Подписаться на обновления
20 сентябряСреда

usd цб 58.0993

eur цб 69.6785

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПраво автора
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера. Запуск 
  пятница, 22 августа 2014 года, 13:30

Юрий Вировец: «Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло»
Сооснователь и президент HeadHunter о том, как убедить пользователя платить за информацию, почему сайт для людей лучше сайта для рекламодателей, и почему отсутствие госрегулирования было для Рунета благом


Юрий Вировец. Фото: theRunet
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Почему русский интернет хороший? Потому что в него мало вмешивалось государство. До самого последнего времени государство не понимало важность интернета и вообще закрывало на него глаза. И это позволило развиться Рунету в прекрасную индустрию. К сожалению, в будущее я бы смотрел пессимистически, потому что сейчас государство опомнилось и стало интернет гнобить. В связи с этим я предвижу сложные времена. Практика показывает, что там, куда приходит государство, сразу становится все плохо. Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло.

— Интернет-специалисты любят писать в своем резюме что-то вроде «в нтернете с такого-то года». Вот вы в интернете - с какого?
— Я в Интернете с конца 99-го. Вообще идея проекта HeadHunter (а тогда еще даже не было такого названия) родилась у Михаила Фролкина еще в 1997 году, когда только появился интернет. Он был рекрутером – директором и владельцем небольшого кадрового агентства People you need (оно кстати существует до сих пор). И он, увидев интернет, быстро понял, что это отличная вещь для того, чтобы искать людей, нанимать людей, людям искать работу, и, собственно, задумался о том, какой сервис сделать, чтобы ему самому как рекрутеру было удобно работать. Но в 1998 году случился кризис, не было денег. И вернуться к этой идее удалось только уже в 1999-м: к концу года, собственно, начал писаться сайт. Я как раз помню, как на 8 марта 2000 года мы ездили покупать первый сервер для того, чтобы его запустить, и этот проект начался 23 мая 2000 года.

Я принимал участие в нем практически с самого начала, поскольку я работал консультантом, рекрутером в этом агентств. Агентство было маленькое, и все, так или иначе, должны были привносить какой-то вклад, такую «барщину отрабатывать» на новый проект, и кто-то тексты писал, кто-то уговаривал клиентов дать вакансии, кто-то помогал с IT-частью. Ну я делал и то, и то, и то, и меня в общем это так увлекло, что в какой-то момент я решил, что мне более интересно заниматься этим, чем быть рекрутером. И я, собственно, подошел к Мише и сказал, что «Миша, давай я буду этим рулить», потому что сам он не очень хотел заниматься непосредственным руководством сайта. И таким образом началась моя жизнь в «Хэдхантере», которая продолжалась много-много лет, и отчасти продолжается и сейчас.

— То есть HeadHunter не был тем самым «стартапом в гараже», который начинается энтузиастами с нуля? Это было сделано на базе существующего агентства, то есть вполне себе успешного растущего бизнеса?
— Агентство, да, было вполне себе успешное, коммерчески очень даже прибыльное. Но нельзя сказать, что это не был «стартап в гараже». Это был такой классический стартап, когда все делалось своими руками. Деньги были свои – мы не привлекали внешних инвесторов. Первый сервер покупали сами, первый софт писали сами, клиентов привлекали сами. То есть это вполне соответствует образу «стартапа в гараже». Другое дело, что у него была очень прагматичная цель – сделать так, чтобы агентство могло зарабатывать больше денег. То есть на самом деле, первоначально роль интернет-проекта была служебная по отношению к бизнесу агентства. То есть Миша хотел сделать так, чтобы у агентства появился мощный инструмент для того, чтобы собирать базу кандидатов, а потом продавать вручную клиентам.

— Но для клиента это был отдельный продукт? Но при этом решал ту же задачу, что и агентство?
— За разные деньги. Агентство берет 25 процентов годового дохода за закрытие позиции, то есть для того, чтобы нанять сотрудника, компания должна заплатить три месячных зарплаты.

