Подписаться на обновления
18 ноябряПонедельник

usd цб 63.8881

eur цб 70.4111

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Игорь Манцов   четверг, 16 мая 2013 года, 15:08

Всё очень интересно!


Кадр из фильма «Трудно быть Богом»
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Антисоветизм отвратителен именно потому, что навязывает бесконечную возню с Прошлым, от которого и без того Расея задыхается. Им говоришь: возьмите всё, что желаете; жрите от пуза, расставляйте любые оценки, раскапывайте любые могилы, если не боитесь Божьего суда; но только перестаньте навязывать ненужные дискуссии и захламлять коллективное бессознательное; отойдите со своим Прошлым, великое оно или ничтожное; дайте работать, дайте жить. Но нет, они помешаны на власти.

1/ Думаю, проблема России, и проблема единственная, в "догоняющем характере" здешнего развития и, соответственно, в «догоняюще/ущербной психологии» здешних элит.

Волюнтаристски всё и вся заимствуя, начиная с греческого православия, вплоть до пушкинских (при всём уважении) сюжетов и социальных доктрин, они, с регулярностью выезжая за кордон и сравнивая/оценивая, сначала страшно комплексуют на бессознательном уровне, а потом ищут психологической помощи, и в результате внутренних борений всегда решают слиться с пресловутым "народом", для того чтобы обосновать/доказать самим себе и тем дуракам на Западе, которые поверят, собственную самобытность, а также чтобы получить от "народа" молчаливую ("народ безмолвствует") санкцию на легитимность в комплекте с санкцией на доминирование в безразмерно/неуютно/морозном регионе.

Вот что единственно означает у нас словечко "народ", и вот почему оно настолько тут обожествлено.

Советский порядок, то бишь железный занавес, конечно, был выгоден именно элитам: если никуда нельзя выезжать, если жестокий батька запретил, можно не комплексовать и более/менее здоровым образом развивацца.

Даже такая безукоризненно титаническая, если не героическая, если не святая, фигура как Лев Николаевич Толстой именно потому ругалась на всех подряд (разве Шекспир был единственным объектом ругни?!), что ощущала эфемерность своего заслуженного вселенского успеха: Запад только захочет - и ему достаточно необременительного чиха, чтобы проигнорировать, чтобы ЛЕГКО обойтись собственными силами. Востоку ещё легче.

Не достаёт элементарного смирения: как же, они же Элита Великой Империи, они не хуже англичанов, америкашек и французишек; они должны котироваться не ниже!

Вся сила во все века уходила в результате на надувание щёк. Почти вся.

В советское время только кое-что изменилось в лучшую сторону: большевики попытались материализовать абстракцию "народ" и попытались заставить элиты реально этому самому Народу служить.

Начиная с Перестройки, элиты мстят всем кому ни попадя за унижение, молотят кулаками по воздуху, но попадают только по товарищам, по партнёрам.

2/ На радио, кажется, "Маяк" какие-то обычно отвязные, критичные и вроде бы даже цыничные ведущие взялись комментировать свежевышедшее кино про Валерия Харламова, и вдруг понесли снежную пургу с невероятным пафосом: и монтаж там необыкновенный, и патриотизм там недюжинный, и "наши ребята, наша ледовая дружина", и что-то вроде "укатали канадцких профессионалов", и, "конечно же, парней жестоко-прежестоко прессовали/натаскивали, но может так и нужно"...

А в довершение говорят: ждём, всей страной ждём от одумавшихся российских кинематографистов - байопик про Юрия Гагарина!

И ведь это всё искреннее, это же из ихних псевдо-цыничных глубин идёт! Старых героев, героев моих отцов и дедов (не моих, не моих!), героев из позднеиндустриальных, жестоко высмеянных в Перестройку времён - выдвигают на авансцену. Крах образности, и вот успешные креативные московские ребятки из среднего медиакласса - бессознательно соглашаются на архаичную образность, которую им услужливо/хитроумно подсовывает Власть Странного Типа.

Это к вопросу о том, Власть ли насилует, или же недалёкие тутошние грамотные сами на всё согласные; что при Советской власти, что теперь.

3/ Мне показали вот такую реакцию одной грамотной, судя по всему, девушки на картину Алексея Германа "Трудно быть богом": "Я не критик никакой. Я онемеоа. И до самого конца не могла пошевелиться. Как часто с Германом, это больше, чем кино. Это уникальная ( и удавшаяся, на мой взгляд) попытка средствами внешними, изобразительными передать внутреннюю экзистенциальную тошноту. Такую, когда тошнит не от гриппа и отравления, а от бессилия, унижения и страха. Про эту картину невозможно рассуждать в категориях нравится-не нравится. Она не может нравиться. Она слишком большая, больная, слишком про ад".

Это, конечно, край. В нормальном, в "цивилизованном" потребительском обществе, которого взыскуют здешние грамотные, кинокартина делается, конечно, именно для того, чтобы и "нравиться", и продаваться. Если же подобная установка априорно отрицается, значит, отрицается и "цивилизация" западного типа, и комфорт; значит, БЕССОЗНАТЕЛЬНО ВЗЫСКУЮТ ЛАГЕРЯ, против которого на словах шумно протестуютт.

