Подписаться на обновления
26 мартаВоскресенье

usd цб 57.4247

eur цб 61.8636

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
Вячеслав Шадронов   понедельник, 20 марта 2017 года, 16.00

Выцветший красный и положительно прекрасный
«Дракон» Евгения Шварца в МХТ им. Чехова, реж. Константин Богомолов


Фото: Екатерина Цветкова
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Новый спектакль Константина Богомолова — и снова вызов. В том числе и для поклонников режиссера, которым он не дает возможности получать удовольствие по инерции. Премьера «Дракона» в МХТ обязательно кого-то разочарует, оттолкнет, разозлит — иначе это был бы не Богомолов.

Богомолов по обыкновению дразнит — «троллит», как сейчас говорят — своих потенциальных зрителей загодя, начиная уже с анонса на сайте:

Спектакль по знаменитой пьесе Шварца «Дракон».

Не о власти. Не о любви. Не о деньгах.

Но о том, что

— розовый цвет страшнее черного,

— а ночь яснее дня;

— что безумие — самый разумный выбор, когда ничего нельзя поделать...

— что одна голова — хорошо, а три — плохо,

— что all u need is love,

— что love is all u need;

— что никто не знает зачем и кому это нужно…

А главное:

лучшее украшение девушек — это скромность и прозрачное платье.

Итого:

лучшие песни

зажигательные танцы

великолепные актеры

невероятная искренность

пугающая откровенность

тончайшая саркастичность

в новом спектакле «ДРАКОН».

Забавно, но в кои-то веки реклама не обманывает! По факту все так, хотя даже среди поклонников Богомолова (а они разные, как и Богомолов разный: кому «Идеальный муж» — а кому «Юбилей ювелира», кому «Князь» — а кому «Сентрал парк») к «Дракону» оказался готов далеко не каждый, и это самый верный признак его художественной состоятельности. Ну вот я, казалось бы, пятнадцать лет кряду спектакли Богомолова смотрю, видел почти все, далеко не все, тем более поначалу, воспринимал с восторгом (мягко говоря....), потом на многие вещи ходил не по одному-не по два раза, а удивляться не перестаю.

Если все-таки попытаться мыслить в привычных категориях и искать аналогии, то «Дракон» из того Богомолова, который уже более-менее известен, ближе всего, наверное, к «Гаргантюа и Пантагрюэлю», а отчасти также к «Лиру», хотя скорее тематически, чем по форме. И это тоже неожиданно, поскольку давнишняя и растасканная на «мемы» пьеса Шварца вроде бы предполагает совсем иной способ с ней взаимоотношения. Вот эту инерцию ожиданий Богомолов и ломает. Как и в «Карамазовых», да и в «Князе» даже на самом деле, оригинальный текст «Дракона» присутствует (и в гораздо больших объемах, чем могут себе представить защитники Пушкина и Достоевского, не читавшие ни Пушкина, ни Достоевского; с защитниками Шварца, надеюсь, попроще выйдет...), хотя во второй части спектакля прирастает фрагментом опять-таки Шварцева «Голого короля». В некоторых случаях реплики пьесы используются режиссером без изменений, но таким образом, что приобретают характер злободневного «капустнического» гэга, вроде самого первого разговора рыцаря с котом о драконе: «А рост? — С церковь». Однако если текст по большей части тот же, то сюжет совсем другой.

На диване в типовой квартире советских интеллигентов тихо, молча сидит кот Машенька (Кирилл Трубецкой). Появляется Ланцелотов (стажер Кирилл Власов) — в шляпе и с гитарой наперевес. Архивариус и его дочка (Евгений Перевалов и стажерка Надежда Калеганова), посасывая чупа-чупс, вежливо принимают «странствующего рыцаря», тот за чаем напевает под гитарку. Входит Дракон — Игорь Верник в маске с густыми бровями. Мирная беседа полушепотом, застольное обсуждение предстоящего боя рыцаря с драконом напоминает «тихие» спектакли Богомолова — «Юбилей Ювелира» и «Чайку-2». Но стена с обоями уйдет вверх, монтировщики разнесут за кулисы мебель, и в пустом пространстве «черного кабинета» зазвучит риорита Петра Тодоровского, возникнут кадры из «Летят журавли» Калатозова, Ланцелотов в армейской шинели попрощается с Эльзой фонограммой симоновского «Жди меня» и получит от нее нож, которым она по приказу Дракона должна перерезать рыцарю горло и которым сам перережет горло трем «головам» — и самому Дракону, и его, по всей видимости, жене, и только в последний момент отведет руку от горла (их сына?) мальчика.