— Это понятно. Но в чем выгода агентства, если оно тут же дает дешевую альтернативу этой услуге? Не будет ли оно терять из-за этого своих клиентов?
— Да, в какой-то момент действительно такая пошла канибализация. Это произошло уже в 2003 году, то есть через три года после начала «Хэдхантера». Стало понятно, что он уже живет своей жизнью, что он зарабатывает деньги. И в этот момент Миша принял решение полностью развести эти два бизнеса. Потом в агентстве вообще произошел management buyout, и оно стало полностью независимым от основателя.

Headhunter был не первый, кто начал продавать информацию в интернете. Первыми были, конечно же, РБК, которые продавали биржевую информацию. То есть они брали с клиентов деньги за возможность получить какую-то информацию из интернета. На самом деле, в начале двухтысячних эта идея вообще не была очевидной. Даже сейчас в общем-то люди не всегда готовы это делать, но чтобы заплатить за какую-то информацию, содержащуюся в интернете – тогда это было что-то немыслимое. И вот РБК были первыми, а мы вторыми, кто начал это делать в Рунете. И это, в общем, уникальная бизнес-модель, потому что 99 процентов сайтов зарабатывают на рекламе, то есть на внимании пользователя, а не на платной подписке, то есть на желании клиента получить эту информацию.

— Была ли эта бизнес-модель на момент ее запуска очевидной? Либо же пришлось экспериментировать, что-то анализировать, думать, сомневаться, обсуждать?
— Мы не сомневались в ее правильности, поскольку мы всегда продавали эту информацию. Работа рекрутера и есть по сути дела продажа информации. И мы знали, что, если клиенты готовы покупать эту информацию в «ручном режиме» у агентства, то почему они будут не готовы покупать ее в интернете. То есть для нас это была очевидная вещь.

Тогда же, в начале 2000-х, запустился не только HeadHunter – запустился еще один громкий проект E-xecutive, который делался тоже кадровым агентством, очень известным, и пожалуй одним из лучших в России - Ward Howell. И прежде чем запускать сайт E-xecutive, он тоже работал в нише рекрутмента, и у него тоже была база профессиональных людей, к которой по идее можно было бы продавать доступ. Но они, прежде чем запускать его, пошли в McKinsey, и консультанты им сказали: «Использовать бизнес-модель продажи информации нельзя, в России за это никто не будет платить». И они отказались от этого, и были, в общем, неправы. А мы в McKinsey не ходили, и в итоге все получилось. Мы просто не сомневались в том, что был спрос, который надо удовлетворить.

— Как к вам относились газетчики? Ведь у многих вы забирали хлеб.
— Есть три крупных издательских холдинга: «Работа для вас», «Деловой мир» и «Из рук в руки», для которых этот основной бизнес. Надо сказать, что они далеко не сразу поняли, что интернет – это могильщик газетного бизнеса. Хотя и сейчас выясняется, что это не совсем так. Но, по крайней мере, далеко не сразу все осознали, что интернет важен. Была интересная история, которую в свое время мне рассказал владелец и основатель «Из рук в руки» Леонид Макарон. В 94-95 годах, когда только появился Рунет, Михаил Рогальский, создатель одого из старейших сайтов avto.ru, приходил в приемную Макарона, тогда тот уже был главой крупного богатого холдинга «Из рук в руки». И Рогальский пытался с ним встретиться, чтобы как-то скооперировать auto.ru с «Из рук в руки». Но тот даже не пустил его на порог. Потом он мне сам рассказывал, что это было его крупнейшей ошибкой в жизни, что он тогда не понял, что такое интернет, потому что он мог купить auto.ru в самом начале за три копейки. Но со временем это понимание пришло. И надо сказать, что сегодня все крупные газетные холдинги имеют свои job-сайты.

