Подписаться на обновления
15 августаСреда

usd цб 66.7535

eur цб 76.2325

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Константин Рылёв   четверг, 6 августа 2009 года, 09:10

Заморочки русской философии
250 лет безумству славянской мысли


// Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов, "Kitchen Art, или Кухня русского искусства", conceptualism.letov.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



Русская литература, изобразительное искусство, наука, кино и даже такая метафизическая штука, как русский характер, более-менее определены. А что есть русская философия — неясно до сих пор.

Ведь если считать её основателем казацкого философа Григория Сковороду (как Ломоносова — науки, а Пушкина — литературы), то ей примерно 250 лет. Юбилей! А марксистко-ленинская философия тоже русская? Ещё какая! Общие черты нашей философии и определяет неугомонная славянская натура.

Цель философии — создание модели мира. Каждый народ её делает, исходя из особенностей своего восприятия. Индийский мудрец вряд ли бы утверждал, как нигилист Ницше, что «жизнь на Земле мгновенье, эпизод, событие без плана», поскольку в курсе, что по «генеральному плану» период от зарождения до растворения вселенной — 4 320 000 лет. Далее верховный бог Брахма сворачивает материальную вселенную и творит её снова.

Именно синтез государства и церкви мог породить такое «чудо», как самоходная церковь-трансформер. Дескать, некоторые армейские части расположены далеко от «стационарных» церквей, а эта может прибыть куда угодно. Даже на передовую.

Западная и восточная философии — две полярности, между которыми «примостилась» русская, которой стукнуло 250 лет. На Востоке философия и религия единое целое: философия индуизма, буддизма, даосизма. Философ — духовный наставник. На Западе философия и религия разделились. Философы — академические учёные, уже не претендующие по-сократовски быть моральными учителями.

Россия в силу промежуточного положения создала феномены религиозной и научно-мифологической философии. Причём главное не схема, а отношение к предмету, поскольку руководствуются русские философы в первую очередь эмоциями.

Например, Владимир Соловьев (1853—1900) центральным объектом исследования сделал видение — Софии, Мировой Души. В состоянии аффекта ему являлся этот прекрасный женский образ. Как бы в наше время отнеслись к научному докладу о видении? Объявили автора сумасшедшим (хотя это нормально для русских философов: от Чаадаева до Даниила Андреева большинство были официальными или неофициальными безумцами). Поэтому в Европе русскую философию воспринимают, как бы это сказать, с пожиманием плеч. Чего не скажешь о литературе, где призраки, видения, сны присутствуют на законных основаниях. Поэтому Достоевского с Толстым и Маяковского с Блоком ценят выше. Но знаменитые блоковские «Стихи о Прекрасной Даме» навеяны именно визионерским опытом Соловьева.

У Запада — склонность к внешнему, «горизонтальному», материалистическому, демократичному, рассудочному, «левому»; у Востока — к внутреннему, «вертикальному», духовному, традиционному, иерархичному, «правому».

А Россия — душа, эмоции (неудивительно, что Соловьев прозрел именно образ Мировой Души). Поэтому, к каким бы левым или правым лагерям ни принадлежали русские философы, их общее свойство — одушевление предмета исследования и его мифологизация.

К примеру, Алексея Лосева (1893—1988) не устраивала механика Ньютона, поскольку «она построена на гипотезе однородного и бесконечного пространства». «Мир физики и астрономии скучное, отвратительное, безумное марево». Лосёву не нужен «мир без родного неба».

Каков аргумент?!

Но вернёмся к началу. Оригинальная русская философия стартовала с казацко-украинского философа Григория Сковороды (1722—1794). Что не удивляет, так как он воспитанник Киево-Могилянской академии — могучего религиозно-образовательного заведения. Он неоплатоник-моралист, создатель концепции трёх миров. Микрокосм-человек, макрокосм-вселенная, связь между ними посредством символического мира Библии. «Что компас в корабле, то Бог в человеке. Компасная в сердце корабельном стрела есть тайный язык, закон, глава, око и царство корабельное. Библия тоже именуется стрелой, как начертанная тень вечного закона и тьма Божия», — проповедовал Сковорода. Официальная церковь не очень была довольна его «учением сердца», видя ересь в желании трактовать священную книгу как заблагорассудится.

