Подписаться на обновления
25 августаВоскресенье

usd цб 65.6046

eur цб 72.6243

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
  понедельник, 22 ноября 2010 года, 09:42

Вячеслав Козлов: «Просто связывать одно с другим…»
аman_geld о фотографии, интернете вещей и о том, каким мог бы быть ЖЖ, да не стал


Вячеслав Козлов
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Зачем человеку несколько дневников? Как делить себя между своими субличностями? Почему aman_geld — это проект и какая интерпретация оказывается правильной?

Про aman_geld’a я узнал после их совместной выставки со Слюсаревым, которая сначала прошла в Пермском музее современного искусства, а затем в Московском музее архитектуры. Фотографии aman-geld’a фактурные, несколько холодные и отчуждённые.

В нашем проекте бесед, посвящённом десятилетию «Живого журнала», Слава Козлов отвечает за фотографический спектр ЖЖ, за пользователей, живущих вне России, а также за новые технологии, с которыми он непосредственно связан по работе.

Об этом и диалог.

— Как вы узнали о ЖЖ и как сюда пришли?
— Я узнал про ЖЖ где-то в марте 2002 года, сейчас уже не вспомню точно через кого — скорее всего, на каком-то из российских форумов про интернет и «новые технологии», и завёл себе журнал в самом начале апреля (тогда ещё нужны были коды, чтобы иметь ЖЖ, но я заплатил за свой аккаунт, он у меня с самого начала платный). То есть у моего ЖЖ не гуманитарные корни, а скорее программистские. Поэтому, например, одним из первых юзеров-френдов был avva, а уже как-то через него я узнал и про гуманитариев в ЖЖ (тот же r_l, egmg и многие другие).

clear_text о литературе и жизни, ЖЖ и, разумеется, «Денискиных рассказах». Каков круг интересов Драгунского в ЖЖ? Для чего он его ведёт? Зачем пишет рассказы, нет ли в его творчестве фрейдистского подтекста и почему Чехов романа не написал?

Надо добавить, что тогда я уже несколько лет жил в Голландии и во многом связи с Россией потерял (тогда интернет не был ещё так хорошо развит, как сейчас), поэтому ЖЖ выполнял и роль поставщика российских новостей.

Но мне точно так же, если не больше, была интересна жизнь экспатов, живущих вне России, поэтому я думаю, что у меня всегда было больше русскоговорящих френдов, живущих где угодно, но не в России (или СНГ), чем собственно российских.

А поскольку я вообще всеядный, то у меня всегда было много и англоязычных френдов.

Почти с самого начала я размещал в своём журнале (это был centralasian) много картинок [я даже купил для этого цифровую мыльницу, так как работать с моей хоть и хорошей, но плёночной камерой было неудобно — надо было сначала проявлять снимки (слайды), потом сканировать их и только потом размещать в ЖЖ].

Примерно через месяц или около отпочковался aman_geld как специальный журнал — проект для визуальных экспериментов.

— Я знаю несколько людей, делящих себя между двумя (а то и больше) журналами. Почему одному человеку нужно несколько дневников? Почему нельзя обойтись одним?
— Потому что я считаю, что человек не «делит» себя между дневниками, а «умножает» себя через их количество!

По-моему, я писал раньше, в контексте aman_geld’a, что для меня «множественная личность», multiple personality, — не диагноз, а стратегия развития личности, которой предстоит жить «в наше нелёгкое время».

Мир становится сложным, нам надо становиться сложнее вместе с ним, ещё лучше — опережая его в своей сложности. Нужно научиться строить свои разнообразные аватары, управлять ими, их отношениями друг с другом и с другими «разнообразными аватарами».

Вот, например, запись про это — кстати, одна из самых первых в моём ЖЖ, 26 мая 2002 года, и с тех пор мнение мало изменилось, разве что «расширилось и углубилось».

В этом смысле ЖЖ был неплохим тренажёром для этого. Не единственным и, может быть, не самым лучшим даже, но был и «натренировал» некоторое количество людей.