— Кажется, что HeadHunter всегда был несколько в стороне от остальных работных сайтов из-за более высокого уровня вакансий и работодателей. Как удалось этого добиться?
— Я думаю, что именно благодаря бизнес-модели. Большинство job-сайтов, как и в западном интернете, живут за счет рекламы. А что такое жить за счет рекламы? Это значит тебе нужно много трафика. Это значит, что качество трафика гарантированно падает. Если падает качество трафика, значит падает качество информации. Ну и дальше все последствия. Мы же рекламу практически никогда не продавали. То есть основной наш доход – это была подписка на доступ к базе. Поэтому мы невероятные усилия тратили на то, чтобы эта информация была качественная, потому что если человек платит за информацию, то мы должны предоставить качественную информацию. Мы невероятные усилия тратили на проверку, на модерацию, на рекомендации кандидатам как лучше написать резюме, на обучение рекрутеров и эйчаров, как писать вакансии, как представлять себя кандидатам. То есть вся эта огромная работа была направлена ровно на то, чтобы обеспечить качество информации.

    Юрий Вировец
    Окончил химический и психологический факультеты МГУ им. Ломоносова. В конце 1999 года вместе с партнером Михаилом Фролкиным участвовал в создании сайта HeadHunter и впоследствии стал президентом группы компаний HeadHunter. Сегодня крупнейший актив компании — сайт hh.ru. Также HeadHunter владеет сайтом Career.ru и управляет сайтом Работа@Mail.Ru.

— Расскажите про движок проекта, как он менялся с момента старта, и за счет каких технологических новшеств, инноваций он рос?
— С движком у нас всегда были проблемы, это всегда было слабое место «Хэдхантера». Для начала мы его сделали вообще на «Лотусе». Просто потому, что Миша сходил на курсы обучения Lotus Notes, и ему показалось, что это прекрасная технология для обеспечения документооборота. Там действительно все очень удобно, это easy programming среда, с очень удобным распределением уровней доступа к информации. И до какого-то момента это все отлично работало. Но когда стала расти посещаемость и нагрузка, то выяснилось, что Lotus просто отказывается работать на большой посещаемости. Я помню, когда у нас были одновременно тысяча человек на сайте, то просто ничего не уже работало.

Сначала мы пытались ставить все более и более мощные сервера, но это в общем был не путь. И к 2003 году мы решили полностью все переписать. Наняли нового технического директора, Сергея Никулина, который был с нами много-много лет, и он тоже начал с того, что фактически сам переписал движок сайта на Java. И это стало как бы основой всего. И с тех портехнологическая платформа осталась, хотя понятно, что она очень сильно уже эволюционировала.

— Интернет активно прирастает новыми стартапами, связанными с поиском работы и предлагающими какие-то инновационные для этого рынка вещи. Например, первое, что приходит в голову – видео-резюме. Вы следите за такими трендами и что-нибудь собираетесь внедрять?
— Конечно. Ну и видео-резюме, извините, это не новость, это идея начала 2000-х годов. Она, как тогда не пошла, так и сейчас не идет.

— Время не пришло?
— Нет, причина очень простая. Видео-резюме как продукт выглядит совершенно чудовищно. Для того, чтобы снять хорошее видео-резюме нужен режиссер, выставленный свет и хорошее оборудование. Потому что в противном случае это получается какое-то home-порно – когда человек снимает себя на дешевую камеру или вообще на телефон. Снимает и рассказывает, какой он гениальный финансовый директор. Это выглядит абсолютно чудовищно.

— Есть ли другие интересные направления?
— Наиболее трендовая вещь сегодня в мировом job-сайт-строительстве – это, коенчно, то, что связано с социальными сетями. Мы видим, как на американском рынке LinkedIn рвет вообще всех на части. И конечно же это, big data – то есть анализ огромного массива информации, который накопят или уже накопили job-сайты. И сейчас есть возможность получить по кандидату много информации помимо его резюме. Вытащить эту информацию и представить ее в удобной форме для нанимателя – самая топовая задача, которую многие пытаются решить. Мы тоже не отстаем в стороне. И, конечно же, анализ. Можно вытаскивать очень много интересной информации. Самый простой пример – можно делать рейтинг ВУЗов по, скажем, средней зарплате, которую получают выпускники через икс лет. И это будет абсолютно честный рейтинг. Можно сравнивать, какой факультет, например, Высшей Школы Экономики или МГУ лучший с точки зрения зарплат выпускников через пять-десять лет.