«Дракон» Шварца написан в 1944 году, первая постановка сразу была запрещена, вторая, спустя почти двадцать лет и уже после смерти автора, не сразу, но тоже в итоге запрещена. В 1960-е и потом «Дракон», конечно, ставился — Шварц (а позднее Горин) позволяли через хрестоматийные сказочные сюжеты (для «Дракона» автор использует фабулу не европейского, что более характерно для Шварца, а восточного происхождения) выстраивать аллегории, в котором «догадливые» советские интеллигенты, себя воображая, разумеется, «рыцарями», противостоящими «драконам», без труда усматривали сатиру на «режим» и гордо держали фиги в кармане. Богомолов у них и их наследников чувство гордости и достоинства как раз отнимает — за что те вряд ли останутся ему благодарны (лишний раз стоит отметить: Богомолова ненавидят ведь не кухарки и не шоферы, но почитающие себя «образованными», «интеллигентными», а пуще того, «порядочными людьми», «хранителями истинной духовности»). В сущности, самое интересное в богомоловском «Драконе» — трансформация как раз Ланцелота, хотя за переменами в облике и статусе остальных персонажей следить не менее увлекательно, а за метаморфозами театрального пространства и подавно.

Как ни изумляет Верник в маске, как ни отталкивающе-старообразен преждевременно сморщившийся архивариус Евгения Перевалова (безупречно вписавшегося в странствующую богомоловскую «дрим-тим» после «Мушкетеров» и «Сентрал парка»), как ни точен и сдержан Павел Табаков в роли Генриха, и каким открытием не назови — а это однозначно открытие — Кирилла Власова, сыгравшего Ланцелот(ов)а, но от соблазна увидеть в «Драконе» бенефис Олега Табакова отделаться трудно. Нет сомнений — за более чем полувековую и более чем насыщенную актерскую карьеру Табаков, по крайней мере в театре, в том числе и у Богомолова (а это их по меньшей мере шестая совместная работа) не играл на таком градусе трэш-панка. В табаковском Бургомистре — выезжающем на инвалидной каталке с мигалкой, сливающим под собой воду, заговаривающемся на каждом шагу, но крепко держащем в голове не только нить своей речи, но и все «нити» к нему ведущие — невозможно отделить циничное дуракаваляние от подлинного маразма, симуляцию от клинического диагноза. И кто бы еще мог с такой творческой отвагой, кроме Табакова, позволить себе подобное?! А во второй части, когда «дракон побежден», а «рыцарь пропал», персонаж Табакова снова выходит на первый план, и опять в кресле на колесиках, но уже разряженный как попугай, и с текстом не Бургомистра из «Дракона», а короля из «Голого короля», собравшегося жениться «спасенной им» Эльзе.

Композиционно та «пьеса», которую Богомолов сочинил из текстов Шварца, сравнительно немного добавив из других источников и от себя, разбита на «семь вечеров», недвусмысленно отсылая и к «Пяти вечерам» Александра Володина (чья круглая дата совпала с предпремьерными показами), и к фильму Никиты Михалкова со Станиславом Любшиным, но не только. Отчасти ернические (не без подмигиваний), однако в целом явно с серьезными намерениями использованные как вполне определенный знак-подсказка изображения Христа — Распятого и Погребенного — чересчур в спектакле навязчивы, избыточны, и без того символика «страстной недели» достаточно прозрачна; но через видеоинсталляцию, воспроизводящую полотно Гольбейна «Мертвый Христос», в «Драконе» косвенно присутствует... «Идиот» Достоевского (копия с картины из швейцарского музея в романе служит важнейшим метафорическим лейтмотивом), так и не отпускающий Богомолова образ «положительно прекрасного человека», «рыцаря бедного», у которого тоже обнаруживается своя темная и страшная грань. За «семь вечеров» срывая «семь печатей» Богомолов, укладываясь в хронометраж одноактного представления, рисует, прибегая к обычным для себя приемам интеллектуального паззла, замешанного на травестии, картину абсолютно апокалиптическую, реконструирует ситуацию, в которой (и тут скрытая, внутренняя его полемика с автором «Дракона», как бы призывающим не терять в веру в возможность победы чистых сердцем рыцарей над тоталитарным злом, выходит наружу особенно явственно) появления рыцарей невозможно и никому не нужно, всем хорошо и без них. Притерпелись, на все согласны и благодарны.

