Подписаться на обновления
17 июляВторник

usd цб 62.2556

eur цб 72.7955

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Светлана Храмова   суббота, 11 июня 2016 года, 18:00

Юдит Турба: «Терпкий привкус счастья»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




И ничего себе интервью! – подумала я в какой-то момент, разглядывая идиллические пейзажи в окне, превосходные виды из ее мастерской – добротные, будто рассыпанные по склону холма домики немецкой деревушки, где живет прекрасная художница, утверждающая, что готова спрятаться от мира для того, чтобы ничто не отвлекало ее от работы, в которой она только тем и занимается, что отражает этот самый так раздражающий ее мир с большой любовью и симпатией.

Мир, распадающийся на части – время от времени вполне осязаемо. Юдит будто собирает его заново. И цитата из Генриха Гейне вспомнилась – «Мир раскололся надвое, и трещина прошла по сердцу поэта». И знаменитое гейневское: “Зубная боль сердца”. Ну да. Мне показалось, что эти слова имеют к Юдит самое прямое отношение.

Несовершенство этого мира мучительно, боль свою и страдание она изливает в картинах. Как Юдит говорит – картины целебны.


Страдание мучительно, но это как мертвая вода, на смену ему придёт вода живая – и вкус жизни заново ощущается, и появляется желание жить.

Я безуспешно просила Юдит рассказать мне хоть одну историю, связанную с возникновением картины. Что-почему-как? Она настаивала на точке зрения, что это не нужно. Она не хочет ограничивать чью-то фантазию.

Ю.Т.: Меня посещает некое неясное видение, образ будущей работы – и я пишу картину. У меня нет циклов и серий картин, нет запланированных заранее выставок, я ничего не делаю “по необходимости”.

В один день это может быть акварель, в другой – написанная в смешанной технике большая работа на холсте. Я использую масляные краски, гуашь, акрил, мел – все средства, что кажутся мне подходящими для конкретной работы.

Предмет моего интереса – человек. И все мои картины – портреты, жанровые работы, опосредованные обращения к библейским сюжетам, философским темам – вынуждают зрителей задуматься, сообщают чувствам глубину. Зрение делается острей. Пусть на короткое время, я отдаю себе в этом отчет. Но все-таки.


Картина – это зеркало. Кто-то думает, что слишком много элементов. Все перемешано. Но я соблюдаю здоровый баланс, и если вы вглядитесь – то увидите, что картины гармоничны. И абсолютно логичны. Если в окружающей нас жизни была бы такая гармония и композиционная четкость – мы жили бы в счастливом мире.


Картины, восстанавливающие дыхание

Ю.Т.: Люди приходят ко мне и рассказывают истории, возможно, они считают что я психотерапевт. Но это нормально, они всегда поступают так, я это запомнила с юношеских лет. Картины пробуждают чувства. Возможно, мои работы немного ироничны, я слышу столько разных интерпретаций! У соприкоснувшихся с ними возникают истории в ответ, и они не пытаются найти ответа на вопрос – почему это так? Так происходит. Само.

Как и со мной. Я не знаю, какую историю выберу через неделю. Что я буду делать, над какой картиной работать. Все непредсказуемо. Одно постоянно: в центре моего внимания обычные, ничем, на первый взгляд, не примечательные люди. Простые человеческие чувства и переживания – главная тема всех моих работ.


Свобода воспринимать, свобода интерпретировать

Ее картины не имеют названий. Все, что как-то ограничивает свободу восприятия или направляет зрительское переживание, Юдит решительно отметает.

У нее сильный характер, она не поддается на уговоры. Уж как только я ни пыталась направить наш разговор в тихое спокойное русло отвлеченных рассуждений об искусстве! Беседа получилась бурной и драматической, несмотря на симпатию, показавшуюся мне взаимной. Юдит Турба – воплощенное переживание.

Ю.Т.: – От невозможности высказаться, выразить себя, уже не надеясь найти понимание – люди страдают, я вижу так много душевной боли вокруг! Очень многие не выдерживают современных психологических нагрузок – но терпят безмолвно. В большинстве своем люди не видят никакой возможности от этих внутренних страданий освободиться.


