Подписаться на обновления
9 июляЧетверг

usd цб 71.2379

eur цб 80.4062

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи  Выпускники и наставники России 
  понедельник, 6 июля 2009 года, 12:03

Юрий Иванов: «Мюзикла без вокала не бывает»
«Как заставить каждого человека в городе, включая инвалидов и грудных младенцев, полтора раза в год сходить в цирк?»


Выступление цирковой балетной труппы Bize - Lizu в программе "Фантом цирка" // azart-show.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




«Азъ-Арт» — единственная негосударственная цирковая компания в России. Кроме высокого мастерства цирковых номеров, они делают ставки на невероятные спецэффекты. Даже манеж на их представлениях «живой» — реагирующий на любое движение артистов. Но сможет ли современный цирк вернуть былую популярность, если вложить в него миллионы долларов? А если да, то удастся ли это без помощи государственных компаний?

Одним из лучших цирковых представлений за последние годы стал «Фантом цирка», программа, сделанная частной цирковой компанией «Азъ-Арт». Зрители увидели необычное шоу — цирк, мюзикл и умопомрачительные спецэффекты: лазерное шоу, «живой манеж», окружающий звук. Представление стало настолько успешным и популярным, что его тут же растащили на цитаты даже не цирковые режиссёры и продюсеры.

«Частный корреспондент» встретился с генеральным директором «Азъ-Арта» Юрием Ивановым, чтобы побеседовать как о творческих проблемах современного цирка, так и финансовых.

— Как родилась идея «Фантома цирка»?
— Идея появилась после мюзикла «Свадьба соек» в цирке на проспекте Вернадского. Замечательный музыкальный спектакль, гениальная музыка Александра Басилая, отличные вокалисты. Но всё это мало имело отношения к цирку — цирковые номера просто эпизодически акцентировали события или фоном раскрашивали действие.

А нам захотелось сделать именно цирковой спектакль, где персонажи, вокал, свет, спецэффекты, да и сама сюжетная линия, лишь обрамляют красоту цирковых номеров. Была задача вынести цирк на первый план, но и сделать зрелищный спектакль.

Обычные люди открывают для себя цирк дважды — в детстве и когда обзаводятся собственными детьми. Находясь за кругом арены, они смеются над клоуном, восхищаются воздушными гимнастами, удивляются умению зверей вытворять «нечеловеческое». Но они не знают, каким трудом это даётся и что происходит за кулисами цирка.

Идея сама по себе не нова — в цирке пели и сто лет назад. Но, совмещая мюзикл и цирк, мы хотели усилить зрелищную составляющую обоих жанров. Отсюда появилась необходимость искать и придумывать разнообразные ходы, которых в цирке не видели ещё никогда.

Спектакль «Фантом цирка» (в Санкт-Петербурге он шёл под названием «Карнавал на Фонтанке») выпускался к 130-летию Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке, первого стационарного цирка в России. Основатель цирка итальянец Гаэтано Чинизелли, человек, на мой взгляд, незаслуженно забытый, стал главным персонажем спектакля.

В начале представления появляется дух, фантом Чинизелли, разгневанный упадком цирка за последнее столетие. Но в течение представления он меняет свою точку зрения и, удовлетворённый ревизией, отбывает в историю цирка, занимая своё место среди самых ярких цирковых имён: Карандаш, Енгибаров, Никулин, Дуров и многие другие.

— Для представления был написан оригинальный сценарий?
— Понятие сценария в цирке достаточно условно. Ведь цирковые программы формируются из уже готовых цирковых номеров и аттракционов. Они традиционно выстраиваются в некоем порядке, который учитывает жанр, количество артистов в номере, темп и даже возможность развести номера за кулисами. Например, сразу после лошадей нельзя выпускать тигров, а после собак объявлять кошек, иначе животные передерутся за кулисами.

