Подписаться на обновления
21 маяВторник

usd цб 64.4888

eur цб 71.9631

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Антон Чаблин   понедельник, 9 июня 2014 года, 13:30

Высшая мера образования
Высшее образование в современной России – это гремучая «смесь французского с нижегородским»


Средневековый университет. Лаурентис де Вольтолина. (миниатюра 1350-х гг.)
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Рейтинговое агентство «Эксперт» признало самым лучшим вузом Северного Кавказа Кабардино-Балкарский государственный университет (КБГУ). Показательно, что в этом вузовском рейтинге нет ни одного университета из Ставропольского края, хотя колоссальный наплыв студентов из других республик Кавказа испытывает именно Ставрополь и Кавминводы, а вовсе не Нальчик (как должно бы быть, если верить результатам «Эксперта»).

Опубликованный рейтинг таит еще много странностей. Все их можно объяснить несовершенством методологии расчетов. А она, в свою очередь, связана с обилием внутренних проблем российской высшей школы.

Самый-самый честный рейтинг

В четверг в московском конференц-отеле Swissotel прошел Второй международный форум вузов, организованный рейтинговым агентством «Эксперт». В своих выступлениях организаторы несколько раз подчеркивали, что его главный спонсор – это благотворительный фонд Олега Дерипаски «Вольное дело», а посему мероприятие неангажированное. Заранее заверить собравшихся в независимости суждений было очень важно, ведь на форуме представляли сразу три рейтинга вузов – российских (третий по счету), стран СНГ (второй) и всего мира (впервые).

Гендиректор рейтингового агентства «Эксперт» Дмитрий Гришанков заверил, что его главная задача – это разрушить монополию иностранных агентств на составление рейтингов вузов. Сегодня самыми известными среди них являются три: QS World University Rankings (его делает британская компания Quacquarelli Symonds), Times Higher Education World Reputation Rankings (публикует одноименный лондонский журнал) и Academic Ranking of World Universities (его составляет китайское агентство SRC, связанное с Шанхайским университетом)...

Однако все они, по словам Гришанкова, «грешат» тем, что российские университеты занимают в них очень низкие позиции. Незаслуженно низкие, как, разумеется, были уверены все приглашенные на форум ректоры. Как бы между делом Гришанков напомнил, что одним из своих «майских» указов президент потребовал создать в России независимую систему рейтингования социальных учреждений. «Эксперт», например, составляет рейтинги качества ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений: поликлиник, больниц, госпиталей, медцентров).

Хотя понятно, что за рейтингование мировых(!) вузов «Эксперт» взялся вовсе не потому, что так захотел Путин. Сегодня это такой доминирующий в России тренд – создавать собственные гуманитарные и экономические продукты в противовес Западу. Национальная платежная система (на замену Visa и MasterCard), национальные рейтинговые агентства (вместо «ангажированных» S&P, Fitch и Moody's), и вот теперь еще и национальный рейтинг вузов.

«Рейтинги должны быть разными, они должны быть настроены на разные стороны деятельности университетов. А когда рейтинги стали инструментом политических высказываний, это недопустимо!» – патриотично заявил на форуме ректор МГУ Виктор Садовничий (кстати, член Высшего совета «Единой России»).

Не нужен нам берег немецкий!

Чем же ректоры недовольны в западных рейтингах? Тем, что в них основной упор делается на качество научного «продукта». Вроде бы, тут-то уж России есть чем гордиться: все-таки в стране имеется колоссальный задел в виде еще советских исследовательских школ. Правда, стоит учитывать, что многие из них уже не конкурентоспособны на мировом уровне (КАВПОЛИТ писал об этом в статье «Академики кислых щей»). По ряду «критических» технологий Россия безнадежно проигрывает Западу и «азиатским тиграм», да это и без рейтингов очевидно: покупатели сметают с прилавков Samsung и Nokia, а вовсе не «Йотафоны».

Систему U-Multirank разработала группа институтов под руководством голландского Центра по исследованию политики в вопросах высшего образования (Center for Higher Education Policy Studies) и немецкого Центра высшего образования (Center for Higher Education). Проект в период с 2013 по 2015 год финансирует Евросоюз, выделивший на него 2 миллиона евро. Авторы системы использовали те же источники данных, что и в традиционных рейтингах, однако ввели в нее и некоторые новые показатели, такие как междисциплинарные публикации и совместные отраслевые публикации, а также данные по студенческим опросам и информацию из самих университетов (из включенных в базу данных 879 вузов около 500 добровольно предложили предоставлять собственные данные).

