Подписаться на обновления
23 январяСреда

usd цб 66.5499

eur цб 75.5541

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Сырье  Энергия  Индустрия  Сервис  Торговля  Финансы  Казна  Недвижимость  Социальное
предпринимательство
 
Идеи  География  Сколково 
  пятница, 15 октября 2010 года, 13:31

Юний Давыдов: «Мы много лет добивались, чтобы у нас стало меньше клиентов. Ура, нам это удалось!»
«Часкор» продолжает серию интервью с лидерами рынка


Юний Давыдов
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Юний Давыдов не только вывел свою компанию R&I GROUP в лидеры рынка BTL-рекламы и на первое место в рейтинге АКАР, но и сам превратился в известную фигуру в рекламной тусовке. А его очередная шоу-лекция «Как продать родину», заявленная в программе Международного рекламного конгресса в Кремле, была скандально запрещена Лужковым.

— Юний, эти ваши шоу-лекции «Президент из паутины», «Как продать родину» и другие. Это пиар вашего агентства?
— Да, наверно… Хотя нет, какой же это пиар, если я вообще не упоминаю название моего агентства? Скажем так, тут есть три составляющие.

Во-первых, я говорю коллегам то, что считаю важным и нужным. Речь идёт о серьёзных проблемах страны, но благодаря прикольной шоу-упаковке этот непростой рассказ слушают и запоминают гораздо лучше, чем обычную лекцию.

Во-вторых, это кайф. Просто мой личный кайф. Я получаю огромное удовольствие от подобного общения с большим количеством людей.

А, в-третьих, это полезно для бизнеса. Мне приятно приглашать наших клиентов на шоу, а клиентам приятно, что в переполненных залах им зарезервированы лучшие места.

— Что сейчас принято относить к формату BTL и какую долю рекламных бюджетов сейчас на такой тип продвижения выделяют?
— Есть легенда: в начале прошлого века маркетолог готовил рекламную смету. Он записал на бумажке: на прессу выделю столько-то, на ТВ столько-то, на наружку столько-то... И подвёл черту. Но потом вспомнил про всяких зазывал, которые пристают к нормальным людям на улицах, про мелкие сувенирчики, листовочки, шарики для праздников и прочую дешёвую чепуху и дописал под чертой.

Единственный растущий рекламный рынок в России — в Сети. Представители традиционных СМИ активизировались в интернет-пространстве. Профессиональные команды журналистов всё чаще переходили в Сеть, а телеканалы начали распространять контент онлайн.

С тех пор так и повелось: над чертой находится вся «взрослая» реклама, которая требует серьёзных вложений, но и даёт серьёзную отдачу. Эту рекламу принято величать термином ATL: above the line. А оставшуюся мелочёвку пренебрежительно обозвали BTL: below the line. Этакий изгой, участь которого — жить под чертой и питаться объедками в виде 3—5 % от бюджетов старшего брата.

Так было всегда. Но в 21 веке устоявшаяся картина рекламного мира вдруг начала стремительно меняться. Да, сегодня именно младший брат-изгой рулит в рекламе! Некоторые производители уже тратят до 50% бюджетов на BTL. И это растущий тренд. Переворот произошёл внезапно, буквально на глазах. Кто мог ещё 5 лет назад представить, что крупнейшие рекламодатели половину бюджетов будут закачивать не в ТВ, а в интернет? Кто предполагал, что национальные промоакции можно делать вообще без радио, наружки и прессы — лишь c помощью SMS-коммуникаций?

Именно BTL является постоянным ньюсмейкером рекламной индустрии, здесь ставят эксперименты, проводят тест-драйвы, изобретают новые инструменты… BTL — это «вирусные» коммуникации в интернете, шпионские PR-акции, пехота промоутеров, спецназ event-мероприятий, провокационные вылазки…

— Есть ли какие-то цифры, как растёт рынок BTL относительно ATL?
— Наша индустрия вступает в эпоху глобальных изменений, которые уже произошли на Западе. Сегодня на BTL в России приходится 24% общих бюджетов. Но даже по самым сдержанным прогнозам, объём рынка BTL-услуг за ближайшую пятилетку увеличится не менее чем в 3 раза. Только представьте — в 3 раза!

