Подписаться на обновления
19 августаПонедельник

usd цб 65.9961

eur цб 73.2227

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 26 апреля 2010 года, 09:03

Всеволод Емелин: «Мне поздно бояться»
Всё, что вы стеснялись спросить у первого поэта Москвы


Всеволод Емелин // РИА Новости
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Емелин антисемит? Емелин гомофоб? Кто перекрывает кислород Емелину? На кого он обижается и почему? Кого из поэтов ценит? Кого не любит? Где работает? Что ему интересно и что скучно? Зачем вообще нужен литературный истеблишмент?

Представлять Всеволода Емелина читателям «Часкора» не нужно. Этот поэт, некогда определённый самым популярным и актуальным поэтом столицы, помог нашим читателям справиться с нашествием праздников.

Стоит признать Емелина поэтом, как моментально и автоматически приходится провозглашать его Первым Поэтом. Первым Поэтом Москвы, это уж как минимум. Первым по таланту, мастерству, серьёзности и значимости высказывания, масштабности и эмоциональности общественного отклика.

В феврале Емелин поздравил всех мужчин с мужским праздником, в начале марта всех женщин — с женским. Между этих дней затесался чужеродный День святого Валентина, которому Емелин посвятил проникновенные лирические строки. А до этого мы опубликовали большую подборку емелинских стихотворений «Фальсификации».

Свой взгляд на мир и особенности своего лирического героя (не равного автору) Емелин объясняет так: «Приведённые здесь тексты есть попытка запечатлеть столкновение неискушённого обыденного человеческого сознания с обрушивающимся на него информационным шквалом России 1990—2000-х, как-то сохранить общественные иллюзии, образы, предрассудки, прозрения и заблуждения (короче, опять же мифы) этого периода. В стихотворной форме, естественно. Причём глядя снизу. Как бы из-под плинтуса…».

Некоторые читатели намеренно или же по простоте душевной не делают разницы между творцом и его персонажами. Из-за этого постоянно возникают подозрения и самые нелепые обвинения. В чём только Емелина не обвиняли и не обвиняют. Именно поэтому стало интересно разобраться в том, что в его образе правда, а что — пустые наговоры.

— Сева, вы антисемит?
— Я не антисемит (в том смысле, как я понимаю значение этого слова).

— Вы гомофоб?
— Я не гомофоб (в том смысле, как я понимаю значение этого слова).

— Есть ли у вас друзья-евреи?
— Какой же антисемит без друзей евреев? Безусловно, есть.

— Есть ли у вас друзья-геи?
— Друзей геев, насколько известно, у меня нет.

Это неудивительно, поскольку судя по телевизионной картинке, геи предпочитают у нас вращаться в высших слоях социума и дружить с таким лузером, как я, им неинтересно.

— А как вы трактуете понятия «антисемитизм» и «гомофобия»?
— Антисемитизм, в моём понимании, это отношение к евреям как к неполноценным людям и вытекающее из этого стремление как-то ограничить их права. То же самое и гомофобия.

— А почему вы постоянно подчёркиваете, что вы — лузер? Это часть вашего имиджа?
— Это часть объективной реальности, данной нам в ощущениях.

— То есть?
— Мне кажется, что уровень моих доходов, способы получения этих доходов, место на социальной лестнице, возраст, образ жизни и т.д. позволяют мне считать себя лузером. И не только как элемент пиара, но и чисто по жизни.

— А то, что вас признают «лучшим поэтом Москвы» ваше лузерство никак не меняет?
— Самолюбие тешит, лузерство не отменяет. Объективности ради следует заметить, что большинство литературных деятелей меня вообще поэтом не признаёт. Да и человеком признаёт с большим трудом.

— А разве вы сами их не провоцируете такое отношение? Я имею ввиду, что провокация входит в ваш обязательный репертуар.
― На мой взгляд, текст имеет смысл только в том случае, если содержит в себе провокацию. Но нынешних литературных генералов я не провоцирую. Скучно.

— А как вы относитесь к тому, что вас обвиняют, например, в антисемитизме?
— Отношусь спокойно. Я себя антисемитом не считаю. Если кто считает — его проблемы. Оправдываться не буду.

