Подписаться на обновления
20 июляСуббота

usd цб 62.8666

eur цб 70.7941

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Дарья Рязанова   четверг, 20 декабря 2018 года, 16:00

«Задача традиционных библиотек — достойно встретить старость»
Интервью с Максимом Мошковым


Максим Мошков // PhotoXPress.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Основатель электронной библиотеки Lib.Ru Максим Мошков рассказал о проблемах электронных библиотек в России, открытых лицензиях и мерах, которые должно предпринять государство по реформированию системы авторского права.

— Какие проблемы — финансовые, технологические, правовые — существуют на данный момент в области библиотечного дела?

— Все эти проблемы свойственны обычным библиотекам: отсутствие денег, ресурсов и людей, падение интереса со стороны читателей. У электронных библиотек проблемы другие. Кто предоставит им книги? Как будет производиться оцифровка? Откуда взять копии для оцифровки? И даже если их всё-таки оцифруют, что делать потом? Первая проблема — предоставления книг — раньше решалась по «принципу Тома Сойера»: чем больше людей принесут отсканированные книги, любые, тем лучше. Несколько лет этот принцип работал успешно. Но процесс сканирования усложнился, и сейчас основной способ пополнить электронную библиотеку — получить электронный текст от самого автора. Этот вариант работает, я так построил систему «Самиздата». Также электронные библиотеки сильно ограничены объемом хранилищ — это тоже затрудняет процесс наполнения контентом.

Вторая проблема для электронных библиотек — ограничения со стороны авторского права. Размещение и использование электронного текста незаконно. Если строго придерживаться закона об авторском праве в нынешней формулировке, то с произведением вообще нельзя что-либо делать. Потому что на любое действие вам требуется подписанный договор. И даже если у библиотеки есть договор, то посетитель, у которого его нет, не может воспользоваться произведением. Помимо библиотекарей, есть провайдер, владелец сервера… С каждым придется заключить договор. А в день скачивается примерно миллион текстов, поэтому, конечно, электронные библиотеки работают либо без договоров, либо почти без договоров, либо с договорами, работать без которых в принципе невозможно. Использование авторских произведений только при наличии договора вынудит судиться всех со всеми, поэтому, скажем так, содержать открытую бесплатную электронную библиотеку сейчас никому не интересно.

Можно делать электронную библиотеку за деньги, но это уже будет не библиотека, а магазин. Проблема любого электронного магазина в том, что в отличие от библиотеки он не может работать без договоров вообще. Зарабатывать деньги на продаже можно только по договору. Но даже если договоры есть, у них рано или поздно кончается срок.

Некоторые электронные библиотеки абсолютно нелегальны, например, «Флибуста» и «Либрусек». Они выкладывают все произведения, которые у них есть. Это самые большие библиотеки в сети, но у них регулярно происходят разбирательства с авторами и провайдерами. Есть новые электронные библиотеки, где наблюдается засилье графоманов и редко попадаются интересные произведения.

Помимо проблем, связанных с авторскими правами, есть проблема с «добычей» электронных текстов. Текст нужно перевести в цифровой формат, сохранить и каким-то образом показывать — это тоже непросто. Причём постоянно меняется формат для потребителя, меняются габариты верстки из-за появления новых электронных устройств.

Мне в детстве показывали микрофиши и говорили, что за ними будущее. Но микрофиши хранятся на фотопленке, на слайдах, которые через 50 лет превратятся в пыль. Сломается аппарат, сгорит лампочка. Да, эта технология сохраняет текст, но буквально на 50 лет. И таких устройств было много: дискеты, ленты, пластинки. Цифровые носители же позволяют сохранять контент более надёжно. Это единственное будущее для текстов. Бумажная литература уходит, электронная растет. Объемы электронной торговли всё равно очень малы, но если раньше они составляли 3%, то сейчас уже 15%.

— Падает ли интерес россиян к чтению?

— Да, но не понятно, сильно или нет. Помню, было время, в метро или в электричке каждый пятый держал в руках книжку, а сейчас человек с книгой в транспорте встречается редко. То есть читать люди всё-таки стали меньше – я и по себе это замечаю. Раньше я был записан в пять библиотек, подписан на восемь толстых журналов и на шесть еженедельных газет. Каждый день я что-нибудь читал. Сейчас у меня нет ни одной подписки. Бумажные книги я почти не читаю, одну-две в год, а электронные читаю часто, когда это бывает нужно.

Понять, что люди читают электронные книги, сейчас сложно. В метро большинство людей сидят с мобильниками в руке. Но что они при этом делают? Читают анекдоты? Ссорятся по скайпу с соседом? Проблема современного чтения заключается в том, что люди читают не книжки: ⅔ населения читают соцсети или другие источники, которые книжками не являются в принципе, хотя для многих читать материалы в Facebook — то же самое, что читать газеты.