Впрочем, это легко объяснить: только ленивый не говорит сейчас про засилье рекламы и про то, что эта реклама работает всё хуже. Случилось страшное: потребитель научился игнорировать рекламные блоки в телевизоре, не замечать окружающий нас частокол билбордов, распознавать и пролистывать «джинсу» в газетах и т.д. Чтобы реклама была по-прежнему эффективной, нам приходится ежедневно изобретать новые ходы, что-то обновлять и тюнинговать. По сути, между рекламистом и потребителем происходит постоянная гонка вооружений. Допустим, я придумал новую супер-пупер идею по увеличению продаж. Я применил это секретное «супер-пупер оружие» против потребителя. Я захватил его врасплох, у него не было защиты против моей новейшей бронебойной идеи, и потребитель клюнул на мои уловки и купил мой товар, ведь у потребителя не было защиты против моей новейшей бронебойной идеи. Но в следующий раз его уже не проведёшь, он перевооружился и готов дать мне отпор. Если я использую то же оружие повторно, я ничего не добьюсь.

К счастью, в BTL-бизнесе есть возможность постоянно изобретать и оперативно внедрять инновации, в отличие от ATL у нас есть пространство для манёвра. Следовательно, BTL-реклама по-прежнему эффективна.

— А как себя чувствовали в кризис рекламные агентства и ваша компания в частности?
— Да не было кризиса! Это был всего лишь виртуальный фантом! Сейчас уже всем должно быть очевидно, что нас просто вовлекли в истеричный флешмоб планетарного масштаба. И те, кто всерьёз поверили в кризис, кто запаниковал и принялся лихорадочно «оптимизировать бизнес», пострадали больше других. Кто-то вообще схлопнулся и умер. Но не от реальных проблем, а от самовнушения, от паники. Кстати, в самом начале кризиса я именно об этом написал статью «Паника Суслика», которую долго и бурно ругали в Рунете.

Тогда, осенью 2008 года, у меня состоялся очень непростой разговор с моим добрым другом, надёжным партнёром, да и просто очень красивой женщиной — с коммерческим директором R&I GROUP Васелиной Кухта. Мы тогда обсуждали два принципиально разных пути.

План А: уйти в глухую оборону. Сократить персонал с 77 до 14 человек, максимально срезать расходы, зафиксировать прибыль и переждать лихие времена в окопе, как все вокруг.

План Б: все силы, резервы и ресурсы бросить на развитие, набрать дополнительных бойцов и пойти в атаку по всем фронтам.

Решение это было дико сложное, но мы пошли в атаку. И, чёрт возьми, правильно пошли! В результате мы вдвое увеличили оборот, но главное, благодаря этому странному кризису нам наконец-то удалось сформировать «команду мечты»: мы наняли таких драгоценных супер-топов, которых раньше просто не могли себе позволить.

— Как внутри различных направлений BTL распределяется клиентский бюджет?
— Клиенты-то разные: некоторые хотят только «вирусов» в интернете, некоторые, наоборот, полностью концентрируется на прикладном мерчендайзинге. А кто-то вообще приходит с наполеоновской задачей из серии «поработить мир», и ему совершенно плевать, как мы этого добьёмся. А добиваться приходится такими методами, которые и не подведёшь толком под конкретную категорию. В среднем же распределение бюджета выглядит так: различные промо в местах продаж — 35 % бюджета, events — 25%, интернет — 20%, PR — 10%, инновационные эксперименты — 5%.

— А как же ваше ноу-хау — «провокационный маркетинг»?
— Вот и вы повелись! Да его же не существует как такового! Это просто фишка такая, фокус-покус. Провокация — это любая реклама, непохожая на рекламу. Иногда это лёгкое и весёлое хулиганство на улицах города, иногда вирусные ролики, иногда уникальный арт-объект и так далее. Провокационной является любая акция, которая спровоцировала нестандартную реакцию у получателя рекламного сообщения. По сути, внедрение термина «провокационный маркетинг» со всеми пересудами, существует он или нет, — это уже и есть провокация в чистом виде.

— Трудно провести черту между провокационной и обычной рекламой?
— Нет, легко и просто: если адресат сразу распознаёт рекламу, никакая это не провокация. Обычная реклама открыто прыгает на тебя, обнимает, целует взасос и при этом истошно орёт: «Смотри, я вся такая вкусная, сладкая, сочная, яркая реклама, я твоя, возьми меня скорее!»