Кстати, долгое время в ЖЖ не было принято раскрывать своё настоящее «я», «развиртуализации» были нечастым и интимным процессом. Так, мало кто знал, кто такой centralasian, а потом — что за aman_geld’ом стоит тот же человек. Были случаи, когда меня обвиняли в «воровстве» работ из одного журнала в другой.

Потом, кстати, это всё стало сдуваться, особенно в Росси (в случае с ЖЖ), — он стал вдруг «реальным», просто продолжением обычной жизни.

Характерно, что тот же Гельман сначала был хотя бы «галеристом» (хотя при этом не скрывал, кто он такой), а потом и вовсе сменил имя журнала на «Марат Гельман».

В ещё большой степени это случилось с Facebook, там вообще все сразу играли for real. В таких ситуациях, да, всяческие «множественные аватары-дневники» выглядят нелепо (то есть в данном

культурном контексте нелепо, в том, который по-прежнему настаивает на «единой личности»).

В этой связи ЖЖ мне становится всё менее и менее интересен, и я всё чаще и чаще планирую уйти оттуда или по крайней мере снова завиртуализироваться.

— А если уходить, то куда?
— Ох. Вы понимаете, что это на миллион долларов вопрос? Хороший ответ на такой вопрос — это не только подсказка тому же ЖЖ про его будущее, но любому другому «социальному сервису» будущего, и даже не только сугубо интернетному (как мы понимаем интернет сейчас). Вся Европа вот носится с «интернетом вещей» (Internet of Things, ambient intelligence etc), там все те же вопросы будут возникать.

Мне было отдельно приятно узнать, что первый в Москве семинар по

«интернету вещей» прошёл в Философском институте.

Скажем так, я пока не знаю, но много думаю про это.

— А что такое «интернет вещей»?
— Ну, в узком смысле — это новая стадия развития сегодняшнего положения вещей, когда все компьютеры пересвязаны друг с дружкой, а через них и люди, до некоторой ситуации, когда «умными» и «общающимися» становятся большинство вещей и материалов через встроенные в них сенсоры, актуаторы, и т.п.

В более широком смысле — предполагается возникновение некой радикально новой социотехнологической среды, в которой многие вещи будут делаться по-другому.

Это кажется махровой фантастикой, так же как и интернет и Веб лет

10—15 назад. Я нашёл навскидку небольшую заметку на русском, но она скорее про «узкий смысл». Написано много больше, разумеется, можно легко найти при наличии интереса. Про «широкий смысл» пока больше в фантастической литературе написано — например, последняя книжка Вернора Винджа красиво обрисовывает такой возможный мир (Vernor Vinge. Rainbow End).

Мне кажется, такая новая сложная среда (и новые присущие ей способы производства артефактов и смыслов) может снова потребовать (или, мягче, дать возможность) для всех тех многоаватарных игр, про которые я писал.

Все старые среды (и ЖЖ, и существующие соцсервисы, включая тот же Facebook) будут прогибаться под мейнстрим, мне кажется, и из авангардной среды превращаться в наоборот.

Мы с одной коллегой писали на эту тему некоторое время назад, правда на материале Second Life. Если интересно, я могу прислать ссылку (статья на английском, правда).

— Ссылку пришлите. Я, впрочем, как вшивый, о своей собственной бане. Однажды я заводил параллельный блог, чтобы посвятить его одному литературному проекту. Но это был локальный дневник, давно заброшенный, а так я без пяти минут 10 лет сижу в одном и том же блоге. И понимаю, что весь он не может вместить мою личность. Раньше мне хотелось, чтобы вмещал, а теперь я понимаю, что это невозможно. Значит, ЖЖ предназначен для каких-то отдельных сторон личности. Следовательно, образ, в нём выстраиваемый, никогда не будет тождественен человеку и т.д.
To Play or Not to Play: Can companies learn to be n00bs, LFG, and lvl-up?

Я в двух словах расскажу про контекст статьи, это поможет мне и со случаем ЖЖ. Second Life — это такой трёхмерный виртуальный мир, в котором аватары могут не только общаться друг с другом, но и создавать собственные конструкции (как из лего-блоков).

Он похож на многие игры (тот же World of Warcraft), но это не игра в полном смысле: так как нет как такового gameplay, каждый может делать что хочет.