— Вы упомянули LinkedIn, успех которого спровоцировал в Рунете взрывной рост попыток создать свою «социально-деловую сеть». «Профессионалы», «МойКруг», ваш проект Webby и другие. Но кажется, ни один из них так и не стал российским LinkedIn. Что не так? Почему не получается?
— Я думаю, что, как ни странно, дело в маркетинге. С технической точки зрения, любая социальная сеть, в общем-то, не бог весть какой сложный продукт. Конечно да, сложно обеспечить устойчивость, обеспечить производительность. Но по большому счету это не бог весть какая сложная платформа. LinkedIn каким-то образом сумел сделаться модным и массовым. У нас в «Хэдхантере» всегда была философия – более важно, чем любые финансовые показатели и техническое совершенство сайта, это место в головах. То есть бизнес тогда успешен, когда люди знают твой бренд, и понимают: если мне захотелось пить, я пошел и купил кока-колу, захотелось купить машину – пошел и купил BMW или Mercedes, пришла в голову идея искать работу – пошел на HeadHunter или, в случае США, на LinkedIn.

И LinkedIn каким-то образом сумел влезть в голову людям – так называемым «социальным хабам», на которых смотрят другие люди и повторяют за ними. И это ядро пересело на LinkedIn, а дальше уже все покатилось как снежный ком. Я знаю, что мой начальник есть на LinkedIn, мой партнер по бизнесу есть на LinkedIn, мой подчиненный есть на LinkedIn, поэтому и я тоже там должен быть. И когда этот снежный ком завертелся, все уже было не остановить. Вот завертеть этот снежный ком можно только неким маркетинговыми усилиями, и никто не знает какими. То есть тут, как говорится, бог дышит, где хочет, и поэтому никому не удается повторить успех ни одной социальной сети.

— Почему «МойКруг», прекрасный стартап, влился в «Яндекс» и в общем-то больших успехов не достиг? А при этом «ВКонтакте», клон Фейсбука, ничем особо не выдающимся, выстрелил?
— Почему – никто не знает, а если бы и знал, то жил бы уже в Сочи.

— HeadHunter как часть холдинга, в котором есть сразу несколько социальных сетей, как оценивает возможность не создания новой социльно-деловой сети, а интеграции job-сайта с обычной социальной сетью?
— У нас непрерывно идут жаркие дискуссии на эту тему. У нас был заход: в 2005 году, как раз, когда появился «МойКруг», мы хотели делать отдельно стоящую социальную сеть. Мы решили, что мы не хуже и тоже запустили standalone сеть Webby, которую закрыли в 2008 году. Одно время у нас была идея превращения «Хэдхантера» в социальную сеть, но здесь есть одна проблема. Поиск работы – вещь очень интимная. Это как визит к проктологу или какому-то такому врачу. То есть ты не будешь рассказывать об этом друзьям, что «вот знаете, я вот сейчас ищу работу». Для большинства людей это не очень приятная тема, а социальная сеть по определению открыта для всех, иначе она не будет социальной сетью. И люди пользуются job-сайтами в том случае, когда они действительно ищут работу, но при этом не хотят никому об этом говорить. И в этом случае действительно job-сайты работают.

Бывают ситуации, когда, наоборот, человек готов всему миру заявлять: «да, я ищу работу, вот такой я прекрасный», тогда есть социальные сети. Но сейчас становится понятно, что будущее на самом деле за неким синтетическим поиском. Мы видим, что социальные сети потихоньку открывают профили для поисковых машин. Становится понятно, что поиск по социальным сетям – это дело ближайшего будущего. С другой стороны, job-сайты – это некое окно в интернет для нанимателей, потому что большинство из них привыкли ходить на job-сайты для того, что разместить вакансию и чтобы она разошлась по интернету.

Я думаю, что в перспективе job-сайты превратятся в мета-поисковики. То есть у них будет какая-то своя база, плюс они будут искать по всему интернету, разными способами вытягивая информацию о кандидатах из разных источников и представляя ее в удобном и релевантном виде перед нанимателем. Вот такое мое видение на ближайшие пять лет.