Европа в XVII веке всё больше уходила в натурфилософию, а Сковорода напоследок оставил знаменитую эпитафию: «Мир ловил меня, но не поймал», имея в виду, что мирское, суетное не могло заполучить его в сети, обмануть внешним блеском. Он задал главное направление исследования русской философии: создание духовно-мистической модели мира, способ постижения — эмоционально-аналитический.

Следующий известный русский философ, Пётр Чаадаев (1794—1856), призвал Россию пошевеливаться, дабы приблизиться к образовательным канонам Европы. Царь за критицизм объявил его сумасшедшим. Именно философ послужил прототипом (Чаадаев — Чацкий) для одного из первых классических произведений русской литературы — «Горе от ума».

Чаадаев подчёркивал: Россия — наследница Византии, но ставил это в вину родной стране. Он не разглядел, что она переняла византийскую миссию — моста-регулятора между Западом и Востоком. Чаадаев ждал от России свершений в русле европейской цивилизации. Хотя она уже выполняла свою историко-политическую роль: обломала татаро-монгольское иго и прогнала Наполеона.

После Чаадаева русские мыслители разделились на славянофилов и западников. И те и другие увлекались немецкой классической философией: Кантом и Гегелем.

Рациональная модель мира в исполнении немцев — механизм вроде часов. Кант обозначил его границы, а Гегель описал пружину — диалектику развития. То, что за пределами рассудка, по Канту, — не существует. Спровоцировал его на этот радикальный вывод швед Сведенборг — он ключевая фигура, где русские расходятся с немцами.

Эмануэль Сведенборг (1688—1772) — шведский инженер, математик, анатом, физиолог, химик, минеролог, астроном и теософ. Переломный момент произошёл, когда ему было 57 лет, — после видения получил возможность проникать в «эфирный мир духов». Затем почти 30 лет шастал на тот свет и обратно, регулярно публикуя тома-дневники. Его неоднократно проверяли на правдивость: он расспрашивал духи умерших на предмет тайной информации, которая потом подтверждалась.

Самая известная книга — «О небесах, о мире духов и об аде». В отличие от Данте, Сведенборг писал нудным языком учёного, он берёт не стилем, а фактическими подробностями.

Рай и ад — действующие иерархичные институты. Первый создан Господом, второй произрастает из людского эгоизма. В раю — божественный свет истины, в аду — отражённый свет лжи. Адом правит дьявол, но Господь главенствует над обоими институциями, поскольку ад всегда готов взбунтоваться. Запредельный мир в земной жизни познаётся символическими соответствиями.

Кант сначала увлёкся теософией шведа, а потом раскритиковал её в работе «Грёзы духовидца» (1766). Он приводит совершенно нелепые аргументы: «В Стокгольме проживает господин Сведенборг, не занимающий никакой должности или службы и существующий на собственные значительные средства». В глазах немца отсутствие службы — грех.

Кант ошибался, у Сведенборга была должность — королевского советника. Но дело не в этом. Кант отвергает саму возможность разума проникать так далеко. (Как по Чехову: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».) Для этого немецкий философ ввёл понятие «вещь в себе», как свойство непознаваемости. Сведенборга он в шуточно-грубой форме объявляет умалишённым: «Адептов мира духов прежде считали нужным предавать сожжению, теперь достаточно дать им слабительного». Закончил он трактат более удачной остротой: «Любознательным людям, которые стараются что-нибудь узнать о том мире, можно дать совет: терпеливо дожидаться, пока не попадёте туда».

На Востоке немало визионерских свидетельств. Та же тибетская «Книга мёртвых». Но Кант провёл черту между наукой (знания рассудка) и религией (знания интуиции). И только первую считал действительной.

Однако русским скучно доказывать постулаты, выжимая максимум лишь из рассудочного мышления. Но и по девять лет в пещере «созерцать стену», как буддийский монах Бодхидхарма, — тоже не для нас.

Поэтому лучшие российские мыслители, ценя и Канта, и Сведенборга, занялись пока друг другом: славянофилы и западники начали двадцатилетнюю публицистическую битву. Одни ратовали за социальные реформы (вплоть до революции) по европейскому образцу, другие за народность, самодержавие и православие. И тем и другим было не до создания самобытных мировоззренческих систем. Как выразился любимец Владимира Путина философ-эмигрант и государственник Иван Ильин (1882—1954), «истинное бытие глубже, обширнее и богаче, чем выдумываемые «системочки». Вот наши философы и не заморачивались, накаляя спор.