Вот на таком построении в девяти случаях из десяти всё и заканчивается. Попытки создания цельных спектаклей, имеющих более или менее понятный сюжет и несущих внятную идею, случаются крайне редко. Во-первых, это требует дополнительных расходов. А во-вторых, действительно непросто за два или два с половиной часа цирковой программы вместить ещё персонажей с монологами-диалогами и какими-то сценическими решениями, работающими на идею спектакля без ущерба для цирковой составляющей, не сокращая её.

Мы попытались это сделать, подменив сюжетные линии вокальными партиями с оригинальными текстами, оправдав присутствие персонажей параллельно исполнению цирковых номеров.

Для постановки мы специально пригласили не циркового, а театрального режиссёра Андрея Бачурина, с большим стажем работы в музыкальном театре, чтобы уйти от десятилетиями наработанных штампов.


Обычная, казалось бы, цирковая программа вдруг заиграла невероятными красками. И тут уж совершенно оправданно было использование новых разработок в области осветительной техники, лазерных приборов последнего поколения. Часть их впоследствии была приобретена цирком на проспекте Вернадского, но на тот момент такого ещё никто не использовал. Окружающий звук, живой вокал, живой оркестр и, конечно, «живой манеж».

— Что такое «живой манеж»?
— Живой манеж — картинка, проецируемая на манеж в DVD-качестве, реагирующая на движение в любом направлении в режиме реального времени. Это не заранее прорисованные и записанные на плёнку изменения в изображении, как в новом сезоне планируют делать сразу несколько цирков, а реальная, сеюсекундная реакция изображения на любое движение объекта по манежу.

Если изображён снег, то будут оставаться следы или его можно лопатой сгрести в сугроб, лёд будет трескаться под ногами, мячиком можно играть в футбол, рыбки в бассейне разбегутся при любой попытке приблизиться к ним, бабочки разлетятся, не позволяя себя поймать. Вариантов масса, насколько хватит фантазии.

Сама технология известна. Возможно, вы видели в крупных супермаркетах небольшие квадратики с подобным эффектом, привлекающие детей. Но там очень мала критическая высота для источника изображения и площадь картинки около 1,5 кв. м.

Мы предлагали организациям, представляющим интересы зарубежных производителей этих «игрушек», разогнать картинку на размер манежа и поднять источник проекции на 20—25 м, сохранив интерактивность. Но все отказались, считая это невозможным. В конце концов нашлись молодые азартные ребята. Мы ставили задачу и финансировали — они думали и экспериментировали. И у нас получилось.

— «Фантом цирка» потряс не только зрителей, но и цирковых, если судить по количеству попыток повторить.
— Ну, потряс — это громко сказано. Среди зрителей и среди коллег были те, кому категорически не нравилось, кто хочет видеть только традиционный цирк. Были и те, кому это нравилось с не меньшей категоричностью. Но никто не смог сказать, что всё это уже сто раз делали и вы нас ничем не удивили.

Отзывы о программе, да и саму программу, можно посмотреть на нашем сайте. Главное, что представление никого не оставило равнодушным. Особенно порадовало то, что на представление приходила молодёжь, которая, как известно, в цирке редкий гость.

Ну и уж тем более замечательно, что у кого-то возникает желание повторить что-то из сделанного нами. Иногда, правда, это приобретает забавные формы. Сразу после появления «Фантома» программа заслуженного артиста Грузии Гии Эрадзе вдруг стала именоваться «Цирковым мюзиклом без вокала». Не смейтесь, это реальный случай. А ведь большая часть публики — образованные люди, у которых ничего, кроме усмешки, такие пассажи вызвать не могут. Мюзикла без вокала не бывает.

В новой программе цирка на проспекте Вернадского планируется запуск аналога «живого манежа», где реакция манежа будет записана заранее. Не знаю, как это пройдёт на публике, но для понимающих разница между интерактивом и его имитацией будет очевидна. Цирк Никулина тоже выразил заинтересованность в использовании некоторых наших наработок, но тоже пока ищут варианты удешевления процесса.