Но страдание необходимо. Как и любовь, где блаженство так неотделимо от мýки душевной. Я выслушиваю каждого, кто приходит ко мне, и каждый почему-то рассказывает мне всю свою жизнь. Да, повторюсь – к этому я привыкла. Картины которые я пишу – это моя попытка облегчать страдания, они помогают людям осознавать происходящее.

С.Х.: Но что дает вам повод так думать?

Ю.Т.: Мои покупатели и поклонники, и просто друзья говорят мне о том, что они часами вглядываются в полотно, и поневоле вступают во взаимодействие с картиной. Начинается диалог, интерактивное общение. Потом мне рассказывают в подробностях, что и как они видят. Как воспринимают сюжет, как прочитывают смыслы.

Потому и выработался у меня принцип – только имя автора на работах, я не ставлю названия, повторюсь – чтобы ничем не сковывать фантазию смотрящего.

Вернисажи для кофеманов

Мое знакомство с творчеством Юдит Турба началось в кафе “Карин”, что в самом центре Франкфурта, там стены увешаны ее картинами. Я впервые увидела и веселую пчелку с золотыми крылышками, и девочку с котенком, окруженную диковинными цветами с простыми названиями. Огромные цветы, каких не бывает. Роза. Подсолнух. И броские, нарочито умилительные тона. Райский сад. И в том саду, спиной к зрителю, стоит девочка, которая котенка к себе прижимает – как ребенка и вместо ребенка.

Ю.Т.: Вы первая так интерпретируете. Другие находят полотно бесконечно прекрасным, забавным и радостным, не более того. Хотя признаюсь – историй о том “чтó на этой картине и о чем она” я наслушалась в таком количестве, что всех не упомню.


В том кафе Karin я сидела и – верно! – там начался диалог с ее картиной. Тем более, картина висела прямо передо мной, заключенная в тяжелую раму. Смелые цветовые сочетания, изображение каким-то чудесным способом совпало с сюжетом романа, над которым я в тот момент работала. Мне даже показалось, что Юдит откуда-то знает, что я именно сейчас пишу о такой вот пчелке-фантасмагории, занятой спасением человечества. Мне показалось, что с художницей мы знаем друг друга давно.

А потом… я стала завсегдатаем кафе – именно из-за картин Юдит Турба! – и появилось новое полотно, на нем девочка в платье моего детства, спиной к зрителю, и котенок вместо ребенка… Это ирония, скепсис – или автор серьезен?..

Так продолжалось несколько месяцев. В какой-то момент я решилась, и набрала цифры, указанные на карточке, данной мне в кафе.

Юдит откликнулась удивительно быстро, доброжелательно, и с готовностью. Она не возражает против интервью, ни в коем случае! Художница обожает Россию, и считает, что русские – это совершенно особые люди, наделенные умением чувствовать и сопереживать. Юдит мечтает поехать в Россию, хотела бы там жить и работать. Ведь она так много путешествовала с родителями по всему миру, а в России ни разу не была! Все, что известно об этой стране, вызывает у нее симпатию.

Ю.Т.: А от Америки исходит зло, я так чувствую. Это страна, что пытается подчинить весь мир, поставить его на колени. Американцы в какой-то момент принимаются за очередную страну, там появляются плакаты с лживыми лозунгами, там в результате льется кровь. И такое агрессивное высокомерие по отношению к коренному населению! Америка вызывает у меня резкое неприятие. Не хочу туда ехать, и не поеду никогда.

Мы уже дома у Юдит, как вы поняли. На машине я добиралась минут сорок, деревушка Лоллар неподалеку от Франкфурта, но не в пределах досягаемости за пять минут. Все это время, пока она по телефону направляла меня – где лучше повернуть, как вырулить к ее жилищу – Юдит, видимо, обдумывала свою речь. И сейчас я пью зеленый чай, заботливо мне предложенный, а хозяйка дома вводит меня в курс своего мироощущения. Я гость ее универсума.

