Подписаться на обновления
21 августаВторник

usd цб 67.1807

eur цб 76.7204

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Энергетика и экология  Компьютеры  Сеть  Мобильные технологии  Наука  Космонавтика  Военные технологии  Биотехнологии  Ноосфера  Транспорт  Краудфандинг  Эко-программа утилизации  Электронная
наука
 
Человеческий капитал  Данные НКО 
Редакция Теорий и практик   четверг, 11 февраля 2016 года, 13:00

Я онлайн
Одиночество в Сети, или как мы себя ведем в социальных медиа


© José Lourenco
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Наши личные страницы, комментарии, селфи и репосты в социальных сетях — это способы самоидентификации и репрезентации. В рамках цикла «Культура в деталях» в ЗИЛе заведующая кафедрой истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ Галина Зверева прочла лекцию «Я и Другой в социальных сетях: способы самоопределения и коммуникации».

T&P публикуют основные тезисы о гендерной, локальной, политической и других идентичностях в социальных медиа, а также о том, почему пользователи интернета скучают по СССР или активно поддерживают антиинтеллектуальные позиции вроде лекций Задорнова.

Галина Зверева

доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ, действительный член Российской академии естественных наук (секция гуманитарных наук), член Российского общества интеллектуальной истории, член Российского культурологического общества, член редколлегий журналов «Обсерватория культуры», «Вопросы культурологии», «Вестник РГГУ» (серия «Культурология»), «Современность / POST. Альманах социокультурных исследований», «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории», «Адам и Ева. Альманах гендерной истории»

Знание vs информация

Социальные медиа — это своего рода meeting point пользователей, чьи ментальные установки, поведенческие практики соотносятся с разными ролями и статусами. Можно говорить о социальном, гендерном, профессиональном, идеологическом, образовательном, политическом различении ролей. Социальные сети — это хорошее место для разговора о себе и других, продвижения себя, вербальной и визуальной демонстрации своей позиции или позиции той группы, от имени которой желает выступать пользователь. Здесь можно выражать эмоции, спорить и соглашаться, тут приобретаются союзники и противники.

Пользователи преобразовывают различные ресурсы в подвижные продукты, которые сочетают в себе черты обыденного и специализированного знания. Мы привыкли не задумываться над тем, что отличает знание от информации. Когда информация организовывается пользователем, тогда и появляется знание — личная позиция, то есть способ, которым пользователь складирует ресурсы и распоряжается ими. Обыденное знание — это знание так называемого здравого смысла. Организации специализированного знания нужно обучаться: это наука, искусство, профессия и тому подобное. Но между этими двумя зонами есть колоссальное поле, в котором формируется «гибридное знание». В подвижных цифровых форматах чаще всего соединяются сегменты обыденного, повседневного знания и осколков специализированного. В этом сложном поле и формируются позиции (само)идентификации рядовых пользователей социальных медиа.

Проблемы (само)идентификации

Продукты знания о себе и других в социальных медиа можно рассматривать как своеобразные цифровые нарративы. В них выражается личный и групповой опыт пользователей, создаются и продвигаются наборы ценностей и смыслов. Они характеризуют особенности повседневного общения в социальных медиа и имеют прямое отношение к проблемам идентичности.

Идентичность — это что-то завершенное, но в реальной жизни мы имеем дело с постоянным переосмыслением себя и других людей, (само)идентификацией. Происходит маркирование, соотнесение себя и других с определенной группой по принципу общих ценностей, образа жизни, поведенческих практик. Это проведение мысленной границы, установление первичных различий между «я», «он/она», «они» или «мы». Чаще всего самоидентификации устанавливаются через рассказ о себе и других с помощью определенной репрезентации. Поль Рикер говорил: «Человек есть то, что он говорит о себе и других». Поэтому нам важна также нарративная идентичность: мы представляем себя и других через выбор слов, речевых конструкций, речевой дискурс.

В зависимости от формата медиа (само)репрезентации имеют свои особенности: например, в пространстве «ВКонтакте» или Instagram самое важное для пользователей — это личная страница, профиль. «Я» находится в центре, в этом смысле селфи — позиция того же порядка. В Facebook личная страница и хроника выглядят скромнее, и идентификация себя и других представлена скорее в (ре)постах, комментариях. В YouTube (само)идентификация выражается в роликах и комментариях к ним: здесь пользователи выстраивают список видеоматериалов на любимые или значимые темы.