— За время развития Рунета открывалось большое количество проектов, многие из них закрывались, кто-то покупал, кто-то инвестировал, кто-то банкротился. Все как-то бурлило. А ниша онлайн-рекрунмента как будто всегда оставалась островком стабильности, спокойно шла вперед и особых потрясений не испытывала. Это не иллюзия?
— Это не иллюзия, это действительно интересная ниша. LinkedIn – это, конечно, исключение. Многие люди на нем заработали. Но такие взрывы встречаются крайне редко, и в принципе онлайн-рекрутмент – это такая ниша, которая стабильно зарабатывает деньги. Я бы сказал, что это в нынешнем состоянии такая классическая модель cash-out – то есть стабильный доход с понятной бизнес-моделью, с понятным уровнем маржинальности. То есть классическая, как говорят биржевые аналитики, дивидентная история.

Каких-то больших с точки зрения инвестиционных банкиров прорывов здесь ждать, видимо, не приходится. Хотя мы тоже никогда не знаем: предполагаем одно, а вдруг происходит нечто совершенно невероятное. Никто не мог предположить взрыв социальных сетей, это произошло неожиданно, поэтому возможно и здесь нас тоже ждут какие-то сюрпризы.

В западном Интернете сделки с job-сайтами идут постоянно: кто-то получает инвестиции, кто-то разоряется. Если говорить конкретно про Рунет, то сейчас формировалась такая ситуация: рынок у нас поделен между HeadHunter, SuperJob, немного job.ru и rabota.ru. Собственно, эта четверка сайтов покрывает девяносто с лишним процентов всего рынка. Каждый из них принадлежит тому, кому он принадлежит. Никаких особенно сделок не происходит и видимо в ближайшее время происходить не будет. Поэтому тут действительно некая стабильность.

— Как бы вы резюмировали всю историю HeadHunter как стартапа или даже как явления?
— Я думаю, нельзя сказать, что HeadHunter как компания, как сервис или продукт особенно уникален. Люди делают то же самое и в России, и в других странах, и вообщем-то здесь нет ничего сногсшибательного. Очень важно, что мы старались всегда думать о пользователе. Всегда пред любым сайтом стоит выбор – либо ты делаешь сайт, который хорош для рекламодателей, либо ты делаешь сайт, удобный для пользователя. Этот конфликт, как конфликт труда и капитала, невозможно разрешить: ты всегда должен либо завешать сайт баннерами, либо сделать сайт без рекламы, но чтобы от него пользователям было приятно. И мы старались всегда решать эту дилемму в пользу пользователей. Хотя это тоже был постоянный серьезный конфликт или предмет трений, особенно когда HeadHunter был куплен холдингом Mail.ru, и стало необходимо каждый квартал показывать определённые финансовые показатели, и, конечно же, все труднее и труднее становлось отстаивать интересы пользователей.

И второй момент – это история про людей. Очень часто компании заваливаются из-за борьбы за власть. В «Хэдхантере» я свою задачу всегда видел в том, чтобы не допустить борьбы за власть, или, по крайней мере, не делать ее главным содержанием деятельности людей. Нужно, чтобы люди работали, а не думали, кто главный. Это очень важно, и я надеюсь, позволяло и позволяет привлекать умных людей в компанию. Потому что когда внутри компании люди начинают бороться за власть, умные люди начинают бежать. Объясняется это очень просто: когда для тебя важна власть, очень трудно нанять человека, который умнее тебя. Я свою миссию в этой компании видел в том, чтобы стараться нанимать людей умней себя, и, мне кажется, это основное правило интеллектуального бизнеса. Я надеюсь, что эта тенденция в «Хэдхантере» сохранится.

— Если взглянуть за пределы «Хэдхантера», за пределы рынка онлайн-рекрутмента, если взглянуть на всю историю российского интернета. Какие события или явления вы бы выделили как оказавшие наибольшее влияние на индустрию?
— Я считаю, что Рунет крайне недооценен. Это чрезвычайно обидно, потому что мы видим цифры капитализации китайских, американских и европейских компаний. Почему так происходит – отдельный вопрос, но факт остается фактом. Наши биржевые множители ниже, чем западные. Но, тем не менее, у нас есть маяки, на которые мы все равняемся, которые мы все знаем: это «Яндекс», Mail.ru. Прекрасные компании, которые сумели стать маяками. Обе, кстати, прошли путь от стартапа с несколькими людьми до огромных корпораций, сохранив при этом преемственность руководства. Это реальный подвиг людей, которые делали эти компании, я ими восхищаюсь.