В просторном доме крепкие деревянные полы, светлые стены, добротные диваны, обтянутые тканью, и ничего более. Два балкона с видом на горы, что вдалеке. В доме пустота, только самое необходимое. Юдит не любит лишних вещей.

С.Х.: Скажите, а покупают ваши картины часто?

Ю.Т.: Вы знаете, как происходит процесс покупки? Человек попадает в мою мастерскую, или в веган-магазин Okoelvis, что в Марбурге, это здесь рядом, где мои работы выставлены, там уже сообщество образовалось, клуб единомышленников – тех, кто исповедует философию веганства, или хотел бы приобщиться к ней. Да, мы пропагандируем такой стиль жизни. Назад, к чистой природе.

Не надо быть ученым, чтобы понять: веганство – одна из реакций общества на саморазрушительные тенденции нового времени. Я считаю верной такую позицию: "измени мир – начни с себя”.

У меня огромный и неухоженный сад под окном, но в нем не растут сорняки, кстати. Я не развожу там ничего, не высаживаю цветы или овощи, у меня нет времени, о чем постоянно сожалею. Но сорняков нет!

В изобилии – чистая и нежная трава. И каждое утро я и моя семья любуемся ею, наш дикий сад придает нам сил. Каждое утро. Ведь мы не просто отказались от еды, имеющей животное происхождение (и я сама и мои две дочки, им семь и двенадцать лет, питаемся только продуктами, приготовленными из растений), мы пытаемся избавить тело и душу от загрязнения. Очищение сознания в конечном итоге. Мне не нужно никаких специальных препаратов или наркотических средств, чтобы ощутить вдохновение. Утром я просыпаюсь – и новая идея будто сама направляет мою руку, ведет мою кисть. Я только композиционно и колористически упорядочиваю, правильно компоную детали… ведь я училась изобразительному искусству у замечательных учителей, училась усердно, меня даже наградили специальной премией “За особые достижения в живописи”. Я всегда была на особом положении, в академии меня считали очень одаренной, чем-то вроде вундеркинда, я всегда смеялась – “я вундеркинд-переросток”, ведь мои две дочки появились достаточно рано, и я совмещала материнские заботы с серьезным художественным образованием, творческий процесс не прерывался.




Я уверена, что живописи нужно учиться всю жизнь. Мое обучение не затянулось, я сама сознательно его растягивала, длила. Художнику необходим наставник, которому веришь беспрекословно. Когда я ощущала, что крепко усвоила все, что мог мне дать мой профессор – переходила к другому учителю. Да, добавлю… только профессора –“звезды” занимались со мной. Это важно.

С.Х.: А когда вы поняли, что ваше предназначение – живопись?

Ю.Т.: С малолетства, это само собой разумелось. Я рисовала в школе, я рисовала дома, я росла с этим определением: “наша Юдит – художник”.

Мой отец мечтал писать картины, но в свое время его не приняли во франкфуртскую высшую художественную школу. В итоге он стал хорошим зубным врачом.

Мама изучала психологию, и вначале родители хотели объединить в моем обучении оба направления – живопись и психологию, это было возможно… но зачем?

Жизнь как период ученичества

Я родилась в Берлине, когда я решила учиться изобразительному искусству, а в 2006 году поняла, что пора, мне нужен учитель – приехала в Майнц. Но приехала в неурочное время, профессор Фридельман Хан, которого я сама выбрала в наставники, сказал: приезжайте в Открытую студию изобразительного искусства позже, когда мы объявим новый набор студентов!

Но уверена, что именно тогда был мой час. Я упрямая, да.

На автостоянке художественной студии я раскатала большую картину, и профессор мог видеть ее из окна.

Картина его так заинтересовала, что я была принята немедленно. Профессор оказался добрым и внимательным человеком, выдающимся мастером, я признательна ему до сих пор. Он терпеливо учил строптивую, молодую и самоуверенную, как я полагаю, особу. Мы очень подружились, но… Через два года мы с ним расстались – без обид и недомолвок, светло. Мудрый профессор Хан прекрасно меня понимал. И оберегал от ненужных потрясений, ведь часто профессора так строги в своих придирках, что студенты прекращают обучение навсегда.

