Подписаться на обновления
17 июляВторник

usd цб 62.2556

eur цб 72.7955

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  вторник, 12 октября 2010 года, 15:44

Юрген Боос: «И танго, и Борхес»
Директор Франкфуртской книжной ярмарки рассказывает о программе SPARKS и почему в этом году Аргентина выбрана главным гостем Buchmesse


Юрген Боос // Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Директор крупнейшей в мире книжной ярмарки о перемене участи бумажных публикаций. Также читайте здесь интервью Корнелии Функе, главного на сегодняшний момент немецкого автора фэнтези.

Крупнейшая в мире ярмарка (7533 участника из 111 стран мира) осовременилась и предъявляет издателям, писателям, редакторам и широкой публике будущее печатного дела в подробностях. Впрочем, будущее ли? Есть ли стопроцентная уверенность, что бумажная книга устарела?

На Франкфуртской книжной ярмарке в центре внимания, так же как и в самом начале десятилетия, в эпоху доткомов, оказались электронные книги. Тогда развитие этого направления книгоиздания затормозилось, поскольку электронных книг было мало, а читать их с экранов старых мониторов было неудобно. Нынешней же осенью во Франкфурте электронное книгоиздание снова заинтересовало издателей и читателей. Его проблемам было посвящено несколько специальных семинаров и презентаций. Вокруг стендов производителей устройств для чтения электронных книг (букридеров) толпились посетители. Что изменилось?

Взрыв цифровых технологий, формат-эксперименты, новые бизнес-модели — реалии издательского дела сегодня. Frankfurt Book Fair предлагает несчётное количество возможностей для стратегического партнёрства, технического обеспечения книгоиздательского бизнеса и новейших решений старых вопросов.

Радикально обновлённая Франкфуртская книжная ярмарка, открывшаяся в октябре кризисного 2010 года, глядит в лицо техпрогресса без страха и упрёка с мотто «Content meets technology» в качестве основного лозунга.

Агрессивно предъявляющая разнообразие новых возможностей чтения программа SPARKS состоит из двух частей: Hot Spots (шесть подразделов: паутина инноваций объединяет самые крупные разделы ярмарки) и Frankfurt Story Drive (в зале Film & Media).

Почётный гость в этом году — Аргентина, молодые авторы из неё привезли тексты, пронизанные духом времени и болью за отчество. Дизайнерские находки восхищают, зал Аргентины выглядит образцом прикладного contemporary art — ярко, дерзко и неожиданно.

В президиум традиционной пресс-конференции, предваряющей церемонию открытия, директор Франкфуртской книжной ярмарки Юрген Боос вовсе не случайно пригласил миллионнотиражную немецкую писательницу Корнелию Функе, автора детских романов в жанре фэнтези.

Центр притяжения ярмарки — история и умение её рассказать. Корнелия Функе истории придумывает легко, рассказывает в захватывающей форме, и проблем с продажами у неё нет: «Повелитель драконов» и «Чернильное сердце» неоднократно и подолгу возглавляли списки наиболее продаваемых книг мира. По её романам снято шесть фильмов.

— Новая концепция ярмарки впечатляет. Если процесс внедрения новых технологий невозможно остановить, его нужно возглавить?
— Возглавить нет необходимости, но присоединиться мы обязаны. Не мы, команда ярмарки, решаем, на чём делать основной акцент следующего смотра. Это должны решать авторы, издатели, редакторы. Ведь выбор делают те, кто создаёт содержание.

Само по себе развитие технологий не предполагает, что вместе с водой следует выплеснуть ребёнка серьёзного содержания, не позволяет забыть, что повод для всего этого внешнего шума и суеты — история. Когда в книге, какой бы она ни была, бумажной или электронной, нет истории — будет лишь много шума и суеты без повода, вот и всё…

Ярмарка должна представить аспекты современного книгоиздательского бизнеса в полном объёме. Нам выпал шанс выровнять ситуацию через моделирование сегодняшних правил игры. Вот мы и демонстрируем особенности сложившейся ситуации, пытаясь быть объективными и занимательными. Чтоб никто не заскучал.

