Подписаться на обновления
21 апреляВоскресенье

usd цб 63.9602

eur цб 71.9232

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
Игорь Фунт   суббота, 10 марта 2012 года, 13:28

Встава-а-ай, святая Русь!
А надо? За кем идти? Да и пришло ли время? – вопрос…


Перов Василий Григорьевич. «Охотники на привале»
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Клиенты дорогих «спа» и антикварных салонов вдруг по-простецки вырядились и дружно двинули «на баррикады», убедив себя и сотни таких же, как они, небедных, что-то прокричать, высказать (чуть не сказал «выс...ть»), срисовав с фейсбука креатив и чванливо отмахнув им перед носом очумевшего от «беспредела» толстяка, только что выползшего из правительственного «мерса». Толстяк, к слову, мне знаком...

          Сеется в тлении, восстаёт в нетлении…
          Апостол Павел

Твоим шотландцам было не понять,
чем койка отличается от трона.
В своём столетьи белая ворона,
для современников была ты б...ь.
(Из «Сонетов» И. Бродского)

…И, по-пришвински молясь за церковной оградой, усердно шепчу кому-то близкому, внимающему мне откуда-то свысока, и даже не важно, какого он вида, этот кто-то, пусть даже кавказского, лишь бы услыхал:

– Господи, умили сердца!

И «кто-то» спрашивает:

– Ну, пришли хоть к какому-нибудь соглашению?

Другой отвечает:

– Никакого не может быть с ними соглашения и тем более примирения.

Но я всё равно, с надрывом уже, прошу:

– Умили сердца! Господи, помоги всё понять, всё вынести, и не забыть, и не простить!

И вновь Пришвин.

– Кто у нас Марат? – спрашивает Михаила Михайловича племянница Соня.

– Ты хочешь, как Шарлотта Корде?

– Да, я хочу, – отвечает восхищённая красными флагами Соня, – кто Марат: Ленин, Троцкий? Кто похож на жабу?

«…Господи, умили сердца! – непрестанно твержу я, отечески желая во славу Божию (с лукавой свербинкой не забывая пастернаковского Гамлета, тонущего во всемирном фарисействе) миновать чашу сию детям нашим, а для себя обратиться к неведомому, но верю, твёрдо верю – настоящему Богу: – Господи, помоги мне всё понять, всё вынести, и не забыть, и не простить!»

Русская литература, изобразительное искусство, наука, кино и даже такая метафизическая штука, как русский характер, более-менее определены. А что есть русская философия — неясно до сих пор.

«Талант – это быт внутреннего свободного человека, это дом свободы» (из дневников Пришвина); талант – когда ты всё понимаешь, помнишь и сопоставляешь, но ни-че-го не знаешь, не ведаешь судьбы… – но, несмотря на искания, и даже кланяясь благочестивому пантеисту Спинозе, осёдлываешь себя любимого, выигрывая вечный бой с самим собой за счастье. И получается, что люди, здесь и сейчас живущие, талантливы всяк по-своему, поскольку они всё видят и слышат и даже пытаются что-то предпринять, каждый на небольшом ответственном участке бытия, значение которого не приуменьшить и не прибавить, потому что в исканиях истинно мы, в нашем собственном здании, в доме сознания-созерцания, ощущения. И как бы следующее ни звучало смехотворно, всё-таки моё «Я» и ничто другое принимает окончательное решение по поводу устойчивости или неустойчивости того, что называется просто жизнью, ведь даже при неопределённых обстоятельствах сущего, например, революционной ситуации, я – и только я – встаю на ту или иную сторону противодействия, а ежели не встану, или что-то мне помешает… – узнаёте себя? – тогда меня «поставят» – и вот тогда кто-то, пусть даже кавказского вида, с удручённой ласковостию скажет, что нами манипулируют. А это не так.

Ловите русских!

          Будьте осторожны, когда садитесь на русский пароход, осмотрите каюты, не каплет ли в них, не случалось ли чего с этим пароходом, например, не отвалилось ли дно.
          (Из Пришвина)

Знаете, я долгое время торговал антиквариатом. В данной связи спекулятивный оборот сокровенным стал вроде как обыденным делом. Так дошло до торговли жизнью… в гипотетическом контексте, очевидно, но со вполне реальным смысловым наполнением, хм – жизнь, независимо от моих пристрастий, превратилась в ничто, «нечто», в старую мебель, которую можно продать задёшево. …Чёрт, эти мои неугомонные клиенты! – все они чего-то хотят, чего-то требуют: все – от журналиста, купившего ту редкую картину, до бичовки, допивающей утреннюю поллитровку, завёрнутую в замусоленный газетный лист – из открытой тары пить запрещено законом; кстати, вшивая бичовка, приволокшая откуда-то упомянутый раритет, удачно приобретённый писакой, завтракает, пристроившись на ящичке-тырле недалеко от здания Госдумы, – никто не запрещал! – …а с газетной страницы, в поисках вечных смыслов, напряжённо вглядывается в сумрак начавшегося дня фото Юлии Латыниной.

