Подписаться на обновления
29 июняСреда

usd цб 64.8095

eur цб 71.7117

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияВостребованное
образование
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
Алиса Никольская   четверг, 24 декабря 2009 года, 09.41

Замыкая круг
Итоги-2009. Театр: гастрольные спектакли


Сцена из спектакля режиссера Эймунтаса Някрошюса "Идиот" // РИА Новости
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог








Москва — самый фестивальный российский город: десяток крупных смотров в год. Однако они, увы, заслоняют собственно московскую жизнь.

Не будь привозных спектаклей, в Москве, за редким исключением, нечего было бы смотреть. А благодаря гастролёрам складывается совершенно иная шкала восприятия театра в целом.

Несмотря на пресловутый кризис, в уходящем году все традиционные фестивали, начиная с многомесячного Чеховского и весёлого молодёжного «Твоего шанса» и заканчивая осенними «Сезоном Станиславского» и NET, состоялись в полном объёме. Москва увидела как работы мэтров со всего мира — Филипа Жанти и Робера Лепажа, Уильяма Форсайта и Иржи Килиана, Мэтью Боурна и Эймунтаса Някрошюса, так и спектакли режиссёров, у нас мало известных.

Ниже — попытка собрать воедино наиболее значимые визиты и понять, что нового открылось в театре благодаря им.

Самый значимый спектакль (драма)

«Идиот», режиссёр Эймунтас Някрошюс, театр Meno fortas (фестиваль «Сезон Станиславского»)
Интерес к каждой новой работе Някрошюса в Москве неизменен. Культовый литовец со своими сумрачными неспешными спектаклями, с их особым медитативным ритмом раскрывает нам некое глубинное знание.

А потом всех раздевают, начиная хлестать хлыстами, из-за того, что кто-то не купил новую модель плазменного телевизора, а кто-то — навороченный айпод, и свалка эта заканчивается групповой оргией...

Рассказывая хрестоматийную классическую историю предельно близко к тексту, он заставляет в корне поменять своё представление о материале.

После спектакля выходишь оглушённый, думая о том, что никогда бы не догадался о тех смыслах, что, оказывается, заложены в произведении.

«Идиот» не стал исключением. Строгий текучий спектакль постепенно погружает в атмосферу колоссального внутреннего напряжения.

Герои словно взрываются изнутри, не в силах сопротивляться сокрушающей их боли и страсти. Любовь и смерть рифмуются, как в поэме. Удивительная красота лиц и движений в итоге выворачивается наизнанку, чтобы показать губительность всего возвышенного и чистого.

Самый значимый спектакль (музыка)

«Портрет Дориана Грея», постановщик Мэтью Боурн, компания «Нью Эдвенчерз» (Чеховский фестиваль)
Это уже третья работа Боурна, привозимая Чеховским фестивалем, до этого были «Пьеса без слов» и «Лебединое озеро».

Как известно, Боурн заново передумывает классические сюжеты, пересказывая их языком пластики и наполняя неожиданным смыслом.

Так и с «Дорианом Греем». Для него сочинена гламурно-глянцевая среда, где главный герой оказывается начинающей фотомоделью и рекламирует духи под названием «Бессмертие» (роль портрета отведена огромному баннеру, который во втором акте расползётся и завертится, демонстрируя быстротечность как красоты, так и славы).

Спектакль Боурна отчаянно насмешлив и беспощаден, великолепно стилизован и отлично станцован — исполнители главных партий просто завораживают энергией и мастерством.

Самое интересное прочтение классики

«Три сестры и другие», режиссёр Аттила Виднянский, Береговский венгерский национальный театр им. Дьюла Ийеша (Ежегодные мейерхольдовские встречи)
Спектакль начинается с конца света, то есть с третьего акта пьесы, где правит безумие и смерть.

Летом 2009 года Москва увидела по-настоящему великий театр. Канадский гений Робер Лепаж, показавший на Чеховском фестивале спектакль «Липсинк», безусловно и безоговорочно войдёт в историю мирового театра рубежа XX—XXI веков. Лепаж показывает цепочку сексуального рабства: сексуальный инвалид порождает инвалида, одна сексуальная зависимость порождает другую и плодит человеческое несчастье, нереализованность, зажим.

Остальные действия повёрнуты как воспоминание о радости, о зарождающейся близости между людьми, о возможности увидеть свет, будущее.

Виднянский настраивает нас на мрачное восприятие. Он наполняет происходящее резкими голосами, громкими звуками, дикими поступками.

Вот Андрей Прозоров прибивает гвоздями к полке растрёпанные книги, и точно так же Маша приколачивает к полу шинель Вершинина. Чтоб осталось. Не ускользнуло. Не растворилось в дымке времени.

Выстроена точная атмосфера возрастающей душевной муки, в итоге приводящей к взрыву, когда под пистолет Солёного в финале встанут все герои разом.

