Подписаться на обновления
18 августаСуббота

usd цб 66.8757

eur цб 76.1848

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 29 ноября 2010 года, 10:23

Вячеслав Шадронов: «Выдавливать из себя интеллигента по капле…»


Вячеслав Шадронов
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





ЖЖ — медиа или способ общения? Насколько важна обратная связь? Есть ли у блога конечная цель? Как писать и ничего не бояться? Какие могут быть претензии к русской интеллигенции?

_arlekin’a_ читают те, кому хочется иметь представление о культурных событиях Москвы. Причём знать о них не официальную точку зрения, но мнение человека, который, посещая небывалое для других количество премьер, вернисажей и концертов, пишет то, что действительно думает. Смешивая репортаж и аналитику.

Про aman_geld'a я узнал после их совместной выставки со Слюсаревым, которая сначала прошла в Пермском музее современного искусства, а затем в Московском музее архитектуры. Фотографии aman_geld'a фактурные, несколько холодные и отчуждённые. В нашем проекте бесед, посвящённом десятилетию «Живого журнала», Слава Козлов «отвечает» за фотографический спектр ЖЖ, за пользователей, живущих вне России, а также за новые технологии, с которыми он непосредственно связан по работе.

Когда начинаешь читать дневник _arlekin’a_, поражаешься той энергии, с какой Шадронов посещает разнообразные мероприятия по нескольку в день. Вот и выходит наиболее полная (подробнее я и не знаю) хроника повседневного культурного существования одного отдельно взятого человека.

Получается, что дневник Шадронов заменяет работу целого отдела культуры, описывая в порядке поступления телепередачи, балеты, традиционные и экспериментальные постановки, оперы и симфонические концерты, вернисажи и антрепризные поделки, попсовые фестивали и гламурные тусовки.

Многие так живут, но не многие так пишут. Я не всегда согласен с оценками _arlekin_, не делающего методологической разницы между высоким и низким, коммерческим и душеподъёмным: для Шадронова все равны в пространстве его потребительской корзины.

Нормальный такой постмодернистский подход, вскрывающий особенности современного восприятия искусства, активно вмешивающегося в жизнь, и жизни, не способной существовать без зон искусственного напряжения.

— Когда и как вы пришли в ЖЖ? Откуда про него узнали?
— Я не сам пришёл — меня привели, можно сказать, притащили. Моя близкая на тот момент знакомая настоятельно рекомендовала мне завести ЖЖ, уверяла, что он будет популярным, — я долго не понимал, о чём вообще речь, потом, поскольку опыт ведения обычного, «тетрадочного» дневника у меня имелся, я решил попробовать.

Но ещё в течение некоторого времени я только писал тексты и по почте отправлял их моей знакомой, она взяла на себя всю техническую работу, сама создала ЖЖ, сама отправляла туда тексты — мои, конечно, и с моего ведома.

Потом я немного освоился и научился всё делать самостоятельно. Хотя когда кто-то из моих знакомых видит, как я обращаюсь со своим дневником, поднимают меня на смех: всякий раз я захожу в него с главной страницы, набираю имя и пароль, а потом выкладываю заранее написанный в текстовом формате пост.

Это, правда, связано ещё и с тем, что у меня ограничен доступ к интернету, через модем, купленный почти десять лет назад, — таких, наверное, уже нет ни у кого.

Поэтому дневник я веду постоянно, а записи выкладываю время от времени, иногда получаются очень большие блоки текстов — кого-то это тоже раздражает, но ничего не поделаешь.

— Для вас ЖЖ — это личное медиа или способ общения?
— Ни то ни другое. Второе — точно нет, у меня во френдленте двадцать пользователей, из которых половина пишет не чаще чем раз в полгода, но и такую френдленту я читаю, мягко говоря, нерегулярно.

Но и не медиа — не ставлю таких задач, хотя отчасти это получается само собой, если читателей довольно много и они воспринимают мой дневник как источник информации — от этого никуда не денешься, приходится принимать в расчёт.