Бичовка, вне сомнения, переборщила с выбором места трапезы – но такие уж видно попёрли времена: то тут, то там собрания, сходки; полиции не до бичей – разобраться бы с «нормальными», враз обнаглевшими, понабравшимися слов, эмоций, каких-то взглядов, жестов, знаков, мол, не вы нас, а мы… Клиенты дорогих «спа» и антикварных салонов вдруг по-простецки вырядились и дружно двинули «на баррикады», убедив себя и сотни таких же, как они, небедных, что-то прокричать, высказать (чуть не сказал «высрать»), срисовав с фейсбука креатив и чванливо отмахнув им перед носом очумевшего от «беспредела» толстяка, только что выползшего из правительственного «мерса». Толстяк, к слову, мне знаком – любитель «антика» без торга и разбору – были ли бы «доски» в серебряном окладе, да медальки пониже номером – повыше пробой: так у «них» немало повышается самомнение одновременно с благосостоянием… Но я не об этом, вернее, не об «этих».

Что происходит? Может, зарождается исполнение долгожданной сказки, что издетства (именно так – «издетства», как у Вяземского: «Отыскивать себя в себе самом») – когда примерно все равны, но побеждает обязательно сильный и добрый?

Смешно…

Да неужели кто-то думал, что старообрядцы могли победить Петра, и в государстве его великом создать своё «государство» – пришвинскую Выгорецию? Спрошу, может, в загон ушли не те, кого хотелось бы видеть нам; да, но кто их отправил в тот загон? «Не мы», – тут же слышится отклик. Тогда тем более эта охота не наша, – скажу я, – и ты, брат, вместе со страной – лишь посмешище на «их» весёлом празднике. Вообще же, пишу эти строки в конце февраля 2012-го, а закончу, вероятно, к середине марта и наверняка пошлю в какой-нибудь большой журнал, но опубликуюсь, естесс-но, в инете, что симптоматично; так что позвольте сделать небольшой прогноз о несбывшемся. Вот он. Немного «олитературенный».

Представьте, что все мы, русские люди – не кто иные, как Охотники, и охотимся мы, словно безумный выжлец, не на гонную лисицу, а на российскую «правду жизни», которая почему-то утекла от нас (от слова «тика́ть»), брызжа слюной и что-то брюзжа в оглядку дребезжаще-матерное. Весна. Март. «Правда жизни» рванула к нераскрывшейся ещё ото льда «реке жизни» и, в принципе, не больно-то тяжёлая весом, по-лисьему пошла тонким льдом, ища проталину покрепче, чтобы глотнуть свежей воды, насыщенной весенними предчувствиями. Отягощённые мучающими нас проблемами и желанием справедливости, мы бросаемся на лисицу и… проваливаемся, грузные, задумчивые и прокуренные под лёд «реки жизни», крича: «Пусть мы утонем, но победа будет за нами!» Хотя нет, не так. «Спа-си-те!!! Господи, да зачем было нужно… etc.» – Что тоже не лишено смысла, кхе-хм.

Как вы уже поняли, второй отчаянный крик прозвучал громче и убедительней первого – так что оставим в повествовании его, поскольку на первый вопль о всеобщей недостижимости счастья к нам никто бы на помощь не прибежал. И вот – кто-то протягивает руку, причём тоже рискуя провалиться, мы обхватываем её, вылазим из проруби, шамкая положенное в таких случаях «пасиб», и… вновь устремляемся за добычей, поскольку единственное, что нами движет – охотничий азарт дорвавшихся дилетантов, озверевших в назойливом вожделении во что бы то ни стало получить недоступное, но светлое «послезавтра». Спасителю, разочарованно сплюнувшему себе под ноги при виде нашего, до оторопи, нежелания остыть от заведомо бесперспективной погони, ничего не остаётся сделать, как взять и перехватить убегающего с круга на круг зверя и покончить с ним самому, оценивая нашу неспособность адекватно рассчитывать собственные возможности, воспламеняющиеся в основном по субботам, после работы и по праздникам.

Уничтожив зверя, грамотный профессионал, Спаситель, не раздумывая бросает нам на попрание труп растерзанной точным выстрелом «правды» – иначе к чему всё?! – Ирония в том, что Спаситель, убив гонную лисицу, нас же и избавил тем самым от неминуемой неудачи в преследовании явно превосходящего в скорости и умении скрываться «замысла» – «правды». (Так и хочется, по-франковски, эту правду-смысл отчебучить-«оттелеологить» да отрефлексировать, но у нас не философская статья, а вполне житейская, иначе дармоеды-хомячки (по совместительству – наши дети) разочарованно возвернутся в свои твиттер-вселенные.)

И вот уже на «болотных», «пушках» и «фрунзенках» гарцуют дамы в гаржетках из «правды-матки», не вполне догадывающиеся об истинной цене своего куньего наряда из «щедрой русской колядки» (по Латыниной); к счастью, по выражению их разочарованных, но прекрасных глаз, лёгкое сие недоразумение не очень-то и трудно скрыть.

Обмолвившись выше об известной колумнистке-радиоведущей, хочется с определённой долей сожаления констатировать, что после первой «антиутопичной» статьи Юлии Леонидовны («Октябрь», 1989) о сказочном «овеществлении метафор», – почти за 25 последующих лет, – в её выступлениях и публикациях позитива не очень-то и добавилось, а где-то прибавилось и вовсе упадничества, доходящего до «предательства» в своём «мыслепреступлении», за что автор руган и стёган не раз, но что вполне оправдано временем (четверть века! – не хухры-мухры).

В упомянутый период я, к примеру, «продал Родину» (в чём явственно не одинок), – превратив её в предмет антикварной торговли, – в невесёлом остатке сам вдруг став доморощенным публицистом (что закономерно и менее опасно – шутка): «…самые светлые идеалы способны обретать плоть и кровь, но не иначе, как пожирая живых людей», ведь праведность человечества «не столь уж редко зависела от числа человеческих жертвоприношений» (Ю.Л., 1989), – что, в общем-то, сказалось далеко не утопией и не сказкой, не вдаваясь в конкретику. И тут уже не до шуток.