Мазохистски призывают АД

Вместо того, чтоб возделывать свой сад.

Здешний средний класс, а он объективно есть, и к нему в первую очередь относится столичная художественно/медийная общественность, по логике вещей, то есть если он реально взыскует комфорта, а не наказания, не порки, должен был бы придумывать/транслировать сложноустроенные сюжеты из собственной современной благополучной жизни; сюжеты не обязательно легкомысленные, но обязательно - архетипически нагруженные, не гностической направленности, не про то, что жизнь - ад по определению. В этом смысле есть за 25 лет лишь первый и третий фильм Звягинцева (к третьему много всё-таки претензий), практически безупречная картина американки Никоновой и здешней Дыховичной (кажется, они на днях женятся в Нью-Йорке; поздравляю!!!), во многом удавшийся, и это неожиданно для меня, опус Смирновой Авдотьи "Кококо".

Всё прочее либо беспомощность, либо мазохизм.

Хотят страдать, будут страдать.

4/ /Коллекционирую/

Вчера в передаче Александра Архангельского обсуждали преподавание литературы в школе. Дмитрий Бак там обмолвился: ни в одной стране в XIX веке не было литературы, соизмеримой с русской.

Но так говорить нельзя. Я понимаю, повышая статус объекта приложения сил, повышаешь статус себя, но всё-таки должны же быть и ответственность, и здравые смыслы.

Французы с Бальзаком и Флобером, с Бодлером и Рембо, с Мюссе и Лабишем, с..., с..., с... - станут втихаря смеяться.

Мои любимые англичаны - станут хохотать.

Немцы, даже и немцы, но даже ведь и тогдашние американцы - имеют право поморщиться.

Русская литература XIX столетия невероятно значительна, а кому то, вероятно, дорога больше жизни ("Романы из школьной программы на ваших страницах гощу, я все лагеря и погромы за эти романы прощу"). Однако, так, как Бак, говорить ни в коем случае нельзя. Чтобы не деформировать смысловое поле. Литетаратура это им скачки что ле?

("Литетаратура" - а хорошо невзначай получилося!)

Необходимо делать дело, добывая Смыслы, а не бахвалиться.

Даже если они - оттудова - похвалят, всё равно не нужно задирать нос, и уж тем более, хе-хе-хе, верить.

Когда так говорят, значит, бессознательно комплексуют. А я за то, чтобы тутошняя интеллектуальная элита культивировала душевное здоровье. А то её вечно либо тошнит, либо наоборот. А необходимо сохранять трезвое спокойствие.

5/ В телевизоре много интересно/симптоматичного. Вот в последней передаче Александра Архангельского на "Культуре" общественный деятель по имени Пожигайло, призывающий к новому образовательному что ли стандарту в отношении школьной литературы, внезапно восклицает, ощутив перед тем недоверие и даже некоторую враждебность собравшихся коллег, а заодно и ведущего: "...Вот у меня пятеро детей..."

Ого, аргумент! Александр Архангельский тут же покупается: "А у меня четверо!!"

Сегодня этим типа козырем принято бить оппонентов, сколько раз слышал. Интересны здесь бессознательные мотивы. Звучит примерно как "а у меня родо/племенная банда; будешь выделываться, мы тя с парнями/девчатами замочим". Дети это же такой предельно сильный соблазн; кто рожал, тот понимает.

С десяток обертонов: "а я ж самец!", "а ведь мой интеллект в комплекте с моею правотой удостоверены биологией!", "мне есть, кроме прочего, на что их всех содержать!", "выучу в хороших местах, и они потом приумножат мой авторитет!", "у меня таким образом надёжное светлое будущее, а у ттебя?!"; и даже что-то эдакое звучит, шипящее: "козз-зёл!"

Родные дети, повторюсь, это нечто настолько соблазнительное, ну, просто мало с чем сравнимое. О, дьявол знает, на что, точнее, на кого покупать! А в особенности, когда достигнут "эффект серийности". Я когда-то, кстати, и сам невероятно мечтал о "детях в количестве".

Впрочем, только тело у него похоже на твоё, да что там говорить, практически твоё, но, как говорится, душа - отдельно. Так что кичиться, да ещё и публично, это значит, бессознательно актуализировать именно что "архетип банды", не иначе.

Тут ещё и церковь неустанно пропагандирует: "рожать и рожать", как будто это её дело, как будто в канонических текстах что-нибудь об этом целенаправленное.

Об этом, если я правильно понимаю, скорее, хе-хе, у Дэна Брауна?

На днях в теленовостях сначала протранслировали реплику Владимира Путина, дескать, мы не запрещаем однополых браков, но вот просто если их легализовать, то как же тогда станет прирастать население Расеи (матушки)?! Следом объявили с нескрываемым осуждением, что вот французский парламент только что однополые браки разрешил.

Что-то во мне перемкнуло, и я стремительно согласился с французской точкой зрения. И пускай рожает Пожигайло!

Интересно, отдаст ли он отпрысков мужского полу в расейскую армию, хотя бы и на год? Хотя, думаю, скоро, вернут прежние срока.