ЖЖ — это дневник. Я много лет вёл дневник, записывая свои впечатления, в основном от прочитанных книг, в обычную общую тетрадку.

Сейчас я продолжаю делать то же самое, только о книгах почти не пишу, в основном о фильмах и спектаклях, которые смотрю. Но и такой подход сформировался не сразу.

Нетрудно заметить, что первые год-полтора мой дневник по содержанию радикально отличается от сегодняшнего, это был настоящий личный дневник, открытый...

Но тогда его читало несколько человек, и так как я ничего специально не делал для расширения этого круга, ситуация сохранялась на протяжении долгого времени.

А интернет — просто носитель, форма бытования текста. Но, безусловно, очень удобная по многим очевидным причинам, начиная с того, что в поездку не надо ничего специально с собой тащить, везде, где есть интернет, есть и доступ к дневнику (правда, я редко куда-то езжу), и заканчивая обратной связью.

Как ни странно, она для меня важна — но не с целью общения. Для меня по-настоящему ценными являются те комментарии, которые расширяют поле дискуссии вокруг темы, которую я затронул в той или иной записи, и особенно такие, где комментаторы указывают мне на фактические ошибки в текстах.

Объёмы написанного у меня немаленькие, редактора надо мной, понятно, никакого нет, к совершенству я не стремлюсь и пишу как пишется, не переписывая, не приглаживая и зачастую даже не перечитывая первоначальный набросок (что совершенно естественно для дневника — к сожалению, многие этого не понимают), — очевидно, что нередко что-то путаю. Или просто чего-то не знаю.

Поэтому за каждую поправку благодарен, с какой бы интонацией она ни была высказана. Редактировать записи, опять же, в интернете удобнее, чем на бумаге, можно возвращаться к старым текстам, дополнять их — возможности тут шире, чем в толстой тетрадке.

— Насколько вам важна обратная связь?
— Обратная связь мне важна прежде всего как возможность уточнить и дополнить содержание записей, а также исправить фактические ошибки с помощью людей в том или ином вопросе более компетентных, чем я.

По крайней мере так было поначалу. Сейчас, конечно, когда многие уважаемые мной люди воспринимают мой журнал всерьёз, порой совершенно неожиданно для меня.

По инерции я начинаю думать, что пишу не только для себя, делаю какие-то поправки на то, кто и что может в моём дневнике прочитать.

Но постоянная обратная связь, если измерять её в количествах комментов, меня не интересует совсем.

Попасть в топ, как я заметил, очень просто — надо взять какую-нибудь острую политическую новость и высказаться про неё более или менее резко.

Когда меня на такие штуки пробивает, сразу набираются десятки и сотни комментариев, возникают дискуссии, перебранки. Но мне это неинтересно.

Любой отзыв на запись о новой театральной премьере я ценю выше, чем две сотни восклицаний в поддержку или опровержение какого-нибудь никчёмного заявления общественно-политического характера.

— Что для вас важнее всего в вашем блоге: создать максимально плотную картину культурной жизни, наиболее точно передать ваши ощущения от увиденного, услышанного, прочитанного?
— Второе, но с важной поправкой: я делаю это для себя, а не для читателей. Я для себя, для собственного пользования стараюсь максимально точно зафиксировать свои впечатления и выводы от увиденного или прочитанного. Чтобы потом, если будет такая возможность и возникнет надобность, вернуться к ним и сопоставить с новыми.

Если мои впечатления интересны кому-то ещё — я, разумеется, ничего не имею против и, наверное, не вполне чужд тщеславия, но правда, такой задачи я не ставлю.

— Про что вам писать интереснее всего (театр, ТВ, интернет, книги, кино)?
— Про что бы я ни писал, я пишу про себя. Это принципиальный момент. И всякий раз, когда мне делают замечания по форме моих «рецензий», я уточняю, что не пишу «рецензий», во всяком случае не в дневнике.

В чём пафос? Что такое троллинг и с чем его едят? Есть ли у ЖЖ общественные функции? Как ЖЖ менялся и куда эволюционировал? Как бороться со спамом?

