляемую сеть школ, открытых для эксперимента, жаждущих усовершенствования и обладающих средствами для прорыва. В 1922 году Уошберн запустил в действие то, что позднее получит широкую известность как Виннетка-план.

Он был основан на радикально новом принципе усвоения материала. В чем его революционность? — спросите вы. В двух моментах. Во-первых, этот план постулировал наличие способностей к усвоению материала у всех учеников без исключения, если им будут предоставлены соответствующие условия; и тогда никого не надо притормаживать или, наоборот, переводить на другой учебный цикл, который перекрывает путь к дальнейшему обучению.

Во-вторых, учебный план при таком подходе не ставит временных ограничений, но дает определение пониманию предмета и успеваемости по предмету. Этот подход медленно, но верно перевернул традицию с ног на голову. В традиционной модели определенное время урока посвящено определенной теме или задаче; по истечении этого времени класс дружно идет дальше, несмотря на то что разные дети находятся на разных стадиях овладения материалом. В системе Уошберна, напротив, дети выполняют задания в произвольном темпе, двигаясь с разной скоростью к одному уровню овладения материалом. Те, кто справляется быстрее, могут идти вперед или заняться повторением, закрепляя усвоенное. Тем, кто справляется медленнее, помогут одноклассники, или учителя на дополнительных занятиях, или домашние задания.

Обратите внимание на разницу в подходах, потому что именно в ней смысл этой книги. В традиционной академической модели время, отведенное на изучение темы, константно, тогда как усвоение материала переменно. Уошберн добивался противоположного эффекта, когда высокий уровень владения предметом или темой становится константой, а время, затраченное на освоение темы, превращается в переменную.

В прогрессивные 1920-е интерес к Виннетка-плану был высок. Так же, как и спрос на пособия по самообучению. Сам Карлтон Уошберн достиг академических высот и продолжил карьеру, став президентом Ассоциации прогрессивного образования и преподавателем Бруклинского колледжа. Но потом с концепцией полного усвоения материала случилась странная штука. Она вышла из моды и долгие годы, даже десятилетия, пребывала в забвении.

Почему так произошло? Отчасти по экономическим причинам. Небольшая богатая система школ, такая как в Виннетке, могла себе позволить новые учебники, тетради для упражнений и другие материалы, но производство печатной продукции обходилось недешево, и издание новых пособий в национальном масштабе было затратно. А еще оставался вопрос переквалификации педагогического состава, усвоение материала требовало иного набора компетенций, методик и навыков, что, в свою очередь, не только стоило дорого, но и требовало инициативы и гибкости со стороны учителей и школьных администраций.

Инерция и сопротивление новым идеям, подрывающим устои системы, не позволили усвоить материал образца 1920 года. В исследовании 1989 года делался шокирующий вывод, что между 1893 и 1979 годами «учебный процесс [в государственных школах] остался без особых изменений» (добавлю от себя, что он не претерпел изменений и с 1979 по 2012 год). Чтобы доказать это, некоторые группы прогрессивных учителей экспериментировали с новыми методиками в рамках школьных классов, но и им не удалось поколебать незыблемость существующей модели. Неужели никто так и не заметил, как изменился мир и вместе с ним потребности учащихся?

Так или иначе, но концепция полного усвоения материала пролежала под спудом до начала очередного витка прогресса в 1960-х, когда ее реанимировали, слегка видоизменив, специалист по возрастной психологии Бенджамин Блум и его ученик Джеймс Блок. Блум и Блок усовершенствовали методы тестирования и способы «обратной связи», но их базовые принципы были напрямую заимствованы из Виннетка-плана. Учащиеся занимались в произвольном темпе, продвигаясь вперед только по достижении предписанного уровня знания по предыдущей теме. Педагоги были для них гидами и наставниками, но никак не лекторами. Взаимодействие поощрялось; ученик, помогающий товарищу, не только сам хорошо успевал, но и формировал характер. Кому-то было труднее, кому-то легче, но не было никого, на ком поставили крест.