Поэтому «Эксперт» и предлагает иной подход к определению важности вузов на планете: не по количеству опубликованных статей, а по тому, насколько востребованы их выпускники на рынке труда. Для этого авторы рейтинга изучили социальную сеть профессиональных контактов LinkedIn и выяснили, что выпускников российских вузов в руководстве крупных западных компаний ничуть не меньше, нежели закончивших вузы Европы или США.

Самыми востребованными в западных компаниях оказались выпускники трех университетов: МГУ, Высшей школы экономики и МГТУ им. Баумана (по подсчетам «Эксперта», востребованнее даже закончивших Принстон, Кембридж или Гарвард).

Еще любопытнее оказались итоги национального рейтинга вузов, в котором ровно сотня вузов, отобранных по сложной схеме (она учитывает 50 критериев). От Северного Кавказа в топ-100 рейтинга попал только один вуз – Кабардино-Балкарский государственный университет (КБГУ), он на 75-й строчке (год назад был на 64-й). Показательно, что ни одного вуза из Ставропольского края в рейтинге нет, несмотря на то, что колоссальный наплыв студентов из других республик Кавказа испытывает именно Ставрополь и Кавминводы, а вовсе не Нальчик (как должно бы быть, если верить результатам «Эксперта»).

Расстраиваться не стоит

Что касается ЮФО, то он представлен в рейтинге сразу шестью вузами: это Волгоградский медицинский (ВолГМУ), Волгоградский «классический» (ВолГУ), Астраханский технический (АГТУ), Кубанский технологический (КубГТУ) и Южно-Российский политехнический (ЮРГПУ). Но, конечно, самые крепкие позиции у Южного федерального университета (ЮФУ) – он в рейтинге на 25-м месте.

Впрочем, тем, кто в «золотую сотню» не попал, расстраиваться не стоит. Как рассказал КАВПОЛИТУ исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» агентства «Эксперт» Алексей Ходырев, всего в рейтинге участвовали 124 вуза, заранее отобранные аналитиками агентства. Плюс еще несколько вузов захотели участвовать в исследовании доброовольно, но все они заняли в итоге низкие позиции, говорит Ходырев.

Оказывается, исходные данные методологии рейтинга, как и полный список исследованных вузов, публиковаться не будут. Хитрый маркетинговый ход: у читателя создается впечатление, будто в составлении рейтинга участвовали полтыщи вузов, а никак не 124. Кроме того, Ходырев обронил: «Знаете, а нет практически никакой разницы между вузами, которые занимают 80-ю или 100-ю строчку нашего рейтинга».

Да уж, с позиции москвича и особой разницы между регионами за МКАДом нет. А между тем, не имея объективного мерила оценки качества вузов именно в провинции, сложно говорить об их качественном скачке. И пока горе-аналитики грезят о каких-то заоблачных международных высотах, они даже не представляют, что творится в их собственной стране!

Французский с нижегородским

Размышляя о самобытности и высоком качестве российского образования, руководители вузов обильно сыпали англицизмами. Причем там, где вполне можно было бы использовать нормальные русские слова. Одного из выступающих модератор «круглого стола» даже был вынужден одернуть, поскольку тот вообще перешел на смесь «французского с нижегородским». И что же это за поборники традиций такие!

Охладили пыл ректоров, бивших себя в грудь по поводу своих блистательных результатов, и представители работодателей – крупных компаний, ради которых, собственно, и трудятся вузы. Все как один, твердили им: качество подготовки студентов неуклонно снижается. «Основная масса выпускников вузов имеет очень низкий образовательный уровень, малый кругозор, пишет и говорит с ошибками, неспособна изложить свои мысли, не знает основных культурных и исторических реалий. Мы, люди старшего возраста, с выпускниками вузов говорим на разных языках. Нам иногда легче человека выучить с нуля, чем работать с человеком, который набит устаревшими штампами и клише», – заявила на форуме заместитель гендиректора группы компаний «Базовый элемент» (по работе с регионами) Виктория Петрова.

Поддержал ее и Святослав Масютин, заместитель гендиректора концерна «Русэлпром»: «Есть элита вузовских выпускников, которая вызывает восхищение. Но в основной своей массе выпускники технических вузов это недоученные студенты. И нам приходится переобучать их».

Не менее радикален был Кирилл Алтухов из консалтинговой компании KPMG. «Качество студентов в региональных вузах не просто догнало, но уже перегнало московские. В крупных индустриальных центрах вроде Томска, Новосибирска качество выпускников, а самое главное, их желание работать, гораздо выше, чем в Москве. Использую слово «зажрались»: московские студенты имеют завышенные ожидания, но не готовы эти ожидания отрабатывать», – говорит Алтухов.

Кто травит ректоров

Отрицательная селекция происходит уже на этапе ЕГЭ, который сегодня является и вступительным экзаменом в вузах, говорит руководитель Управления международной деятельности Российского экономического университета им. Плеханова (РЭУ) Дмитрий Штыхно.