И вообще, столько бесстыдного трындежа о детях в последнее время, что становится этих самых деток, и рождённых и пока ещё нерождённых, - жалко. Что-то, опять-таки, скорее, бессознательно, замышляется.

Но у многодетных медиа-отцов, у этих-то наверняка всё сложится.

6/ В телепередаче Игоря Волгина, где обсуждалась "Утиная охота", Андрей Василевский заметил, что собственно "охота" нужна там единственно для того, чтобы замотивировать наличие у Зилова огнестрельного оружия, но, кажется, собеседники слегка возроптали, ибо им любопытнее ловить чёрную кошку в тёмной комнате.

Ровно то же самое в "Гедде Габлер": героиня - дочь генерала для того, чтобы замотивировать наличие у неё предельно важных для сюжета пистолетов.

И там, и там несколько неуклюжая условность.

Думаю, массовое общество настолько активно мечтало заиметь "безусловные" начальные условия для "интересных" сюжетов и настолько агрессивно эту буржуазно/городскую фантазматику заказывало, что сама реальность пошла человечеству навстречу. Иначе говоря, оружие в комплекте с насилием распространились для того, чтобы базирующаяся на них социальная образность оказалась предельно захватывающей, разнообразной; чтобы массовый городской человек не сошёл с ума от повседневной тоски, от "ближайших пяти минут", по Мрожеку.

У самого Василевского, кстати, был стих про то, что реальность "выносима, пока иллюзорна".

Итак, чтобы не сойти с ума, "городской массовый человек" согласен на предельную опасность в быту и на улице, да лишь бы было чем занять ум в часы одиночества!

Он сам в этом никогда не признается, но ясно же: ему несравненно страшнее оставаться один на один с собой, даже и в тепле и в покое, чем наедине с потенциальным злодеем, будь то дикий родственник или незнакомец из подворотни, со злодеем, поставляющим ему в ситуации одиночества (а это, если разобраться, вся жизнь без изъятия) "безусловно/достоверные" фантазмы.

Согласен на реального злодея, раз тот гарантирует иллюзию достоверности в часы, как говорится, досуга. Злодей этот авось пройдёт соседним переулком, главное, что ближайшие пять минут гарантированно будут "интересными".

...И ещё в передаче любопытно прозвучал намёк на то, что Вампилов прочитал "Постороннего" Камю, который едва-едва вышел в русском переводе, а потом попользовался мотивами француза. Почему бы и нет? Надо проверить, но можно и поверить...

7/ Само время заказывает психодраму "Кто боится однополых браков?"

8/ ...В другой передаче Игоря Волгина стали обсуждать "Идиота", и скоро выяснилось, что сказать про этот классический роман, кроме общих мест, нечего. Тогда, как водится, прибегли к разговору на языке сегодняшнего дня, языке сериально/мелодраматическом: кто кого любит, а настоящая ли это любовь; Настасья Филлиповна бескорыстно хотела, чтобы Мышкин и Аглая сочетались и жили; "любовь втроём, но не в смысле шведской семьи, а смысле возвышенном", и тому подобное.

Забавно.

Между тем, есть совершенно позабытое произведение про Идеала Идеаловича, которое и актуально, и требует осмысления - "И это всё о нём" Виля Липатова. Сам роман не прочитал, это было поручено Касаткину, и Вадим Артурович долго мучался, но остался "барочным", по его выражению, текстом доволен.

Я же отсмотрел одноимённый сериал, выполненный левой ногой, но всё равно впечатляющий. Помню, как интеллигенция возмущалась: Костолевский слишком породистый для идейного рабочего парня, всё ложь! Но ведь Костолевский играет не рабочего парня в первую очередь, а своего рода бога, абсолютно положительного молодого человечка, так что он закономерно похож на какого-нибудь древнегреческого Аполлона.

С кудрями.

Но самое сильное там следующее: Прошлое выдаётся дозами и всегда посредством предваряющего титра - "за столько-то до события" (или "происшествия", не помню).

"За 7 месяцев до происшествия". "За 14 минут до происшествия". "За 14 месяцев и 5 дней до происшествия". "За 2 минуты до происшествия"...

А что это за происшествие? А это гибель Идеала - советского божества. Подозревали, что его типа казнил уголовник Заварзин, но потом-то выяснилось, что Идеал сорвался и умер своею смертью.

И конечно же, "происшествие", "событие" - вольно или невольно соотносится в мозгу внимательного зрителя с казнью христианского Бога-сына.

Сакральное "происшествие" как точка отсчёта и смысловой узел всех судеб.

Идеал Идеалович впоследствии не воскрес.

Это сильно, это умно, и это не устарело, а наоборот. Вот что нужно бы обсуждать, но Липатов непрестижен, Западу неизвестен, грантов не дадут, диссертаций не защитишь, щёк перед мировой общественностью не надуешь.

Это я не к тому, конечно, чтобы дезавуировать Достоевского: где Достоевский и где все мы. И не к тому, что Липатов написал "гениальное". А к тому, что надоело жить в пыльном музее. Боже, как надоело жить в пыльном музее имени "великой русской духовности". Неподалёку от бережно отстроенного торгового центра имени "проклятой большевистской революции".