Пол, возраст, этничность, ценности

В последнее время в социальных медиа нет границы между частным и публичным. Впервые зарегистрировавшихся это смущает и пугает: не каждый готов размещать интимные подробности своей жизни, как это делает большинство пользователей социальных сетей. Например, для юзеров старых медиа программа НТВ с Лесей Рябцевой была шокирующей, однако для бывалых пользователей «ВКонтакте» или Facebook эта «смелость», выражающаяся в отсутствии границы между интимным и публичным, — норма.

Переживание своей принадлежности к реальной или воображаемой общности, самоидентификация чаще всего задается такими границами, как пол, возраст, этничность, национальность, страна проживания и так далее. Саморепрезентация, представление другому, происходит через какой-либо ритуал или церемонию.

Пример гендерной идентификации мы можем увидеть в комментариях пользователей к видеоролику про женственность, в котором рассказывается, как девушка должна одеваться, чтобы нравиться мужчине. В одном из комментариев говорится: «Когда в роддоме родилась каждая из нас, там улыбнулись: „Девочка!“» В соответствии с этим подсознательным знанием нужно пробуждать и развивать женственность. В комментариях мы видим, как пользователи считывают стереотипные конструкции, например ту, что женщина формируется только под взглядом мужчины. Сходным образом построены и ролики о мужественности. Пользователи так же показывают свою принадлежность к этой категории комментариями. Заметим, что большинство рассматриваемых пользователей, оставляющих комментарии, согласны с асимметричной версией отношений женщин и мужчин, в которых всегда доминирует гипертрофированная маскулинность последних.

Еще одно частое разделение — этнокультурное. В 2010 году, когда проводилась всероссийская перепись населения, переписчикам впервые было разрешено ставить в графу «национальность» все, что скажет гражданин. Так возникли «граждане мира», «марсиане», «эльфы», «*** (матерное слово)». Использовались неэтнические локальные сообщества, например «поморы». Тогда возникло даже движение сибиряков, выступающих за свою особую национальность: несколько десятков тысяч людей определили свою национальность как «сибиряк», хотя в строгом смысле они не являются этносом. Самоидентификация с той или иной этнической группой в свете этой информации происходит достаточно произвольно, однако тот, кто это делает, убежден в обратном. В роликах на YouTube мы видим, что многочисленные пользователи маркируют свою этнокультурную принадлежность и продвигают ролики о казаках или сибиряках в социальных сетях.

Еще один важный аспект (само)идентификации — социокультурный, то есть отнесение себя и других к определенным культурным группам в соответствии с жизненными ценностями, интересами, поведенческими практиками. Определяется, что носить, куда ходить, как питаться, что смотреть, где отдыхать, учиться и так далее. Посмотрим, на что обращает внимание пользователь в профайле, рассказывая о себе, помимо того, что обычно обозначается, то есть родного города, места работы, языков. Он ищет возможных партнеров для контакта, обозначая свои жизненные приоритеты, используя рассказ о себе и цитаты, которые ему нравятся. Человек чаще всего представляет себя в соцсетях с наиболее выгодной стороны с точки зрения успешности, физического здоровья и красоты, различных достоинств. Это картина, особенно характерная для пользователей «ВКонтакте».

Пользователь как герой рассказа

Цепь жизненно важных событий представляет пользователя Facebook как героя рассказа. Может быть несколько рядов событий: например, первый повествует о карьере пользователя и его творческих успехах, а второй — о семье, путешествиях и социальных акциях, которые он считает значимыми. Определяя свое отношение к ситуации (скажем, кто-то оставил во дворе пианино), пользователи характеризуют в первую очередь самих себя.

Вокруг таких ситуаций может сложиться онлайн-сообщество: таким образом выстраиваются нарративные идентичности. По сходным основаниям выстраиваются и социальные идентичности — разделение своих и чужих по принципу богатства или успешности. В социальных медиа подобное маркирование чаще всего происходит с использованием готовых ресурсов: государственных каналов, политиков, мнений блогеров. Рядовые пользователи зачастую идентифицируют себя через отношение к тому, что им предъявляется как уже готовый продукт. На таких же основаниях выстраивается и политическая (само)идентификация.

Можно еще говорить о временнОй (само)идентификации — локальной группе, которая может захотеть стать исторически значимой. Например, открытые недавно археологами стоянки древних племен саргатов, якобы выплавляющих титан в каменном веке, стали поводом для возникновения группы, считающей себя их наследниками. Существует огромное количество роликов, в которых фигурирует идея культурного отличия своей группы от другой по принципу глубочайшей древности. Здесь полностью царит гибридное знание, которое смешивает археологическое знание с ненаучными, бытовыми выводами. Это связано с желанием пользователей идентифицироваться с какой-либо уникальной и необычайной общностью. Поэтому пользователи интернета активно поддерживают лекции Задорнова или Чудинова, принципиально выступающих с нарочито антиинтеллектуальными позициями. Пользователи готовы привязывать себя к большим, емким и горделивым конструктам для того, чтобы поддерживать идею величия. Такое поведение может носить компенсаторный характер. Отсюда возникновение легенд о том, что в Сибири находят что-то еще более древнее, чем египетские пирамиды, — это тоже из разряда опытов (само)идентификации.