«Красный цвет, выцветая, становится розовым» — и розовый павильон (от Ларисы Ломакиной) ведь в самом деле восхитителен, притягателен своей ядовитой окраской. Генрих-Павел Табаков, дважды бывший жених Эльзы, облачился в рясу и готов сочетать ее браком с нарядным «голым королем». Эльза-Надежда Калеганова, «девушка из интеллигентной семьи», начинает говорить как «три сестры» из богомоловского «Идеального мужа», с интонациями доросших до столичного гламура провинциальных лохушек. А сморщенный интеллигент, архивариус-Евгений Перевалов обернулся сам девицей на выданье и ловит свадебный букет (для Перевалова после недавнего Сентрал-парка — вторая травести-роль). Но главное и ужасное перерождение случилось с тем самым Ланцелотом — отбросив прежнюю бардовскую гитарку, «погибший» и «воскресший» рыцарь предстает перед «дорогими юрмальчанами», как приветствует зал в эпилоге ведущий Машенька (Богомолов не забывает пародировать сам себя и того модного Богомолова, которого за «Идеального мужа» так полюбила платежеспособная публика), затянутым в облегающее трико телесного цвета, будто и голым, но в самом нелепом, какой только можно придумать, костюме, в длинноволосом блондинистом парике — существом бесполым, безвредным и бесперспективным, с замашками будущей «звезды эстрады» (и даже не в статусе Лорда из «Идеального мужа», все-таки яркого, колоритного, крупного в своем роде; а попроще, подешевле). Великаны и рыцари постарели, измельчали, сменили род занятий и даже пол. Лучшие песни, зажигательные танцы, вертится фокстрот, летят драконы.

Персонажу Верника ограниченность выразительных средств (плюс еще и маска на лице) очень кстати, ведь, по сути, в спектакле, который называется «Дракон», главным героем неожиданно стал... Дракон, вроде бы лишенный — в отличие от Ланцелота и остальных — внешнего развития образ. Но не кто иной как Дракон в финале провозглашает «анафему» граду и миру пространной цитатой из «Заратустры». А благодаря во многом карикатурному образу, созданному Табаковым, в спектакле проявляются важные для Богомолова булгаковские ассоциации, реминисценции к «Мастеру и Маргарите» (Шварц и Булгаков — современники, в чем-то противоположные, а где-то парадоксально сближающиеся; и неслучайно в зрелом творчестве тот и другой обращались к хрестоматийным литературным и фольклорным сюжетам мировой культуры, подвергали их переосмыслению с позиций своей эпохи и своего мировоззрения), в какой-то момент в Табакове видишь облеченного властью и тяготящегося ею Пилата, а в другой — комедианта, шута Мольера (две грани конформизма — политическая и творческая, чиновника и художника).

Несмотря на стилистический контраст между бытовым минимализмом первой части спектакля и броской театральной условностью второй концептуально «Дракон» — очень целостный, лаконичный и, положа руку на сердце, несложный в задумке спектакль (если оглянуться на изощренную драматургическую композицию «Князя» хотя бы). Богомолов дает «краткий курс истории», пунктирно и (не в плохом смысле слова, но тем не менее) поверхностно прослеживает движение от 40-х, когда Шварц написал своего «Дракона», сразу попавшего под запрет, через «оттепельные» 60-е, когда пьесу можно стало брать в театральный репертуар, к 90-м и нашему времени, когда сколько угодно ставь Шварца — а всем все по барабану, плюнь в глаза — божья роса. Кого нынче испугаешь каким угодно Драконом — кругом сплошь чудушки-юдушки, летуны-хлопотуны, а главное — не просто декорации поменялись, с человеческой природой необратимая трансформация случилась (чудовищнее, чем с архивариусом, бургомистром и Генрихом вместе взятыми). Не дракон страшен, а то, что произошло с «рыцарями» или теми, кто себя таковыми считал, и на кого остальные надеялись — да и резонно ли надеялись, был ли мальчик?




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:




«Человек, не умеющий быть довольным собой, вообще никогда и ничем не будет доволен»

Борис Акунин о настоящей умной женщине

Ум, как известно, бывает разного калибра и профиля: практический, научный, творческий, смекалистый, «женский», поведенческий, психологический и так далее. Но, думаю, самый главный тип ума — тот, который позволяет человеку правильно относиться к жизни.

22.03.2017 19:00, Борис Акунин


Уничтожить Ленина

Самые знаменитые покушения на тело вождя

Казалось бы, трупы уничтожают только осторожные убийцы. Кому ещё в здравом уме придёт в голову стрелять в мёртвое тело или пытаться его взорвать? А если это тело вождя русской революции? В марте 1934 года Митрофан Никитин из совхоза «Прогресс» открывает огонь из револьвера по саркофагу Ленина в Мавзолее. Это было первое покушение на забальзамированного Ленина.

22.03.2017 16:00, Сергей Алимов, diletant.media


Бертран Рассел. «Что такое счастье?»

Британский философ, общественный деятель и математик о секретах счастливой жизни

«Огромное количество людей, имеющих многое, что может сделать их счастливыми, беспокоятся, потому что им кажется, что кто-то еще имеет немного больше. Они думают о том, что кто-то имеет лучшую машину или лучший сад, или о том, как хорошо было бы жить в более благоприятном климате, или насколько большее признание приносит та или иная работа, и тому подобные вещи. Вместо того чтобы радоваться тому, что им есть чему радоваться, они отказываются от удовольствия, думая, что, возможно, кто-то еще имеет больше, а это к делу не относится».