Вскоре после его открытия там сложилась своя тусовка, сообщество (даже сообщества), которое занималось всякими милыми творческими делами (чем-то напоминая ранний ЖЖ).

Правда, там с самого начала можно было совершать некие коммерческие операции, в этом мире существовала своя валюта, которая даже обменивалась на настоящие деньги.

В какой-то момент мир стал большим и популярным и туда повалили компании из реального мира (в частности, и из-за этой возможности настоящих денег).

Компании эти стали в большинстве своём заниматься тем же, чем и в обычном мире, — продавать, рекламировать себя, пинать конкурентов, искать новых сотрудников и т.п. То есть они стали использовать новый формат, новый medium для реализации старых задач (affirmative function).

И только очень малая часть попыталась понять, что же новое можно сделать, какие новые задачи можно поставить и решить, используя новую среду.

Например, некая фирма завела там себе совершенно новый бренд и попыталась понять, как же работает его продвижение в новой среде; или архитектурная школа стала использовать «строительные» возможности SL не для быстрого создания зданий, которые они могли бы и так построить в реальном мире, а для создания новой архитектуры, impossible architecture. Например, interactive buildings или wiki-tecture, здания, создаваемые по принципу «Википедии».

То есть они стали думать о новых возможностях — transformative function.

Про ЖЖ — там для меня такая же история. Я могу делать там, что я и так делаю (или делал бы), только лучше. А могу представить (или увидеть у кого-то) что-то новое и попробовать в это «поиграть». Про то, что «ЖЖ всегда меньше, чем жизнь», — так это понятно, кто же спорит.

Если вернуться к изначальной метафоре ЖЖ — «дневничок», то кто же считает, что дневник — это вся жизнь? Нет, но многие люди вели дневники и до ЖЖ, самые разные, личные, деловые, скрипели перьями в тетрадках в конце дня или по выходным.

Но кто-то просто писал лытдбр, вёл альбом вырезок из газет, а кто-то писал стихи (будучи при этом врачом в реале, например).

Потом им предложили (как бы) более удобный механизм для всего этого дневниковедения; и можно было бы просто делать то же самое, что и раньше, просто чуть лучше (например, ошибки свои исправлять легче).

И кто-то так и начал этим заниматься — «веду себе свой тихий дневничок под замком».

Но оказалось, что есть ряд новых качеств, которые позволяют совершенно другие вещи делать — читать чужие дневники, спорить, чего-то кому-то доказывать, безнаказанно троллить, находить «своих», оплёвывать вместе с ними «чужих».

Совершенно новые игры, и можно было посмотреть, как это делают другие, и самому попробовать.

То же и с аватарами — можно было создавать и пробовать новые какие-то голоса и субличности, но можно было, конечно, не заморачиваясь, жизнеутверждать свою реальную.

ЖЖ — как тренажёр, где можно отрабатывать знакомые движения, а можно пробовать новые штучки. Если ЖЖ становится очень тесно интегрирован с реальной жизнью (как это сейчас происходит в России), то его возможности как площадки для поиска и опробования альтернатив уменьшаются (не все могут, как tema, лепить такого лирического героя, который весьма отдалённо напоминает его реального).

С одной стороны, можно свести всё к «люди разные, кому-то нужно трансформироваться, а кому-то — нет, им и так хорошо». Даже есть подозрение, что тех, кому хорошо и так, — намного больше, мейнстрим

потому так и зовётся.

Может, это происходит какими-то циклами, тактами — трудно же всё время трансформироваться, нужно какое-то чередование периодов стабильности и лабильности, подвижности.

Мне вот жалко, что ЖЖ как-то стух как инструмент для развития нового, каких-то новых практик. А может, и пусть, свою роль он сыграл.

— А какие это были «новые практики»? Какими они могли бы быть?
— Про «были», как ни странно, труднее ответить — точно так же, как когда какой-то навык уже усвоен и забываешь, как много надо было ему учиться.

