Подписаться на обновления
23 апреляПонедельник

usd цб 61.3222

eur цб 75.6532

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Худлит  Острый сюжет  Фантастика  Женский роман  Классика  Нон-фикшн  Поэзия  Иностранные книги  Обзоры рейтингов 
castalia.ru   среда, 4 апреля 2018 года, 13:00

«Я не считаю себя интеллектуалом. В конце концов, я — это просто я»
К.Г. Юнг — интервью Гордону Янгу «Искусство жить» (1960)


Фото: castalia.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Журналистская карьера Янга очень увлекательна. Он был ведущим корреспондентом агентства Рейтер в Берлине до войны; во время войны был корреспондентом на Ближнем Востоке и в Европе, и в этот период был прикреплен к Первой Американской Армии. В конце войны он совершил тайное путешествие в оккупированную немцами Данию, в датское подполье. До своей смерти в 1964 году, Янг был помощником директора Международного института в Цюрихе.

Из книги «Юнг говорит», под общей редакцией Уильяма МакГуайра и Р.Ф. С. Халла

Это интервью Гордона Янга — английского журналиста, живущего в Швейцарии, было опубликовано в Sunday Times (Лондон) 17 июля 1960 г., в преддверии 85-летнего юбилея Юнга (26 июля), и в сокращенном виде в American Weekly (Нью-Йорк), 19 февраля 1961 г. Более полная версия появилась в эпилоге статьи Гордона Янга «Врачи без лекарств» (Лондон, 1962 г.), незначительные дополнения, не вошедшие в газетную версию, вошли в данную расширенную публикацию.

Что я планирую на свой День Рождения? Держаться подальше от посетителей, конечно. Особенно от «интеллектуалов»! Большинство из них не имеет ни малейшего представления о чем я говорю. Беда в том, что они не удосуживаются прочитать мои книги, потому что слишком высокого мнения о своей персоне. Вы знаете, я не считаю себя интеллектуалом. В конце концов, я — это просто я. Знаете, у меня был на днях один интеллектуал — американец. Я разговаривал с ним около получаса в течении которого он не произнес ни слова. Затем его глаза вдруг загорелись как будто солнце осветило его изнутри, и он сказал мне удивленно: «Доктор Юнг, все, что Вы мне говорите — всего лишь обычный здравый смысл!»

Как я уже сказал, беда в том, что некоторые люди, которые приходят ко мне, просто не удосуживаются вникнуть в мои книги. Более того, они даже их вовсе не читали. Знаете ли вы, кто читает мои книги? Не академически образованные люди. О нет, они думают, что знают уже все. Это обычные люди, часто совсем бедные люди. И зачем они это делают? Потому что есть глубокая потребность в мире для духовного руководства — любого духовного руководства. Посмотрите какую популярность сейчас обрела астрология. Люди читают об астрологии, потому что она предлагает им одну из форм психического вдохновения, возможно, форма её весьма ограничена, но, по крайней мере, это лучше, чем ничего.

Считаете ли вы, что астрология не имеет никакого определенного значения?

В целом тема, конечно, спорная. Но вы знаете, я однажды провел некоторые статистические исследования по астрологии и мои окончательные цифры были изучены математиками в университете Чикаго. Они сказали мне, что нашли в них определенное значение. Естественно, когда я услышал это — я призадумался. Мы сейчас проходим завершение эры Рыб и вступаем в знак Водолея, что может привнести целый ряд новых значений, связанных с этим знаком. Некоторые люди довольно серьезно считают, что это имеет огромное значение в мире неизбежного развития. Или взять алхимию. Для большинства людей алхимия означает средневековых старцев, которые пытались сделать золото. Но не для всех это так. Если бы люди только взяли на себя труд поднять фактические писания древних алхимиков, они бы нашли глубокий кладезь мудрости, которая вполне применима к тем событиям, которые происходят в мире сегодня. Ведь, что может быть более важным, чем изучение работы человеческого разума, и сейчас, и в далеком прошлом?

