Подписаться на обновления
23 августаПятница

usd цб 65.6196

eur цб 72.8312

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Олег Давыдов   понедельник, 8 июля 2019 года, 17:30

Волшебство Февронии
Почему все счастливые семьи счастливы одинаково


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





8 июля — день Петра и Февронии, пары, которую даже смерть не смогла разлучить. Их память отмечают сразу вслед за Иваном Купалой (7 июля), праздником, в ходе которого русский народ чтит божество любви. Логично: сперва любовь, потом брак. С 2008 года к дню влюблённых святых приурочен ещё и официальный День семьи, любви и верности. Жена президента предложила сделать его эмблемой ромашку.

Пётр и Феврония были причислены к лику святых на соборе 1547 года. 13 июня 1552 года Иван Грозный перед походом на Казань был в Муроме и поклонился могиле своих сродников, великих чудотворцев князя Петра и княгини Февронии. Так сказано в «Летописце начала царств», и это первое летописное упоминание святых. До этого, разумеется, был культ, но местный, народный, которому не нужны летописные привязки. А историки, которым эти привязки нужны, полагают, что Петром мог быть правивший в Муроме между 1205 и 1228 годами князь Давид Юрьевич, который перед смертью постригся в монахи с именем Петра. Его жену звали Евфросинией, больше о ней ничего не известно. В общем, эти псевдоисторические предположения ничего не говорят ни уму ни сердцу. А вот животрепещущая мифологическая реальность очень многое нам говорит. Сейчас мы в этом убедимся, но в начале контекст.

Муромские леса называются так по угро-финскому племени мурома, обитавшему по нижней Оке. Муромы теперь нет, этот народ целиком влился в русский этнос. Но это вовсе не значит, что пропали гены народа и что исчезла его культура. Кровь муромы течёт в каждом русском человеке, поскольку он — гремучая смесь славянских, финских, тюркских и прочих кровей. А его культура — неразрывное единство культурных элементов, созданных этими народами. Историю Петра и Февронии можно считать вкладом исчезнувшей муромы в нашу общую жизнь. В муромском мифологическом цикле немало прекрасных историй, вот одна из них.


Жил-был князь по имени Павел. И всё у него было как у людей: дружина, подданные, земля, дом, княгиня. Но случилась незадача. К княгине на блуд стал являться крылатый змей. И что характерно: ей он являлся в своём настоящем змеином облике, а всем остальным — князем Павлом. Ещё одна странность: блудливая жена совсем не скрывала от мужа своих сношений с крылатым инкубом. Князь Павел не знал, что и делать. В конце концов попросил жену как-нибудь вызнать у Змея, от чего тот умрёт. И Змей не скрыл от возлюбленной тайну, сказал: от Петрова плеча, от Агрикова меча. А надо вам знать, что у князя был брат по имени Пётр, который, конечно, не мог безучастно смотреть на страдания Павла. Достал при помощи некоего ангела (это понятно) Агриков меч. Ну а дальше-то что? Как отличить князя Петра от похотливого Змея, если на вид они совершенно идентичны? Тут ведь немудрено уложить и брата своего, приняв его по ошибке за Змея.

Ермолай-Еразм, донёсший до нас эту историю, подробнейшим образом разъясняет, как Пётр идентифицировал Змея: ходил в покои к брату, потом к снохе, где сидел Змей в облике брата, потом опять к брату, присматривался, расспрашивал слуг. Наконец взял Агриков меч и уложил того, кто в тот момент был у снохи. Вроде бы не ошибся: брат превратился в гнусного клубящегося Змея. Прекрасно! Но где взять гарантии того, что другой не был Змеем? Их, увы, нет. Чтобы их получить, надо было убить и второго. Но Пётр ограничился только одним убийством. А его брат Павел через некоторое время умер и сам. Пётр стал князем.