А провокационная акция ничего не навязывает, она вообще стоит в сторонке и ждёт, когда я сам её замечу, заинтересуюсь, подойду. Я не понимаю, что это реклама. Я вижу некую забавную игру, странное событие, необъяснимое явление. Я искренне заинтригован...

— А когда люди узнают, что это была реклама, не расстраиваются? Нет ощущения, что меня нае..ли?
— А это уже зависит от того, насколько я вас увлёк и что я вам предложил. Давайте сравним с искусством. Допустим, вы купили билет на спектакль знаменитого театра. Но актёры фальшивят, декорации дешёвенькие, а осетрина в буфете второй свежести. Вам это дело не понравилось, и вы справедливо заявляете: «Меня нае**ли, спектакль ваш — дерьмо, и сами вы волки позорные!» Но если актёры хороши, в буфете всё вкусно, вы со слезами счастья на глазах заявляете: «О, это было волшебно! О, дайте-дайте-дайте мне добавки!» Так же и в рекламе, но эту грань не прочертишь. Можно ведь, как Шевчук, ходить с косой небритой рожей, орать хриплым рыком, но твоим словам будут искренне аплодировать, а можно, как Зверев, выглядеть сказочным принцем и пахнуть фиалками, но при этом оставаться голимой быдлопопсой. Тонкая грань.

— Как оценивается эффективность BTL-маркетинга?
— Главный критерий оценки — прямое увеличение продаж. Тут всё просто. Есть также простой и надёжный способ: когда покупатель звонит в вашу контору, его перво-наперво стоит спросить: «Откуда вы про нас узнали?» Опросив таким образом сотню покупателей, вы получаете точное понимание, какие из ваших рекламных активностей эффективны». Кстати, лучший ответ покупателя, какой только можно себе представить, звучит так: «Посоветовали знакомые».

— В вашей работе ключевой продукт — креатив. Во сколько вы его оцениваете?
— От 450 тыс. рублей. Точнее не скажу, мы ведь не морковью торгуем, а продуктом, которому по определению нет аналога. А значит, нет и точного прейскуранта.

— Насколько нам известно, вы любите участвовать в тендерах, хотя многие компании принципиально не участвуют в них. Какое количество клиентов вам это участие приносит? И результаты какого количества тендеров, по вашей оценке, известны заранее?
— Давайте начнём с конца — насчёт «купленных» тендеров… Не скажу «за всю Одессу», но в сегменте FMCG таковых сегодня немного. Откат и прочие коррупционные схемы, к счастью, уходят в прошлое. Ведь сейчас бренд-менеджеры крупных корпораций, как правило, получают вполне достойную зарплату, так что им просто невыгодно брать взятки от рекламных агентств.

А что касается нашего участия в тендерах… Знаете, я не понимаю людей, которые пафосно заявляют: «Мы не участвуем в тендерах!» Точнее, я понимаю, что это люди из породы бизнес-идиотов.

Ведь тендер — это же творческий конкурс, который нужен в первую очередь самим творцам! Это бесплатный и суперполезный тренинг для моих менеджеров. Это «проверка боем», разминка креативных мозгов и мускулов. Тендер — это же увлекательная игра! Особенно если нам предстоит бороться с кучей достойных конкурентов! И наградой в этой игре является не только клиентский бюджет, но и расчудесное подленькое чувство: «Ага, мы опять всех дрюкнули! Мы — цари горы! Ура!» Ничто так не укрепляет креативную команду, как вкус крови конкурентов.

Так что мы стремимся участвовать в тендерах, даже если заранее точно знаем, что не сможем работать с этим клиентом.

— То есть у вас есть какие-то принципы, с кем работать, а с кем нет?
— Да какие у нас могут быть принципы?! Мы же занимаемся рекламой! А профессиональный рекламщик — это же проститутка. Если клиент нам платит, мы его сразу любим. Не платит — не любим. Вот как-то так.

Мы попросили оценить некоторые образцы социальной антинаркотической рекламы генерального директора R&I Group Юния Давыдова.

Главное, не перепутать честную проститутку с обычной бл..ю, которая готова беспорядочно любить всех без разбора. Это простое правило сформулировала Дон Жуану куртизанка Лаура: «Мне двух любить нельзя, сейчас люблю тебя». Работая с Coca-Cola, мы не имеем права кокетничать с Pepsi. Вот и всё.