— А вам не кажется, что такие обвинения, как правило, делаются из спекулянтских устремлений?
— Нет, не кажется. 282 статью мне вроде пока не шьют, то есть в тюрьму закрыть не планируют. С другой стороны, в официальной литературе мне кислород полностью перекрыт всю дорогу, что с антисемитизмом, что без антисемитизма. Это обвинение ничего не добавляет к моей репутации неприкасаемого. Думаю, люди вполне искренни, только термин «антисемитизм» они понимают гораздо шире, чем я.

— Что такое в вашем понимании «официальная литература» и кто вам перекрывает кислород?
— Да весь корпус литературных журналов, издательств, печатающих поэзию, премиальные жюри, оргкомитеты фестивалей ― та публика, что гордо именует себя «экспертным сообществом» и т.д. и т.п. Короче, то же, что являлось официальной литературой в советское время. В этом смысле за 25 лет ничего не изменилось (кроме некоторых персоналий).

— А зачем вам они? Книги у вас выходят, выступать зовут, читатели любят, стихи публикуются. Премии ничего не решают и заставить читать кого бы то ни было или же сделать талантливее не могут.
— Да пёс его знает. Как-то принято считать, что они как раз литература, а остальные не литература. Стихи всё больше в ЖЖ публикуются. Книжку издать тоже целая проблема. У них там рецензии, конференции, обсуждения, мастер-классы... Короче, жизнь бурлит, а я как нищий мальчик на богатую ёлку в щёлочку подсматриваю. В общем, психология.

— Мне тоже кажется, что дело именно в психологии восприятия других людей: со стороны-то оно всегда погуще кажется. Но почему-то кажется, что круглые столы и мастер-классы не решают вопроса, кто талантливее. А участие в них только отвлекает от самого главного. Вот для вас что самое главное?
— Самое главное, мне бы хотелось, чтобы мои тексты оказывали влияние на окружающую действительность. И ещё славы хотелось бы. А как раз круглые столы и мастер-классы, рецензии и обсуждения создают иллюзию славы и какого-го влияния на окружающую действительность. Понимаю, что иллюзию, но вокруг моих текстов и такой иллюзии нет.

— Как вы понимаете славу? Каковы её критерии?
— Для меня слава ― это когда люди, не имеющие отношения к поэзии (то есть нормальные люди, а не околопоэтические паразиты из «экспертного сообщества»), знают мои тексты. В наше время рассчитывать на большее глупо. А «настоящие поэты» провозгласили критерием славы постановление нынешнего СП СССР (пардон, «экспертного сообщества»).

— Помните, как Тимур Кибиров однажды посетовал, что Филиппа Киркорова показывают по телевизору больше, чем его. Почему вы в телевизор не попадаете? Там кроме Виктора Ерофеева литературного истеблишмента нет!
― В телевизор как раз почему-то и не хочется. Литературный истеблишмент там мелькает (у того же Ерофеева или в «Школе злословия»).

До Киркорова им далеко, но кто ж виноват, что поэты нынешние никому не интересны и рейтинга телеканалам не дают? Меня не зовут, потому что тексты для ТВ совершенно неформатные. Зовут поэтов, у которых тексты ни о чём, (таких, слава богу, сейчас подавляющее большинство). ТВ ― это те же толстые журналы, только с аудиторией. Благонамеренных поэтов зовут. А меня нет.

Я не благонамеренный.

— А почему в ваших намерениях нет блага? И почему, если условие попадания в цель ― форматность, вам бы не отформатироваться?
― Мне как работнику церкви, близка мысль, что благо даёт людям Бог (благодать типа).

Кому хочет ― даёт, кому не хочет — нет.

И человек (поэт, например), который чувствует себя обладателем блага, начинает причинять его другим. То есть становится благонамеренным. Я себя обладателем блага не ощущаю. Насчёт формата: я могу писать только так, как пишу. Это не отформатируешь. Ещё раз сошлюсь, что другого Бог не дал.

— Я не знал, что вы работаете в храме. В каком? И что вы там делаете?
— В храме Успения. Их в Москве много и пусть останется моей маленькой тайной, в каком из них я работаю. Работаю подсобным рабочим на реставрации.

— Странно, что ваша работа никак не отражается на ваших текстах.
— Может, и отражается, но очень опосредованно.

