Подписаться на обновления
23 ноябряЧетверг

usd цб 59.0061

eur цб 69.4030

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Олег Давыдов   воскресенье, 4 марта 2012 года, 00:32

Время безобразья
Торжество православия над кафкианством


Икона из Валдайского Иверского монастыря
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






В первое воскресенье Великого поста Церковь отмечает праздник, который называется Торжеством православия. Этот праздник – память победы над длившимся более века иконоборчеством. Но смысл этого праздника шире, Торжество православия можно рассматривать как победу цветущей сложности мира над любым частным принципом, стремящимся стать единственным.

История иконоборчества проглядывает в сказании об Иверской Богородице, праздник которой отмечают 25 февраля. По преданию, эта икона написана самим евангелистом Лукой, а название получила от Афонского Иверского монастыря, основанного в конце Х века. Здесь она явилась в огненном столпе над морем. А что было до этого? Если присмотреться, на правой щеке Иверской Богородицы можно разглядеть ранку с капелькой крови. Это след от меча, оставленный в IХ веке каким-то энтузиастом. От удара на лике выступила настоящая кровь, но икона не погибла. Вдова, у которой она хранилась, предложила иконоборцам денег за то, что они оставят у неё Богородицу до утра. И когда они ушли, отнесла её к морю и пустила на воду. А примерно лет через сто Иверская (она ещё так не называлась) явилась на Афоне.

В народной религии Никола — заместитель языческого бога Волоса, который неотделим от Матери-Земли. В 1539 году в Оковецком лесу была обретена икона, на которой изображены вместе и Никола, и Богородица.

Там от неё было много чудес, слава о ней шла по всему православному миру. Когда в 1652 году патриарх Никон стал строить Иверский монастырь на Валдае (где теперь дача Путина), появилась мысль заказать для новой обители список с афонской Иверской. Его делали на Афоне с соблюдением следующей таинственной технологии. Вся Иверская братия (числом 365 человек) собралась, молилась, святила воду со святыми мощами, потом поливала этой водой чудотворный оригинал, собирала воду в специальный сосуд и обливала ею кипарисовую доску, на которой должна была быть написана икона для русских. Эту воду опять тщательнейшим образом собрали и отдали вместе с упомянутыми мощами изографу Ямвлиху, который, смешав эти ингредиенты с красками, приступил к писанию образа (с постом и молитвой, конечно).

Иконаиз Афонского Иверского монастыря

Подобного рода ритуалы, сопровождавшие изготовление икон, издавна наводили некоторых благочестивых людей на мысль, что икона — это не просто изображение, но — идол, которому поклоняются самому по себе. То есть почитают не Марию, изображённую на доске, а само изображение, артефакт, обработанную магическим способом доску. А это значит, что люди молятся уже не богу Авраама и Иакова и даже не святым христианской церкви, но кому-то другому. В частности, изображение Богородицы в таком случае, может быть, и не имеет никакого отношения к исторической деве Марии, но является каким-нибудь языческим идолом.

Вообще-то в таких подозрениях есть некоторый резон. Сколько ни приучай людей молиться богу, который заключил договор с Авраамом (это, как уверяют, единственный бог), а они — вот народ! — всё норовят обратиться к каким-то своим богам. Молятся им под видом христианских святых (подробности здесь и здесь), и боги, скрывшиеся за христианскими именами, помогают своим поклонникам. Церковь обычно закрывает на это глаза. Но иногда какому-нибудь комсомольцу (самые убеждённые из них теперь попы) вдруг как будто шлея под хвост попадёт. И он начнёт обличать тёмный народ, который кадит идолам. И при этом обязательно сошлётся на Библию: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исход, 20, 4—5).

Комсомольцы на земле были всегда и никогда не переведутся. В 730 году император Лев III Исавр запретил почитать иконы. Конечно, попытки борьбы с ними бывали и раньше. Например, в начале IV века на Эльвирском соборе в Испании было принято постановление: «Чтобы живописи в церквах не было, и чтобы не служило предметом почитания и обожания то, что изображается на стенах». Но всё это были безуспешные попытки. Ибо естественная религия растёт сама собой. Без помощи власти искоренить её практически невозможно. А власть не хотела ссориться с народом.

