Василий Эсманов: «Единственный способ развлечь себя — сделать что-то самому»
Внутри «Яндекса» зреет сделка — основные акционеры выбрали прекрасный момент для покупки собственных акций. Однако расставаться с бумагами, которые вскоре вновь подорожают, со стороны миноритариев не очень логично. Эксперты видят в этом стратегический, а не экономический момент.
Внутри крупнейшей российской интернет-компании зреет сделка — владельцы «Яндекса» скупают акции компании. Миноритарии готовы продать до 10% ценных бумаг, сообщают «Ведомости» со ссылкой на осведомлённые источники.
По данным газеты, в роли покупателей готовы выступить другие акционеры компании — UFG Asset Management, Baring Vostok Capital Partners и Runet Holdings. В частности, фонд UFG Asset Management ведёт переговоры о покупке до 5% акций компании, а Baring Vostok Capital Partners (BVCP) и Runet Holdings — 3—5%.
В «Яндексе» факт переговоров подтверждают, но подробности не разглашают. «На данный момент сделка не завершена. Комментировать процесс переговоров, результаты и прочие подробности мы не можем, так как это не наша сделка (компания «Яндекс» новых акций не выпускает), это сделка акционеров», — пояснил «Частному корреспонденту» представитель интернет-компании.
В BVCP, Runet и UFG ситуацию также не комментируют.
Эксперты высказывают разные предположения по поводу того, кто и зачем готов сейчас расстаться с ценными бумагами крупной и перспективной компании. Так, по сведениям «Ведомостей», продать акции решили сооснователи «Яндекса» голландцы Бен Коул и Джон Бойнтон. В их руках сейчас сосредоточено до 30% акций. Генеральный и технический директора «Яндекса» Аркадий Волож и Илья Сегалович продавать свои акции не намерены.
Суть сделки в целом понятна — ничего сверхъестественного не происходит, мелкие акционеры передают свои бумаги крупным (после завершения сделки доли в компании увеличат её основные владельцы). Вопрос в том, зачем именно сейчас акционерам передавать кому-либо акции компании, которые в дальнейшем, по оценкам всех экспертов, будут только дорожать? По мнению ряда аналитиков, компанию «Яндекс» ещё год назад можно было оценить в порядка 3—5 млрд долларов. С кризисом стоимость компании упала и сейчас, опять же по данным аналитиков, снизилась до 1,5 млрд долларов. Если взять за ориентир эту цифру, то 10-процентный пакет акций сегодня может обойтись в 150 млн долларов. Но те же аналитики говорят и о том, что после восстановления рынков «Яндекс» достаточно быстро сможет вернуться к своим докризисным показателям, а стоимость его акций может вырасти более чем в 2 раза.
Потому большинство экспертов, опрошенных «Часкором», предпочли конкретным ответам осторожные рассуждения на тему смысла и целесообразности подобной сделки. По мнению Аскара Туганбаева, руководителя интернет-проектов ВГТРК, главная составляющая этого смысла носит в большей степени стратегический (если не сказать политический), нежели экономический характер.
«Во-первых, наверняка есть менеджеры, желающие реализовать свои опционы, в том числе несогласные со стратегией развития, продвигаемой руководством, или отодвинутые от принятия решений и не задействованные теперь в процессе управления, или переросшие свои позиции в «Яндексе», но не имеющие перспектив роста», — предполагает Туганбаев. Именно такие менеджеры могли решиться на продажу акций.
Это с одной стороны, а с другой — всё может быть гораздо тоньше: «Безусловно, существует внешний интерес к приобретению акций «Яндекса» — со стороны государства, в том числе через представителей Усманова. Возможно, после блокирования попыток приобрести пакет акций внешним участником государство предпримет усилия по приобретению доли в «Яндексе» через лояльных внутренних акционеров при помощи финансовой или нефинансовой мотивации», — считает интернет-эксперт.
«Я плохо понимаю, какой смысл продавать акции компании, которая в дальнейшем, скорее всего, будет дорожать», — комментирует ситуацию другой эксперт, пожелавший остаться неизвестным. По его предположению, возможно несколько поводов к продаже акций: «Могу лишь предположить следующее: а) кто-то скупает акции «Яндекса» по цене, сильно превышающей оценочную; б) кому-то из миноритариев понадобились деньги (всем сразу? Вряд ли); в) некоторые миноритарии покидают «Яндекс», продают при этом доли в компании, чтобы в будущем не было конфликта интересов (все сразу? Опять же вряд ли)».
Таким образом, наиболее вероятным эксперт считает появление какого-то покупателя, согласного выложить за акции столько денег, сколько бы ни попросили. «Здесь опять можно гадать, кто это — Усманов, Мильнер и так далее», — говорит эксперт.
Напомним, что зимой 2009 года гендиректор и один из основных акционеров «Яндекса» Аркадий Волож говорил в интервью «Ведомостям», что в течение года «наверняка будут небольшие продажи акций в связи с потребностью в ликвидности для некоторых акционеров».
Читать @chaskor |