Пародийное продолжение этих плакатов — работы современного художника Павленко. Упитанный новый русский в лыжных очках с бокалом шампанского, тыкая пальцем в зрителя (типа «Ты записался в добровольцы?»), вопрошает: «Ты побывал в Куршевеле?» Русские из робких гостей стали буржуазными хозяевами жизни!

Примирительным звеном стал религиозный философ Владимир Соловьев (1853—1900). Он выступил, исходя из христианского всепрощения, и против революционного насилия, и против казни убийц Александра II. Александр III счёл его «чистейшим психопатом». Что для русского мыслителя (в глазах обывателя и власти) норма.

Уволившись из Петербургского университета, Соловьев с головой ушёл в религиозную философию: взялся объединить католическую и православную церкви. Кем, думаете, его посчитали и одни церковные власти, и другие? Правильно. Но кто-то должен был начать процесс сближения?

Ночью в пустыне близ Каира Соловьев узрел Софию. И создал, соответственно, направление — софийность. Тезисы: богочеловечество и соборность.

Несмотря на хаотичность публицистики, делал поразительные по верности прогнозы. К примеру, о характере будущей немецкой экспансии: «Германский идеализм делает невозможным для немцев эмпирическое людоедство английской политики. Если немцы поглотили вендов, пруссов и собираются поглотить поляков, не потому, что это им выгодно, а потому, что это их «призвание» как высшей расы: германизируя низшие народности, возводить их к истинной культуре. Английская эксплуатация есть дело материальной выгоды; германизация есть духовное призвание. Англичанин является пред своими жертвами как пират; немец как педагог. Эмпирик англичанин имеет дело с фактами; мыслитель немец — с идеей; один грабит и давит народы, другой уничтожает в них саму народность».

Поэт Андрей Белый однажды спросил философа об отношении ницшеанского сверхчеловека к богочеловечеству. Соловьев заметил: «Идеи Ницше — единственное, с чем теперь надо считаться как с глубокой опасностью, грозящей религиозной культуре».

Словно ответ ницшеанскому «Антихристу» (1888) — соловьевская «Повесть об антихристе» (1900), рассказ-пророчество о пришествии гениального учёного-правителя, который погрузит планету в пучину бедствий. Православные, объединив усилия с иудеями и католиками, еле сковырнут его. «Источник информации» Соловьев не разглашал.

По части «безумности» не уступал ему библиотекарь Николай Фёдоров (1828—1903), основатель русского космизма.

Фёдоров из науки сделал религию. Окончательно объединившись друг с другом («философия общего дела»), люди победят смерть и будут воскрешать мёртвых («воскрешение отцов»). А когда Мать-Земля переполнится — осваивать другие планеты.

Несмотря на полубредовость идей, серьёзно повлиял на Константина Циолковского (1857—1935). Тот придумал ракетный способ «переселяться» и дополнил учение о космизме, предположив, что атомы разумны. Одним, которые составляют камень, повезло меньше — «спят сном без сновидений», те, из которых состоит мозг, вытянули счастливый билет, «приобщились к сознанию».

Космист биолог Владимир Вернадский (1863—1945) сферу земной жизни обозначил как «биосферу», а для духовно-интеллектуальной области придумал загадочный термин «ноосфера». Область разума! Эта сфера невидимая, условная, но, чтобы атеисты и верующие не передрались, оба лагеря приняли трактовку.

Религиозный философ Алексей Лосев, правда, подкинул ложку дёгтя в подобную научную патоку в книге «Диалектика мифа» (написана в 1927-м): мол, учёные, используя силу воображения, изобретают мифы для объяснения жизненных явлений не меньше мистиков. Только это мифы об атомах (разумных и не очень), а не мифы о сверхсуществах и богах.

В долосевский период можно отметить ещё философов-публицистов Василия Розанова (1856—1919) и Николая Бердяева (1874—1948) — оба участники знаменитых философско-религиозных собраний (1901—1903): встреч творческой интеллигенции и представителей РПЦ для выработки общей линии.

