Подписаться на обновления
22 ноябряПятница

usd цб 63.8430

eur цб 70.6997

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
  вторник, 20 августа 2013 года, 13:30

За краудфандингом очень большое будущее
Олег Куваев о садомазо, антипиратском законе и что будет с Масяней


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В конце июля Олег Куваев, создатель Масяни, запустил на российской платформе краудфандинга planeta.ru проект по сбору средствна 115-ую серию своего популярного мультфильма. Нужные для ее создания 100 тысяч рублей были собраны в считанные дни.

По просьбам поклонников Масяни — Олег Куваев продолжил сбор средств: и на 116-ую серию деньги собрали за рекордные 6 часов. Сейчас сумма собранная проектом превышает 300 тысяч рублей (достаточно еще и на 117-ую серию).

Мы поговорили с Олегом Куваевым о том, как изменилась главная героиня его мульта, многочисленных «нельзя» для художника в России, и что бы сделала Масяня, став президентом.

— Вы помните, как так получилось, что Масяню показывали в Парфеновских «Намедни»? Что их объединяло Леонида Парфенова и Масяню?
— Парфенов появился у нас в студии в самый пик популярности мультов Масяни. Как раз тогда была общероссийская интернет-премия, где мне дали аж пять призов. И Парфенов — как любитель всего самого актуального — появился у нас: что, по-моему, совершенно логично. На тот момент Масяня была очень актуальной, и он подцепил нас. Что было довольно смело, потому что качество Масяни как мультсериала оставляло желать лучшего (смеется). Сейчас оно заметно улучшилось. Естественно, мы получили какую-то базу, аудиторию и хороший толчок, чтобы из «поделок на коленках» превратиться в нормальный мультсериал.

— Нет ли у вас страха краудфандинга, о котором говорят многие творцы: мол, увеличивается ответственность перед зрителями?
— Страх такой есть. У всего этого есть и плюсы и минусы. Раньше Масяня выходила благодаря спонсорам, чья реклама размещалась в конце мульта. Но спонсор тоже обязывает — ему же не дашь что попало, он подписывается под этим: и не на все темы можно говорить, особенно в России в настоящее время.


По-моему, на краудфандинге с этим немного полегче: я в принципе примерно знаю, что народ любит посмотреть. И за 115 серий, которые уже выпустили, я прекрасно знаю, как народ реагирует на ту или иную тему. Я лучше понимаю, что хочет народ, чем то, что хочет спонсор: никогда не знаешь, кто там менеджер или директор принимает решения.

Бардин затеял новый проект – «Три мелодии», трехчастевку; две части уже благополучно сняты, готовы. На третью же, завершающую, элементарно не хватает средств. Не будем впадать в патетику и посыпать голову пеплом (хотя так и тянет выказаться на тему госфинансирования даже таких проверенных «кадров», как Бардин), просто зафиксируем этот момент: Гарри Яковлевич решил обратиться к самим…зрителям, чтобы проект наконец закончить.
Называется это теперь заокеанским словом «краудфандинг» и при помощи этого самого метода уже не один фильм был снят, не один проект выношен и закончен. На народные, в самом прямом смысле этого слова, деньги…
Ибо и чиновники, и олигархи, как выяснилось, отказались выделить не слишком астрономическую сумму в 2 200 000 рублей…

Вот сейчас выходила серия, где не то чтобы была замешана политика, но были намеки на нее (смеется). Я боялся, что люди начнут говорить «Я не платил за такое». Один такойтнашелся, хотя я не нашел его в списке тех, кто платил деньги.

Есть страх: люди платят деньги и чего-то ждут. Для этого в краудфандинге и создается предварительное описание проекта — для чего и зачем нужны деньги, чтобы люди знали за что платят. У нас до этого вышло 114 серий, поэтому я тайны сюжета не раскрывал — люди уже сами знают, чего примерно ожидать. Но небольшой сюрприз все равно получился.


— Как долго, по-вашему, можно продержаться на краудфандинге?
— Это зависит, в первую очередь, от продукта. Особенно это видно при сборе денег на сериальный продукт, как у меня: в какой-то момент могут просто перестать поддерживать. Я собираюсь сидеть на краудфандинге, пока это работает — это удобно: деньги набрались, и я начинаю работать над серией. Пропадают вопросы «когда появится серия». Когда вы (зрители) захотите, тогда и появится. Это народное и совместное решение. Люди поддержали, значит, хотят видеть. Не поддержали — до свидания Масяня. Если публика доверяет художнику, то она хочет видеть, что он делает. Конечно, мне легко говорить с высоты 115-ой серии, а вот у молодых проектов — страхов и опасений значительно больше.

Вообще, мне эта модель нравится. За краудфандингом — очень большое будущее, он создает хороший диалог между зрителями и художником.