— Откуда возник ваш стиль?
— Из народной песни (на слова Некрасова по преимуществу). Из советской песенной классики. Из советской дворовой песни. Из Маяковского. Из Высоцкого. Из газетных передовиц (тоже в основном советского времени). И из перемежаемых рекламой выпусков нынешних теленовостей (на мой взгляд, новости на главных каналах уже несколько лет не журналистика, а высокая поэзия).

— А кого вы числите в своих предшественниках?
— В предшественниках ― это громко сказано. Некрасов ― предшественник Емелина! Звучит! Те поэты, чьё влияние на себя ощущаю: Некрасов, Блок, Маяковский, Багрицкий, Высоцкий, Галич, Пригов, Иртенев (ранний).

— А кого вы цените из современных?
— Ценю многих, называю всегда одних: Родионов, Шиш Брянский, Витухновская, Фанайлова, Кибиров (ранний), Евгений Лесин. У Степанцова есть как минимум три гениальных текста (а это очень много). Наталья Романова из Питера. Остальных прошу не обижаться.

— Какое место сейчас занимает поэзия?
— Ничтожное. По своему влиянию на окружающую действительность.

— А это нормально, или следует изменить такое положение дел?
— Думаю, изменить такое положение дел невозможно. Это объективный результат исторического развития.

— Как вы относитесь к тому, что вас называют гопником?
— Я, честно говоря, не очень в курсе, что это слово значит, но зная людей, которые его по отношении ко мне употребляют, смысл месседжа улавливаю. В общем, они правы, я действительно от них сильно отличаюсь. Поэтому к сигнификации меня гопником отношусь спокойно.

— Собака лает — караван идёт. А отличаетесь чем?
— Это довольно серьёзный вопрос. Можно перечислить: отличаюсь происхождением, образованием, работой, кругом общения, образом жизни, взглядами и др.

Диспут о самом главном. «Толерантность — это признак безволия и бессилия» — такова точка зрения поэта Емелина. «А мне всё равно, к какому меньшинству данный человек принадлежит» — точка зрения поэта Щербины. Кто из них прав?

Но на самом деле различия гораздо глубже. Я, следя за полемикой в Сети, с удивлением увидел, что мою простую фамилию используют во множественном числе, что ею обозначают явления и тенденции, что многие поэты и целые литературные группировки идентифицируют себя через отталкивание от меня как от Другого.

Вспоминаю, как на ТВ в «Школе злословия» важный литературный генерал (фактически начальник отдела кадров так называемой актуальной поэзии) на вопрос ведущих, как отличить хорошие стихи от плохих, поначалу изрекал свою привычную терминологическую белиберду (типа бородатой хохмы про «умножение смысла»), а закончил неожиданно простым тезисом, что плохие стихи ― это те, которые пишет Емелин, а хорошие стихи — это те, которые он не пишет.

Из этого я заключаю, что пропасть между мной и теми литераторами, которые именуют меня гопником, гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Я даже боюсь в эту пропасть заглядывать. Может, их спросить?

— Кого спрашивать? «Их» же нет. Все эти «важные генералы» — химеры вашего сознания, которые легко рассеиваются, если приглядеться к ним попристальнее. Обычные посредники, высасывающие свой посреднический процент по вполне совковому принципу «что охраняю — то и имею», так что и спрашивать-то не у кого. Разве что у себя…
— Не согласен. Не с тем, что они посредники, а с тем, что их нет. Как учили нас в МИИГАиК: «Глаз врёт, инструмент — нет». Компьютер не может врать. И если он ежедневно мне показывает обширный массив текстов (в том числе и обо мне, сироте), который эти люди из себя эманируют, то сомневаться в их существовании (как минимум в качестве субъекта эманации текстов) было бы глупо.

— Я уточню: их нет персонально, личностно. Обычные «слепые силы судьбы», которые нужны любому романтическому поэту в качестве структуры, лепящей биографию. Обычная ситуация с людьми, выделяющимися в общем потоке. А вы реагируете на них, обижаетесь. Кстати, вам постоянно предъявляют обвинение в обиженности. Почему? С чем это связано и насколько справедливо?
— Насчёт слепых сил судьбы это здорово. Представил себе наших упитанных, говорливых, весьма довольных собой «арбитров изящества» («экспертов») в виде мойр и эриний. Настроение сразу улучшилось.

