Халльгрим Хельгасон. Советы по домоводству для наёмного убийцы. М.: АСТ: Corpus, 2010.
Томислав Бокшич — профессиональный киллер с безупречной репутацией. Шестьдесят пять трупов без единой зацепки и улики, быстро и аккуратно. И надо ж такому случиться, чтобы с шестьдесят шестым вышла незадача — засекли федералы, и теперь Томиславу ничего не остаётся, кроме как залечь на дно где-нибудь подальше от Нью-Йорка. После неудачной попытки улететь по поддельным документам в родную Хорватию, он вынужден совершить незапланированное убийство номер шестьдесят семь — укокошить священника, по несчастливой случайности оказавшегося немного похожим на него, и, воспользовавшись его паспортом и билетом, сесть на самолёт в Исландию. В этой окутанной холодом стране Томислав неожиданно для себя решает начать новую жизнь.
Если попытаться расположить книгу Хельгасона на универсальной жанровой шкале, то, наверно, она окажется где-то между криминальной драмой и триллером. Трупы, погони, переодевания, машины, оружие и сопутствующие остросюжетные повороты представлены здесь в ассортименте. Лёгкая романтическая история, изрядное количество ненормативной лексики и некое подобие детективной интриги тоже в наличии. Вроде бы, всё как полагается. Но всё-таки не всё. На протяжении всей книги не покидает ощущение, что автор водит читателя за нос.
Для начала он с редкой ловкостью выводит свою историю за рамки моральных категорий. Да, профессиональный киллер в бегах, не наделённый особо богатым внутренним миром и ни капли не переживающий за своих клиентов. Отвратительный персонаж? Объективно — да. Только почему-то испытать по отношению к нему возмущение, отвращение или гнев никому даже в голову не приходит.
Далее Хельгасон делает Томислава не просто героем, но и рассказчиком, так что читателю предстоит услышать всё из первых уст, да ещё и в самой циничной аранжировке, с многочисленными физиологическими подробностями и откровенным стёбом. Однако, невзирая на неприятные, мягко скажем, манеры героя, через пару десятков страниц ему начинаешь невольно сочувствовать.
Наконец, на протяжении всей книги сюжет опасно балансирует между абсурднейшим фарсом и самой настоящей драмой. Вроде бы, всё серьёзно — и одновременно невероятно нелепо. Достаточно представить себе, как профессиональный киллер в прямом эфире изображает знатока священного писания (ведь он прилетел в Исландию по документам священника!), чтобы понять — не всё так просто с этой книжкой.
Похоже, Халльгрим Хельгасон из тех писателей, которые способны превратить в весёлую и страшную чёрную комедию любую историю — в том числе ту, из которой другие соорудили бы самую что ни на есть душещипательную драму. Взять хотя бы неожиданный флэшбэк героя: во время гражданской войны у себя на родине он, впервые взяв в руки оружие, случайно убивает своего отца. Или другой трогательный сюжет из прошлого ― как Томислав пошёл на курсы английского языка только ради того, чтобы понять тайный смысл единственной фразы, начатой и не договорённой его любимой женщиной. Всё вместе это никак не складывается в цельную картину: одни фрагменты противоречат другим, третьи конфликтуют с первыми, четвёртые вообще перпендикулярны всем читательским ожиданиям. И в то же время именно эта, вероятно, странная чересполосица и удерживает внимание читателя лучше любого самого крепкого детективного сюжета, на протяжении всей книги заставляя метаться между отвращением и сопереживанием, смехом и плачем.
Блогеры:
Kartvela:
Халльгрим ― совершенно бесстыжий, циничный, весёлый и злой. (Вы уже поняли, что я его обожаю.) Не чуждый притом настоящей боли, но крайне нетерпимый к лицемерным по сему поводу соплям.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Вальс Финё.
Питер Хёг. Дети смотрителей слонов / Пер. с датского Е. Красновой. СПб.: «Симпозиум», 2012. 416 стр. - Успокойте меня!
Книга К. Юханнисон «История меланхолии», переведённая со шведского и изданная «НЛО» - идеальный новогодний подарок для людей с богатым воображением. - Эссеистическим ключом по голове.
Долгожданная биография Ибсена станет для российского читателя сплошным разочарованием. - Скандинавская защита «Миллениума».
Телевизионное мыло оказывается рецептом самого успешного детектива последнего времени. - Враг.
4 августа 1859 года родился великий норвежский писатель Кнут Гамсун. - Благословенное дитя.
Первые главы романа, написанного дочерью Ингмара Бергмана и Лив Ульман, вышедшие в издательстве «Текст» (перевод с норвежского Анастасии Наумовой). - Девушка, которая….
В последней части трилогии «Миллениум» Стиг Ларссон пробует себя в жанре юридического триллера и завершает историю Лисбет Саландер. - Заводной сердечный апельсин.
Стимпанковая сказка Матиаса Мальзьё о механике любви и взросления в викторианскую эпоху появилась сразу и на русском, и на английских языках. - Уберите Гиммлера с денег.
Роман Вильгельма Зона «Окончательная реальность» — не столько хорошая литература, сколько захватывающий аттракцион в жанре альтернативной истории. - Вокруг света с шоуменом.
Фёдор Павлов-Андреевич приглашает читателя в весёлое путешествие с оттенком высшего смысла.