Тут, конечно, можно предположить, что речь идёт о банальном политическом убийстве: мол, брат убил брата и занял его место. Такое случается. Один лишь Бог знает, сколько властителей было убито под тем благовидным предлогом, что они гады, захватившие власть над землёй или над олицетворяющей её женщиной. Но мы с возмущением отвергнем эту циничную версию. Я упоминаю её лишь для того, чтобы поставить эту историю в контекст мифологии Змея, которую не раз уже излагал на этих страницах (например, здесь).

На многих таких иконах спасаемая дева нисколько не опасается змея. Более того, очень часто она его держит на поводке, буквально как дама собачку. Это правильно, поскольку прекрасная дама — не какая-нибудь Урсула, но — Мокошь, Мать сыра земля, за которую бьются громовник и змей. И уж конечно, ей некого опасаться, разве что всадника Георгия. Он пришелец, а змей земле (это один корень) родной, как бы там на него ни клеветали. Кто-нибудь слышали о женщинах, убивающих змей? Наверное, такое бывает, но всё-таки трудно представить себе настоящую женщину за столь неприличным её полу занятием.

Напомню лишь, что Змей живёт в потаённой женской пещере земли. И периодически должен быть побиваем, чтобы снова воспрянуть и дать земле расцвести. В природном аспекте змееборческого мифа речь может идти о живящем ливне с громом и молнией, после которого всё оживает. В физиологическом ракурсе это связано с вечным возвращением похоти, которую утоляют, загоняя Змея в пещеру. В бытовом плане часто наблюдается любовный треугольник, когда какой-нибудь добрый молодец уводит жену от надоевшего мужа. В социальном плане естественно говорить о насилии государства (его эмблема — Георгий Победоносец) над пригвождённым к земле Народом (Змеем). В политическом — о смене поколений у власти: Змей уходит, а на его место заступает победитель. И так далее.

Вернёмся к убийству крылатого Змея князем Петром. Этот убийца довольно жестоко поплатился за своё змееборчество: в момент удара мечом кровь Змея попала на тело Петра и оно всё покрылось язвами и струпьями. В официальном житии говорится, что у князя была проказа. Всё может быть. Но нам сейчас важен не официальный диагноз, а эффективность лечения.

Муромские медики не смогли исцелить страждущего и порекомендовали ему отправиться в Рязанскую землю: там помогут. Что ж, Пётр послушался. Приехав в места, которые уже в наши времена породили поэта Есенина, стал искать лекаря, причём самым диковинным образом: наобум рассылал своих людей в разные стороны по деревням, чтоб узнать, нет ли там знающего доктора. И вот один из посыльных приходит в село Ласково (это в десяти километрах к северо-востоку от Солотчи) и находит девушку в избушке за ткацким станком. А перед ней скачет заяц.

Косой здесь совсем неспроста. Это, собственно, русский Эрот, звериная ипостась Ивана Купалы, чей день отмечается как раз накануне Петра и Февронии. Это о нём было сложено: «Вышел заяц на крыльцо, почесал себе яйцо»… Это он обесчестил и Лисицу, и Волчицу. В хороводах он представал женихом, выбиравшим невесту. В русском фольклоре метафорой соития является проскакивание зайца в дырочку, а также заламывание им капусты. Если увидишь зайца во сне — быть греху. О девке-вековухе порой говорили, что она выйдет замуж, лишь когда поймает зайца. Женский пол всегда был от него без ума: «Заинька серенький, не ходи по сеням, не топай ногой, я лягу с тобой». Нет, не зря до сих пор мы зовём возлюбленных зайками. А вот ещё отгадайте загадку: «Заюшка беленький, полежи на мне, хоть тебе трудно, а мне хорошо». Ответ: снег на озимых. Но бывает и так: «Зайку бросила хозяйка». Женщины бывают так жестоки и бессердечны.

Ермолай-Еразм сочинял не любовный роман, житие. Поэтому он, конечно, не мог со всей прямотой раскрыть тему зайца в истории двух святых. И только поэтому косой не совершает никаких неприличий, когда приходит посланец Петра, а просто скачет перед девушкой (впрочем «скачет» на языке того времени может означать ещё и «пляшет»). А девушка ткёт. Это, в общем, может указывать не только на её домовитость, но и на то, что она из тех ткачих (вроде Пятницы-Мокоши или Пенелопы), которые определяют человеческую судьбу. Но у ткачихи из Ласкова своя специфика.