Можно подумать, что федеральные и национальные исследовательские университеты (о честности процесса и прозрачности отбора ряда из которых, кстати, ходили не очень хорошие слухи) являются эталоном измерения качества образования, и что в них однозначно меньше берут взятки, проталкивают блатных студентов, строже борются с плагиатом и т.п. Также можно подумать, что качество обучения и управления по крайней мере в значительной части таких университетов в последнее время не подвергается жесткой критике экспертов.

Государство установило крайне низкие критерии по базовым предметам: 30-35 баллов, или хотя бы некие остаточные знания (и это в том числе для абитуриентов, поступающих на специальности, которые считаются «критическими» для российской экономики). То же самое и в вузах, где «троечку» ставят студенту, который хотя бы что-то знает. «Вы бы хотели, чтобы вас лечил врач, который знает медицину наполовину?» – задал Штыхно риторический вопрос.

Правда, любая попытка покуситься на студенческий статус-кво вызывает горячий протест, рассказал ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. Последние три года вуз переживает процесс объединения: к нему присоединились четыре более слабых вуза. По словам Эскиндарова, процесс был болезненный: количество преподавателей увеличилось до 3 тысяч, а число студентов превысило 70 тысяч.

Однако при этом пришлось отчислить порядка 700 студентов, которые умудрились доучиться до четвертого-пятого курса, но при этом имели огромные задолженности за первый-второй курс. Также пришлось отказаться от нескольких преподавателей, за которыми, как дипломатично высказался Эскиндаров, «были грехи». И уже по этому поводу поднялась волна возмущения в соцсетях. К счастью, несмотря на эту разнузданную кампанию, реформа вуза все же завершилась.

Реформа реформаторов

Проректор РУДН Нур Кирабаев считает, что исторические традиции образования оборачиваются сегодня тем, что в России хороша лишь подготовка бакалавров (исполнителей), зато провал при обучении магистров (от них требуется умение самостоятельно принимать решения). По мнению Кирибаева, особенно заметно это в гуманитарном образовании, где компетентностная модель не работает именно из-за отсутствия у студенческого поколения такой черты, как креативность.

Проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов согласен в том, что главная проблема российской высшей школы – это чрезмерная фундаментальность в ущерб практике. В американских вузах студент проводит на аудиторных занятиях (лекциях и семинарах) лишь треть времени.

Поэтому, чтобы отечественным вузам достичь позиций американских, говорит Мясоедов, нужно еще значительнее сокращать количество лекций и семинаров и расширять программы прикладного бакалавриата (их начали внедрять в отечественные вузы в прошлом году). Можно перенять с Запада еще одну «придумку» для повышения мобильности (а также роста независимости) вузовского сообщества: студент, закончивший определенный вуз, может пойти в докторантуру (то, что аналогично аспирантуре в России) только в другом университете.

А кто будет учить этого «студента завтрашнего дня», о котором на форуме хором грезили все ректоры? Завлечь бизнесмена-практика для преподавания в вуз крайне сложно: по словам Мясоедова, с каждым таким деловым человеком приходится проводить огромную работу, потому что для вузовского профессора половина рабочего времени тратится не на исследования (как на Западе), а на бумажную волокиту.

В общем, так и осталось неясно, откуда же вообще взять молодых преподавателей, мобильных, опытных и в то же время имеющих практику работы. Тех, которые сегодня составляют основную массу профессоров на Западе, но не в вузах России.

Еще один вопрос, который остро прозвучал на форуме, – это неравномерность распределения самих вузов. Сконцентрированы они в основном в Москве и Санкт-Петербурге, в то время как основная масса заводов (где и требуются их выпускники) находится в Сибири, на Урале, в таких маленьких городках как Шелехов, Черемхово, Североуральск... То есть ребята, родившиеся в этих городах, уезжают учиться в столицу, а обратно, естественно, уже не возвращаются.

«Когда был Советский Союз, было все просто: была жесткая система распределения. Но если у нас вся элита будет в Москве, Питере, то ничего хорошего это не принесет», – размышляет ректор МИФИ Михаил Стриханов. По его мнению, оптимальный вариант: ведущие вузы обязаны взять «шефство» над университетами второго уровня (по сути, воссоздав методические объединения отраслевых вузов, существовавшие в советские годы).

Напоследок всем приглашенным ректорам дали возможность высказаться: чего им не хватает для повышения конкурентоспособности их вузов. Почти все говорили, что не хватает молодых кадров либо денег, а вот Виктор Садовничий заявил, что университетам нужно дать больше автономии, чтобы государство не вмешивалось в их деятельность. И едва не сорвал аплодисменты зала. Это ведь рефрен любых российских реформ образования – государство лучше самих ученых знает, что им надо.