Но появившийся в начале VII века ислам дал мощный импульс наступлению бога Авраама (Ибрагима) на народных богов. Бог чётко сказал Мухаммеду: «Мы ниспослали тебе, о пророк, Откровение, спустя много веков после Ибрагима, и повелели тебе следовать за его призывом к единобожию, нравственному совершенству, благодеяниям и отказаться от ложных религий» (Коран, сура 16, 123). Ислам требует искоренения народных богов (всяких джинов) и запрещает изображение всего, что обладает душой. В исламе всё чётко и строго, не то что у христиан. Любой мусульманин мог указать пальцем на человека, молящегося иконе, и сказать: идолопоклонник. Это смущало многих христиан, особенно в тех местах, где христиане жили вперемешку с мусульманами и иудеями.

Лев Исавр родился на границе с Сирией, был губернатором в Малой Азии, воевал с мусульманами, знал их обычаи, понимал, как полезно власти единобожие. Но, став императором (в 717 году), не сразу приступил к борьбе с иконопочитанием. Вообще, иконоборчество было для него не навязчивой идеей, а скорей политическим ходом, вытекающим из необходимости сделать христианство более приемлемым для иудеев и мусульман. Конечно, этот ход был чреват неприятностями: при снятии икон народ во многих местах восстал, отношения с Римом ухудшились. Но в действиях императора Льва можно хотя бы найти рациональное зерно. И в них не наблюдалось болезненной экзальтированности, кафкианского абсурда, истерики — того, что так характерно для людей одержимых, того, что апостол Павел в «Послании к евреям» назвал «впасть в руки Бога Живого».

Какое же отношение имеет прекрасная еврейская девушка к сельскому хозяйству зоны рискованного земледелия? Очень косвенное. Взглянем на икону Успения. На ней изображена лежащая женщина и мрачный бог с маленькой девочкой, явившийся из дыры в пространстве (мандорлы, хода, ведущего на тот свет). Знатоки объяснят, что это умершая Мария и Иисус, держащий на руках её душу. Но такое толкование не обязательно. Например, древний грек наверняка бы узнал в этом боге Аида (царя мёртвых), уносящего девочку.

Так вот, Лев Исавр не был фанатиком. Зато его сын и преемник Константин V Копроним (то есть «прозванный Дерьмом») — был. В 754 году он инициировал так называемый Иконоборческий собор, который предал анафеме тех, «кто старается изобразить на память на иконах бездушными и безгласными вещественными красками лики святых, не приносящие никакой пользы, потому что это глупая затея и изобретение дьявольского коварства». После этого началось уже массовое уничтожение икон, сбивание мозаик со стен, замазывание фресок краской, разбивание статуй святых.

Почитания мощей собор не запрещал, но ярый противник идолопоклонничества Копроним боролся и с мощами. Например, по его личному указанию в Халкидоне были уничтожены мощи святой Евфимии, а её храм превращён в арсенал. Это напоминает нам что-то из послереволюционной советской истории. А пройдёт ещё несколько лет, и сходство станет разительным: Константин начнёт закрывать монастыри, издеваться над монахами, убивать их. Современник событий Феофан Исповедник приводит в своей «Хронографии» немало ярких примеров того, как Копроним боролся с почитателями икон (идолопоклонниками). Вот некоторые:

«На гипподроме выставил он на посмеяние и на бесчестие образ монахов, приказал каждому из них весть за руку женщину и таким образом явиться на гипподром, а между тем весь народ плевал на них и делал над ними все ругательства». Ещё: «Послал он за Петром, почтенным столпником, которого и привели к нему с камня, и поелику столпник не соглашался с учением его, то приказал его связать за ноги, влачить живого по площади и повергнуть с трупами в Пелагиях. Других сажал в мешки и, привязавши к ним каменья, приказывал бросать в море, ослеплял, отрезывал носы, терзал бичами». А вот деяние одного из присных Константина: «Книги монашеские… предал огню, и у кого находились святые мощи, и те предал огню, а хранившего их казнил. Многих монахов умертвил ударами бичей, и даже мечом, и бесчисленное множество ослепил…; иных после многих мучений отсылал в изгнание и наконец в области своей не оставил никого, кто бы носил монашеское платье. Ненавистник добрых, узнавши об этом, изъявил ему своё высочайшее благоволение в таких словах: я нашёл в тебе мужа по сердцу моему; ты исполняешь все желания мои».

В общем, бог Авраама (а точней сказать — Кафки) мог быть доволен, борьба с его конкурентами (иконами, идолами) велась со всей любезной его сердцу жёсткостью. И с должным педантизмом. Византийские церкви стали напоминать будущие протестантские кирхи, где «доски вместо образов» (Осип Мандельштам). Ни икон, ни мозаик от времени раньше IХ века почти не осталось.