— Новая «на злобу дня», с пародией на новые законы Госдумы, центральное телевидение и президента. Причем, зрители восприняли это как политическую сатиру, которую от Масяни не ждали. Вы же ответили, что наоборот высмеяли ущемленного художника. В чем конкретно это выражено? Вы ближе к «забракованному рыжему искусству» или к тем, кто его выбрасывает, то есть к самой Масяне?
— Масяня, скорее, близка к абстрактному понятию здравого смысла. Это мне и хотелось озвучить. В этой серии, с моей точки зрения, не было политики. Эта серия была про художника, который пытается обойти подводные камни, которые ему нафиг не нужны. Все мы знаем, что политика — дело грязное, даже если ты говоришь правду — ты всё равно вляпаешься в лужу. Поэтому политику нужно обходить — это далеко не новая тенденция среди художников.

В 2002-м интернет взорвали мульты про Масяню. Не зря упоминается термин «мульт» — он появился в начале нулевых — чтобы, по словам автора мультфильма Олега Куваева, отгородиться от «профессиональных» аниматоров, ругавших (и, возможно, заслуженно) за качество рисунка и анимации. Дескать, это такой особый жанр — мульты. Так оно, в принципе, и было — тогда все мульты делались за одну ночь.

Эта серия про бедного и несчастного художника, который в условиях очень узкого пролива пытается маневрировать на своем несчастном корабле и не задеть там, не задеть сям. Были претензии за появление конформизма у Масяни. Но это же все утрировано, это мультфильм. Она, конечно, обзавелась таким конформизмом, что неудивительно, когда тебя мало интересует, что вокруг творится, не волнует мировая справедливость, а интересует, чтобы твоя семья жила хорошо. Такой конформизм появляется у всех — и это нормально. Что-то подобное и появилось у Масяни. В серии показано, во что выливается попытка конформизма в зажатых условиях. Я-то как гражданин Израиля в этом плане более свободен, но работаю на русскоязычном поле. Я уехал, а Масяня так и осталась жить в Питере, поэтому она всё принимает близко к сердцу.


— В какой-то момент расцветающее пиратство практически вынудило вас создавать и выпускать, грубо говоря, легальную продукцию по Масяне; а позже появились игры и мобильные приложения. Сейчас в Масяне больше искусства или бизнеса?
— У Масяни с бизнесом отношения никогда не складывались. Помню, как еще на пике популярности приезжал известный японский то ли режиссер, то ли продюсер. Я был в таком запале и беготне, что не спросил его имя. Он спрашивал про мерчендайзинг, «сувенирку». А у нас ничего нет… Он этому очень удивился и не понял, зачем тогда мы всем этим занимаемся.

Масяня начиналась как альтернативный проект, и пытается таким оставаться. Но мейнстрима у нас нет, ничего похожего на Масяню так и не появилось. Поэтому мульту одновременно приходится играть роль и мейнстрима, и альтернативы.


Мы пытались выпускать какие-то футболки, куклы, но никакого коммерческого толка от этого не было. Это стало приятной услугой для фанов, но не прибылью для нас. Может быть, куча пиратской продукции приносила прибыль её создателям — этого мне неизвестно.

Поэтому на бизнес-сторону я забил. В российском бизнесе все как-то криво с мерчендайзом, чтобы оттуда что-то извлекать нужно обладать мощностями, как у «Смешариков».

Мне намного легче делать рекламные ролики с Масяней — денег больше. А от самой Масяни денег немного, но много удовольствия. Поэтому сейчас это на 75—80% искусство, остальное — бизнес.


Масяня так и осталась странным проектом, так и не стала чем-то цивилизованным. Видимо, это отражает всё, что происходит в России (смеется). И к тому же это слишком авторский, личный проект: я всегда всё делал сам, а чтобы он стал бизнесом его нужно обезличить.

— Как на Масяне отразится так называемый «антипиратский закон»? Он же практически запрещает просмотр кино в интернете, а это основное место, где можно увидеть мультфильм.
— Я всегда страдал от пиратства, у меня как у производителя, всегда что-то воровали, и я всегда говорил про необходимость копирайта, что художник страдает без нормального законодательства. Но я знаю, как у нас все эти законы осуществляются, в конце концов. У меня нет почти никакого сомнения, что «антипиратский закон» будет сделан через жопу и пострадают сами художники, и я, наверняка, тоже (смеется). При его создании даже не консультировались с интернет-сообществом: так что невелика надежда, что от этого закона пиратам станет плохо, а художникам — хорошо.

— Что-то сегодня изменилось в ваших персонажах?
— Масяня не может не меняться. Я вот совсем не понимаю, как абсолютно не меняются «Симпсоны» — и младенец там столько лет подряд ползает с соской! А Масяня — сериал, живущий и взрослеющий, со временем он набирается опыта и отчаяния. Проект несколько раз умирал и возрождался. Остался только первоначальный концепт, а все остальное «мясо» поменялось.