Оба мыслителя выразили в своих очерках национальный менталитет. И выяснили, что ему присущи крайности: дионисизм и христианский аскетизм, бунт и покорность, мессианство и неверие, анархизм и государственность. Русская идея — это религиозность без фанатизма, а рассудочность — без прагматизма. Розанов — чувственная горизонталь «русской идеи», а Бердяев — духовная вертикаль. Розанов в Октябрьской революции видел «конец истории», а Бердяев справедливо определил, что русский коммунизм будет дрейфовать в «мифотворческую, религиозную сторону»…

«Диалектика мифа» — основное произведение Лосева, из-за него он загремел на Беломорканал. Точнее, из-за дополнения к нему 1930 года. Добавил он следующее: «Советская власть есть власть сатанинская». Неплохо? И это не в Париже, а в сталинской Москве. Через три года после ареста полуослепшего философа друзья вытащили со «стройки века».

В своём трактате Лосев заявляет, что религия, искусство и наука пересекаются в мифах. Что человеческое сознание изначально мифологизировано (это сродни архетипам и коллективному бессознательному Юнга).

Миф, по Лосёву, «яркая, максимально конкретная и подлинная реальность, развёрнутое магическое имя, не фикция и не игра фантазии, а суть вещей».

Проще говоря, мировоззренческую систему Гомера Лосев считает истинной. Есть уровень богов, есть — людей. Есть взаимоотношения как людей друг с другом, так и богов между собой. Третья составляющая — отношения между людьми и богами. Ясно дело, чтобы почувствовать это, нужно «аффектированное состояние, граничащее с магическими формами».

Лосевские рассуждения близки древней индийской поэтике, гласящей, что за каждым крупным явлением культуры стоят идея, эмоция и мифический образ. Символ служит для соединения внутреннего и внешнего миров (опять неоплатонизм Сковороды!).

Философ пишет: «Все мифологические идеи — индийская, египетская, греческая, православно-христианская, католическая, протестантская, атеистическая и пр. — складываются в одну общую Идею, и возникает всемирно-человеческая мифология, лежащая в основе отдельных народов и их мировоззрений. Изобразить отдельные системы мифологии и показать их единство на фоне общей — задача специального исследования».

С этой титанической задачей справился другой мыслитель — поэт и визионер Даниил Андреев (1906—1959) — в книге «Роза мира» (1958). Таких культурно-мифологических систем Андреев показал 34. Каждая не мешает другой, а создаёт свою небесную территорию (со своими особенностями) и движется своим путём наверх.

Сын известного писателя представил Вселенную как многоуровневую реальность. Миры восходящего ряда стремятся к Богу, нисходящего — к Люциферу. Происходит сражение сил добра и зла, в результате которого меняется конфигурация и местоположение уровней. У слоёв разная степень материальности и временно-пространственные координаты. К примеру, существа, которые были олимпийскими богами, никуда не исчезли, а переместились по иерархической лестнице вверх. А духи хищных динозавров — вниз, воплотившись в одну из рас античеловечества (дьяволочеловечества).

Многомерную реальность показывали и Блаватская, и супруги Рерих, но это была адаптированная модель индуизма. У Андреева есть ссылки на адептов высшей йоги, но в целом у него самобытная система, с описанием множества механизмов в специальных терминах (целый словарик), которые не представлены в классических восточных трудах. Стержневая идея: роза мира — всеобщая религия, которая наступит через несколько столетий.

В 1947 году Андреев был арестован за рукопись романа «Странники ночи». Рукопись уничтожена на Лубянке, пришито дело о покушении на товарища Сталина. Первый срок — 25 лет, затем сократили до десяти. В тюрьме у Андреева открылись визионерские способности. Выйдя на волю, он едва закончил рукопись «Розы мира» до своей кончины. Книга ходила в самиздате, впервые опубликована в 1991-м.

Нет смысла разбирать восьмисотстраничный труд Андреева (есть электронная энциклопедия по нему и куча сайтов), скажу только, что русских исследователей интересуют правые мифы — сущностные, как определил их французский философ Ролан Барт в книге «Мифологии» (1957). Идеологические, пропагандистские мифы (упоминаемые Лосевым, типа «гидра буржуазии») — левые, а значит, ложные. В качестве примера левого мифа Барт упоминает миф о гениальности Сталина: «Сталин сакрализирован и сублимирован под именем Гениальности, чего-то иррационально-невыразимого».