Важный сегмент (само)идентификации — локальное, пространственное самоопределение. «ВКонтакте» или Facebook часто показывает изображение так называемых простых людей в отдаленных или заброшенных регионах России. Потребность идентифицироваться в некую особую локальную группу можно связать с развитым чувством места. Так же происходит отнесение себя к воображаемой — для современных молодых пользователей, не живших в СССР или живших там недолго — советской общности. Отнесение себя к воображаемой группе «советских» — это не просто ностальгия по СССР, это более сложная жизненная установка, в рамках которой человек не находит важных ценностей и ориентиров в настоящем и ищет их в прошлом.

Формы и способы коммуникации в социальных медиа только кажутся убедительными, а на деле они слабо соотносятся напрямую с теми формами общности и способами самоопределения, что мы находим в так называемой живой социальной реальности. Набор ролей, которые принимают на себя рядовые пользователи в процессе общения, не очень большой. Одна позиция — активный участник, организатор, лидер события, другая — зритель, высказывающийся в комментариях, сопереживающий наблюдатель, соотносящий себя с чем-то одним и отграничивающий от другого, любящий и ненавидящий. Третья роль — свидетель, говорящий о других, как если бы он сам это видел, и выносящий об этом какое-либо суждение — презрительное или восхищенное.

Как правило, в проявлениях любой общности, будь то комментарии к видео о землячестве во «ВКонтакте» или в группе про политику в Facebook, вся коммуникация идет невпопад. Каждый говорит о своем, о своих чувствах, месте, дает свое самоопределение. Коммуникация, которая внешне выглядит слаженной, на самом деле отсутствует. Каждый, кто включается в такое общение, самоопределяется таким образом, чтобы всего лишь сказать: «Я есть, я говорю, это мой голос. Посмотрите — я еще жив». Тема одиночества в социальных сетях всплывает вовсе не случайно: коммуникации в социальных медиа разорванные, а виртуальные общности, создаваемые в интернете, трудно переводимы в офлайн. Поэтому векторы гражданской активности в онлайне и офлайне не всегда сходятся.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



И текли куда надо каналы…

Два месяца назад государство объявило войну мессенджеру Telegram, в которой пока никто не победил

В интернет-пространстве появилась любопытная новость о том, что Роскомнадзор разблокировал 8 млн IP-адресов, которые были заблокированы ведомством во время «священной войны» с мессенджером Telegram. Примечательно, что случилось это сразу после «прямой линии» с Путиным, где он рассказал о том, что знает про ситуацию с мессенджером, и заявил, что «мы не собираемся ничего закрывать».

03.07.2018 16:00, Александра Юшкявичюте, profile.ru


Азбука параноика

Кто за нами следит и зачем им это

«Facebook «слил» данные пользователей компании Cambridge Analytica», — читаем мы на работе заметку на сайте Guardian, New York Times или «Дождя». Мы разделяем возмущение журналистов, но не знаем, что их СМИ точно так же сдают всю информацию о нашем поведении сторонним компаниям. Ведь на 80% всех сайтов Интернета стоят так называемые «трекеры» — специальные программные коды, которые отслеживают действия посетителей.

04.06.2018 13:00, Вячеслав Владимиров, codaru.com


Цифровой детокс

Как отказ от интернета и гаджетов даже на двое суток чистит мозг

Издатель Арианна Хаффингтон на ночь оставляет гаджеты за дверью спальни, режиссер Кристофер Нолан не носит с собой мобильник, а писатель Юваль Ной Харари каждый год проводит несколько недель без интернета и компьютера. Я тоже давно хотел провести такой эксперимент — на время отказаться от интернета и гаджетов. Но работа не позволяет сделать это надолго, поэтому я ограничился выходными. А на неделе старался максимально сократить рабочие контакты онлайн, прибегая к аналоговым инструментам. Это было необычное время.

29.05.2018 13:00, Александр Литвин, megaplan.ru


Жизнь после правды

О массовом психозе, параллельных мирах и о том, почему в эпоху постправды нельзя верить даже себе

Ежедневно в нашей голове роится колоссальное количество мыслей. И почему-то мы привыкли думать, что наш разум, где рождаются, горят и умирают тысячи сверхновых мыслей — это что-то неприступное. “Цитадель одиночества”, куда без нашего ведома не сможет проникнуть ни один Лекс Лютер. Однако это не так. И хотя полиции мыслей пока еще не существует, забраться в вашу черепушку и посеять там нужные семена уже сегодня не составляет никакого труда.