— Не обидно?
— Я прекрасно понимаю, что есть финансовая сторона вопроса. Воспроизвести «живой манеж» с таким размахом и качеством, как, например, на церемонии открытия Универсиады в Белграде, которую на днях транслировали на весь мир, пусть даже и через полтора года после нас, не каждый может себе позволить.

Но на распутье между «дорого и сердито» и «недорого и некачественно» каждый выбирает свою дорогу. В конце концов, это вопрос амбиций и, если хотите, профессиональной гордости. Тут интересно другое. Если с такой проблемой сталкиваются в Москве, представляете, что происходит в регионах?

— Сколько времени создавался «живой манеж»? И, если позволите, сколько стоил проект?
— Общий постановочный бюджет — 2 млн евро. «Живой манеж» создавался около года. Параллельно делался «лазерный подиум», из которого в спектакле очень эффектно появляется фантом. Это такая «игрушка», позволяющая создать эффект управления лазерными лучами руками человека. Кстати, тоже уникальный прибор. На всём постсоветском пространстве их всего два, но в цирке его увидели впервые.

К нам пришёл мальчик, которого выгнали из спорта за неперспективность. Мы его взяли, сделали номер — гимнаст на кольцах. Очень обаятельный парень, и номер отличный. Вдруг он приходит ко мне: «У меня проблема — ко мне обратились из олимпийской сборной, зовут обратно. Но у меня же контракт, вы деньги на меня тратили». Отпустил, и он стал единственным чемпионом мира на всю нашу сборную. Сафошкин его фамилия. В чём секрет? В эстетике исполнения. Потом много шутили — может, спортсменов сначала в цирк, а потом на Олимпийские игры? В этом есть правда.

Параллельно придумывались и шились костюмы, некоторые из которых также способны «загораться» и играть в общем световом рисунке. Много времени ушло на то, чтобы задрапировать купол, сцену и зал. Драпировка гостевых лож под ложу Александра II, сделанная по эскизам, найденным в музее, так и осталась в цирке как основная.

Но я говорю только о том, что вошло в спектакль. Многое из задуманного, например купол — экран для проекции трёхмерной мультипликации с управляемыми и озвучиваемыми персонажами в режиме реального времени, так и осталось у нас на складе. Технические условия цирка на Фонтанке не позволили показать всё, что хотелось. Всё-таки зданию действительно 130 лет.

— А как восприняли «живой манеж» после традиционного ковра сами артисты?
— В программе работали профессионалы — заслуженные артисты, лауреаты международных конкурсов. Это вообще наша политика — приглашать самые лучшие номера, хотя это и дорогое удовольствие. А уж для такой необычной программы собирали команду, где каждое имя — история цирка.


Поначалу, конечно, были сложности. В спектакле есть сцена, где пони выбегают на голубое небо и из-под копыт начинают рассыпаться серебряные звёзды. Животные поначалу пугались, но постепенно привыкли. В новых световых условиях нужно было заново репетировать воздушные номера. Канатоходцев сбивало и отвлекало движение картинки в манеже и вращение звёзд на куполе.

Но артисты понимали, что мы светим не для того, чтобы просто светить, что наша задача — украсить их работу, сделать её более эмоциональной, поэтому охотно шли навстречу. И сейчас многие из них звонят и говорят, что после нашего звука и света при работе в других цирках есть ощущение пустоты. Ведь техническая оснащённость цирков, пожалуй, кроме двух московских, ужасная. Я видел программы, где артисты работают при общем свете, что при всём мастерстве номера эмоциональности не прибавляет.

— Представление получилось очень красивым, но и очень дорогим. Сложно ли находить инвестора на цирковое представление?
— Невозможно! Большой бизнес в цирк не идёт. В кино, в эстраду — да. А в цирк — нет. Причины понятны и просты. Во-первых, нет внятных условий игры. Мода на тупую отмывку денег через вложения в искусство давно прошла. Остался чистый бизнес. И что вы видите с позиции бизнеса? То, что вы создаёте продукт, но не имеете гарантированной возможности его продавать.