Актёр Ефим Шифрин — один из самых известных и уважаемых блогеров нынешнего ЖЖ. Блог кoteljnikа, чей ник связан с местом жизни Шифрина в высотке на Котельнической набережной, серьёзно отличается от дневников других известных людей. Есть в ЖЖ снобизм? Какой образ Шифрин конструирует в ЖЖ? Как в ЖЖ общаются? Ездит ли Шифрин в метро? Можно ли сделать карьеру вне профессионального цеха? Петросян, «Комеди Клаб» и все-все-все.

Когда машину уже автоматически водишь, кажется: а что же тут такого? Или как мышкой пользуешься — и удивляешься, когда наблюдаешь трудности того, кто делает это в первый раз.

Что нового дало ЖЖ?

Ну вот писать постинги, например, — большинство этого не делало (не считая очень маленькой группы тех, которые до этого были во всяких форумах, Фидо и т.п.). Сформулировать своё мнение, записать, поправить, проиллюстрировать фотографией. Обнаружить, что кому-то это внезапно интересно, у кого-то такие же вопросы, проблемы, суждения. А у кого-то — противоположные.

Ввязаться в спор, обнаружить, что твоя точка зрения не единственно правильная. А иногда не в спор, а просто научиться писать проясняющие комменты или добавляющие информации комменты. ЖЖ как платформа очень быстрого обучения через простое обезьянничание — пришёл, увидел, потырил, немного изменил и выдал за своё; святое дело. Словечки перенимали, мемы, стили. От Copy-Paste к CopyMorph.

У меня в журнале почти с самого начала стоит эпиграфом цитата: «We must always make connections, ever more connections, since they are not already given. For to connect is to affirm, and to affirm, to

connect».

Для меня очень важная и значимая деятельность — просто связывать одно с другим: вот смотрите, кто-то так же думает (цитата — ссылка — человечек ЖЖ), а вот вам ещё один пример. А вот тут, извините, у меня совершенно оффтоп-ассоциация, но я поделюсь. И тому подобные вещи.

Я, например, довольно часто гуляю по своему ЖЖ и ставлю ссылки между постингами из разных времён — вот тут я думал так, а потом смотри-ка во что это вылилось.

Но есть и более прагматические вещи — вот вы пишете: открыл дневник под проект. Кто-то сделал сообщество по интересам. Нашлась куча людей с такими же интересами. Которые вдруг вас стали ругать, что вы неправильно понимаете ваши интересы. Забанили их. Получили опыт модерирования. Ну и так вплоть до того, что мы видим сейчас, когда ЖЖ — движок и для пиара, и для рекламы, саморепрезентации — человека ли, организации, для сливов компромата, весь джентльменский набор.

Вообще отдельная тема — что ЖЖ сделал для русской диаспоры, самых ранних её волн. Почти в каждой стране есть сообщество что-то вроде страна_ru, а то и не одно.

Ближе к aman_geld’у — ЖЖ дал возможность многим (включая меня) создать вот такие мини-галереи, возможность быстро показывать и обсуждать свои работы (тут и фотографы, и иллюстраторы, и художники). Учиться друг у друга, поучать друг друга.

У меня был проект в ЖЖ (возможно, я вам про него рассказывал уже) — рифмованные картинки, rhyming_pics. Там очень простая идея — вы постите картинку, а другие — визуальную рифму на неё и т.д., иногда выстраивались длиннейшие цепи, в десятки работ. Золотая жила и для психологов визуального восприятия, и для культурологов, и вообще — как и что люди видят в картинке, на что они рифмуют.

Совершенно любительский проект, а если туда прикрутить какой-никакой интерфейс и gameplay, то можно такую игру в бисер получить, что о-го-го.

Но это уже ближе к «про будущее».

Например, многие говорят, что мы живём во всё более сложном мире, со многими культурами, которые сталкиваются друг с другом. Тут же говорится, что понимаем мы эту многокультурность плохо, а работаем с ней ещё хуже. Мог бы ЖЖ стать тренажёром многокультурного общения?

На это была надежда и в связи со всем интернетом, но данные показывают, что происходит чуть ли не обратное — после некой первоначальной эйфории кросскультурных коммуникаций все разбежались по своим старым клеткам, да ещё и обнесли их новыми (цифровыми) заборами.