Ведь для этого у меня, к счастью, пока есть другие возможности, я печатаюсь и в обычных бумажных изданиях, и в интернетных, в том числе являюсь постоянным, хотя и нечастым автором «Частного корреспондента».

Дневник же предназначен для того, чтобы фиксировать личные впечатления. И мне очень не хотелось бы, чтобы его воспринимали как альтернативную интернет-версию журнала «Ваш досуг» или «Афиша».

Поэтому я практически всегда отказываю в просьбе что-то «посоветовать», «порекомендовать», особенно если обращается человек незнакомый, виртуальный.

И мне также не хотелось бы, чтобы меня воспринимали как машинку для переработки эстетической информации, поэтому нередко в записях о спектаклях или фильмах я отмечаю, помимо собственно основного предмета, бытовые и человеческие подробности, снижаю пафос, и делаю это сознательно.

А многие не понимают и раздражаются. Ну пускай. Нельзя не понимать два момента: _arlekin_ — вымышленный виртуальный персонаж, а Слава Шадронов — реальный человек.

Между ними не то чтобы ничего общего нет — есть, и очень много, но они не одно и то же.

— Как вы относитесь к утверждению, что те, кто работают хорошо в ЖЖ, сдуваются, как только начинают писать за деньги? Если это так, то почему такое происходит?
— Я не «работаю» в ЖЖ, дневник — это не работа, я это для себя делаю. А за деньги я начал писать даже раньше, чем попробовал вести дневник в тетрадке. Я публикуюсь с 1992 года, с 1997 года работаю — и вот тут я именно «работаю» — как профессиональный журналист.

Это, вообще-то, основной и единственный род моих занятий, я никогда ничем иным профессионально не занимался и никак иначе на жизнь не зарабатывал, кроме как печатая свои материалы в периодических изданиях.

Другое дело, что, действительно, мои собственные попытки перенести дневниковый опыт в свою профессиональную деятельность оказались не слишком успешными.

Думаю, это связано с тем, что дневниковый формат и формат профессиональной журналистики, даже современной, не скованной жёсткими жанровыми стандартами, всё равно очень различны, практически несовместимы.

— Есть ли у вас авторы-ориентиры?
— В ЖЖ? Нет, поскольку, как я уже сказал, чужих интернет-дневников я практически не читаю.

Но, может быть, это покажется чересчур пафосным, _arlekin_ как виртуальный персонаж имеет что-то общее с моим любимым литературным героем — Орландо из одноимённого романа Вирджинии Вулф.

Вообще, выбор имени для виртуального дневника для меня в момент, когда я поддался на уговоры его создать, был очень лёгким, как и выбор картинки-юзерпика, — альтернативных вариантов не было, этот сразу пришёл в голову.

Не надо быть доктором искусствоведения, чтобы заметить: это образ, построенный на соединении контрастов (маска смеющаяся — маска плачущая), и он продолжается в заглавии и подзаголовке дневника («Широко закрытые глаза», «пессимистическая комедия»).

Понятно, что арлекин — это ещё и театральный символ, и лирический герой известного шлягера Пугачёвой, и метафора из романа Набокова «Смотри на арлекинов!», где арлекин — воплощение преобразующей будничную действительность фантазии.

Ну конечно, говорить, что Вирджиния Вулф, Набоков, Стэнли Кубрик и Пугачёва — мои «авторы-ориентиры», не приходится. Но это тот контекст, вне которого понять, каков _arlekin_ без маски, лучше и не пытаться.

— Каким вы представляете своего читателя?
— Пишу-то я для себя, но поскольку как минимум нескольких своих постоянных читателей я знаю лично, то вот их себе и представляю. Хотя пишу всё равно не для них, не для «прогрессивного человечества», не для «вечности» — исключительно для себя. Выбор тех, кто меня читает, — их дело, не моё.