— Поэтому новая модель книжной ярмарки напоминает луна-парк — всё выглядит ярко, зрелищно, развлекательно.
— Это вы сказали. Не я. Но это ведь не мы развлекаем. Мы лишь показываем то, что происходит в современном издательском мире. Мы — зеркало текущего момента и лишь отражаем процессы, происходящие в бизнесе, с высокой долей точности.

Да, на этот раз мы собрали всех, постарались никого не забыть: так на ярмарке появились люди, которые раньше находились вне нашего внимания, — компьютерщики, медиаперсоны, шоумены. Мы их не знаем, но, возможно, сотрудничество с ними будет продуктивным.

Когда-то мы представляли только авторов, бумажную книгу, издателей. Пять лет назад на нашей ярмарке появилась аудиокнига, позже — различные видеоверсии книжных проектов.

Теперь во Франкфурте нашли своё место компьютерные способы чтения, видеоигры. Но нельзя забывать, и я не устаю повторять: в основе всего происходящего, какой бы носитель мы ни выбирали, лежит история. Это и есть главное.

Когда-то Гуттенберг изобрёл печать — и рассказчики устных историй остались без дела. Они отправились в королевский суд, поведали истории о том, как потеряли работу, пожаловались на судьбу и напомнили, что нуждаются в куске хлеба.

Грустно, да. Но со временем книгопечатание перестало удивлять, благодаря печати произошёл выхлоп огромного количества новых историй — писание, как и чтение, обрели новую форму бытования.

Сейчас мы переживаем похожий момент — люди могут купить книгу, а могут бумаге предпочесть e-book, они могут сделать выбор. И возможно, в будущем произойдёт новый всплеск творческой энергии авторов — именно благодаря новым технологиям. Кто знает?

Но авторы, точно так же как и раньше, нуждаются в маркетинге, в печати. Даже в интернете вам нужны издатели, редакторы. Корнелия Функе во время пресс-конференции описала процесс создания нового романа «Reckless» — как она нуждается в помощниках, в том же редакторе; создание конечного продукта сегодня — это чаще всего работа высокопрофессиональной команды.

Да, меняются условия дистрибьюции, а также рыночные формы существования текстов, но роль издателя сегодня так же велика, как и раньше.

— Вы неоднократно ездили в Аргентину, готовясь представить её как почётного гостя — 2010. Почему?
— В городе сейчас проходит много событий, связанных с Аргентиной. Сегодня вы можете найти во Франкфурте и танго, и художественную выставку, и посвящение Борхесу.

История политических конфликтов в Аргентине уникальна, страна пережила период диктатуры, страшные годы терроризма, когда 30 тыс. жителей просто исчезли. До сих пор существуют разные версии того, что именно происходило в те годы.

Литераторы Аргентины полны задорной энергии, они находятся в диалоге с богатейшей культурной традицией своей страны. Нынешнее представление Аргентины — яркая страница в истории книжной ярмарки.

Бонус. Корнелия Функе

Корнелия Функе уже несколько лет живёт в США, но пишет по-немецки. История создания «Reckless», её последнего романа, так же фантастична, как и сюжеты, выбираемые Корнелией: она писала роман в ежедневном сотрудничестве с британским продюсером Лайонелом Вильграмом.

При этом большую часть времени они находились на разных континентах и обсуждали развитие истории по телефону несколько часов в день. Двоюродный брат Корнелии по вечерам переводил написанное на английский язык, Лайонел по e-mail прочитывал то, что они написали, и вносил замечания.

«На обложке — моя фамилия, хотя Лайонел Вильграм имеет все права считаться соавтором книги. Но мой лучший друг отшучивается, что предпочитает ходить в безымянных помощниках: «Когда согласишься на экранизацию, то продюсером буду я».

Функе, в последние годы пишущая романы в доме с видом на океан, продала больше книг, чем любой из ныне живущих авторов Германии. Её часто сравнивают с легендарной создательницей Гарри Поттера британской писательницей Джоан Роулинг, тоже пишущей для детей, но часто читаемой взрослыми.