А за непримиримое постоянство в неверии бессмертия оруэлловского Большого Брата, магически смотрящего на нас из каждой щели в гнилом заборе страдальческой партийной оппозиции, Ю.Л. вполне заслуживает антипартийный демократический «респект» за новаторскую фольклоризацию «ББ» (не путать с «ВВ»), пусть не всегда удачную, местами пораженческую, склонную иногда к мрачному овидиевскому сарказму, уходящему корнями в доельцинский антиутопизм, причём литературно-мастерски осуществлённый и овеществлённый, что тоже стало древней комедией с высоты 25 лет; а уж с высоты столетий – ядовитым, до слёз, смехом неудовлетворённого самолюбия, граничащего с презрением (по Овидию), если вообще можно смеяться над сослагательностью вечности как над «ритуальной правдой» – несбывшимся латынинским, да и нашим, к слову сказать, Золотым Веком, подменённым сверхновой историей «великого фетиша» (по Розанову, кот. чуть моложе античного коллеги): вообще, тогда, в утопических ретроспективах 90-х «…было ощущение единого круга, единства противостояния …советскому…, вне зависимости от собственно внутренних позиций, которые, как потом выяснилось, были чрезвычайно различны и очень часто совершенно несовместимы. …В этом во всём был очень большой романтизм, некоторая попытка такой пьяной Касталии» (поэт Д. Давыдов).

…Да, а что там с пришвинской охотой за русским «смыслом» с «болотными» дамами в гаржетках из оного? – спросите Вы.

Сначала Пушкин, мудрейший, блин... раз уж цитируем поэтов.

Смута как болезнь

          Всякая революция обходится народу слишком дорого
          С.Франк

Вот скажите, что отличает пушкинское и сегодняшнее отношение к власти? Ответ: Пушкин, конечно, страдал от самодурства Николая I, от некультурности и деспотизма николаевского режима, но, несмотря на всё, парадоксально, но объективно считал царское правительство самой культурной частью России, сам будучи образцом редчайшей проницательности и объективности. Дальше можно не продолжать… насчёт современного отношения к российским правителям в плане их интеллигентности, непредвзятости и неподкупности. И если болезнь «третьего сословия» – пресловутой интеллигенции, «кающихся дворянинов» и озлобленных разночинцев – является темой объёмных философских трактатов, то болезнь нашего с вами правящего класса определяется всего лишь парой-тройкой слов, которые вы все прекрасно знаете и, мало того, частенько употребляете. И, как Октябрьская революция не создала ничего принципиально нового, – в отличие, к примеру, от всеобъемлющего значения освобождения крестьян, – ничего кроме как «величайшего несчастья» (С. Франк), позволившего низшим слоям проникнуть во все области государственной и культурной жизни общества; так и нынешние «болотные самостийности» – лишь внешние неяркие проявления, отголоски Великой смуты, патологически больные «острым демократическим кризисом».

Пушкинская Россия, страдающая от ненавистного царизма, одновременно его прославляющая во имя Христа, Разума, искупления и общих побед, через 200 лет обернётся Россией неведомой судьбы и про́клятых дорог, приведших нас к хаосу и победе варваров, где варвары – мы сами в роли безбашенных Охотников за пришвинской лисицей – «правдой»; и где пушкинский гений как продукт национального гения народа – единой духовной субстанции… попран, убит вместе с «правдой» и русским духом. И бессмыслицы – порождение неверия – иллюзионом окружающие наших с вами правителей – «спасителей», образуют главное трагическое недоразумение эпохи, всего лишь возглавляемой этими правителями – дело не в них! (не в их власти, скажем, прекратить вливание «воровского движения», питающегося гулаговскими соками, во Власть – это неостановимый поток); – пушкинская Россия – в который раз! – оказалась у разбитого корыта; осознают это и те, кто «над», и те, кто «под».

Те, кто «над», говорят, что они «союзники» в борьбе с исконными врагами нации – нищетой, коррупцией и олигархами, сеющими тлен; те, кто «под», видят в нынешней власти непримиримого врага в деле положительного устроения жизни; а все вместе мы – лишь волею случая предки расторопных, но мелочных рассудком расхитителей, поделивших буржуазные богатства «поровну», идейно оправдывая эти санкции полемическими тенденциями, сгубившими и вновь навсегда разведшими наших прадедов на противоположные стороны баррикад, превратив одних в сектантов-фанатиков, других – в ослеплённую фикцию под названием «народная масса». …Из тех, кто не успел уехать, – добавите Вы. Пусть так, хотя и спорно – что суть другой статьи.

Победит же в итоге тот, кто, по Франку, сумеет овладеть внутренними силами Смуты и направить их по истинному пути – то есть Разум, опорная точка веры, верований и стремлений; даже учитывая то, что наше безверие, пронзённое навязанными идеалами, больше закрытыми, чем открытыми вершине истины – реализации собственного «Я», – длится долго, издавна – чуть ли не с реформ Петра Великого, обрушившего предания прошлого в пучину великих отречений; но даже и такой долгий срок никак не привил нам святости принципов собственности, лишь усилив нелюбовь и презрение капиталистического порядка – вольнодумство, «запоздавший суррогат Ренессанса и Реформации», где «госцерковь» уважаемых предков стала лишь результатом крушения великой русской цивилизации под напором духовно раскрепощённых, больных энтузиазмом скептиков-нигилистов, наевшихся с рук «мнимых основоположников» (Ильин) западных суррогатных теорий с их «дурацким» силлогизмом, основанным, в отличие от нашего, на суровом пуританстве, консерватизме и вере в устои. Не зря же «Новый порядок» папы Льва XIII, появившийся в 1891 году, жёстко осуждает «ложное лекарство» социализма, одновременно подтверждая положительную роль частной собственности как общественного кровотока, предусмотрительно поворачивая, разворачивая махину социальной политики католической церкви в сторону народа и рабочего класса.