Методики полного усвоения материала вскоре стали применять в различных пилотных программах по всей стране. Исследования раз за разом доказывали их превосходство над традиционной классно-урочной системой.

Авторы одного из исследований пришли к выводу, что «ученики, занимающиеся по программам полного усвоения материала, на всех уровнях демонстрируют более высокую успеваемость в сравнении со своими ровесниками, обучающимися в рамках традиционных учебных программ… Они лучше запоминают пройденное, что показали и краткосрочные, и длительные исследования». Авторы другой работы обнаружили, что «усвоение материала сокращает академическую дистанцию между более «медленными» и более «быстрыми» учениками, не создавая помех к продвижению более «быстрых». Смещая фокус с учеников на учителей, одно из исследований отметило, что «у педагогов, применяющих методики полного усвоения материала, улучшилось отношение к процессу обучения и повысилась самооценка».

При таких отзывах можно было надеяться, что концепция полного усвоения материала утвердится всерьез и надолго. Не тут-то было. Как и в 1920-х, она ненадолго стала модной темой, после чего ее опять поглотило косное болото классно-урочной системы. И так же, как в прошлый раз, причина отчасти была экономической: издавать и распространять новые учебники, экзаменационные формы и индивидуализированные материалы для чтения по-прежнему было слишком дорого. Хотя деньги были не единственным препятствием. Вновь поднялась волна сопротивления со стороны администраторов и бюрократов. Перемены давались слишком тяжело, они пугали. Старые методы все еще работают, не так ли? Зачем вообще браться за перемены, если нет прямой и явной необходимости покидать зону комфорта, которую создают лекции и привычные учебники? Итак, методика усвоения материала опять вышла из моды, хотя и качественные, и количественные исследования упорно доказывали ее преимущество для учащихся и для учителей.

Включаем быструю перемотку и возвращаемся в сегодняшний день. Человеческая натура не изменилась. Ведомствам и бюрократам все так же свойственна неприязнь ко всему новому. Люди во всех сферах все так же бдительно охраняют свою территорию, вместо того чтобы радеть о «высшем благе». Но все же кое-какие изменения происходят. В разговорах о реформе образования все отчетливее слышны нотки напряженного ожидания, которых не было раньше. Старая система не оправдывает ожиданий, она должна быть переосмыслена. По крайней мере, по этому вопросу в обществе сложилось согласие.

Есть и кардинальное изменение. Новые технологии значительно снизили затраты, связанные с внедрением методик полного усвоения материала. Долой бумажные учебники. Больше нет нужды издавать дорогие тетради с индивидуальными упражнениями. Все, что необходимо для обучения в произвольном темпе, сейчас доступно в интернете, и стоимость доставки материалов минимальна. Прежние отговорки насчет того, что, мол, новомодные учебные методы слишком дороги, что это привилегия элитарных школ и представителей высших классов, больше не актуальны.

Прежде чем двигаться дальше, я хотел бы затронуть еще один аспект, а именно связь между полным усвоением материала и личной ответственностью.

Поиск ответственного за образование в среде учеников и их родителей, муниципалитетов и государств — предмет горячих дебатов всех политических сил. Предполагается, что «ответственность» существует сама по себе, не связана с процессом обучения, что это бремя родителей и учителей и не имеет отношения к ученикам. Такое отношение, мягко говоря, нежизнеспособно. Получать образование, учиться — значит принимать на себя ответственность. Ребенок может приобрести настоящие знания только в том случае, если сам примет на себя ответственность за их получение, динамика успеваемости при обучении по программе полного усвоения материала наглядно это демонстрирует.