— Ваше присутствие на открытии ярмарки выглядит как демонстрация факта: традиционно изданная книга успешно продаётся при наличии читательского интереса. Это так?
— Я думаю, мы должны быть реалистами и понимать, что электронная книга завоёвывает новые позиции. Пришло время задаться вопросом: как мы можем позаботиться о книге бумажной? Как мы можем быть уверены, что книга в традиционном понимании ещё жива, ещё существует?

Я — рассказчик и хочу, чтобы мои истории читали дети и взрослые, пересказывали, вспоминали. Чтобы могли снять книгу с полки и перелистать её — я ведь делаю иллюстрации к ним (Корнелия Функе вначале работала как иллюстратор, но потом ей надоело раскрашивать чужие истории. Она решила писать тексты: тогда темы рисунков будут придуманы не кем-то, а лично ею. — С.Х.).

— Вам не кажется, что затейливые технологии поневоле уводят читательское, а особенно детское, внимание — ведь вы пишете для детей, — в сторону от содержания?
— Есть опасность деформации восприятия, и, если мы не позаботимся о том, чтобы уберечь суть процесса чтения, тексты постепенно перестанут служить обретению духовного опыта.

Директор крупнейшего в мире книжного форума рассказывает о китайской литературе и о том, кто будет главным гостем ярмарки в следующие годы. Он рассуждает об электронных книгах и о ярмарке как о территории свободы.

Всё заменят видеоигры и расцвеченные смайликами строчки социальных сетей. Читатель не будет отличать литературный текст от наскоро сделанной считалки.

Привилегией бумажной книги остаётся качественный текст. Текст для вдумчивого чтения, а не для просмотра наскоро и по диагонали.

Электронные книги хороши для путешествий. Когда я дома, мне нужны книги, напечатанные на бумаге. Я думаю, в будущем и печатная книга, и электронные устройства для чтения смогут мирно сосуществовать. Как родственники или добрые соседи.

Интерактив полезен для продвижения книги. Скажем, свой новый роман я представляла театральными методами — в костюмах главных героев мы читали отрывки из книги вместе с Лайонелом Вильграмом и актёром Элиотом Хиллом, потом отвечали на вопросы.

Позже я повторяла этот способ на литературных чтениях в Германии. Мои издатели — а уже запланирован выпуск миллиона копий в разных странах — говорят мне, что Вильграм — литератор, а не кинематографист.

Но сам Вильграм так не считает. Он говорит, что никогда не забудет этот период в жизни и уверен, что создание книги — это командная работа, как и фильм. Автору нужен редактор, продюсеру — режиссёр.

— Думаете ли вы о создании фильма по новой книге?
— У нас есть несколько предложений, несколько режиссёров на примете. У меня накоплен большой опыт такой работы — ведь по моим книгам снято уже несколько фильмов.

— Они вам нравятся?
— Да, история обретает в фильме новую жизнь. Ничего плохого в этом нет. Даже если дети будут играть в школе пьесы по моим книгам, буду счастлива.

История в фильме неминуемо адаптируется, преображается, и это прекрасно. Книга остаётся нетронутой, ни одно слово в ней не меняется.

— В основе новой книги — персонажи братьев Гримм, а также мотивы сказок из многих стран. Можно сказать, что «Reckless» — оммаж традиционному сказочному миру?
— Да, конечно, это очень литературная книга, отдельные главы в ней — зашифрованные посвящения любимым героям. Но это ещё и размышление, ведь сказка ложь, да в ней намёк.

В ноябре я приеду в Москву представлять издание книги, переведённой на русский язык. Кстати, только в России книга выходит под другим названием: «Бесшабашный».

Вывод из всего того, что я понаписала за мою жизнь, прост: книга даёт почувствовать, что ты не один, — это главное.

— Вы всегда интересовались волшебным магическим миром — потому что он ближе к совершенству, чем реальный?
— Вовсе нет. Что есть реальность? Мы всего на десять процентов живём в реальном мире. Что вы называете реальностью? Этот стол, за которым мы сидим, — сплетение древесных волокон или чьи-то заколдованные мечты и желания? Я постоянно спрашиваю себя: где начинается, где заканчивается реальный мир? Я пишу фэнтези, чтобы лучше понять реальность.