Я себя как-то не очень считаю выделяющимся в общем потоке. Сорок с лишним лет не выделялся, а потом вдруг на тебе, выделился! Странно это. А насчёт обиды...

Так сначала обидят, а потом обвинения предъявляют. Поэта обидеть, известное дело, каждый может. А с технологической точки зрения интересно бы проанализировать, кто на что больше ведётся: я на их обидные в отношении меня действия или они на мою позицию обиженного. Это, кстати, вполне традиционный русский литературный (и не только литературный) образ. «Взяли мою копеечку; обижают Николку!» Но обвинения меня в обиженности ― это просто ещё один способ сказать обо мне гадость то есть опять же обидеть.

— Тогда зачем вы обижаетесь? Ведётесь?
— Обида — один из главных двигателей моего стихотворчества. Ну не знаю. Мне кажется, чтобы человек начал писать стихи, в нём должна быть дисгармония, что ли, какая-то. Если и так всё хорошо, то зачем стихи писать? Есть масса гораздо более полезных и приятных занятий. А вот когда одиночество, чувство неполноценности, болезнь, обида, комплекс вины, ненависть. Короче, ущербность. Тогда есть материал, из чего стишки кроить. Я так думаю.

— Счастливая любовь стихов не знает? Кому обращены ваши «Челобитные»?
― Может быть, и знает, но это совершенно далёкий и непонятный мне феномен.

Кому адресует человек свои слёзы, свои стоны, свой ропот? Городу, миру, небесам. Там есть и конкретные адресаты. Ю.М. Лужков, например. Смысл названия в продолжении великой русской традиции прошений, плачей, жалоб, причитаний. Долой навязываемую нам врагами, чуждую, антинародную традицию смайлов и «у меня всё Окей!». Как говорила героиня одного отличного фильма: «Я сотру улыбку с твоего лица!»

— А вы не боитесь, что поэтическая маска прирастёт к лицу? Уже приросла. Посеешь характер — пожнёшь судьбу. Я своими вопросами всё время пытаюсь пробиться к вам как к человеку, а вы мне отвечаете в рамках своего поэтического образа, вот мы и говорим о какой-то хне вместо того, чтобы по-честному рассуждать о влиянии на вас, скажем, Мандельштама и Бродского…
— Мне поздно бояться. Мне много лет, жизнь практически прошла. И я не понимаю, зачем пробиваться ко мне как к человеку? Во мне ничего интересного нет, кроме авторства текстов. Как там у Маяковского: «Я поэт. Этим и интересен» (цитирую по памяти). Я бы добавил вслед за Лютером слово «только». Я пишу стихи, только этим и интересен.

Что касается Мандельштама и Бродского, то они повлияли на всех без исключения пишущих сегодня стихи. Мне кажется, мелкие филологические разборки читателям будут скучны. Мне они, например, скучны.

— А что вам не скучно?
— Мне интересно, когда текст размыкает свои границы и начинает каким-либо образом взаимодействовать с окружающей действительностью. Напряжение, возникающее между текстом и жизнью, мне интересно. А выискивание следов влияния, инвариантов, деконструкции, всё это вращение текстов вокруг самих себя... Ну, платят кому-то деньги за эти занятия. Исполать им. Но это не моё.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Гражданин актер

Как Маяковский сделал уникальную для русского поэта карьеру киноактера

О карьере Маяковского-актера написано очень мало. Поэт снялся всего в трех картинах (к одной из которых даже «соорудил сценарий»), а сохранилась из них лишь одна — «Барышня и хулиган», снятая и вышедшая в прокат в 1918-м. Играть Маяковскому очень нравилось, но, по словам Лили Брик, он «мог изобразить только себя». Об однообразной мимике поэта, а также его удачных и неудачных ролях — в сокращенной главе «Лицо с экрана» из книги филолога Александра Пронина.

05.08.2019 19:00, Александр Пронин, theoryandpractice.ru


Правила дуракаваляния

Жизнь сама помогает

Писатель Андрей Битов уверяет, что никогда в жизни ничего специально не добивался. А всему в своей жизни он обязан очень русскому явлению — лени.