В одном из исследований утверждается, что у тех детей, которые занимались по концепции полного усвоения материала, «развилось более позитивное отношение к учебе и собственным способностям к обучению». Говоря современным языком, дети заявили права на собственное образование. В другом исследовании прямо говорится, что «обучающиеся по системе полного усвоения материала… проявили большую готовность нести ответственность за свое обучение…»

Я уделяю этому вопросу столько внимания, потому что вижу, что личная ответственность не только недооценивается, но и не поощряется традиционной школьной системой, отводящей детям пассивную роль в жестких рамках учебного плана. Ученики, которым эта модель отказывает в возможности самостоятельно принимать простейшие решения, как и что учить, в результате не могут отдать все силы процессу обучения.

Салман Хан критикует классно-урочную систему, предлагая взамен своё видение будущего образования. Книга «Весь мир — школа. Преобразованное образование» доступна на сайте издательства «Классика-XXI». Newtonew выражает благодарность издательству и его руководителю Александру Карманову за возможность опубликовать фрагмент книги.

Источник: Newtonew




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Всё как у взрослых

Купить олимпиаду за один клик

«Обеспечим результат на любой олимпиаде», — такое обещание можно увидеть на сайте Olympiads.biz. Всё как у взрослых, и цены не вполне детские… Сейчас в цене олимпиада «Ломоносов», по итогам которой возможны льготы при зачислении в ведущие вузы: стоимость победы на ней на сайте обозначена в 35 тысяч рублей.

17.12.2015 13:00, Мария Хрущева, Галина Цирлина


Учить нельзя гуглить

«Cамое главное, чему нас учат в универе — это складу ума и гуглить. Остальное малополезно».

Призрак бродит по школьным коридорам — это призрак Google. Как страшный сон воспринимают школьные учителя тот факт, что в кармане каждого ученика может лежать волшебная коробочка, соединяющая его с местом, где есть все ответы на все вопросы.

11.08.2015 09:30, Анатолий Шперх


Растворимая школа

Процесс учения: источники и связи

В последнее время мне кажется, что школа превращается в растворимый напиток. Как кофе. Сто лет назад кофе был подобен китайской церемонии — турка, аромат свежеобжаренных зерен, терраса утреннего кафе со свежей газетой. Не так сегодня. Пластиковый стаканчик, купленный на ходу из окна автомобиля.

22.06.2015 14:00, Анатолий Шперх


Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

09.06.2015 13:30, Александр Привалов, Дарья Менделеева


Салман Хан: «Школа на развилке, такое случается раз в тысячелетие»

Вы знаете, что школу, в которой вы учились, изобрели... немцы? Впрочем, это не столь уж важно. Есть вопросы поважнее: модель традиционного обучения больше не работает. Она годилась для индустриальной эпохи, для постиндустриальной же она слишком жесткая. А что будет после нее? У Салмана Хана есть ответ.

20.05.2015 16:00, Андрей Семеркин


Воспитывать, а не оказывать

Почему образование не должно быть сферой услуг

Два буксира, семья и школа, тянут баржу-ученика вверх по реке знаний. Один буксир не справится с этой работой, баржу к месту назначения не дотянет, потому что слаб. А уж если буксиры тянут баржу в разные стороны, точно, толку не будет. В том случае, если с одного буксира начнут стрелять по другому – жди беды. Так что модернизировать-реформировать, мирить и согласовывать, т. е. направлять в одну сторону, нужно оба буксира.

27.02.2015 17:02, Михаил Лифшиц


Говард Рейнгольд: «Школы должны не делить информацию на хорошую и плохую, а учить детей грамотно задавать вопросы и определять достоверность полученных ответов»

Американский медиаэксперт, учитель и писатель – об идеях взаимообучения и самообразования в Сети

Говард Рейнгольд – исследователь и футуролог мирового масштаба, специализирующийся на изучении культурных, социальных и политических влияний на медиасферу современности. Его проект Peeragogy объединил лучшие практики эффективного обучения людей с общими интересами. 18 октября он выступит в Москве на конференции про новые образовательные технологии EdCrunch, организованной журналом журналом о будущем образования Edutainme, центром технологического предпринимательства DigitalOctober и НИТУ МИСиС. Перед конференцией Рейнгольд рассказал о том, каким видит настоящее и будущее образования.