В метаистории «Розы мира» Андреев изобразил (в том же 1957/58!) советского тирана «справа», показав, что тёмные божества наделили его недюжинными способностями, из которых полностью проявились организаторские. Провиденциальные силы нейтрализовали другие таланты отца народов. А то бы его беспримерная жестокость принесла ещё больше зла…

В будущем наступит золотой век (социальное благоденствие, содружество народов). Но «от скуки» люди захотят чего-нибудь «поострее», и придёт Антихрист. Эта глава как продолжение соловьевского рассказа, только с множеством захватывающих сюжетных линий и «технических» деталей.

Из любопытных определений можно отметить в «Розе» уицраоров (я выучил этот термин не сразу. — К.Р.) — демонов великодержавной государственности, состоящих на службе крупных стран. Внешний облик (на метауровне) — спруты. Размножаются почкованием. Во время гражданской войны ребёнок убивает родителя, сменяя его на посту. Кроме негативных функций, защищают своих граждан от других уицраоров. Уицраор России — Жругр, Америки — Стэбинг. Андреев предрёк (за тридцать лет до события), что третьего Жругра Стэбинг завалит экономически. Сейчас у России — четвёртый.

Одни наследие Андреева воспринимают как фэнтези (подростки увлекаются им как Толкиеном), другие — как одну из вершин мифологических откровений.

Марксистско-ленинская философия дала мало звёзд в силу идеологического догматизма: русские преобразовали социально-экономическую теорию в «веру в социализм». Псевдорелигиозная идеологическая клетка была слишком тесной, чтобы, оставаясь философом, не выйти за её пределы. Таких «беспредельщиков» оказалась двое: космолог Энвальд Ильенков (1924—1979) и социолог Александр Зиновьев (1922—2006). Оба фронтовики, оба работали в Институте философии АН СССР.

Ильенков в своей ключевой работе «Космология духа» даёт бессчётное число ссылок на Энгельса. А пишет почти как адепты индуизма: «И когда-то вновь — в далёком грядущем — новые существа, в которых природа разовьёт мыслящий дух, будут — как и мы ныне — созерцать сверкающие над небом их Земли звёздные миры с гордым сознанием, что эти миры обязаны своим существованием некогда исчезнувшему мыслящему духу, его великой и прекрасной жертве. Смерть мыслящего духа становится тем самым его бессмертием».

За подобные пассажи был исключён из МГУ. Поэтичный Ильенков пытался в рамках марксизма оперировать категориями вечности, что невозможно по определению. К тому же у него складывался некий спорный космогонический идеал: через смерть обрести бессмертие. От науки и научной фантастики философ взмыл в область мистики (как режиссёр Тарковский), а это в лучшем случае не поощрялось. Рукописи задерживали, статьи резали. Не выдержав травли, покончил жизнь самоубийством.

Социолог и логик Александр Зиновьев мыслил более приземлёнными категориями. Но у советской социологии были явно нелады с действительностью: пафосная вера в коммунизм оборачивалась фарсом. Зиновьев пишет на эту тему социально-сатирический роман «Зияющие высоты» (1976), буквально подтверждая слова Лосева, написанные в 1918 году: «Русская философия — это художественная литература».

Ильенков пробивал крышу марксистской идеологии, а Зиновьев разрушал её стены.

За свои «художества» в 1978-м Зиновьев был выслан с семьёй в ФРГ. Но если советским чиновникам он виделся крайне левым, то на Западе он стал правым, оценив социальные преимущества Союза. Сначала Зиновьев приветствовал перестройку, но, угадав её фатальные последствия, обозвал «катастройкой». Вернулся в 1999-м. Главное его социологическое открытие в том, что советское общество отличается от западного «коммунальностью»: «Коммунизм и западнизм как типы общества с преобладанием, соответственно, коммунальной и деловой сферы».