9/ У меня периодически спрашивают, почему я настолько высоко оцениваю "Портрет в сумерках" Никоновой/Дыховичной. Год назад на «Часкоре» была достаточно подробная рецензия, но даже там перечислены не все причины.

Вот ещё такое.

У Ибсена в "Гедде Габлер" неталантливая, но психологически сильная героиня осознаёт, что ей нет прямого хода в мир, скажем так, артистизма, хаоса и "скандала", и она тогда присасывается к писателю Левборгу, словно назначая его своим проводником туда, назначая своим волшебным помощником - поставщиком недоступного опыта:

Левборг. Что же тогда манило вас?

Гедда. Разве для вас так уж необъяснимо, что молодая девушка... ловит случай... украдкой.

Левборг. Ну?

Гедда. Заглянуть хоть одним глазком в тот мир, о котором...

Левборг. О котором?

Гедда. ...Ей не позволено ничего знать.

Здесь Ибсен предвосхищает важнейшую для голливудской драматургии стратегию, столь же эффектную, сколь эффективную. Так рассказываются истории определённого типа, и пожившая в Америке Никонова это знает/умеет. Видимо, ни в одной другой отечественной картине ничего подобного не встречается. Ощущение, что люди вообще ничего серьёзно/значимого не читали, не смотрели, но главное - не осмысляли. Боюсь, они вряд ли поняли бы, почему базовый никоновско/дыховичный ход - это очень хорошо, почему это и художественно, и психологически достоверно.

Я оценил фильм очень высоко именно в ту секунду, когда вдруг считал вышеописанную коллизию. А прочие достоинства, приёмы и ходы подтянулись потом.

Нельзя строить художественный текст только из анекдотов - нужны архетипы, нужны универсалии, и нужно учиться. Судя по кислой реакции наших на "Портрет..." вечное/сильное здесь и непонятно, и не нужно. Мне, кстати, до конца неясно неистребимое влечение "наших" к категории "прикол", в широком смысле.

Прикол, как разовый укол.

Ну, видимо, архетип на бессознательном уровне делает тебя всего-навсего "работником культуры", пользователем наряду с другими, а зато индивидуализированный прикол гарантирует, что ты собственник этого прикола.

10/ Понравилось, как, едва возглавив Ватикан, Папа сказал: "Нужна бедная церковь". Периодически ловлю себя на том, что фраза прилипла к языку, что суггестивная сила её велика.

Хожу/бормочу "нужна бедная церковь", "нужна очень/очень бедная церковь". Не знаю, зачем это и куда. Бергмановская картина "Сквозь тусклое стекло" заканчивается внезапно/впечатляющей репликой на камеру: "Папа поговорил со мной!"

Вот именно.

11/ Посмотрел на Первом канале некоторое количество "Кин-дза-дзы", очень симптоматичная вещица. В сущности, это такая высокомерная этнографическая зарисовка, манифестирующая антропологическую недостаточность советского человека. А на деле - на чём я всё время настаиваю - СССР, как и Россия в целом, это "ничего страшного", это догоняющее развитие, кичливо/завистливая элита, попытка "большого скачка", а потом и Огромного Хапка, тому подобное; никакой такой "антропологической катастрофы ни в прошлом, и ни теперь. Но Данелии с Габриадзе думать так невыгодно, они же типа "князья", вот и понагородили.

Анекдотчики.

Но там есть очень мощное противоядие против ихней НЕВНЯТИЦЫ, и это противоядие - мой любимый актёр Станислав Любшин, который играет наперекор княжеской КАПРИЗНОЙ невнятице, играет достоинство советского технаря, советского среднего класса.

12/ На днях донеслось высказывание некоей медийной персоны, уже и не помню, кого, дескать, все гадости и мерзости Запад засылал на отечественную территорию через Польшу...

Вчера по случайному стечению обстоятельств посмотрели на нашем закрытом тульском показе "Кинолюбителя" Кесьлевского, от 1978 года, и первоначальное недоумение после полуторачасового дружеского общения сменилось на восторг. О фильме, пожалуй, нужно сказать отдельно: хороший пример качественной незаискивающей региональности. Но сейчас о Польше.

Одна молодая женщина, не имеющая никакого представления ни о историческом контексте, ни о, скажем, страноведении, ни даже о "Солидарности", сразу уловила на эмоциональном уровне базовую авторскую интенцию; её поразило, что история про маленького и непонимающего себя человечка, про сироту из детдома - рассказана "по-доброму", без сарказмов, но и без сюсюкания.

Я тут же пояснил, что попросту польский народ - нечто единое, и тамошние бояре, что следует практически из любого качественного польского текста, не противопоставляют себя "быдлу"; да и никакого такого быдла для польских князей в своём собственном народонаселении нет.

И ещё меня поразило, что над героями не нависает проклятие Прошлого. Хотя ведь Польша в процентном соотношении потеряла во Второй мировой едва ли не больше всех, хотя идеологию контролировала типа рука Москвы, но никакое Невыносимое Прошлое над героями, и даже над детдомовцем, - не нависает; не выклёвывает им этот ястреб печёнку.