Все, что происходит в сегодняшнем мире является результатом того, что происходит в человеческом разуме. Тем не менее, много ли людей принимают на себя труд рассмотреть разум, скажем, Хрущева или Эйзенхауэра, или основные психологические причины для таких движений, как нацизм, коммунизм, или антисемитические тенденции? Что было бы с нами, если бы один из нынешних мировых лидеров вдруг сошел с ума? Тем не менее, сколько люди обращают какое-либо серьезное внимание на такие проблемы, как эти? Но я не должен рассуждать слишком глубоко о таких вопросах, иначе меня обвинять в попытке вмешаться в политику…

Хотя люди в настоящее время живут намного дольше, они по-прежнему уходят на пенсию в шестьдесят лет. Они вынуждены снизить свою активность и иногда остаются в одиночестве. Как вы думаете, каким образом пожилые люди могут лучше смириться с жизнью?

Долгое время я выступал за «школу для взрослых». Ведь мы стараемся вооружить образованием молодых людей, они должны достичь успешного социального существования. Такой вид обучения является действенным примерно до середины жизни, скажем, до тридцати пяти — сорока лет. Человек в настоящее время имеет шанс прожить в два раза дольше, и вторая часть жизни имеет для многих структуру, которая значительно отличается от первой половины. Но этот факт остается на уровне бессознательного. Человек не понимает, что прилив жизни несет молодых людей вперед, на вершину надежности, свершений или успеха. В этот период человек способен забывать неудачные опыты. Жизнь — это нечто новое и свежее, и каждый день дарит свою надежду, что может привести к желаемому результату, которого он пока не достиг.

Это когда вы приближаетесь к зловещему порогу сорокалетия, вы оглянетесь на свое прошлое, и начнете задавать молчаливые вопросы, украдкой или открыто: «Где я нахожусь сегодня?» «Сбылись ли мои мечты?» «Выполнил ли я свои ожидания счастливой и успешной жизни, как я их себе представлял двадцать лет назад?» «Достаточно ли я был сильный, последовательный, активный, умный, надежный, чтобы использовать благоприятные случаи, которые посылала мне жизнь или чтобы сделать правильный выбор на перекрестке и решить проблемы, которые судьба или рок возложили на меня?». И тогда приходит последний самый страшный вопрос: «Какова вероятность того, что я вновь не выполню того, что я, очевидно, был не в состоянии выполнить в период первых сорока лет?»

И что же дальше?

Затем, с наступлением второй половины Вашей жизни, неумолимое зменение навязывает себя, незаметно, на первый взгляд, но с всё постепенным «утяжелением». Что бы вы ни приобрели до сих пор теперь это уже не то же самое, вы его не воспринимаете так, как раньше — это «что-то» потеряло свой шарм, свое великолепие и свою привлекательность. То, что раньше было приключением, стало рутиной. Даже цветы вянут, и трудно обнаружить нечто неувядаемое, что выдержит испытание временем. Оглядывание назад (в прошлое) медленно становится привычкой, независимо от того, насколько вы питаете к этому прошлому любовь или отвращение и пытаетесь избавиться от этого. Подобно Орфею, который не смог противостоять искушению оглянуться и бросить взгляд на свою жену, появляющуюся из царства теней, и которая, по этой причине, должна была вновь вернуться в загробный мир.

Такого рода вещи мы могли бы назвать «путь жизни наоборот», столь характерный для многих людей, которые начинают применять эти установки довольно неожиданно: продолжая жить в своем привычном стиле, насколько возможно больше и лучше, чтобы улучшить прошлое, словно от этого ваше положение, с грузом всех ваших прошлых неудач, будет отличаться в будущем.

Но без вашего осознания, ваша энергетика больше не справляется со своими бывшими задачами так, как это было раньше: энтузиазм стал рутиной, а усердие — привычкой.

