Подписаться на обновления
21 июляСуббота

usd цб 63.4888

eur цб 73.9327

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Андрей Носков   вторник, 1 декабря 2015 года, 13:00

Внешний взгляд на плоть
Елена Яичникова о теле в современном искусстве


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Портрет — главный жанр европейского искусства, ведь антропоцентризм западной мысли находил свое воплощение в художественных практиках во все времена. При помощи 10 современных художников, активно использовавших плоть в своих исследованиях, искусствовед Елена Яичникова рассказывает о том, как сюжеты XX века изменили модальность изображаемого тела.

Венский акционизм

Гюнтер Брус, Отто Мюль, Герман Нитш, Рудольф Шварцкоглер, Петер Вайбель


Радикальные перформансы венских акционистов, осуществлявшиеся в период 1960–1971 годов, — примечательная глава в истории искусства второй половины XX века, обнаружившей новый интерес к телесному. Работы венских художников задействовали человеческое тело, гениталии, кровь и экскременты, приносили своим исполнителям боль, нарушали сексуальные табу, шокировали зрителей и приводили к арестам художников. Для всей неформальной группы и во многом в индивидуальном творчестве ее участников тело становилось живописной поверхностью и художественным материалом, претерпевающим трансформацию. Обращенное к зрителю, оно выступало как оружие против консерватизма, конформизма и лицемерия послевоенного австрийского общества. Неся в себе критический заряд, акции венских художников одновременно напоминали коллективные мистерии с использованием жертвенных животных и христианских символов — крови, креста и вина. Их назначением было подарить зрителям трансгрессивный опыт и обеспечить необходимый катарсис, который позволил бы преодолеть скрытые травмы, излечить общество от насилия и обрести желанную свободу.

Жан-Жак Лебель


В начале 1960-х годов французский художник Жан-Жак Лебель начал создавать хэппенинги, имеющие форму театрализованных импровизаций, развивающихся вокруг заранее определенных сцен в сопровождении живой джазовой музыки. Обнаженные тела, секс, свежее мясо и кровь в духе венских акционистов смешивались в них с атрибутами политической жизни и символами потребительского общества. Так, в одной из сцен в хэппенинге «Изгнать дух катастрофы» (1962) две обнаженные девушки принимали полную крови ванну в масках Никиты Хрущева и Джона Кеннеди, что явно отсылало к Карибскому кризису. Во многом подобно акциям венских художников, хэппенинги Лебеля осуществляли социальную критику, которая имела отношение к нарастающему отчуждению человека, и выступали в качестве «коллективного экзорцизма», обращенного к обществу потребления, политической жизни и сексуальным запретам. Обнаженное тело было средством для сексуального освобождения и пробуждения политического сознания. Подобно венским акционистам Лебель считал, что художник должен осуществлять моральную трансгрессию и стать проводником коллективных желаний и надежд. События парижского мая 1968 года стали для Лебеля кульминацией его работ — грандиозным хэппенингом, который достиг желаемого превращения искусства в жизнь через коллективный опыт и подвел черту этой практике в собственном творчестве художника.

Кароли Шнееман

Кароли Шнееман — одна из заметных фигур американского художественного феминизма 1960–1970-х годов в его не столько рационально-критическом, сколько экспрессивном изводе. Быть женщиной — значит прежде всего осознать и принять свое тело, и главным для Шнееман было сексуальное освобождение женского тела, традиционно выступавшего лишь в качестве зеркала мужских желаний. Ее перформанс «Радость плоти» (Meat Joy), впервые представленный в Париже на Фестивале свободного самовыражения в 1964 году, был акцией в духе Жана-Жака Лебеля, по приглашению которого Шнееман приехала в Париж. Восемь мужчин и женщин танцевали, катались по полу, раздевали друг друга и взаимодействовали с разными предметами, включая краску, колбасу и ощипанного цыпленка, в эротическом ритуале, который прославлял тело как художественный материал. Другой известный перформанс художницы, «Внутренний свиток» (Interior Scroll, 1975), стал высказыванием о женском теле как об источнике художественного творчества, самопознания и истины. Трактуя библейский символ «свиток закона», обнаженная Шнееман извлекла у себя из промежности на глазах у зрителей длинную скрученную ленту бумаги и прочитала вслух написанный ею текст, который обыгрывал и разоблачал распространенные сексистские стереотипы.