В 2008 году я переехала в Kunsthochschule Kassel – к профессору Юргену Маейру, а через два года перешла в класс к профессору Йоханнесу Шперу, и заканчивала обучение с ним. В 2013 году получила диплом с отличием и некоторое материальное вознаграждение – как грант для начала работы.

– А почему такая частая я смена наставников? Studium der Freien Bildenden Kunst в Майнце не понравилась?

Ю.Т.: Причина в том, что я ощущала – этот человек научил меня всему, что он знает, как я уже говорила. Но есть и еще одно: я не хотела сильного влияния, избегала привычки к одному и тому же критическому взгляду. Фридельман Хан, мой первый учитель, повторял: помни, Юдит, в современном искусстве важнее всего уникальность и своеобразие артистического почерка. Главное – неповторимый стиль. Избегай копирования и повторов!

И был период, когда я предпочитала не появляться на выставках чужих картин из опасения потерять свою манеру письма. Возможно, это прегиб, и влияние знаменитых мастеров не так страшны, как мне казалось тогда… ведь историю искусства я изучала глубоко. Но я не принадлежу ни к какому современному течению в живописи, и не хочу принадлежать.

Верю, нашла свой собственный стиль. Мои наставники этому способствовали, за что я очень им благодарна.

С.Х.: Я бы сформулировала вашу манеру как “фантастический реализм”.

Ю.Т.: Возможно. Я не никак не именую свою манеру, точно так же, как и мои картины. Крайне редко… две работы, во всяком случае, имеют названия – “Великолепный закат” и “Игра закончена”. Нет правил без исключений, вы знаете.

Я привыкла к частым перездам, привыкла к смене мест, в которых я живу – и это, конечно, наследственное. Мои детские впечатления – это прежде всего путешествия. Благодаря нашим поездкам с родителями я увидела весь мир!

Путевые заметки

Около года мы жили в Южной Африке, родители работали там на ферме. Я общалась с местными жителями, играла с их детьми, все они жили в хижинах, у них не было благоустроенных домов, не было ничего! Крайняя нужда и бедность. Но как счастливы люди там, как дружелюбны, их глаза светились добротой!

Я чувствовала себя свободной, я чувствовала себя одной из них! И считаю американское вмешательство в политику стран “третьего мира” преступным. Когда я вижу фотографии страдающих и голодных африканских детей, я плачу. Политика вообще очень грязная и лживая вещь.

Горстка облеченных властью людей во всех странах диктует простым гражданам правила. Власть имущие коррумпированы чаще всего, но преступления их редко выходят наружу.

Я хочу оградить себя и своих детей от политических дрязг. Хочу дистанцироваться от всего этого. Нет, это не попытка жить с завязанными глазами.

Но прожить мою собственную жизнь, быть свободной и не кланяться тем, кто заставляет меня поверить обману и лжи – моя цель. Политики ослеплены желанием власти и влияния. Ничем более. А вслух говорят о доброте и заботе. Лицемерные политические речи шиты белыми нитками – но снова и снова долбежка: мы руководствуемся заботой о человеке. Современные правители (да разве только современные?!!..) действительно чувствуют себя пастухами стада овец и баранов!

Я не хочу быть одним из этих баранов. И пусть дочери мои растут свободными и открытыми людьми.

Человечество обезумело в желании поглощать и тратить, общество беременно идеей потребления, и никак не может освободиться от наваждения, от болезни-фантома.

Когда мы идем с моими девочками к озеру, мы берем только немного еды. И природа вокруг нас дает нам покой и умиротворение. Природа лечит душу. Человеку не так много нужно.

Деструктивные мотивы могут быть частью моих картин, никогда не превалируют. Они обозначены как свидетельство того, что я вижу вокруг – то, что грубо и зримо. И мои покупатели…

С.Х.: А кто они?