Люди там живут Настоящим, и разбираются с самими собой - Настоящими.

13/ Русское название "Кинолюбитель", конечно, изврат. Наверное, надо нечто вроде "Непрофессионал".

Там особенно хорошо сделано вот что.

Во-первых установка на пресечение всяческой "интересности": едва она назревает, автор её гнобит. Тем ощутимей для зрителя насущная необходимость погрязшего в мещанском быту героя - прорваться к "интересной" образности.

Во-вторых, его оппозиционные отношения с женой. В начале фильма дают её, как выясняется впоследствии, сон: коршун терзает домашнюю курицу. Таким образом, нам указывают на то, что жена, выросшая в нормальной семье, почему-то культивирует позицию жертвы. Не случайно она кричит уезжающему на фестиваль мужу: "Не выигрывай!" Пытается навязать ему логику пораженца, логику жертвы.

Итак, ей ночью снятся "сны жертвы". А что делает теми же самыми ночами он? Он каждую ночь жуёт хлеб - привычка из детдомовского детства. Но и только! Он не культивирует свою детскую травму, а ищет нечто новое "здесь и сейчас". Но с другой стороны, никакого внутреннего мира у него пока ещё нет; только внешнее, только жвачка. Вот это ненавязчивое сопоставление "его ночей" с "её ночами" - высший пилотаж, мегауровень.

И потом, остроумно то, что супруг не ест мясо (её мясо, её тело), но ест всего-навсего хлеб.

Зарифмованы первый кадр и последний кадр. В первом, как уже было сказано, предъявлены её травма и её позиция жертвы. В последнем - он внезапно разворачивает кинокамеру объективом на себя, что метафорически обозначает его новую ориентацию, ориентацию на своё внутреннее пространство. А что там??

14/ У Фланнери О'Коннор есть жёсткая новелла "Запоздалая встреча с противником", где фигурирует генерал Сэш 104-х лет от роду. И вот власть вместе с его престарелой племянницей всё время тащат его на какие-то празднования былых побед, всё время активируют его память. Но никакой памяти подобного рода у генерала давно нет: "В ту Гражданскую войну он, собственно, не был генералом. Возможно, он был рядовым, и к тому же пехотинцем. Он не помнил, кем он был. По правде говоря, он вообще той войны не помнил... Он не помнил и испано-американской войны, в которой потерял сына, он даже не помнил этого сына. История была ему ни к чему, потому что он не предполагал больше встретиться с ней... Он грубо оттолкнул внучку локтем и проверещал: "Я остаюсь таким молодым, потому что целую всех хорошеньких девочек!"... Он слышал слова "Чикемога, Шайли, Джонстон, Ли" и знал, что это он воскрешает эти слова, которые для него ничего не значат".

А дальше начинается совсем страшное и такое знакомое: "Место первой чёрной мантии заняла вторая и тоже заговорила: он снова услышал свою фамилию, но они говорили не о нём, они всё ещё говорили об истории: "Если мы забудем наше прошлое, - мы не вспомним о нашем будущем, и будет так, словно мы его вообще не имеем".

Это всё - комментарий к одной минидискуссии, состоявшейся в комментах к «Киндзадзе». Я никогда не обсуждаю Историю, даже когда извне кажется, что я обсуждаю именно её. Я обсуждаю "истории". В смысле, локальные человеческие сюжеты. Если, допустим, большевики были козлы, сделайте про это внятную человеческую историю, и вот поговорим на человеческом языке и в человеческом измерении. Я таких внятных "историй" не знаю, они все сбиваются на галдёж "коз-злы!"

Это, кстати же, не доказывает, что большевики были правы, меня их правота не интересует, мы с Гордашником только что сделали заявку на партию "Иногда" и на общественное движение "Вот-вот". Это говорит о том, что мой частный масштаб, так сказать, несоизмерим, «Кин-дза-дза» произвела на меня сегодня неприятнейшее впечатление. Инженер в исполнении Любшина психосоматически всей этой невнятной кин-дза-дзе противостоял. Вот и всё.

15/ Антисоветизм отвратителен именно потому, что навязывает бесконечную возню с Прошлым, от которого и без того Расея задыхается.

Им говоришь: возьмите всё, что желаете; жрите от пуза, расставляйте любые оценки, раскапывайте любые могилы, если не боитесь Божьего суда; но только перестаньте навязывать ненужные дискуссии и захламлять коллективное бессознательное; отойдите со своим Прошлым, великое оно или ничтожное; дайте работать, дайте жить.

Но нет, они помешаны на власти.

16/ В библиотеке, где сейчас служу, нашeл огромное количество литературы рубежа 1990-2000-х, меченой печатью: "Институт Открытое общество. МЕГАПРОЕКТ: "Пушкинская библиотека". Книги для российских библиотек".

То есть это, кажется, фонд Сороса оплачивал закупку актуальной литературы в количестве, чтобы россияне читали, радовались и взрослели. Вот только в этот самый момент у меня в работе сразу и "Послы" Генри Джеймса, и толстенный том пьес Томаса Бернхарда, изданный в «Ad marginem»; обе книжки с Печатью.