Количество цирковых площадок в стране ограниченно. Количество цирковых программ, колесящих по городам и весям, существенно превышает количество площадок. Я говорю сейчас не об их качестве, а только о количестве.


Все цирки в регионах, кроме Ижевска и Казани, принадлежат Росгосцирку, у которого огромный штат артистов. А значит, для того чтобы зайти туда со своей программой, Росгосцирку нужно оставить своих людей без работы. И они не могут это сделать. Даже если понимают, что программа качественнее, но девать-то людей куда-то надо, их нужно трудоустраивать. Не уверен, что я сам на месте Мстислава Михайловича Запашного пускал бы меня же в свои цирки. Поэтому на сегодняшний день у меня нет возможности работать в региональных цирках.

Та же история в московских цирках на проспекте Вернадского и на Цветном бульваре. В результате получается, что вы построили ресторан с роскошной кухней, но без зала со столиками и ваши замечательные блюда никто, кроме вас, так и не попробует. И какой интерес всё это может вызвать у людей, имеющих возможность вкладывать деньги?

А во-вторых, к сожалению, в цирке давно уже нет привлекательных для инвестиций имён. Есть имя Никулина, которого ещё помнят. Но это уже бренд. Есть братья Запашные, которые, удачно попав в периодически меняющуюся группу так называемых медийных лиц, пока востребованы телеканалами и хоть как-то пропагандируют, или, как сейчас модно говорить, пиарят, себя и цирк. Слава богу, что хоть они это делают.

Но других-то имён нет, хотя высококлассных артистов достаточно. В цирк давно не ходят на имена, как в кино или в театр, потому что их никто не знает. В Советском Союзе было три знамени, приносящих валюту, — балет, спорт и цирк. Существовали периодические издания о цирке, цирковые артисты постоянно присутствовали в телеэфирах. Профессия циркового артиста была не менее престижна, чем артиста театра или кино, во всяком случае, одного порядка. Пропагандой жанра и раскруткой артистов занималось целое государство.

Сегодня государству не до цирка, бизнесу это невыгодно и неинтересно, а самому артисту не хватит ни сил, ни средств. В результате мы имеем то, что имеем.

— Да, «Войну и мир» на собственные деньги теперь не снимешь.
— У нас никогда больше не будет «Войны и мира»! Потому что его продюсером был Советский Союз. Это не какие-то там братья Уорнер. Продюсера с такими возможностями и масштабом больше не будет. Хорошая была власть или плохая, но деньги на культуру тратила огромные, воспитанием нации в области изящных искусств занималась. И творческие процессы стимулировала, кстати сказать, той же цензурой. Вот отпала у Макаревича потребность скрывать крамольные мысли за поэтическими образами, и что он после этого написал? Да, была цензура. Но она и должна быть, потому что низкопробный беспредел уже достал!

Я был на детском спектакле, который поставил в цирке Никулина Анатолий Павлович Марчевский. Народный артист, член президентского совета по культуре, гениальный клоун, директор цирка в Екатеринбурге, высочайший профессионал поставил прекрасное детское цирковое представление по мотивам «Золушки». В финале король спрашивает зал: «Дети, что нам делать со злой мачехой и её злыми дочерьми?» Две тысячи человек в зале. Около меня сидит малыш, у него шейка — как мой мизинец, и у него даже жилки на ней вздулись, когда он яростно вместе со всем залом орал: «Убить!»

Вы представляете эту картину? А что хотеть от детей, которых с утра до вечера пичкают Бивисами с Батхедами, да братьями, хоть один, хоть два — на выбор. Наверно, советские герои были не идеальны и их идеология была спорной, но дебиловатый брат, убивающий людей направо и налево, очень сомнительная замена.