Взгляд назад не в состоянии показать вам стороны и аспекты себя, давно уже забытые, а также другие новые пути жизни, которые вы пропускали или избегали прежде. Чем более фактическая жизнь превращается в режим дня и привычку, тем менее она будет удовлетворять. Вскоре бессознательные фантазии начинают разыгрывать в воображении другие возможности, и это может стать крайне проблематичным, если они не становятся со временем осознанными. Это может быть простая регрессия в детство, которая оказывается наиболее бесполезной, когда человек сталкивается с трудной задачей создания новой цели для стареющей жизни.

Если при взгляде назад не имеется ничего, за исключением привычек, жизнь не может обновляться больше. Она становится черствой, она застывает и каменеет, как жена Лота, которая не смогла оторвать взгляд от вещей, ранее ею ценимых. Тем не менее, и эти бесцветные фантазии могут также содержать зародыши реальных новых возможностей или новых целей, достойных достижений. Есть нечто, что всегда движется вперед, и несмотря на всю подавляющую силу исторических моделей (паттернов), никогда не повторяется. Они «хороши, как новые», как человеческое существование или даже кристаллы, которые несмотря на их чрезвычайно простую структуру, никогда не повторяются.

Можно посоветовать пожилым людям жить в ногу со временем, и осознать, что время будет обеспечивать их всеми необходимыми новшествами. Казалось бы, такой простой совет — принимать все нововведения как должное, старый человек способен воспринимать и соглашаться с новыми вещами, способами и средствами. Но это проблематично: новые цели требуют новых глаз, которые видят их, и новых сердец, которые желают их. Слишком часто жизнь разочаровывает и даже самые заветные иллюзии не продлятся вечно. Слишком легко прийти к выводу, Plus ça change, plus c’est la même chose[1]. Этот фатальный вывод блокирует поток жизни и вызывает много проблем физического или психического характера. Рационалист, который основывает свои ожидания на статистических истинах, бывает основательно озадачен, когда имеет дело с такими случаями, потому что он игнорирует один важный практический факт — жизнь есть всегда исключение, "статистически случайное явление". Это так, потому что жизнь человека всегда уникальна, неповторима и неподражаема, и не может быть "жизни в общем смысле".

Тогда что же вы посоветуете этому неповторимому существу делать, когда оно достигнет зловещей отметки сорока лет?

Я боюсь, необходимо углубленное самопознание для продолжения жизни в старости, вне зависимости от того, насколько непопулярна может быть идея самопознания. Ничего нет смешнее или несуразнее пожилых людей, претендующих на то, чтобы оставаться молодыми — они даже теряют достоинство, одну из прерогатив возраста. Оглядываясь по сторонам, нужно быть готовым повернуть взгляд, чтобы посмотреть внутрь себя. Обнаружение себя предоставляет вам все, чем Вы, должны были быть, и для чего вы живете.

Вы в целом, конечно, иррациональная сущность, но истинность этой сущности - это и есть то, что делает Вашу жизнь уникальной и неповторимой. Таким образом, все, что Вы найдете в данном направлении — это факторы жизни, которые должны быть приняты во внимание для тщательного рассмотрения. Если Вы найдете, например, неистребимую тенденцию верить в Бога или идею бессмертия, не позволяйте ее нарушить болтовней так называемых свободомыслящих. А если вы найдете такую ​​же стойкую тенденцию отрицать все религиозные идеи, не стесняйтесь: отрицайте их и посмотрите, как это повлияет на Ваше общее благополучие и состояние вашего психического или духовного развития.

Но остерегайтесь в религиозных воззрениях ребячества: называете ли Вы конечное неизвестное "Богом" или "Деланием" — это в равной степени бесперспективно, так как мы не знаем, ни одного, ни другого, но лишь являем собой, несомненный опыт восприятия обоих. Но мы ничего не знаем о них самих, и не можем воспроизвести ни один, ни другой.

Считаете ли Вы бесполезным для людей надеяться на возможность жизни после смерти?

Поскольку нет никакой возможности доказать, что это так, правомерным является, как верить в жизнь после смерти, так и подвергать это сомнению. Есть опыт, который указывает на возможность существования обеих этих точек зрения. Самое важное — выяснить, какая из них лучше согласуется с Вашим общим расположением. Есть здоровые и нездоровые, полезные и неприятные мысли. Никто в здравом уме не будет есть не перевариваемую пищу, и, соответственно, разумный человек будет избегать неудобных мыслей и мнений.