09.07.2019 19:00, Вера Харитонова, story.ru


Вид Sapiens, возможно, скоро исчезнет

Писатель Алексей А. Шепелёв о книгах-бестселлерах Юваля Харари, незаметно наступившей технотронной эре и школьном образовании

В России выходит новая книга популярного израильского историка Юваля Ноя Харари. На днях показали интервью с автором в передаче В. Познера. Месяц назад я как раз прочёл нашумевший бестселлер «Sapiens: краткая история человечества», а теперь заинтересовался и «Краткой историей завтрашнего дня» с «21 уроком для XXI века».

08.07.2019 16:00, Алексей А. Шепелёв


Набоков hate machine

Автор «Лолиты» расставляет точки над нелюбимыми писателями

Гоголь — жалкий морализатор, Стендаль и Бальзак — бездари, Достоевский банален и безвкусен: Владимир Набоков любил ниспровергать литературные авторитеты и совершенно не стеснялся в оценках и выражениях. «Горький» вспоминает, кому из писателей от него больше всех досталось. Чтобы ранжировать градус набоковской ненависти, мы поставили каждому писателю от одной до пяти звездочек — наподобие того, как указывают остроту блюда в ресторанных меню.

07.07.2019 19:00, gorky.media


Русские писатели об экологии

Произведения русской литературы, в которых поднимались вопросы защиты окружающей среды

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» — писатели.

06.07.2019 19:00, Мария Молодцова


Сергей Довлатов и Светлана Меньшикова

Эпистолярный роман, который спас жизнь

Это была светлая и чистая история взаимоотношений неизвестного тогда Сергея Довлатова и девушки, чью фотографию он увидел в газете. Это были первые яркие чувства, наполненные надеждой. Девять месяцев и сотни писем, в которых заключались тогда ожидание, счастье и верность. Позже Сергей Довлатов, став знаменитым писателем, признается: в далёкие 60-е годы Светлана Меньшикова спасла ему жизнь.

05.07.2019 18:00, arov, kulturologia.ru


Эмир Кустурица: «Грамотный человек исчез…»

Речь Эмира Кустурицы на открытии 60-й Белградской книжной ярмарки

Быть грамотным в прошлом веке означало — быть уважаемым! Это немало... а зачастую значило еще больше! Вспомним слова Габриэля Гарсиа Маркеса, что он писал только для того, чтобы быть любимым!

30.06.2019 19:00, Эмир Кустурица, Светлана Голяк, izbrannoe.com


Дачная культура

Фермер Толстой, садовод Чехов и огородник Пастернак

Антон Чехов мог вырастить дерево из палки, Лев Толстой снабжал яблоками Москву, а Борис Пастернак любил копать картошку: рассказываем о писателях, которые занимались садоводством, ухаживали за огородом и просто любили бывать на даче.

25.06.2019 19:00, Мария Соловьева, culture.ru


Агния Барто против

Почему ею поддерживалась травля других писателей?

Детская поэтесса участвовала в травле Чуковских, Пастернака, Солженицына, Галича и Даниэля.

23.06.2019 19:00, Валентина Асеева, diletant.media


Настоящая история «Мадам Бижу»

Ее тайна так и осталась неразгаданной

Однажды ночью, в очередной раз погрузившись в ночной кутежный и таинственный парижский Монмартр, известный фотограф Брассай встретил женщину, которую называли «Мадам Бижу». Перед нею — бокал вина, в руке медленно тлела сигарета, а украшения, которые буквально устилали ее с ног до головы, наводили на мысль, что эта женщина когда-то жила в роскоши, а сейчас просиживала свои дни в этом «Лунном Баре»...

10.06.2019 19:00, izbrannoe.com






 

Новости

Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Умер голландский актер Рутгер Хауэр
Звезда фильма "Бегущий по лезвию" (Blade Runner) Рутгер Хауэр скончался у себя дома в Нидерландах после непродолжительной болезни.
Умер лидер группы «Високосный год»
Лидер и вокалист группы «Високосный год» Илья Калинников умер во вторник в одной из московских больниц, сообщил в четверг директор группы Алексей Кан.
Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.