Зиновьев в Германии стал ностальгировать по душевно-коллективной атмосфере СССР. В советских организациях гораздо больше ценилось, какой ты человек, а не какой профессионал. Руководители бесчисленных трудовых коллективов — типа пастырей. Советские герои литературы и кино — обаятельные и совестливые персонажи (в исполнении Леонова, Кононова, Буркова, Мягкова) — не брали карьерных высот и по западным меркам были неудачниками. А карьеристы (вроде несимпатичного героя Басилашвили в «Служебном романе») дружно осуждались. Поэтому неудивительно, что в 1990—2000-е, когда Россия попыталась жить по западной модели, наступил коллапс.

Но зиновьевская «коммунальность» то же по сути, что «соборность» в русской религиозной философии. Однако Зиновьев, как атеист (точнее, он говорил — «верующий безбожник»), с яростью и сарказмом отвергал усиление религиозности и церкви как ещё одного идеологического института. Если государству он уже «прощал» идеологическое давление («В российском обществе доминирующей является политическая власть, а не экономическая, поэтому Кремль стремится контролировать СМИ»), то церковников воспринимал как идеологических шарлатанов.

Зиновьев не понимал пагубности игнорирования подлинной вертикали (связи «человек — Небо»), исследовать которую пытался его друг и коллега Ильенков. Её функции в Союзе выполняла марксистско-ленинская идеология. Когда она обрушилась, крах СССР был делом времени.

Сейчас РПЦ пытается восстановить доверие к православной форме духовной вертикали. Но все мы свидетели, какими неуклюжими методами (типа самоходной установки церкви-трансформера) она это делает. Однако осознание реальности вертикали как таковой необходимо. В какой форме — личное дело каждого.

Но понимаю, что нашего человека никакими аргументами не пронять. Поскольку даже русские философы, какими бы ни увлекались интеллектуальными моделями, руководствуются эмоциями.

К примеру, философ и автор «Часкора» Виталий Куренной ценит основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859—1938), утверждающего, что философия — «строгая наука». Виталий симпатизирует взглядам австрийца и тщательно разбирает… кинобоевики. Он написал труд под названием «Философия боевика» (лёгший в основу недавно опубликованной книги «Философия фильма»). Но можно ли Терминатора или Джеймса Бонда оценивать беспристрастно? Тут я процитирую Виталия: «Радикальное философское размышление является личным делом субъекта».

Это просто лозунг русской философии! Ведь она по-вольтеровски приветствует все жанры, кроме скучного. Читайте её! Уж не знаю, станете ли вы от этого умнее, как от западной, или просветлённее, как от восточной, но скучно быть не должно.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Беспощадный быт

За последний год один за другим посыпались браки друзей и на этом фоне зазвучали оскорбления и проклятия в адрес быта. На него валили и списывали все причины провала проекта под названием «Счастливая семья». Даже пресловутое «не сошлись характерами» отступало на второй план. Ну, потому что это типичная заезженная отговорка, поди знай, что там случилось на самом деле? А вот «быт заел» звучит весомо. Это всегда аргумент. Он даже самым непонятливым всё сразу объясняет. Как так – встретились, влюбились, поженились, детей нарожали, дом построили, рощу берёз высадили, а потом взяли и со скандалом разошлись? Так быт же заел! Ааа, быт… Да, это мор. Эпидемия. Чума. Сами еле дышим. Не знаем, чем уже прививаться. Держитесь, ребята, шансов у вас, конечно, не было, но вы хотя бы пытались.

15.08.2018 09:00, Этери Чаландзия


Мила и в высшей степени скромна

Правила Института благородных девиц

Появлению женского образования в России мы обязаны Екатерине II. По ее указу и проекту Ивана Бецкого в 1764 году был основан Смольный институт благородных девиц. Как любое учебное заведение, Смольный имел свой устав. Обучение девочек в «Смольном» длилось 12 лет.

14.08.2018 19:00, storyfiles.blogspot.com


Как и почему открытые офисные пространства мешают людям работать

Причем не только интровертам

Коллега, сидящий рядом, все время стучит карандашом по столу, сотрудница напротив по телефону жалуется подруге на мужа, новичок за спиной слушает музыку через наушники так громко, что все ее тоже слышат. Добро пожаловать в опен-спейс, призванный максимально сблизить работающих там людей!