Да и нравственной иерархии Востока никогда у нас не было. У нас вообще всё было наоборот, да к тому же только предстояло – взяв в руки диогеновский фонарь, брезжащий сполохами далёких и потому прекрасных своим отрицанием перемен, мы не очень-то торопились обзавестись клюкой старого мудреца, впрочем, как всегда; впрочем, тленным в своём неверии отрицанием вновь была посеяна Вера… что нетленна; – и что так похоже на русских!

Code civil

Позволю себе, совместно с блестящим русским философом, знаменитым «веховцем» Семёном Людвиговичем Франком (1877 – 1950), прошедшим путь от идеалиста-метафизика до политрадикала, тезисно сформулировать базисные ценности русской гражданственности, привязав их к нашему времени, да и «отсебятив» немного по привычке.

– Нам нужны политическая трезвость и духовная свобода.

– Корень смуты – не корыстные вожделения, а духовная народная неудовлетворённость.

– Искание жизни должны быть основаны на имманентной близости власти к духовному строю и потребностям самого народа.

– В основе – жажда религиозного миросозерцания и обоснования жизни.

– В основе – глубокое покаянное настроение.

– Бедствия рассматривать как кару Божью за содеянные грехи.

– Жажда новой, более глубокой веры зачастую выражается в довольно беспомощных и наивных формах, к сожалению.

– «Американизм», отрицающий всякие предрассудки и сантименты, верующий только в здравый смысл, – дешёвая самодельная мудрость, жаждущая материального обогащения.

– Зрелость и глубина возрождения государственного духа зависит от высшей формы духовного исцеления – религиозно-нравственного обновления народного сознания.

– Основная сущность болезни русского духа есть не социализм и не анархизм – то и другое суть только проявления болезни, – а нигилизм. «Пофигизм», добавим.

– О «форме правления» в техническом смысле слова народное сознание, конечно, не размышляет и никакого готового и определенного идеала в этом смысле не имеет. Но в нём нарастает и созревает понимание власти как начала, им самим сотворённого, как бы выросшего из недр его собственного духа и вместе с тем подлинно государственного, то есть по некоторым высшим принципам устрояющего его жизнь.

– Русский народ стоит перед неотвратимой и великой задачей создать для себя формы общежития, основанные на духовной свободе и самодеятельности.

Термин «басманная философия» появился задолго до «басманного правосудия». Принимая во внимание некоторое криминально-неправовое сходство между событиями, породившими эти термины, а также пугающую географическую близость эпицентров этих событий, трудно поверить, что здесь обошлось без мистики...

– Мораль и право в светском, отрешённом от религиозной первоосновы смысле, с трудом прививаются душе русского человека.

– Русский человек либо имеет в своей душе истинный «страх Божий», подлинную религиозную просветлённость – и тогда он являет черты величия и благости, изумляющие мир, – либо же есть чистый нигилист, которому «всё позволено»; точнее, «всё пофиг» – переведу я хомячкам.

– Когда ты не знаешь, что тебе начать и куда идти, ты должен, забыв на время о сегодняшнем дне и его требованиях, задуматься над тем, к чему ты, собственно, стремишься и, значит, – в чём твоё истинное существо и назначение.

– Задача философа в том, чтобы от изменения мира вновь вернуться к его пониманию. Иначе путь «перманентной революции» (сиречь «смуты» – авт.) грозит превратиться в неуклонное движение к бездне.

– Основная причина слабости русского либерализма – в том, что в нём нет философски и религиозно укоренённой веры в абсолютную ценность права и свободы, нации и государства.

(Не удержусь, чтобы не вставить здесь высказывание Чаадаева по поводу «слабачков»: «Русский либерал – бессмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче; солнце это – солнце запада».)

– Перед лицом трагической социальной судьбы человечества, сознавая свою христианскую ответственность за неё, надо, вопреки всему опыту, верить во всепобеждающую силу жертвенной братской любви к людям и проповеди этой любви.

(«Счастие частное не заключено ли в счастии общем?..» – спросил нас Бог.)

И как всегда, об искусстве…

Упомянув Франка, мы задели небольшую, но яркую часть ярчайшей плеяды русской философской мысли, зиждущейся, как и аристотелевская поэтика – на философии подражания, так поэтика философии на подражании им: Страхов (исход Золотого века – извращение либо норма?); предсказанное за полвека ранее «крушение» Хомякова (религиозно-философский ренессанс – интеллектуальный пустоцвет либо нравственная измена?); прорвавшийся через дебри марксизма к философии свободы Бердяев (мир – зло? жизнь – творчество?); спиритуалист Лопатин (возрождение всегда возможно!); и далее – метафизическая бесконечность: Киреевский, Несмелов, П. Бакунин, Астафьев, Снегирёв, Дебольский, В. Соловьёв – «смердяков» (по Ильину), Юркевич и т.д. и т.д. и т.д… Молчу о русской науке (Лобачевский, Менделеев), филологии (Афанасьев, Буслаев), молчу о Чаадаеве с его плачем о «золотой посредственности» и уж вовсе не молчу о нашем современнике Н. Ильине; а между ними – бездна великих интеллектуальных побед, заполненная страстью непримиримой духовной борьбы между живыми и мёртвыми за «чистую философию» (неотделимую от национального самосознания), борьбой русской философии за «совершенную действительность» и её трагическое двуединство судьбы и нашего в ней предназначения (по Бакунину); молчу, разумеется, о самозваном «светском богословии», о коем давно уже не молчат люди поумнее меня.