Иконоборческие репрессии продолжились и при Льве IV Хазаре, сыне Константина, хотя и в более мягкой форме. Но Хазар умер, а его жена Ирина, ставшая регентшей, почитала иконы. В сентябре 787 года Седьмой вселенский собор отверг постановления собора 754 года. Иконоборцы были преданы анафеме, был утверждён догмат об иконопочитании. Поклонники икон вздохнули свободно. Но в 813 году на престол восходит Лев V Армянин (из армянского рода Арцруни, видимо, монофизит) и начинается второй круг иконоборчества: решения собора 754 года вновь вступают в силу, иконы опять уничтожаются, их почитатели преследуются. И это — на протяжении трёх правлений.

Историк, известный как Продолжатель Феофана, говорит об императоре Феофиле (это при нём пытались уничтожить Иверскую Богородицу): «И замыслил тиран изничтожить всех, кто рисовал божественные лики, и вот те, кто предпочли жизнь, должны были плюнуть на икону, словно на какую рухлядь, сбросить на пол святое изображение, топтать его ногами и таким образом обрести спасение. К этому же решил он принудить и монаха Лазаря». Лазарь был иконописец, очень известный мастер, он отказался плевать на иконы, продолжал их писать. И как результат — дикие пытки, прижигание ладоней калёным железом. Увы, это факт: вера в сурового бога Кафки ведёт некоторых его адептов к религиозной нетерпимости, экзистенциальной тоске, психическим расстройствам, фундаменталистскому террору и прочему мраку.

Этот благочестивый абсурд длился до 843 года, когда стараниями вдовствующей императрицы Феодоры иконоборчество было окончательно осуждено и отброшено. Церковное торжество, устроенное по случаю восстановления иконопочитания, происходило в первое воскресенье Великого поста. С тех пор каждое первое великопостное воскресенье отмечается как память избавления от иконоборческого кошмара. Праздник называется Торжеством православия.

Смысл этого праздника шире, чем просто победа над конкретным безобразием иконоборчества. Торжество православия можно рассматривать как символ победы цветущей сложности мира над любым частным принципом, стремящимся стать единственным. Возведение какого-нибудь частного принципа в абсолют — это то, что много раз повторялось в истории и будет всегда повторяться. Вот сегодня, например, глобализм представляет собой такую попытку наложения принципа, конституирующего западный социум, на всё многообразие проявлений жизни в мире. Это, конечно, делается аккуратно, мягко, при помощи всяких привлекательных технологий, без которых — как уже обойтись. Но ведь и бомбят иногда, сволочи, в целях насаждения божественной Свободы. А в ответ получают террор и демографическую экспансию, которая, глядишь, когда-нибудь и разрушит западную культурную идентичность.

Вот это и будет глобальным торжеством православия. Но только, конечно, торжеством не просто одной из религиозных деноминаций, но торжеством православия как цветущей сложности, торжеством веры во Всевышнего и всех его божественных детей (некоторые из них, правда, всё норовят объявить себя Всевышним). Впрочем, уже и сейчас можно быть православным буддистом, мусульманином, христианином, шаманистом наконец. Вот я, например, не христианин, но я православный.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Праздник для несчастных

Люди стоят в очередях к православным святыням в том числе и потому, что веры в государство у них больше нет

Вот уже много дней продолжается паломничество петербуржцев к частице мощей Николая Чудотворца. Подобные мероприятия, которые можно отнести не только к религиозной, но и культурной жизни города, традиционно порождают массу слухов и дискуссий.

27.07.2017 18:05, Людмила Семенова, rosbalt.ru


Такая Россия

30% православных считают, что Бога нет

До 85% жителей России называют себя православными. При этом примерно треть из них признается, что в Бога не верит, а те, кто верят, в церковь почти не ходят. Так сколько же на самом деле православных в России?

06.04.2017 16:00, Николай Митрохин, takiedela.ru


Дары волхвов

«Первое рождество запомнилось запахом мандаринов и ладана»

Я спросила: «А Чей это портрет?» В ответ Леночка шепнула: «Это Богородица. У Ее Сына сегодня день Рожденья». «А чем это так вкусно пахнет?» — «Ладаном».

07.01.2017 13:00, Ирина Ахундова


Искусство добровольной боли

Как бороться с депрессией и нужно ли это делать

Как человек, долго и упорно борющийся со своими внутренними монстрами, я не один раз получала советы «просто отпусти» и «забей и двигайся дальше». Я никогда не понимала, что это значит. Как можно просто перешагнуть через черную дыру, которая находится в самом центре и, заглядывая в которую, я ни разу не видела дна. Я наблюдала за тем, как дыра постоянно расширялась, понемногу поглощая последние оплоты радости в моей жизни. Как у Бродского: «Сначала в бездну свалился стул, потом – упала кровать. Потом – мой стол, его я столкнул сам, не хочу скрывать».