Есть многие компании, которые действительно меняли владельцев, переходили из рук в руки и мы видим, что никогда эти переходы на компаниях не сказывались хорошо. Хотя случай «Хэдхантера» – не самый плохой пример, когда владельцы поменялись, а компания не сильно изменилась.

Могу также добавить, что русские сайты – очень хорошие по сравнению с европейскими. Если взять средний интернет-магазин в Европе и средний интернет магазин в России, то российский будет гораздо лучше по качеству дизайна, по качеству сервиса для пользователей. И это, конечно же, тоже удивительный факт. Я сейчас достаточно много смотрю европейские сайты и большинство из них просто чудовищные. Конечно же, этого нельзя сказать про американские сайты. Американский интернет – это нечто совсем отдельное, китайский интернет это тоже нечто совсем отдельное, но на фоне европейского интернета русский интернет – лидер. Английский еще может стоять рядом, но ни французский, ни итальянский не могут сравниться.

Почему русский интернет хороший? Потому что в него мало вмешивалось государство. До самого последнего времени государство не понимало важность интернета и вообще закрывало на него глаза. И это позволило развиться Рунету в прекрасную индустрию. К сожалению, в будущее я бы смотрел пессимистически, потому что сейчас государство опомнилось и стало интернет гнобить. В связи с этим я предвижу сложные времена. Практика показывает, что там, куда приходит государство, сразу становится все плохо. Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло.

В коммерческом отношении у русского интернета все будет хорошо. Не будет четкого деления бюджета на телевизионную рекламу, на интернет рекламу, то есть будет некий бюджет на медиа вообще. Это конечно поможет Рунету, но то, что происходит вмешательство государства, это просто катастрофа.

Беседовал Игорь Санин

Источник: therunet.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Интернет-СМИ через 10 лет: попытка прогноза

Будущее глазами экспертов

Конечно, все предугадать невозможно: ну кто, например, мог еще зимой 2010 года, когда только появился планшет Apple iPad, предвидеть, что подобные ему устройства всего несколько лет спустя станут одним из основных инструментов медиапотребления. Или вот другой пример – недавнее интервью главного редактора «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова газете «Московский комсомолец»: «Вы знаете, я ведь был первым, кто в 1997 году завел сайт “Эха Москвы”. У нас в интернете возник первый сайт традиционных медиа. Надо мной все смеялись и говорили: “Это игрушка Венедиктова”. Или: “Венедиктов сошел с ума. У него слетела крыша”. Какой сайт – мы великое радио! Я говорил: “Ребята, это будущее”».

13.07.2015 13:00, Денис Лавникевич


Журналисты под платформой

Еще раз об экономике внимания

Михаил Калашников, автор замечательного блога MediaSkunk, написал очень важный текст, совпавший по времени с новостями о найме журналистов в «ньюсрумы» Apple, Twitter и, судя по всему, еще и Facebook. Это короткий текст, «три абзаца», но его имеет смысл разобрать целиком. Не то, чтобы в нем все было правильно или все было ошибкой — но есть явные недоговоренности и недочеты, которые снижают ценность сказанного (а местами просто перечеркивают ее).

09.07.2015 18:30, Василий Гатов


Живущие в Паутине

Осознанный выбор или интернет-зависимость?

Аудитория Рунета достигла почти 80 млн человек, треть из них являются онлайн-покупателями. Особенно активно развиваются мобильные технологии: доля трафика за прошлый год выросла в полтора раза, а число пользователей удвоилось. Цифры красноречивы, но что происходит с человеком, которого затянула Глобальная паутина? Кто и кем управляет в ней? Что даёт, а что забирает Сеть? Какое влияние она оказывает на пользователя и как пользователь влияет на неё? Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе конференции «Интернет и социокультурные трансформации».