Констатирую: я их первый и единственный читатель. Причём "Послов" 2-а экземпляра, Бернхарда тоже два, и никто никогда не брал за почти 15 лет бытования в фонде.

И ничего другого из этого, ну, правда же, роскошного подарка от "Открытого общества" - не брали. Думаю, так и по всей России-матушке.

Хорошая метафора/символика. Мировая закулиса при посредстве, похоже, очень качественных и ответственных экспертов продвигала никогда не издававшиеся любопытнейшие вещицы к здешним грамотным; придвигала - бери, читай, не плати! А никому ничего не надо. Не нужно нам ничего от тебя, Злокозненная Мировая Закулиса, у российских собственная гордость.

Час назад явилась бабушка, которая обиделась пару месяцев назад на Америку за то, что та перром Хэмингуэя утверждала идентичность сэкса и Любви. Будто бы.

(Ну, а что в этом плохого? Каждый любит как может.)

Сдала Ремизова. Попросила Достоевского, "Дневники". Там, говорит, очень много актуального, нужного; очень нам всем нужного! Выдал. Бери, бабушка, читай/культивируй русскую любовь. Раз тебе нужно, то бери и читай.

Что с этим делать? Разве в этом виновата, например, власть?

Ладно, идём загорать. Не думать, а то неприятно.

17/ (Сейчас будет, в сущности, программный пост.)

Вчера в программе Александра Архангельского, которая на вопросы не отвечает, но даёт неплохую социокультурную картинку, обсуждали культуру советскую и культуру теперешнюю. И вот там обнаружил себя методологический кошмар. Все участники разговора отождествляли сторонников советской культуры и тех, кто лоялен к "совку", - с "социалистами".

Но это же вздор. Я абсолютный сторонник Рынка и Здоровой Конкурентной Борьбы, я считаю оптимальным то политическое и то социокультурное устройство, которые исповедуют Соединённые Штаты Америки. Но при этом у меня не вызывает ненависти или брезгливости период Советский: уже устал повторять, что никаких других вариантов "догоняющего развития" в ситуации наличия у страны капризной, неконкурентоспособной, но завистливой и горделиво/самолюбивой элиты - не было.

Вдобавок Андрей Макаревич, этот известный бард/романтик, походя обронил, что в кино побеждают технологии, что-то такое; дескать, кино безнадёжно глупеет. Но оно нигде больше, кроме как известно где, не глупеет. Макаревич хотя бы сам понял, что наехал на американцев? Но тогда это элементарная безответственная глупость: там технологии не мешаю; а есть фильмы, где ничего нет, кроме ТЕХНОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ. Пускай смотрит и поёт свой "Перекрёсток двух дорог, вот и я!" А ещё же была у него "Душа". Бабло зарабатывал?! Ну, то есть продавался.

18/ Был такой киновед Леонид Константинович Козлов, мне очень нравилось с ним общаться, ибо в общении этом достаточно быстро и красиво удавалось раскрутить любую мало-мальскую фигуру речи до уровня лично для меня значимого концепта. Я иногда его вспоминаю, и мне его не хватает.

И вот однажды, едва Алексей Герман объявил, что приступает к съёмкам «Трудно быть богом», мы с Козловым, не сговариваясь, выпалили: «Это он типа должен будет победить/превзойти тарковского «Сталкера»!»

Хотите верьте, хотите нет, а только факт синхронизма так и отпечатался у меня в подкорке. Дальше мы, не сговариваясь, выпалили, что местная кинематографическая общественность в Перестройку вознесла Германа на такую высоту, что ему давно уже необходимо «сместить» Главного, необходимо доказать этой общественности, что теперь, как она и заказывала/навязывала, Вождь – он.

Помню ещё, что я брякнул: «Но «Сталкера» же ведь победить/превзойти невозможно, будь ты хоть Феллини/Антониони! И Герман, как очень умный человек (а я уже видел его тогда с расстояния 2-х метров один раз минуты три-четыре и очень впечатлился германовской биологической энергией и большой силы глазами), никогда поэтому свою картину не закончит». На чём и согласились.

Многие умерли, всех не хватает. Не знаю, почему вспомнил. Вот и Шиловой Ирины Михайловны нету. Не знаю, почему вспомнил. Солнце есть, их нет.

19/ (Договорить внезапное вчерашнее до "последней правды".)

Конечно, энергичный и очень талантливый, особенно в общечеловеческом смысле, Алексей Юрьевич Герман перестал снимать своё выдающееся кино в регулярном режиме, перейдя в режим мучительного долгостроя с упором на радикальный негативизм ТОЛЬКО ПОТОМУ, что доброхоты, подпевалы, антисоветчики, но и искренние, но и любящие друзья тоже, - в перестроечные шумные времена максимально задрали персональную планку, фактически потребовав от него кино "великого", если не "величайшего". Кто же такое давление выдержит??

Изнасилование в "Хрусталёве", всю эту ненормально/нервную атмосферу картины я при первом и единственном своём просмотре однозначно проинтерпретировал как стон автора, как его бессознательную реакцию на насилие со стороны тех многочисленных и авторитетных, кто избрал художника Вождём.

