«Альтернативная Россия», коей независимая Украина становится по определению, постепенно превращается для нас в загадку. Которую мы не очень стремимся разгадать, вместо этого выдумывая о ней разнообразные мифы. Познание Украины очень помогло бы нам познать самих себя, но ведь нам, кажется, и это не нужно. Тем не менее «Частный корреспондент» очень хотел бы разобраться в ситуации.
Украина в 1991 году отделилась от России, не очень поняв, зачем она это сделала (сознательно хотевшие независимости западенцы составляли незначительное меньшинство населения). И все 90-е на фоне России была жалкой неудачницей, отставая абсолютно во всём.
Хотя объективно должна была сразу уйти от России в отрыв, имея гораздо более компактную, хотя и довольно большую территорию без Заполярья, Дальнего Востока и Кавказа, с хорошо развитой транспортной и промышленной инфраструктурой, отличным сельским хозяйством, образованным и относительно этнически однородным населением. Отсутствие нефти и газа никак не могло быть решающим фактором отставания (посмотрим на страны Балтии, где нет вообще ничего, а живут они на порядок лучше нас всех). Однако Украина полностью и оглушительно провалилась.
В середине нулевых возникло ощущение, что ситуация меняется. В России начался полномасштабный откат по всем направлениям, она стала превращаться в убогое тотально коррумпированное petrol state, «полярную Венесуэлу» (если не Нигерию), стремительно начали обнуляться наука, образование, вооружённые силы.
Украина же начала наконец осознавать, зачем ей независимость. Майдан-2004, как казалось, стал аналогом нашего августа-91. Народ соседней страны показал, что он не стадо, он сам, а не политтехнологи будет решать свою судьбу.
Однако, как показали прошедшие пять лет, Майдан-2004 больше повлиял на Россию, чем на саму Украину. Кремлёвская группировка впала в панику, увидев, что отработанные политтехнологии оболванивания масс могут не сработать. После этого началась форсированная зачистка незначительных уцелевших к тому времени элементов демократии. К настоящему моменту задача выполнена полностью. Как показали последние региональные выборы, избиратель стал на этих выборах вещью не просто необязательной, но откровенно ненужной и лишней. Рапорты об очередной выдающейся победе «Единой России» уже ничем не отличаются от отчётов 30—40-летней давности о том, что народ снова поддержал нерушимый блок коммунистов и беспартийных.
Для подавления «оранжевой революции» были сформированы мощные отряды хунвейбинов, которые теперь из-за отсутствия этой самой революции борются с Подрабинеками. Тотальное оболванивание населения стало мощнейшей индустрией, оно охватывает телевидение, очень значительную часть остальных СМИ (печатных, сетевых, радио-), а также и сферу образования, откуда тщательно изгоняется всё, что может побудить человека думать своей головой, а не Первым каналом ТВ.
Украина стала важнейшей составной частью политики тотального оболванивания, агитпроп превратил её прямо в исчадие ада (ад у нас теперь оранжевого цвета). Уровень пропагандистской войны настолько высок, что в неё напрямую включён даже российский президент. Разумеется, война пропагандистская усилена войной газовой. И дошло уже даже до разговоров о самой настоящей войне.
При этом в России не было и намёка ни на какую «оранжевую революцию». Но и на Украине уже давно, как говорят в Одессе, «свадьба изжила себя». Россия и Украина двинулись в противоположные стороны, при этом удивительным образом пришли к одному и тому же результату.
В России нет никакой политической борьбы, никакой политической конкуренции. На Украине имеет место открытая свободная конкуренция десятков партий, движений и их лидеров. Которая, правда, вырождается в какой-то абсурдный балаган, не имеющий ни малейшего отношения к интересам страны и её населения. Формально у украинцев выбор огромен. Фактически, как и у россиян, у них его нет.
В России жалкие остатки свободы слова подёргиваются кое-где в печатных СМИ и интернете, не оказывая ни малейшего влияния на ситуацию в стране. Украинская свобода слова безгранична. Правда, в итоге она вырождается в основном не в информирование населения о ситуации, не в представление политических программ, а в войну компроматов, градус которой постоянно растёт, доходя до уровня артековских педофилов.
Кремль, заливая население рассказами о «России, встающей с колен», сдал «стратегическому союзнику» почти половину территории страны, чего население умудрилось практически не заметить (в том числе и значительная часть тех, кого сдали Китаю вместе с территорией).
Украинские политики в своей яростной борьбе за интересы страны (или собственные?) вполне могут разорвать эту страну как минимум пополам. Кроме того, как сказала мне моя живущая на Украине подруга про своих политических лидеров, «они бы не только половину, они бы всю страну продали, только никто не берёт».
И наше «укрепление властной вертикали», и безбрежная украинская свобода приводят в конечном счёте к тотальному всевластию коррумпированных чиновников на всех уровнях. В России коррупция институционализирована и почти монополизирована (по крайней мере в основном упорядочена), на Украине она достаточно хаотична и диверсифицирована. Результат, однако, один: жизнь простого человека максимально затруднена во всех ситуациях, когда он вынужден встречаться со своим государством.
При этом надо понимать, что взгляд из России на соседнюю страну может быть искажён даже у того человека, на которого кремлёвский агитпроп не действует. «Частный корреспондент» очень хотел бы глубже разобраться в ситуации в этой стране и получить материалы об Украине от людей, которые живут там. Мы примем любые материалы, кроме прямой политической или националистической агитации (независимо от направления агитации). Мы не собираемся никого поддерживать на украинских выборах и не хотим ни с кем бороться. Потому что, во-первых, бесполезно, а во-вторых, поддерживать на самом деле некого и бороться не с кем. «Пророссийскость» и «антироссийскость» основных политических фигур Украины — просто пропагандистские мифы. Тем более что не надо путать понятия «Россия» и «Кремль».
Сегодня мы публикуем две статьи с Украины. Одну из них написал постоянный автор «Частного корреспондента» Димитрий Бабич, живущий в городе Конотопе Сумской области. Он описывает формальное начало президентской избирательной кампании (фактически эта кампания там вообще не прекращается никогда). Начало это такое же сюрреалистическое, как весь украинский политический процесс, а ведь всё ещё впереди.
Автором второй статьи является рядовой украинский предприниматель, работающий в сфере производства зерна (то есть буквально кормящий страну). Это его первый литературный опыт в жизни. Статья, разумеется, написана под псевдонимом, не говорится даже о том, в каком регионе предприниматель живёт и работает (хотя, лично зная этого человека, я ручаюсь за абсолютную правдивость написанного). Посвящена она тому, в каких условиях приходится действовать украинским бизнесменам. Видимо, их российские коллеги найдут в этой статье много общего с тем, что испытывают они.
Вполне вероятно, что на Украине есть много людей, которые, живя в этой стране, видят за драками в Раде и войной компроматов становление нормальной политической системы, которая просто переживает сейчас «болезни роста». И считают, что страна давно устоялась и никакой раскол ей не грозит, независимо от действий политиков. И что у предпринимателей проблемы, конечно, есть, но жить можно. И есть тенденции к улучшению. Пусть они напишут нам об этом.
А может быть, кто-то из жителей Украины считает, что мы здесь вообще ничего не понимаем и говорим не о том. Тогда тем более пусть напишет.
Читать @chaskor |