20.03.2017 19:00, izbrannoe.com


Инга Кузнецова: Я не держусь за целиковую себя

В ожидании выхода романа поэта Инги Кузнецовой «Пэчворк» состоялся разговор о перевороте реальности поэзией, дереве внутри ее стеклянного тела, философии, езде на самосделанных велосипедах, студии литературного развития подростков, промежутках между вещами, анархии и любимых книгах.

18.03.2017 18:00, Александр Чанцев


Царский отпуск

Крымские каникулы, Гатчина и морской воздух Ниццы

Крым всегда манил Романовых, а первым из них владельцем личного имения на Южном берегу Крыма стал Александр I. Крым настолько понравился императору, что незадолго до смерти он собирался поселиться там навсегда. Впрочем, любимые царями места для отдыха располагались не только в Крыму, но и по всему обширному пространству Российской империи и даже за её пределами.

17.03.2017 19:00, storyfiles.blogspot.ru


Почему добра так мало?

Джон Фаулз о добром деле как акте гигиены

Сразу после публикации своего знаменитого романа «Коллекционер» Джон Фаулз (1926 — 2005) опубликовал в 1964 г. сборник эссе «Аристос», в котором он хотел объяснить значение романа и раскрыть свои этические установки. Одной из главных проблем своего времени Фаулз видел неравенство в обществе, объективно существующее противостояние Немногих и Многих, интеллектуального меньшинства и всех остальных. Решение Фаулз видел в том, чтобы Немногие осознали свою ответственность и стали творить добро во имя установления справедливости.

15.03.2017 19:00, izbrannoe.com


Сергей Бочаров и «бахтинские сироты»

Умер Сергей Георгиевич Бочаров (10.5.1929 — 6.3.2017) — филолог, литературовед, автор работ о Пушкине, Баратынском, Гоголе, К. Леонтьеве, Л. Толстом... Уже в 1960-е гг. он был фигурой легендарной. Помню восторженный шепот филологических девочек, когда он появился на каком-то вечере в МГУ. «Посмотри, это Бочаров, ведь правда, он похож на Христа?». В Бочарове была тонкость, изящество, сосредоточенность, самоуглубленность, мало свойственные даже лучшим представителям советской интеллигенции. Он умел нести в себе какую-то тишину.

14.03.2017 19:00, Михаил Эпштейн


Кого нет в титрах «Кавказской пленницы»?

История советского актера Георгия Даниловича Светлани

Под задорную «дорожную» мелодию композитора Зацепина в кадр въезжает ярко-красный автомобиль с оленем на бампере, и, к великой радости зрителей, на экране появляется знаменитая троица — Трус, Балбес и Бывалый. Они тут же выстраиваются около бочки пива и начинают передавать друг другу ёмкие кружки с пенящейся жидкостью. Вот тут-то и появляется из-за кустов маленький поддатый старичок, на которого, как с неба, сваливается протянутая Трусом «доза».

13.03.2017 19:00, Сергей Капков, family-values.ru


Галина Вишневская и Мстислав Ростропович: любовь на десять жизней

Они стали мужем и женой через четыре дня после знакомства и душа в душу прожили долгую и счастливую жизнь. Любовь гениального виолончелиста, интеллигентнейшего человека, трепетного возлюбленного, заботливого мужа и отца Мстислава Ростроповича и звезды мировой оперной сцены, первой красавицы Галины Вишневской была такой светлой и прекрасной, что ее, наверное, хватило бы не на одну, а на десять жизней.

10.03.2017 19:00, izbrannoe.com






 

Новости

В сети появилась литературная карта мира
На сайте Reddit появилась литературная карта мира, где каждая страна представлена своей самой известной книгой местного автора.
Скончался американский музыкант Чак Берри
Рок-музыкант‚ певец и гитарист Чак Берри cкончался в возрасте 90 лет. Об этом сообщает Би-би-си.
Возрождая традиции
В Большом зале консерватории вновь зазвучит орган.
СМИ: Студия Warner Brothers собралась перезапустить «Матрицу»
Студия Warner Bros. решила перезапустить культовый фильм «Матрица». Об этом сообщает издание The Hollywood Reporter со ссылкой на анонимные источники. Сёстры Вачовски, написавшие сценарий и снявшие все три части киноэпопеи, в проект не вовлечены.
Названа причина смерти Джейн Остин
Сотрудники Британской библиотеки пришли к выводу, что английская писательница ослепла к концу жизни, вероятно, в результате отравления мышьяком, передает BBC.

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.