Ю.Т.: Те, кто в состоянии купить работы – доктора, адвокаты, банкиры, в большинстве своем. Их не так много, но иные возвращаются ко мне за новыми работами… снова и снова. Один из немецких медиков, поместивших мои картины на стенах своей клиники, он тестирует летчиков перед полетом – недавно говорил мне, что российский пилот влюбился в мои картины, он мечтает купить их, готов платить двойную цену!

Допустим, это частный случай. Но мне кажется, в России люди не разучились чувствовать, это особенный народ. Часто мечтаю о такой возможности – встретиться с русскими посетителями моей выставки, поговорить с ними. Выслушать их истории о моих картинах. Видеть, что твои работы не оставляют равнодушными – счастье для меня!

– Вы что-то делаете для популяризации своих картин?

– Практически ничего. Или до неприличия мало. Есть моя “страница художника” в Facebook здесь я выкладываю новые работы. Любой, кто хочет со мной связаться, может написать на адрес электронной почты: Lapapayu@yahoo.com, он в информации указан.

Не знаю, способствует это популяризации моих картин или нет, но я люблю собирать небольшой круг людей в моем доме, устраиваю промо-парти, куда приходят и близкие, и друзья друзей, в общем, иногда собирается много народу.

Внизу вечеринка, а наверху в мастерской – мои картины. Одна из посетительниц как-то провела здесь целых два часа в диалоге с картиной. Она потом убеждала меня, что разговаривала с моей работой. Женщина рассказывала о себе, а картина – о себе. Фантастичекие вещи она сообщала! Но я никогда и никому не повторяю историй, что мне доверены. Тайна.

В Марбурге владелица модного бутика дизайнерской одежды Марина Хоне – мой друг и энергичная почитательница – купила уже восемь моих картин. Марина утверждает, что они наделены особой силой, полотна таинственны, их поведение и воздействие непредсказуемо. Шучу, конечно. Но одно могу утверждать наверное: в них очень добрая энергия. Картины придают сил. Почему? Эмоционально воздействуют, оживляют нервные окончания души.

С.Х.: С какой-то художественной галереей вы сотрудничаете на постоянной основе?

Ю.Т.: Нет. Тут много причин. Главное – я считаю, что кафе, где хозяева согласятся выставлять в них мои работы, расположенные в разных городах, в Германии и других странах,– решение более действенное и оптимистическое.

Кто посещает выставки молодых художников, картины которых пока что не продаются – по каким-то причинам, объективным или случайным – за сотни тысяч долларов или евро? Приходит весьма небольшое количество ценителей, они не всегда настроены купить что-нибудь. Это типичные завсегдатаи выставок.

В кафе, особенно в популярном, пользующемся хорошей репутацией, может оказаться кто угодно. И вошедший сюда будет долгое время рассматривать работу, невольно вступая с ней в контакт. В тот самый диалог с историями. Как и вы когда-то, верно?

И происходит непредвиденное, как сейчас – вы увидели работы, хотите видеть их снова и снова, затем вы настойчиво ищете знакомства! И вот мы беседуем здесь. Мы встретились.

Возможно, из нашей встречи получится что-то неожиданное и хорошее, кто знает? А может, мы просто познакомились друг с другом. А потом кто-то познакомится с моими картинами, уже благодаря вам.

Сегодня чудесное утро без дождя, и мы обе в хорошем настроениии. Это уже много, не так ли?

Jean Cristopher Ammann: За тысячи лет в этом обществе ничего не изменилось

С.Х.: – Я знаю, что Жан Кристофер Амманн, легенда артистической Германии, прославленный эксперт в современном искусстве, долгое время директор Музея Современного Искусства во Франкфурте, был вашим близким другом. Как вы познакомились?

Ю.Т.: – Случайно и неслучайно. Я заканчивала обучение, и много забот с детьми, а визит Жана Амманна на студенческую ежегодную выставку Академии художеств произвел переполох. Каждый мечтал, что Амманн остановит на нем внимание. Участники в накрахмаленных по случаю важной презентации рубашках, явились загодя. Амманн крайне редко принимал кого-то из молодых всерьез, я это знала, и помимо всего прочего, я действительно была очень в тот день занята. Дети в детском саду приболели, не до светских мероприятий.