Мы сейчас выпустили детский спектакль «День рождения клоуна». И если после встречи с потрясающими, замечательными и добрыми клоунами Миком и Маком хотя бы десять детей смогут в финале сказки простить раскаявшихся мачеху и её дочерей, то они все свои гонорары отработали на много лет вперёд. Да и мы тоже.

— В каких вы отношениях с Росгосцирком и двумя столичными цирками?
— Мы приглашаем их артистов в свои программы. Вот, собственно, и все отношения. Реже в Росгосцирке, чаще в московских цирках. Традиционно всё самое лучшее утекает в Москву. Цирк не исключение. В Москве престижней, лучше финансово, больше возможностей получить зарубежный контракт.

Вообще столичные цирки находятся в выигрышном положении по отношению ко всем остальным. В Москве 16 млн жителей, огромное количество туристов, плюс «Интурист», который гарантированно и круглогодично выкупает значительное количество мест на представления. Рекламные бюджеты если и есть, то мизерные. При такой огромной аудитории залы заполняются фактически самотёком. Я вообще убеждён, что сборы в Москве не зависят ни от рекламного бюджета, ни даже от качества программы.

А возьмите город с населением, скажем, 400 тыс. человек. Чтобы собрать аншлаг, нужно продать 2 тыс. билетов, а чтобы собрать месячную норму в 20 аншлагов — 40 тысяч. Это 10% населения. Теперь умножим на 12 месяцев. И как заставить каждого человека в городе, включая инвалидов и грудных младенцев, полтора раза в год сходить в цирк?

В Москве для тех же результатов в месяц необходимо «окучить» 0,01% населения и, на сколько ни умножай, — всё равно хорошо. Теперь прибавим туристов, разницу покупательской способности в Москве и в регионах, транспортные расходы, которые также практически не касаются столичных цирков. И получим результат — почти все лучшие номера и аттракционы находятся в Москве, поскольку столичные цирки могут себе позволить их содержать.

— Всё же как вы выживаете финансово, ещё и без инвесторов?
— Просто мы сами себе инвесторы. Пока мы вкладываем собственные деньги, зарабатывая их в других предприятиях. Кстати, «Азъ-Арт» на сегодняшний день единственная негосударственная компания в стране, занимающаяся производством и прокатом цирковых программ. Я не хочу сказать, что мы альтруисты, помешанные на идее возрождения российского цирка в отдельно взятом государстве. Нет. Ну разве что в отдельно взятом цирке. Но прибыльная составляющая нас тоже, конечно же, интересует.

— В итоге цирк для вас получается окупаемым бизнесом или пока непонятной любовью, в которую вкладываешь и вкладываешь?
— Цирк совершенно понятный бизнес. В гордом словосочетании «шоу-бизнес» шоу является переменной величиной, а бизнес — постоянной. Каноны шоу разнятся, а законы бизнеса одинаковы. Просто так получилось, что едва мы вышли на нормальный уровень рентабельности, как начался кризис. Сейчас тяжело всем, и нам в том числе.

— Но цирк для вас не короткий бизнес?
— Нет, мы пришли надолго. У нас есть силы, средства и идеи. Кризис закончится рано или поздно, будет полегче и можно будет развернуться всерьёз. Надеемся, что к тому времени и Росгосцирк, и московские цирки увидят в нас не только компанию, арендующую артистов, но и партнёра, имеющего потенцию для организации больших совместных проектов.

— Выходил ли Росгосцирк к вам с каким-нибудь предложением?
— Нет, это мы выходили с несколькими предложениями. Первое — сделать передвижную трёхманежную конструкцию, способную работать в любом цирке страны. Имеется в виду сухой, ледовый и водный манежи в одной программе. Это есть в цирке на проспекте Вернадского и пока больше нигде, тем более в передвижном варианте. Мы готовы начать собирать конструкцию хоть завтра. Но без такого партнёра, как Росгосцирк, этот проект нам неинтересен.