В случае сомнений, попытайтесь обратиться к традиционной мудрости всех времен и народов. Это даст Вам достаточно информации о так называемых вечных идеях и ценностях, которые были общими для человечества с древнейших времен. Не следует прислушиваться к довольно глупому возражению, что никто не знает существовали ли эти древние универсальные идеи: бог, бессмертие, свобода — "на самом деле" или нет. Критерий истинности здесь не работает. Можно задать только единственный вопрос: являются ли они полезными или нет, помогает ли это человеку, чувствует ли он, что его жизнь становится более полной, более значимой и более удовлетворительной с этими идеями, или же без них[2].

Агностицизм никогда не бывает достаточен, когда встает вопрос о жизни в целом. Нам нужны определенные общие взгляды о том, чего мы не можем знать, чтобы подвести итоги нашего конкретного жизненного опыта, или удовлетворить наше стремление к самопознанию и целостности. И так как никто не знает, что истинно, каждый волен принять какие-то идеи, или же отклонить их.

Однако, есть разница, когда Ваши мнения или убеждения совпадают с традиционной и универсальной мудростью или нет, так как, если вы согласны, вы плывете, увлекаемый универсальным потоком инстинктивного психического поведения, но, если вы не согласны, вы должны плыть против него. Негативное отношение тоже имеет свои достоинства, так как дает вам удовлетворительное ощущение, что вы способны противостоять искушению подпасть под власть коллективных предрассудков. Такое сопротивление может даже подготовить вас наиболее эффективным способом для позднейшего твердого убеждения в обратном. То же самое верно и в случае того, кто увлекается идеями своего времени и среды, и никогда не задумывается об их обоснованности.

Молодые люди сегодня часто обвиняют старшее поколение, будучи очарованы философией отчаяния. Вы согласны?

Современный молодые люди, чувствуя себя революционерами, просто реализуют то, что их родители и педагоги не смогли открыто признать в себе, а именно неверие и сомнения в религиозных и нравственных понятиях. При отсутствии философской рефлексии, их родители основывали свои жизни на положительном и практическом убеждении материалистического и рационалистического толка, основываясь в этом отношении на огромном влиянии науки. Одним из самых впечатляющих таких примеров является современная физика, которая, наконец, признала атом как космическую единицу.

Такое открытие может также удовлетворить наше желание единства, целостности, но сегодня мы уже знаем, что открыты более, чем тридцать микрочастиц, составляющих целостность атома[3]. Это характерно для того, что происходит в науке о природе; она никогда не приводит к простому единству и цельности, но в множественности и сегрегации[4], или - используя Восточную терминологию - к "десяти тысячам вещей".

Это строго противоречит интеграции в единство и цельность личности, а также единству космоса. Старшее поколение сегодня глядит с испуганными глазами на своих детей и их более или менее любопытное поведение. Но дети живут непрожитой жизнью, своих родителей, то, что их родители не знали, не смели, и отрицали, иногда наперекор своему знанию. Даже сегодня образование в целом еще не пришло к идее, что в педагогических целях было бы гораздо более важно знать психологию родителей, вместо психологии ребенка.

Родителей не должно удивлять ничего, кроме их собственной наивности и незнания собственной психологии, которая, в свою очередь, является урожаем, посеянным наивностью и незнанием бабушки и дедушки, обрекающим на проклятие бессознательного в бессрочное будущее. Мой ответ на этот вопрос таков: обучение педагогов - или создание «школы для взрослых», тех взрослых, которых никогда не учили о требованиях человеческой жизни после сорока.

Что вы считаете является базовыми факторами счастья в человеческом восприятии?

1. Хорошее физическое и психическое здоровье.

2. Хорошие личные и интимные отношения, такие как брак, семья, дружба.

3. Способность воспринимать красоту в искусстве и природе.