Короче, я опоздала на три часа. Появилась – и меня тут же обступили: Юдит, ты все пропустила! Жан Амманн три часа тебя ждал, он так надеялся с тобой познакомиться. Твои картины его потрясли! Амманн оставил карточку, просил непременно тебе передать. Добавил, что просит ему позвонить, он хочет с тобой общаться!..

С того дня я обрела самого главного учителя в моей жизни. Он корректировал мои замыслы, давал советы, мы обсуждали картины, композицию, мы так часто спорили! Мы были настоящими друзьями.

В 2015 году Жана Кристофера не стало, и я чувствую себя осиротевшей. Мне некого спросить, когда у меня возникают вопросы. Мне не с кем поговорить о важном для меня. Он придавал мне энергию, в нем было столько сил! Это огромная потеря, я скорблю о нем! И вспоминаю часто и светло, иногда думаю: а как бы Жан Кристофер Амманн отреагировал на эту технику? Мои работы – эксперимент, постоянный и непрекращающийся.

Жан Кристофер не ошибался, он так мудр! Я до сих пор не могу говорить о нем в прошедшем времени, и часто повторяю про себя его слова:

"Я думаю, что само вещество искусства – производное от глубокого изучения личности и сознания, современного мышления. Это мышление присутствия является самым трудным. Диффузия своего рода, отражение. Умение рассеивать внимание по всему пространству и затем собирать это пространство воедино, заново восстанавливать утраченные связи между отдельными элементами. Задача художника быть активным, творить свой мир, лечить этот мир, в конечном итоге. За тысячи лет этом обществе ничего не изменилось ".

Все так, мы застряли в каком-то периоде, мы не развиваемся. Бесконечные средние века зависли над миром. Жестокость, кровь, войны, кровопролития, ложь и лицемерие.

И искусство, которое лечит. Мне думается, что мой отец избавляет людей от боли зубовной, а я от душевной. И мы оба лечим наших пациентов. Хотя сказано, я помню: “Врачу, исцелися сам”…

Всего одна маленькая буковка

С.Х.: Вы не хотите расшифровывать содержание картин. Но вопрос у меня не сегодня возник: вот эта картина с прелестной пчелкой в крайней левой точке, если по вертикали – то почти посредине. Я рассматривала ее подолгу, сознаюсь. Картина висела на противоположной стене в кафе Karin, именно с нее началось мое увлечение вашим творчеством.

Ю.Т.: Эта картина называется… впрочем, короткое пояснение вначале, послушайте.

Пчелка с золотыми крылышками – символ жизни и трудолюбия, иногда раздражает, возможно… но способствует нашей с вами жизнедеятельности. На картине – человеческие легкие, испещренные линиями, это корни волшебных неземных цветов; по насыщенному синему в левом углу – крупная надпись Аmеn - "Аминь", значение понятно, но в слове ошибка! Исправленная – мною ли, пчелкой ли, неважно. Но одна-единственная капелешная поразмерам буковка t, вставлена озорной галочкой – и слово переменило значение, теперь это Atmen – "Дышать".

С.Х.: Это картина о том, что жизнь продолжается, дыхание восстановлено?

Ю.Т.: Возможно. А возможно, это прекрасные цветы в невиданном саду. Почти ультрамарин в основе, из-за того, что воздух пропитан синевой. И пчелка собирает пыльцу, трудится без передышки. И в результате что-то происходит – маленькая, почти незаметная деталь добавлена. Но смысл картины кардинально переменился…

С.Х.: Юдит, как бы вы сформулировали ваш творческий девиз?

Ю.Т.: Пожалуй, это: страдание мучительно – но небходимо, чтобы потом снова почувствовать желание жить, чтобы ощутить этот терпкий привкус счастья.

Как сказано в стихах моего любимого поэта Руми, сказано еще в тринадцатом веке –

Любая боль несет в себе и исцеленье.
Задай труднейший из вопросов! и смотри...
Ответ прекрасный возродится изнутри!
Построй корабль... и Океан придет в мгновенье!