Второе предложение заключается, если можно так выразиться, в «тюнинге» существующих в Росгосцирке программ. В обновлении света, звука, костюмов, декораций, реквизита и т.д. Мы предлагаем вложиться в переоформление и модернизацию программ, чтобы на рынке зрелищ появились новые конкурентоспособные продукты. Но это непросто, потому что программы Росгосцирка — это конвейер, который нельзя останавливать. Мы ведём переговоры уже на протяжении длительного времени — и, надеюсь, придём к какому-то решению.

— Имеет ли компания «Азъ-Арт» собственных артистов, номера или аттракционы с животными?
— Да, у нас в штате появились артисты цирка. Не так давно и пока немного, но в этом смысле мы открыты для общения и имеем серьёзный интерес к расширению штатного расписания.

А вот что касается животных, тут сложнее. У нас в России традиционно популярна работа с животными, в то время как в Европе номера с животными уже давно не жалуют. И, на мой взгляд, правильно делают.

Цирк — это демонстрация уникальных возможностей человека, а не умения человека палкой и голодом заставить медведя ходить на передних лапах. Мы же прекрасно понимаем, что гуманной дрессуры не существует в принципе. Плюс никем не контролируемые условия содержания. Вот вам недавний пример с дельфином в Москве.

Я думаю, что массовый интерес к животным в цирке происходит от отсутствия культуры зоологических парков и садов, где можно увидеть живых животных. Популярность цирка во многом основана на интересе к передвижному зоопарку. Сегодня ребёнок уже в интернете посмотрел, чем мальчик от девочки отличается, а живую зебру не видел. Вот мама и тащит его в цирк, чтобы таким образом исправить перекос в детских мозгах. Поэтому первый вопрос: «А какие у вас звери»? Мы, конечно, понимаем, что ментальность не изменишь в одночасье, и животных в программах используем, но без особого восторга. И тем более маловероятно, что станем заводить животных для дрессуры.

— Какими вам видятся перспективы российского цирка, а в связи с этим и ваши собственные? Что определит пути развития? Интеграция в цирк современных технологий или человеческий фактор?
— На самом деле всё предельно просто. Существует проблема — цирк как зрелище перестаёт, если уже не перестал, быть конкурентоспособным на рынке развлечений. Причин тому две, и они тоже понятны.


С одной стороны, цирк проигрывает практически всем своим конкурентам, от банальной танцевальной площадки до гала-концерта, допустим, «Евровидения», отсутствием тех самых современных технологий, к которым зритель уже приучен. И эту проблему можно решить простым путём приложения мозгов и денег.

А вот с другой стороны, тот самый человеческий фактор. Как вы думаете, есть ли сейчас в России программа, способная, выехав за границу, произвести там фурор? Я вот такой программы не знаю. Отдельные номера и аттракционы есть, слава богу. Но их немного и становится всё меньше и меньше.

Например, сейчас в России есть номер «Параллельный воздушный полёт». Руководитель номера Александр Яковлевич Селифанов — лауреат всего, чего только можно, и двадцать раз заслуженный артист. Он уже в том возрасте, когда спокойно и давно мог бы уйти на пенсию или руководить номером, не поднимаясь из кресла. Но он летает. Он действующий ловитор! И не потому, что ему делать нечего, а потому, что замену найти не может. Как только он закончит выступать, на этом закончится последний параллельный полёт в нашей стране.


Вообще, сейчас средний возраст артистов в манеже очевидно увеличивается. Во всяком случае, в тех номерах, которые как раз и составляют золотой фонд российского цирка. И это тоже понятный процесс. Подготовка оригинального номера или аттракциона требует времени и средств. Не каждый молодой артист может позволить себе месяцы, а то и годы, за собственные деньги репетировать, шить костюмы, нанимать режиссёров, делать реквизит и так далее. Не каждому молодому артисту номер достаётся по наследству как продолжателю какой-нибудь цирковой династии. Да и без этих проблем приток молодёжи уменьшился в принципе.

