В середине июля власти Румынии по требованию родственников расстрелянных Николае Чаушеску и его супруги Елены провели эксгумацию их останков на кладбище Генча в Бухаресте. Эта процедура была проведена для экспертизы ДНК, чтобы убедиться, кому они принадлежат на самом деле.
Как отмечала местная пресса, вскрытие могилы проводилось по требованию истцов — родственников убитой четы, которые добивались этого на протяжении нескольких лет, но неизменно получали отказ. По требованию близких погибших, эксгумация проводилась без присутствия журналистов. Сообщалось, что сын Николае и Елены Валентин узнал одежду похороненных. Она довольно хорошо сохранилась. Были также обнаружены и следы от многочисленных выстрелов.
Говорить о каких-либо результатах вскрытия могилы всё же пока рано. Несмотря на извлечение тела, как его в свое время называла местная пресса, «гения Карпат» и его супруги, проведение анализа ДНК может занять несколько месяцев.
Тем не менее произошедшее можно считать победой близких казнённых, которые требовали этого на протяжении последних пяти лет. С апреля 2005 г. дочь румынского диктатора Зоя Чаушеску пыталась получить доступ к захоронению родителей. Она сомневалась, что на военном кладбище были похоронены именно они. По её мнению, похороны четы Чаушеску вообще были сымитированы. Со своими претензиями она обратилась в суд. В итоге процесс затянулся на несколько лет. За это время Зоя скончалась от алкоголизма. Начатое дело продолжили её вдовец Мирчеа Опреан и брат Валентин. В конце минувшего года они наконец добились своего.
Впрочем, даже после эксгумации тестя Опреан не скрывал своего негативного отношения к властям, которые слишком долго затягивали с решением этого дела. По его словам, в том случае, если окажется, что ДНК не совпадает и захороненные лица не являются четой Чаушеску, он подаст на них в суд. «Люди, которые взяли в то время в Румынии власть, должны будут ответить за десятилетия лжи», — заявил он в интервью одному из частных телеканалов.
По словам Опреана, Ион Илиеску, Петре Роман и остальные тогдашние лидеры государства должны ответить за то, что с его тестями обошлись «как с язычниками».
Действительно, на протяжении прошедших с момента расстрела 20 лет родственники казненного диктатора никаких официальных документов о захоронении так и не получили.
Чета Чаушеску была расстреляна 25 декабря 1989 г. около туалета в армейских казармах города Тырговиште, находящихся в 150 километрах от Бухареста. Тем не менее в свидетельстве о смерти отмечено, что они скончались в столице. Кроме того, доктор Владимир Белуш подписал свидетельство о смерти, даже не видя трупов. Об этом его попросил генерал Виктор Станкулеску, который руководил трибуналом, принявшим решение о смертной казни.
Между тем параллельно с семьёй на эксгумации настаивали и последователи румынской коммунистической партии. Приурочить её коммунисты хотели к 26 января — дню рождения бывшего диктатора. В этом году ему бы исполнилось 92 года. Они утверждали, что в их распоряжении находится информация, которая свидетельствует о том, что перед расстрелом Николае и Елену Чаушеску пытали.
Так это или нет, станет известно в ходе начавшихся экспертиз. В принципе, конечно, в условиях революционных событий, происходивших в последние дни декабря 1989 г. в Румынии, такое было вполне возможно. Дело в том, что свержение власти Николае Чаушеску, в отличие от «бархатных» революций, прокатившихся по странам Восточной Европы, сопровождалось кровавыми столкновениями и невиданным кровопролитием. За несколько дней боёв восставшего народа и перешедшей на его сторону армии с сотрудниками румынской службы безопасности «Секуритате» погибло более тысячи человек.
Всё началось с того, что 17 декабря румынские «чекисты» по приказу Чаушеску совместно с армией потопили в крови народные волнения в Тимишоаре. Кстати, армейское руководство не желало участвовать в той операции. Отказавшийся отдавать приказ о стрельбе по соотечественникам генерал Василе Миля был убит сотрудниками спецслужб. В итоге этот шаг стал роковым для румынского диктатора. Генералы, видя, что подобное может произойти и с ними, не желали подчиняться приказам правителя.