16.10.2014 14:00, Наталья Чеботарь, основатель Edutainme.ru


Как относятся к технологиям в школах

Edutainme опросили более 600 родителей и детей в школах и соцсетях о том, каково учиться сейчас и чего бы хотелось в будущем

Поверите ли вы, что родители более готовы к использованию игр в образовании, чем школьники? Или что двоечники на самом деле рады учиться, но вне школьных стен?

04.06.2014 12:00, Алексей Морозов


5 мифов о жизни, которым учат в вузах

Давайте признаемся честно: кроме нескольких хороших друзей, ряда интересных знакомств, студенческих вечеринок и умения делать шпаргалки и вести конспекты отечественная система образования ничего не дает. Вы проводите в вузе 4-5-6 лет — и выходите оттуда с дипломом в одной руке и целым мешком иллюзий и завышенных ожиданий — в другой.

15.05.2014 15:00, Александр Мельник


«Рассадник женского образования»

5 мая (24 апреля) 1764 года по указу императрицы Екатерины II основано Воспитательное общество благородных девиц

Заботясь о распространении просвещения в России, императрица Екатерина II утвердила в 1764 г. устав первого женского учебного заведения в России, которое носило имя Воспитательного дома благородных девиц и помещалось в здании Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Смольный институт играл значительную роль в системе женского образования в России XVIII в. К 150 летию открытия института в 1914 году историк З.Е. Мордвинова написала исторический очерк о Смольном институте в эпоху Екатерины II , отрывок из которого предлагаем вниманию наших читателей.

05.05.2014 22:00, З.Е. Мордвинова






 

Новости

КФУ готовится опубликовать выпускные работы
14 ноября проект «Научный корреспондент» был представлен в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский выступил с лекцией на тему научной коммуникации в открытом доступе перед студентами и преподавателями университета. Основная часть мероприятия была посвящена проблеме качества выпускных квалификационных работ студентов и открытой публикации ВКР как способу её решения. Участники мероприятия узнали также о возможностях участия в проекте «Научный корреспондент», открытых лицензиях и конкурсах учебных работ.
Северный (Арктический) федеральный университет опубликует ВКР в открытом доступе

АИИ подписала с университетом соглашение о сотрудничестве
10 ноября состоялась презентация проекта «Научный корреспондент» в САФУ имени М.В. Ломоносова, на котором президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта «Научный корреспондент» Наталия Трищенко рассказали студентам и преподавателям университета о научной коммуникации в открытом доступе, открытых лицензиях и возможностях по публикации выпускных квалификационных работ, а также участии в конкурсах, проводимых на платформе «Научкора».

Умер сатирик Михаил Задорнов
Известный сатирик Михаил Задорнов скончался на 70-м году жизни, сообщила телеведущая Регина Дубовицкая.
«Просто наша единственная надежда – что студенты будут писать качественные работы, которые начнут публиковаться открыто и с каждым годом становиться всё лучше»
7 ноября в Санкт-Петербургском государственном университете имени Бонч-Бруевича состоялась лекция президента Ассоциации интернет-издателей Ивана Засуркого, рассказавшего студентам о новых тенденциях научной коммуникации, принципах использования открытых лицензий и возможностях по открытой публикации учебных и научных работ на платформе «Научный корреспондент».
ТюмГУ задумался об открытой публикации выпускных работ
2 ноября в Тюменском государственном университете состоялось выступление президента Ассоциации интернет-издателей Ивана Засурского и координатора проекта «Научный корреспондент» Наталии Трищенко. Студенты узнали о том, как можно опубликовать в открытом доступе свою научную или учебную работу, о принципах использования открытых лицензий Creative Commons, а также о движении за открытый доступ к науке.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.