20/ В одном относительно свежем "патриотического" характера книжном сборнике встретил такую реплику известной женщины-критика: появились, дескать, "новые почвенники"; ибо "почва" понятие широкое, бывает и городская почва, и "земляная", и религиозная.

Это, конечно, совершенно невозможное изнасилование здравого смысла, Смысла вообще. Почва бывает только одна. И Родина-мать требует, чтобы её оплодотворяли и чтобы за неё проливали кровь молодые мужчины. Немецкая Родина, русская, французская, какая угодно другая. Это не хорошо и не плохо, это такая РЕАЛЬНОСТЬ. Город - принципиально иное, а если там доминируют почвенные тенденции, то значит это и не вполне Город (я про буржуазный миропорядок, про другие порядки нужно думать). Религия, ну, например, христианство - это тем более вызов почве и отрицание почвы.

Пару дней назад Владимир Познер беседовал в телевизоре с Валерием Фадеевым и справедливо интересовался, почему понятие "либерализм" и сопряжённые с ним понятия - у нас приходится многократно объяснять/переобъяснять, почему все заимствованные с Запада смыслы коверкаются даже и типа строгими, хорошо типа выученными либералами.

То есть жуть.

21/ Из Культуры, которую задекларировал, - сколько ты вместил?

22/ (Договорить ещё кое-что вчерашнее.)

Русскую Революцию, если посчитать протагонистом тётю Элиту (тётя Эля) считываю в духе ибсеновской "Гедды Габлер" или даже в духе "Портрета в сумерках": боялась Скандала, боялась испачкаться, но ОЧЕНЬ интересовалась тем, что творится в Нижнем Мире, вот и затеяла опасные флирты с проводником.

Тот и показал дорогу, и попутно отымел.

23/ Когда власть и медиа-персоны, будь то светского или духовного звания, говорят про "нравственность", оглядываются ли они по сторонам? Девушки ходят теперь в таких нарядах, в таких, допустим, тонких неприкрытых верхними курточками колготках, что никакого сомнения в своих сознательных или полу-бессознательных намерениях не оставляют. Под нравственностью, как правило, имеют в виду "не трахаться" (а что ещё они имеют в виду под "нравственностью"?), во всяком случае вне семьи. Если девушка или даже замужняя женщина выходит вот эдак (а что-то будет ближайшим летом!) на всеобщее городское обозрение, значит, у неё совершенно противоположная программа поведения.

То есть все эти разговоры - абсолютное лицемерие, если не бессмыслица. Пустое сотрясение воздуха становится, таким образом, нормой.

Имею в виду, что именно к этим массовидным фланирующим городским телам теперешняя власть, светская и духовная, как раз и апеллирует - в уверенности, что тела эти солидарны с ней в противостоянии неким злокозненным, сориентированным на Западные ценности грамотным.

Или вот на канале "Россия" особенно ратуют за "нравственность" и особенно рьяно осуждают педофилию, но при этом бесконечно дают масштабные телетрансляции с фестивалей и последующих концертов так называемой "детской песни", где несформировашиеся девочки, да, впрочем, и мальчики, выглядят именно в силу своей несформированности - кошмарными недо/полу/шлюхами.

Что, конечно, гораздо хуже аутентичной шлюхи, честно отрабатывающей хлеб и песню в режиме "инстинкт".

Элементарно НЕ ВИДЯТ. Тут даже и не глупость, а восприятие через вербальные клише, какое-то самовнушение, аутогипноз. Полное поражение местной культурки. Кому-то придётся ломать всё это через колено, к сожалению, а сами все эти не опомнятся, ибо элементарно не видят.

24/ Прочитал в «Часкоре» беседу с умершим филологом Виктором Марковичем Живовым (http://www.chaskor.ru/article/vizantiya_ne_vinovata_31831). Очень интересно. Есть, однако же, и вопросы, которые, жаль, некому теперь адресовать. Например.

"У меня тоже в 90-е гг. были всякие иллюзии относительно того, по какому пути пойдёт Россия, я тоже не очень представлял, что мы придём к тому, к чему мы сейчас пришли", - удивительно мне всё-таки такое читать. Столько ведь Знания у потрясающего русского человека, столько Опор на Традицию и столько поэтому Уверенности в Правоте... А, впрочем, именно поэтому и все его ошибки с разочарованиями.

И все-то они ошибались, ибо ставили на книжное своё знание, а не на Живое, не на честное "Здесь и Сейчас". Я - так себе аналитик и в общем-то малограмотный, но ни разу за четверть века не удивился ничему здесь происходившему/происходящему: железная же логика развития!!

А вот это вроде бы верное: "Понимаете, я плохо отношусь к современной российской власти — в частности, потому что она делает ставку на — употреблю неточное слово — «фундаменталистскую» часть населения". Но, с другой стороны, тож не понимаю логику высказывания. А на кого она, власть эта, должна делать ставку, если программно реанимирует до-Революционность?!