При этом сейчас мы видим рост платного чтения на десятки процентов. Мы видим, что падает доля бумажного чтения. Но всё неясно. В любом случае, я считаю, что сейчас люди читают меньше, чем в СССР, когда страна была самой читающей в мире.

— Как должна быть устроена идеальная электронная библиотека?

— В ней должны быть все книжки, вообще все. К ней должен быть очень простой удобный доступ, требующих минимальных усилий от посетителя. Пусть он увидит витрину, покажет на книгу, которую хочет взять, и заберет её. Если мы оцифруем все книжки, то получится около пятнадцати миллионов. Но как разложить их так, чтобы пользователь имел удобный доступ к ним, — это отдельный вопрос. Представляете себе список из пяти миллионов авторов? На каждую букву алфавита будут десятки тысяч одинаковых фамилий.

Другая проблема — энциклопедии, справочники, сборники. Они содержат рассказы разных авторов. Но эта проблема решается: нужно сделать каталог со справочником, выбрать автора и поместить в рубрику все его книжки. Также нужно оформлять параллельный доступ к этой информации с рубрикаторами — тематическими, каталогизирующими, временными, семантическими и т. д. В хранилище должен быть один простой вход — по названию или фамилии. А также отдельные входы по другим параметрам.

Таким образом, в идеальной электронной библиотеке должно быть следующее: все книжки, их полный список и доступ к тексту по параметрам, которые позволяет поиск. Это осуществимо, потому что речь идёт всего лишь о нескольких миллионах единиц хранения, которые суммарно займут несколько десятков терабайтов, то есть около десятка современных серверов. Это стоит дешевле, чем какому-нибудь оператору организовать сбор информации о звонках, который их заставляет делать ФСБ.

— Вы знаете, что такое открытые лицензии? Если да, как Вы думаете, важны ли они в контексте работы библиотек, например, в распространении электронных произведений в сети?

— У открытых лицензий есть разные трактовки. Есть бланкетные лицензии, есть лицензии, которые поддерживает Иван Засурский. И то, и другое заслуживает поощрения. Лицензии, развивающиеся благодаря использованию бесплатных текстов, позволяют сильно увеличить число бесплатных книг для населения, при этом не оставив автора без денег, что тоже, конечно, большой плюс.

— Нужно ли менять современное библиотечное пространство? Какие изменения должны произойти в области дизайна библиотек, сервисов, которые она предлагает посетителям?

— В библиотеке должны быть бумажные книжки. Если читатель нашёл искомую книгу, она отлично выполнила свою функцию. Безусловно, такой библиотеке нужен хороший электронный каталог, потому что бумажной картотекой пользоваться трудно и неудобно. Должна быть система межбиблиотечного книжного обмена, но это дорого и далеко не все библиотеки могут себе такое позволить. Кроме того, в наших библиотеках большое количество сотрудников сидят без дела. Можно очень эффективно занять их сканированием произведений: это помогло бы с использованием минимальных ресурсов оцифровать десятки тысяч новых книг.

Конечно, библиотеки устраивают различные мероприятия для привлечения посетителей, но ведь если люди приходят на такие встречи, они не используют основную функцию организации. Так что количество читателей в библиотеках будет постепенно уменьшаться. Последний раз я ходил в библиотеку за книгой лет 25 назад, но периодически прихожу туда пообщаться с библиотекарями. Однажды я забрал из библиотеки два рюкзака списанных книг. Но это же не есть посещение библиотеки. Или есть?

Я не знаю, что советовать библиотекам. Их задача — достойно встретить старость. Библиотекам не позорно умереть, пока у них есть люди и ресурсы, пока их не разогнали, пока у них не отобрали помещения и не отдали их под кафе. Надо успеть хотя бы оцифровать книжки. Бумажная книжка стоит дороже электронной, поэтому бумажная книга — не жилец. Она не выдержит конкуренции.

— Должно ли меняться представление библиотеки в интернете? Насколько важно наличие социальных сетей, канала на YouTube? Какой контент там должен присутствовать?

— Конечно, библиотеки должны представлять себя в интернете. Огромное количество населения сейчас большую часть дня находится в социальных сетях. Людей держат лайки, комментарии. Человек сидит там часами каждый день, отрываясь от других дел: от бумажного чтения, от электронного чтения, от работы. Библиотеки должны попытаться влезть туда со своим потоком информации, уговорить людей читать.

Что библиотеке нужно публиковать? Книжки. Просто ссылки на тексты никто не увидит – соцсети их не покажут вашей же аудитории. Выкладывайте сами книжки. С одной стороны, пополните контент сети, чтобы люди читали хотя бы так, а с другой, самому Facebook придётся прикупить несколько тысяч новых серверов и задуматься о необходимости нахождения книжек в сети.

— Может ли государство помочь в развитии электронных библиотек?