Может быть, нужны такие форматы, которые заставляют/привлекают к новым техникам и подходам в этом самом кросскультурном общении?

Опять же, мне кажется, что это должны быть какие-то игровые нормы. Не знаю, потянет ли движок ЖЖ такие механики.

А может, интересно копать совсем другие вопросы, например в связи с мобильным интернетом смотреть, что как можно использовать, обыгрывать физическое положение блогера (как сейчас пытаются делать Foursquare).

Но как писал уже, это и правда на миллион вопрос. Мне кажется, что в ближайшем будущем будет очень большое давление в сторону всё более сильной интеграции ЖЖ (и не только) с реальной жизнью (модель Facebook). Это дело важное и нужное, но мне лично не очень интересное, так что я в поисках «нового авангарда»…

— Ваши фотоработы Марат Гельман выбрал для совместной выставки с другим фотоюзером — покойным Сан Санычем Слюсаревым. Как вы считаете, почему Гельман выбрал именно вас?
— Могу рассказать некую предысторию. Марат довольно давно набрёл на проект aman_geld, году в 2004—2005-м, ещё когда он был «галеристом», и так же давно обсуждалась возможность выставки. То есть, как я понимаю, проект (=имя) попал в некий пул авторов, которые ему интересны.

Думаю, что со Слюсаревым похожая история: работы попадают в некую категорию «современная фотография», contemporary art или как это называется в его голове, и там лежат, пока не вытанцовывается какая-то концепция выставки.

Вполне возможны же были другие комбинации: например, просто в качестве мысленного эксперимента Марат мог взять какие-то фотопроекты Олега Кулика и показать их вместе с aman_geld’ом, с концептом выставки вроде «Разные возможности фотопровокации». Но это, возможно, было бы слишком экстремально для Перми.

Но в конце концов сложилась такая пара, с такой темой, раскрытия необычного в обычных пространствах (улицы, города). Причём Марат был уверен, что именно для Перми это будет и интересно, и спорно, и как бы «образовательно». Собственно, так и вышло, «шалость удалась».

Ведь были же очень ругательные рецензии: «Да что это такое!

Показывают нам всякие старые заборы, какие-то металлоконструкции и называют это искусством! А где красота, где духовность?» и т.п.

Но были и реакции вроде: «Да, мы поняли что-то новое в фотографии, что можно не только красивые берёзки или высокодуховные портреты».

Интересно, что в Москве, да ещё и в рамках фотобиеннале, такого неприятия было намного меньше, всё-таки более подготовленная публика, для которой работы Сан Саныча уже вполне классика, вполне свой собственный жанр.

Когда я ещё собирался в Пермь, то у меня тоже брали интервью, и там (в вопросах) звучала тема, что, мол, вам там хорошо на Западе, у вас там всё вокруг красиво в городах, здания красивые, интерьеры, поэтому и фотографии тоже получаются такие красивые. Что не так, разумеется, и я даже собирался мастер-класс в Перми проводить, походить по городу с участниками и показать, что и там спокойно можно делать аман-гельдовские вещи (как и везде, впрочем, это же не от города зависит, а от головы). Марату и другим людям в музее очень понравилась идея, жалко, что не получилось пока.

Возможно, для построения концепции выставки Марату было интересно, что aman_geld как бы западный, не российский автор, но работающий на сходном тематическом поле. Но эта тема как-то не очень активно разрабатывалась. Если бы это было на самом деле важно, Марат мог бы найти и настоящего западного фотографа.

— А вам действительно важно, чтобы по вашим работам нельзя было понять о том, что вы снимали на самом деле?
— Нет, это вообще не является целью никогда. Хотя я знаю, что некоторые читатели (и зрители) воспринимают именно так, как загадки: «Ой, а это что такое на самом деле?»

Вообще, за долгие годы существования проекта я с какими только его интерпретациями не сталкивался, в том числе и с такой, «загадочной»; я при этом не могу сказать, что они неправильные, каждый имеет право на свою интерпретацию. Но они «не мои».