Беседовала Светлана Храмова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Загадка в раме

Картина XVII века рассказала историю семьи, потерпевшей крах

После нескольких лет исследований картина «Сокровища Пастона» вновь предстала перед зрителями в Норидже. Рядом выставлена часть изображённых на ней диковинок, которые удалось проследить и заимствовать для экспозиции. Учёные прочли ноты в руках маленькой бледной девочки и впервые воспроизвели записанную мелодию, а также обнаружили, что полотно предсказало крах одной из некогда самых богатых семей Англии.

08.07.2018 19:00, artchive.ru


Почему Микеланджело ходил в рваных сапогах

Скряга или обделенный гений?

Мы привыкли к тому, что преуспевающие художники, писатели и музыканты, как правило, очень богатые люди. Но так было не всегда — прежде чем сложился свободный рынок произведений искусств, художники во всем зависели от своих покровителей и заказчиков. Впрочем, некоторым это и в те времена не мешало наживать сказочные богатства. Об одном таком титане эпохи Возрождения рассказывает историк и ведущий телеграм-канала «Пиастры!» Артем Ефимов.

30.06.2018 19:00, Артем Ефимов, nplus1.ru


Рисунок в рисунке

Скрытые секреты обнаружили исследователи на картинах Пикассо

Реставраторы из Художественной галереи Онтарио завершили трёхлетнее исследование картины «Суп» Пабло Пикассо из коллекции учреждения. Оно не только пролило свет на многочисленные вопросы, давно волновавшие учёных, но и выявило значительные изменения в композиции, углубив познания о «голубом периоде» художника с 1901 по 1904 годы.

09.06.2018 19:00, artchive.ru


От Демона к Пророку

История болезни Врубеля

Жизнь Михаила Врубеля располагала ко многим домыслам и легендам, в том числе и самым мистическим. В нем сочеталось столько парадоксов, что трудно было понять, где закачиваются особенности его мечущейся творческой натуры и начинается патология. Уже современники Врубеля, странным образом, связывали его искусство с чем-то болезненным. Взаимосвязь одаренности и психических заболеваний остается неразрешенной до сих пор и часто обсуждается в психиатрической литературе.

28.05.2018 19:00, Ирина Фрыкина, artchive.ru


Анатолий Зверев и Оксана Асеева: «Старуха, я тебя люблю!»

Роман художника и его музы

В конце 1960-х в Москве по улице Горького шли два не очень трезвых художника: Дмитрий Плавинский и Анатолий Зверев. Внезапно Плавинский предложил: «Давай зайдем в гости к Асеевой!» И уже через несколько минут нежданные гости сидели за накрытым столом: хрусталь, столовое серебро, дорогие закуски. В доме антикварная мебель, хорошая библиотека, живопись в солидных рамах. Но 37-летний Зверев, одетый в какие-то лохмотья, ничуть не смущен тем, насколько его внешний вид контрастирует с обстановкой: он, не отрываясь, смотрит на хозяйку, благородную даму, которой уже за семьдесят. Внезапно он восклицает: «Старуха, я тебя люблю!» Так начался роман одного из самых ярких художников-авангардистов ХХ века и вдовы поэта Николая Асеева, знаменитой «музы русского футуризма».

11.05.2018 19:00, izbrannoe.com


Одна на миллион

В Женеве выставили картину Пикассо, у которой 25 тысяч владельцев

Можете представить себя владельцем одной двадцатипятитысячной части картины Пабло Пикассо? Именно 25 тысяч человек объединились и вскладчину купили работу мастера, которая теперь выставлена в Музее современного искусства в Женеве. Интернет-пользователи приобрели её на швейцарской электронной торговой площадке Qoqa, где обычно продаются инструменты, чемоданы и дешёвые турпоездки.

05.05.2018 19:00, artchive.ru


«У Репиных за столом ничего, кроме сена, не дадут»

О жёнах русских художников

«Женщина-пылесос» - именно так философ Василий Розанов называл спутницу Ильи Репина Наталью. Под ее влиянием художник стал вегетарианцем. На обед подавали такие экзотические блюда, как жаркое из картофельной шелухи и супы с добавлением сена. Выдающийся художник смирился с нововведениями и покорно пил кофе из свеклы. Кроме того, Наталья выгнала из дома часть прислуги.