24.05.2016 16:00, Юлия Ходаковская для The devochki


Гики-буддисты, мобильные церкви и требы онлайн

Как религия относится к новым технологиям

Последователи даже самых консервативных религий снимают круговые панорамы храмов, устанавливают автоматы по продаже церковных услуг и освящают современную военную технику. Большинство религий проникли в интернет и используют новые технологии в маркетинговых целях, а иногда и сами технологии становятся поводом для переосмысления веры или создания религиозных течений.

18.03.2016 16:00, Sergei Zotov


I want to believe

Сможет ли человечество жить без религии?

Число атеистов в мире растет, но значит ли это, что религия становится пережитком прошлого? Может ли развитие науки, образование или социальная стабильность уменьшить нашу потребность верить в сверхъестественное, и вообще, что дает человечеству обращение к высшим силам? Научный журналист Рэйчел Ньюэр исследовала вопрос в статье на сайте BBC Future, а T&P перевели основные тезисы.

03.03.2016 13:00, Дарья Варламова


Научное осмысление

Почему людям трудно отказаться от религии

Новые атеисты называют религию отравляющей смесью лжи. Но что если вера в сверхъестественное естественна?

08.02.2016 13:00, Джон Грей


Методы борьбы со злом

Мэтью Хопкинс: самый жестокий охотник на ведьм в Англии

В XVII веке в Англии разразилась нешуточная война со злом: адвокат Мэтью Хопкинс объявил, что ведьмы натравили на него демона. По этому делу арестовали 29 человек. Этот период (1645-1646 гг.) вошел в историю Англии как самое массовое истребление ведьм – за год Мэтью Хопкинс казнил по официальным источникам 68 человек, по неофициальным – около 200. При этом для выявления ведьм использовались чудовищные методы, а находчивый адвокат сумел превратить охоту на ведьм в прибыльный бизнес.

23.01.2016 02:00


Эффект Бога

Почему религия порождает святых и маньяков?

Религия порождает как милосердных святых, так и фанатиков-убийц. Может ли такое необычное сочетание зависеть от уровня дофамина в нашем мозгу?

31.10.2015 15:00, Dina Baty


Несбывшаяся Россия

Что было бы, если бы Русь не приняла православие

Христианство для России значило и значит очень многое. Именно оно определило и сформировало нашу национальную культуру, литературу, искусство, повлияло на становление национального характера и быта. В день Крещения Руси — о том, какой могла бы быть Россия, если бы князь Владимир сделал другой выбор.

28.07.2015 16:00, Борис Поздняков






 

Новости

Семья Хворостовского опубликовала заявление после его смерти
В Лондоне скончался оперный певец Дмитрий Хворостовский, сообщила семья исполнителя на его странице в Facebook.
КФУ готовится опубликовать выпускные работы
14 ноября проект «Научный корреспондент» был представлен в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский выступил с лекцией на тему научной коммуникации в открытом доступе перед студентами и преподавателями университета. Основная часть мероприятия была посвящена проблеме качества выпускных квалификационных работ студентов и открытой публикации ВКР как способу её решения. Участники мероприятия узнали также о возможностях участия в проекте «Научный корреспондент», открытых лицензиях и конкурсах учебных работ.
Северный (Арктический) федеральный университет опубликует ВКР в открытом доступе

АИИ подписала с университетом соглашение о сотрудничестве
10 ноября состоялась презентация проекта «Научный корреспондент» в САФУ имени М.В. Ломоносова, на котором президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта «Научный корреспондент» Наталия Трищенко рассказали студентам и преподавателям университета о научной коммуникации в открытом доступе, открытых лицензиях и возможностях по публикации выпускных квалификационных работ, а также участии в конкурсах, проводимых на платформе «Научкора».

Умер сатирик Михаил Задорнов
Известный сатирик Михаил Задорнов скончался на 70-м году жизни, сообщила телеведущая Регина Дубовицкая.
«Просто наша единственная надежда – что студенты будут писать качественные работы, которые начнут публиковаться открыто и с каждым годом становиться всё лучше»
7 ноября в Санкт-Петербургском государственном университете имени Бонч-Бруевича состоялась лекция президента Ассоциации интернет-издателей Ивана Засуркого, рассказавшего студентам о новых тенденциях научной коммуникации, принципах использования открытых лицензий и возможностях по открытой публикации учебных и научных работ на платформе «Научный корреспондент».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.