Вито Аккончи


Попробовав себя в поэзии, в конце 1960-х годов американский художник Вито Аккончи обратился к перформансам, в центре которых оказывалось тело художника и границы, физические и психологические, которые отделяют его от других людей. Перформансы Аккончи этого периода задавались вопросом о том, где заканчивается интимное пространство и начинается взаимодействие с другим человеком. В работе Following Piece (1969) художник выбирал случайных прохожих на улице и следовал за ними до тех пор, пока те не оказывались в частном пространстве — машине, квартире или офисе. В перформансе Seedbed (1970) Аккончи укрылся в подполе галереи и мастурбировал, озвучивая через громкоговоритель свои сексуальные фантазии о зрителях, чьи шаги слышал над собой. В работе Trademarks (1970) художник изо всех сил впивался зубами в свое тело, демонстрируя оставленные на коже следы как видимые знаки пределов физического контакта. В 1970-е годы вместе с открытием видео как нового медиа Аккончи сделал камеру свидетелем в изучении собственного тела и психологического взаимодействия с окружающими. Его записанные на видео перформансы содержали прямые обращения художника к зрителю и, таким образом, помещали его в позицию не просто вуайериста, но свидетеля и доверенного лица художника.

Брюс Науман


На заре своей карьеры в конце 1960-х годов американский художник Брюс Науман решил, что все, чем занимается художник в своей мастерской, является искусством, и открыл для себя тело как самый доступный из принадлежащих художнику материалов. Результатом стала целая серия работ, в которых Науман фиксировал на видео свои действия — обходил мастерскую по периметру очерченного на полу квадрата, бился об угол комнаты, наносил на тело краску и растягивал губы в гримасах, исследуя свое тело в границах пространства. Последующие работы Наумана продолжили эксперименты с физическим и пространственным восприятием человека и связанными с ним психологическими реакциями. «Видеокоридоры» Наумана, в которых зрители проходили по узкому коридору и видели на экране свое изображение со спины или под углом как фигуру чужого человека или наблюдали за тем, как по мере своего приближения к камере их тело отдалялось, — это опыт потери связи с собственным телом в пространстве и отчуждения от него, достигаемого за счет визуального несовпадения. Осознание себя, как полагал Науман, должно происходить не только за счет мыслительных процессов, но и через восприятие своего тела.

Орлан


Французская художница Орлан — пример безжалостного преображения собственного тела средствами пластической хирургии. В 1992 году Орлан выпустила «Манифест телесного искусства» (L’Art Charnel) и объявила свое тело «измененным реди-мейдом» (ready-made modifie), меняющимся с помощью современных технологий. Самый известный проект художницы, «Преображение Святой Орлан» (1990–1993), состоял из девяти пластических операций, осуществленных в виде перформансов, которые документировались на фото и видео, а также транслировались в различные музеи и центры современного искусства. В результате этих операций отдельные части лица Орлан были «вылеплены» согласно канонам женской красоты различных европейских эпох, увековеченных на картинах Боттичелли, Гойи, Моро и других великих мастеров прошлого. В своих последующих работах Орлан вживила себе под кожу лба имплантаты, напоминающие о лицах инопланетных персонажей фантастических фильмов, заинтересовалась канонами красоты племен Африки и Океании и пришла к биоискусству на пути к реализации своего самого грандиозного проекта — оставить свое мумифицированное тело в коллекции какого-либо музея.