— У вас пятнадцатилетняя дочь и одиннадцатилетний сын. Они критикуют ваши романы или принимают безоговорочно?
— О, конечно критикуют! Порой слышу от них очень резкие фразы, а иногда они выражают сплошной восторг. Для меня важно мнение моих детей. Мы спорим, когда я понимаю, что Ана и Бен правы, то переписываю главу.

— В 2005 году журнал Times назвал вас самой влиятельной немкой в мире, включив ваше имя в список 100 наиболее влиятельных людей. Что для вас влияние, хотите ли вы влиять?
— О, это неправда, что я влиятельна, я так не считаю. Но если говорить на тему влияния, то я вижу себя послом детской доброй воли в мире.

Моя задача — отдавать. Я много занимаюсь благотворительностью, строю дом для неблагополучных детей... Надеюсь, в нём найдут тепло и комфорт подростки, лишённые родительской любви.

— 78 недель ваш роман не выходил из списка бестселлеров газеты New York Times, вы — автор одной из наиболее продаваемых книг, написанных в последнее время по-немецки. Что вы ощущали в те месяцы?
— Что у моей книги много читателей. Что в их сознании живут мои персонажи — а это воодушевляет необыкновенно. Это, а не продажи. Мы создаём текст, никто не становится писателем для того, чтобы быстро заработать миллионы.

Автор рассказывает историю. А читатель решает, хороша она или нет. И если читатель выбирает мою книгу, я горда и счастлива. Да, это счастье — когда ты рассказал хорошую историю. Я ведь прежде всего рассказчица.

Беседовала Светлана Храмова, Франкфурт




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00


Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

05.06.2015 14:30, Александр Чанцев


Арбат замолчал

Борьба правительства Москвы за тишину на Арбате идет давно: в 2010 году на улице запретили музыку и аудорекламу, в 2013 речь зашла уже о ярмарках и массовых мероприятиях. Сейчас ограничения касаются всех представителей уличной культуры, однако музыканты не готовы так просто сдавать позиции. Предлагаем вниманию читателей хронику местных боев неместного значения за право на существование российской уличной культуры.

02.06.2015 14:30






 

Новости

В Британии нашли сценарий Кубрика, потерянный 60 лет назад
В Британии обнаружили сценарий Стэнли Кубрика по новелле Стефана Цвейга «Жгучая тайна», считавшийся утерянным. Находку сделал Натан Абрамс, профессор кинематографии Бангорского университета в Уэльсе. Об этом пишет The Guardian.
Проект «Открытая библиотека» представлен на конференции «Петербургские коллегиальные чтения – 2018»
27 — 29 июня 2018 года в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялась 20-ая Научно-практическая конференция на тему: «Интеллектуальная собственность: теория и практика», которую проводила Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных. В ходе работы конференции были рассмотрены теоретические и практические вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности и защиты интеллектуальных прав.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» представлен в Центральной научной медицинской библиотеке МГМУ им. И.М. Сеченова
25 июня в Центральной научной медицинской библиотеке МГМУ им. И.М. Сеченова состоялось мероприятие НП «Викимедиа РУ», в рамках которого выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник вики-проектов Анатолий Цапенко. Докладчики рассказали о проекте Ресурсный центр «Открытая библиотека», представили информационные и методические материалы, созданные в процессе работы над проектом, а также объяснили принципы открытого доступа к научной информации и правовые аспекты использования открытых лицензий Creative Commons.
Фестиваль «Летние вечера в Елабуге»
С 12 по 16 июля Международный фольклорный фестиваль Бориса Березовского в формате open-air «Летние вечера в Елабуге» проведёт выдающийся пианист современности, пригласивший выступить своих друзей-музыкантов. Юрий Башмет, Никита Борисоглебский, Александр Князев, солистка оперной труппы Мариинского театра Айгуль Хисматуллина, Татьяна и Сергей Никитины – звёздный состав солистов приедет в Елабугу впервые! И, конечно, пять дней подряд будет радовать публику художественный руководитель фестиваля Борис Березовский.
Проект «Открытая библиотека» представлен в РГДБ
15 июня 2018 года в Российской государственной детской библиотеке состоялось мероприятие в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», на которой выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник проектов «Викимедиа» Анатолий Цапенко.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.