О чём я? Да всё о том же – о смуте вовне и в головах – и о сохранении философской памяти, потерпевшей некоторое историческое поражение (Ильин), став «полузабытой», но которая обязательно восстанет в нетленном торжестве национальной воли к возрождению – триумфе единственно верного пути к истине и духовной Свободе!

Немного пафосно...

Тогда вернёмся-ка мы к «реальной жизни»: откроем-ка, господа, соцсеть «ВКонтакте» – тут же закроем – не туда полез…

Заходим на «фейсбук» – вот где кипит сегодняшняя жизнь! (не обсуждая «американизированность» и происки ЦРУ) – и можно получить обобщённую информацию по любым интересующим вас вопросам, вплоть до последних публикаций в прессе – что важно – публикаций много, и выбор только Ваш; усмотреть за всем, само собой, невозможно, но каждому по силам составить определённую картину сетевого мировосприятия как парадиастолу бытия извне, вполне отражающую, схематично, наш грешный эон – человеческий муравейник (в концептуальном смысле) – как бы сверху и одновременно изнутри.

Оп-па! А вот и первый попавшийся на глаза фейсбучный диалог (шучу, бесспорно, – таких диалогов поискать…) Думаю, авторы дискуссии не обидятся за «обнародование»:

Иван Николаев (доктор философских наук, МГУ):

– Не знаю, насколько я прав, пусть коллеги это решат, но мне представляется, что современный литературный процесс прохудел до дыр... Но не потому, что люди не хотят читать, а потому что мало авторов, базирующихся на знаниях современной философии. Дело в том, что в неизбежно прагматизирующемся мире нужны какие-то сильные оценки и трансгрессивная лаконичность... Но так ли это на самом деле?

Вячеслав Румянцев (историк, филолог, преподаватель, основатель проекта «Хронос»):

– Несомненно, так и есть. Надеюсь, Вы уже знакомы с высказываниями как раз по теме разговора? «Литература и метафизика или Литература, лишённая метафизики»: http://moloko.ruspole.info/node/889

И. Николаев:

– Если я правильно понимаю вашу логику, то и для достойного продолжения великих традиций русской классической литературы сегодня нам нужна соответствующая величию её художественных задач метафизика. Но тогда вопрос: надо ли создавать новую «метафизику XXI века» или достаточно глубже взглянуть на историю русской философии, направить основные усилия на открытия в этой области? – задаёте вопрос Вы...

Вопрос весьма и весьма интересный, несомненно продуктивный, но! для трансгрессирования явно захудевшей нашей литературной культуры – вопрос недостаточный и... Прошу меня извинить и во всезнайстве не подозревать, но метафизика не самая выигрышная карта философии. Метафизика нужна, и её тоже следует продуцировать, но флагманом рефлексии является всё-таки фабрика реалистических и, если угодно, прикладных концептов...

В. Румянцев:

– Креатив?..

И. Николаев:

– Безусловно креатив, причём высокого уровня! …А беседа замечательная, я к ней обязательно вернусь. Огромное спасибо.

В. Румянцев:

– У меня собрана неплохая коллекция статей Николая Ильина и классиков –

http://hrono.ru/avtory/hronos/ilin_nik.php

И. Николаев:

– Отлично! Спасибо.

В. Румянцев:

– А Вы почитайте статьи Н. Ильина. Может быть, со временем и в креативе нужда отпадёт...

И. Николаев:

– Почему в креативе может отпасть нужда? Я искренне Вас не понял.

В. Румянцев:

– Несколько лет назад я беседовал с одним философом советской эпохи, ныне ректором философского университета или что-то в таком роде. Юрий Никифорович Солонин. Занимается немецкими маргинальными философами: Хаустон Чемберлен, Эрнст Юнгер, Карл Густав Юнг... Так вот, в Германии маргинальных хоть издавали и изучали; а у нас «Мир как целое» Николая Страхова прошлый раз в 1898 году издавался... Солонин вообще отрицает существование самобытной русской философии (это недофилософия, по его мнению). Так что просто признание русской метафизики реальностью УЖЕ может решить наши застарелые проблемы.

И. Николаев:

– Я знаком с Солонином лично, пусть не так близко, но пару раз чаёвничали и дискутировали... У него есть странности, но нам, рефлектирующим россиянам, он не помеха. Он и Бердяеву отказывает называться философом в подлинном значении этого слова, хотя и не отрицает его определённый вклад в нашу культуру. Но я исхожу из того, что нужна совокупность всех форм рефлексии, от обыденного осознания русскости, а теперь и российскости, до высших академических парадигм.

В. Румянцев:

– Он категорически отказывает русским в наличии самобытной философии. Априори. Впрочем, и в своём предмете видит не совсем то, что другие. Например, тот же Николай Ильин с вниманием отнёсся к труду Хаустона Чемберлена «Основания 19-го века», обнаружив в главе «Славяногерманцы» попытку пересмотреть расовую теорию (от пассивного созерцания и констатации Гобино к активному участию в синтезе расы), а Солонин не видит никакой разницы между Чемберленом и Розенбергом...