— Да, может. Но не отменой авторского права, как мечтают многие. Почему? Потому что производство качественного платного контента будет погублено, а бесплатного будет очень много. Буквально лет за 20 мы соберем все книжки мира, которые когда-либо были написаны, и выгрузим на какие-нибудь сервера. Себестоимость будет копеечная, как и стоимость хранения. Но тут же сократится количество нового культурного продукта.

Нужно не уничтожать весь закон об авторском праве, а ввести его в разумные рамки. Это некий кнут, которые помогает выжимать деньги на производство нового продукта из тех, кто хочет его получать. Между прочим, на поддержание закона государство тратит собственные ресурсы. Суд тратит какое-то общее время судей и приставов на то, чтобы обслуживать иски по авторскому праву, и платит за это государство. Графоманы или авторы, которые это авторское право защищают, не платят ничего. Это право им достается бесплатно. Причем автор получит деньги, государство же — ничего.

Было бы честно, если бы за авторское право платили. Например, за одну книжку — $10 в год. Так, во-первых, у государства появится материальная заинтересованность, а у владельцев авторских прав возникнет материальная ответственность за свои права. А если автор не может платить эти $10 за книжку, тогда права перейдут государству. И государство оцифрует эти книжки и предоставит государственной библиотеке. Как только за авторские права придется платить, все, кто не делает этого, авторских прав лишится. И огромное количество культурных продуктов можно будет оцифровать.

Во-вторых, у государства есть источник интеллектуального имущества: учебники, учебные материалы, которые производятся для вузов страны. За большинство из них платит государство, есть федеральные гранты, программы и т. д. Нужно не изменение закона, а нормальное постановление, которое гласит: если книжка находится под государственным финансированием, права на неё принадлежат государству.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Не сразу строится

История проекта «Ноосфера» и глобальные перспективы открытого доступа

Ассоциация интернет-издателей была создана в 2010 году объединением единомышленников, которые считали важным обеспечить русскоязычным пользователям доступ к культуре и знаниям. Ключевыми направлениями работы стали поддержка в России открытых лицензий Creative Commons и привлечение внимания к вопросам общественного достояния и сохранения культурного наследия. Опыт и результаты исследований привели к «Ноосфере» — проекту, вобравшему в себя все теоретические наработки в области авторского права и новомедийных практик.

31.05.2019 21:50


Библиотека по-новому

Современное учреждение культуры — это не только книги, но и мероприятия

Алексей Емельянов, директор Костромской областной универсальной научной библиотеки, рассказал «Частному корреспонденту» о важности цифровизации и модернизации библиотек.

31.05.2019 16:00, Татьяна Струкова



Открытый – значит, нужный

О музеях и библиотеках, открывших доступ к своим архивам для широкой общественности

Все больше организаций культуры предоставляют пользователям возможность безвозмездно использовать материалы своих архивов и экспозиций. Политика открытости помогает музеям и библиотекам интегрироваться в цифровое общество и привлекать новых пользователей. Видимость коллекций при таком раскладе только растет, как и известность организаций культуры.

30.05.2019 16:37


«Главная цель библиотеки — продвижение книг и чтения»

О развитии современных библиотек и оцифровке библиотечных архивов

Заместитель директора по внедрению новых информационных технологий Магаданской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина Николай Бабиченко рассказал «Частному корреспонденту» о сложностях оцифровки произведений, защищённых авторским правом, и о важности присутствия библиотеки в медиа-пространстве.

28.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Исходный код

Как работают сервисы открытого доступа?

Сегодня стала очевидной потребность в открытости не только в области результатов деятельности исследователей и разработчиков, но и в области исходных данных. «Частный корреспондент» рассказывает о десяти успешных сервисах открытого доступа и о моделях их монетизации.

27.05.2019 16:00


«Библиотека должна использовать любые площадки, которые могут повысить эффективность её деятельности»

Какой должна быть современная библиотека

Заместитель директора по библиотечной работе Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова Татьяна Москвитина считает, что современная библиотека должна быть удобной, мультиплатформенной и доступной любому пользователю вне зависимости от его географического положения. Но для достижения этого библиотекам еще многому предстоит научиться.

26.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


Оцифровка культуры

Как работают национальные проекты по оцифровке культурного наследия в России и за рубежом

С начала года в России должна была развернуться обширная работа государственных структур по цифровизации культурной среды. В планах развития до 2024 года — строительство новых центров культуры, виртуальных концертных залов, улучшение качества культурной среды, проведение фестивалей детского творчества и многое другое.

25.05.2019 16:00, Татьяна Струкова


«Государство должно вывести учреждения культуры из сферы услуг»

О важности библиотек как культурно-просветительских учреждений и их трансформации в современном мире

«Частный корреспондент» поговорил с директором МБУК Иркутская «Централизованная библиотечная система», заслуженным работником культуры РФ Натальей Кустовой и узнал, каким будет будущее библиотечного дела и как на него повлияют государственные реформы.

24.05.2019 14:15, Татьяна Струкова


Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор проекта электронной библиотеки, заведующий сектором Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.