Источник: kavpolit.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Хорошая школа

Физик Валерий Митрофанов о шести принципах воспитания учёного, да и вообще любого профессионала

Американский астрофизик Кип Торн, в прошлом году получивший Нобелевскую премию по физике за поимку гравитационных волн, часто говорит, что этого открытия могло и не быть, если бы в своё время он не познакомился с Владимиром Борисовичем Брагинским. Этот советский физик-теоретик был учителем и другом Торна. По словам американца, на создание детектора LIGO, обнаружившего гравитационные волны, его вдохновил именно Владимир Борисович.

06.02.2019 13:00, kot.sh


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 2

О плате за публикацию статей и «зеленом» открытом доступе

Ричар Пойндер, журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки, продолжает рассуждать о том, почему ученые отказываются размещать научные публикации в институциональных репозиториях, какое влияние на движение окажет платформенный капитализм и как будет развиваться открытый доступ в ближайшее десятилетие.

31.08.2018 13:00, Richard Poynder


От открытости к качеству

Почему в информационном обществе так важен открытый доступ

«Научный корреспондент» был запущен 3 года назад, с тех пор к проекту присоединилось уже 12 университетов. Рассказываем тем, кто не успел принять участие, в чем смысл проекта и почему открытая публикация выпускных квалификационных работ имеет критическое значение для российской системы высшего образования.

30.08.2018 16:00, Ольга Кареева


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 1

О недоверии к ученому сообществу, открытом лицензировании и «бронзовом» открытом доступе

Журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки Ричард Пойндер рассказал о том, какие проблемы переживает современная система научной коммуникации, может ли «бронзовый» доступ называться открытым и как различные дисциплины влияют на развитие движения.

30.08.2018 13:00, Richard Poynder


«Денег всегда не хватает. Это закон денег»

Интервью с исполнительным директором НЭИКОН о будущем информационного обеспечения науки

Александр Кузнецов: «На наш взгляд, та система доступа к научной информации, которая существует сейчас, несправедлива. Идея открытого доступа не потому хороша, что всё бесплатно и доступно, а потому, что она более честная».

29.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


«“Научный корреспондент” — это проект для вузов-лидеров»

Как практика открытой публикации может повлиять на работу университета

Координатор проектов Ассоциации интернет-издателей Наталия Трищенко рассказала об истории появления проекта «Научный корреспондент» и планах по его дальнейшему развитию.

28.08.2018 13:00, Анна Иванова


Оперативность, защищённость, качество

Руководитель ГПНТБ России Яков Шрайберг о ключевых условиях развития открытого доступа к науке

Несмотря на то, что открытый доступ уже стал одной из ключевых тенденций развития научной коммуникации, многие его аспекты всё ещё вызывают вопросы и недоверие со стороны научного и библиотечного сообщества. О том, чего не хватает для развития открытой науки сейчас, «Частному корреспонденту» рассказал генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Яков Леонидович Шрайберг.

27.08.2018 16:00, Наталия Трищенко


Цитируют редко, рецензируют плохо, копируют часто

Интервью с Алексеем Скалабаном о проблемах распространения информации в научном сообществе

Международный эксперт НЭИКОН Алексей Скалабан рассказал «Частному корреспонденту», почему деятельность научных журналов должна регулироваться специалистами, как открытый доступ влияет на цитируемость материала и кто такие «хищники» среди научных журналов.

27.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


Следующее поколение ученых

Интервью с президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским

Наука должна состоять из молодых людей, у которых есть амбициозные проекты, которые стараются на основании источников, экспертизы, данных, общения с практиками выстраивать новую картину мира, искать ошибки в традиционных теориях и делать новые открытия – формировать картину мира ХХI века.

25.08.2018 19:56, Наталия Трищенко


Человек, который вышел из пещеры к свету

Как, когда и почему образование стало для нас ценностью

Мы привыкли к тому, что быть образованным — это правильно. Хорошо, модно и полезно, практически как быть богатым и красивым. Точнее, даже не так — мы привыкли к тому, что это нормально. А вот необразованный человек вызывает у нас недоумение: сразу хочется задать ему вопрос, как же его так угораздило и на что он будет теперь жить. Но на то и существует наука история, сдувающая пыль с прошлого, чтобы лучше понимать настоящее и не без опаски заглядывать в будущее. Как, когда и почему книжное слово и образование превратилось в одну из базовых ценностей?

25.08.2018 13:00, Игорь Лужецкий, knife.media






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Школьники пострадали в Волоколамске из-за выброса газа на свалке «Ядрово»
Ведомости: более 200 человек собрались у больницы и требуют ввести режим ЧС в школах и детских садах.
Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.