— Что не попадает в вашу хронику культурной жизни?
— Я не веду хронику «культурной жизни». Я веду хронику собственной жизни. Если в настоящий момент она, так получилось, связана в основном с театром и кино, то я об этих вещах и пишу. Достаточно полистать записи первых месяцев существования дневника, чтобы убедиться — так было не всегда.

— Помимо культурной жизни, которую вы описываете достаточно подробно, другими важными темами вашего блога оказываются антиправославие и воинственная какая-то гомосексуальность. Почему вам так важно быть неполиткорректным?
— Это два разных вопроса, первый — по содержанию, второй — по стилю.

Что касается второго — всё просто, я не стараюсь нарочно быть «неполиткорректным», но я не переношу фарисейства, которого вокруг и без того хватает, и стараюсь называть вещи своими именами, да, время от времени сознательно подразнивая разного рода лицемеров.

Насчёт «воинственной гомосексуальности» — это предубеждение и вообще глупость какая-то. Я вообще не представляю себе, что гомосексуальность может быть «воинственной».

Как правило, всё выходит ровно наоборот, вряд ли в здравом уме кто-то воспринимает новости о том, как «геи напали на православных хоругвеносцев, когда те хотели просто с ними поговорить». Но этот подпункт первого вопроса скорее связан со вторым — считайте, что это тоже такой «стилистический» приём-раздражитель.

И если угодно, даже тест на вшивость прежде всего не для мракобесов, но для тех, кто считает себя «толерантными» и «прогрессивными».

А между тем любое открытое проявление гомосексуальности, совершенно нормальное для современного цивилизованного общества, воспринимает как нечто агрессивное и «воинственное».

Но, кстати говоря, с теми, кого я называю идейными пидарасами, у меня тоже отношения напряжённые ещё с времён шума вокруг самого первого т.н. гей-парада, когда я очень резко отозвался об этой пошлой затее и написал памфлетного характера текст под названием «Смело, товарищи, в жопу».

Само собой, православным в нём тоже не поздоровилось, но именно общественники из гей-среды особо на меня ополчились.

А вот православие — тема для отдельного разговора. Причём лишний раз подчёркиваю — речь идёт не просто об РПЦ, с этой конторой всё более-менее ясно любому вменяемому человеку, в том числе многим считающим себя «настоящими православными», а именно о православной идеологии, которая шире рамок РПЦ.

И даже не о православии как таковом, а о том, что я называю термином собственного изобретения — «коммуно-православный фашизм».

Но я на самом деле практически никогда не пишу отдельно о православии — не помню, чтобы у меня в дневнике за много лет появилась хоть одна запись, посвящённая исключительно этой проблеме, а проблема есть.

Другое дело, что очень часто я смотрю на те или иные вопросы и под этим углом тоже — что поделаешь, если православный душок ощущается повсюду?

Я бы и хотел сделать вид, что его не существует, но ведь не спрячешься.

Кстати, это не единственные «раздражители», которые провоцируют разные смешные реакции. И мне кажется, что если уж выделять какую главную цель моего «воинственного», как вы выражаетесь, пафоса, то это скорее уж отдельные интеллигенты и в целом так называемая русская интеллигенция.

— А какие претензии у вас к русской интеллигенции и кем, кстати, вы себя считаете сами?
— Интеллигенты, как мне неоднократно приходилось отмечать, существа интеллектуально и нравственно ущербные. В первую очередь интеллектуально.

И русские, и западные, но поскольку с русскими чаще приходится иметь дело непосредственно, речь о них.

За двести лет эти чудики так и не поняли, где живут и с кем имеют дело. Мне, честное слово, неинтересно говорить про них серьёзно — они того не заслуживают.

Пусть и дальше считают себя патриотами и ратуют за избавление великого русского народа от гнёта кровавой тирании, несогласно маршируют и устраивают тусовки в защиту конституции страны, где большинство населения по сей день полагает, что Конституция — жена императора Константина.

Ну если им делать больше нечего — пожалуйста. Что до меня — наверное, что-то случайное во мне от интеллигента есть, но я стараюсь выдавливать из себя интеллигента по капле.

— Высказывая неполиткорректные суждения, вы ничего не боитесь?
— Даже если боюсь — в России, да и вообще, так страшно жить, что бояться высказывать какие-то отдельные суждения бессмысленно. Отказ от высказывания всё равно не гарантирует безопасности.

В позапрошлом году на меня напали на улице и очень сильно избили, но это никак не было связано с моими суждениями: просто я проходил мимо кучки пьяных русских, одни на меня набросились без всякой причины, другие из той же компании оттаскивали первых, они ничего от меня не хотели, ничего обо мне не знали, им до фонаря были любые мои «суждения», они даже ограбить меня не пытались — совершенно нормальная для населения этой страны забава — нападать на первого встречного без причины.

Когда за суждения — это, если уж на то пошло, не так страшно, когда просто так — страшнее.

— Есть ли у вашего блога конечная цель? Что может заставить вас бросить эти ежедневные записки?
— «Бросить записки» — не знаю, но я не заставляю себя писать, и никто меня не заставляет. Бывают моменты, когда писать не хочется, лень или некогда, — тогда я просто не пишу.

Очень часто в последнее время встаёт выбор: лишний раз что-то посмотреть или лишний раз о чём-то написать, — как правило, я отдаю предпочтение первому, так что мой дневник — далеко не полное отражение «моей жизни в искусстве», а всё более и более «избранное». Если совсем не захочется писать — не буду совсем.

Но я бы разделил понятия «записки» и «блог». У меня и так не самые простые отношения с интернетом, я имею в виду чисто технический аспект, а если что — остаётся возможность вернуться к толстой тетрадке и вести дневник по старинке.

— Как вы считаете, что заставляет людей вести дневники — на бумаге или же в Сети?
— Я не знаю, что заставляет других, — кого-то, несомненно, тщеславие, кто-то реализует таким образом нерастраченную творческую энергию. Свои мотивы я вроде бы подробно объяснил: я хочу зафиксировать свои впечатления, чтобы иметь возможность к ним возвращаться и сравнивать с новыми.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00


Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

05.06.2015 14:30, Александр Чанцев


Арбат замолчал

Борьба правительства Москвы за тишину на Арбате идет давно: в 2010 году на улице запретили музыку и аудорекламу, в 2013 речь зашла уже о ярмарках и массовых мероприятиях. Сейчас ограничения касаются всех представителей уличной культуры, однако музыканты не готовы так просто сдавать позиции. Предлагаем вниманию читателей хронику местных боев неместного значения за право на существование российской уличной культуры.

02.06.2015 14:30






 

Новости

Писатель Эдуард Успенский умер в Москве на 81-м году жизни
В Москве на 81-м году жизни скончался известный советский и российский писатель Эдуард Успенский.
Умерла переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак
Переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак умерла в пятницу, 20 июля, в возрасте 55 лет.
В Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России пройдет вечер «Корифеи сербских шахмат»
Вечер «Корифеи сербских шахмат», приуроченный к Международному дню шахмат, пройдет в Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России 19 июля. Среди почетных гостей мероприятия ожидаются 10-й чемпион мира по шахматам Б.В. Спасский, а также Чрезвычайный и полномочный посол Республики Сербии в России Терзич Славенко.
В Британии нашли сценарий Кубрика, потерянный 60 лет назад
В Британии обнаружили сценарий Стэнли Кубрика по новелле Стефана Цвейга «Жгучая тайна», считавшийся утерянным. Находку сделал Натан Абрамс, профессор кинематографии Бангорского университета в Уэльсе. Об этом пишет The Guardian.
Проект «Открытая библиотека» представлен на конференции «Петербургские коллегиальные чтения – 2018»
27 — 29 июня 2018 года в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялась 20-ая Научно-практическая конференция на тему: «Интеллектуальная собственность: теория и практика», которую проводила Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных. В ходе работы конференции были рассмотрены теоретические и практические вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности и защиты интеллектуальных прав.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.