Число претендентов на поступление в цирковое училище по сравнению с прошлым сократилось на порядок. Исчез, если хотите, пафос профессии «артист цирка». Объявите набор на «Фабрику цирковых звёзд» и «Фабрику эстрадных звёзд» — соотношение желающих будет отличаться в разы — и не в пользу цирка. Основная масса тех, кто всё же поступает, выбирают те жанры, которые проще адаптируются к любой площадке и не слишком обременены реквизитом, то есть те, с которыми можно работать в клубах, ресторанах и на корпоративах. Отсюда и интерес к гастролям тоже невелик.


Нам проще набирать программу, чем в регионах, потому что мы предлагаем работу всё-таки в Петербурге. А предложите хорошему артисту поехать в Сибирь или по средней полосе? Только за очень дополнительные деньги. А в Ярославле или в Волгограде гонорар не может быть больше, чем в Москве, потому что сборы по определению меньше.

Региональный зритель смотрит программы в массе своей, мягко говоря, средние. И видит в антракте артистов, торгующих игрушками. Понятно, что не от хорошей жизни, хотя при этом вы не может себе представить Юрия Никулина, фотографирующегося с детьми за деньги. Но зритель привыкает, если уже не привык, к мысли, что такой вот он и есть сегодня — наш российский цирк.

Так, что же будет определять будущее? Интеграция технологий или люди? Путей в это самое будущее, конечно же, несколько. И это отдельная тема для долгого разговора.


Если меня кто-нибудь спросит, я готов предложить свой путь. Но думаю, что предлагать его имеет смысл в Кремле, а мне в Кремль не по чину. У нас есть три столпа, определяющих сегодняшнее направление движения российского цирка. И дело не в личностях, не конкретно в Никулине, Костюке или Запашном, а в том, что это руководители трёх крупнейших, ключевых цирковых предприятий, которые способны и должны выработать общую программу развития, возрождения или хотя бы поддержания на плаву циркового искусства в этой стране. А после, имея на руках такую программу, стучаться в кремлёвские ворота, может быть, даже сбивая руки в кровь.

Потому что иначе… Нет, цирк, конечно, не погибнет, это глупость и кликушество, он будет жить своей жизнью, но боюсь, что это будет уже какой-то другой цирк. И я не уверен, что это хорошо.

Беседовала Юлия Бурмистрова




ОТПРАВИТЬ:       



 






Список дня: 30 самых прибыльных профессий будущего по версии Business Insider

Издание Business Insider изучило рынок труда и составило топ-30 профессий, которые в следующие восемь лет станут самыми прибыльными. Журналисты брали данные в Бюро статистики труда США. Некоторые позиции очень непривычно видеть в таком списке.

08.07.2020 16:18, Анастасия Плахова, knife.media


«Когда у вас совсем не останется свободных независимых СМИ и журналистов, вы очень быстро почувствуете, какую на самом деле важную роль они играли»

Ивана Сафронова отправили под арест на два месяца

Сегодня утром сотрудники ФСБ задержали Ивана Сафронова, советника главы «Роскосмоса». Ему предъявили обвинение в передаче сведений, составляющих государственную тайну, одной из спецслужб НАТО. Журналисты высказываются в его поддержку и выходят на одиночные пикеты.

07.07.2020 21:00, Редакция «Частного корреспондента»


Краудворкинг: как пандемия породила толпы онлайн-чернорабочих

И как подрабатывать после коронавируса

Многие люди, потеряв работу и застряв в самоизоляции, пополнили ряды краудворкеров — дешевой рабочей интернет-силы, руками которой заполняются опросники, расшифровывается аудио и проставляются теги на фотографиях. За такой труд и прежде мало платили, а с увеличением офлайновой безработицы масштабы краудворкинга начали стремительно расти. Рассказываем о том, как из-за пандемии интернет заполонили толпы чернорабочих.