13.02.2018 19:00, diletant.media


Метамодерн — новый способ смотреть на мир

Не стесняясь своего вкуса

Если вы ещё не заметили, эпоха постмодерна закончилась: постмодернисты не могут больше сказать ничего нового о нас самих и мире, в котором мы живём. На смену приходит метамодерн, который поможет если не осмыслить происходящие перемены, то хотя бы со многим смириться.

11.02.2018 13:00, Влад Чертыков для newtonew.com


7 тайн «Страшного суда» Микеланджело

Почему нельзя докучать художникам

Легко и радостно творилось бы художнику, когда б не нетерпеливый заказчик. Микеланджело, всегда предпочитавший скульптуру живописи, стремился первым делом закончить гробницу римского папы Юлия II, но новый понтифик Павел III настаивал, чтобы мастер как можно скорее принялся за фреску с изображением Страшного суда для Сикстинской капеллы. Художник помнил, как более двадцати лет назад проклинал все на свете, когда расписывал в том же помещении потолок, балансируя на шатких лесах в неудобной позе, отчего нестерпимо болела спина. И вот опять то же самое…

30.01.2018 16:00, Семен Мартынов для «Вокруг света»


«У нас Рембрандт в подвале пылится, вам надо?»

Как братья из Нью-Джерси нашли потерянного Рембрандта стоимостью $ 1 млн под столом для пинг-понга

Когда трое братьев из американского города Тинек (Teaneck) обратились к аукционисту Джону Наю, чтобы продать коллекцию старых семейных вещей, Най подумал, что серебряный чайный сервиз принесет больше, чем треснувшая и выцветшая 9-дюймовая картина.

28.01.2018 19:00, «Избранное»






 

Новости

В Британии нашли сценарий Кубрика, потерянный 60 лет назад
В Британии обнаружили сценарий Стэнли Кубрика по новелле Стефана Цвейга «Жгучая тайна», считавшийся утерянным. Находку сделал Натан Абрамс, профессор кинематографии Бангорского университета в Уэльсе. Об этом пишет The Guardian.
Проект «Открытая библиотека» представлен на конференции «Петербургские коллегиальные чтения – 2018»
27 — 29 июня 2018 года в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялась 20-ая Научно-практическая конференция на тему: «Интеллектуальная собственность: теория и практика», которую проводила Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных. В ходе работы конференции были рассмотрены теоретические и практические вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности и защиты интеллектуальных прав.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» представлен в Центральной научной медицинской библиотеке МГМУ им. И.М. Сеченова
25 июня в Центральной научной медицинской библиотеке МГМУ им. И.М. Сеченова состоялось мероприятие НП «Викимедиа РУ», в рамках которого выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник вики-проектов Анатолий Цапенко. Докладчики рассказали о проекте Ресурсный центр «Открытая библиотека», представили информационные и методические материалы, созданные в процессе работы над проектом, а также объяснили принципы открытого доступа к научной информации и правовые аспекты использования открытых лицензий Creative Commons.
Фестиваль «Летние вечера в Елабуге»
С 12 по 16 июля Международный фольклорный фестиваль Бориса Березовского в формате open-air «Летние вечера в Елабуге» проведёт выдающийся пианист современности, пригласивший выступить своих друзей-музыкантов. Юрий Башмет, Никита Борисоглебский, Александр Князев, солистка оперной труппы Мариинского театра Айгуль Хисматуллина, Татьяна и Сергей Никитины – звёздный состав солистов приедет в Елабугу впервые! И, конечно, пять дней подряд будет радовать публику художественный руководитель фестиваля Борис Березовский.
Проект «Открытая библиотека» представлен в РГДБ
15 июня 2018 года в Российской государственной детской библиотеке состоялось мероприятие в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», на которой выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник проектов «Викимедиа» Анатолий Цапенко.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.