В начале это был чисто хулиганский проект, где курили марихуану и анашу, пьянствовали, хулиганили, мошенничали и придуривались. Но постепенно персонажи выросли, повзрослели, у них появились мозги. По крайней мере, я на это надеюсь (смеется). Это, пожалуй, самое главное, что мозги появились, функционируют и развились, в лучшую или худшую сторону, но вместе с нами: что выросло, то выросло. Остался разве что первоначальный дурацкий лексикончик.

— В отличие от мировой традиции сериалов («Симпсоны», скажем), вы решили, что Масяня будет расти вместе со своим зрителем. Не стал ли из-за этого мультфильм «продуктом» для одного поколения?
— На самом деле Масяня — немного шире, чем одно поколение. Мне приходит очень много писем, особенно в «Вконтакте»: «вот, это мое детство, это первый мультфильм, который я посмотрел, я вырос на Масяне». Конечно, Масяня — для узкого спектра из всех поколений. Но вот плюс и минус возраста — довольно большой: те, кто родился в 60-е, 70-е, 80-е и даже в 90-е. У меня так первый сын родился в 93-м году и вырос на Масяне. И, кстати, многие из его поколения испытывают такие ностальгические чувства, что для меня удивительно: у меня ощущение, что первый мульт я нарисовал только вчера, а мне пишут, что выросли на Масяне.


— Если бы вы оказались на необитаемом острове, где нет никакой еды, но есть персонажи, которых вы придумали — кто кого бы съел первым?
— Что за странный вопрос (смеется)? Никто бы никого не стал есть, надеюсь, они все-таки люди и друг друга не едят. Люди, конечно, звереют, когда возникает угроза жизни. Но надеюсь, мои персонажи цивилизованы до такой степени, что не станут есть друг друга, и придумают что-то другое.

— Что сейчас является главной опасностью для Масяни, как для проекта?
— Главной опасностью, все-таки, является ситуация в России: там в последнее время стало немножко трудно вообще что-либо делать на русском языке — куда суваться-то? Про религию — нельзя, про секс — нельзя, про мат — нельзя, про наркотики — нельзя, про бухло — нельзя, про деньги — нельзя! Ничего нельзя: ни про ментов, полицию, правительство, чиновников, хипстеров, хомячков! Там такой список «чего нельзя», что начинаешь потихоньку чувствовать себя участником садомазо, который связан по рукам и ногам.

С другой стороны, меня никто не запирает: плаваешь в этих волнах, пытаешься лавировать, убежать от этого и просто развлекаться, но все равно тебя это настигает! Общее настроение у народа — мрачное, ему не всегда хочется веселиться. Менталитет и общая атмосфера в начале 2000-х были веселее и больше способствовали «хихи-хаха», а сейчас все меньше и меньше. Надеюсь, что Масяней я немного разбавляю такую атмосферу.


— Можно ли назвать Масяню символом поколения?
— В принципе, да, ее можно считать своеобразным символом. Я, конечно, не строил так, чтобы всё это было каким-то символом. Масяня так и не вляпалась ни в какой официоз. Слава Богу или не слава — не знаю. Но в любом случае, она осталась таким неформальным и ненавязчивым символом — что людям, безусловно, импонирует.

— В 2003 году Масяню предлагали выдвинуть в президенты. Если все-таки представить, что героиня заняла бы этот пост, чтобы она сделала первым делом?
— Ну, наверное, отменила бы все дурацкие законы, которые приняли за последние 10 лет. Из них дурацких, наверное, много. Я в этом не очень разбираюсь, но те, которые доходят до меня — очень дурацкие. Конечно, трудно представить себе, чтобы Масяня стала заниматься какой-то политикой серьезно. Может быть, когда она постареет вместе со мной, ей захочется превратиться пикейный жилет, который будет ворчать на всех, раздавать советы, как построить мировой порядок.

— Чего бы Масяня никогда в жизни не сделала?
— О-о-о, наверное, никогда бы не стала замыкаться в себе, замыкать страну в себе. Она не стала бы изолироваться от мира и враждовать. Надо дружить со всеми, все очень просто, и сделать это не так уж и трудно.

Источник: fastcult.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



К определению понятия «поддельные новости»

Как возникают фейки и почему мы верим непроверенным источникам информации

Фальшивые новости или псевдо-новости — это тип желтой журналистики или пропаганды, которая заключается в преднамеренной дезинформации, распространяемой через традиционные печатные и вещательные средства массовой информации или социальные сети. Ложную информацию часто получают журналисты, платящие источникам за предоставление фактов и разрешение на их публикацию. Поддельные новости создаются для того, чтобы ввести читателя в заблуждение, нанести ущерб агентству, организации или человеку, и/или получить финансовую или политическую выгоду.