Вот первое, что произносит Феврония, увидев посланца князя: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Посланец ничего не понимает, и Феврония объясняет ему свою загадку так: уши дома — пёс, а глаза — ребёнок. То есть с ходу, ещё ни о чём и не спрошенная, заявляет, что она бездетна и, пожалуй, не замужем. Про мужа, впрочем, пока что не сказано (хотя я думаю, что под «псом» подразумевается как раз «муж»). Но уже через минуту, сразу после того, как посланец сообщает, что Петру нужен врач, Феврония заявляет: «Если бы кто-нибудь взял твоего князя себе, тот мог бы вылечить его». Это, конечно, опять лишь загадка. Но Феврония может изъясняться и без этих обиняков: вылечить-то можно, но только «если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». Пётр, когда ему это передадут, не может понять такого подхода к целительству: как можно, он князь, а она простая крестьянка.

Но в том-то и дело, что Феврония отнюдь не простая крестьянка. Курс лечения, который она предлагает Петру, состоит из следующих процедур: во-первых, обещание жениться, во-вторых, мытьё в бане, в-третьих, намазывание струпьев неким зельем. О лечении посредством брака — чуть позже, а вот что касается бани, то это точно сакральное место. Профессор Неонила Криничная это чётко показывает в своей замечательной книге «Русская мифология: мир образов фольклора» (глава «Баенник как прообраз домашних духов»). Рекомендую читать маловерам. От себя скажу, что Феврония приглашает Петра, быть может, в ту самую «баньку с пауками по углам», о которой говорит герой Достоевского. Напомню: Свидригайлов сперва рассказывает, что ему является умершая жена, потом говорит, что болезнь — условие явления приведений, что привидения, приходящие к таким больным, — это «клочки и отрывки других миров, их начало». И далее сразу заводит речь о будущей жизни и вечности: мол, это, может быть, закоптелая деревенская баня.

Весьма достоверный мистический опыт. Но только банька, пожалуй, ещё не вся вечность, а лишь переход в неё, пограничье, избушка на курьих ножках, таможня Бабы-яги, которая, в сущности, божество перехода между мирами, хозяйка вращающейся избушки (то к лесу задом, то ко мне передом), сквозь дверь которой этот переход и осуществляется. Феврония, конечно, ничуть не похожа на старую Бабу-ягу. Но это лишь внешне. На деле же она обладает всеми необходимыми средствами для перехода в иной мир. Где её родители? На кладбище, но — живы (хоронят кого-то, или, как выражается дева, «плачут взаймы»). Кто её брат? Как и отец, древолаз, который в данный момент пошёл «через ноги в нави зрети». Профанное объяснение этому: опасная профессия собирателя дикого мёда вынуждает глядеть с высоты дерева вниз (через ноги), дабы не сорваться и не убиться. Но, вообще-то, с дерева «в нави зрети» — постоянное занятие шамана, перемещающегося между мирами по стволу мирового древа и, соответственно, наблюдающего с него навь, мертвецов.

Вот такая святая семейка: шаманы, жрецы, представители мира духов. То есть читай: сами духи. И Феврония тоже из них. В тексте Ермолая-Еразма это по понятным причинам не афишируется. Но смотрите: Пётр попал в беду мистического свойства и идёт за тридевять земель (в соседнее княжество) в поисках неизвестно (конкретно) чего. Типичный сказочный поход к избушке на курьих ножках со всеми его атрибутами: ритуальным загадыванием и разгадыванием загадок, с невыполнимыми заданиями, с банькой, в которой князю Петру в лучших сказочных традициях предлагают очиститься от земной скверны. И только потом уж помазаться снадобьем, которое приготовила Феврония. В тексте повести оно называется «кисляджа», что в переводе на современный язык звучит как-то обыденно: квас. Но речь не просто о квасе, но — о магическом брожении. Той малой закваске, что квасит всё тесто. Той, из-за которой сломано столько копий в теологических спорах. Суть, впрочем, не в самой даже кислядже, а вот: зачерпнув её, Феврония дунула на неё. Это вдувание духа и есть самый нерв лечения мистической болезни князя. Только божественный дух Февронии даёт силу снадобью.

Но если Феврония божество, то какое? Богиня чего? Ну, разумеется, брака. От неё не отвертишься. Князь Пётр было попробовал: обещал жениться, а про себя подумал: пусть лечит, а там видно будет. Но русскую Геру не проведёшь: она же заранее знала, что суженый попытается ускользнуть, и поэтому сразу поставила ловушку. Давая лекарство, сказала, что в методику первоначального курса лечения входит условие: помазать все струпья, кроме одного. Князь выздоровел. И, конечно, думать забыл о женитьбе. Но болезнь вернулась, поскольку один струп остался не помазан. И пришлось бедняге возвращаться в Ласково (название деревни-то какое говорящее). Феврония привязала князя к себе нитью болезни.


Вокруг нас много женщин с активной Февроньей в душе. Красота их не броская, но что-то в них есть такое манящее... Осторожно, однако! С первого шага общения с ней тебя начинает грызть безотчётное чувство вины. И что характерно: ты ещё ничего не сказал и не сделал, а уже виноват перед ней. Она может быть и мила, и приветлива и обычно даёт понять, что ты ей по нраву. Но при этом ты всё-таки чувствуешь себя покрытым какими-то струпьями. Многие так попадаются. И вот уже милая зайка вертит как хочет своим виноватым увальнем. И всякий раз в таких случаях анализ их интеракций показывает, что именно жена подспудно внушает мужу чувство неполноценности. Это можно назвать идеальным февроническим браком. А не идеальный — это когда муж пытается сопротивляться богине в жене. И начинается ад. Об этом пишут романы: каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Зато все счастливые семьи похожи одна на другую. Потому что живут под опекой одной и той же богини — Февронии. Основной её принцип прост: привязать к себе мужичка любым способом (не обязательно при помощи струпьев вины) и заставить его хранить верность всю жизнь. Когда у Петра случилась ремиссия, он вернулся, женился как миленький. И далее уже Феврония никому не дала разлучить раз возникшую пару. Муромские вельможи, конечно, интриговали, пытались избавиться от крестьянки на троне, но она устроила так, что в результате они остались без князя. Пётр ушёл из города вслед за женой.

Магическая эксплуатация женской природы всё-таки небезобидна. И в связи с этим вопрос: что это за бог, который участвует в столь сомнительных мероприятиях? Некоторый свет на это проливает история, приключившаяся после того, как Авраам и Лот стали кочевать отдельно друг от друга. На Содом, где поселился Лот, напала коалиция четырёх царей во главе с Кедорлаомером. Лот с домочадцами был пленён. Узнав об этом, Авраам собрал людей и бросился в погоню. Догнал, победил, освободил Лота и прочих содомлян, вернул добро. А когда возвращался, навстречу ему вышли царь Содомский и Мелхиседек, царь Салимский. Мелхиседек вынес Аврааму «хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего».

Поклонники Февронии должны понимать, что это богиня очень узкой специализации. Для неё важен брак сам по себе, в чистом виде, а всё остальное с ним связанное — любовь, дети, секс, домашний очаг — привходящее: может быть, а может и не быть. Скажем, о детях миф не упоминает, а это значит, что они в нём не имеют значения. Ибо Пётр и Феврония — мифологическая пара за гранью времени. Рассказывая об Аврааме и Саре, я поминал ряд подобного рода пар (Филемон и Бавкида, вавилонский Утнапишти с супругой, гоголевские старосветские помещики). Эти пары самодостаточны, дети им не нужны, но они всё же могут родиться при случае. Но вот уж точно чего в биографиях таких пар не может быть никогда, так это прелюбодейства.

В «Повести о Петре и Февронии» есть эпизод: некто в присутствии собственной жены посмотрел на Февронию с вожделением. Она это сразу заметила и велела нахалу попробовать воду с левого, а потом правого борта (дело было на корабле). Далее сакраментальный вопрос: одинакова ли вода? Ответ ясен, тем более что божества брака во всём мире задают подобный вопрос и делают из ответа на него одинаковый вывод: «Так и естество женское одинаково». Но я просто не знаю, как можно купиться на такую подмену? Вот если бы Феврония предложила тому вожделеющему мужику попробовать поочерёдно (или сразу) двух женщин и после этого он, положа руку на сердце, смог сказать, что они одинаковы, тогда — да. Но божество моногамного брака по определению не может предложить нам такого рискованного эксперимента.

Зато оно может предложить вечный брачный контракт. В православном варианте мифа о Петре и Февронии под старость они постригаются в монахи. Но остаются всё той же идеальной супружеской парой. Когда Пётр чует смерть, он посылает к Февронии сообщить, что умирает. То есть и ей, значит, пора. Она просит подождать, пока не закончит вышивку (почти Пенелопа, ткущая в окружении женихов). Пётр торопит, Феврония вышивает. Но вот она втыкает иголку в ткань и кончает одновременно с Петром свой земной век. Таков древний обычай. Он ещё и сейчас кое-где сохраняется: жена должна взойти на погребальный костёр вместе с мужем. В Индии это называется сати. Власти, конечно, с этим обычаем борются.

Церковь пыталась воспрепятствовать последней воле супругов, которые хотели быть похоронены вместе и заранее заготовили себе один гроб на двоих. Тщилась хоть после смерти отнять Петра у Февронии (под благовидным предлогом: мол, нельзя же, монахи). Но догма священного брака диктует: муж и жена должны остаться вместе не только до гроба, но и за гробом. Вечером усопшую чету разделили, а наутро нашли в одном гробу. И так до трёх раз. После этого смирились. Феврония вновь победила. Похоронили их возле храма Рождества Богородицы в Муроме. Теперь он разрушен, а чудотворные мощи Петра и Февронии лежат в соборном храме Муромского Троицкого монастыря.

Увы, нет пророка в своём отечестве. В рязанском Ласкове Февронию не то что не чтут, но как-то принижают. По тамошней версии, она была не мудрая дева, а местная дурочка, юродивая, которая потом вышла замуж за князя. И прозывают её отнюдь не Февронией, но Хавронией. Ну что же, сказочная Крошечка-Хаврошечка тоже много страдала, но потом вышла замуж очень удачно.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Тайное большинство

Сколько в России православных?

Закон о свободе совести описывает особое место православия в России. Однако о том, сколько представителей самой большой конфессии живут в России, не знают даже социологи и священники.

26.05.2019 13:00, Роман Шляхтин, codaru.com


Счастливы верующие?

84% населения планеты относят себя к той или иной религиозной группе, и это влияет на их уровень счастья

Что делает людей счастливыми? Ответить на этот вопрос, пожалуй, трудно. О счастье говорят столетиями. Философы, мыслители и активисты вроде Аристотеля, Жан-Жака Руссо или Бертрана Рассела называли счастье и удовлетворенностью жизнью одной из главных целей, мотивирующей людей.

28.02.2018 13:00, Кайонда губерт Мгамаба (Kayonda Hubert Ngamaba)


Православие в XXI веке

Распространение православия в разных странах мира

Бóльшая часть православных христиан мира сконцентрирована в Европе, причем в контексте общей численности населения их доля сокращается, а вот эфиопская община старательно следует всем предписаниям религии и растет.

29.11.2017 13:00, inosmi.ru


Праздник для несчастных

Люди стоят в очередях к православным святыням в том числе и потому, что веры в государство у них больше нет

Вот уже много дней продолжается паломничество петербуржцев к частице мощей Николая Чудотворца. Подобные мероприятия, которые можно отнести не только к религиозной, но и культурной жизни города, традиционно порождают массу слухов и дискуссий.