И. Николаев:

– Он жутко неправ! И тогда, в 1998 – 99 г.г. он был не прав, когда профанировал массивную метафору Бердяева – «Очистительный огонь философии». Другое дело, что Бердяев, застряв в персонализме, не сумел довести эту идею до логической функции, но главное, он дал материал для трансгрессирования – Очистительный огонь философии. А Солонин сначала говорит «ерунда», потом «отличная идея», а потом снова «ерунда». Я его с тех пор не видел, постарел, наверное, и ещё больше несёт чепухи.

В. Румянцев:

– Кстати, вот перевод главы «Славяногерманцы»:

http://hrono.ru/statii/2005/chember_slavyno.php

И. Николаев:

– А тех, кто отказывает нам в наличие самобытной философии, я попросту игнорирую.

Но в то же время, наши эпистомологические достижения в чистой рефлексии значительно беднее западных. Согласны? А вот в академических толкованиях лучших образцов мировой философии вряд ли наши уступают, а может, и превосходят. Я, конечно, языками не владею, всё, что я знаю, всё почерпнуто из русского... Но полагаю, переводы на русский мировых классиков достаточно качественны, чтобы не сомневаться в них.

В. Румянцев:

– Да. Как писал Достоевский по поводу картины Перова «Охотники на привале»: «Мы, русские, поняли бы и немецкое и французское враньё, со всеми тонкостями, со всеми национальными отличиями, и слог и тему вранья, угадали бы всё, только смотря на картину. Ну а немец, как ни напрягайся, а нашего русского вранья не поймёт».

И. Николаев:

– Согласен, но это чисто литературная метафизика, мне бы хотелось поделиться с Вами академическими когнициями. Отвечая на Ваш вопрос, Николай Петрович говорит: «Настоящее историко-философское познание имеет существенно творческий характер, учит нас углублять и развивать идеи, намеченные мыслителями прошлого».

Наследие Бердяева обширно, но с какой бы стороны его ни рассматривали, очевидно, что едва ли не главное место в нём занимает тема творчества. «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» — быть может, самая сокровенная книга философа. Речь в ней идёт о переходе к новой религиозной эпохе, эпохе Третьего завета, когда человек раскроется как творец.

Это верно и очень хорошо, но до академического концептуализма недостаёт существенно. Дело в том, как я понимаю, история философии нужна для того, чтобы человек получал возможность ориентироваться в онтологиях природы, общества и мышления, знать, что в мире есть, и чего нет. Я не касаюсь веры в Бога, а в Него просто верую. Это касается тех вопросов, о которых весьма подробно говорил с Вами Ильин, постулируя качество самосознания, могущее не позволять обманывать себя.

Мы же не верим сектантам, когда они метут пургу, не верим эзотеристам, даже Э. Гуссерлю мы не верим, когда он пытается внушить нам возможность «абсолютного познания». Прошу покорно простить за многословие, но я хотел бы получить ответы на вопросы о философских достижениях Запада и России? И как, на Ваш взгляд, современные российские академические философы отстают от своих коллег в интерпретациях лучших образцов мировой философии? С уважением.

В. Румянцев:

– Боюсь, что сейчас и здесь...

Соглашусь с оппонентами… неопределённое «сейчас и здесь» отсылает нас в собственную задумчивую экзальтацию, углублённую во внутренние вселенные рассуждений – где и есть та самая грань, отделяющая читателя от автора, которому уже и читатель-то особо не нужен; – а был бы вот такой всё понимающий собеседник, расслабленно плавающий вместе с вами в пространственно-временной вариативности творческих замыслов, которые в принципе и заполняют понятие искусства как феномен творца, художника, личности, перерастающей в индивидуальную метафору космологической энтропии (о чём неплохо порассуждал Лев Оборин, «Новый Мир», 2012, №2). И тут вдруг оказывается, что в эсхатологическом контексте нам вообще никто не нужен, и никто никому не должен, к тому же; лишь бы позволено было оставаться в невесомости навеянных творчеством вечных аллюзий – да и те необходимо изредка освобождать, выплёскивая во всемирный эфир, чтобы вновь с лёгким сердцем браться за перо. «Искусство никому ничего не должно. И, если честно, я пишу не для читателя. Ещё честнее? Я бы, может, и хотел писать для читателей, чтобы обрести популярность. Но я так не умею. …я просто отдаю долг» (Ефим Бершин, «Интерпоэзия», 2011, №3). – Слышите? – он про «эфир»… и про вечность, ежели перевести «пофигизм» поэтический.

Примирение и ответ

          …Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне.
          Апостол Павел

Ирония пришвинской погони за правдой в том, что Спаситель-правитель безумно, до предосудительной чванливости любит гончую собаку-выжлеца, то есть нас, и любит свою охотничью жизнь, то есть нашу жизнь, больше чем себя, пусть даже надсадно-саркастически; – ему ж без подданных никак. И вот из этого-то самого «больше» и должны создаваться положительные герои. Кто они? Они должны выйти из того, что больше правителя, и в то же самое время присутствовать в нашем врождённом чувстве опасности как возможность спасения. Пришвинская теория спасения так же проста, как прост его гений: «Так тоже спящая почка иного растения много лет дремлет и остаётся почкой. Но при хороших условиях почка «выходит из себя» и обращается в зелёный росток». – Примирение? Да. Пусть непрочная связка – сказка, сродни свободной, верховной воле, но мы издетства в неё верим: в ней нереальная действительность оказывается больше наших реальных замыслов, больше мечты и больше нас самих; там взрослому человеку возвращается его юность, и он, сохраняя где-то вдали в запасе нажитой свой Разум и образование, восхищённо отдаётся природным силам доверчивости и особенному, проникновенному вниманию к подробностям жизни окружающих его людей: и истинный наш современник и, добавим, правитель «не тот, кто для себя потребляет достижения нового времени, а для кого современность открывает свет на своё прошлое».