06.07.2015 09:00


Большой ребрендинг

Тонкий Facebook и особенности дружелюбного дизайна

Впервые за десять лет своего существования социальная сеть Facebook изменила логотип, спровоцировав поток сообщений в СМИ. Из них пользователи и узнали о переменах ― на сайте изменения найти не так просто. Подобный ребрендинг ― явление популярное: свои эмблемы неоднократно меняли практически все знаменитые торговые марки, структурные подразделения и даже целые города.

03.07.2015 11:20, Ангелина Горбунова


Длинные формы

Культура чтения в эру цифровой журналистики

Мы живем в мире постоянно увеличивающихся скоростей, и становление пресловутого клипового мышления — уже не просто миф из далекого будущего, а совершающийся на наших глазах процесс. Лонгриды — одна из возможностей противостоять этому процессу, новая цифровая реальность, объединившая текст и мультимедиа в единое целое.

02.07.2015 17:30, Надежда Ткачук, Ангелина Горбунова


Олдскульный интернет

12 сайтов и сервисов Рунета, способных вызвать ностальгическую слезу

В июне Mail.ru Group сообщила, что объединит мессенджеры «Агент Mail.Ru» и ICQ под брендом ICQ. Эта новость заставила редакцию TheRunet не только вспомнить о существовании таких мессенджеров, но и поностальгировать о том, какие еще сервисы и сайты когда-то были очень популярны, а теперь находятся в тени (или вообще прекратили свое существование).

30.06.2015 09:00


7 трендов новых медиа в 2015 году

Второй год подряд мы анализируем информационные технологии и изменения в поведении аудитории, которые наиболее сильно влияют на СМИ и коммуникацию в широком смысле. Что ждет новые медиа в 2015 году?

16.01.2015 10:00, Всеволод Пуля, управляющий редактор Russia Beyond the Headlines, проекта «Российской газеты»


Аргумент к Гитлеру и другие уловки

Почему вдруг Гитлер стал самым популярным персонажем в интернете? Можно ли, прикрываясь этим именем, ненавидеть другого?

Интернет дает голос каждому – и Вы можете использовать этот голос, чтобы разжигать или, напротив, успокаивать страсти, сеять ненависть, или, напротив, стремиться к умягчению злых сердец, выказывать злобу и бессердечие или, напротив, сочувствие к чужому горю.

11.12.2014 11:30, Сергей Худиев


Раздраженные интернетом

Кто недоволен свободой интернета, как недовольство становится глобальным и когда интернет станет уютным

На заре, в девяностые, люди считали, что интернет — это каталог полезной информации. В нулевые интернет воспринимали как среду общения и самовыражения. В десятые интернет воспринимают как зло.

24.07.2014 14:45, Андрей Мирошниченко


«Для меня именно в этом и состоит challenge: сделать то, во что никто не верит»

Новые медиа Антона Носика

На днях в эфире телеканала «Дождь» Антон Носик заявил, что запустит как минимум четыре новых онлайн-СМИ вместе с бывшей командой интернет-издания «Лента.ру». Известный российский блогер и создатель «Ленты» и «Газеты.ру» пообещал, что новые медиа-проекты будут запущены до первого сентября 2014 года. Медиа-эксперты усомнились в реалистичности такого плана, на что Антон Борисович бодро и уверенно ответил в своем FB.

16.04.2014 11:27






 

Новости

Сотни видеолекций преподавателей Факультета гуманитарных наук ВШЭ выложены в сеть
Сотни видеозаписей лекций преподавателей Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) выложены в свободный доступ.
570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи опубликованы онлайн
Британская библиотека опубликовала 570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи для всеобщего обозрения. Страницы можно листать, увеличивать и скачивать.
«Газпром-медиа» не выявил отношений «Эха Москвы» с американским агентством BBG
Холдинг «Газпром-медиа», контролирующий акционер радио «Эхо Москвы», в ходе проверок не выявил каких-либо отношений радиостанции со структурами американского правительственного агентства Broadcasting Board of Governors (BBG).

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.