Когда вскоре народные волнения охватили Бухарест, военные перешли на сторону восставших и вступили в противостояние с сотрудниками спецслужб. В итоге муж и жена Чаушеску были вынуждены бежать из столицы на вертолёте. Однако скоро их задержали в маленьком румынском городке Тырговиште.
Судить их было решено на месте. Николае и Елену расстреляли 25 декабря по обвинению в геноциде и подрыве государственной власти. Кадры суда и расстрела демонстрировались по десяткам мировых телеканалов. Камера зафиксировала все этапы суда над супругами Чаушеску, включая измерение им давления и принудительное связывание рук за спиной. Как стало известно позже, в исполнение приговор был приведён бойцами 64-го воздушно-десантного полка.
По свидетельствам очевидцев, когда диктатора и его супругу вывели во двор, у командира расстрельного взвода не выдержали нервы. Он первым выстрелил из своего «калашникова». После этого его солдаты начали стрелять без команды. Всего было выпущено несколько сотен пуль. Затем трупы убитых были засняты телеоператором — Елена Чаушеску в предсмертных судорогах, с залитым кровью лицом, её муж, опрокинутый головой назад.
По некоторым сведениям, вскоре тела казнённых были в спешном порядке перевезены в Бухарест и захоронены ночью на кладбище Генча. По другой версии, сперва их перевезли на стадион футбольной команды «Стяуа», где они около суток пролежали на поле, а лишь затем, опасаясь, что трупы будут подвергнуты надругательствам, их захоронили без крестов и каких бы то ни было надгробий.
Сейчас же на могиле кондукатора (вождь по-румынски) стоят три креста. Стальной чёрный, на котором ничего нет, из серого камня с надписью «Поставлен партией трудящихся Румынии» и третий — мраморный, с фотографией Чаушеску и фразой «Слеза на могилу, пролитая румынским народом». Она служит местом паломничества местных коммунистов.
Между тем в румынском обществе так и нет единого мнения о том, следовало ли вскрывать могилу с убитым диктатором и вновь вспоминать о событиях 20-летней давности. Обозреватели и аналитики считают, что точки в дискуссиях о нравственной стороне этого процесса не расставлены до сих пор.
Как заявил в интервью испанскому изданию El Mundo один из сторонников судебного процесса Дана Войнеа, цель эксгумации — представить Чаушеску жертвой несправедливого суда, вызвать к нему жалость и заставить забыть о совершённых им преступлениях.
Впрочем, на фоне нынешнего экономического кризиса события недавней истории простых румын не слишком интересуют. Их больше беспокоит нынешнее положение, при котором страна является самым отсталым членом Евросоюза, а каждый пятый её житель живет не более чем на 3 доллара в день, 25% жителей числятся безработными.
Вместе с тем невольное возвращение к прошлому понемногу заставляет их сравнить ныне существующее положение вещей с тем, что было при Чаушеску. С теми годами, когда население испытывало постоянную нехватку продуктов питания и жило впроголодь на фоне амбициозных проектов «Дуная мысли» (ещё один из титулов Чаушеску). Конечно, даже на фоне коррупции, царящей среди нынешней румынской элиты, это сравнение будет явно не в его пользу. Кроме того, это также даст румынам повод вспомнить о тех надеждах, которые они питали во время революции, и о том, как они не сбылись.
Дело в том, что после завершения революции вся власть в государстве перешла в руки партийных функционеров, которые смогли своевременно перестроиться и приватизировать большую часть госсобственности. Народ, как водится, остался ни с чем.
Что же касается Чаушеску, то для того, чтобы описать все его «подвиги» на посту руководителя Румынии, которой он правил почти 40 лет, потребуется слишком много времени. Достаточно лишь сказать, что в ходе социологического опроса, проведённого несколько лет назад, большинство населения Румынии заявило, что за годы своего правления он принес стране столько бед, сколько не смог никто другой. Ни турки, ни венгры. «Карпатский Дракула» — так называют его сегодня в Румынии.
Читать @chaskor |
Статьи по теме: