Подписаться на обновления
15 декабряСуббота

usd цб 66.4337

eur цб 75.3890

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  четверг, 25 ноября 2010 года, 09:29

Возможна ли сегодня гармония в музыке и в мире?
Заочный круглый стол композиторов. Часть первая


// Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог










Часть первая: Антон Батагов, Георгий Дорохов, Сергей Загний, Тимур Исмагилов, Павел Карманов, Дмитрий Курляндский, Сергей Невский. Часть вторая: Олег Пайбердин, Ольга Раева, Владимир Раннев, Антон Сафронов.

К удовольствию публики и очевидному неудовольствию специалистов, на композиторском конкурсе YouTube победило вполне традиционное сочинение. Аккуратное, мелодичное и практически лишённое ремы.

Слушаем и голосуем. Впервые в истории YouTube чёртова дюжина современных симфонических сочинений предложена для интерактивного голосования. Музыку победителей исполнят в сентябре на фестивале РНО. Первый интерактивный конкурс роликов с сочинениями современных композиторов, отобранных жюри, закончится 9 сентября, когда за пульт Российского национального оркестра встанет дирижёр Теодор Курентзис для того, чтобы исполнить сочинения победителей.

Понятно, почему так произошло, — любое публичное исполнение музыки привлекает людей, которые хотели бы слышать нечто приятное для ушей, знакомое, говорящее с ними на одном языке.

Отчего же тогда «продвинутые» слушатели ищут грохота и диссонансов? Отчего за свою «непонятную» музыку держатся сочинители, называемые авангардистами, актуальными композиторами или же поисковиками?

Настаивая на своём ощущении от современного мира, поисковая музыка как бы говорит: «Нечего на зеркало пенять, в трудном и грустном мире живём, господа…»

Среди участников нашего заочного круглого стола — Георгий Дорохов, Тимур Исмагилов, Дмитрий Курляндский, Сергей Невский, Ольга Раева и Антон Сафронов, весьма сложно идущие на компромисс с посетителями концертных залов.

Слушание, требующее усилия и преодоления, должно автоматически превращаться в подобие духовной практики. В самом деле, ведь не для удовольствия же слушаем.

А тогда для чего? Чтобы знать, в каком мире существуем? Но отчего же существуют в современной музыке и весьма гармоничные сочинения, основанные на благозвучных сочетаниях, тоже ведь претендующие на духовность звучания?

Это и сочинения композиторов, условно называемых минималистами (среди участников сегодняшнего стола это А. Батагов, С. Загний, П. Карманов), это и классики второго авангарда (Арво Пярт и Гия Канчели), чьи поиски красоты и гармонии не могут не впечатлять.

Собирая в одном месте композиторов противоположной направленности, через их творческие усилия хочется понять — возможны ли красота и гармония в современном мире и в современной музыке? Не является ли мнимая доступность актуальных сочинений спекулятивной? И почему всё ж таки знатокам так хочется шума?

Антон Батагов

— Возможна ли сегодня духовная музыка и какой она должна быть?
— Да. Не знаю.

— Почему «красивая», гармоничная музыка находится у знатоков под подозрением?
— А «знатоки» — это кто такие? ЧТО они знают? Жаль, что эти «знатоки» не умеют посмотреть на себя любимых со стороны. Тогда бы они увидели, как смехотворно они выглядят со всеми их «знаниями» и «суждениями».

— Почему музыкально-идеологические спекуляции звучат, как правило, внятно и гармонично?
— Откуда ты это взял? Ровно наоборот: сегодня «полагается», чтобы было либо нечто сложно-навороченное — для доказательства профессиональной и идеологической серьёзности, либо нечто шниткоподобное — глобальные коллизии, борьба агрессивно-диссонантного зла с беззащитно-гармоничным добром. Надо, чтобы пипл, на который рассчитана такая продукция, хавал с многозначительным видом и радовался, что не зря заплатил деньги за билет. Возьми хотя бы «Реквием» Сюмака. За последнее время это САМЫЙ вопиющий пример подобного рода. Впрочем, спекуляции (как музыкальные, так и в любых других искусствах) бывают упакованы во что угодно.

— Кто точнее отражает и выражает дух времени — традиционалисты или авангардисты?
— Дима Билан.

— Возможна ли гармония в современной музыке и в современном мире?
— В мире — нет. В музыке — в зависимости от духовного уровня аффтара.

Георгий Дорохов

— Возможна ли сегодня духовная музыка и какой она должна быть?
— Собственно говоря, раз она всегда была возможна, то и наши дни в этом смысле не представляют исключения.

Другое дело, каковы чисто субъективные впечатления некоторых индивидуумов. Очень много композиторов ХХ века и начала ХХI (Марк-Андре, Мессиан, например) способны одновременно сочетать в себе религиозность и актуальное музыкальное письмо, не считают необходимостью для выражения своих высоких чувств писать что-то возвышенное в ре мажоре или в качестве противопоставления им лупить почём зря кластеры на рояле, а решают свои задачи гораздо тоньше, но, соответственно, не так действующие на среднестатистического слушателя, привыкшего к определённым шаблонам и желающего услышать именно их.

Случай Арво Пярта — это несколько иное (по крайней мере в сочинениях, созданных в конце 70-х и 80-х годах). Его обращение к простоте — это не желание стать композитором попроще, более попсовым композитором, а стремление уйти в полную аскетичность — «бегство в добровольную бедность», как сам Пярт определил (одно из первых его «простых сочинений» недаром называется Tabula rasa!).

У некоторых других авторов, к сожалению, упрощение и показная религиозность являются не чем иным, как банальной спекуляцией на

стереотипах восприятия, которые затрагивались несколько ранее.

Вообще, лично мне здесь представляется корректным сравнение с известной ситуацией в наши дни: акция Мавроматти и выставка

«Осторожно, религия!» представляются более близкими к чему-то возвышенному, чем толпы фанатиков, желающих непременно

линчевать чем-то не понравившегося им художника (а возможно, лишь ищущих повода для срыва накопившейся агрессии)…

В этом смысле вбить гвоздь в скрипку и просверлить её насквозь дрелью едва ли не более уместно, чем прослушивать бесчисленные и одинаковые исполнения «Рондо-каприччиозо» Сен-Санса…

— Почему «красивая», гармоничная музыка находится у знатоков под подозрением?
— Во-первых, понятие красоты всегда субъективно. Кому-то нравится до-минорное трезвучие, кому-то представляется чарующим звучание колков у струнных инструментов. И это нормально.

Во-вторых, речь может идти не столько о красоте, сколько о стереотипах, принимаемых за красоту. То, что звучит непривычно, очень часто в глазах обывателя по инерции представляется жутким и уродливым.

Думаю, не следует объяснять, что это в действительности таковым не является.

Что касается знатоков, то тут проблема не в том, что они не переносят красивую (в инерционном понимании) музыку, а в несколько другом случае — в неприятии суррогата красоты, в неприятии приторного сиропчика, сахарозаменителя, если так можно выразиться.

— Почему музыкально-идеологические спекуляции звучат, как правило, внятно и гармонично?
— Дело не в том, что они так звучат, а в том, что они так воспринимаются (о чём разговор уже шёл выше), они просто более знакомы (опознавательные знаки есть и воспринимаются).

Задача же композитора — каждый раз это преодолеть, каждый раз пойти против инерции (даже неважно, сознательно или несознательно), как традиции, так и своей собственной.

Если же идти по течению, то это может означать лишь творческую и мыслительную леность, как бы ни пытался кто-либо это оправдать

сложными философскими размышлениями...

Духовную инерцию в этом смысле преодолеть значительно сложнее композиторской…

— Кто точнее отражает и выражает дух времени — традиционалисты или авангардисты?
— Я считаю, что эти определения в настоящее время не очень работают — в общем-то, как мы сейчас видим, вся история музыки — это продолжение какой-то определённой линии; вторая венская школа вышла целиком из традиций первых венских классиков и позднего романтизма (в случае с Веберном дело уходит ещё дальше!), Булез был бы невозможен без второй венской школы и Мессиана, Лахенман — без Луиджи Ноно, АСМ-2 — без композиторов-шестидесятников и т.д.

Зачем и для чего нужно слушать серьёзную авангардную музыку, написанную нашими современниками и не являющуюся особенно комфортной? Что нужно сделать, чтобы расширить круг слушателей и потребителей нынешних серьёзных композиторов? Со стороны кажется, что современные композиторы, сочиняющие серьёзную и сложную музыку, самодостаточны. Они настолько погрязли в неудобоваримом авангарде, что забыли о слушателе. Но это не так.

Любопытно, что в одной из многочисленных интернет-дискуссий, посвящённых проблемам современной музыке, Митя Курляндский противопоставил традиционалистов авангардистам именно как раз в том, что они, традиционалисты, сопротивляются естественному ходу времени, в отличие от композиторов, к которым приклеено клеймо «авангардист».

Но кто больше выражает дух времени — это вообще сложный вопрос, подчас не являющийся критерием оценки музыки.

Тут ещё добавляется и аспект актуальности, которая может оказываться сиюминутной (и причём это подчас нормальная и даже необходимая ситуация!).

Все мы помним пример Шнитке, собиравшего некогда переполненные залы. Когда подчас (по рассказам очевидцев) приходилось прибегать к помощи милиции. Настолько людям было необходимо услышать в тот момент его сочинения!

Сейчас такую обстановку представить себе уже невозможно. Но неправы те, кто считает это якобы подтверждением нежизнеспособности его музыки!

Дело совсем в другом — изменилось время, изменились и слушательские потребности. К качеству музыки это уже не имеет никакого отношения…

— Возможна ли гармония в современной музыке и в современном мире?
— Это безусловно! Лично для меня одни из самых красивейших гармоничных сочинений — это именно те, которые появились в течение последних 25—30 лет, — сочинения Радулеску, Биллоне, Сальваторе Шаррино, Сысоева (замечу, что это лишь имена, взятые наугад, их на самом деле гораздо больше)…

Сергей Загний

— Возможна ли сегодня духовная музыка и какой она должна быть?
— Возможна. Какой она должна быть, не скажу: секрет.

— Почему «красивая», гармоничная музыка находится у знатоков под подозрением?
— Это к знатокам.

— Почему музыкально-идеологические спекуляции звучат, как правило, внятно и гармонично?
— Для меня практически никогда.

— Кто точнее отражает и выражает дух времени — традиционалисты или авангардисты?
— См. например, тексты о музыке (1995—2009): «Почему русские композиторы оглядываются в прошлое?», «Путешествия во времени и пространстве», «Voces organales».

— Возможна ли гармония в современной музыке и в современном мире?
— В музыке возможна, в мире — когда как.

Тимур Исмагилов

— Возможна ли сегодня духовная музыка и какой она должна быть?
— Она возможна всегда, но если композитор садится за стол с целью написать духовную музыку, то её не будет.

— Почему «красивая», гармоничная музыка находится у знатоков под подозрением?
— У меня не находится. Но здесь важно, что именно мы договоримся считать красивой и гармоничной музыкой. Скажем, до мажор и диатонические гаммы, повторяющиеся в течение 20 минут, я могу воспринять как дисгармонию.

Если в произвольном порядке чередовать несколько неизменных фрагментов, как это делает Рабинович-Бараковский, то получится мёртвая материя. Наличие внешних атрибутов без внутреннего наполнения — вот что обычно настораживает. Причём такими атрибутами могут служить не только трезвучие и диатоника, но и кластер, серийная техника и т.д.

— Почему музыкально-идеологические спекуляции звучат, как правило, внятно и гармонично?
— Любая спекуляция должна быть грамотно оформленной, иначе на неё никто не купится.

— Кто точнее отражает и выражает дух времени — традиционалисты или авангардисты?
— А должен ли композитор выражать некий эфемерный дух времени? Не думаю, что кто-либо сознательно ставит перед собой такую задачу. Скорее и традиционалисты, и авангардисты отражают дух времени лишь косвенно. Единого неделимого духа времени для меня не существует, он многосоставен. Каждый композитор выражает какую-то свою часть.

Кроме того, я не вижу смысла в прямолинейном разделении композиторов на традиционалистов и авангардистов. Подобное «чёрно-белое» восприятие не позволяет охватить весь спектр, который на самом деле очень широк.

— Возможна ли гармония в современной музыке и в современном мире?
— Гармония — сначала в человеке, а через него и в музыке, и в мире.

Павел Карманов

— Возможна ли сегодня духовная музыка и какой она должна быть?
— Возможна, Пярт, Тавенер, Пелецис, Сильвестров, Мартынов тому пример.

— Почему «красивая», гармоничная музыка находится у знатоков под подозрением?
— Кто эти знатоки? Горстка специалистов-музыковедов — экспериментаторов и режиссёров-маргиналов. Их очень мало, и их подозрения мне смешны.

— Почему музыкально-идеологические спекуляции звучат, как правило, внятно и гармонично?
— Я ничем не спекулирую, просто делаю единственно возможное для себя искусство, но, где мне надо, задействую и диссонантные звучания. Или если это нужно заказчику.

— Кто точнее отражает и выражает дух времени — традиционалисты или авангардисты?
— Авангардисты отображают ад сегодняшнего бытия и, повторюсь, болезненность состояния душ собственных и нынешнего общества, вернее его небольшой части...

Мы пытаемся нащупать свет, общечеловеческие ценности и радости или горести. Но не шёпот могильных червей и хеллоуинской нечисти.

— Возможна ли гармония в современной музыке и в современном мире?
— Возможна и нужна, об этом мне почти ежедневно пишут из разных уголков мира, этому рукоплещет многочисленная, считающаяся авангардистами тупой публика, тоскующая по обычной человеческой простой красоте, а не по кишкам на скотобойне или штабелям трупов в правдивых фильмах про Великую Отечественную…

Дмитрий Курляндский

— Возможна ли сегодня духовная музыка и какой она должна быть?
— Вопрос «Какой она должна быть?» можно сразу снять — есть чёткие правила, традиции, которые необходимо соблюдать. Что касается возможности, то сегодня пишется духовная музыка — я знаю несколько примеров, хотя далеко не всё допускается собственно до богослужения.

— Почему «красивая», гармоничная музыка находится у знатоков под подозрением?
— Мне кажется странной постановка вопроса... Я считаю себя знатоком, но у меня «под подозрением» находится некрасивая и негармоничная музыка.

И если я с такой сталкиваюсь, то это скорее знак того, что мне надо

над собой поработать, потому что понятия красоты и гармонии (не только в музыке) слишком широки, чтобы иметь чёткие ограничения.

Поэтому я предпочитаю выносить оправдательный приговор — даже в тех случаях, когда мне какая-то музыка оказывается не близка.

— Почему музыкально-идеологические спекуляции звучат, как правило, внятно и гармонично?
— Музыкально-идеологические спекуляции никогда не звучат внятно и гармонично. Как правило, они легко различимы.

— Кто точнее отражает и выражает дух времени — традиционалисты или авангардисты?
— Дух времени отражает сосуществование тех и других.

— Возможна ли гармония в современной музыке и в современном мире?
— Гармония, кажется, включает в себя весь мир — со всеми его противоречиями.

Сергей Невский

— Возможна ли сегодня духовная музыка и какой она должна быть?
— Любая серьёзная музыка, выводящая слушателя за рамки привычного ему эстетического опыта, создающая для него некое новое переживание слушания, духовна.

Новизна того, как мы слушаем, важнее новизны материала, в этом отношении Пярт (ранний) столь же авангарден, как Ноно или Ксенакис.

Композитор, ставящий перед собой подобные задачи, преодолевает инерцию собственного профессионализма и идёт туда, где он ещё не был. Это очень увлекательно, но не всегда комфортно для слушателя, но кто сказал, что духовный опыт — это комфорт?

— Почему «красивая», гармоничная музыка находится у знатоков под подозрением?
— Я думаю, что знатоки с подозрением относится не к гармонии и красоте, а к попыткам выдать чужую эстетику (обычно к тому же адаптированную под массовый вкус) за свою.

Публика не обязана разбираться во всех нюансах музыкальной культуры, задача специалиста (критика, устроителя, музыканта) — следить, чтобы её не очень дурили.

Знатоки, таким образом, выполняют роль контролёров в общественном транспорте и ловят «зайцев», которые «едут во втором классе с билетом в третий», как Набоков говорил.

— Почему музыкально-идеологические спекуляции звучат, как правило, внятно и гармонично?
— Я бы не ставил знак равенства между качеством искусства и внятностью позиции автора. Хотя есть соблазн сказать, что автор, который понимает, что он делает, и способен это артикулировать, находится несколько дальше, чем его собрат, следующий исключительно зову интуиции.

Но вообще-то художника мы ценим прежде всего за его искусство, а не за его способность красочно излагать. Поэтому медийный интерес к тем или иным художникам, возникающий в силу яркости их высказываний, случаен и свидетельствует о недостаточном внимании к собственно искусству.

— Кто точнее отражает и выражает дух времени — традиционалисты или авангардисты?
— Ни те ни другие. По-настоящему выражают дух времени (если он есть) композиторы, которые работают на стыке поп- и концепт-арта. В основном это ребята, которым сейчас под тридцать, первое поколение, выросшее с компьютерными играми.

Это музыка о том, что композитору нравится, художник выступает как восторженный (но и критический, иронический) потребитель. Например, композитору нравятся «Симпсоны» и Лахенман — ну он и использует в своём произведении «Симпсонов» и Лахенмана.

Часто эта музыка социокритична, она анализирует взаимоотношения художника и общества, анализирует свой язык, ещё более часто она апеллирует к языку популярной культуры.

Я мог бы назвать имена француза Онджея Адамека, датчанина Симона Стена-Андерсена, немца Йоханнеса Крайдлера, норвежца Эйвинда Торвунда.

В принципе, выросло первое поколение композиторов, которые не просто работают за компьютером, автоматизируя процесс сочинения и используя всю музкультуру как «найденный объект», но и которые не нуждаются в классических музыкальных институциях (оркестрах, фондах и т.д.), — и всё равно с ними работают, потому что они в силу своей оригинальности интересны этим институциям.

На фоне этих ребят классические авангардисты вроде Фернихоу выглядят динозаврами, о традиционалистах я уже не говорю. Кстати, кто это?

— Возможна ли гармония в современной музыке и в современном мире?
— Гармония в мире невозможна, потому что мир в его сегодняшнем виде существует благодаря неравенству этических и экономических стандартов.

Искусство — та область, где опыт неравенства, асимметричности мира переживается и осознаётся с особой остротой. Вообще можно сказать, что искусство говорит о различии, артикулирует его.

Если артикуляция этого опыта оказывается нам полезной, если мы готовы его принять, то в этом случае можно говорить о гармонии.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Дыхание дерева

Звуковые ландшафты саунд-арта

Историк звукового искусства Константин Дудаков-Кашуро рассматривает способы взаимодействия саунд-художников с миром природы: как они прислушиваются к взмахам крыльев бабочки, падающим снежинкам и пению разрезанных пополам древних валунов.

04.12.2018 13:00, Константин Дудаков-Кашуро, iskusstvo-info.ru


«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева






 

Новости

100 лучших песен года по версии The Guardian
The Guardian представила список из 100 лучших песен года, который составили музыкальные обозреватели газеты. Всего в жюри вошло 50 критиков.
ICO-кампания фильма «Ампир V» успешно завершена

Hard Cap достигнут за несколько дней до окончания сроков проведения ICO
При сумме сбора 3,360,000 EUR собрано 32175 ETH, что на момент завершения ICO равнялось 3,506,801 EUR. Фильм поддержали 145 инвесторов. ICO-кампания проведена при технической поддержке WebMoney Transfer.

В Москве впервые пройдет масштабная выставка Фриды Кало и Диего Риверы
В Москве впервые проведут масштабную выставку работ Фриды Кало и Диего Риверы. Она пройдет в «Манеже» c 21 декабря по 12 марта.
Бондарчук презентовал платформу для соинвестирования в кино
Первым проектом на BeProducer станет фильм «Притяжение-2».
Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.