4. Разумные стандарты жизни и удовлетворительная работа.

5. Философская или религиозная точка зрения, способная успешно справляться с превратностями жизни.

И уровень жизни зависит, конечно, в значительной степени от разумности своих ожиданий и своей ответственности.

Излишествами можно вызвать как счастье, так и несчастье. А философские или религиозные перспективы должны пройти соответствующую практическую проверку, поскольку без этого как философия, так и религия лишь притворство, без конкретных последствий.

Список факторов, определяющих несчастье будет намного длиннее! То, что вы не любите и боитесь, кажется, только и ждет вас, а то, что вы ищете и желаете, кажется, наиболее уклончиво, а когда вы это найдете, наконец, оно может быть далеко не так безупречно. Никто не может достичь счастья через предвзятые идеи, скорее следует назвать его даром божьим. Оно приходит и уходит, и то, что сделало вас счастливым сегодня, не обязательно окажется таковым завтра.

Все попытки, которые, как правило, предпринимаются, чтобы сделать человека счастливым, могут, при определенных условиях, производить обратное действие. Независимо от того, насколько идеален ваш случай, это не обязательно гарантирует счастья. Относительно небольшого нарушения вашего биологического или психологического равновесия может быть достаточно, чтобы уничтожить ваше счастье. Ни здоровье, ни благоприятные финансовые условия, ни безмятежные семейные отношения не смогут защитить вас, например, от невыразимой скуки — скуки, спасаясь от которой вы можете даже приветствовать изменение обстоятельств не слишком тяжелой болезнью.

Тем не менее, вы твердо верите в возможность счастья в жизни, даже в браке?

Это самое неуловимое и неосязаемое! Как бы то ни было, одно можно сказать наверняка: есть, как много ночей, так и дней, и один день может быть долог, как все другие вместе взятые в течении года. Даже счастливая жизнь не может быть без толики темноты, и слово «счастливый» потеряет смысл, не будучи сбалансированным печалью.

Конечно, понятно, что мы ищем счастья и избегаем несчастных и неприятных моментов, несмотря на то, что случай учит нас, что такое отношение не разумно, потому что побеждает в конце концов следующая идея: чем более сознательно мы ищем счастье, тем более вероятность, что мы не найдем его.

Поэтому гораздо лучше принимать вещи такими, как они есть, с терпением и хладнокровием. В конце концов, может быть, как раз в то время в сумке Фортуны найдется для Вас что-то хорошее, счастливое или приятное из ее актуальных или случайных даров.

(Д-р Юнг нагнулся и поднял с травы шляпу и сделанную под древность трость. Я прокомментировал резьбу тяжелой серебренной ручки).

Да, это старинная китайская резьба. Посмотрите, вы видите дракона, а на его хвосте цветок с драгоценной жемчужины внутри. Это намек на символ старых алхимиков — змея, кусающая свой хвост[5], но дракон, конечно, китайский символ удачи. Он всегда в погоне за тем цветком, вертясь вокруг трости, но он никогда его не догонит, потому что он у него на хвосте... В действительности, он, скорее, как те интеллектуалы… Ведь об этом я и говорил, не так ли?

Примечания:

[1] Чем больше перемен, тем больше все остается по-старому. Автор выражения — французский писатель и журналист Альфонс Жан Карр (1808— 1890). Он его сформулировал в издаваемом им журнале «Осы» (январь, 1849) и повторил в сочинении «Путешествие вокруг моего сада» (письмо 15-е).

[2] Тут К.Г. Юнг приводит идеи близкие концепции Уильяма Джеймса, выраженной в его книге «Многообразие религиозного опыта» (1902). Уильям Джеймс (англ. William James; 11 января1842, Нью-Йорк — 26 августа 1910, Чокоруа, округ Кэрролл) — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.

[3] Хотя слово атом в первоначальном значении обозначало частицу, которая не делится на меньшие части, согласно научным представлениям он состоит из более мелких частиц, называемых субатомными частицами.

[4] Сегрега́ция (позднелат. segregatio — отделение).