Но давайте продолжим аналогию с продажной любовью. О чём мечтает начинающая проститутка? Чтобы у неё было не 100 шальных клиентов на раздолбанных и грязных «Опелях», «газелях» и «КамАЗах», а всего несколько благородных и щедрых господ: первый на «Майбахе», второй на «Бентли», а третий на «какой-то красной маленькой тачке с такой прикольной лошадкой на капоте». И чтобы были эти господа постоянными. Короче, проститутка мечтает стать куртизанкой.

Вот и мы… Ещё несколько лет назад у нас тоже было сто клиентов. Но сегодня я с гордостью и удовольствием заявляю: в 2010 году компания R&I GROUP имеет честь работать с 5 клиентами. При этом надо понимать, что один клиент — это не один бренд, это корпорация, у которой десятки брендов.

— Юний, почему у вас так много недоброжелателей в рекламном сообществе?
— Хм.… Наверно, потому, что я даю подобные интервью?.. Вот уж не знаю, что движет моими лютыми врагами, которые в блогах и форумах Рунета много лет пишут мне гневные отповеди, испепеляют меня презрением и предают анафеме. Но я рад, что эти враги по-прежнему со мной. Я ими очень дорожу!

— Юний, когда ожидать следующую шоу-лекцию и о чём она будет?
— Знаете, есть идейка! Может, и правда создать полноценную театральную постановку? Написать сценарий, пригласить режиссёра, нанять продюсера, вложиться в создание оригинального музыкального продукта, в декорации, сценографию, супер-, турбонавороченный свет-звук-спецэффекты...

Почему бы нет?! Пригласить друзей и коллег, которые умеют увлекательно, профессионально и легко говорить о науке маркетинга и искусстве рекламы…

И сделать эти шоу-лекции коммерческими, увеличить целевую аудиторию, пусть их увидят не 7—10 тыс. профессионалов-маркетологов, а 200—350 тыс. человек, которые интересуются маркетингом. И проводить это действо отдельно от рекламных междусобойчиков как полноценный эстрадный концерт или цирковое представление… А билеты продавать в театральных кассах! По 100 баксов!.. Ну, ладно, по 50, студентам и беременным скидки…

Хотя нет, знаете, всё-таки по 100. Но в стоимость включён попкорн, кола и одно тухлое яйцо, которое можно швырнуть в суперзвезду. Будет аншлаг!

Беседовал Максим Кудеров




ОТПРАВИТЬ:       



 





«Будьте людьми, не гадьте в магазине»

40 откровений кассира супермаркета

Большинство людей взаимодействуют с кассирами магазина по крайней мере несколько раз в неделю. Мы передаем им наши деньги, карты, они видят нас в интимной зоне с нашими любимыми продуктами, они стараются быть приветливыми (не все, конечно), но при этом мы, никогда не работая кассиром, очень мало знаем про их сложный труд. Вот некоторые откровения профессионального кассира.

06.08.2013 17:30


Сколько будет стоить проезд в пригородных поездах?

Эксперты о текущей ситуации на рынке пригородных перевозок

В России в разгаре дачный сезон и вновь становиться актуальной тема стоимости билетов на электрички. Ежедневно пригородными электропоездами пользуется около 2,65 млн. чел. В столичном регионе работают два бюджетных перевозчика: ОАО «Центральная ППК» и ОАО «Московско-Тверская ППК» и два оператора более дорогих экспресс-маршрутов повышенной комфортности: ООО “Региональный экспресс” (РЭКС) и ОАО “Аэроэкспресс”.

11.07.2013 12:23


Уловки производителей

Как нас заставляют покупать новую технику

Отсутствие инструкций по ремонту в открытом доступе означает, что пользователи вынуждены отправлять неисправные ноутбуки в авторизованные сервисные центры на весьма дорогостоящий ремонт. Дороговизна и неудобства такого ремонта имеют под собой очевидную цель – заставить пользователя просто выбросить поломанный ноутбук.