И ежели удастся нам разглядеть такую Жар-птицу в пылу большой охоты за смыслом, человека, для которого правда дороже себя родного безо всяких химер пережитого прошлого, тогда и поверим мы в страну, где всё устроено немерено лучше, чем было до сих пор, и где слова священного писания «На земли, яко на небеси» воспринимались елейным бредом даже верующими – нельзя же верить в то, чего не будет никогда! – в стране, где святость подменена раскокошенным богатством: «…там не надо нам воровать. …там не работают, там всё нам приготовлено, там мы цари» (Пришвин).

Вы скажете:

– Никакого не может быть с ними соглашения и тем более Примирения!

Вот тут-то мы подошли к сути, хотя и воротились к началу очерка.

Исторический процесс перевалит и эту мрачную гряду настоящего, проклятой схизмой ошибок зацепившегося за тусклое наше с Вами существование, дорогой коллега – охотник за правдой. И уж хотя бы несравнимо мощной энергией, невероятными энергетическими всплесками потрясений отличается наша эпоха от пушкинской – ну, разве что кроме злодеяний, которые сопоставимо вряд ли меняются веками и так же подвластны истреблению под корень, как и дьявольскому возрождению из пепла ушедших эпох с их богоизбранными идеями; да разве что ожиданием Пришествия, затем Апокалипсиса, да и вообще… получается, много чем одинаковы мы с тем веком, не говоря о необходимости «терпеть противуречия».

Философы же никуда не делись – они рядом, просто гоголевская побеждённость историей и человеческими судьбами не так ценна сейчас, ценней другое – что же напророчествовало прошлое? – и как правильно использовать тот багаж, размером он отнюдь не мал… Нам нельзя ошибиться и сделать движение бессмысленным, бесконечно повторяя прописные, избитые, но не истлевшие истины – их все знают, от дармоедов-хомячков, наших детей, до профессоров-академиков – недавних однокашек: общественное мнение не тождественно безусловности – кстати, одна из аксиом. Посему результаты каких бы то ни было выборов и опросов лишь скудная, капризная «казуистика и демагогия» (Топоров: http://www.izvestia.ru/news/517700) и повод «включить мозг», как сказал бы мой сын – ведь когда он или его школьный корефан станет Президентом, всё будет по-другому: для чего, немного по скоморошьи уйдя в тень, и пишу статью, да и не я один; – нет смысла за́стить Диогену солнце.

И пускай не в нашей власти судьбы рода человеческого и очищение духовной атмосферы; но пусть хоть так… по телеологии – онтологическим позументом, с помощью которого вряд ли потушить и избавиться от костра инквизиции «политической религии», перекочевавшего в «бутырки», но который (позумент), соединённый с другими, рано или поздно сольётся в «большую воду», по Пришвину – в грациозный Океан новейшего исторического опыта, стоящего над прахом земли – тленом.

Закон тления и рождения примирит нас и с таинственным духом природы, с тревожным человеческим озарением, и с научным подходом к «самостийностям» сообща с эмпирической жаждой всевластия, аскетически бесплодной, тянущейся к владычеству; примирит так же, как жизнь и смерть примиряет Христианство. Знаете, я бы не стал акцентировать библейскую умозрительность о греховности, спасении – пусть остаётся основой прекрасного учебника нашей Истории – божий промысел вряд ли вмешается на чрезвычайно коротком отрезке времени, не исчерпаемым в пределе одной жизни (такой своеобразный кратковременный деизм), до «небытия»-то ещё далековато; круг истины и справедливости ещё не кончен, а завершат его в любом случае Прогресс и Разум, не иначе, а это уже вполне в наших силах, как и наше самостоятельное творчество бытия – социальное, философское – согласитесь, препона мысли нет. В том-то и простота пришвинского Примирения; и это – наш с вами Ответ. Любовь всему верит (св. Павел). Вот и всё.

Деревянен гроб сосновый,
Ради мене строен,
В нём буду лежати,
Трубна гласа ждати;
Ангелы вострубят,
Из гроба возбудят…
(Раскольничья)

_____________

* Гражданский кодекс (лат.).




ОТПРАВИТЬ:       



 





Тогда мы сделали ракеты

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым из жителей Земли поднялся в Космос. Год спустя был учреждён День космонавтики

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил облёт нашей планеты на космическом корабле «Восток», созданном творческим коллективом учёных, инженеров и конструкторов во главе с Сергеем Королёвым.

12.04.2019 08:00, Александр Головков


Русский разговор о погоде

Взаимосвязь климата и чувства ответственности у русского человека

Нигде так много не говорят о погоде и климате, как в России. Я имею в виду не сельскую местность, где это было бы естественно, а Москву и Петербург, защищенные от разгула стихий не хуже других мировых столиц. Приведу отрывок из раннего рассказа Фазиля Искандера «Начало».