[5] Уробо́рос (др.-греч. οὐροβόρος, от οὐρά «хвост» и βορός «пожирающий»; букв. «пожирающий [свой] хвост») — свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, известных человечеству, точное происхождение которого — исторический период и конкретную культуру — установить невозможно. Несмотря на то, что символ имеет множество различных значений, наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. Символ уробороса имеет богатую историю использования в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии. Одним из его аналогов является свастика — оба этих древних символа означают движение космоса. Считается, что в западную культуру данный символ пришёл из Древнего Египта, где первые изображения свернувшейся в кольцо змеи датированы периодом между 1600 и 1100 годами до н. э.; они олицетворяли вечность и вселенную, а также цикл смерти и перерождения. Ряд историков полагают, что именно из Египта символ уробороса перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца. Однако точно установить происхождение этого образа затруднительно, поскольку его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, Индии, Китая и Греции.

Символ свернувшейся в кольцо змеи встречается в неявной форме в Месоамерике, в частности, у ацтеков. При том, что змеи играли значительную роль в их мифологии, вопрос прямой связи пантеона ацтекских богов с уроборосом среди историков остаётся открытым — так, без каких-либо развёрнутых комментариев Б. Розен называет Кетцалькоатля, а М. Лопес — Коатликуэ. Интерес к уроборосу сохранялся на протяжении многих веков — в частности, заметную роль он играет в учении гностиков, а также является важным элементом (в метафорическом смысле) ремесла средневековых алхимиков, символизируя преображение элементов в философский камень, требующийся для трансформации металлов в золото, а также олицетворяя хаос в мифологическом понимании термина. В новейшее время швейцарским психоаналитиком К. Г. Юнгом был вложен новый смысл в символ уробороса. Так, в ортодоксальной аналитической психологии архетип уробороса символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Дальнейшие исследования данного архетипа нашли наибольшее отражение в работах юнгианского психоаналитика Эриха Нойманна, обозначившего уроборос в качестве ранней стадии развития личности.

Перевод Григорий Зайцев

Источник: castalia.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Научитесь говорить «нет»

Датский психолог Свен Бринкман предлагает семь простых правил, следуя которым можно стать свободным от навязанной позитивной психологии

В умении говорить «Я не хочу» есть огромная сила и целостность. Только запрограммированные роботы всегда на все согласны. Когда, например, на мероприятии по развитию персонала вам предложат пройти курс «личностного развития», просто вежливо откажитесь. Тренируйтесь говорить «нет» по крайней мере пять раз в день.

17.04.2018 13:00, Юлия Кудерова, zozhnik.ru


Аллергия на идеалы

Виктор Франкл объясняет, почему счастье не может быть целью и смыслом жизни

Гонка за счастьем обесценивает его, а чем больше человек стремится к удовольствию, тем у него меньше шансов его достичь, считал психиатр и основатель логотерапии Виктор Франкл. Удовольствие, по его мнению, должно быть не целью, а «побочным эффектом достижения цели». T&P публикуют отрывок из книги «Воля к смыслу», где он объясняет, из-за чего мы часто путаем повод поплакать и причину для слез, почему в благополучном обществе люди страдают от недостатка требований к ним, а также как американский и европейский подход к образованию от страха навязывать молодежи смыслы и цели привел к аллергии на идеалы.

16.04.2018 13:00, theoryandpractice.ru


Синдром самозванца

Почему самокритика и перфекционизм мешают нам стать гениями

Исследования в области нейрофизиологии показали, что внезапное вдохновение — на самом деле предсказуемая часть сложного мыслительного процесса, утверждают Оливия Фокс Кабейн и Джуда Поллак в книге «Сеть и бабочка. Как поймать гениальную идею. Практическое пособие», которую выпустило издательство «Альпина Паблишер». T&P опубликовали главу о том, что такое «социальное торможение», почему мы так боимся, что о нас подумают другие, и как справляться с перфекционизмом.

07.04.2018 13:00, theoryandpractice.ru


«Ну, и последний кусочек...»