Люсьен Фрейд


Британский художник Люсьен Фрейд — живописец тела в его физиологическом аспекте. В отличие от Энгра, пренебрегавшего природой ради красоты изгибов, пастозные портреты Фрейда безжалостны к своим моделям. Его беспристрастный взгляд, сравнимый со взглядом патологоанатома, запечатлевал плоть в самом неприглядном виде, выставляя на всеобщее обозрение ее отталкивающее естество, изъяны, старческое увядание, разрушение и уязвимость. Работы Фрейда представляют тело, лишенное социальных атрибутов. Тело, не вызывающее желания. Тело как бремя, которое приходится нести. Немолодые мужчины и женщины, распростертые на полу, кровати или кресле в замкнутом пространстве комнаты, демонстрируют свою наготу с отсутствующим и уставшим взглядом, отвернувшись от зрителя или забывшись сном. В отличие от классических портретов их «зеркалом души» является не взгляд, а тело — то, что связывает человека с миром и несет на себе его безжалостные следы.

Марина Абрамович


Искусство для Марины Абрамович — это площадка для преодоления себя и испытания возможностей собственного тела. За свою 40-летнюю карьеру художница осуществила перформансы, в которых подвергала себя опасности, переступала порог боли и расширяла границы возможного: принимала медикаменты, влияющие на работу ее тела и сознания, на глазах у зрителей («Ритм 2», 1974), лежала в центре горящей пятиконечной звезды до потери сознания («Ритм 5», 1974), представляла свое тело в распоряжение посетителей галереи, которые могли воспользоваться оставленными на столе и порой опасными предметами («Ритм 0», 1974), провела 12 дней на виду у зрителей в макете квартиры из трех комнат («Дом с видом на океан», 2002) и просидела на стуле 736,5 часов, глядя в глаза сидящим перед ней по очереди людям («В присутствии художника», 2010). На протяжении своего творчества Марина Абрамович исследует связь между телом и духом, что во многом созвучно ее интересу к духовным практикам Тибета и шаманизму. В основе ее перформансов лежит преодоление страхов — боли, страданий и смерти. Каждая работа, по признанию художницы, дает ей основание почувствовать себя сильнее и внушить это чувство зрителям.

Сантьяго Сьерра


Начиная с 1998 года испанский художник Сантьяго Сьерра эксплуатирует тело человека и производимый им труд, для того чтобы исследовать и сделать видимой природу и функционирование современного глобального капитализма. В работах, которые принесли ему славу самого радикального художника своего времени, Сьерра демонстрирует тело как наемную силу и дешевый товар, обнажая экономическое неравенство между странами первого, второго и третьего мира. Как правило, художник нанимает за небольшие деньги людей из неблагополучных стран и социальных слоев, которые соглашаются выполнять изнуряющие, бесполезные и унизительные действия — предоставить свою спину для татуировки, нести на своих плечах тяжелые балки в качестве живых подпорок в галерее или выстроиться согласно цвету своей кожи подобно скульптурам. Выступая в качестве циничного и безжалостного работодателя, Сьерра заставляет зрителей воочию увидеть несправедливость, лежащую в основе капиталистической системы, и осознать себя частью системы глобальной экономики, для которой тело человека — не что иное, как объект эксплуатации и получения прибыли.

Рон Мьюек


Гипернатуралистичные скульптуры из стекловолокна и силикона Рона Мьюека, получившего известность благодаря стараниям арт-дилера Чарльза Саатчи и бренду «молодые британские художники», оставляют зрителя со своими чувствами и эмоциями. Его первая известная работа Dead Dad (1997) воспроизводит обнаженное тело умершего отца художника, на одну треть уменьшенное в размерах. Последующие работы Мьюека представляют младенца со складками кожи и едва появившимися волосами, беременную женщину, присевшего на корточки мальчика, обнаженного грузного мужчину, прислонившегося к стене, лежащую в кровати женщину и поседевших старушек. Все скульптуры отличает не только детальная проработка, но и неправдоподобный размер — Мьюек увеличивает или уменьшает натуральный размер человека, играя с правдоподобием своих работ. Этот намеренный сбой в восприятии скульптур Мьюека позволяет в полной мере осознать механизм их воздействия — человеческий глаз всякий раз ищет живое в неживом теле, проецируя на него свои чувства, эмоции, и награждая сочувствием.