03.09.2019 13:00, Владимир Басицин


АЗАПИ хочет навечно заблокировать «Архив интернета»

Организации, которая представляет правообладателей, не понравилось, что в сервисе сохраняются копии аудиокниг Дмитрия Глуховского и Дарьи Донцовой, и поэтому они готовы оставить россиян без уникальной библиотеки истории интернета — портала archive.org

22.08.2019 23:26, roskomsvoboda.org


Вы отдаете бесплатно самое дорогое

Вот какие ваши персональные данные хранятся в интернете

Сколько раз за последнюю неделю вы нажимали «галочку» с надписью «принимаю пользовательское соглашение» или «соглашаюсь с политикой конфиденциальности» — или сдавали в комплекте документов страничку А5, которая называется «соглашение об обработке персональных данных»? Не меньше двух, правда? Rusbase разобрался, что же за цифровой след мы оставляем в истории.

30.07.2019 13:00, Валерия Минчичова, rb.ru


Каким будет Instagram без лайков

И почему их отмена никак не связана с психическим здоровьем

Руководство Instagram 17 июля сообщило, что тестирует новую версию приложения — без лайков. Лайки не будут отображаться у подписчиков, но их сможет видеть владелец аккаунта. Новая версия приложения уже доступна в шести странах: Ирландии, Италии, Японии, Бразилии, Австралии и Новой Зеландии. По словам Адама Моссери, главы Instagram, причина таких изменений — забота о пользователях: «Мы хотим, чтобы ваши друзья сосредоточились на фотографиях и видео, которыми вы делитесь, а не на том, сколько лайков они получают». Разбираемся, так ли это.

27.07.2019 13:00, Катя Колпинец, knife.media



СМИ меняют «климатические изменения» на «климатический кризис»

Как корабль назовешь...

В конце апреля Columbia Journalism Review (ведущий отраслевой журнал о медиа) совместно с журналом The Nation запустили инициативу, призывающую журналистов отказаться от термина «климатические изменения» (climate change) и использовать термин «климатический кризис» (climate crisis).

11.06.2019 16:00, Андрей Мирошниченко, jrnlst.ru


Не сразу строится

История проекта «Ноосфера» и глобальные перспективы открытого доступа

Ассоциация интернет-издателей была создана в 2010 году объединением единомышленников, которые считали важным обеспечить русскоязычным пользователям доступ к культуре и знаниям. Ключевыми направлениями работы стали поддержка в России открытых лицензий Creative Commons и привлечение внимания к вопросам общественного достояния и сохранения культурного наследия. Опыт и результаты исследований привели к «Ноосфере» — проекту, вобравшему в себя все теоретические наработки в области авторского права и новомедийных практик.

31.05.2019 21:50


Библиотека по-новому

Современное учреждение культуры — это не только книги, но и мероприятия

Алексей Емельянов, директор Костромской областной универсальной научной библиотеки, рассказал «Частному корреспонденту» о важности цифровизации и модернизации библиотек.

31.05.2019 16:00, Татьяна Струкова



Открытый – значит, нужный

О музеях и библиотеках, открывших доступ к своим архивам для широкой общественности

Все больше организаций культуры предоставляют пользователям возможность безвозмездно использовать материалы своих архивов и экспозиций. Политика открытости помогает музеям и библиотекам интегрироваться в цифровое общество и привлекать новых пользователей. Видимость коллекций при таком раскладе только растет, как и известность организаций культуры.

30.05.2019 16:37






 

Новости

«Архив интернета» расширил возможности Википедии
Internet Archive преобразовал 130 000 отсылок на книги в Википедии в прямые ссылки на 50 000 оцифрованных книг в своём репозитории, доступных на нескольких языках, включая английский, греческий и арабский.
Президенту факультета журналистики МГУ Ясену Николаевичу Засурскому исполнилось 90 лет
Ясен Николаевич стал деканом в 1965 году, и с тех пор руководит факультетом, последние 12 лет — в должности президента. За 54 года его руководства факультет журналистики выпустил около 30 тысяч студентов, многие из которых стали известными журналистами
BBC News запустит зеркало для дарквеба
Корпорация «Би-би-си» создаст версии своих сайтов для дарквеба, чтобы обойти цензуру в странах, где власти ограничивают доступ пользователей к информации. В частности, это Китай, Иран и Вьетнам.
Фейковые новости порождают у людей ложные воспоминания
Ученые из Калифорнийского университета нашли еще одну опасность, связанную с фейковыми новостями. Результаты исследования публикует Association for Psychological Science.
В Москве завершился хакатон HACKNOWLEGE II
30 июня Ассоциация интернет-издателей провела хакатон HACKNOWLEGE II, нацеленный на создание проектов на основе открытых данных и свободного контента. По итогам хакатона экспертным жюри было присуждено 5 призовых мест за наиболее интересные проекты.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.