27.07.2017 18:05, Людмила Семенова, rosbalt.ru


Такая Россия

30% православных считают, что Бога нет

До 85% жителей России называют себя православными. При этом примерно треть из них признается, что в Бога не верит, а те, кто верят, в церковь почти не ходят. Так сколько же на самом деле православных в России?

06.04.2017 16:00, Николай Митрохин, takiedela.ru


Дары волхвов

«Первое рождество запомнилось запахом мандаринов и ладана»

Я спросила: «А Чей это портрет?» В ответ Леночка шепнула: «Это Богородица. У Ее Сына сегодня день Рожденья». «А чем это так вкусно пахнет?» — «Ладаном».

07.01.2017 13:00, Ирина Ахундова


Искусство добровольной боли

Как бороться с депрессией и нужно ли это делать

Как человек, долго и упорно борющийся со своими внутренними монстрами, я не один раз получала советы «просто отпусти» и «забей и двигайся дальше». Я никогда не понимала, что это значит. Как можно просто перешагнуть через черную дыру, которая находится в самом центре и, заглядывая в которую, я ни разу не видела дна. Я наблюдала за тем, как дыра постоянно расширялась, понемногу поглощая последние оплоты радости в моей жизни. Как у Бродского: «Сначала в бездну свалился стул, потом – упала кровать. Потом – мой стол, его я столкнул сам, не хочу скрывать».

24.05.2016 16:00, Юлия Ходаковская для The devochki


Гики-буддисты, мобильные церкви и требы онлайн

Как религия относится к новым технологиям

Последователи даже самых консервативных религий снимают круговые панорамы храмов, устанавливают автоматы по продаже церковных услуг и освящают современную военную технику. Большинство религий проникли в интернет и используют новые технологии в маркетинговых целях, а иногда и сами технологии становятся поводом для переосмысления веры или создания религиозных течений.

18.03.2016 16:00, Sergei Zotov


I want to believe

Сможет ли человечество жить без религии?

Число атеистов в мире растет, но значит ли это, что религия становится пережитком прошлого? Может ли развитие науки, образование или социальная стабильность уменьшить нашу потребность верить в сверхъестественное, и вообще, что дает человечеству обращение к высшим силам? Научный журналист Рэйчел Ньюэр исследовала вопрос в статье на сайте BBC Future, а T&P перевели основные тезисы.

03.03.2016 13:00, Дарья Варламова


Научное осмысление

Почему людям трудно отказаться от религии

Новые атеисты называют религию отравляющей смесью лжи. Но что если вера в сверхъестественное естественна?

08.02.2016 13:00, Джон Грей






 

Новости

Фонд «Нужна помощь» начал сбор средств на онлайн-сервис с бесплатными консультациями онкологов
Фонд «Нужна помощь» начал сбор средств на работу сервиса бесплатных онлайн-консультаций врачей-онкологов «Просто спросить».
«ОВД-Инфо»: в центре Москвы задержали почти 180 человек
В центре Москвы 10 августа задержали более сотни человек, передает «ОВД-Инфо». Столичное МВД сообщает о 136 задержанных.
МВД сообщило о 20 тысячах участников митинга на проспекте Сахарова
При этом «Белый счетчик» сообщает, что к 14:40 на проспекте было не менее 28 тысяч протестующих, к 15:00 — 40 тысяч, к 15:30 — более 47 тысяч.
На акции протеста в центре Москвы задержали 828 человек
В Москве на акции «Вернем себе право на выборы» вдоль Бульварного кольца задержали 828 человек, сообщает «ОВД-Инфо». Ранее сообщалось о 685 задержанных.
Экологи предсказали исчезновение российского леса через 10 лет
Масштабные пожары в Сибири и Забайкалье за 10 лет могут привести к полному уничтожению запасов промыслового леса, в том числе ценных пород древесины вроде кедра. Об этом «Известиям» рассказал эксперт лесной программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) Константин Кобяков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.