23.03.2019 15:00, Михаил Эпштейн


Воспоминания детства, Дудь и российская действительность

Из серии «Записок вятского лоха». Март, 2019

Середина 1980-х... Поехали мы как-то полковым ансамблем на праздник 8 Марта в близлежащий поселковый Дом культуры. Небольшой концертик. Туды-сюды... И — танцы-шманцы по концовке. Все дела. Что-то типа армейской художественной самодеятельности — в помощь советским трудящимся. В данном случае — женщинам.

19.03.2019 16:00, Игорь Фунт


«Огромность тут важнее искусности. Сила нужнее таланта»

О менталитете, который проявляется в искусстве, и о том, как в действительности обстоят дела

Почему «Оскар» получают все эти «Зеленые книги», «Эрин Броккович», «Филадельфии» и прочие «12 лет рабства», «Милки» и «Миллионер из трущоб». Потому же, почему русские с такой упоительной маниакальной настойчивостью снимают и смотрят все эти «Сталинграды», «Панфиловцев» и «Т-34». Это все кино про войну. Только у нас разные войны.

16.03.2019 16:00, Антон Красовский, facebook.com


Как не потерять связь со своим детством

Один из главных признаков детства — молчаливое бессилие, но не по нему же мы скучаем

«Я учился быть ребенком, я искал себе причал. Я разбил весь лоб в щебенку об начало всех начал». Осмысливая эту цитату Бориса Гребенщикова, скажу так: на мой взгляд, когда нет своего «причала», то и о ребенке внутри нас речи идти не может. Одно с другим связано неразрывно.

14.03.2019 13:00, Дима Зицер, для журнала «Сноб»


Любовь, ничего боле…

Из серии «Записки вятского лоха». Февраль, 2019

Вдруг осенило: «Я у будки сорвал незабудки…». На глазах выступили слёзы. Откуда-то сверху спустилась небесная мантия, мягко укрывшая с головой. Пришло спокойствие, доступное только гению, постигшему суть рифмы. Успокоившись, так, на всякий случай… пробил на антиплагиат. В общем-то уверенный в эксклюзивности новой в литературе фразы. Нового в поэзии слова.

17.02.2019 16:00, Игорь Фунт


Записки вятского лоха. Январь, 2019 г.

Про «Игру престолов», пропаганду, Титаник и баню

Вспомнил вдруг, что знаменитую хоккейную суперсерию 1972 года мы выиграли. Специально посмотрел — ан нет, проиграли, оказывается. Но пропаганда в СССР была настолько сильна и настроена таким образом, что у нас, советских мальчишек, отложилось, что будто выиграли.

12.01.2019 16:00, Игорь Фунт


Записки вятского лоха. Ноябрь, 2018

О футболистах, Собянине и диссертациях

Если мы получим вдруг сигнал из космоса о гибели инопланетной цивилизации, то, в первую очередь, полетим им на выручку, запомните! Уже потом — пенсии, зарплата учителям и детские пособия. Потому что помощь братьям по разуму поважнее Крыма, Украины и Сирии будет. Понятно?

10.11.2018 16:00, Игорь Фунт


Как женщины становятся тётками

Тетка — это всегда ужатие себя ради других, жизнь чужими интересами

Часто мужчины возмущаются, увидев, что из тонкой и звонкой девочки, которой когда-то была их возлюбленная, вдруг вылупилась тетка. Они считают, что их обманули. Подсунули вроде как некачественный продукт. Была студентка в белой шапочке, танцевала на дискотеке, читала Мураками, мечтала поехать в Париж, и вдруг — она.

04.11.2018 09:00, Морена Морана, zen.yandex.ru


Повернуть реку токсичности вспять

О том, как в людях рождается любовь

За полгода до смерти прабабушки я сидел рядом с ней и она вдруг начала рассказывать про обыск в квартире, когда арестовывали ее отца. Вчера ночью прабабушка умерла. Я где-то час не мог понять, она притихла или уже умерла и остывает. Я чувствовал очень некомфортную смесь облегчения и грусти. Я никогда не забуду, какой она стала холодной.

03.11.2018 16:00, Василий Сонькин, facebook.com/sonkine






 

Новости

Активист Ильшат Муртазин стал объектом телефонных атак
Ему звонят со скрытых номеров и обещают посадить в СИЗО за общественную активность.
Легендарный авиамузей в Монино будет закрыт
Авиамузей в Монино будет закрыт, а его территория передана под застройку.
В Калмыкии пропала студентка, снявшая на видео вброс бюллетеней на выборах
В Калмыкии пропала Айса Хулаева, студентка, которая была наблюдателем от партии "Справедливая Россия" на выборах в селе Приманы. Она зафиксировала на видео вброс бюллетеней, её же забрали следователи и после уже два дня как с девушкой нет связи, никто из её родственников и знакомых не знает, где она. Об этом сообщил "Кавказский узел".
Сегодня утром было разогнано собрание жителей Бурятии перед зданием регионального правительства в Улан-Удэ
11 человек задержаны, трое из них побиты. Одна из участниц собрания госпитализирована. Судьба остальных на данный момент неизвестна, попытки дозвониться до местного ОВД результатов не дают.
В Волоколамске обстреляли водителя мусоровоза, сообщают очевидцы
Водитель мусоровоза, перевозившего ТБО на полигон «Ядрово», получил ранения в ходе обстрела фуры. Об этом сообщают участники паблика «Ядрово. Задыхаемся» со ссылкой на полицию.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.