— Хорошо, а какая интерпретация тогда «правильная» и ваша?
— Мне самому интересна разница — вот как было, а вот как можно взглянуть по-другому; before and after. Был даже период, когда я сопровождал работы ссылками на то, как там было на самом деле, но потом перестал. Если кому-то интересно, я всегда рассказываю.

То есть это мои усилия, моя работа по нахождению другого взгляда, другого смысла; не в том только дело, что он «отличный от других», отличный и от самого себя, каким ты был вчера, и завтра должен быть отличный от тебя сегодняшнего. N = N + 1. Всё время усилия по вытаскиванию себя самого из болота (обыденного, привычного, рутинного). Завтра сегодняшняя инновация становится рутиной, и надо снова тянуть. Своего рода самопсихотерапия.

Поэтому мне ближе всего и дороже всего не комменты типа «хорошая картинка» или «ах, как красиво получилось», а довольно редкие, но существующие «у меня тоже получилось посмотреть на мир по-другому»…

— Почему вы всё время говорите, что это проект, подчёркиваете, что это не совсем вы? Зачем вам нужен псевдоним?
— Более точным было бы называть aman_geld’а аватаром, я ещё лучше —

субличностью или одной из моих личностей. Это очень важная для меня концепция, и не только в применении к фотографии или искусству (не столько даже).

В современной культуре «множественная личность» — это диагноз, для меня же это не только нормальное, но, более того, необходимое состояние и нужный навык для существования в мире.

Который будет ещё больше востребован в будущем, как мне кажется.

Развитие и управление аватарами — это ещё и терапевтический трансформирующий инструмент.

Поэтому, когда я называю aman_geld проектом, это такое упрощение, использование термина более принятого и понятного в той же арт-тусовке. В вашей же писательской среде псевдонимы тоже так часто используются, не как инструмент для маскировки настоящей фамилии, а как возможность попробовать другой голос, другой взгляд.

«Другая личность» — это ещё и отражение того, как происходит процесс создания работ. Очень трудно же на самом деле вот так идти, идти, а потом раз — и увидеть что-то «по-другому» (это было бы даже странным).

Мне помогают вот такие соскальзывания в другую роль, ты как бы становишься aman_geld’ом, с его глазами. Довольно трансовое состояние, и оно не достигается простой командой «Будь им!».

Это будет, возможно, уже сильно в сторону, но всеми этими вопросами — множественные личности, управление аватарами и т.д. — я занимался ещё в те времена, когда я был психологом и психотерапевтом, и потом, когда я стал работать с дизайнерами, помогая им изучать возможные будущие «я».

Это и сейчас один из важных инструментов в моей профессиональной работе.

По-английски эту концепцию часто назвают multiple self, multiple I-positions (чтобы как-то отгородиться от уже захваченной психиатрией multiple personality).

Возвращаясь к России, мне кажется, что этого похода, этой возможности побыть другим (даже, точнее, побыть разными другими) там сильно не хватает. Но это уже другие вопросы.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Я баню за переходы на личности»

Известный блогер рассказал, что нужно для того, чтобы создать уютную атмосферу для желанных гостей в своём ЖЖ

Здравствуйте! Меня зовут Фриц, мне тридцать три года и я ежедневно стираю неугодные мне комментарии в своём ЖЖ. Как я докатился до жизни такой? Попытаюсь объяснить с помощью короткого перечня часто задаваемых вопросов.

19.01.2012 17:20, fritzmorgen



Сделаем жизнь в ЖЖ комфортнее

Составляется список пожеланий пользователей по улучшению сервиса Живого Журнала

Почему я веду свой блог именно в Живом Журнале? Потому что это самая удобная блогоплощадка. Я пробовал в разное время вести блоги на LiveInternet, на Mail.ru и на Блогспоте… скажу дипломатично. Живой Журнал удобнее на порядок.

03.11.2011 12:29, fritzmorgen


Кто живет в Живом Журнале?