Вызывает ли еда зависимость?

Врач-диетолог Елена Мотова написала отличную книгу «Мой лучший друг – желудок. Еда для умных людей», в которой профессионально и с юмором рассматривает серьезные и важные вопросы деятельности нашего организма.

07.04.2018 09:00, Елена Мотова, zozhnik.ru


«Выбор момента настолько важен, что может стать вопросом жизни и смерти»

Книга об идеальном тайм-менеджменте

Редакция MakeRight.ru подготовила для vc.ru ключевые идеи новой книги Дэниела Пинка «Когда. Научные секреты идеального выбора времени» — о том, как выбирать идеальное время для разных дел.

20.03.2018 13:00, Andrey Frolov, vc.ru


Учить самому важному, с барабанами и по чуть-чуть

Как устроена финская школа

Система школьного образования Финляндии признается одной из лучших в мире, в том числе по результатам теста PISA. В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга «Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире». Ее автор — американский преподаватель Тимоти Уокер, который два года работал учителем в хельсинкской школе — объясняет, почему школьники там показывают такие хорошие результаты, несмотря на короткий учебный день и минимум домашних заданий (а на самом деле благодаря им), и предлагает 33 стратегии, которые могут пригодиться в любой школе.

18.03.2018 13:00, theoryandpractice.ru


О Боге, медведях и возвращении к протоязыку

Интервью с писателем Олегом Зоберном

В 2017 году издательство «Эксмо» выпустило провокационный роман Олега Зоберна «Автобиография Иисуса Христа». Артем Пудов побеседовал с автором и узнал, как он относится к мистике, какие книги читает и почему так любит самовары.

06.03.2018 16:00, Артем Пудов


Стрела, пронзающая антропологическую энтропию

Рецензия на книгу Андрея Ткачёва «Наше время. Зачем мы рождаемся»

Новая книга протоиерея Андрея Ткачёва – известного православного публициста, теле- и радиоведущего, несомненно, продолжает вектор, уже заложенный в предыдущих его книгах и выступлениях. Продолжает так же ярко, со всем присущим его перу и голосу проповедническим жаром, с присущими этому автору эрудицией, остроумием и разнообразием выбранных тем.

03.02.2018 16:00, Алексей А. Шепелёв для журнала «Православное книжное обозрение»


Северо-Кавказские Соединенные Штаты

Журнал "Оккультизм и Йога" Белград. N3, 1934

В сорока километрах к югу от Новороссийска, на Черноморском побережье, в живописной бухте расположен небольшой курортный городок Геленджик. Захудалый и малоизвестный до революции, он приобрел при большевиках большую популярность и сделался одним из самых „модных" курортов в России.

13.01.2018 16:00, Михаил Артемьев


Правда или миф?

Олег Зоберн. Автобиография Иисуса Христа

Провокационный и яркий роман, продолжающий линию «Евангелия от Христа» Жозе Сарамаго и «Сатанинских стихов» Салмана Рушди.

23.12.2017 16:00, Артем Пудов






 

Новости

В Новосибирске вышел сборник стихов, посвящённых трагически погибшему поэту Виктору Iванiву
Книга «Город Iванiв», состоящая из поэтических посвящений новосибирскому писателю, поэту и переводчику Виктору Iванiву (Иванову), покончившему с собой в феврале 2015 года, вышла на его родине.
Издательство «Наука» и Ассоциация интернет-издателей подписали соглашение о сотрудничестве
В первый день выставки Нон-Фикшен издательство «Наука» и Ассоциация интернет-издателей подписали соглашение о сотрудничестве в рамках программы «Открытая наука». В основе программы лежит реализация проектов по расширению открытого доступа к научным знаниям.
Восьмой "Гарри Поттер"
Новая книга о Гарри Поттере выйдет в России в ноябре
От создателя Гарри Поттера
Джоан Роулинг пишет новую книгу для детей
ММКВЯ снова в Москве
Московская международная книжная ярмарка откроется сегодня на ВДНХ

 

 

Мнения

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.