28.05.2018 13:00, Александр Сорге, thisis.media


За стеной

Как китайский интернет развивается после блокировок иностранных сервисов

На территории КНР доступ ко многим зарубежным сайтам заблокирован из-за Великого китайского файрвола или проекта «Золотой щит» — системы, фильтрующей контент в интернете. Цензуру в стране осуществляет правящая коммунистическая партия, запретными считаются политические темы, новости о религиозной организации «Фалуньгун» и обсуждение борьбы за национальную независимость в Тибете и Синьцзяне.

13.05.2018 13:00, Margarita Vznuzdaeva, vc.ru


В России дискуссии в интернете об истории становятся опасным явлением

«Агора» зафиксировала 100 случаев преследования за высказывания на тему истории, причём речь в основном идет о публикациях в интернете

Российские власти за последние годы фактически ввели государственную монополию на оценку некоторых исторических фактов, говорится в докладе «Россия против Истории. Наказание за пересмотр» международной правозащитной группы «Агора». По словам авторов доклада, Дамира Гайнутдинова и Павла Чикова, в стране было зафиксировано 100 фактов преследования за высказывания на тему истории.

12.05.2018 16:00, roskomsvoboda.org


Живущие в сети

Как люди пользуются соцсетями в разных уголках мира

О соцсетях говорят разное: они делают нас нарцистичными индивидуалистами, отвлекают от работы и учебы, мешают заводить реальных друзей и так далее. Дэниел Миллер, создатель кафедры цифровой антропологии из Университетского колледжа Лондона, и его студенты, участвующие в проекте Why We Post («Почему мы постим»), решили выяснить, как и зачем люди на самом деле используют соцсети.

07.05.2018 13:00, Екатерина Боровикова, chrdk.ru


Адепты цифрового сопротивления

Как Рунет переживает блокировку Telegram

Блокировка Telegram коснулась более 15 миллионов IP-адресов, в том числе несколько миллионов адресов сервисов Amazon и Google. Представители около 60 компаний уже обратились к юристам международной правозащитной группы «Агора» за правовой помощью в связи с массовыми блокировками. А в соцсетях нарастает цифровое сопротивление: пользователи шутят над Роскомнадзором и активно повышают грамотность, массово устанавливая VPN. И рассуждают о будущем страны.

17.04.2018 22:57, Редакция "Частного корреспондента"


Стереть всё

11 советов о том, как защитить свои данные в интернете

Интернет уже давно перестал быть забавным местом, где люди просто обмениваются гифками с котиками — сейчас это площадка, на которой торгуют вашими персональными данными. Издание The Guardian опубликовало советы о том, что следует сделать для защиты своей информации в эпоху, когда даже умный тостер может шпионить за вами. Вот что они рекомендуют.

03.04.2018 09:00, Вероника Елкина, rb.ru


Права человека в киберпространстве

Итоги госрегулирования Рунета в 2017 году

Государственные институты продолжили избранную еще в 2012 году политику регулирования, направленную на усиление цифрового суверенитета страны и ужесточение правил взаимодействия в сети Интернет. Новые законы привели и к новым практикам, которые серьезно повлияли на права человека в киберпространстве.

03.01.2018 16:00, Роскомсвобода






 

Новости

Открытость НКО: для некоммерческих организаций разработаны рекомендации по публикации открытых данных
Эксперты АНО «Информационная культура» в ходе проекта «Данные НКО» разработали для некоммерческих организаций методические рекомендации по публикации открытых данных и иных материалов.
Научно-техническая библиотека заявила, что занималась «Картой российской науки» в качестве оператора
Генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ) России Яков Шрайберг заявил, что «"Карта российской науки" не была и не могла быть на балансе» руководимой им организации.
Eviation намерен стать аналогом Tesla среди электросамолетов
Израильский стартап запустит серийное производство электросамолетов Alice Commuter уже в 2021 году.
Google согласился помочь Роскомнадзору заблокировать Telegram
Роскомнадзор начал переговоры с американскими компаниями Amazon и Google по поводу ограничения доступа к мессенджеру Telegram, сообщается на сайте ведомства в среду, 25 апреля.
Бывший сотрудник Cambridge Analytica утверждает, что украдены данные более 87 миллионов пользователей Facebook
Выступая перед британским парламентским комитетом, Бриттани Кайзер заявила, что Cambridge Analytica имела много различных приложений, собирающих данные пользователей, и окончательный масштаб сбора данных пока не известен.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.