14.08.2018 09:00, Татьяна Турбал, megaplan.ru


Открытый доступ к ВКР

Новая надежда

Четырнадцать лет назад, создавая систему «Антиплагиат», наши специалисты провели исследование, которое выявило, что тексты двух третей защищаемых дипломных работ были полностью скопированы из Интернета. За исключением, пожалуй, лишь титульного листа. Скорее всего, соискатели даже не читали свои дипломные работы.

13.08.2018 16:00, Юрий Чехович


Как путешествия заставляют наш мозг работать продуктивнее

Почему путешествовать реже двух раз в год вредно для здоровья

Деградировать всегда легче, чем развиваться. С этим тезисом поспорили бы как минимум две категории людей: крайне щепетильные декаденты и путешественники. Последние, если они не лентяи, знают толк в обратном, чувствуют, как поездки легко и быстро заставляют шестеренки вращаться. С научной точки зрения дело так и обстоит. Чтобы раскочегарить свой мозг, увеличить отдельные его части, обзавестись свеженькими нейронными связями и прокачать эмоциональную осознанность, достаточно просто отправиться в путешествие.

13.08.2018 13:00, Наталия Дерикот, knife.media


Ноам Хомский: 10 способов управления массами

Пропаганда, которую не всегда легко распознать

Управление поведением человека – одна из первоочередных задач государства. Правда, нужно понимать, что государство создают его граждане с целью согласования своих же интересов, но государственная или политическая власть обретает свои собственные интересы и ее первоочередной задачей становится управление теми, кто ее избрал и содержит с целью тривиального самосохранения.

13.08.2018 09:00, korysno.pro


Российская история

Царь, которого никто не хотел спасать

ночь на 18 июля 1918 бывшего царя Николая ll и членов его семьи отвели в подвал в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, где они находились под арестом. Самых слабых, болезненного бывшего наследника трона Алексея и его мать Александру, усадили на два стула. Николай и четыре его дочери, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, встали за сидящими на стульях. Они сидели и стояли так, как будто их поставили для семейного портрета, так, как они стояли много раз раньше.

11.08.2018 19:00, Мортен Странд (Morten Strand), inosmi.ru


Кто у вас глава семьи?

О разводах в разных семьях, поведении партнеров и возможности разрыва

Раньше была традиция на Руси: после венчания молодожены приезжали домой, у порога вставали рядом и старались сделать как можно больший шаг. Кто входил первым, тому, считалось, и надлежало быть главой семьи. Нынешние молодожены по тем же самым причинам стараются откусить побольше кусок, когда им подносят хлеб-соль. В обоих случаях обычай шутлив, но в каждой шутке есть доля шутки, остальное — правда.

09.08.2018 03:00, muz4in.net


Гипоталамический синдром

Как меня довел муж

В обществе есть стереотип, что если после замужества полнеешь, значит, «от хорошей жизни». За два года в браке я поправилась на 22 килограмма. У меня болело все тело, я ворчала, как старая баба. Выглядела так же. И это было точно не «от хорошей жизни». Я была несчастлива.

08.08.2018 13:00, thedevochki.com


С жиру бесятся

«Мы стали теми, кому мелок жемчуг, и это не худшее, что могло произойти»

Мне шестнадцать. Начался первый семестр первого курса. У меня новенькая зачетка без единой тройки, одни джинсы, два свитера, черная краска для волос и черный карандаш для глаз. Мне шестнадцать, я ничего не знаю о жизни вне школы и не представляю, что дальше. Все сложится само собой.

06.08.2018 09:00, Елена Алчанова, thedevochki.com






 

Новости

«Научный корреспондент» подвел итоги конкурса выпускных работ
Всего участниками было опубликовано 206 произведений.
В Алтайском крае сожгли дом экоактивиста
Валерий Горбунов считает, что это месть за его активную деятельность против браконьеров, мошенников и за борьбу против коррупции в лесной отрасли Алтайского края.
По делу о пытках в ярославской колонии суд арестовал четверых человек
Заволжский районный суд Ярославля арестовал четверых человек по делу об избиении в колонии заключенного Евгения Макарова, сообщает «Медиазона» в среду, 25 июля.
Франция стала победителем ЧМ-2018
Матч с Хорватией завершился со счетом 4:2.
Сборная Франции вышла в финал ЧМ-2018
Она обыграла сборную Бельгии со счетом 1:0.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.