Соединяя горечь и нежность, режиссёр абсолютно точно попадает в чеховскую интонацию и при этом открывает нам совершенно иного, непривычного Чехова.

Самая интересная трактовка современной пьесы

«Анна», режиссёр Влад Троицкий, киевский театральный центр «Дах» (фестиваль NET)
Фэнтези-вестерн Юрия Клавдиева здесь решён в совершенно противоположном тексту ключе. Все места действия сведены к крошечной, открытой всем ветрам комнатке. Происходящее нарочито замедлено, голоса тихи, глаза опущены. И оттого яростнее и страшнее звучит происходящее. Актёры работают на крупном плане, отыгрывая каждый нюанс. И из перекрёстных взглядов, чистых и гневных интонаций, скупых движений выкристаллизовывается высокая и красивая история о ценности чести и достоинства.

Самый жёсткий спектакль

«Калигула», режиссёр Явор Гырдев (фестиваль NET)
Знаменитая философско-политическая пьеса о кровавом императоре и поиске невозможного стала для Явора Гырдева поводом для мощного общечеловеческого высказывания.

Разбирая текст, режиссёр выявляет сегодняшние мотивы, такие как стремление каждого покорить вершину, ослепляющее одиночество и пугающее неумение испытывать чувства.

Внешняя форма броска и одновременно лаконична: чёрно-красные цвета оформления, подчёркнутая будничность интонаций, много обнажённого тела.

Калигула для Гырдева — воплощение абсолюта. Мира. И уничтожение его приравнивается к апокалипсису.

Самый трогательный спектакль

«Великая война», труппа «Отель Модерн» (фестиваль NET)
Кукольный театр, на глазах становящийся документальным фильмом. На нескольких маленьких площадках исполнители разыгрывают фрагменты хроники Первой мировой войны.

Происходящее тут же транслируется на экран и обретает пугающе реалистичные очертания. Вот горят деревья, зелень постепенно превращается в уголья, вот солдатские сапоги с трудом двигаются по грязи, вот тонут подбитые корабли.

Вроде бы зритель и видит, как всё это делается, а впечатление остаётся сильное. Спектакль очень напоминает по интонации знаменитую «Сталинградскую битву» Резо Габриадзе — происходящее так же трогает и задевает, заставляя задуматься о множестве маленьких жизней, раздавленных молохом войны.

Второе дыхание

Гастроли театра «Ильхом» (Театр наций совместно с «Золотой маской»)
Этот приезд «Ильхома» задумывался ещё при жизни его руководителя Марка Вайля. Но стал акцией его памяти.

Показав в Москве две последние работы Вайля («Радение с гранатом» и «Орестею»), театр продемонстрировал главное: жизнь продолжается. Конечно, спектакли меняются с течением времени, хотя ильхомовцы делают всё, чтобы сохранить их в первозданном виде.

И «Орестея», и «Радение» стали серьёзным событием для Москвы, где «Ильхом» и Вайля хорошо знают. Хрупкое, перламутровое, чувственное «Радение» поднимает тему, очень волновавшую режиссёра, — невозможности художника жить в реальном мире и оставаться самим собой.

О страшных последствиях общения с окружающей жизнью и «Орестея», сделанная в принципиально ином ключе: резко, размашисто, яркими красками.

После этих гастролей мало у кого возникли бы сомнения в дальнейшей дееспособности «Ильхома». За чьей судьбой так интересно наблюдать и в дальнейшем.




ОТПРАВИТЬ:       



 





Максим Аверин: «Все начинается с любви»

Анонсы обещали, что «Все начинается с любви» - это моноспектакль Максима Аверина. Но оказалось, это даже не спектакль, а сугубо личное обращение Максима к зрителям. Он и сам его так называет: «спектакль-откровение». В нем собраны важные для него песни, стихи, монологи, а в одном из них есть цитата: «Жизнь - это не кино. В ней невозможно сделать еще один дубль. Жить нужно, не оставляя черновиков – писать надо начисто, набело. Прошлое… ну что в нем копаться? Было и было. Прошло. Будущее? Но мы же с вами знаем, как оно призрачно. Жизнь – она здесь и сейчас. Будьте счастливы сегодня». С этого отрывка мы и начинаем наш разговор.

16.06.2016 19:00, Данара Курманова


«АлиSа»: принимаешь правила игры?

Когда я училась в театральном институте, мы мечтали сделать спектакль без слов. Не балет, не пантомиму, а драматический спектакль без единого слова! Правда, чтобы создать молчаливый, но захватывающий спектакль, у нас, студентов, тогда не хватило ни ума, ни фантазии, ни образованности... Нашу юношескую мечту осуществила команда Красноярского ТЮЗа. Кстати, драматические спектакли без слов по произведениям, которые каждый образованный человек знает почти наизусть – «Три сестры», «Гамлет», «Алиса в Стране чудес» – стали одним из трендов современного театра.