Источник: Теории и практики




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Загадка в раме

Картина XVII века рассказала историю семьи, потерпевшей крах

После нескольких лет исследований картина «Сокровища Пастона» вновь предстала перед зрителями в Норидже. Рядом выставлена часть изображённых на ней диковинок, которые удалось проследить и заимствовать для экспозиции. Учёные прочли ноты в руках маленькой бледной девочки и впервые воспроизвели записанную мелодию, а также обнаружили, что полотно предсказало крах одной из некогда самых богатых семей Англии.

08.07.2018 19:00, artchive.ru


Почему Микеланджело ходил в рваных сапогах

Скряга или обделенный гений?

Мы привыкли к тому, что преуспевающие художники, писатели и музыканты, как правило, очень богатые люди. Но так было не всегда — прежде чем сложился свободный рынок произведений искусств, художники во всем зависели от своих покровителей и заказчиков. Впрочем, некоторым это и в те времена не мешало наживать сказочные богатства. Об одном таком титане эпохи Возрождения рассказывает историк и ведущий телеграм-канала «Пиастры!» Артем Ефимов.

30.06.2018 19:00, Артем Ефимов, nplus1.ru


Рисунок в рисунке

Скрытые секреты обнаружили исследователи на картинах Пикассо

Реставраторы из Художественной галереи Онтарио завершили трёхлетнее исследование картины «Суп» Пабло Пикассо из коллекции учреждения. Оно не только пролило свет на многочисленные вопросы, давно волновавшие учёных, но и выявило значительные изменения в композиции, углубив познания о «голубом периоде» художника с 1901 по 1904 годы.

09.06.2018 19:00, artchive.ru


От Демона к Пророку

История болезни Врубеля

Жизнь Михаила Врубеля располагала ко многим домыслам и легендам, в том числе и самым мистическим. В нем сочеталось столько парадоксов, что трудно было понять, где закачиваются особенности его мечущейся творческой натуры и начинается патология. Уже современники Врубеля, странным образом, связывали его искусство с чем-то болезненным. Взаимосвязь одаренности и психических заболеваний остается неразрешенной до сих пор и часто обсуждается в психиатрической литературе.

28.05.2018 19:00, Ирина Фрыкина, artchive.ru


Анатолий Зверев и Оксана Асеева: «Старуха, я тебя люблю!»

Роман художника и его музы

В конце 1960-х в Москве по улице Горького шли два не очень трезвых художника: Дмитрий Плавинский и Анатолий Зверев. Внезапно Плавинский предложил: «Давай зайдем в гости к Асеевой!» И уже через несколько минут нежданные гости сидели за накрытым столом: хрусталь, столовое серебро, дорогие закуски. В доме антикварная мебель, хорошая библиотека, живопись в солидных рамах. Но 37-летний Зверев, одетый в какие-то лохмотья, ничуть не смущен тем, насколько его внешний вид контрастирует с обстановкой: он, не отрываясь, смотрит на хозяйку, благородную даму, которой уже за семьдесят. Внезапно он восклицает: «Старуха, я тебя люблю!» Так начался роман одного из самых ярких художников-авангардистов ХХ века и вдовы поэта Николая Асеева, знаменитой «музы русского футуризма».

11.05.2018 19:00, izbrannoe.com


Одна на миллион

В Женеве выставили картину Пикассо, у которой 25 тысяч владельцев

Можете представить себя владельцем одной двадцатипятитысячной части картины Пабло Пикассо? Именно 25 тысяч человек объединились и вскладчину купили работу мастера, которая теперь выставлена в Музее современного искусства в Женеве. Интернет-пользователи приобрели её на швейцарской электронной торговой площадке Qoqa, где обычно продаются инструменты, чемоданы и дешёвые турпоездки.