25/ Всё всё равно будет хорошо.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Знаменитые советские актеры, которые умерли в нищете

Как спуститься с небес на землю

Даже самые яркие звезды гаснут. И здесь можно провести параллели со знаменитыми советскими актерами, которые блистали на экране, сыграли множество ярких ролей в кино, были любимы зрителями, но провели свои последние дни в нищете и умерли в забвении. Как же так получилось?

17.11.2019 19:00, Гузель Гайнитдинова, moiarussia.ru


Как это снято: «Девчата»

История легендарного советского фильма

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее.

16.11.2019 19:00, Роман Сорокин, tvkinoradio.ru


Гении без хлеба

Как голодные уличные фрики стали классиками литературы

Звездою послереволюционного Петрограда был не Гумилев и не Мандельштам, а женщина, которая отпускала им хлеба в долг. Звали ее Роза, и была она продавщицей в продовольственной лавочке, открытой буквально-таки под лестницей издательства «Всемирная литература». Роза была толста, стара, хитра, усата, басовата и плутовата. Продавая нищим, голодным поэтам чай, масло, сахар, патоку и сало, она обсчитывала и обманывала их, нисколько того не стесняясь, но в то же время совершенно не торопила с оплатой тех, кто брал продукты в долг.

14.11.2019 19:00, Оля Андреева, diletant.media


Со страниц произведений в визуальный мир

6 лучших зарубежных экранизаций отечественной классики

Авторский взгляд, попытки переосмыслить известные сюжеты и бережное отношение к источнику: вспоминаем шесть зарубежных фильмов по русской литературе, которые прошли проверку временем.

10.11.2019 19:00, Павел Новиков, tvkinoradio.ru


Убийство и психоделика

11 крутых фильмов от датского кинорежиссёра Николаса Виндинга Рефна

«Мне всегда нравились персонажи, которые под давлением обстоятельств должны трансформироваться, и в итоге неизбежно становятся теми, кем они должны стать», — говорит Рефн. Николас Виндинг Рефн — один из самых влиятельных режиссёров нынешнего поколения с уникальным стилем. Его фильмы сочетают напряжённость, захватывающий сюжет, акты жестокости и красочность с сюрреалистическим, артхаусным акцентом. Несмотря на то, что насилие стало неотъемлемой составляющей киновселенной Рефна, оно не разыгрывается хаотично или необоснованно. За ним всегда стоят оправдательные мотивы.

09.11.2019 19:00, cameralabs.org


«Джокер»: без любви человек впадает в безумие

«За всю свою жизнь я не чувствовал себя счастливым ни единого дня», — говорит Артур Флек и вскоре перевоплощается в сумасшедшего Джокера. И в этом главное послание фильма

Новый фильм компании «Уорнер бразерс» «Джокер» бьет рекорды популярности. Прежний персонаж второго плана, тот злодей, который противостоял Бэтмену, выходит из тени и делает это не только благодаря блистательной захватывающей игре Хоакина Феникса (Joaquin Phoenix).

07.11.2019 19:00, Марта Бжезиньска-Валещик (Marta Brzezińska-Waleszczyk)


Хозяйка красного дома

Гундареву боялись за острый язык

Наталья Гундарева производила впечатление человека, который может всё, и оно было недалеко от истины. Но как ей удавалось делать больше, чем другие?

04.11.2019 19:00, Ирина Кравченко, story.ru


Обратная сторона славы Вероники Лейк

Что скрывалось за фасадом благополучия ярчайшей звезды Голливуда

Вероника Лейк была одной из легенд Голливуда 1940-х гг. — она не только стала звездой экрана, но и ввела в моду стиль «пикабу» (длинные волнистые волосы, прикрывающие один глаз), которому позже подражали многие голливудские знаменитости. Однако вторая половина жизни актрисы стала расплатой за успех первой, а последние годы были по-настоящему страшными. Почему правительство США просило Веронику Лейк изменить прическу, из-за чего режиссеры отказывались с ней работать, и как она оказалась на краю пропасти, в полном одиночестве и нищете — далее в обзоре.

03.11.2019 19:00, kulturologia.ru


Сладкая жизнь, или все гениальное просто

15 величайших фильмов, получивших «Золотую пальмовую ветвь»

«Золотая пальмовая ветвь» — одна из престижнейших кинопремий в мире. За время существования Каннского кинофестиваля за его главную награду состязались лучшие картины уже прославленных и лишь начинающих кинорежиссёров. Не всегда киноманы разделяли мнение жюри, но мы отобрали 15 фильмов-победителей, которые стали хитами и у зрителей, а не только у критиков и судей.

02.11.2019 19:00, cameralabs.org


Лавры маркизы Помпадур

«Никто не может в полной мере оценить то, что сделали для Франции женщины», — утверждал писатель и философ-просветитель Бернар Ле Бовье де Фонтенель. А тому, кто прожил на свете ровно 100 лет и был свидетелем превращения этого государства в самое авторитетное и просвещенное в Европе, можно доверять. Несомненно и то, что, воздавая должное слабой половине Франции, де Фонтенель имел в виду и знаменитую маркизу, вынудившую политиков всерьез рассуждать об эпохе Помпадур.

31.10.2019 19:00, Людмила Третьякова






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.