Отечественная блогосфера по-прежнему состоит в основном из жителей Москвы и мигрантов из России

В России насчитывается до 50 миллионов блогов, а в самой авторитетной сети – Livejournal (Живой Журнал, ЖЖ) – около 2,4 миллионов. Несмотря на такие впечатляющие цифры, русское блогерское сообщество в ЖЖ – это, прежде всего, москвичи, эмигранты и жители ряда крупных городов-миллионников. Обитатели российской глубинки, средних и малых городов там встречаются нечасто, а жителей села практически нет.

27.10.2011 11:32


ЖЖитейские неурядицы

«Даже когда его включат, мы будем знать, что у кого-то есть рубильник, чтобы его при необходимости выключить»

В понедельник на этой неделе российский блогохостинг LiveJournal не работал целых пять часов. В последующие дни неполадки с сервисом продолжали испытывать большое количество пользователей. Многие из них немедленно вспомнили о хакерских атаках весной этого года, однако SUP отрицал эту версию вплоть до среды, 27 июля, когда пресс-служба компании опубликовала на своём сайте объяснительный текст.

29.07.2011 12:52, Даша Новаторова


Блогеры отметили день рождения водки

Они пишут, что не пьянки ради, а удовольствия для

Отмечать день национального горячительного напитка в такой мороз — одно удовольствие. Блогеры вспомнили о том, кто и как изобретал водку, кто и как ее пил и что из всего этого вышло.

31.01.2011 09:40, Юлия Эйдель



282-я за френдленту

Эксперты такие эксперты...

За последние два года мы стали свидетелями нескольких обвинительных приговоров, которые выносились блогерам за их записи в интернет-дневниках. Однако на днях стало известно о том, что дело впервые могут завести не только за сами записи, но и за посты во френдленте, к которым блогер имеет такое же отношение, как прохожий к записям на заборе.

23.07.2010 09:53, Павел Протасов


Самое интересное о блогерах

Пит Кэшмор, Mashable: как превратить личную забаву в один из самых прибыльных блогов мира

По данным ежегодного исследования Mashable.com входит в десятку самых дорогих блогов Америки (на начало 2010 г. оценивался примерно в $18 млн), а Bloomberg называет его одним из самых прибыльных блогов мира. Аудитория Mashable сегодня — 3,5 млн. уникальных посетителей в месяц, которые просматривают 30 млн. страниц.

13.07.2010 13:49, Ксения Шевнина


«Живой журнал» — это какая-то вторая Россия»

SUP презентовал книгу об истории ЖЖ

Презентация книги Андрея Подшибякина «По живому. 1999—2009: LiveJournal в России» стала прекрасным поводом встретиться и поговорить как с ЖЖ-пользователями, так и с руководителями компании SUP. Есть ли у компании доступ к паролям, что делать с авторскими правами и воровством контента, как работает рейтинг и что нового ожидает пользователей «Живого журнала»?

18.05.2010 15:11, Юлия Бурмистрова






 

Новости

В Москве завершился хакатон HACKNOWLEGE II
30 июня Ассоциация интернет-издателей провела хакатон HACKNOWLEGE II, нацеленный на создание проектов на основе открытых данных и свободного контента. По итогам хакатона экспертным жюри было присуждено 5 призовых мест за наиболее интересные проекты.
АИИ подвела итоги конкурса «Сделай вклад в Ноосферу!»
Конкурс был нацелен на привлечение внимания разработчиков, креативных авторов и исследователей к теме общественного достояния. Призовой фонд составил 140 тысяч рублей.
Цифровая платформа «Ноосфера»: новые перспективы открытого доступа
В рамках 26-й Международной конференции «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» состоялась презентация результатов реализации проекта Цифровая платформа «Ноосфера», а также обсуждение возможных путей дальнейшего развития проектов открытого доступа в России и мире.
В Москве пройдет хакатон по открытым данным HACKNOWLEGE II
30 июня 2019 года Ассоциация интернет-издателей проведет хакатон по созданию проектов на основе открытых данных HACKNOWLEGE II. Среди участников мы ждем программистов, проектировщиков, дизайнеров и специалистов по работе с профильными сервисами.
В Великобритании запретили использовать гендерные стереотипы в рекламе
С 14 июня в Великобритании вступил в силу запрет на использование негативных гендерных стереотипов в рекламе, пишет BBC.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.