07.07.2020 09:00, Том Саймонайт, Роман Шевчук, knife.media


Балтийское море вымирает

В этом могут быть виноваты российские животноводческие фермы

Животноводческие фермы в Ленинградской области сбрасывают отходы в близлежащие водоемы, а приводит это к вымиранию больших площадей морского дна Балтики.

06.07.2020 14:00, Мария Георгиева, Марина Бочарова, codastory.com


Карлос Сантана, Алла Пугачева и ленинградский бунт 1978 года

А был ли концерт?

Концерт звёзд мирового рока на Дворцовой площади 4 июля 1978 года внезапно отменили. Недовольная публика устроила демонстрацию, жёстко разогнанную милицией.

04.07.2020 14:00, Дмитрий Карасюк, diletant.media


«Драконовские кредиты» и несравнимые условия

Давно собирался написать на непростую тему восприятия происходящего в США. В России все же суть и масштаб событий остаются не в полной мере понятыми. Вместе с тем сами события носят крайне резкий и местами вызывающий характер, что маскирует суть происходящего. А последствия будут глобальными, так как затронуты очень важные для современного общества вопросы.

03.07.2020 21:00, Евгений Кузнецов, facebook.com


Рождение гражданина «Нет»

За что мы проголосовали 2 июля

При всей сумбурности процедуры и возможных сомнениях в корректности подсчета голосов на голосовании за конституционные поправки на первое место выходят неформальные результаты этой процедуры. Власть вынуждена признать меньшинство, которое заранее ее отвергает. И это не отщепенцы, которых можно игнорировать без последствий.

02.07.2020 17:00, Станислав Кувалдин для журнала «Сноб»


Обнуление правил

Об идеологическом аспекте одной грамматической ошибки

История с поправками к Конституции в конце прошлой недели вдруг повернулась к нам неожиданной стороной — лингвистической. Вместо поправок заговорили о правках, а вместо обнуления сроков — об обнулении грамотности.

01.07.2020 12:20, Ксения Туркова, snob.ru


Войны, семейные драмы и счастливые последствия бардака

Разбираемся в авторском праве с давних времен

Как проблема авторского права сделала монаха Колумбу легендарным святым, Шекспира — всемирно знаменитым, а Толстого убила.

30.06.2020 16:00, Андрей Громов, etika.nplus1.ru


Как кинотеатры готовятся к выходу из карантина

Истории больших сетей

Сети кинотеатров «КАРО», «Москино» и «Мираж Синема» рассказали, как им удалось пережить пандемию, какие изменения будут в работе кинотеатров и что будут смотреть зрители этим летом.

29.06.2020 14:00, tvkinoradio.ru






 

Новости

Ивана Сафронова отправили под арест на два месяца
Журналиста и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова отправили под арест до 6 сентября. Такое решение принял Лефортовский суд Москвы.
В Нидерландах уберут строку «пол» из удостоверений личности
Парламент Нидерландов уберет из всех удостоверений личности граждан графу «пол» — эту информацию посчитали ненужной. Новый закон вступит в силу в 2024-2025 годах.
NASA выпустит парфюм с ароматом космоса
На краудфандинговой платформе Kickstarter запустили кампанию по сбору средств на духи Eau de Space. Основываясь на воспоминаниях астронавтов, парфюмеры создали «тот самый» аромат космоса.
ЦИК: после обработки 99,9% протоколов поправки в Конституцию одобрили 77,93% избирателей

Против — 21,26%
По данным на 7:00 2 июля, ЦИК обработала более 99,9% протоколов голосования по поправкам в Конституцию РФ. За поправки проголосовали 77,93% избирателей, против высказались 21,26%.

Явка на голосование по Конституции превысила 55%
Явка на голосование по поправкам к Конституции за шесть дней превысила 55%, сообщается в Telegram-канале ЦИК России.

 

 

Мнения

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.