31.05.2013 13:15


Как получить полную страховую выплату по ОСАГО

Пять верных советов автолюбителям

Статистика аварий на дорогах России становится все страшнее — каждый год общее количество ДТП увеличивается на 15–20 %. Справедливо полагая, что без вмешательства государства изменений в лучшую сторону ждать не стоит, отечественный законодатель начал перенимать правила, снижающие риски жизни и здоровью людей на дорогах, которые применяются в США, Японии и Западной Европе. Одним из первых новшеств было введение так называемого ОСАГО — обязательного страхования автогражданской ответственности. Однако страховщики идут на любые ухищрения, чтобы отказать в выплатах пострадавшим. Но бороться с ними можно.

04.04.2013 12:53, Олег Сухов, адвокат Адвокатской палаты города Москвы


«Потребитель за всё расплатится сполна, прибылью поступаться не готовы»

Почему в США за последние 30 лет авиабилеты подешевели на 40%, а в России только за последние 10 лет цена на них выросла на 80%?

Несмотря на высокие цены на нефть, средняя стоимость авиабилета на рейс внутри США снизилась с 600 долларов в 1980 г. до 365 долларов в 2011-м. Одно из объяснений этому – либерализация рынка авиаперевозок. Но есть и другие причины.

17.10.2012 10:11


«Авианова» больше не летает

«Мы старались дать людям возможность летать за небольшие деньги»

Низкобюджетная авиакомпания «Авианова» в ночь на понедельник прекратила полеты. По предварительным данным, на период до 24 марта 2012 года билеты «Авиановы» есть на руках у почти 70 тыс. пассажиров. Перевозчик обещает всем вернуть деньги. Клиенты компании создали специальный сайт, на котором собирают подписи под обращением к президенту России с требованием вмешаться и помочь «Авианове».

11.10.2011 11:53, Алексей Чернега


Сергей Кузнецов: «Сейчас или никогда»

Основатель SKCG рассказывает «Часкору», как он начал бизнес

Десять лет назад Сергей Кузнецов был кинокритиком, а сейчас пишет книги и руководит собственным агентством SKCG, которое занимается разработкой контента и работой в социальных медиа. Сергей поменял точку сборки, и дела идут отлично. Если одному из наших парней это удалось, так почему бы и нам не попробовать?

19.10.2010 08:11, Яна Макарова


Улётные цены

Как купить дешёвый авиабилет

Существует множество способов не переплачивать за авиабилет, отправляясь в долгожданный отпуск. Для этого нужно знать некоторые хитрости и механизмы, а также действовать быстро и решительно. «Часкор» решил разобраться в том, как можно летать дёшево, надёжно и практично.

07.07.2010 08:46, Анна Самохина


Олигархи в многомерном пространстве

Государству будет всё чаще не хватать стереоскопического взгляда на бизнес

Я решительно не могу сообразить, что значит «Алишер Усманов», «через ВЭБ», «купил ИСД» и отдельно в данном контексте «ИСД», — ведь все эти условные термины, будучи соединёнными вместе, могут значить совершенно что угодно.

14.01.2010 15:51, Дмитрий Бутрин


Противоестественное и неизбежное

Тарифы растут и будут расти

Региональные власти по всей стране объявляют о повышении тарифов на энергию и инфраструктурные услуги. Тарифы, регулируемые федеральными властями, тоже растут. Общее повышение составит примерно 25%. Это неудивительно — при дырявом государственном бюджете сокращение субсидий населению ускоряется, а рост себестоимости в энергетике, ЖКХ и транспорте по-прежнему ничем не сдерживается.

11.12.2009 08:08, Валерий Кизилов






 

Новости

Банк России поднял курс евро почти на 5 рублей
Центральный банк России установил на среду, 11 апреля, курс евро на уровне 76,85 рубля, что на 4,97 рубля больше, чем во вторник, 10 апреля.
Россельхознадзор запретил ввоз молока из Белоруссии
Россельхознадзор с 26 февраля запрещает поставки в Россию молока и молочной продукции из Белоруссии.
В Белоруссии разрешили прокат фильма «Смерть Сталина»
Министерство культуры Белоруссии разрешило показывать в кинотеатрах фильм «Смерть Сталина», чей прокат в стране отложили после запрета киноленты в России, сообщает TUT.BY в понедельник, 5 февраля.
Мамут закрыл сделку по покупке крупнейшей сети кинотеатров в России
Бизнесмен Александр Мамут закрыл сделку по покупке у сына сенатора Сулеймана Керимова Саида крупнейшей в России сети кинотеатров «Синема Парк», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на неназванные источники.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.