22.04.2016 18:13, Лилия Ященко


Прошла пора чудес, прошла пора фантазий

"Фантазии Фарятьева" А.Соколовой в Новом Рижском театре, режисер — Гатис Смитс

Несмотря на внешние обстоятельства русскоязычная проза и драматургия не сходят со сцен театров столицы Латвийской республики. Для рижской афиши, где национальным классикам и современным латышским драматургам тоже порой становится тесновато от обильного присутствия Гоголя, Достоевского, Чехова и даже Ильфа с Питровым, появление в репертуаре самого популярного на родине и известного в мире театра Латвии, Нового Рижского, пьесы позднесоветского периода - событие, которое может показаться неожиданным.

12.02.2016 16:00, Вячеслав Шадронов


Возвращение легенды

Фоторепортаж с открытия одного из красивейших театров мира. Грузинский Театр оперы и балета им. З. Палиашвили распахнул свои двери после 6-летней реконструкции.

09.02.2016 13:00, Данара Курманова, Ольга Слюсарева


Человек театра

Говорят, театр начинается с вешалки. В театре под руководством Армена Джигарханяна все немного иначе – он начинается прямо со служебного входа. На стойке ресепшн – ящик с яблоками, к нему приколота бумажка с размашистой надписью: «Угощайтесь!». Казалось бы, мелочь, но именно детали рассказывают о человеке больше всего.

25.01.2016 16:00, Данара Курманова


«Репетиции» на Таганке - задел на премьеры

Завершилась вторая сессия творческого проекта «Репетиции – театр на вырост», рассчитанного Театром на Таганке на весь сезон 2015/2016. По итогам двух лабораторий четыре из восьми представленных эскизов выбраны для дальнейшей работы над премьерами Малой сцены театра: «Золотой Дракон» (режиссер Валерия Суркова), «Земля Эльзы» (режиссер Семен Серзин), «Кориолан» (режиссер Анна Потапова), «Петербург» (режиссер Вячеслав Тыщук).

13.11.2015 15:00, Екатерина Писарева


Зерна упали в землю… Эльзы

Первые результаты проекта «Репетиции» театра на Таганке

На первой сессии творческой мастерской «Репетиции» Театра на Таганке четыре молодых режиссера представили на суд зрителей и экспертного совета свои спекакли-эскизы. В дальнейшую работу театр взял два из них, оба они о любви и о человеческих судьбах в этом мире: первый - по пьесе Ярославы Пулинович «Земля Эльзы», режиссер Семен Серзин, и второй – по пьесе Роланда Шиммельпфеннига «Золотой Дракон», режиссер Валерия Суркова.

15.10.2015 16:00, Анжела Ковалева


В Москву, работать, замуж

Тимофей Кулябин поставил «Три сестры» в новосибирском ГАДТ «Красный факел». На московском фестивале «Территория» этот спектакль, показанный в Центре им. Мейерхольда, стал главной вещью, стал событием, не оставившим за собой равнодушных. Знаменитый после всероссийского скандала с «Тангейзером» 31-летний режиссёр показал и доказал, что сенсация в театре никогда не производная от степени «задетости» православной, так сказать, общественности. «Три сестры» задевают зрителей на том глубинном уровне вечных вопросов, где обиды церковных чиновников подобны недовольству муравьёв пробегающим мимо лосем.

14.10.2015 16:00, Дмитрий Лисин


У актеров Таганки открылось второе дыхание

Четыре октябрьских вечера на экспериментальной площадке Театра на Таганке, расположенной на ул. Поварской, 20, был полный аншлаг. Первые результаты своей работы представляли режиссеры, принимающие участие в новом проекте театра «Репетиции». Ощущение, что Таганка возрождается, захватило и совсем юных зрителей и людей старшего поколения, которые еще помнят первые эксперименты Юрия Любимова в 60-70х годах прошлого века.

08.10.2015 16:00, Оксана Иванова


«Репетиции» - Театр на вырост»

Новый уникальный проект «Репетиции» стартовал в Театре на Таганке. По сути это – экспериментальная режиссерская лаборатория. Ее основное отличие от принятого в России формата лабораторий в том, что работать она будет, в течение всего сезона, и с ее помощью планируется формировать репертуар для малой сцены.

29.09.2015 16:00






 
 

Новости

"Голоса Истории"
Театральный фестиваль открылся в Вологодской области
"Энциклопедия творческой личности"
Презентация энциклопедии о танцовщике Владимире Васильеве пройдет в Большом театре
День молодежи в Москве
Двадцать один парк поборется за самую необычную программу
В Пушкинском музее в сентябре откроется выставка Рафаэля
Там будут показаны около десяти работ художника
Сыграйте «Музыку Земли» российской!
Пианист Борис Березовский приглашает музыкальные фольклорные коллективы России принять участие во II Всероссийском фестивале-конкурсе «Музыка Земли», проходящем при поддержке Министерства культуры РФ

 

 

Мнения

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.