05.05.2018 19:00, artchive.ru


«У Репиных за столом ничего, кроме сена, не дадут»

О жёнах русских художников

«Женщина-пылесос» - именно так философ Василий Розанов называл спутницу Ильи Репина Наталью. Под ее влиянием художник стал вегетарианцем. На обед подавали такие экзотические блюда, как жаркое из картофельной шелухи и супы с добавлением сена. Выдающийся художник смирился с нововведениями и покорно пил кофе из свеклы. Кроме того, Наталья выгнала из дома часть прислуги.

13.02.2018 19:00, diletant.media


Метамодерн — новый способ смотреть на мир

Не стесняясь своего вкуса

Если вы ещё не заметили, эпоха постмодерна закончилась: постмодернисты не могут больше сказать ничего нового о нас самих и мире, в котором мы живём. На смену приходит метамодерн, который поможет если не осмыслить происходящие перемены, то хотя бы со многим смириться.

11.02.2018 13:00, Влад Чертыков для newtonew.com


7 тайн «Страшного суда» Микеланджело

Почему нельзя докучать художникам

Легко и радостно творилось бы художнику, когда б не нетерпеливый заказчик. Микеланджело, всегда предпочитавший скульптуру живописи, стремился первым делом закончить гробницу римского папы Юлия II, но новый понтифик Павел III настаивал, чтобы мастер как можно скорее принялся за фреску с изображением Страшного суда для Сикстинской капеллы. Художник помнил, как более двадцати лет назад проклинал все на свете, когда расписывал в том же помещении потолок, балансируя на шатких лесах в неудобной позе, отчего нестерпимо болела спина. И вот опять то же самое…

30.01.2018 16:00, Семен Мартынов для «Вокруг света»


«У нас Рембрандт в подвале пылится, вам надо?»

Как братья из Нью-Джерси нашли потерянного Рембрандта стоимостью $ 1 млн под столом для пинг-понга

Когда трое братьев из американского города Тинек (Teaneck) обратились к аукционисту Джону Наю, чтобы продать коллекцию старых семейных вещей, Най подумал, что серебряный чайный сервиз принесет больше, чем треснувшая и выцветшая 9-дюймовая картина.

28.01.2018 19:00, «Избранное»






 

Новости

Умерла переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак
Переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак умерла в пятницу, 20 июля, в возрасте 55 лет.
В Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России пройдет вечер «Корифеи сербских шахмат»
Вечер «Корифеи сербских шахмат», приуроченный к Международному дню шахмат, пройдет в Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России 19 июля. Среди почетных гостей мероприятия ожидаются 10-й чемпион мира по шахматам Б.В. Спасский, а также Чрезвычайный и полномочный посол Республики Сербии в России Терзич Славенко.
В Британии нашли сценарий Кубрика, потерянный 60 лет назад
В Британии обнаружили сценарий Стэнли Кубрика по новелле Стефана Цвейга «Жгучая тайна», считавшийся утерянным. Находку сделал Натан Абрамс, профессор кинематографии Бангорского университета в Уэльсе. Об этом пишет The Guardian.
Проект «Открытая библиотека» представлен на конференции «Петербургские коллегиальные чтения – 2018»
27 — 29 июня 2018 года в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялась 20-ая Научно-практическая конференция на тему: «Интеллектуальная собственность: теория и практика», которую проводила Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных. В ходе работы конференции были рассмотрены теоретические и практические вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности и защиты интеллектуальных прав.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» представлен в Центральной научной медицинской библиотеке МГМУ им. И.М. Сеченова
25 июня в Центральной научной медицинской библиотеке МГМУ им. И.М. Сеченова состоялось мероприятие НП «Викимедиа РУ», в рамках которого выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник вики-проектов Анатолий Цапенко. Докладчики рассказали о проекте Ресурсный центр «Открытая библиотека», представили информационные и методические материалы, созданные в процессе работы над проектом, а также объяснили принципы открытого доступа к научной информации и правовые аспекты использования открытых лицензий Creative Commons.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.